Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация, управление и администрирование

Поиск

Организация, управление и администрирование

В социальной работе

Учебно-методическое пособие

 

Изд-во АлтГТУ

Барнаул 2011

 

ББК

Н.И.Куликова, Организация, управление и администрирование в социальной работе: учебно-методическое пособие / Н. И.Куликова, Е. М. Щепочкина; Алт. гос. тех. ун-т им. И. И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2010. – 70 с.

Данное учебно-методическое пособие реализовано в курсе «Организация, управление, администрирование в социальной работе» Н.И.Куликовой, к.с.н., доцента кафедры ТиПС АлтГТУ, Е.М.Щепочкиной, доцента кафедры ТиПС АлтГТУ, который читается студентам гуманитарного факультета Алтайского государственного технического университета им. И.И.Ползунова по специальности «Социальная работа».

Предложенное пособие разработано в соответствии с компонентом цикла СД государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по направлению подготовки специальности 350500 «Социальная работа».

Пособие печатается по целевой учебно-научно-издательской программе «Основы качества национального социального образования для России XXI века» Совета по социологии, социальной антропологии и организации работы с молодежью УМО по классическому университетскому образованию при Федеральном агентстве по образованию и предназначено для студентов дневного, вечернего и заочного обучения по специальности «Социальная работа» гуманитарного факультета АлтГТУ им.И.И. Ползунова.

 

Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры

теоретической и прикладной социологии

протокол № 7 от 22.03.10

 

 

 

 

Содержание

 

Введение 4

1. Область применения 4

2. Нормативные ссылки 5

3. Обозначения и сокращения 5

4. Цели и задачи дисциплины

4.1. Цели занятий 6

4.2. Требования к уровню освоения содержания курса 7

5. Содержание дисциплины и условия её реализации

5.1. Рабочая программа дисциплины

5.1.1. Виды и содержание занятий по дисциплине 9

5.1.2. Лекционный курс (очное, вечернее отделения) 9

5.1.3. Лекционный курс (заочное отделение) 13

5.1.4.Семинарские занятия 15

5.1.5.Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для

самостоятельной работы 21

5.1.6.Темы докладов и сообщений 24

5.2. Использование технических средств обучения и вычислительной техники. Программное обеспечение дисциплины 25

5.3. Организация самостоятельной работы студентов 25

5.4. Элементы научного поиска при изучении дисциплины 28

5.5.Формы и содержание текущей аттестации и итоговой оценки по дисциплине 29

5.6. Содержание текущего и промежуточного контроля

5.6.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для

самоконтролю 29

5.6.2. Содержание примерных тестов текущего контроля 32

5.6.3. Содержание примерных тестов контроля итоговых знаний 41

6. Учебно-методические материалы по дисциплине

6.1.Перечень рекомендуемой литературы (основной и дополнительной) 42

6.1.1. Рекомендуемая литература (основная) 43

6.1.2. Рекомендуемая литература (дополнительная).

6.1.3.Специализированная литература по курсу 44

7.Учебно-методические материалы и пособия, используемые при изучении дисциплины

7.1. Учебно-методическая карта дисциплины 46

7.2.Примерный перечень вопросов к экзамену по курсу 47

7.3.Примерная тематика рефератов и курсовых работ 49

Глоссарий 52

Введение

 

Организация, управление и администрирование в социальной работе – особое направление профессиональной деятельности, который сводится не только к достижению целей, организации, но и является средством поддерживания целостности любой сложной социальной системы, её оптимального функционирования и развития. Такая деятельность необходима для повышения эффективности функционирования системы социальной защиты населения, и, как следствие, роста благосостояния, обеспечения нормальных условий жизни различных групп и категорий населения.

В рамках курса «Организация, управление и администрирование в социальной работе» рассматриваются, изучаются и анализируются практически все аспекты деятельности специалиста-руководителя, различного уровня, в системе социальной работы.

Программа данного учебного курса охватывает комплексный теоретический и практический материал, рассматривающий проблемы методологии в управлении социальной работой и способы осуществления и организации социального управления в системе социальной защиты: учреждениях, центрах и службах социальной сферы, как вида профессиональной деятельности.

Программа дисциплины «Организация, управление и администрирование в социальной работе» федерального компонента цикла ОПД составлена в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по подготовке специалиста социальной работы.

