Игра «одно и то же по – разному». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Игра «одно и то же по – разному».



- Сейчас я изображу трех учеников. Все они поднимают руку, чтобы отвечать. Но один не уверен в своих знаниях, не очень хочет, чтобы учитель его вызвал. Другой хочет во что бы ни стало обратить на себя внимание. Поднимая руку, он как бы кричит без слов: «Меня спросите, только меня, я лучше всех!» Третий старается быть настоящим учеником. Угадайте, кого из них я сейчас изображу? (три короткие пантомимы).

Задания группам (хорошо, если дети объединятся по 4 – 6 человек и предварительно порепетируют в разных углах класса):

1) Покажите, как разные ученики слушают учителя;

2) Твой сосед по парте только что отвечал у доски, и всем очень понравился ответ. Он возвращается на свое место. Покажи, как ты его встретишь;

3) Сегодня был на редкость удачный, радостный день: весь день с тобой был твой друг (подруга). Покажи, как ты с ним (с ней будешь прощаться).

Разбившись на группы, дети должны придумать несколько вариантов решения одной и той же сценки и изобразить их перед классом. Можно сопровождать пантомиму словами. Зрители должны рассказать, что они увидели. Каждое представление заканчивается бесшумной овацией.

Итоги дня.

- За что можно поблагодарить сегодняшний день? За что можно поблагодарить своих одноклассников? Пусть каждый из вас, уход, попрощается и поблагодарит двух самых приятных для него сегодня детей.

7. Домашнее задание: изготовить орден Ловкости (орден «Л»).Придумать и новые ордена (за что нужно награждать школьников?) и изготовить х.

День восьмой

Урок 1 Тема. Разминка. Игра «Третий лишний» (на отработку знаков введенных ранее)

1. Разминка (применение знаков «+», «Л», «?»). Игра «Третий лишний». Для объяснения условий игры лучше использовать картинки. Учитель вывешивает на доске три картинки, например: медведь, лиса, ворона. Надо найти среди этих существ два, которые подходят друг к другу, и выявить одно лишнее.

- Кто может назвать лишнее?

Вероятны 2ответа:

1) Лишняя ворона, потому что она птица;

2) Лишний лев, потому что он живёт в Африке.

Нам сейчас не важно, какой ответ даст ребенок, лишь бы он смог свой ответ обосновать. Если ответ дается без доказательства, учитель (а за ним и весь класс) оценивает такой ответ знаком «?»: непонятно, как ты рассуждаешь. Если ребёнок приводит доказательство, дети могут использовать знак «+» (я согласен) и знак «-«(я думаю по – своему). Учитель произносит три слова, дети (по одному) называют лишнее, аргументируют свою мысль. Каждый ответ оценивается («+», «-«, «?»). Учитель приучает детей обращаться к несогласному с вопросом: «Коля, почему ты со мной не согласен?»

Словарный материал: чай, кофе, торт; купальник, плате, река; панамка, сапоги, сандалии; бабочка, сачок, муравей.

Усложнение игры: дети отвечают по двое. Ребенок поворачивается к соседу и называет ему лишний предмет, слушает, что он скажет. Если выясняется, что мнения разные, дети могут привести оба.

Словарный материал: ложка, тарелка каша; тетрадь, карандаш, книга; машина, конь, самолет.

Следующее усложнение: учитель называет 2 – 4 слова вместо трех, например: ученик – школьник, бабушка – мама, папа – сын, и предлагает определить третье лишнее слово (это ловушка) или называет три слова, в том числе одно на иностранном языке. В последнем случае дети место ответа должны поднять знак «?».

2. Картинки – загадки. Дети объединяются в группы из четырех человек (двое должны развернуть стульчики и сесть лицом к пре сидящей за ними).

Сначала каждый берет линейку и карандаш и готовит поле для игры: делит лист бумаги на 4 части. Далее учитель показывает, как составляется игра «Четвертый лишний»: чертит на доске игровое поле и задает сюжет этой игры – «Четвертый лишний в лесу». Приглашает трех помощников. Сначала команда должна договориться, кто, что увидит в лесу и нарисует. (Конечно, надо выбирать то, что легко нарисовать.) Учитель берет на себя самое трудное: «Я буду рисовать четвертый лишний предмет – то, чего в лесу не бывает. Можно, я нарисую змею? Нет, змеи бывают в лесу. А можно я нарисую пылесос?»

