Цена. Экономическая сущность цены. Виды цен и их характеристика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цена. Экономическая сущность цены. Виды цен и их характеристика.



Цена — это денежное выражение стоимо­сти товара. Цена является одной из важнейших и наиболее сложных экономических категорий товарного производства. Цена как экономическая категория отражает экономические отношения между производителем и потребителем, между продавцом и покупателем товара по поводу его производства и реализации. Первый подход можно определить как производственный (затратный), а второй как непосредственно рыночный (полезностный). 1)В соответствии с первым (затратным) подходом «Цена есть денежное выражение стоимости товара». Стоимость, являясь категорией товарного производства, находит свое выражение в форме цены. 2) В соответствии со вторым подходом оценка товара (блага) осуществляется в рыночных условиях каждым конкретным потребителем на основе субъективной ценности (полезности) данного товара. «Цена это форма выражения ценности благ (товаров), проявляющаяся в обмене».

Существуют различные виды цен:

Оптовые цены - это цены, по которым сельскохозяйственные предприятия и организации продают государству произведённую ими сельскохозяйственную продукцию.

Розничная цена – цена, по которой продаётся товар населению поштучно или мелкими партиями, в розницу.

Договорные цены – подлинно рыночные, свободные цены, воплощающие свободу предпринимательства. Они устанавливаются соглашением покупателя и продавца, под воздействием спроса и предложения, конкуренции и прочих рыночных условий.

Государственные цены -устанавливаются на продукцию предприятий-монополистов, базовые ресурсы, на социально значимые товары. В зависимости от этого государственные цены могут быть фиксированные, регулируемые и предельные.

1) Фиксированная цена – это твёрдо уставленная государством цена. Примером могут служить тарифы на электрическую энергию, отпускаемую на коммунально-бытовые нужды для населения.

2) Регулируемая цена – это цена, установливаемая органами государственной власти и управления или органами исполнительной власти

3) Цена предельная – государственная цена товара, ограниченная размерами, установленными органами власти и управления, цена реализации может быть ниже предельного уровня, но не выше его.

Мировые цены – цены, применяемые при реализации товаров на мировом рынке.

6) Факторы ценообразования. Субъекты, влияющие на цены.

Факторы ценообразования - движущие силы, существенные обстоятельства, основные причины, оказывающие определяющее воздействие на формирование цен. Пять факторов: потребители, правительство, участники каналов сбыта, конкуренты, издержки производства. Все эти факторы можно условно разделить на две основные категории - внутренние и внешние. К основным внутренним факторам, определяющим уровень цен товаропроизводителей, относятся: уровень издержек производства; особенности производственного процесса; специфика производимой продукции; доступность необходимых для производства ресурсов; организационный уровень, степень использования прогрессивных методов производства; рыночная стратегия и тактика производителя и т. п. факторы. Основные внешние факторы, влияющие на процесс ценообразования на товар конкретного производителя: потребительские предпочтения относительно данного товара; уровень доходов покупателей; потребительские ожидания относительно будущего/изменения цен и собственных доходов производителя; цены на сопряженные товары; цены и неценовые предложения конкурентов и пр. Факторы внешнего порядка практически не подвластны контролю со стороны товаропроизводителей, но обязательно учитываются при формировании цены на выпускаемую продукцию.

Субъекты влияющие на цену. По снижению цен: рост

производства; технический прогресс; снижение издержек производства и обращения; рост производительности труда; конкуренция; снижение налогов; расширение прямых связей. Рост цен: спад производства; нестабильность экономической ситуации; монополия предприятия; ажиотажный спрос; увеличение прибыли предприятия; улучшение качества товара; соответствие моде; рост цены рабочей силы; низкая эффективность использования капитала, оборудования, рабочей силы, земли.

7) Прибыль. Экономическая сущность прибыли. Прибыль и доход. Виды прибыли. Прибыль - положительная разница между доходами (выручкой от реализации товаров и услуг) и затратами на производство или приобретение и сбыт этих товаров и услуг. Прибыль = Выручка – Затраты. Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является произведенная продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю. Прибыль и доход: Доход - это сумма, которую получили, продав товар. Из этой суммы вычтем НДС и себестоимость товара и получим прибыль. Виды прибыли: По объему издержек: 1)Бухгалтерская прибыль – это простая разница между доходами от реализации (доходами с продаж) и расходами (текущими издержками). 2)Экономическая (чистая) прибыль – это сумма, которая получается в результате вычета из бухгалтерской прибыли дополнительных расходов. По значению конечного результата прибыль может быть:1)нормативной или предусмотренной; 2)максимально возможной или минимально допустимой; 3)недополученной (упущенная выгода), с отрицательным результатом (убыток). По характеру налогообложения можно выделить:1)облагаемую налогом прибыль; 2)не облагаемую. В зависимости от видов осуществляемой деятельности прибыль может быть:1)От финансовой деятельности. Это эффект, который получен от привлечения капитала в иные источники на выгодных условиях. 2)От производственной деятельности. Это результат производства и сбыта. 3)От инвестиционной деятельности. Это доходы от размещения депозитных вкладов и владения ценными бумагами, доходы, полученные от участия в совместной деятельности с другими компаниями или реализации имущества по завершению инвестиционного проекта.

По регулярности формирования прибыль может быть:

1)сезонная; 2)нормированная; 3)чрезмерная.

Предельная прибыль — добавочная прибыль, получаемая от продажи дополнительной единицы продукции. Чистая прибыль – это доход за вычетом абсолютно всех издержек.

8) Характеристика основного и оборотного капитала. Капитал является одним из факторов производства. Капитал представлен в конкретных формах - средства труда (производительный капитал), деньги (денежный), товар (товарный). Основной капитал (ОФ) - это стоимостное выражение средств труда. Определяющим признаком ОФ выступает способ перенесения стоимости на продукт - постепенно, в течение ряда кругооборотов (производственных циклов), частями по мере износа. Таким образом, единовременно авансированная стоимость в уставный капитал в части основного капитала совершает постоянный оборот, переходя из денежной в производительную, товарную и снова в денежную форму. В этом состоит экономическое содержание ОФ. Закон воспроизводства основного капитала заключается в том, что в условиях нормального экономического развития его стоимость, введенная в производство, полностью восстанавливается, обеспечивая возможность для постоянного технического обновления основных средств. Оборотный капитал — это капитал, инвестируемый в текущую деятельность на период каждого операционного цикла. Часто это трактуется как текущие активы, оборотные средства. Оборотный капитал (оборотные фонды) подразделяется на 2 группы: 1) Оборотные производственные фонды, состоящие из производственных запасов (материалы, комплектующие, тара, запчасти), незавершенного производства, расходов будущих периодов и готовой продукции; 2) Оборотные фонды, участвующие в сфере обращения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.163.200.109 (0.04 с.)