К выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра

«Планирование рейса и расчеты по переходу судна»

по направлению 1003"Судовождение и энергетика судов";

для студентов дневной и заочной форм обучения

 

 

под общей редакцией Г.В. Белокур.

 

Севастополь

ББК 39.471.7

М 545

УДК 656.61.052

 

 

В книге содержится методика выполнения выпускной квалификационной работы бакалавра и правила ее оформления в соответствии с ДСТУ. Отдельно изложено содержание глав, разделов и подразделов работы.

 

Методические указания к выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра по направлению 1003 "Судовождение и энергетика судов" для студентов дневной и заочной форм обучения. Составители: преподаватели кафедры «Судовождение и морская безопасность» С.Н.Скворцов, Н.Г.Иванчук., П.Х. Лобода под общей редакцией Г.В. Белокур.

Севастополь

 

Рецензент: капитан 2 ранга Гусак И.И.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Цель методических указаний: методическая и информационная помощь при выполнении выпускной квалификационной работы бакалавра по тематике, разработанной и утвержденной кафедрой "Судовождение и морская безопасность" СВМИ. Структура разделов работы соответствует стандарту компетентности STCW Code гл II, раздел А-I/1, таблица А-II/І.

 

Общее название бакалаврской работы «Планирование рейса и расчеты по переходу судна типа (тип судна) по маршруту (порт отхода) — (порт прихода)».

 

Выпускная квалификационная работа бакалавра является составной частью государственной аттестации выпускника факультета судовождения и энергетики судов на образовательно-квалификационном уровне «бакалавр», квалификация «штурман».

Методика соответствует требованиям Государственного стандарта Украины ДСТУ-3008-95 «Документация. Отчеты в сфере науки и техники», обсуждалась и одобрена на заседании кафедры Судовождение и морская безопасность 7октября 2005 г., протокол № - 3

 

СОКРАЩЕНИЯ И ОБОЗНАЧЕНИЯ

 

В работе рекомендуется использовать следующие сокращения и обозначения (список может быть дополнен по усмотрению автора ВКРБ):

ВКРБ – выпускная квалификационная работа бакалавра

ИМО – Международная морская организация

ТСС – технические средства судовождения

РТСНО – радиотехнические средства навигационного оборудования

СНО – система навигационного оборудования

ДСО – диаграмма статической остойчивости

ДДО – диаграмма динамической остойчивости

ЦПАП – Центр подготовки и аттестации плавсостава

РШСУ-98 ­– Рекомендации по организации штурманской службы на морских судах Украины-1998

МКУБ – Международный кодекс по управлению безопасностью. Резолюция ИМО А.741(18) от 04.11.93

ОМС – определение места судна

СВМИ – Севастопольский военно-морской институт им. П.С. Нахимова

ППХ – полный передний ход

ПСХ – передний средний ход

ПМХ – передний малый ход

ЗХ – задний ход

ГД – главный двигатель

ИМ ГУНиО – Извещения мореплавателям Главного управления навигации и океанографии

ДБК – дуга большого круга

МАМС – Международная ассоциация маячных служб

РСКП – радиальная средняя квадратическая погрешность

ГМЦ – гидрометеорологический центр

 

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В методических рекомендациях показана очерёдность действий при выполнении бакалаврской работы, методика раскрытия глав и тем работы, а также правила оформления графического материала, предъявляемого к защите.

Одной из важнейших основ безопасности плавания судна является тщательная подготовка к переходу. Подготовка к переходу – комплекс проводимых на судне мероприятий перед выходом в море, обеспечивающих готовность к грамотному, быстрому и точному решению задач судовождения. Разработка и защита (ВКРБ) поможет систематизировать, закрепить теоретические знания и практические умения для выполнения функциональных обязанностей вахтенного помощника капитана.