Задание группам: взять лист бумаги, поделенный на 4 части, положите его посредине, вооружиться карандашами и составить игру. Четвертый лишний в портфеле школьника. Договоритесь, где будет нарисован лишний предмет, какой он будет, какие будут три предмета. Выберите то, что легко и быстро рисовать, советует учитель. Готовые работы – учитель отгадывает сам, молча указывает группе на лишнее. Потом дети обмениваются картинками. Такие же картинки – загадки дети могут сделать и самостоятельно.

Учитель может задать следующий сюжет игры общий для всех, а может предоставить детям возможность выбора. Сюжеты могут быть такими: в аквариуме, в небе, на кухне, в спортивном магазине. Когда дети закончат игру, им предлагается новый, самый сложный вариант: группа должна сама придумать три подходящих и один е подходящий предмет. Отгадывающие определяют, по какому признаку предметы подходят друг к другу.

Следующий вариант игры надо разгадывать не на бумаге, а в пантомиме. Группы составляют живую игру – загадку (живые статуи) на сюжеты «Четвертый лишний в зоопарке» и «Четвертый лишний в классе». Каждый сюжет учитель разгадывает на доске в 2 – 3 вариантах, обязательно вводит ловушку – нерешаемую, неверно составленную загадку (Все четыре предмета подходящие или все четыре предмета лишние. «Если не хочешь думать сам, срисуй с доски. Но не попади в ловушку!»). Например, тема «В небе» может быть обыграна так, как на рисунке.

 

 

Рис.

 

А свободная тема может быть решена так, как на рисунке.

Рис.

Ясно, что в загадке на этом рисунке (тема «Играем с другом») лишнего нет: если убрать мяч, то детям не во что будет играть, а если убрать кого – то из детей, то оставшемуся не с кем будет играть. Тема второй загадки – «Дружеский обед».

Загадка не имеет решений: если убрать волка, то зайке не нужна кость; если убрать зайку, то волку не нужна морковка. В двух других случаях волк съест зайца, и не останется трёх подходящих предметов.

Ловушки отмечаются «Л». Всякий раз, когда ребенок выражает свою мысль сбивчиво, невнятно, учитель поднимает знак вопросаи говорит, что он не понял. Так личным примером он побуждает детей сознаваться в своем непонимании и задавать вопросы.

 

Урок 2

Дети объединяются в группы по 4 человека. Каждая группа получает конверт, в который вложены детали одежды: платья и комбинезона. По цвету, отделки и раскрою все 6 – 8 вариантов (по числу групп) одежда отличается друг от друга. В каждом конверте не хватает деталей для сборки, но в сумме во всех конвертах все необходимые детали есть. Это заранее не сообщается (см. приложение). Учитель говорит: «Представьте, что мы портные ателье. Закройщики раскроили разные платья и комбинезоны и прислали нам сшить детали. Приступайте к работе и следите, чтобы ни одна деталь не потерялась, иначе какое – то платье будет без рукава, а какой – нибудь комбинезон останется без одной штанины». (На доске изображены черно – белые модели одежды). Тот, кто будет готов соединить все детали одежды, должен сообщить об этом учителю и получить клей и бумагу, на которую наклеиваются детали. Если группы не сообщают о своих затруднениях, не поднимают знак «?» или «Л», учитель сам не предлагает помощь, а только следит за тем, чтобы дети не разговаривали слишком громко.

