Урок 3 Тема. Диагностика и отработка разных критериев оценки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 3 Тема. Диагностика и отработка разных критериев оценки



1. Волшебный узор. Учитель показывает секрет стрелочек, которые они рисовали на прошлом уроке.

- Волшебные стрелочки способны творить чудеса. Сейчас я покажу, как они умеют раздвигать линии. Рисует на глазах у детей две параллельные линии (рельсы) и наносит на них штриховку (шпалы).

Рис.

 

2. Дети пробуют срисовать волшебный узор. Учитель снова показывает, как пользоваться линейкой, чтобы нарисовать линии. Помогает всем, кому сможет.

3. Оценка работы. Если узор срисован правильно, то создаётся впечатление, что рельсы посредине как бы раздвинуты. Каждый ребёнок проводит на своём листе сбоку линеечку для оценки, сверху пишет букву П(правильно), ставит себе оценку.

4. Учитель предлагает встать всем, походить с карандашом по классу, посмотреть работы друг друга и поставить оценку (крестик сверху) на тех работах, которые очень нравятся.

5. – А теперь нарисуйте любой узор. Постарайтесь сделать его очень красивым. Можно цветным. Но прежде, чем рисовать, начертите линеечку для оценки.

- Как вы думаете, можно ли будет этот узор оценить линеечкой «Правильно»? А какой можно? («Красиво»)

6. Нарисовав узор, дети снова проходят по классу и ставят оценки на тех узорах, которые им очень понравились.

Узоры всех детей надо обязательно поместить на выставку.

 

День пятый

Урок 1 Тема. Введение знака вопроса

Для этого дня парты удобно располагать буквой п. Меняется план класса.

1. Тренировка в применении знаков «Я», «Хор». Учитель задаёт вопросы, показывая, как отвечать – хором или по одному, подняв руку: «Кто сегодня плакал и не хотел идти в школу? (Почему?) А кто с удовольствием пришёл в школу? («Хор») Кто с тобой сегодня первым поздоровался? («Я») Какое сегодня число? («Хор») Учитель знаками «+», «- «оценивает работу учеников.

2. – Что делать, когда непонятно, как надо действовать? Спрашивать.

- В школе, чтобы никому не мешать, спрашивают без слов.

Вводится знак «Вопрос». (Дети изготавливают его сами, рисуя на кружке из плотной бумаги знак вопроса). Этот знак нужен ученику каждый день, он всегда должен быть в портфеле. Ученик следит, чтобы этот знак всегда выглядел аккуратно.

3. Употребление знака «Вопрос» по теме «Все ли слова русского языка мне понятны?»

Учитель говорит от имени куклы: «Я иностранец. Я выучил сто языков, и теперь слова разных языков спутались у меня в голове. Если я буду говорить русское слово, все поднимайте руку (знаем слово). Если я скажу нерусское слово, поднимайте знак вопроса (не знаем слово)» (учитель называет 6 – 8 слов разных слов с акцентом)

- Не только иностранцы не знают русских слов, каждый из нас не знает некоторых слов. Но он может спросит о них друзей, выучить. Сейчас поучимся спрашивать друг друга».

Учитель берёт словарь, наугад открывает его и читает слово. Кто знает это слово, поднимает руку; кто не знает, спрашивает – поднимает знак вопроса.

 

Школа – если ребёнок никак не реагирует на это слово, учитель обращается лично к нему: «Петя, ты знаешь слово школа? Тогда подними руку – покажи мне: я знаю. Ты не знаешь? Подними знак вопроса – покажи мне: я хочу узнать. Меня обрадует и то, и другое».

Астрономия – часть детей поднимает руку, часть – знак вопроса. Учитель обращается к любому ребёнку. Например: «Варя, кому ты хочешь задать вопрос? Спроси у Лены. Как ты спросишь?

Примула – едва в классе кто – то знает. Если все подняли знак вопроса, нужно спросить у детей, к кому обращён вопрос (к учителю). Учитель сам читает о словарю или объясняет.

Вывод: «Что же надо делать, если учение чего – то не знает, не понял? Нужно спрашивать, подняв знак вопроса».