Выбор темы ВКРБ студент осуществляет на кафедре «Судовождение и морская безопасность» в 8 семестре и согласовывает ее с руководителем. Темы ВКРБ закрепляются за студентами, полностью выполнившими учебный план бакалавра, и утверждаются приказом начальника института за 2 месяца до начала работы ГЭК. Изменение тем бакалаврских работ возможно только приказом начальника института. Тема, написанная в листе-задании и на титульном листе дипломной работы, должна полностью совпадать с формулировкой темы в приказе начальника института.

Получив задание на бакалаврскую работу, студент должен уяснить:

· исходные данные по работе (рейсовое задание);

· перечень и сущность вопросов, подлежащих разработке;

· перечень и содержание материалов, предъявляемых к защите.

Студент обязан составить календарный план работы и согласовать его с руководителем. Написание пояснительной записки и оформление графического материала должна быть закончена за 7-10 дней до начала Государственной аттестации.

Примерный расчёт рабочего времени по календарному плану:

· подбор картографического материала, руководств, пособий по теме бакалаврской работы – 5%;

· изучение, анализ и оценка навигационно-гидрографической гидрометеорологической обстановки по маршруту перехода – 30%;

· изучение требований Международных конвенций в отношении несения навигационной вахты, безопасности жизни на море и охране окружающей среды – 10%;

· уяснение порядка использования имеющихся грузовых устройств, размещению груза на судне и поддержания судна в мореходном состоянии – 20%;

· написание пояснительной записки – 15%;

· оформление графического материала – 10%;

· подготовка к защите бакалаврской работы (отработка доклада) и резерв времени – 10%.

Рекомендуется разработанные темы и разделы по тексту пояснительной записки и по графическому материалу в черновом виде согласовывать с руководителем работы.

Руководитель дипломной работы проверяет соответствие пояснительной записки и иллюстративного материала требованиям стандарта по оформлению ВКРБ и выносит заключение о допуске студента к защите на кафедре. При этом им пишется отзыв о работе с соответствующим заключением. Титульный лист оформленной ВКРБ подписывается руководителем, консультантами, ответственным лицом нормоконтроля и утверждается заведующим кафедрой. Затем дипломная работа вместе с отзывом руководителя представляется на рецензирование. После получения рецензии ВКРБ направляется на защиту. Выпускная квалификационная работа бакалавра не может быть предъявлена на защиту Государственной экзаменационной комиссии при совместном заседании с Государственной квалификационной комиссией в том случае, если:

· студент не прошел в полном объёме ценз плавательной практики (12 месяцев);

· не имеет документов для присвоения звания «штурман» (получения рабочего диплома) согласно требованиям Постановления КМУ №-38 от 15.01.2005 года, Кодекса и Конвенции по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты.

Пояснительная записка выполняется рукописно и аккуратно чёрными чернилами (шариком), а также может быть выполнена в машинописном или компьютерном варианте в соответствии с ЕСКД. Графический материал оформляется в соответствии с рекомендациями, изложенными в Справочнике судоводителя по безопасности плавания (В.Т. Кондрашихин и др. – Одесса, «Маяк»; 1990, с.90-93). Шрифт и условные обозначения на графических материалах используют в соответствии с Условными обозначениями на морских картах и планах.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ БАКАЛАВРА

 

ВВЕДЕНИЕ

Во введении к ВКРБ описываются задачи отрасли, альтернативные пути решения этих задач, требования к судну в связи с решением задач по отрасли (развитие транспортного флота, транспортные системы и т.п.).

На основании этих данных предлагается направление совершенствования технической эксплуатации с учетом безопасности мореплавания, предотвращения загрязнения окружающей среды и эффективности работы судна.

Все разделы ВКРБ выполняются в соответствии с ЕСКД. Объем введения 2-3 страницы.

 

РАЗДЕЛ 1

РАЗДЕЛ 2

НАВИГАЦИОННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕРЕХОДА

2.1 Навигационная подготовка

В разделе следует изложить общие требования к планированию перехода на основании следующих документов:

· Резолюция ИМО А.893 (21) -1999 «Руководство по планированию рейса»;

· Конвенция и кодекс по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты (ПДМНВ-78/95) - International Convention on Standards of Training, Certification and Watchkeeping for Seafarers, 1978/95 (STCW-78/95);

· Рекомендации по организации штурманской службы на морских судах Украины (РШСУ-98);

· Bridge Procedures Guide, ICS, 1998 (BPG);

· Bridge Team Management, IMO, 1993 (BTM).