Когда группа обращается за помощью к учителю по – школьному (знака), он дает детям совет: выбрать самого вежливого представителя – гонца, сказать ему, какую деталь надо спросить других групп и послать его на поиски, потому что у кого – то из соседей может оказаться лишняя деталь. Другие группы учитель предупреждает, что гонцов выслушивают вежливо и отдают им то, что они просят, если гонцы произносят волшебные слова и хорошо ведут себя – ничего не берут без спроса. Когда 2 – 3 группы закончат сбору и получат клей, остальным детям надо помочь сформулировать их запросы. Так, учитель предлагает всем выслушать просьбу группы «Солнышко». Кто – то из детей этой группы вставляет и рассказывает, что им требуется. Учитель тоже участвует в поиске, предлагая образцы ответов на запрос, например: «У меня есть левый рукав зеленого комбинезона. Какого цвета манжета вам нужна?»

Оценка готовых работ. Сдавая готовую одежду учителю, мастера должны сами оценить свои изделия (по аккуратности исполнения): «Д» (дорого) – за очень хорошо сшитую одежду, «С» (средне) – за продукцию среднего качества, «Н» (недорого) – за продукцию низкого качества. Можно использовать привычные линеечки. Можно оставить 3 коробки, куда дети могли складывать изделия и видеть, как оценили работы другие мастера.

Обратите внимание на то, как дети раскладывают свои работы, и вы получаете очень важную информацию об их самооценке! Если останется время можно провести игру «Встань по пальцам». Учитель назначает ведущую группу, поднимет одну или обе руки и показывает задуманное количество пальцев. В группе должно подняться столько человек, сколько пальцев показано. Если пальцев показано больше, чем детей в группе, дети показывают знак «Л», но ищут выход: приглашают присоединиться к ним еще одну группу. Для объединенной группы учитель задает тоже или чуть большее количество пальцев.

 

Урок 3

1. На этом уроке актуализируются все те навыки содержательного взаимодействия, которые отрабатывались ранее. Наличие этих навыков характеризуется следующим: понятность (содержательность) высказывания, достаточность информации, которая заключена в сообщении, содержательность задаваемого вопроса и т. п., но все это применительно к работе парами, т. е. в группе, где средством контроля адекватности обмена информацией является «встреча». Если раньше подобные упражнения контролировались всем классом, да еще под наблюдением учителя, то теперь эта работа выполняется только парами.

Каждая пара получает лист бумаги с изображением лабиринта (см. приложение).

Учитель объясняет: «Это план подземного машинного городка. Вы все мышки и ходите друг к другу в гости. Сейчас каждая мышка глазами, не показывая пальцем, загадает, в каком домике она живет. Мышки, живущие слева, сидят в левом ряду. (Дети должны поднять левую руку.) Мышки, живущие справа, сидят в правом ряду. Сегодня день рождение у мышек, которые живут слева. Сейчас они позвонят по телефону своим подружкам пригласят их в гости. Подружки берут план города и спрашивают, как идти». Сначала учитель показывает образец действий. На доске нарисован лабиринт (такой же, как у детей). Учитель отмечает дом, в который надо прийти. Весь класс выступает в роли одной из мышек, живущих слева.

Учитель: «Алло! Я очень хочу тебя поздравить. У меня есть для тебя вкусный подарок. Как тебя найти? Ты живешь в левой части города? Ясно. Я дойду до центральной площади. (Отмечает свой путь, ведя мелом по схеме, останавливается у развилки левого квартала.) Куда теперь: вверх к грибочку или вниз мимо стульчика? (Поворачивает к стульчику снова останавливается у развилки.) А теперь куда повернуть: к елочке или к грибочку? (Поворачивает у елочке, останавливается у последней развилке.) Твой дом около стульчика или около грибка? Вот это твой дом? Ура! Ты отлично объяснила дорогу. Поздравляю тебя с днем рождения?» После этого дети работают парами: ходят друг к другу в гости. С этим же лабиринтом можно провести другую работу: один из детей загадывает какой – то домик и с помощью значков или словами сообщает партнеру, как до него добраться.

Итоги дня.

Объявляется конкурс на лучшее имя для класса. На дверях класса должно быть написано такое слово или такие слова, чтобы все видели и знали, какие дети здесь учатся, какой это класс. Предложения выслушиваются, и учитель записывает их. Те, кто еще не внес предложения, получают задание подумать до следующего дня. (В день инициации на дверях класса будет вывешен плакат с именем типа: «Дружные», «Веселые», «Озорные», «Упрямые», «Находчивые», «Добрые».)