Подведём некоторые итоги:

1) С этого момента на любую реплику учебных бесед и учитель, и ученики должны реагировать одним из трёх знаков: «+», «-«, «?». Отсутствие реакции означает неучастие в общей беседе.

2) Учитель начинает активно использовать знак вопроса в тех ситуациях, когда у него возникает субъективное непонимание реплики ребёнка: «Я тебя не поняла – ты имел в иду это или это?

3) Знак вопроса – самое главное достижение этого урока.

4. Игра с мячом (в кругу или за партами)

Учитель кидает ребёнку мяч и сообщает что – то о себе. Ребёнок возвращает мяч и говорит: «И я тоже». Но учитель может сказать не только: «Я люблю мороженое», но и «Мне 30 лет». Не надо предупреждать детей, что с учителем не всегда надо соглашаться.

 

 

Урок 2 Тема. Ситуация недоопределённого правила

1. Индивидуальная практическая работа: даётся задание построить (нарисовать) домики по чертежу, который выполнен на доске (приложение). Несправившимся заготовки предложит учитель.

2. Дети разбиваются на тройки (объединяются сидящие рядом). Рисуют.

3. Учитель рассказывает, что каждый учение нарисовал два дома – большой и маленький – так, как они выглядят с улицы. Вход в один дом – с улицы, в другой – со двора. По улице идёт разведчик. Он получил задание, как найти связного. Разведчик помнит указания наизусть и повторяет в уме: жёлтый свет будет гореть в крайнем левом окне второго этажа.

- Каждая группа должна определить, куда пойдёт разведчик, поставит жёлтый карандаш на то окно, где горит жёлтый свет. Если ваши мнения не совпадут, решите сами, что вам делать: ссориться или спорить? (Выполняя это задание, дети должны обнаружить недостаточность исходных условий. Поскольку на рисунке не обозначены двери в дома, не ясно, где правое, где левое окно. Соответственно обозначить окно, где горит жёлтый свет, невозможно. Следовательно, дети должны договориться, где находится вход.)

4. Учитель предлагает детям ещё 2 – 3 недостаточно чётких задания. Если группа поднимает знак вопроса, учитель отвечает только этой группе и только на тот вопрос, который задают дети.

Тип заданий: найти левое верхнее окно у того дома, где вход расположен справа; найти крайнее правое у маленького дома – у того самого, где вход со двора; найти среднее окно нижнего этажа большого дома.

Каждый раз учитель фиксирует разные мнения групп и не выясняет, кто прав. Обсуждается только одно: почему получилось по – разному? (Потому что действовали наугад, не спрашивали точной информации).

4. Игра «Сколько?» Дети играют группами из трёх человек. Правила игры: на вопрос «сколько?» надо отвечать без слов – поднятием соответствующего количества рук. В начале организуется тренировка.

- Сколько хоботов у слона? В группе должна подняться только 1 рука – неважно чья. Можно поднять и три руки: каждый ребёнок ответит на этот вопрос индивидуально. В другой раз договоритесь, кто отвечает, а кто не отвечает. Сколько у слона хоботов и хвостов? Сколько у слона хвостов и бивней? Сколько слону лет? (Хорошо, если хоть одна группа поднимет знак вопроса. В любом случае следует обратиться к группам, имеющим разные мнения, и попросить договориться.) Вы не можете доказать, что слону ровно 70 (17) лет? А что надо делать, если вы уверены в ответ, не располагаете точной информацией?»

Далее чередуются вопросы, предполагающие от 1 до 6 поднятых рук, а также такие, на которые дети отвечают встречным вопросом, и шуточные вопросы: сколько у лисы ушей и хвостов? Сколько у волка ушей и хвостов? И самое сложное – вопросы, предусматривающие точный, известный детям ответ, однако этот ответ требует более шести поднятых рук. Значит, для того чтобы поднять нужное количество рук, группа должна привлечь кого – то в помощь… Договоры между группами могут возникать стихийно, но можно их и подсказывать. И, наконец, игры – вопросы, требующие объединения всего класс: сколько в классе глаз (сейчас)? А сколько носов? Примерно вопросы: сколько лап у леопарда, рук у мамонта? Сколько ушей, носов, ртов и глаз у человека? Сколько дней в неделе? Сколько звёзд на небе? Сколько лап у паука, у жука? Сколько месяцев в году? Сколько лет учатся в школе в России? А в Англии?