Дисциплина изучается на IV курсе в 7 семестре. Общая трудоемкость дисциплины составляет 170 часов, из которых 39 часов отводится на лекционный курс; 78 часов – на практические занятия; 2 часа на контроль самостоятельной работы студента и 82 часа вынесены на самостоятельную работу студентов. Изучение курса заканчивается экзаменом (на всех формах обучения).

Отдельные темы дисциплины «Организация, управление и администрирование в социальной работе» выносятся на государственную аттестацию.

 

1 Область применения

1.1 Стандарт дисциплины устанавливает общие требования к содержанию, структуре, объему дисциплины «Организация, управление и администрирование в социальной работе» и условиям ее реализации в АлтГТУ.

1.2 Действие стандарта распространяется:

– на студентов, обучающихся по специальности (направлению) 040101 «Социальная работа»;

– на преподавателей и сотрудников структурных подразделений, имеющих отношение к образовательному процессу по дисциплине.

 

2 Нормативные ссылки

 

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие государственные стандарты и стандарты АлтГТУ:

ГОСТ Р 1.5- 2004 ГСС РФ. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.

ГОСТ 2.004–88 ЕСКД. Общие требования к выполнению конструкторских и технологических документов на печатающих и графических устройствах вывода ЭВМ.

ГОСТ 2.105-95 ЕСКД. Общие требования к текстовым документам.

ГОСТ 7.1-2003 СИБИД. Библиографическая запись. Общие требования и правила составления.

СТП 12005–2004 Образовательный стандарт высшего профессионального образования АлтГТУ. Самостоятельная работа студентов. Общие требования.

СТП 12100–02 Образовательный стандарт высшего профессионального образования АлтГТУ. Требования к фонду квалификационных заданий и тестов.

СТП 12400–2009 Образовательный стандарт высшего профессионального образования АлтГТУ. Курсовой проект (курсовая работа). Общие требования к содержанию, организации выполнения и оформлению.

 

Обозначения и сокращения

 

ФЦП - федеральная целевая программа;

РЦП – региональная целевая программа;

ВЦП – ведомственная целевая программа.

4 Цели и задачи дисциплины

 

Изучение курса направлено на подготовку студентов к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:

· исследовательско-аналитической;

· организационно-управленческой.

Для подготовки к этим видам деятельности студенты должны уметь решать следующие профессиональные задачи:

· исследовательско-аналитическую - анализировать и прогнозировать управленческие и социальные проблемы, с целью разработки проектов и программ администрирования и управления социальной работой;

· организационно-управленческую – выработка профессиональных компетенций.

4.1. Цели занятий:

- ознакомить студентов с основами научного управления в сфере социальной работы, а также выработать умения и навыки, связанных с выполнением конкретных функций руководителя учреждения социальной работы;

- развить познавательные способности, самостоятельность мышления и творческой активности студентов;

- освоение знаний, умений и формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций

 

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

· закрепление, углубление и расширение знаний учебной дисциплины;

· обучение студентов практическим приемам и методам анализа теоретических положений и концепций учебной дисциплины;

· приобретение студентами умений и навыков использования современных организационных технологий при решении конкретных практических задач;

· дать представления об истории формирования научного менеджмента;

· ознакомить студентов с технологиями управления в социальной работе;

· привить практические умения и навыки по разработке управленческой документации.

 

Требования к уровню освоения содержания курса

 

Студент должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации.

В соответствии с квалификационными требованиями специалист должен знать:

· категориально-понятийный аппарат дисциплины;

· организационно-управленческие и ценностные аспекты социальной работы;

· основные формы и методы управленческой деятельности в организациях, социальных учреждениях и службах;

· функции социального управления, принципы построения и функционирования социальной организации, мотивационные теории трудовой деятельности.

 

Специалист должен уметь:

· применять теоретические знания в практической деятельности в организациях, учреждениях и службах социальной защиты;

· использовать информацию о системе социальной защиты;

· применять известные стили руководства в соответствующей ситуации, методы разрешения конфликтов;· организовывать и координировать социальную работу с различными категориями граждан.

