Практическая деятельность юриста на транспортном предприятии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическая деятельность юриста на транспортном предприятии



Практическая деятельность юриста на транспортном предприятии

Конспект лекций (Часть 1)

Для студентов ЮФ

 

 

Практическая деятельность юристов на транспортном предприятии

Юридическая служба - самостоятельная функциональная служба предприятия, выполняющая контрольные функции за соблюдением действующего законодательства на данном предприятии и оказывающая правовую помощь руководителям, администрации и подразделения предприятия в разрешении вопросов, связанных с применением законодательства.

В соответствии с Гражданским кодексом Украины правоспособность предприятия как юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации. В связи с этим еще до начала функционирования предприятия возникает необходимость подготовки учредительных документов, их последующей государственной регистрации, что требует активного участия в этой работе юридической службы. Факт государственной регистрации завершает процедуру создания предприятия и одновременно означает, что юридическая служба включается в работу по реализации задач и функций, предусмотренных учредительными документами предприятия, в характерных для этой службы формах и методах работы.

Юридическая работа на предприятии включает в себя:

1. выполнение функций по предупреждению правонарушений путем визирования ею решений, постановлений, приказов, распоряжений и иных документов правового характера, издаваемых органами управления предприятия (общими собраниями акционеров, участников, советами директоров, генеральными директорами и т.п.),

2. защите прав и законных интересов предприятия путем участия в планировании сделок,

3. подготовке и визировании договоров (контрактов),

4. предъявлении претензий и исков,

5. представительства в судебных и правоохранительных органах,

6. а также выполнения работы по систематизации локальных актов и участия в правовоспитательной работе в трудовом коллективе.

Специфика юридической службы в том, что она, являясь составной частью структуры предприятия, призвана направлять ведение хозяйственной деятельности, бизнеса в законное русло и именно с позиций закона обеспечивать защиту имущественных и иных интересов предприятия. Несмотря на то, что указанное определение охватывает основные направления деятельности юридической службы на предприятии, оно не имеет исчерпывающего характера. Существуют некоторые особенности юридической работы в государственных предприятиях, акционерных обществах и других организациях. Эти особенности могут быть отражены в положениях о соответствующих юридических службах. Важно четко определить смысл деятельности юридических служб, их роль и место в решении задач, стоящих перед предприятиями.

 

Организация работы юридического отдела на предприятиях, в учреждениях, организациях

 

Юридический отдел создается с целью осуществления деятельности предприятия в соответствии с требованиями законодательством. Юридический отдел вне зависимости от его численности не может быть включен в состав другого подразделения предприятия.

Руководство предприятия обязано

1. обеспечивать юридический отдел электронной базой данных, о действующем законодательстве,

2. создавать условия для повышения работниками отдела своей квалификации и выполнения ими возложенных на них служебных обязанностей.

Задачи юридического отдела

1. обеспечение законности и легитимности при осуществлении деятельности организации;

2. юридическая защита интересов организации;

3. договорная, претензионная и исковая работа;

4. консультирование руководителей структурных подразделений организации по юридическим вопросам.

Функции юридического отдела. Юридический отдел выполняет следующие функции:

1. поиск, сбор нормативно-правовых документов, необходимых для осуществления деятельности организации;

2. проверка соответствия закону представляемых на подпись руководителю предприятия проектов инструкций, положений и других документов правового характера;

3. визирование проектов, составленных юридически правильно по существу и форме;

4. возврат проектов без визы в подразделения (специалистам), их разработавших, с указанием положений не соответствующих законодательству, и приведением обоснованных ссылок на нормативно-правовые акты.

Юридический отдел предприятия обязан:

1. Проверять соответствие законодательству представляемых на подпись руководству предприятия проектов приказов, инструкций, положений и других документов, правового характера, визировать их, в случае если они не противоречат законодательству.

2. В случае представления на визу проекта документа противоречащего законодательству, начальник отдела, не визируя его, письменно сообщает свои замечания по проекту.

 

Содержание транспортного договора и его основные виды, используемые в работе юриста

Договор перевозки груза

В соответствии со статьей 909 Гражданского кодекса Украины по договору перевозки груза одна сторона (перевозчик) обязывается доставить доверенный ей второй стороной (отправителем) груз к пункту назначения и выдать его лицу, которое имеет право на получение груза (получателю), а отправитель обязывается оплатить за перевозку груза установленную плату. Такой договор должен быть заключен в письменной форме, а его заключение должно быть подтверждено составлением транспортной накладной (коносамента или другого документа, установленного транспортными кодексами, или уставами).