Важной задачей навигационной безопасности плавания судна, является тщательная навигационная подготовка к переходу.

К основным мероприятиям предварительной навигационной подготовки относятся:

· подбор навигационных карт, лоций, руководств для плавания для предстоящего маршрута перехода;

· составление заявки и заказ дополнительных карт и пособий для плавания;

· корректура карт, лоций и пособий для предстоящего плавания;

· предварительная навигационная прокладка маршрута перехода и предварительные навигационные расчеты;

· изучение и анализ навигационно-гидрографической, астронавигационной и гидрометеорологической обстановки по маршруту перехода, международно-правовых условий плавания и возможного влияния этих факторов на выполнение судном рейсового задания;

· определение вариантов использования технических средств судовождения и средств навигационного оборудования по маршруту перехода;

· анализ и учёт прогноза погоды по данным лоции, а также (текущего, долгосрочного) на основе синоптических карт района плавания и текстовых прогнозов, передаваемых ГМЦ;

· проверка и подготовка всех ТСС (технических средств судовождения).

 

На данный переход.

 

Здесь необходимо описать порядок подбора карт и навигационных пособий для предстоящего перехода, используя Каталог карт и книг издания ГУНиО МО Российской Федерации или Каталог Адмиралтейских карт и публикаций (Catalogue of Admiralty Charts and other Hydrographic Publications), ежегодно издаваемых Гидрографией Британского Адмиралтейства.

Сведения о подобранных картах и книгах оформляются в виде таблиц 2.1 и 2.2. Список карт оформляется в следующей последовательности:

1. Навигационные морские карты:

· генеральные карты (М = 1:1000000 – 5000000) – для изучения района и составления графического плана;

· путевые карты (М = 1:100000 - 1000000) – для плавания в открытом море, значительном удалении от берега;

· частные карты (М = 1:25000 - 100000) – для плавания вблизи берегов и в узкостях;

· планы (М = 1:500 - 25000) – портов, бухт, рейдов и мест якорных стоянок.

2. Морские вспомогательные и справочные карты, к которым относятся:

· обзорные, радиомаяков и радиостанций, радионавигационных систем, гидрометеоэлементов, элементов земного магнетизма, батиметрические, грунтов, часовых поясов, рекомендованных путей, бланковые, для спасательных средств, для прокладки ортодромии (дуги большого круга (ДКБ), карты-сетки и сборные листы.

Список морских навигационных руководств и пособий для плавания оформляется в следующей последовательности:

Международно-правовые руководства

Международные правила предупреждения столкновений судов, Сборник международных договоров и законодательных актов по вопросам мореплавания, Пределы действия территориальной юрисдикции государств в мировом океане и т.д.

Руководства для плавания

Лоции, Огни и знаки, Режим плавания судов, Правила плавания, Руководства для захода судов в порты, и т.д.

Пособия для плавания

Таблицы радионавигационных систем, Мореходные таблицы (МТ-2000), Таблицы морских расстояний и т.д.

Гидрометеорологические пособия

Атласы льдов, Атласы течений, Таблицы приливов и приливных течений и т.д.

Астрономические пособия

Морской астрономический ежегодник, Таблицы вычисления высот и азимутов (ТВА-57) и т.д.

Таблица 2.1

Список карт на переход

№ п/п № карты Chart No Название карты Title of Chart or Plan Масштаб 1: Natural Scale 1: Год издания Date of publication
Морские навигационные карты Navigational Chart
    Генеральные карты The World General Chart of the Oceans    
    Восточная часть Средиземного моря   Март 20002
    и т.д.    

