Групповая работа без специальной организации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Групповая работа без специальной организации.



В школьную жизнь

Пояснительная записка

Чтобы не происходило в стране, какие бы инновации ни внедрялись в систему образования, каждый год первоклассники идут в школу. Это важный момент в жизни маленького человека и всех его родных. Семья готовится к этому событию и готовит к нему ребёнка. Оправдаются ли надежды, будет ли ребёнок успешен в школе, будет ли он счастлив – от чего это зависит? Наверное, от множества причин – от готовности учиться в школе, от помощи родителей, от личных качеств самого начинающего ученика. И, конечно, от первого, самого начального опыта школьной жизни.

В связи с ведением ФГОС изменились основные цели образования, в них гораздо большее внимание уделяется не знаниям и простым культурным умениям, а универсальным учебным действиям. Надо, чтобы у детей развивались личностные и коммуникативные способности, чтобы они учились не просто запоминать информацию, но и искать её, сравнивать и анализировать, думать и сомневаться. Ученик должен научиться учиться.

Курс «Введение в школьную жизнь» создан для того, чтобы на пороге школы, в промежутке между дошкольным и школьным детством, помочь ребёнку построить содержательный образ «настоящего школьника». «Введение…» строится как обучение навыкам учебного сотрудничества. Но материал, с которым работают дети, чисто дошкольный: дидактические игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, внимание и т. п. Усилия детей должны быть сосредоточены на освоении отношений, на выработке умений договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя.

Курс проводится перед выпуском детей из детского сада, но чтобы вёл его учитель, который берёт этих детей в свой первый класс. Это облегчит ребёнку переход от дошкольной жизни к школьной.

 

Цели курса:

· Психологическая адаптация детей;

· Знакомство с основными школьными правилами;

· Привитие навыков индивидуальной, парной, групповой и коллективной работы;

· Обучение элементарным приёмам обратной связи;

· Развитие внимание, памяти, мышления, воображения;

· Организация классного коллектива.

Задачи курса – подготовить детей к новым формам взаимодействия с учителем и друг с другом в процессе обучения.

 

Содержание курса

День первый

Урок 1 Тема. Знакомство детей с учителем и между собой.

Ход урока:

1. Первым представляется учитель. Он здоровается с детьми, называет своё имя, рассказывает немного о себе: что любит, чего не любит, есть ли у него домашние животное, почему он захотел стать учителем. Предлагает спросить о чём - нибудь ещё, чтобы быстрее познакомиться.

Рис.

 

2. Теперь нужно, чтобы дети познакомились друг с другом. Чтобы ввести норму, правило школьной жизни «Хочешь говорить – подними руку», удобно начать с нарушения этой нормы. Учитель предлагает детям быстро познакомиться: на счёт «раз – два – три» каждому громко назвать своё имя, а на сигнал «молчок» (палец к губам) закрыть рот ладошкой.

В итоге знакомство не состоится – получится шум. Вывод: Когда все говорят одновременно, получатся шум, вы не слышите друг друга, перебиваете, и мне трудно понять, что вы говорите. Чтобы такого не было, в школе есть правило: «Хочешь говорить – подними руку» (учитель демонстрирует жест). Говорить надо по очереди! Но сразу всех детей не запомнишь. Значит, следует познакомиться по группам.

3. Начало организации групп. Учитель поясняет детям, что значит «всем назвать по очереди своё имя»: это значит, что кто – то начнёт первым. Нужно. Не произнося ни одного слова, договориться, кто будет первым. Учитель показывает короткую пантомиму: стучит себя в грудь («Я буду первым»), затем показывает на ребёнка («Он будет следующим»). Отворачивается и считает до пяти. На счёт «пять» в каждой группе должен встать один ребёнок – тот, кто будет представляться первым из детей.

Представление групп.

Вся группа хором или один ученик называет имя каждого. Чтобы класс видел, кого называют, группа встаёт, а учитель, подойдя к ней, легонько касается каждого ребёнка. В этот момент группа называет имя учащегося. Ответ группы встречается аплодисментами: дети хорошо справились с первым школьным делом – познакомились друг с другом.

Когда будут названы все имена, дети прикрепляют визитные карточки и ходят с ними.

Итоги дня.

- Кто вам нужен на уроке? А на перемене? На уроке нужен только учитель или другие дети? Зачем?

7. Задание группам: назвать 4 дела, которые должен делать школьник после школы (а дошкольник не должен).

Учитель, выслушав ответы детей, называет главные дела после школы: убрать форму, сделать уроки, сложить портфель, кому – нибудь помочь.

 

Урок 3 Тема. Схема класса.

Схема класса является средством организации фронтальной, групповой работы детей на уроке. Для того, чтобы в дальнейшем иметь возможность использовать схему класса, необходимо в начале обучения посредством небольших заданий сформировать у детей умение ею пользоваться.

Ход урока:

1. Учитель предлагает найти на схеме времени,, где сейчас находятся дети (урок 3).

