Дискуссия по теме «Социально – психологические основы общения». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дискуссия по теме «Социально – психологические основы общения».



Примерный перечень вопросов по данной теме:

-Что такое деятельность?

- В чем состоит структура деятельности?

- Назовите виды деятельности.

-Что такое общение?

-Каковы виды человеческого общения?

-Какова роль человеческого общения в психическом развитии человека?

-Какие средства коммуникации вы знаете?

-Каковы стороны общения?

-Какие барьеры возникают при общении?

-Какие существуют способы эффективного взаимодействия в сложных ситуациях человеческих отношений?

Тестовый аукцион.

Вопросы к тестовому аукциону:

1 Назовите наиболее значительные школы (направления) психологической науки в 20 веке.

2 В чем состоит основной метод бихевиоризма?

3 Охарактеризуйте понятие «гештальт».

4 Как называется система душевной жизни, предложенная З. Фрейдом?

5 На какие группы можно разделить методы психологического исследования?

6 Определите, к какому из нижеперечисленных методов психологии относится предъявляемое испытуемому специально подобранное кратковременное задание, выполнение которого зависит от наличия у испытуемого определенных качеств: - а) анкета; б) тест; в) интервью; г) социометрия; д) беседа.

7 Что входит в мир психических явлений?

8 Каково значение ощущений в жизни человека?

9 Каковы виды и функции ощущений?

10 Чем отличается восприятие от ощущений?

11 Какие факторы влияют на характер восприятия?

12 Что такое внимание, каковы его признаки и свойства? От чего зависит реакция внимания?

13 Каково соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»?

14 Раскройте понятие структуры личности.

15 Одаренность, задатки, способности, гениальность - как различать эти понятия?

16 Какое определение можно дать темпераменту? Назовите типы темперамента.

17 Раскройте содержание понятия характера.

18 В чем состоит взаимодействие характера и темперамента?

19 Что входит в структуру характера человека?

20 Что такое воля? Назовите качества воли.

21 Что такое эмоции? Какие виды эмоций бывают?

22 Сформулируйте определение психического состояния.

23 Какие психические состояния различают?

24 Дидактогения и ятрогения: в чем виноваты педагог и врач?

25 Что такое общение? Назовите виды человеческого общения.

26 Какова роль общения в психическом развитии человека?

27 Назовите средства общения.

28 Какие барьеры возникают в процессе общения?

Задание «Психологическая компетентность: мир мудрых мыслей»

В качестве дополнительного задания к тестовому аукциону можно предложить задание «Психологическая компетентность: мир мудрых мыслей». Задача студентов состоит в том, чтобы определить, к какой проблеме учебного курса относится каждая выдержка. Ориентир для этого – названия тем и вопросов лекций данного учебного курса.

v Если не научишься управлять собой, тобой будут управлять другие.

v Память чувств сильнее памяти ума.

v Гнев есть кратковременное безумие.

v Подлинное познание человечества – это познание человека.

v Протяни человеку ниточку надежды – и он сам совьет из нее веревку веры.

v Дружеские чувства - это язык, который слышат глухие и читают слепые.

v Гениальность – это, по правде говоря, всего лишь способность воспринимать мир необычным образом.

v Когда расцвела ядовитая роза подозрительности, потери несут обе стороны.

v Прежде чем высказать кому-нибудь горькую правду, помажь кончик своего языка медом.

v Если бы люди догадывались, как много наслаждений дарует активная умственная деятельность, и сколько страсти может обнаружить интеллект! Бернард Шоу.

v Самый простой способ заставить людей не слушать нас – это оскорбить их.

v Если бедность – мать преступлений, то недалекий ум – их отец.

v Магическая десятка – сосчитайте до десяти, прежде чем дать волю гневу, и он вам покажется нелепым.

v Эмоционально взвинченный человек никогда не найдет то, что ищет, даже если это лежит у него под носом.

v Информированный человек никогда не совершит тех ошибок, которые совершают люди, лишенные знания.

v Если вы цените себя невысоко, мир не предложит вам ни копейки больше!

v Творческий потенциал – не погода, на него можно повлиять.

v Управление посредством цифр и руководство, построенное на страхе, уже не работает. Искусство управления должно превратиться в искусство человекоуправления.

v Человек, оказавшийся в плену своих страстей, свободным быть не может. Пифагор.

v Из всех позитивных эмоций особого внимания заслуживают три – любовь, благодарность и доверие. П. Вайнцвайг.

v Ненависть парализует жизнь, любовь освобождает ее. Ненависть вносит в жизнь беспорядок, любовь – гармонию. Ненависть погружает жизнь во тьму, любовь освещает ее. Мартин Лютер Кинг- младший.

v Величие человека в его способности мыслить. Блез Паскаль.

v Общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все, что, происходит между людьми. Наша способность к выживанию, к установлению близких отношений с другими, наше представление о смысле жизни – все это зависит от того, как мы ведем себя в общении. В. Сатир.

v Повторение – мать учения.

v Глаза – широкие ворота.