 

Студент должен овладеть навыками:

· применения основных методов социальной работы с различными группами населения и отдельными лицами;

· использования методов и приемов рациональной организации труда, принятия управленческих решений в органах и учреждениях социальной работы;

· организации самостоятельной работы с научной литературой; ведения научной дискуссии; теоретического обоснования своей позиции в соответствии с современными социальными концепциями;

· внедрения организационного консалтинга и менеджмента.

5 Содержание дисциплины и условия её реализации

5.1. Рабочая программа дисциплины.

5.1.1. Паспорт дисциплины

Объём дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы Всего часов Очное отделение Вечернее отделение Заочное отделение
Семестр 7 Семестр 9 Семестр 7
Общая трудоёмкость дисциплины        
Аудиторные занятия        
Лекции        
Практические занятия (ПЗ)        
Контроль самостоятельной работы     - -
Самостоятельная работа:        
Конспектирование, аннотирование, рецензирование работ        
Работа с документами        
Выполнение творческих работ        
Работа студентов с глоссарием        
Подготовка реферативных сообщений        
Подготовка сообщений и докладов        
Вид итогового контроля: Экзамен Экзамен Экзамен

 

5.1.2. Виды и содержание занятий по дисциплине

Вопросы для обсуждения

1. Дать определение понятия «социальное управление». Раскрыть его сущность. Цель социального управления.

2. Объект, субъект и предмет социального управления. Основные элементы управления.

3. Роль и место организационных отношений в социальном управлении.

4. Функциональный и системный подходы к социальному управлению.

Тема 5. Социальная политика как универсальная технология менеджмента.

План семинара (2 часа):

1. Понятие социальной сферы. Структура социальной сферы: социальный и экономические подходы.

2. Социальная политика как основа управления социальной сферой.

3. Основные факторы формирования социальной сферы, направления и модели ее развития.

4. Подходы к управлению социальной сферой.

Тест 1.

Тест 2.

 

Тест 3.

 

Тест 4.

Тест 5.

Тест 6.

Тест 7.

Тест 8.

Тест 9.

 

Тест 10.

 

Дуглас Мак-Грегор сформулировал две модели управления поведением работника. Какие черты характерны для модели «Х»?

1. Средний человек не любит работы и старается избежать ее при первой возможности.

2. Средний человек от природы эгоистичен и безразличен к целям организации.

3. Средний человек склонен к творчеству и готов принять на себя высокую ответственность за порученное дело.

4. Чтобы заставить человека работать, необходимо использовать контроль, угрозу наказания, систематическое принуждение.

5. Средний человек стремится к самореализации в труде.

6. Средний человек избегает ответственности, предпочитает, чтобы им руководили.

7. Большинству работников не хватает честолюбия, творчества, они противятся переменам.

8. Затраты физических и интеллектуальных сил на работе для среднего работника также естественны, как в игре и на отдыхе.

 

Тест 11.

 

L Система-это:

а) набор элементов, представляющих автономную внутри системы область;

б) приобретение дополнительных свойств, отличных от свойств отдельных элементов;

в) множество, конкретные элементы которого обладают присущи только им свойствами, закономерно связаны между собой и составляют определенную целостность.

 

2. Подсистема-это:

а) набор элементов, представляющих автономную внутри системы область;

б) приобретение дополнительных свойств, отличных от свойств отдельных элементов;

в) множество: конкретные элементы которого обладают присущими только им свойствами, закономерно связаны между собой и составляют определенную целостность.

 

3. Элементом какой подсистемы является оборудование организации?

а) техническая;

б) биологическая;

в) социальная.

4. Элементом какой подсистемы является река Обь?

а) техническая;

б) биологическая;

в) социальная.

 

5. Элементом, какой подсистемы является ЗАО «ЗапСибТранстелеком»?

а) техническая;

б) биологическая;

в) социальная.

 

Тест 12.

 

1. Определите вид системы - ЗАО «ЗапСибТранстелеком»:

а) искусственная;

б) естественная;

в) закрытая;

г) открытая;

д) полностью предсказуемая;

е) частично предсказуемая.

 

2. Дайте определение открытой системы:

а) функционирует по заранее заданным правилам, с заранее определенным результатом;

 

б) имеет широкий набор связей с внешней средой и сильно зависима от нее;

в) создается для реализации намеченных программ и целей.

 

3. Что такое вход системы?

а) процесс, позволяющий получить приток в систему информации или средств для совершенствования производства;

б) конечный результат функционирования системы;

в) сигналы в виде информации и др., поступающие из внешней среды в систему.