Рис.

 

 

– Это урок про наш класс. Вот схема нашего класса. Кто нашёл на схеме себя? (спрашивает 2 – 3 детей, поднявших руки и 2 – 3, не поднявших). Предлагает всем похлопать отвечавшим у доски за отвагу!

2. Учитель помещает на схеме класса значки (символы). Организуется

игровая ситуация с использованием знака «Звонок».

Учитель показывает знак – дети закрывают глаза. Учитель меняет местами символы двух групп. Дети по звонку открывают глаза, находят ошибки на схеме класса и поднимают руки. (Можно менять местами окно и дверь, передвигать шкаф).

Орден Звонка (знак «Звонок») прикрепляется на схеме класса тем группам, которые работали точнее. Нужно, чтобы к концу игры награду получили обязательно все группы.

Группа, справившаяся с самым трудным заданием, награждается большим орденом Звонка.

Работа по группам.

Каждая группа должна показать на схеме класса свой маршрут в игре: как иголочка сшивала все группы. При этом листок со схемой класса кладётся посередине. Дети водят пальцем по листку, вспоминая маршрут. Если споров нет, можно нарисовать маршрут карандашом.

Итоги дня.

На большой схеме класса дети показывают маршрут своей группы. К доске выходит тот, кто захочет. Можно выходить вдвоём, подсказывать. Учитель помогает пользоваться именами групп (от группы «Солнышко» мы свернули у группе «Африка» и т. д.)

Особую роль должна сыграть книга «ХРОНИКА». В эту книгу заносятся все домашние рассказы детей, записанные родителями, все рисунки и т. п. «Хроника», фиксируя достижения каждого ребёнка, позволяет объективно оценивать успехи и развитие класса в целом и каждого ученика в отдельности. Главное – не бросать работу с «Хроникой».

8. Домашнее задание: продиктовать сегодня кому – нибудь из взрослых коротенький рассказ про первый школьный день. Можно нарисовать картинку. Все рассказы и рисунки будут вклеены в хронику.

 

День второй

Урок 1 Тема. Приветствие детьми учителя и друг друга.

1. Встреча, приветствие.

Учитель: Вы вошли в класс, увидели меня и друг друга. Какое первое слово вы сказали? Что означает слово «здравствуй»? А сейчас все встаньте. Когда прозвенит звонок, пусть каждый из вас подойдёт к мальчику или девочке и скажет: «Здравствуй, Лена!», «Доброе утро, Вова!», «Я рад тебя видеть!»

Конец работы отмечается звонком. Орден Звонка вручается группе, которая сядет на места первой. Орден помещают на схему класса.

Учитель здоровается с классом: «Здравствуйте, дети!» Класс здоровается вразнобой. Учитель показывает, как ученики приветствуют учителя и любого взрослого (молча встают). Проводится репетиция: учитель выходит из класса, возвращается, произносит: «Здравствуйте, дети!» - и хвалит детей, отмечая, что они настоящие школьники. (В начале следующего урока в этот день и в ближайшие 2 – 3 дня полезно разыграть школьный и дошкольный варианты приветствия взрослого. Учитель договаривается с детьми: «Сейчас я учитель, вхожу в класс к своим ученикам. А сейчас я воспитатель, вхожу в комнату детского сада. А сейчас я прихожу к вам домой в гости. Пусть теперь группа «ромашка» договорится, кто они – школьники или дошкольники. Я войду, они меня приветствуют, а остальные скажут, кем были эти дети из группы «Ромашка».

2. На доске – план школьного времени.

Рис.

Учитель объясняет смысл знака, относящийся к первому уроку: «Мы продолжаем знакомится. Вчера вы спрашивали друг друга только об одном: как тебя зовут? А какие ещй вопросы люди задают, когда знакомятся? Все эти вопросы вы будете задавать друг другу постепенно. А сейчас я хочу, чтобы вы обсудили вопрос, который интересует меня: кто что любит делать больше всего? Чтобы в классе было приятно и интересно жить, мы должны знать, кто что любит.

- Работать будем группами. Начнём. Я считаю до трёх, а вы за это время выбираете первого (того, кто будет говорить первым). На счёт «три» пусть встанут все первые.

Когда первые встанут, учитель рисует на схеме стрелочки, обозначающие порядок работы в группах.

- Посмотрите на схему и посоветуйтесь, кто должен отвечать вторым. На счёт «три» пусть встанут все вторые. Порядок работы мы установили. Теперь пусть каждый по очереди скажет группе, что он любит больше всего, а группа тихо повторит его слова. Когда прозвенит звонок, надо быть готовым отвечать так: «Коля любит…», «Лена любит…».

Рис.

 

3. Когда группы отвечают, учитель записывает для себя на листочке всё, что любят дети его класса. После уроков эта запись переносится в книгу «Хроника» на страницу под рубрикой «Что мы любим больше всего».