 

День девятый

Урок 1

К девятому дню у учителя обязательно появится необходимость что – то повторить. К этому времени обнаружится, что что – то не удалось или удалось не всем. Третий урок берется на усмотрение учителя.

1. Учитель дает классу образец решения задачи «Продолжи ряд». На доске – «текст» задачи.

Рис.

Условные задачи. Учитель: «Слева нарисованы три разные фигурки. Чем они отличаются друг от друга? (Кол – вом шариков.) Четвертая клеточка пуста. Но ее надо заполнить. Справа тоже нарисованы три разные фигурки. Одну из них можно вставить в пустую клеточку. Какую фигурку можно вставить? (На вопрос учителя дети отвечают жестом – пальцами показывают номер фигурки. Учитель не дает оценку ответам. Он лишь обозначает на доске, что в классе есть несколько мнений, ставя знак «+» под первой, второй и третье фигурками.) Как узнать, кто прав? Может быть, кто – то один, а может быть, все. (Надо привести доказательства, порассуждать, объяснить свою мысль другим.) Кто хочет защитить первую точку зрения?» Далее учитель задает главный вопрос: «Почему ты так думаешь?» Когда ребенок сформулирует свою мысль, учитель обращается к классу: «Вы поняли Мишу? Есть вопросы? Если что – то непонятно, поднимите знак вопрос. Если поняли и согласны, поднимите знак «+». Если поняли, но не согласны, покажите знак «-«. Добивается реакции каждого ребенка.

Решение задачи. Учитель: «На первой картинке (крайняя левая) – человек с тремя шариками. Он отпускает (продает, дарит) по одному шарику. (Все дети поднимают три пальца.) Вторая картинка – человек выпустил в небо один шарик. У него осталось… (Дети загибают один палец, поднимают два.) Третья картинка- выпущен еще один шарик. Четвертая картинка – выпущен еще. Сколько осталось?»

2. Работа втроем. Трое сидящих рядом детей объединяются в группу. Сидящему в середине учитель дает лист с пятью задачами (см. приложение). Слева нарисованы три картинки. Надо рассмотреть их и

Понять, по какому закону они меняются. Затем найти недостающую четвертую. Она нарисована справа. Из трех правых картинок нужно найти одну верную и отметить ее знаком «+». Но среди пяти задач есть одна ловушка, в ловушке все ответы справа неверные. Надо найти ловушку и нарисовать около нее знак «Л». Как работать втроем? Учитель приглашает двух помощников (из числа желающих) и вместе с ними, пользуясь новым рисунком на доске, демонстрирует образец совместной работы над решением задачи.

Рис.

1) Дети думают и пытаются найти решение, затем указывают на соответствующую картинку. Если ответ находят оба ребенка, учитель указывает на любую другую картинку. Если сразу ответ находит только один ребенок, учитель снова указывает на другую картинку, а второму ребенку говорит: «Ты еще не знаешь решения? Послушай, что думаем мы. Может быть, ты с кем – то из нас согласишься».

2) Учитель обращается к первому ребенку: «Почему ты так думаешь?»

3) Ребенок аргументирует свое мнение. Учитель советует ему закончить высказывание так: «Вы (ты) со мной согласны? Нет? Почему?»

4) Партнер может ответить: «Я с тобой не согласна, потому что…»

5) Итог: «Мы не можем друг друга убедить. Что нам делать?» Рекомендация: отметить оба решения – поставить около этой задачи знак «?» («Мы не знаем, кто прав»), перейти к следующим задачам; если остается время, обратиться к другим группам или к учителю за помощью (узнать мнения других).

Группы приступают к самостоятельной работе. Учитель наблюдает за классом. Тех, кто закончит первым, отправляется помогать другим группам.

Общее обсуждение результатов. Сначала все показывают (на пальцах) номер нужной картинки. Если класс единодушен, учитель (от лица какой – либо куклы) просит объяснить ход рассуждений.

За каждое новое рассуждение благодарит. Всякий раз спрашивает: «А как еще можно доказать ту же самую мысль?» В конце повторяет все приведенные доказательства, хвалит детей за то, что все пытались рассуждать по - своему. Подчеркивает, что мысль каждого по – своему интересна.