 

Тест13.

 

1. Решение географически максимально приблизить минимаркеты к покупателю, было принято после изучения опытов восточноевропейских торговых сетей/они не смогли конкурировать с ринувшимися на местные рынки западными компаниями/. Поэтому было принято решение развивать сеть небольших магазинов в формате «у дома». К какому этапу функционирования системы относится анализ опыта?

а) вход системы;

б) трансформационный процесс;

в) выход системы;

г) обратная связь.

 

2. К какому этапу функционирования системы относится принятие решения о развитии сети небольших магазинов в формате «у дома»?

а) вход системы;

б) трансформационный процесс;

в) выход системы;

г) обратная связь.

 

3. В ходе проведенного анкетирования покупателей выяснилось, что небольшая площадь магазинов создает некоторое неудобство - у касс собирались очереди, большой ассортимент разложен на маленьком пространстве. Компания приняла решение расширить формат магазинов в два раза. К какому этапу функционирования системы относятся работы по увеличению площади минимаркетов?

а) вход системы;

б) трансформационный процесс;

в) выход системы;

г) обратная связь.

 

Тест 14.

1. Что такое эмерджентность системы?

а) набор элементов, представляющих, автономную внутри системы область;

б) приобретение дополнительных свойств, отличных от свойств отдельных элементов;

в) множество, конкретные элементы которого обладают присущими только им свойствами, закономерно связаны между собой и составляют определенную целостность.

 

2. «Зап-СибТранстелеком» контролирует продажу оптовых телекоммуникационных услуг для операторов региона, но занимает небольшую долю на корпоративном рынке. Увеличение этой доли - основная наша задача», - коммерческий директор А.В.Колесник. Какие характеристики миссии организации отражает это высказывание?

а) предлагаемые услуги;

б) место и роль в системе рыночных отношений;

в) цели организации;

г) технологии;

д) философия;

е) внутренняя концепция;

ж) имидж.

 

 

Тест15.

1. «В будущем мы планируем сами, либо через наших партнеров оказывать услуга конечным потребителям - но это планы не на ближайшее будущее», - докладывал коммерческий директор «Зап-СибТранстелеком». Определите группу целей:

а) стратегические;

б) тактические;

в) оперативные;

г) внутренние;

д) внешние;

е) цели организации;

ж) цели подразделений.

 

 

Тест I5.

 

1. Как назывался представительный орган власти в Великом Новгороде?

а) совет общины

б) народное собрание

в) ассамблея

г) вече

 

2. Кто в Великом Новгороде мог созвать народное собрание?

а) князь

б) посадник

в) любой человек, который считал себя в праве говорит перед народом

г) купец

д) чернь

 

3. Какие функции выполняли магистры?

а) судебные

б) административно-финансовые _

в) благоустройства

г) контроль за порядком

 

4. По какому принципу при Екатерине П было осуществлено деление на губернии и уезды?

а) географический

б) национальный

в) административный

г) экономический

 

5. Когда в России было введено земское и городское самоуправление?

а) при Петре I

б) при Екатерине II

в) при Александре I

г) при Александре П

д) при Николае II.

 

6. Назовите принципы земского представительства (1864г.)

а) назначение

б) выборность

в) независимость от имущественного ценза

г) зависимость от имущественного ценза

 

7. Что представляла собой система городского самоуправления по Городовому Положению (1870г.)?

а) городская дума

б) шестиглавая дума

в) городская управа

г) бургомистр

д) городской голова

 

8. Как назывались органы крестьянского самоуправления?

а) органы губернского земства

б) органы уездного земства

в) органы волостного управления

г) органы городского самоуправления

д) органы сельского общества

 

5.6.3. Содержание примерных тестов контроля итоговых знаний

 

1. Характеристика управленческих революций в истории человечества.

2. Специфика управления социальной работой.

3. Научные школы менеджмента: классическая школа управления; школа «человеческих отношений»;«эмпирическая» школа управления; школа «социальных систем»;«новая» школа; менеджмент «человеческих ресурсов».

4. Социальные проекты в системе социальной работы.

5. Предмет и содержание социального управления.

6. Социальные программы: содержание и классификация

7. Социальная сфера, как объект управленческого воздействия.