 

Урок 3 Тема. Оценка. Общая работа как сумма индивидуальных

1. Построение фигуры по чертежу (вариант графического диктанта). Здесь уместна новая форма фронтальной работы – «Я сам». Дети работают на листах бумаги в клетку, расчерченных крест – накрест.

Учитель диктует чертёж, одновременно строя его на доске: «Находим точку пересечения двух линий. Ставим на неё карандаш. Теперь отсчитываем две клеточки вверх. Ставим зарубочку. Теперь от пересечения двух линий отсчитываем три клеточки вниз…» (Получается фигура, изображённая на рисунке.)

Что бы это могло быть? Учитель дорисовывает голову и ноги, и получается мальчик. Стирает голову и ноги, рисует заячьи лапы, потом – ноги клоуна… Итак, становится понятно, что каждый ребёнок начертил руки и верхнюю часть туловища какого – то существа. Дорисовать это существо, раскрасить его дети должны по своему разумению. Но зачем надо было так точно и сложно рисовать верхнюю часть туловища? Чтобы потом эти существа смогли взяться за руки. Учитель показывает, как из отдельных картинок будет сложен общий фриз, куда каждый ребёнок вставит свою фигурку.

Рис.

2. Само – и взаимооценка.

- Нарисовали? Каждую работу надо оценить. Представьте себе, что ваши человечки в каждой руке держат оценочные линеечки. Пусть правый и левый края листа служат такими линеечками. Поставьте себе оценки за работу…

Если дети не спрашивают, за что оценивать, а сразу приступают к действию, учитель останавливает их и сам спрашивает о критериях оценки.

- Если мы не договоримся, за что оценивать, то может получится так: Миша поставит себе высокую оценку за красивый подбор цветов. А его друг Саша поставит ему на той же линеечке низкую оценку за некрасиво нарисованные руки. Миша обидится на Сашу за несправедливую оценку. А Саше покажется, что друг не переносит замечаний. Они могут даже поссорится. А всё из – за чего? Из – за того, что вы забыли задать один вопрос. Какой? (За что мы себя будем оценивать?)

Дети сами назначают критерии оценки. Хорошо бы, если в них будут отражены оба аспекта задания: точность и выдумка. Обозначив линеечки буквами и поставив себе оценки, дети начинают ходить по классу – «хвалить лучшие работы». Их задача – выбрать только те работы, где крестик можно поместить в верхней трети линеечки.

3. Соединение отдельных рисунков в общий узор. Склеить единый фриз можно после уроков. А сейчас надо всех соединить и сыграть хоровод.

4. Заключительная игра. Дети встают в круг, берутся за руки. Разучиваются три жеста: руки вперёд – «И я тоже. Согласен. Вместе»; руки за спину – «Я не буду. Не согласен»; руки на голову, почёсывание в затылке – «Я подумаю. Я ещё не знаю».

Игра «Кто чему хочет учиться в школе?

Учитель: «Я – серенький волчок. Я пришёл в школу, чтобы научиться кусаться. А вы? Дети отвечают одним из трёх жестов. Если кто – то из детей не сразу включается в игру, учитель предлагает одному ребёнку быть слонёнком, другому – лягушонком, третьему – маленькой феей…

5. Домашнее задание: нарисовать картинку сказочного класса и написать под ней, кто ты, чему здесь учишься, кто твои друзья.

 

 

День шестой

Урок 1

1. Игра «Понятно ли мы говорим? («Если я говорю понятно, покажите знак «+», если непонятно знак «-«). На доске – набор однородных картинок: пейзажи, отображающие примерно одно и то ж время года и один и тот же климатический пояс; собаки, лошади разных пород и т. П.

Учитель даёт три описания:

1) Правильное, точное, однозначно узнаваемое;

2) Слишком поверхностное, относящееся к нескольким рисункам, например: «В этой местности растут деревья, течёт река, зеленеет травка, синеет небо» или «У этого пса чёрный мокрый нос, блестящие глаза, белые крепкие зубы. Он весело машет хвостом».