Таблица 2.2

Список руководств и пособий

№ п/п Адм.№ NP No Название руководства (пособия),год издания TITLE
Руководства для плавания Sailing Directions (Pilots)
    Лоция Черного моря 2004 г.
    и т.д.

 

При отсутствии или непригодности к навигационному использованию картографического материала, книг, пособий по плаванию составляется заявка по установленной форме в адрес Компании. Полученные карты, книги, пособия корректируются по всем источникам навигационной информации на момент выхода судна в рейс(Notices to mariners, NAVAREA, Coastal warnings, Local warnings). Кратко описать на основании каких документов и как производится корректура карт и пособий.

Данные о корректурном материале карт и книг оформить табл. 2.3.

Таблица 2.3

Корректурный материал

№ пп. № карты, пособия Название и год издания № ИМ (Notices to mariners)по корректуре
    Пролив Босфор, 2005 г. 203,208,522,1041…
    Лоция Черного моря, 2004г. 15,88,452,1121…

На основании анализа подобранных и откорректированных материалов необходимо сделать обоснованный вывод о том, что информационного обеспечения для безопасного плавания на переходе достаточно.

Подъем карт

 

Подъем карт производится с целью обеспечения безопасности плавания и заключается в подготовке их к работе с учетом навигационных опасностей вблизи маршрута перехода, особенностей судна, линии намеченного пути, чем повышается информативность карт и облегчается их оперативное использование в плавании. В данном параграфе описать объём наносимой на карту информации и правила её нанесения, Рекомендации по подъему карт имеются в пособии [12], а также в [15] и [16].

 

Навигационной прокладки

Цельизучения района плавания - выявление и оценка факторов, влияющих на навигационную безопасность и выполнение судном рейсового задания.

 

Приливо-отливные явления

 

Здесь необходимо дать общую характеристику приливных явлений на всем переходе. По «Таблицам приливов» (Tide Tables) для участков с ограниченными глубинами, а также для портов и якорных стоянок сделать расчет времени и высот полных и малых вод на полагаемую дату прихода. Результаты расчета представить в виде табл. 2.5 и графика приливов.

Минимальная глубина для судна должна составлять величину, равную осадке плюс запас под килем (UKC), который рассчитывается для конкретных условий.

Таблица 2.5

Естественная освещенность

 

Расчеты освещенности выполняют после исполнения предварительной прокладки.

По округленной долготе предполагаемого места на полдень каждых суток переводят моменты в судовое время Тс по формуле:

. (2.1)

После этого на каждый такой момент находят прокладкой наперед координаты φ и λ места судна.

Далее рассчитываются по The Nautical Almanac или по Морскому астрономическому ежегоднику ГУНиО МО РФ моменты Тс явлений, характеризующих освещенность. Результаты заносят в таблицу, в которой приводится судовое время.

По широте места φ и склонению Солнца δ на моменты его восхода и захода по табл. МТ-2000 (МТ-75) (или по формуле tgA=…) рассчитать азимуты восхода и захода Солнца, которые также внести в табл. 2.6

Таблица 2.6

Элементы освещенности

Дата Нач. навиг. сумерек Солнце Конец навиг. сумерек Луна
восход заход восх. возр. фаза заход.
ТС А ТС А ТС дни ТС
22.02 06.38 07.40 100,20 18.31 261,30 19.33 06.25   17.54
23.02 06.37 07.39 99,60 18.32 261,70 19.34 06.47   18.55
24.02 06.35 07.38 99,10 18.34 262,00 19.36 07.08   19.55

Сведения из таблицы освещенности используются далее при оформлении графического плана перехода.

 

Выбор трансокеанского пути

 

Когда путь предстоящего плавания включает в себя океанский переход, влияние гидрометеорологических условий приобретают особо важное и нередко приоритетное значение при выборе наиболее выгодного маршрута судна.

Основными критериями при выборе оптимального пути будем считать безопасность плавания и минимум времени перехода, составляющие основу эффективной работы морского транспорта.

