К теме 4 «Эмоционально-волевые процессы» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К теме 4 «Эмоционально-волевые процессы»



Задание 1. Выполните тест «Мои привычные эмоции» для определения уровня протекания эмоциональных реакций

Все страсти хороши, когда мы владеем ими;

все – дурны, когда мы им подчиняемся

Ж. Ж. Руссо

Инструкция. Тест содержит 18 эмоциональных реакций (таблица 1) и их оценку в баллах. Каждая эмоциональная реакция определяется четырьмя высказываниями: «вовсе нет», «редко», «часто», «всегда». Внимательно прочитайте все эмоциональные реакции и оцените степень их выраженности у вас, взяв в кружок соответствующую цифру. Закончив самооценку, подсчитайте общий балл группы положительных эмоций «А», затем – группы отрицательных эмоций «Б». Если сумма положительных эмоций больше суммы отрицательных, то у вас все в порядке. Вам свойственен оптимистический настрой в жизни. Если сумма положительных эмоций равна сумме отрицательных или меньше ее, то вы человек тревожный, мнительный и пессимистичный.

Далее проанализируйте особенности ваших эмоциональных реакций. К положительным реакциям относятся: 1, 2, 5, 6, 9, 10, 14, 15.

К отрицательным – 3, 4, 7, 8, 11, 12, 13, 16, 17, 18.

 

Таблица 1 – Эмоциональные реакции

№ п/п Эмоциональные реакции Их выраженность в баллах
  Вовсе нет Редко Часто Всегда
  Я бываю спокоен        
  Обычно уверен в себе        
  Мне свойственно чувство напряженности        
  Мне трудно быть уверенным в себе        
  Я чувствую себя способным на многое        
  Мне больше приходится радоваться, чем грустить        
  Меня волнуют всевозможные неудачи        
  Мне свойственны упадок активности, вялость, усталость        
  Я испытываю чувство удовлетворения собой, своими делами        
  Я бываю приятно возбужден и активен        
  Я бываю взволнован так, что не нахожу себе места        
  Я с тревогой думаю о разных беспокоящих меня вещах        
  Я испытываю чувство страха        
  Я предпочитаю тихую грусть и размышления веселью        
  Мне свойственно спокойное переживание своих эмоций        
  Я испытываю чувство напряженности        
  Я не чувствую себя счастливым        
  Я бываю пессимистичен        
  Сумма баллов по пунктам: 1, 2, 5, 6, 9, 10, 14, 15.  
  Сумма баллов по пунктам: 3, 4, 7, 8, 11, 12, 13, 16, 17, 18.  

 

Выделите те отрицательные реакции, которые дали максимальный балл, и сосредоточьтесь на них. Подумайте, почему они вам свойственны, что следует сделать для того, чтобы они исчезли. Этот тест пригоден для оценки своего привычного эмоционального реагирования по мере того, как вы будете овладевать навыками культуры эмоций.

Владение собой, своими эмоциями - важная составляющая эмоциональной культуры личности. Управление эмоциями и чувствами включает следующие составляющие: контроль за своими эмоциональными реакциями, осмысление их, регулирование этих реакций, т. е. нахождение адекватного способа выражения чувств и эмоций, замена негативных эмоций позитивными.

Задание 2. Ответьте на вопросы ивыполните контрольные упражнения

1 Представьте себе, что вы хотите выяснить, какие эмоции испытывает человек. Этот человек дает вам словесное описание переживаемых им чувств. Наиболее полезны для определения типа его эмоций сведения:

а) о привычках этого человека;

б) о причинах разочарования этого человека;

в) о ситуации, которая вызвала появление данных эмоций;

г) о людях, которые присутствовали при ситуации, вызвавшей данные эмоции.

2 С какой целью проводится тренинг сензитивности?