3. На доске – три новые задачи, Легкая (Л), средней сложности (С) и трудная (Т).

Рис.

 

Учитель объясняет, что на схеме загаданы четыре движения утренней зарядки. Правила построения движений: двигаются либо ноги, либо руки, либо туловище. Поэтому нельзя давать команду типа: «Руки вверх, ноги в стороны!» Если командуешь: «Руки вверх!» - ноги должны оставаться на месте. Надо угадать третье пропущенное движение и показать классу все четыре движения. Показывать будет вся группа (трое). Для этого надо встать и прорепетировать, отдавая команды голосом на счет «раз – два – три – четыре». Можно сделать по – другому: назначить командира, который будет говорить, как учитель физкультуры: «Руки вверх», «Ноги в стороны» и т. д. Группам дается 3 – 5 мин на подготовку:

1) Выбрать задачу;

2) Найти пропущенное третье движение;

3) Прорепетировать выполнение всех четырех движений.

 

4. Группы выступают перед классом, не объявив заранее, какую задачу они выбрали. Класс – судьи международного соревнования. Судья поднимает 1 палец, если спортсмены выступают очень плохо, 10 пальцев, если спортсмены «выступают так, что лучше не бывает». Судьи дают 2 оценки: за точность движения (насколько то, что делали спортсмены, соответствует заданию в схеме) и за красоту и согласованность движений (насколько слажено работала группа).

Задачи могут быть решены двумя способам. Если дети этого не заметят и предложат только одно решение, учитель может назвать им другое. Можно даже разыграть спор, настаивая на своем учительском решении. Проверьте, станут дети спорить с вами или сразу согласятся. Хорошо бы они отважились поспорить или хотя бы настояли на том, что оба решения правильные.

 

 

Урок 2 Тема. Критерии оценки, точка зрения оценивающего

На этом уроке осуществляется отработка у детей умений оценивать действия друг друга. Оценка происходит одновременно по двум трудно соединимым критериям. Для верного решения задачи дети ложны найти оптимальное соотношение между скоростью и безопасностью.

1. Действия по правилам. Оценка выполнения правил.

Задание «Езда по дорожкам». (см. приложение)

 

Работа парами. Один – постовой. Другой – водитель. (Смена ролей). Задача: водитель «скорой помощи» едет по вызову. Дорога горная, трудная, скользкая (гололед). Но водитель должен ехать быстро, без остановок, по возможности не снижая скорости даже на опасных участках дороги. Это первое правило для водителей. Правило второе: никаких аварий. Если машина слетит в кювет (заедет за край дороги), то «СКОРАЯ ПОМОЩЬ» не сможет помочь больному, а водитель будет сам нуждаться в помощи. Поэтому он должен рисковать, надо ехать по самому центру своей половины шоссе. Заезжать на другую половину тоже нельзя: ведь можно столкнуться со встречной машиной.

Пока водитель едет (ведет карандашом линию по дорожке), постовой следит за скоростью (молча). Когда водитель доедет, постовой дает 2 оценки:

1) Выполнено ли первое правило (ехал быстро);

2) Выполнено ли второе правило (никаких аварий).

Рассказывает водителю о своих наблюдениях за его ездой. Сначала хорошее: «Вот этот поворот ты прошел замечательно: у тебя рука не дрогнула, хотя тут осень опасное место». Потом следуют замечания: «Здесь ты близко подошел к краю пропасти, что я хотел даже свистнуть, чтобы остановить тебя: ведь ты мог свалиться. На обратном пути, когда ты повезешь больного, так рисковать нельзя. Оштрафую!»

Затем дети меняются ролями. Если есть время можно еще раз повторить маршрут. Учитель показывает, как оценить маршрут на двух линеечках: С (Скорость) и А (Аккуратная езда).

2. Взаимопомощь. Оценка за понятное исполнение рисунка. Задание «Письмо доброму, но безграмотному волшебнику».