Критерии выбора пути неразрывно связаны с конкретными условиями предстоящего перехода - ветром и волнением, осадками и видимостью, течениями и льдами и т. п., каждое из которых оказывает большее или меньшее влияние на оптимальность того или иного маршрута.

При выборе трансокеанского пути необходимо использовать рекомендации, изложенные в пособиях «Океанские пути мира», The Mariners Handbook, Ocean Passages for the World.

Однако, независимо от того, какой путь будет обоснованно выбран, необходимо выполнить расчёты плавания по ортодромии.

Произведя расчёт ортодромии, делается вывод о целесообразности плавания по ортодромии.

Выбранный с учетом гидрометеорологических и навигационных условий плавания трансокеанский путь представляется на графическом плане перехода.

 

Предварительная навигационная прокладка

Предварительная навигационная прокладка перехода от пункта отхода до пункта прихода выполняется на путевых картах простым карандашом с учетом требований к графической навигационной прокладке (см. РШСУ- 98- «Рекомендации по организации штурманской службы на морских судах Украины».) В ВКРБ для наглядности отображения предварительной прокладки выполняется графический план перехода (генеральная карта), на котором отражается весь маршрут и основные обстоятельства предстоящего плавания. Для сложных в навигационном отношении участков маршрута делаются дополнения к основному плану на крупномасштабных картах или врезках на той же генеральной карте. На генеральную карту наносятся:

· Линии пути судна красным цветом. У каждого участка пути надписывается чёрным цветом: путевой угол (ПУ), скорость хода на данном участке (V), длина участка пути (S).В скобках показывается нарастающим итогом расстояние от пункта отхода.

· Пункты укрытия показать кругом красного цвета с якорем внутри.

· Границы территориальных вод, экономических и таможенных зон показать в соответствии с условными обозначениями [54].

· Контрольные точки поворотов (согласно таблицы 9) показать кружками чёрного цвета с № точек внутри. У точек дробью указывается предполагаемое время прохода (в числителе – часы и минуты, в знаменателе – дата).

· Показать время и даты выхода из пункта отхода и прихода в пункт назначения (в числителе - время, в знаменателе - дата). Как правило, временем выхода (прихода) считается момент прохода внутренней границы порта (границы района якорной стоянки).

· Дугами окружностей желтого цвета показать дальности видимости маяков, навигационных знаков для высоты глаза наблюдателя с навигационного мостика (Расчет дальности видимости произвести по таблицам МТ-75, МТ-2000 и данным с карты).

· Для участков пути, расположенных вне видимости побережья, показывается дальность действия радионавигационных систем (чёрным цветом) и РСКП определения места по ним в данном районе.

· Вдоль линии пути на каждом участке маршрута (если позволяет масштаб карты) обозначается полоса движения судна (тонкой линией чёрного цвета) ширина которой В ≈ 3Мсч, что соответствует 95% РСКП текущего счислимого места судна. У линии пути проставляется в овале коэффициент точности счисления, в прямоугольниках – ожидаемая наибольшая на данном участке погрешность определения места судна (с указанием способа определения места) и дискретности обсервации.

· При необходимости на свободном поле карты наносятся дополнительные сведения, которые могут повлиять на выполнение рейсового задания (выписки из местных правил плавания, характеристика пунктов укрытия и т.п.). Как правило, эти данные сводятся в таблицы.

Выполнив предварительную прокладку на всех картах на рекомендуемых расстояниях от опасностей (safety margin), производят необходимые измерения и расчеты, результаты которых представляют в виде маршрутного листа (табл. 2.17)

Таблица 2.17

Маршрутный лист

Номер точки пово-рота, WP ПУ, град. S, мили V, уз Время плавания ч.мин. Поворотные точки (их положение).
Дата, время φ (N,S) λ (E,W) Ориентир ИП D  
                 
    Sобщ=   Tобщ=        

Выполненную на генеральных, путевых и частных картах и планах предварительную прокладку используют в дальнейшем для построения графического плана перехода.