Весь мир проходит через них.

Идет без спросу и отчета

Добро и зло мастей любых…

Все, что вне нас и вокруг нас,

Вбирает, поглощает глаз. Э. Межелайтис.

4 Выступления по темам сообщений.


ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

К ТЕМАМ КУРСА

2.1 К теме1 «Предмет, задачи, методы психологии и педагогики»

Задание 1. Ознакомьтесь с заданием и определите, какое полушарие у вас является ведущим.

Инструкция. Как известно, человеческий мозг имеет два полушария – правое и левое. Между ними существует четкое «разделение труда»: правое управляет одними функциями, а левое – другими. При этом одно из полушарий является ведущим, что во многом определяет особенности характера человека. Какое из полушарий у вас является ведущим, вы можете определить, выполнив следующие задания.

1 Сомкните несколько раз пальцы рук и вы заметите, что сверху оказывается один и тот же большой палец. Если левый – вы эмоциональный человек, правый – у вас преобладает аналитический склад ума.

2 Возьмите ручку или карандаш. Попробуйте прицелиться, выбрав мишень, и смотрите на нее обоими глазами через кончик ручки или карандаша. Зажмурь один глаз, затем другой. Если мишень сильно смещается при зажмуренном левом глазе, то левый глаз – ведущий, и наоборот. Правый ведущий глаз говорит о твердом и устойчивом характере, левый – о мягком и уступчивом.

3 Если при переплетении рук на груди сверху (на локте) оказывается правая рука, вы склонны к простоте и добродушию. Левая рука – к кокетству.

4 Если вам удобнее, аплодируя, хлопать правой рукой, можно говорить о решительности вашего характера. Если левой рукой, то вы подвержены колебаниям перед принятием решения.

 

Задание 2. Ознакомьтесь с методикой Р. Кэттела и определите степень ригидности-пластичности своей психики.

Инструкция: Предлагается написать одно и то же предложение «В поле уже выпал снег.» (17 букв и точка – всего 18 знаков) в разных вариантах.

Вариант 1. Необходимо за 30 секунд написать обычным письмом как можно больше раз предложение «В поле уже выпал снег.» Подсчитайте количество знаков.

Вариант 2. Это же предложение необходимо за 30 секунд написать печатными буквами. Подсчитайте количество знаков.

Вариант 3. Теперь необходимо написать то же предложение за 30 секунд, меняя буквы: первая – печатная, вторая – прописная. Подсчитайте количество знаков.

Вариант 4. Теперь пишем это же предложение в течение 30 секунд, удваивая каждую букву. Подсчитайте количество знаков.

Обработка результатов

Посчитайте количество знаков, написанных обычным письмом.

Посчитайте общее количество знаков: печатных, печатных и прописных, удвоенных и разделите на 3.

Уровень пластичности психики можно определить, разделив последний показатель на количество знаков, написанных обычным письмом.

Чем ближе показатель к единице, тем выше пластичность психической деятельности: 0,4 - 0,5 – низкий уровень, 0,5- 0,6 – средний уровень, 0,6 – 0,7 – высокий уровень, 0,7 и более – очень высокий уровень.

 

Задание3.Ознакомьтесь с методикой«Выявление профессионально важных качеств специалистов системы «человек-техника» и определите целый ряд своих психофизических особенностей: физическое развитие и состояние здоровья, усидчивость, внимание, чувство самосохранения, реакцию, выдержку, ответственность, умение сосредоточиться.

Инструкция. Перед вами вопросы, которые помогут вам оценить выбор профессии, изучить свойства вашей личности и степень ее нервно-психической устойчивости. На вопросы нужно отвечать «да» и «нет», проставляя ответы в листе ответов под цифрой соответствующего вопроса. Время выполнения теста – 30-40 минут.

Вопросы:

1 Нравится ли вам смотреть на дорогу через ветровое стекло автомобиля?

2 Сможете ли вы пробежать 1 километр?

3 Всегда ли вы доводите начатое дело до конца?

4 Часто ли вам удается поймать случайно задетые столовые приборы (ложку, чашку, тарелку и т. д.)?

5 Существуют ли у вас боли (тяжесть) в пояснице (спине)?

6 Вы человек рассеянный?

7 Часто ли вы ругаетесь в общественных местах (транспорте, магазине и т. д.)?

8 Любите ли вы рисковать?

9 Пугают ли вас резкие звуки?

10 Любите ли вы работать самостоятельно?

11 Любили ли вы в школе уроки труда?

12 Любите ли вы читать о путешествиях?

13 Поднимете ли вы груз весом в 16 кг и более?

14 Вы человек обязательный?