3) Слишком эмоциональное, бессодержательное: «Это одно из самых красивых мест, какие я когда – либо видела. Здесь всё радует глаз, не вызывает улыбку» или «Это необыкновенно стройная лошадь, с изящными ножками, холёной гривой, большими добрыми глазами. Я всегда приношу ей сахар, а она вежливо берёт его с моей ладони тёплыми губами».

После каждого описания учитель применяет приём Ш. А. Амонашвили. Он предлагает: «Положите голову на парту, закройте глаза и вспоминайте этот пейзаж (эту лошадь). Потом я подойду, и каждый из вас по очереди шепнёт мне на ухо номер картинки». Собрав мнения детей (лучше каждый раз подходить к детям из разных рядов), учитель объявляет результат: все назвали одну и ту же картинку или все назвали разные картинки. Спрашивает, почему так получилось, что было непонятно в его описании, о чём дети хотели узнать дополнительно. Дети задают вопросы.

2. Двое детей выбирают одну из картинок, договариваются, как её описать, дважды повторяют свой рассказ, чтобы не забыть. Рассказывают классу. Класс угадывает номер картинки. Если мнения всех совпадают, рассказ группы оценивается знаком «+», если не совпадают, дети поднимают знак «?» и задают вопросы., помогая паре составить понятное для всех описание. (Для этой работы очень удобно наборы открыток с бабочками, цветами и т. П., которые можно раздать каждой группе. Тогда дети будут поднимать и показывать загаданные картинки.)

3. Игра «Понятно ли мы действуем?». Дети разбиваются на четвёрки. Часть парт разворачивают, чтобы пары сидели лицом друг к другу. Это бригады по уборке класса. Они должны распределить обязанности: Кто – то будет подметать пол, кто – то мыть подоконники, кто – то вытирать доску, кто – то – поливать цветы и т. П Распределив дела, четвёрка сообщает: «Мы готовы».

Учитель приглашает к доске первые четыре группы по очереди (тех, кто договорился быстрее других). Группа показывает пантомиму «Уборка класса». По знаку учителя актёры останавливаются. Зрители должны назвать роль каждого актёра. Если все зрительские мнения совпадают, действия актёра оценивается знаком «+».

По пантомиме следующей группы можно поставить перед зрителями новый вопрос: с помощью чего дети выполняют свою работу (подметают метлой и т. п.)?

Вторая пантомима – «Магазин головных уборов». Группы должны снова договориться, кто что будет примеривать и покупать в магазине (шляпа, кепка, ушанка, берет, платок).

Учитель действует вместе со всеми зрителями. Если ему действительно что – то непонятно, он поднимает знак вопроса и помогает актёру отреагировать на этот знак – подсказывает, как надо спросить («Что вам непонятно?»)

Если эта непосредственная реакция на вопрос привьётся, в классе возникнет удивительная форма фронтальной дискуссии, местами напоминающая разговор, который направляется взаимным интересом собеседников, а не учителем.

Третья пантомима – «Выставка скульптур». Каждая группа (можно из 2 – х человек) выбирает, кто будет глиной, а кто – скульптором. Сначала скульптор мнёт глину (массаж плеч, рук, спины). Глина должна размякнуть. Потом скульптор лепит скульптуру. Ставит её постамент (стул) и загадывает название (шепчет скульптуре на ухо: скрипач, футболист, балерина, поэт, стрелок из лука). Учитель должен предложить названия, но не ограничивать детей ими детей. Все скульпторы обходят выставку, останавливаются возле каждой скульптуры и высказывают предположения по поводу её названия. Если догадки совпадут, скульптор и его скульптура получают приз «За ясность в выражении своих мыслей».

Хорошо, если скульптор и глина успеют поменяться ролями. Следует подчеркнуть, что вернисаж должен проходить в атмосфере всеобщего восхищения. Тон задаёт учитель. (Сюжеты пантомим – дело учителя, приведённые здесь лишь пример.)

 

 

Урок 2 Тема. Групповые задания с неопределёнными правилами

1. Группа получает конверт с набором фигур (4 формы, 3 размера, 2 цвета), раскладывает весь набор посредине (приложение). Каждый ребёнок выкладывает перед собой знак «Вопрос».