8. Реализация федеральных и целевых краевых программ социальной защиты отдельных категорий

9. Сущность социального менеджмента.

10. Управления персоналом в социальных учреждениях и организациях

11. Система социального управления.

12. Менеджмент персонала: общая характеристика

13. Подсистемы социального управления.

14. Планирование трудовых ресурсов

15. Законы социального управления.

16. Набор и отбор кадров. Оценка персонала.

17. Принципы социального менеджмента.

18. Планирование продвижения и карьеры сотрудников

19. Функции социального менеджмента.

20. Обучение и переобучение персонала

21. Методы социального управления.

22. Информация в системе управления

23. Организационно-административные методы.

24. Информационный характер управления.

25. Экономические методы управления.

26. Разработка и принятие управленческого решения.

27. Социальные и социально-психологические методы управления.

28. Эффективность управленческих решений.

29. Системный подход к организации.

30. Профессиональные и личностные качества руководителя.

31. Организация как социальная система.

32. Основные стили управления. Технологии диагностики управления.

33. Миссия организации.

34. Женщина – руководитель.

35. Внутренняя и внешняя среда организации.

36. Самоменеджмент: понятие, технология.

37. Этапы жизненного цикла организации.

38. Конец менеджмента: содержание дискуссии об основах управления.

39. Анализ ситуации на стадии создания организации.

40. Эволюция менеджмента в России (исторический аспект).

41. Виды организационных структур: достоинства и недостатки.

42. Проблемы современной теории и практики управления.

43. Функциональная структура управления.

44. Классическая школа управления, ее значение в современных условиях.

6 Учебно-методические материалы по дисциплине:

Управленческие решения

  1. Ларичев, О. И. Теория и методы принятия решений, а также Хроника событий в Волшебных странах: учебник для вузов / О. И. Ларичев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 296 с.
  2. Литвак, Б. Г. Разработка управленческого решения: учебник для вузов / Б. Г. Литвак. – М.: Дело, 2000. – 392 с.
  3. Ременников, В. Б. Разработка управленческого решения: учебное пособие для вузов / В. Б. Ременников. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 140 с.

 

Управление персоналом

  1. Бодак, А. В. Аттестация работников учреждений социального обслуживания / А. В. Бодак, Н. Е. Панкратова //Социальная работа. – 2009. – № 2. – С. 41-43.
  2. Маслов, Е. В. Управление персоналом предприятия: учебное пособие / Е. В. Маслов. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. – 312 с.
  3. Микова, И. А. Повышение профессиональной компетентности социальных работников / И. А. Микова //Социальная работа. – 2009. – № 2. – С. 34-37.
  4. Персонал. Словарь понятий и определений / П. В.Журавлёв [и др.]. – М.: Экзамен, 2000. – 512 с.
  5. Управление персоналом организации: учебник для вузов / под ред. А. Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 512 с.
  6. Управление проектами: Толковый англ.-рус. словарь-справочник / под ред. В. Д. Шапиро. – М.: Высшая школа, 2000. – 379 с.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

для специальности 040101 «Социальная работа»

на 7 семестр

 

 

Примерный перечень вопросов к экзамену по курсу

1. История управления: основоположники научного управления.

2. Понятие организации и её социальные особенности.

3. Основные компоненты системы управления.

4. Законы управления.

5. Система организации социальной защиты населения в РФ.

6. Управленческие решения и научные требования к ним.

7. Организационная структура управления (на примере конкретного учреждения).

8. Особенности управления социальной работой.

9. Организационные методы управления.

10. Понятие и виды функций управления.

11. Социальная служба как институциональная основа управления.

12. Министерство здравоохранения и социального развития и его функции.

13. Структура организации Центра социального обслуживания.

14. Деятельность Центра помощи семье и детям.

15. Прогнозирование и моделирование как методологическая основа совершенствования социальной работы.

16. Модели управления и их содержание.

17. Методики и способы оценки профессиональной эффективности и деятельностной продуктивности социальной работы.

18. Современные методы повышения эффективности социального управления.

19. Самоуправление как один из способов управления.

20. Роль администрирования в общественном развитии и его значение.

21. Правовые и организационные формы административного воздействия.

22. Функции администрирования.

23. Информационное обеспечение администрирования.

24. Организационные структуры управления персоналом.