Субъектами отношений перевозки грузов являются перевозчики, грузоотправители и грузополучатели.

Статья 307 Хозяйственного кодекса Украины определяет, что договор перевозки груза – это договор, за которым одна сторона (перевозчик) обязывается доставить вверенный ей второй стороной (грузоотправителем) груз к пункту назначения в установленный законодательством или договором срок и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (грузополучателю), а грузоотправитель обязывается оплатить за перевозку груза установленную плату. Кроме того, ХКУ возлагает на перевозчика обязанность обеспечивать грузоотправителей бланками перевозочных документов согласно с правилами осуществления соответствующих перевозок.

Хозяйственный кодекс устанавливает специальные названия для долгосрочных договоров перевозки в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка:

долгосрочный – на железнодорожном и морском транспорте,

навигационный – на речном транспорте (внутреннем флоте),

специальный – на воздушном транспорте,

годовой – на автомобильном транспорте.

Договор перевозки пассажира

По договору перевозки пассажира одна сторона (перевозчик) обязывается перевезти вторую сторону (пассажира) к пункту назначения, а в случае сдачи багажа – также доставить багаж к пункту назначения и выдать его лицу, которое имеет право на получение багажа, а пассажир обязывается оплатить установленную плату за проезд, а в случае сдачи багажа – за его провоз.

Заключение договора перевозки пассажира и багажа подтверждается выдачей билета и багажной квитанции, формы которых установлены транспортными кодексами (уставами).

Особенным видом договора перевозки является договор перевозки в прямом смешанном соединении. В этом случае перевозки груза, пассажиров, багажа, почты осуществляется несколькими видами транспорта за единственным транспортным документом.

Кроме того, перевозчик и грузовладелец (владелец) в случае необходимости осуществления систематических перевозок могут заключить долгосрочный договор. За ним перевозчик обязывается в установленные сроки принимать, а грузовладелец (владелец) – передавать для перевозки груз в установленном объеме. В долгосрочном договоре перевозки груза отмечаются объем, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и передачи груза для перевозки, порядок расчетов, а также другие условия перевозки.

Если из закона, других правовых нормативно актов или лицензии, выданной юридическому лицу, выплывает, что она должна осуществлять перевозку груза, пассажиров, багажа, почты за обращением какого-нибудь лица, такая перевозка будет считаться перевозкой транспортом общего пользования. Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором.

 

Нормативные акты, которые регулируют перевозку: •Воздушный кодекс от 4 мая 1993 г. № 3167-XII. • Кодекс торговой мореходности Украины от 23 мая 1995 г. № 176/95-ВР. • Водный кодекс Украины от 6 июня 1995 г. № 213/95-ВР. Законы Украины: • «О присоединении Украины к Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 года и Протокола 1976 года к ней» от 15 июля 1994 г. № 115/94-ВР. • «Об участии Украины в Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенции МДП 1975 года)» от 15 июля 1994 г. № 117/94-ВР. • «О транспорте» от 10 ноября 1994 г. № 232/94-ВР. • «О трубопроводном транспорте» от 15 мая 1996 г. № 192/96-ВР.   • «О железнодорожном транспорте» от 4 июля 1996 г. № 273/96-ВР. • «О ратификации Конвенции о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа» от 8 апреля 1999 г. № 581-XIV. • «О перевозке опасных грузов» от 6 апреля 2000 г. № 1644-III. • «Об автомобильном транспорте» от 5 апреля 2001 г. № 2344-III. • «О почтовой связи» от 4 октября 2001 г. № 2759-III. • «О присоединении Украины к Конвенции о международных железнодорожных перевозках (КОТІФ)» от 5 июня 2003 г. № 943-IV. • «О городском электрическом транспорте» от 29 июня 2004 г. № 1914-IV. • «О транспортно-экспедиторской деятельности» от 1 июля 2004 г. № 1955-IV. • Постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении Устава железных дорог Украины» от 6 апреля 1998 г. № 457. Приказы Министерства инфраструктуры (транспорта) Украины: • «Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа и почты железнодорожным транспортом Украины» от 28 июля 1998 г. № 297. • «Об утверждении отдельных разделов Правил перевозки грузов» от 21 ноября 2000 г. № 644.