Проводится игра «Однорукие». Учитель предлагает детям представить, что все они однорукие (для выживания в роль можно посоветовать им подложить одну руку под себя). «Однорукие – лучшие во Вселенной сборщики конструкций. Они умеют читать мысли, поэтому договариваются друг с другом вмиг без слов. Вот четверо одноруких строят дом. (Далее учитель рассказывает и рисует.) А рядом сажают дерево. Я скажу им «раз» - и каждый возьмёт в руку нужную деталь. Шепну «два» - и всё будет построено.

Раз – два – так работают однорукие. А сейчас попытайтесь вырастить ёлочку. (Вывешивает на доску образец – рис.) Кому удалось сложить ёлочку вчетвером без единого слова? Те, у кого сразу не получилось, послушайте меня. Когда я скажу: «Задумайтесь», вы подумайте, кто какую деталь возьмёт, и укажите на эту деталь пальцем. Тут вы увидите, что на какую - то деталь нацелились два пальца, а на какую – то нужную деталь никто не указывает. Тогда вы сможете договориться без слов. Попробуем? Собираем машину.

Рис.

Отлично! Если одноруким не хватает для сборки одной руки, они поднимают два знака вопроса».

Далее дети собирают птичку. Учитель ходит вдоль рядов и хвалит те группы, которые подняли знак вопроса: это честные однорукие. Они так устроены: делают только одно дело. В тех группах, где птичка собрана полностью, кто – то стал двуруким (собираются ещё 3 – 4 фигурки).

Рис.

Если учитель захочет налаживать взаимопомощь групп, задания с недостающими руками надо доводить до конца и следует разрешать детям переходить временно в другие группы. Если его этот организационный вопрос не занимает, он может сам работать «лишними» руками, совершая столько действий, сколько закажет группа. Следующее усложнение в работе вводится при сборке тележки.

Рис.

Прежде чем дать команду приступать, учитель спрашивает, не беспокоит ли детей что то в этой конструкции, чем она отличается от предыдущих. Подтверждает, что в ней только три детали, стало быть, четвёртый однорукий будет бездельничать. А однорукие от безделья болеют: они его не переносят. Поэтому надо догадаться, как сделать эту работу вчетвером, какую деталь надо собирать вдвоём.

Далее дети собирают кораблик и домики трёх видов.

Рис.

И наконец, детям предлагается собрать кота.

Кот – тестовая фигура, для неё в наборе недостаёт деталей – полукружий. Хорошо, если дети поднимут знак вопроса (где взять полукружья?). Если это хотя бы сделают две группы, отработку знака вопроса можно считать удачной.

2. Игра «Повтори! Дополни! Отличись!». Играть можно четвёрками и парами. Условия игры: если ведущий поднимает фигуру и говорит» «Повтори! – все должны поднять такую же фигуру; если ведущий говорит: «Дополни!» - надо поднять фигуру, отличающуюся каким – то одним признаком. Например, если ведущий показывает фигуру и говорит: «У меня есть маленький зелёный кружок», ответ – дополнение может быть таким: «А у меня есть маленький зелёный треугольник». («Большой зелёный кружок» или «Маленький синий кружок»). На команду «Отличись!» надо показать фигуру, полностью отличающуюся от заданной. (В ответ на показ маленького зелёного круга надо показать фигуру не маленькую, не зелёную и не круглую.) В дальнейшем игру «Повтори!....» можно продолжать на материале математики и русского языка. Например, дети выполняют задание подобрать слово по схеме. На команду «Повтори!» ребёнок повторяет ответ предыдущего ученика, на команду «Дополни!» говорит слово, которое ещё не называлось, на команду «Отличись!» придумывает слово не по той схеме. Каждый ответ учитель оценивает знаками «+», «-«.

 

 

Урок 3 Тема. Адресованность, понятность сообщения

1. На доске нарисован план местности, где живут Винни – Пух и Пятачок. (приложение).

- Винни – Пух закопал в землю большой – большой секрет и послал Пятачку шёл по плану, но не нашёл секрет. Почему?