а) чтобы люди смогли понять, какими физиологическими изменениями сопровождаются эмоции;

б) чтобы люди научились объяснять мимику и жестикуляцию;

в) чтобы люди научились изменять выражение своего лица с помощью упражнений перед зеркалом;

г) чтобы люди научились понимать собственные эмоции и открыто их выражать.

3 Какой из следующих факторов сильнее всего зависит от культурной принадлежности человека?

а) мимика;

6) жестикуляция;

в) физиологические реакции;

г) внутренние чувства.

4 Какие из перечисленных факторов чаще всего являются причиной стресса?

а) страх и гнев;

6) умеренные чувства или эмоции;

в) интенсивные эмоции;

г) неприятные переживания.

5 Во многих научных работах производились попытки установить взаимосвязи между конкретными эмоциями и определенными физиологическими реакциями. Какой вывод можно сделать из этих исследований?

а) эмоции не вызывают никаких физиологических реакций;

б) все эмоции вызывают одинаковые физиологические реакции;

в)единственной эмоцией, которая вызывает физиологические реакции, является страх;

г)существуют факты, свидетельствующие о том, что каждая эмоция может вызывать специфическую физиологическую реакцию, но эти факты требуют дальнейшего научного исследования.

6 Как во время стресса изменяется энергетический уровень?

а) остается обычным;

б) количество энергии возрастает;

в) количество энергии уменьшается;

г) количество энергии сначала уменьшается, а потом возрастает.

7 Для чего предназначен полиграф?

а) для определения типа эмоций, испытываемых человеком;

б) для определения причин лжи;

в) для измерения физиологических реакций;

г) для выявления преступных наклонностей человека.

8 Почему детектор лжи может обнаружить обман далеко не всегда?

а) частоту сердечных сокращений и артериальное давление трудно измерить;

6) сильные эмоции не сопровождаются физиологическими реакциями;

в) эмоции могут возникнуть по причинам, не связанным с ложью;

г) прибор не может измерять физиологические реакции.

9 Какой из методов распознавания эмоций является самым лучшим?

а) по словесному описанию;

б) по мимике и жестикуляции;

в) с помощью полиграфа;

г) с помощью применения всех вышеперечисленных методов.

10 Какие виды сильных эмоций могут вызывать стресс?

а) только гнев;

б) гнев и страх;

в) страх и радость;

г) гнев, страх и радость.

11 Какие события вызывают наибольший стресс?

а) радостные переживания;

б) горестные переживания;

в) как радостные, так и горестные переживания;

г) мелкие неприятности.

12 Некоторые психологи утверждают, что бытовые неурядицы являются более сильными факторами стресса, чем важные события. Согласно научным представлениям, что может повысить вашу сопротивляемость стрессам, вызванным этими неурядицами?

а) события, вызывающие душевный подъем;

б) крупные неприятности;

в) болезнь;

г) другие неурядицы.

13 Поль постоянно прилагает усилия к тому, чтобы урегулировать проблемы вызывающие у него стресс. Что он делает?

а) расслабляется;

б) борется со стрессом;

в) понижает свой иммунитет;

г) сопротивляется.

14 Эмма сформулировала проблему, рассмотрела имеющиеся возможности и выбрала решение. Какой метод она использовала?

а) решение проблемы;

б) изменение отношения к проблеме;

в) примирение с проблемой;

г) все вышеупомянутые методы.

15 Какой вывод можно сделать из имеющихся в настоящее время данных о взаимосвязи между эмоциональным состоянием больного и характером течения рака?

а). причиной рака являются эмоциональные проблемы;

б) эмоциональные факторы не влияют на лечение рака;

в) эмоциональное сочувствие может заменить все прочие методы лечения рака;

г) эмоциональные факторы играют определенную роль в лечении рака.

 

Упражнение 1

Диана два месяца, не покладая рук, работала над курсовой работой по психологии. Досадная случайность помешала ей сдать работу вовремя. И вот теперь преподаватель отказывается выставить ей оценку, мотивируя это тем, что она сдана с опозданием на один час. Диана чувствует, как ее лицо багровеет, сердце начинает сильно колотиться.