Напомним, что публичным является договор, в котором одна сторона – предприниматель взяла на себя обязательство осуществлять продажу товаров, выполнение работ или предоставление услуг каждому, кто к ней обратится. Условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, кроме тех, кому за законом предоставленные соответствующие льготы. Предприниматель не имеет права предоставлять преимущества одному потребителю перед другим относительно заключения публичного договора, если другое не установлено законом. Он также не имеет права отказаться от заключения публичного договора при наличии у него возможностей предоставления потребителю соответствующих товаров (работ, услуг). В случае необоснованного отказа предпринимателя от заключения публичного договора он должен возместить убытки, нанесенные потребителю таким отказом.

Актами гражданского законодательства могут быть установлены правила, обязательные для сторон при заключении и выполнении публичного договора. Да, статьей 4 Закона Украины «О городском электрическом транспорте» от 29 июня 2004 г. № 1914-IV установлено, что оплата транспортных услуг проводится непосредственно пассажирами и заказчиком. Право на пользование транспортными услугами предоставляют приобретенный разовый билет, закомпостированный абонементный талон, проездной билет длительного пользования, карточка или удостоверение, что дает право на льготный проезд согласно с законодательством. Перевозчик не имеет права отказываться от льготных перевозок, кроме случаев, предусмотренных законами.

Другим примером указанного нормативного акта является приказ Министерства транспорта и связи Украины от 10 августа 2004 г. № 712, зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 19 августа 2004 г. за № 1029/9628, которым утверждены Правила пользования Харьковским метрополитеном.

Фрахтование судов

Фрахтование- это наем судна за определенную плату во временное пользование для перевозки грузов, пассажиров или выполнения определенных работ.

Фрахтование производится брокерскими фирмами по уполномочию фрахтователя.

Фрахтователь- это продавец, или покупатель груза, либо их представитель, нанимающий на определенных условиях судно.

Фрахтовщик- это владелец судна, предоставляющий его на определенных условиях для перевозки грузов, пассажиров, производства различных работ за определенную плату.

Т.е. можно говорить о том, что фрахтование- это особая форма сдачи судна в аренду. И так как это особая форма, то этому договору присущи специфические условия такой сдачи в аренду, и специфика уплаты соответствующих платежей за пользование судном, которые называются фрахтом.

Фрахт- это одна из форм платы за морскую перевозку грузов, пассажиров либо использование судов на протяжении определенного времени. Устанавливается по соглашению сторон по каждой конкретной сделке. Фрахт является обязательным только для участников договора и в течение срока действия чартера.

Фрахт выражает цену продукции морского транспорта и устанавливается под влиянием конкурентной борьбы на фрахтовом рынке с учетом спроса и предложения на тоннаж (суда) и грузы. Обычно ставка фрахта устанавливается за один порт погрузки и один порт выгрузки. За каждый дополнительный порт погрузки или выгрузки взимается надбавка по тарифу или соглашению сторон.

Если чартер предоставляет фрахтователю право замены одного порта или груза другим, ставка устанавливается на базисные порты и грузы.

Документ, который подтверждает заключение и действие договора фрахтования носит название чартер.

Чартер- это договор фрахтования, заключаемый между фрахтовщиком и фрахтователем.

В торговом мореплавании, как правило, используют типовые формы чартеров (иногда в них вносят некоторые изменения и дополнения).

Чартеры могут заключаться:

1. заблаговременно;

2. в срочном порядке- ПРОМПТ;

3. с условием немедленной готовности судна к погрузке- СПОТПРОМПТ.

В чартере зафиксировано распределение функций и затрат между фрахтовщиком и фрахтователем по содержанию экипажа, поддержанию судна в мореходном состоянии, его ремонту, снабжению, оплате сборов, стивидорных работ и т.п.

Чартерное фрахтование является самым распространенным видом фрахтования морских судов.

Основные виды фрахтования морских судов могут быть подразделены на две группы.

К первой группе – рейсовое фрахтование относятся такие виды фрахтования, при которых за судовладельцем (фрахтовщиком) сохраняется контроль за работой и использованием судна, а вместе с тем и связанный с этим коммерческий риск: фрахтование на один рейс, на круговой рейс, на несколько последовательных рейсов и по генеральному контракту.

Практическая деятельность юриста на транспортном предприятии

Конспект лекций (Часть 1)

Для студентов ЮФ

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 2142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.104.109 (0.024 с.)