 

Планирование обсерваций

 

При выполнении предварительной прокладки предусматривается возможность надежного контроля места судна. С этой целью анализируется точность счисления, подбираются по участкам перехода основные способы определения места и резервные, особенно в районах поворотов, отхода и подхода к берегу, прохождения опасностей и в других ситуациях.

Предварительно маршрут следует распределить по отдельным этапам, участкам, проанализировать возможность использования СНО для обсерваций, а также возможную точность определения места. Определить основные способы обсерваций (наиболее точные) и дополнительные. Основные - использование СРНС GPS «NAVSTAR», СРНС «ГЛОНАСС», дополнительные - РНС «Лоран-С», «ДЕККА» в открытом море, в прибрежных районах – визуальные определения, использование судовых РЛС. Дополнительные способы обязательно используются при плаваниях в особых районах - выход, вход в пункты назначения, плавание в узкостях, вблизи навигационных опасностей

Следует отметить, что Резолюцией ИМО А.529(13) "Стандарты точности судовождения", принятой на 13-й Ассамблее ИМО в 1983 г., за стандартную оценку точности места судна была принята 95% фигура погрешностей, т.е. фигура, охватывающая площадь, на которой судно может находиться с вероятностью 95%.

Эта же резолюция требует, чтобы погрешность текущего места СКП была не более 4% от расстояния до ближайшей навигационной опасности, но не более 4 миль.

Точность обсервации по двум навигационным параметрам можно оценить, используя классическую формулу:

. (2.3)

При использовании трёх линий положения, точность места судна увеличивается примерно в 0,7 раза: М0 3ЛП ≈ 0,7 М0 2ЛП

При использовании СРНС GPS «NAVSTAR» + ГЛОНАСС

Mo = 15 - 20 (м).

Точность места судна, обеспечивающая свободный проход относительно навигационной опасности, называется допустимой точностью места Мд. В любой момент плавания фактическая точность места судна (точность текущего места МТ) не должна превышать значения МД. Точность счислимого места судна в любой момент плавания определяется формулой:

, (2.4)

где М0 – точность последней обсервации; МСЧ(t) – точность счисления пути судна. Она определяется в зависимости от промежутка времени t (час) между обсервациями (или от последней обсервации). При плавании в узкостях, сложных районах, где промежутки между обсервациями t ≤2 часов –точность счисления равна:

. (2.5)

При плавании вдали от опасностей, в открытых частях морей, когда промежутки между обсервациями t>2часов – точность счисления определяется по формуле:

, (2.6)

где КС – коэффициент точности счисления.

КС могут быть от 0,6 до 1,5 (для морских судов). При расчетах в ВКРБ рекомендуется принимать КС=1,0.

В районах свободного плавания, в открытых частях морей и океанов Мд ≈ 4 мили (Р = 0,95). При прокладке курсов вблизи берега, в стесненных районах, где расстояние до навигационной опасности D (мили) мало, МД с Р = 0,95 рассчитывается по формуле:

. (2.7)

При проходе узкостей, фарватеров, СРД необходимо вероятность безопасного прохода увеличить до 99% (Р = 0,99) и тогда МД рассчитывается по формуле:

, (2.8)

где Ш — ширина судоходной части пролива, фарватера, СРД.

Далее необходимо рассчитать дискретность обсерваций, т.е. промежутки времени между возможными обсервациями (tД). Для этого установим, что МТ ≤ МД, тогда:

- при плавании вблизи берега и навигационных опасностей

; (2.9)

- при плавании в открытом море

. (2.10)

По участкам маршрута перехода определить значения Мд.

Определенные и выбранные значения Мд и M0 основными и дополнительными способами обсерваций по участкам, свести в табл. 2.18. Вставить дискретность обсерваций по этапам, рассчитанную на основе формул 2.9, 2.10.

