Особенности игры детей старшего дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности игры детей старшего дошкольного возраста



Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, «взрослые» дела, быть «взрослым»; потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время - стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.); возникает новый (опосредованный) тип мотивации - основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как «надо»[12].

Игра - основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем от трех до шести-семи лет детские игры проходят довольно значительный путь развития: игра-манипулирование с предметами, индивидуальная предметная игра конструктивного типа, коллективная сюжетно-ролевая игра, индивидуальное и групповое творчество, игры-соревнования, игры - общение, домашний труд. В старшем дошкольном возрасте появляется игра по правилам. Ролевая идентификация утрачивает привлекательность, роли становятся чисто игровыми.

Сюжетно-ролевая игра формируется в процессе жизни ребенка, в ходе его общения с окружающими людьми. Как деятельность сюжетно-ролевая игра представляет собой сложное образование, состоящее из следующих компонентов: целевого, потребностно-мотивациоиного, содержательного, операционного, результативного. Ведущим мотивом игры в старшем дошкольном возрасте становится познавательный интерес, проявляющийся в стремлении познать окружающую действительность. Содержанием игры старших дошкольников становится выполнение правил, вытекающим из взятой на себя роли. Дети 6-7 лет чрезвычайно придирчиво относятся к выполнению правил. Исполняя ту или иную роль, они внимательно следят, насколько соответствуют их действия и действия их партнёров общепринятым правилам поведения - бывает так или не бывает: «Мамы так не делают», «Суп после второго не подают». Это высший уровень развития игры, когда дети уже действуют произвольно и осмысленно, осознавая свои действия и свои отношения с партнёрами по игре.

В экспериментальной части было выявлено следующее: дети старшего дошкольного возраста выявляют достаточную (высокого или среднего уровня) для данного возраста сформированность умения взаимодействовать в игре. Ролевые действия детей не всегда согласованны. Игровая тематика однообразна. Игровые задачи дети решают привычными способами. В основном конфликты у детей старшего дошкольного возраста возникали из-за правил игры. Большинство детей чаще принимают тему детей - лидеров, взрослого. Дети фактически принимали правило игры и подчинялись ему[13].

Итак, дети старшего дошкольного возраста выявляют достаточную сформированность умения взаимодействовать в игре, принимать роли и следовать сюжету игры.


 

Список литературы

1. Аникеева Н.П. Педагогика и психология игры. М., 1986. – 421 с.

2. Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания. Кемерово, 1992. – 352 с.

3. Запорожец А.В., Маркова Т.А. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста. – М.: 1978. -572 с.

4. Зворыгина Е.В., Игра дошкольника. – М., 1989. -457 с.

5. Карпова С.Н. Лысюк Л.. – С. Игра и нравственное развитие дошкольников. – М.: Просвещение, 1986. -118 с.

6. Минскин Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. - М., 1987.-192 с.

7. Мухина B.C. Игрушка как средство психологического развития ребенка. – М.: 1988. – 428 с.

8. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 1999. -842 с.

9. Никитин Б.П., Ступеньки творчества или развивающие игры. – М., 1991. -543 с.

10. Сливаковская А.С. Игра-это серьезно. М.: Просвещение, 1981. – 572 с.

11. Собкин B.C. С чего начинается личность. – М.: 1976. -468 с.

12. Удовольствие в игре.-М., 1983.-96 с.

13. Эльконин Д.Б., Психология игры. – М., 1999. – 234 с.


[1] Мухина B.C. Игрушка как средство психологического развития ребенка. – М.: 1988. – 428 с

[2] Собкин B.C. С чего начинается личность. – М.: 1976. -468 с.

[3] Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания. Кемерово, 1992. – 352 с.

[4] Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 1999. -842 с.

[5] Запорожец А.В., Маркова Т.А. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста. – М.: 1978. -572 с.

[6] Никитин Б.П., Ступеньки творчества или развивающие игры. – М., 1991. -543 с.

[7] Аникеева Н.П. Педагогика и психология игры. М., 1986. – 421 с.

[8] Сливаковская А.С. Игра-это серьезно. М.: Просвещение, 1981. – 572 с.

[9] Эльконин Д.Б., Психология игры. – М., 1999. – 234 с.

[10] Зворыгина Е.В., Игра дошкольника. – М., 1989. -457 с.

[11] Карпова С.Н. Лысюк Л.. – С. Игра и нравственное развитие дошкольников. – М.: Просвещение, 1986. -118 с.

[12]. Минскин Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. - М., 1987.-192 с.

[13] Удовольствие в игре.-М., 1983.-96 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 1246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.248.66 (0.007 с.)