Учитель читает письмо Винни – Пуха и показывает указкой на плане: «Выйди из домика. Иди мимо цветов, потом мимо ёлки. Перейди мостик. Найди три горы. Копай од третьей горой». Соотнося указания, содержащиеся в письме, с планом, дети отмечают место, где Винни – Пух зарыл секрет, и место, где копал Пятачок. Размышляют, почему они не поняли друг друга, и приходят к выводу, что Винни – Пух написал неточный адрес, а Пятачок не задумался над тем, что имел в виду Винни – Пух, от чьего домика надо было двигаться. Вывод: если хочешь, чтобы тебя понял друг, прочти своё письмо его глазами, стань не его место. Как ты поймёшь своё письмо, будучи на месте адресата?

2. Игра «Пишем письма, ясные и понятные для других людей». Задача: на своей парте расположить в каком угодно порядке 2 пенала, 2 – 3 книги, тетради или папки (что есть под рукой), портфель… Вдвоём составить план местности, где – то (в пенале, под книгой) спрятать секрет (карточку с именами детей, сидящих за партой, или любую мелочь). Отметить на карте место, где он спрятан. Далее начинается работа вчетвером. Пары обмениваются планами, ищут секреты друг друга. Если не получается, вызывают учителя, подняв знак вопроса. Учитель пробует сам действовать о трудному плану и выступает как эксперт; определяет, понятно ли составлено письмо, как его сделать понятнее.

Вариант этого же задания. Каждая пара рисует план класса или какого – то уголка этого класса, отмечает на нем местонахождение секрета. Дети пишут свои имена на карте и на секрете. Передают и то и другое учителю. Тот кладёт секрет на указанное место, а план передает другой паре, тоже закончившей работу.

Трудности в поиске по плану, на которые жалуется какая – либо группа, обсуждаются всем классом.

3. Итоги дня. Оценка дня по линеечкам. Сначала, нарисовав линеечку, учитель просит детей оценить сегодняшний день. Если дети не спрашивают о критериях оценки, учитель задаёт этот вопрос сам: «Что мы будем оценивать – хорошая ли сегодня погода, или какое у меня сегодня настроение, или кому нравится мое платье, а может быть, что – то другое?»

Выслушав предложения детей, добавляет 3 – 4 своих.

- Сегодня мы жили дружно – сегодня мы всё время ссорились.

- Сегодня всё время был скучно – сегодня я не скучал ни секунды.

- Сегодня всё было понятно – сегодня я ничего не понимал.

- Сегодня мы жили как в детском саду – сегодня мы жили по – школьному.

Оценку дня можно проводить в трёх вариантах:

1)индивидуально – каждый на своём листе, подписав его;

2) всем классом: учитель вывешивает лист с большими линеечками, каждый ребёнок ставит на общей линеечке свой крестик;

3) сначала каждый ребёнок оценивает сегодняшний день сам, потом сдаёт свой листок учителю, а тот переносит все оценки на общеклассные линеечки.

Групповую оценку учитель показывает классу и помещает в «Хронику».

 

 

День седьмой

Урок 1 Тема. Адресованность действия при групповом взаимодействии

1. Дети работают вдвоём или втроём. У каждой группы на столе – пакет с набором фигур (см. день 6, урок 2).

- Представьте, что мы работаем на конвейере завода, изготавливающего роботов разных конструкций. Мастер цеха получает от инженера чертёж робота и диктует сборщикам, какие детали взять, куда их поставить. Если мастер диктует понятно, а сборщики действуют аккуратно и внимательно, то с конвейера сойдёт много роботов одинаковой конструкции. Если мастер диктует не совсем понятно, умные сборщики не действуют наугад, а спрашивают. Первым мастером нашего цеха будет Винни – Пух.