25. Различные категории персонала в области социальной работы, их должностные обязанности.

26. Функции и задачи руководителей высшего, среднего и низшего звена управления.

27. Права социальных работников государственных и муниципальных учреждений.

28. Квалификационные требования к кадрам социальной сферы.

29. Кадровый менеджмент. 4 этапа управления трудовыми ресурсами.

30. Профессиональная ориентация и адаптация в коллективе. 4 этапа адаптации.

31. Создание кадрового резерва. Этапы работы с резервом.

32. Подготовка руководителей в системе социальной работы.

33. Организация управления процессами разработки и реализации социальных программ в обществе.

34. Социальная политика как инструмент делового менеджмента.

35. Профессионализм в социальной работе: сущность и факторы формирования.

36. Методы делового стиля общения.

37. Специфика социальной работы в сельской местности.

38. Мотивация труда социальных работников.

39. Методы исследования мотивации.

40. Параметры оценки работы социального работника.

41. Стандартизация и унификация системы документации.

42. Распорядительные, организационные, информационно-справочные документы.

43. Понятие «культура управления». Виды культуры управления.

44. Профессиограмма специалистов социальной работы и пути повышения их профессиональной компетентности.

Примерная тематика рефератов и курсовых работ

1. Особенности управления социальными процессами.

2. Основные методы управления бюджетной организацией.

3. Принципы и формы организации заработной платы работников социальной сферы.

4. Виды социальных гарантий, льгот и компенсаций и их значение для населения (на примере отдельных групп)

5. Направление работы по уменьшению бедности.

6. Формы государственной (муниципальной) работы с безработными.

7. Основные направления социальной политики правительства РФ (региона, муниципального образования).

8. Организационные структуры управления в системе социальной работы. – их виды и совершенствование.

9. Система функций управления социальной работой.

10. Использование программно-целевого управления в социальной сфере.

11. Системная концепция управления социальной работой.

12. Особенности менеджмента в социальных учреждениях.

13. Применение современных информационных систем и технологий в управлении социальной сферой.

14. Организация общефедеральной системы управления социальной работой в современной России.

15. Региональные (территориальные) системы управления социальной работой.

16. Управление социальной защитой населения в муниципальном образовании.

17. Формы и методы администрирования в социальных учреждениях.

18. Система управления персоналом в социальных учреждениях.

19. Направления совершенствования системы стимулирования персонала в социальных учреждениях.

20. Мотивация персонала и её развитие.

21. Содержательные и процессуальные теории мотивации.

22. Организация труда в социальных учреждениях и её совершенствование.

23. Анализ условий труда в социальных учреждениях и рекомендации по их улучшению.

24. Эффективность управления социальной работой.

25. Формы и методы оценки эффективности управления социальной работой.

26. Особенности управления социальными процессами.

27. Роль менеджера в организации деятельности социальной организации.

28. Основные методы управления бюджетной организацией.

29. Принципы и формы организации заработной платы работников социальной сферы.

30. Теоретические основы менеджмента в социальной среде.

31. Цели и задачи менеджмента социальной организации.

32. Учёт внешних доходов при управлении социальной организацией.

33. Структурная организация социального объекта.

34. Типы структур управления и факторы, определяющие их выбор.

35. Обоснование управленческого решения: требования, критерии и показатели эффективности.

36. Значение социальных трансфертов и источники их финансирования.

37. Средний класс общества: критерии и проблемы его формирования в современной России.

38. Факторы социальной мобильности населения.

39. Виды социальных гарантий, льгот и компенсаций и их значение для населения (на примере отдельных групп).

40. Формирование общественного мнения о работе социальной организации.

41. Направление работы по уменьшению бедности.

42. Специфика управления использования женской рабочей силы.

43. Формы государственной (муниципальной) работы с безработными.

44. Экономическая стратификация населения.

45. Основные направления социальной политики правительства РФ (региона, муниципального образования).


Глоссарий

Адаптация работника (в управлении персоналом) - процесс приспособления работника к новому месту работы (при переходе в новую фирму, на новую должность и др.).

Амбиции, их роль при разработке стратегии фирмы - новая концепция стратегического управления, исходящая из амбиций высшего руководства фирмы. О плюсах и минусах этой концепции можно узнать, кликнув на термин.