Опишите, как Диана могла бы прямо или косвенно выразить свой гнев или сдержать его:

а) прямое выражение гнева;

б) косвенное выражение гнева.

 

Упражнение 2

Подберите для каждого термина характеризующую его фразу (страх, фрустрация, агрессия, перенос, сдерживание гнева, упражнения на расслабление, радость, бегство):

а) причинение вреда другому человеку или предмету;

б) нездоровый подход;

в) неприятная эмоция, принадлежащая к числу основных;

г) бывает вызвана недоступностью или неправильным выбором цели;

д) косвенное выражение гнева;

е) метод контроля над чувством гнева;

ж) самая приятная эмоция;

з) самая распространенная реакция на страх.

 

Упражнение 3

Каждый из описанных ниже персонажей борется со стрессом. Укажите, какой стратегией он пользуется — решает проблему, изменяет свое отношение к ней или, смирившись с проблемой, старается уменьшить влияние на свой организм стресса, вызванного ею.

А. Эстелла попала в автомобильную катастрофу и получила травму шеи. Она утверждает, что в результате этого несчастного случая стала лучше понимать людей, у которых постоянно что-то болит.

Б. В ресторане Дэн и его новая знакомая были вынуждены более получаса ждать, пока их обслужат. Он начал отпускать шутки по поводу медлительности официантов, но в конце концов решил, что в результате этой задержки у них оказалось больше времени на беседу.

В. Начальник крайне низко оценил работу Виктора. Виктор думал о том, чтобы уволиться, перейти в другой отдел или обжаловать решение начальника. Он выбрал последний вариант.

Г. Стол Элины в офисе стоит рядом со столом женщины, у которой громкий визгливый голос. Чтобы снять напряжение, Элина каждый день во время обеденного перерыва совершает спокойную пробежку по парку.

Упражнение 4

Профессор Фридман работает над формулой счастья. Его ученики и помощники предложили включить в формулу в качестве компонентов следующие понятия: радость, дружеские отношения, деньги, возраст и душевный покой.

Какие из предложенных компонентов следует включить в формулу?

 

Упражнение 5

Приведите один пример положительного и два примера отрицательного влияния физиологических реакций организма, вызванных эмоциями.

 

Задание 3. Ознакомьтесь с условием интерактивной игры с элементами психологического тренинга распознавания эмоций.

Цель игры:

- знакомство с некоторыми видами проявления эмоций человека;

- овладение навыками «выравнивания» эмоционального состояния своего и партнера;

- понимание механизмов межличностного восприятия людьми друг друга и восприятие самого себя.

Ход игры:

Упражнение 1. «Ледокол»: проводится с целью установления коммуникативного контакта.

Инструкция. Поприветствуйте друг друга без слов и передайте без слов рядом сидящему соседу «добрые чувства». Начинает участник слева от тренера.

Упражнение 2. «Эмпатия».

Инструкция. Группа разбивается на пары. Решите, кто первым из вас начнет выполнять упражнение. Ему предлагается принять вид печального, чем-то расстроенного студента. Попытайтесь найти средства для того, чтобы войти в это состояние. Напарник может измениться в положительную сторону: проделать действия, которые могут вызвать улыбку, смех, то есть позитивную мимику, не прибегая к физическому контакту. Когда справитесь с задачей – поменяйтесь ролями. По окончании упражнения давайте поаплодируем друг другу.

Упражнение 3. «Термометр».

Инструкция. Вопрос тренера: «Как ваше настроение?» Представьте, что вы стрелка термометра. Определите, сколько градусов вы показываете (от 0 до 100 градусов)? Определите настроение ваших соседей, всей группы в градусах.

Упражнение 4. «Комплимент».

Инструкция. Каждый участник говорит своим соседям (сначала – слева, затем – справа) по три комплимента. Затем все участники прощаются невербально.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 2703; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.125 (0.043 с.)