Таблица 2.18

Плановая таблица обсерваций

Участки маршрута Мд, мили   Основные способы определения Дополнительные способы определения
способ М0, (мили) tД,(мин) Способ М0,(мили) tД,(мин)
СРД №-5 0,5 Визуаль. ориентир 0,2 – 0,28 25 - 27 НРЛС 0,3 – 0,4 18 - 24

Все выполненные расчёты с исходными данными и расчётными формулами по составлению табл. 2.18 вносятся в пояснительную записку.

 

РАЗДЕЛ 3

ТРЕБОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНВЕНЦИИ ПДМНВ 78/95 И КОДЕКСА ПДМНВ В ОТНОШЕНИИ НЕСЕНИЯ БЕЗОПАСНОЙ НАВИГАЦИОННОЙ ВАХТЫ НА УРОВНЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ.

 

3.1. Организация несения ходовой навигационной вахты

 

Описать требования Международного кодекса ПДМНВ в отношении несения вахты (Глава VIII), Раздел А- VIII/I Годность к несению вахты и Раздел А–VIII/ 2 Организация и принципы несения вахты, части 1, 2, 3-1 (Принципы несения ходовой навигационной вахты), часть 3-3 (Принципы несения радиовахты), части 4 (Несение вахты в порту), часть 4-1,4-3 (Принятие и несение палубной вахты), часть 4-5 (Несение вахты в порту на судах, перевозящих опасные грузы).

Описать обязательные требования для дипломирования вахтенных помощников капитана судов валовой вместимостью 500 и более (Правило-А-II/1) и обязательные минимальные требования для дипломирования лиц рядового состава, несущего ходовую навигационную вахту (Правило А-II/4).

Описать основные процедуры несения ходовой навигационной вахты: принятие, несение и сдача вахты согласно Уставу службы на судах флота Украины.

Объём 3 раздела 5-7 страниц.

 

РАЗДЕЛ 4.

РАЗДЕЛ 5.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В этом разделе привести результаты выполненной ВКРБ, дать анализ безопасности плавания судна и перевозки грузов, выполнению на судне требований нормативных документов, законов Украины и Международных конвенций и кодексов по безопасности, охране судна, предотвращения загрязнения окружающей среды.

Подготовить выводы и свои предложения по безопасной эксплуатации судна во время рейса.

 

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ БАКАЛАВРА

При оформлении пояснительной записки (ПЗ) ВКРБ следует руководствоваться ныне действующим ГОСТ 2.105-95 («Правила оформления текстовых документов»), Основные правила оформления ПЗ приведены ниже.

1.Общие правила оформления

Полностью оформленная и готовая к защите ПЗ ВКРБ должна быть аккуратно выполнена, иметь опрятный вид, язык изложения должен быть ясным, точным, технически грамотным. ПЗ на сдачу (защиту) представляется в твердом переплете синего цвета.

Текстовую часть ПЗ рекомендуется выполнять в электронном виде в текстовом редакторе MS Word со следующими установками:

- шрифт Times New Roman, размер 14 (допускается 12) пт., междустрочный интервал 1,5;

- поля: верхнее, левое - 25 мм, нижнее, правое - 20 мм;

- абзацный отступ- 1,25—1,5 мм;

- - автоматическая расстановка переносов (переносы в словах из прописных букв не допускаются);

- выравнивание по ширине;

- нумерация страниц сквозная, номер страницы - вверху по центру.

Все формулы набираются в редакторе формул! Шрифт в процессе работы не изменяется. Заголовки начинаются с абзацного отступа. Выравнивание по центру для заголовков разделов и подразделов не применяется. По центру пишутся заголовки «Содержание», «Приложение», «Аннотация», «Библиографический список». Распечатывание осуществляется с одной стороны листа. Обратная сторона должна быть чистой!

Допускается выполнение ПЗ рукописным способом. При этом высота букв и цифр должна быть не менее 3 мм. Буквы и цифры следует четко писать черными чернилами (стержнем черного цвета шариковой ручки).

Наличие на листах ПЗ рамки и основной надписи не обязательно.

Оформление текста ПЗ

Введение оформляется на отдельном листе, заглавием которого должно быть слово ВВЕДЕНИЕ, написанное прописными (заглавными) буквами с абзацного отступа.