Анализ - разложение, один из методов научного исследования. Самый распространенный вид анализа - классификация: черный - белый, большой - средний - маленький. Аналитик - специалист, хорошо владеющий методами научного анализа.

Анкета - инструмент исследования, состоящий из перечня вопросов и обеспечивающий относительно быстрый сбор информации о рынке (опрос потребителей и др.), о выполняемой работе (опрос на рабочих местах с целью сбора информации для составления должностной инструкции и др.). До начала составления любой анкеты следует четко сформулировать цель исследования.

Антикризисное управление - деятельность менеджмента фирмы, направленная на преодоление острых проблем предприятия, накопившихся в результате плохого управления. Сопротивление переменам коллектива фирмы на этапе преодоления внутреннего кризиса обычно снижается (полезный пример описания антикризисного управления в корпорации "Крайслер" дает Ли Якокка в своей книге "Карьера менеджера"). Грамотное антикризисное управление обычно начинается с процедуры оценки потенциала предприятия.

Бенчмаркинг - методика анализа слабых сторон фирмы, основанная на сравнении своего потенциала с потенциалом главного конкурента. У MC&MA свое видение полезности данной методики - "кликни" по термину.

Бизнес-единица - отдельно управляемое подразделение компании, ответственное за всю деятельность, необходимую для разработки, производства и продажи однотипной продукции или услуг.

Видение стратегическое - представление о фирме в достаточно далеком будущем. Разработка стратегического видения - мощный инструмент современного управления, позволяет создать необходимые ориентиры, помогающие высшему руководству организации разработать программу конкретных действий и на настоящий период.

Виды консультирования - экспертное, процессное, обучающее консультирование. В чистом виде встречаются крайне редко. Выполняя работу эксперта (специалиста в каких-то вопросах), консультант при выдаче даже готовых рекомендаций вынужден знакомить клиента хотя бы с применяемой терминологией - то есть проводить обучение. В свою очередь, в процессе обучающего консультирования соответствующий специалист всегда представляется как эксперт, например, по вопросам теории управления. В процессном консультировании, например, когда идет обсуждение вариантов решения проблем или иных вопросов, два другие вида консультирования всегда присутствуют в явном или неявном виде.

Вице-президент по планированию и развитию (директор по развитию) - в российских компаниях это должностное лицо чаще всего отвечает за... строительство в фирме. В то время, как на самом деле, данная должность предполагает, в первую очередь, наличие предпринимательских способностей у такого руководителя в фирме. Другой подход к этой должности предлагают наши американские партнеры ("кликни" по термину).

Власть - зависимость одного объекта (человека, механизма, обстоятельств и др.) от другого.

Влияние (в менеджменте) - прямое и/или косвенное воздействие на людей (индивидуумы, группы), вызывающее изменение их поведения. При этом влияющий субъект может осознавать или нет целей и последствий своего влияния. Один из главных инструментов влияния - власть: в этом случае влияние выступает в качестве промежуточной цели (конечная цель - ожидаемый результат влияния), а власть - в качестве средства достижения этих целей. Есть и другие инструменты влияния, например, обращение к потребностям объекта влияния (человека, группы). Влияние, власть и потребности - тесно взаимосвязаны. Пример: выступая в качестве экспертов в области управления (власть эксперта), предположим, что мы убедительно доказываем жителям Сети, что их в чем-то обманывают. "Потребность в справедливости" может заставить читателей журнала MC&MA совершить под влиянием нашего слова определенные действия.

Внутренний консультант по управлению - специалист, говорящий гадости про уровень менеджмента высшего руководителя фирмы самому руководителю за приличное вознаграждение.

Внутрифирменный маркетинг или внутренний маркетинг - это технология установления согласованного взаимотношения между подразделениями и отдельными специалистами внутри фирмы на основе принципов взаимодействия покупателя и продавца на рынке в соответствии с концепцией маркетинга.

Горизонтальные связи - коммуникативные связи между различными подразделениями одного уровня или людьми в организации, занимающих неподчиненное отношение друг к другу.

Государственное управление - стандартная управленческая деятельность (принятие решений, разработка стратегий и др.) по координации различных субъектов национальной экономики, проводимая в условиях повышенной неопределенности и при большом количестве внутренних и внешний факторов, слабо поддающихся управ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.235.66 (0.01 с.)