Этот волшебник никогда не учился в школе. Писать и читать он не умеет, но умеет выполнять любые просьбы детей, если они понятны. Учитель предлагает, загадать три желания и послать волшебник письмо. Желание надо нарисовать так, чтобы волшебник, взглянув на картинку, сразу понял, о чем его просят. Неважно красивая картинка или нет, яркая она ил нарисована простым карандашом. Главное, чтобы письмо было легко прочитать. Дети рисуют каждый на своем листе 3 желания. Учитель ограничивает время работы. Кто не успеет по звонку, загадывает столько, сколько успеет. Далее происходит обмен письмами. Каждый должен прочесть письмо соседа и сказать ему, что он загадал (Ты загадал…). Если сосед говорит «Да!», около рисунка ставится знак «+». Это означает, что желание будет выполнено. Если сосед говорит «нет», около рисунка ставится знак «?» Это означает, что волшебник не поймет, что загадал ребенок. Итог: каждый ребенок на пальцах должен показать, сколько его желаний будет исполнено. (Рисунки со знаками надо собрать в волшебный ящик). Учитель обсуждает с детьми, надо ли оценивать рисунки так же, как оценивалась прежняя работа, - по скорости и аккуратности и почему там было самое главное, а здесь желательно, но не обязательно. Вывод: в школе есть задания, выполняя которые дети учатся быть аккуратными, но есть задания, где главное не это. Когда писатель сочиняет сказку, что важнее – интересная она будет или то, что он напишет красиво? А когда портной шьет платье, что важнее – красивым ли он его придумает или аккуратно сошьет? … Итак, надо оценивать самое главное и не придираться к второстепенному.

Если окажутся дети, которые не смогли понятно по замыслу нарисовать ни одной картинки, учитель может спросить всех остальных, кто готов им помочь – нарисовать для них только одну, но очень ясно отражающую задуманное картину. Пары – помощник и тот, кому помогают, - садятся за отдельный стол. Они присоединяются к общей работе, когда опустят картинку в волшебный ящик.

3. Относительность оценок. Точка зрения оценивающего:

А) Учитель рисует на доске три дерева разной высоты. Дети по линеечке «Р» оценивают рост деревьев (деревья пронумерованы, крестики оценок тоже пронумерованы). Учитель спрашивает, почему у всех получилось одинаково, хотя ранее на уроках не раз говорилось, что каждый судит по – своему.

Б) Учитель на доске рисует грибок, ежика, человечка, мошку и линеечку оценки.

 

Рис.

Говорит, что рост грибка оценили ежик, человечек и мошка. Спрашивает, почему их оценки разошлись так сильно, какая оценка кем дана?

В) Учитель рисует еще 2 линеечки, обе - для оценки роста («Р»). Говорит: «На первой линеечке находятся все люди на свете – и взрослые, и малыши. Пусть каждый из вас определит на ней свое место».

Учитель смотрит работы. Тех детей, самооценки которых по обеим линеечкам сильно расходятся, спрашивает, почему они оценили свой рост в обоих случаях по – разному. («Может, ты за минуту между первой и второй мыслями сильно вырос?»). Учитель подводит итог: «Чему мы учились? Учились ли мы измерять рост? Зачем нам учиться оценке, разве недостаточно, чтобы детей оценивал учитель? В жизни очень много ситуаций, когда никто никого не оценивает. Подумайте об этом на перемене. Свои мысли расскажите».

Если останется время проводится игра «Конкурс на лучшую похвалу».

Начало игры надо разыграть с помощью кукол. Учитель берет 4 – 5 кукол и ведет диалог между ними. Одна говорит: «Я очень умная». – «Вот и неправда. Ты глупая», - отвечает другая. «Умная» плачет. Еще одна говорит: «Я добрая». Другая: «Нет, ты злюка». Делаем вывод вместе: не оценивай, не спорь; разреши товарищам быть умными, добрыми, и они такими станут.

Дети встают в круг. Каждый по очереди (начиная с учителя) делает шаг вперед и говорит, за что он хочет себя похвалить, например: «Я хвалю себя за, что я красивая и умею хорошо печь пироги».

 

 

День десятый



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.126.80 (0.072 с.)