Сборщики раскладывают детали посредине стола. Учитель рекомендует наиболее удобный порядок расположения деталей. Потом от имени медвежонка даёт указания: «Голова у робота будет жёлтая…Тело круглое… Ручки и ножки маленькие». Если дети смогут задать все нужные вопросы, он соберут одинаковые фигуры. Тогда учитель обсудит сними «ошибки» мастера,, который не стремится выразить свою мысль понятно для других. Если вопросы не будут заданы, учитель обсуждает с детьми, почему на конвейере, где все изделия должны быть одинаковыми, получилась разнообразная продукция (приложение). Пример анализа: «Мастер сказал, что голова будет жёлтая. И все сборщики взяли жёлтые головы. Но почему то одни взяли круги, другие – квадраты, кто –то взял большие фигуры, а кто – то – маленькие. Что надо сделать мастеру, чтобы все сборщики взяли одинаковые фигуры? (Назвать три признака.) А что надо было делать сборщикам, если мастер выразился неясно….» (Спросить о недостающих признаках.)

Выясняется, что Винни – Пух с работой мастера не справился. Учитель предлагает, чтобы каждая группа по очереди поработала мастерами. Даёт группе мастеров образец. Становится возле них, но по возможности не вмешивается в работу, подмечая те интересные моменты распределения функций, которые стихийно складываются в группе и достойны общего обсуждения. Учитель подсказывает мастерам хороший приём ясной диктовки: чтобы сборщики не пропустили ни одного действия из за рассеяности мастера, он сам должен производить сборку и описывать все собственные действия как можно подробнее. Удобнее всего брать фигурку и накладывать её сверху на образец. После окончания работы учитель должен разрешить детские споры: кто виноват в том, что фигурки получились разные? (Учитель записывает всё, что говорят мастера.) Лучшие мастера и лучшие сборщики награждаются орденами Внимания.

2. После 2 – 3 диктовок, если дети устали проводится подвижная игра «Одновременные движения».

Сначала игру ведёт учитель со всем классом. Дети выстраиваются рядами, кладут руки на плечи стоящих впереди. На счёт «раз» присесть, «два2 встать, «три – четыре» замереть и т. п. Да раза учитель задаёт ритм счётом, потом просит детей продолжать, ведя счёт самостоятельно, в уме. Обращает их внимание на точную согласованность движений всего класса. («Мы точно договорились и поэтому теперь можем понимать друг друга без слов»).

Дети разбиваются по рядам (группам) по 6 – 8 человек. Сначала они шёпотом договариваются, какие движения выполнять и на какой счёт. Потом тренируются, считая сначала шепотом, потом молча.

Тот, кто готов, выходит перед классом и показывает свои движения. Остальные пытаются встроиться в ритм и действовать одновременно с ведущими. Через

1 – 2 мин учитель предлагает остановиться. Класс даёт словесную оценку согласованности движений.

Тренировку на одновременные движения следует повторять как можно чаще.

 

Урок 2 Тема. Ловушка (Ловушка – важнейший элемент учительской диагностики класса, первый шаг к рефлексии.)

1. Ситуация смешной ловушки. Учитель рассказывает историю. Желательно, чтобы он сопровождал свой рассказ картинками. История вся состоит из нелепостей.

«Это лето я провела в деревне. Первый летний месяц март мы провели за сбором яблок. Яблоки уродились на славу, каждое размером с футбольный мяч. Мой любимый сорт – «синий налив». Кожа у него темно – синяя, а мякоть голубая. Собирать «синий налив» пришлось в перчатках – ведь на ветках яблоневых пальм огромные колючки. В первый день сбора яблок я забыла надеть ушанку и слегка отморозила уши. Но в остальном месяц прошел без приключений …»

- Почему вы смеетесь?

Дети указывают на нелепости рассказа.

- Как вы считаете, я в самом деле все перепутала ил специально расставила такие ловушки, чтобы посмотреть: если дети смеются, значит, он знают, что при сборе яблок мороза быть не может и никто не отморозит уши; если не смеются, значит, не знают, какие бывают яблоки, когда и собирают, и все, что я говорю, считают правдой? Такие ловушки вам будут встречаться нередко в школе.

- Мы будем отмечать их спец значкам. Если вы почувствуете ловушку, поднимайте знак «Л». Его удобнее складывать из пальчиков. Потренируемся показывать знак ловушки.

Учитель повторяет свою историю, дети, где надо поднимают знак.

2. Тренировка на дифференциацию заданий: «Правильные задания» надо выполнять, «неправильные» выполнять не надо – показать знак «Л».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.178 (0.077 с.)