15 Может ли вас шокировать неожиданная ситуация?

16 Хорошо ли вы различаете цвета?

17 Часто ли вы теряете предметы быта?

18 Легко ли вас вывести из равновесия?

19 Любите ли вы играть в азартные игры?

20 Можете ли вы нормально выполнять работу, когда включен приемник, магнитофон?

21 Нравится ли вам однообразная работа?

22 Сможете ли вы сразу разобраться в сложном техническом чертеже?

23 Доставляет ли вам удовольствие разбираться в техническом устройстве машины?

24 Любите ли вы заниматься спортом?

25 Вы бы поехали на красный свет?

26 Умеете ли вы полностью расслабляться?

27 Хорошее ли у вас зрение?

28 Умеете ли вы сосредоточиться на одном деле?

29 Вы человек выдержанный?

30 Умеете ли вы вовремя себя остановить, когда видите, что у Вас ничего не получается?

31 Часто ли вы забываете выключить чайник, кран в ванной, закрыть квартиру и т. п.?

32 Любите ли вы созерцать природу, красивые строения и т. п.?

33 Нравится ли вам читать, слушать, смотреть фильм о научно-технических достижениях, устройстве и эксплуатации техники?

34 Нравится ли вам управлять техническим средством?

35 Утомляют ли вас путешествия?

36 Прийдете ли вы спокойно на учебу, не выполнив задания?

37 Вы быстро выполняете полученную работу?

38 Хорошо ли вы видите ночью?

39 Легко ли вас отвлечь от какого-либо занятия?

40 Вы часто ссоритесь по пустякам?

41 Следуете ли вы поговорке «Или грудь в крестах, или голова в кустах»?

42 Вы часто отвлекаетесь на посторонние дела?

43 Вас усыпляет монотонная работа?

44 Доставляет ли вам удовольствие что-нибудь изобретать и конструировать?

45 «Любит» ли вас техника?

46 Любите ли вы физическую работу?

47 Часто ли вы опаздываете на работу (занятия, встречу и т. д.)?

48 Вы человек подвижный?

49 Вызывает ли у вас отвращение запах бензина?

50 Вы человек внимательный?

51 Умеете ли вы сдерживать свои эмоции?

52 Присуще ли вам чувство самосохранения?

53 Случалось ли, что, задумавшись, вы могли пройти подъезд своего дома, не заметить идущего вам навстречу знакомого и т. п.?

54 Вы человек усидчивый?

55 Нравится ли вам разбираться в устройстве бытовых электро- и радиоприборов?

Обработка результатов сводится к подсчету количества ответов «да» и «нет». За каждый ответ, совпадающий с «ключом», начисляется 1 балл. Если ответ не совпал с «ключом», баллы не начисляются. Лист ответов составлен так, чтобы можно было подсчитать количество «да» и «нет» в соответствии с «ключом» по 11 параметрам.

1 Интерес к технике.

2 Физическое развитие.

3 Наличие чувства ответственности.

4 Быстрота принятия решения (реакция).

5 Состояние здоровья.

6 Внимание.

7 Психологическая устойчивость.

8 Наличие чувства самосохранения.

9 Устойчивость к внешним раздражителям.

10 Склонность к однообразной работе.

11 Техническая грамотность.

Если по каждому из одиннадцати параметров вы набрали более 3 баллов – это говорит о выраженности того или иного качества. При любом ответе «нет» на вопросы 16, 27, 38 и «да» на вопросы 5, 49 рекомендуется пройти медицинское обследование.

Ключ: при ответах «да» на вопросы: 1, 2, 3, 4, 10, 11, 12, 13, 14, 19, 30, 32, 33, 34, 37, 44, 45, 46, 48, 50, 51, 52, 54, 55 и «нет» на вопросы: 6, 7, 8, 9, 15, 17, 18, 19, 25, 31, 35, 36, 39, 40, 41, 42, 43, 47, 53 присваивается 1 балл.

Лист ответов

 

Дата________________________________

Фамилия__________________Имя______________Отчество_____________

Группа_______________

 

  №   ПАРАМЕТРЫ
                     
В О П Р О С Ы                        
                     
                     
                     
                     
Сумма:                      

 

Задание 4. Ответьте на вопросы «Верно или неверно?»

1 Аристотель один из первых философов, рассматривавших разум как неотъемлемую часть живого организма

2 Концепция Вундта имела целью выявить функции сознания.

3 Согласно Платону, душа обитает в теле в течение жизни человека, а после его смерти переходит в «мир теней».

4 По мнению бихевиористов, только поведение, поддающееся наблюдению, может быть объективно описано.

5 Гештальтисты считают, что наше восприятие мира создается из элементов, которые мозг организовывает.

6 Первая лаборатория психологии основана Вундтом в 1879 году

для изучения функций сознания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 481; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.90.141 (0.069 с.)