Текст ПЗ разделяют на разделы (главы) и подразделы. Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всего документа, обозначенные арабскими цифрами (точка после номера не является обязательной) и записанные с абзацного отступа. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. Разделы, как и подразделы, могут состоять из одного или нескольких пунктов.

Если раздел не имеет подразделов, то нумерация пунктов в нем должна быть в пределах каждого раздела, и номер пункта должен состоять из номеров раздела и пункта, разделенных точкой. В конце номера пункта точка не ставится, например:

1. Характеристика судна и его энергетической установки

1.1

1.2 Нумерация пунктов первого раздела документа

1.3

2. Судовождение на уровне управления

2.1

2.2 Нумерация пунктов второго раздела документа

2.3

При наличии подразделов, нумерация пунктов должна быть в пределах подраздела и номер пункта должен состоять из номеров раздела, подраздела и пункта, разделенных точками, например:

2. Судовождение на уровне управления

2.1 Общие требования к планированию перехода

2.1.1

2.1.2 Нумерация пунктов первого подраздела второго раздела

2.1.3

2.2 Навигационная подготовка к переходу

2.2.1

2.2.2 Нумерация пунктов второго подраздела второго раздела

2.2.3

Пункты, при необходимости, могут быть разбиты на подпункты, которые должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого пункта, например: 4.2.1.1, 4.2.1.2,4.2.1.3 и т.д.

Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления. Перед каждой позицией перечисления следует ставить дефис «–» (не тире «-».!) или при необходимости ссылки в тексте документа на одно из перечислений, строчную букву, после которой ставится скобка! Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа, как показано в примере.

Пример

а)___________

б)___________

1)__________

2)___________

в)____________

Каждый пункт, подпункт и перечисление записывают с абзацного отступа. Разделы, подразделы должны иметь заголовки. Пункты, как правило, заголовков не имеют. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов.

Заголовки следует печатать прописными буквами без точки в конце, не подчеркивая! Рекомендуется использовать полужирный шрифт. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Расстояние между заголовком и текстом при выполнении ПЗ в электронном варианте должно быть равно одной пустой строке при междустрочном интервале 1,5, при выполнении рукописным способом - 15 мм. Расстояние между заголовками раздела и подраздела — 2 интервала (опция «междустрочный интервал»), при выполнении рукописным способом - 8 мм.

Каждый раздел ПЗ следует начинать с нового листа (страницы).

Содержание должно включать номера и наименования разделов и подразделов с указанием номеров листов (страниц). Пункты и подпункты в содержание не выносятся! Содержание включается в общее количество листов ПЗ.

Слово «СОДЕРЖАНИЕ» записывают в виде заголовка (симметрично тексту) прописными буквами. Наименования, включенные в содержание, записывают строчными буквами, начиная с прописной буквы.

На последнем листе указывается список использованной литературы (библиографический список). Ссылки на литературные источники в квадратных скобках обязательно должны приводиться в соответствующих разделах ПЗ. Список литературы включают в содержание.

Нумерация страниц документа и приложений, входящих в состав ПЗ, должна быть сквозная.

Обозначение формул

Вформулах в качестве символов следует применять обозначения, установленные соответствующими ГОСТами. Пояснения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, если они не пояснены ранее в тексте, должны быть приведены непосредственно под формулой. Пояснения каждого символа следует давать с новой строки в той последовательности, в которой символы приведены в формуле. Первая строка пояснения должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него.

Пример Плотность груза р, кг/м3, вычисляют по формуле:

где m – масса груза, кг; V— объем груза, м3.

Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, разделяют запятой. Переносить формулы на следующую строку допускается только на знаках выполняемых операций, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке умножения применяют знак «х».

Формулы нумеруются в пределах раздела, т.е. номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например (3.1). Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках, например,... в формуле (3.1).

Формулы, помещаемые в приложениях, нумеруются отдельно арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например ( В.1).

Оформление иллюстраций



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.74 (0.153 с.)