Ответ каждой группы оценивается аплодисментами и краткими ремарками учителя, например: «В рассказе группы «Ромашка» мне больше всего понравилось, как дети шёпотом подсказывали Лене, когда она что – то забывала. В рассказе этой группы мне особенно понравилось, что дети старались говорить хором, вместе…».

Учитель подводит итог: «Я записала всё, что вы любите делать. И в нашей книге будет такая страница. Потом мы договоримся, когда и как мы будем делать наши любимые дела». (Это обещание должно быть выполнено. На первом же родительском собрании список детских желаний должен быть обнародован, чтобы родители спланировали и осуществили исполнение реальных детских желаний. Стоит обсудить с детьми, какие из них желаний можно выполнить быстро, какие – не в этом, а какие пока что никто из взрослых не сможет им помочь выполнить.)

4. Учитель раздаёт всем по маленькому (1/4 тетрадного листа) листочку бумаги:

«Сейчас вы расскажите о себе без слов, с помощью рисунка. Кто знает, что для этого надо? Карандаш. Это можно сделать, не произнося ни слова (той группе, которая подготовится быстрее и бесшумнее, выдаётся орден Звонка)»

5. Учитель продолжает: «Нарисуйте каждый на своем листочке то, что больше всего любите делать. Постарайтесь нарисовать понятно для

других: ваши картинки мы тоже приклеим в книгу «Хроника», чтобы помнить, чего мы не любим, и не делать этого».

(учитель на эти вопросы отвечает тоже и помещает свои ответы в «Хронику».)

6. Первые кладут свои листочки в центр стола. Молчат. Остальные пробуют расшифровать рисунок. Автор рисунка говорит только «да», «нет». Если никто Не угадает, то он рассказывает сам.

7. Доклады групп. («Коля не любит…», «Вика не любит…») Учитель записывает нелюбимые дела.

Общее обсуждение вопроса: «Зачем нам знать, кто что любит делать и кто чего не любит? (предложение учителя: «Те, кто хочет сделать свои рисунки лучше, понятнее, могут не сдавать их сейчас…»)

8. Подвижная игра «Найди попутчика».

Все дети встают, собирают кружок. Учитель объясняет: «Пусть каждый решит, в какую страну он хочет поехать. Надо найти себе попутчиков. Ходите по классу и повторяйте название своей стран. Если вы встретите человека, который называет эту же страну, возьмитесь за руки и ходите вместе, ища новых попутчиков. По звонку остановитесь и замрите…» После звонка учитель спрашивает каждую группу (каждого одинокого путешественника), куда они едут.

(Этот же сюжет можно повторить на несколько ином материале: дети приглашают друг друга отведать любимое блюдо, почитать любимую сказку, выбрать любимое время года.)

В заключении каждый ребёнок благодарит детей за хорошую игру; дети пожимают друг другу руки, обнимаются.

 

Урок 2 Тема. Введение знака «Хор», противопоставление его знаку «Я».

1. Сегодня на первом уроке дети рассказывали о том, что они любят делать. Некоторые рассказали, как играют со своими домашними животными, ухаживают за ними.

- Многие из вас интересуются животными. Сейчас мы поговорим о животных.

Надо научится разговаривать так, чтобы каждый мог сказать всё, что хочет и знает, чтобы никто не перебивал друг друга и чтобы каждый услышал всё то интересное, что знают другие дети. В школе есть такое правило: какие – то дела дети делают вместе, дружно, хором (показывает знак «Хор»), а что – то каждый делает один (показывает знак «Я»). Хором можно отвечать сразу, не поднимая руку.

Я буду задавать вопросы про зверей и показывать на какой – то знак. Не путайте, когда надо отвечать хором, а когда поднимать руку и отвечать по одному.

§ У какого животного длинный хобот? (знак – хор)

§ В древности было животное, похожее на слона, только гораздо крупнее. Оно было покрыто густой шерстью и могло жить в холодных странах. Как его звали? (знак – я)

§ Где живут слоны? (хор)

§ Правда ли, что у слона есть рога? (хор)

§ Правда ли, что у слона полосатая шкура? (я)

Как оценивать ответы детей? Предположим, что ребёнок, отвечая, выкрикнул, не поднимаю руку. Надо спросить класс: «Ваня знает, какая у слона шкура? Ваня уже научился отвечать как ученик?» Затем следует обратиться к мальчику: «Ваня, про слонов ты знаешь много. А про школу ещё не всё. Постарайся на следующий вопрос ответить как ученик».

2. Определение формы ответа по форме вопроса:

- Кто знает это животное? Назовите хором. Как вы узнали, что надо отвечать хором: я ведь не показывала знак: «Хор»? Оказывается, тот, кто внимательно слушает вопрос, может точно определить, как надо отвечать – хором или по – одному.

Поиграем в знаки. Я буду задавать вопросы, а вы будете живыми знаками. Отвечать на вопрос не надо. Надо только показывать, как отвечает настоящий ученик: или поднимать руку (знак «Я»), или открывать рот (знак «Хор»).

(Показывает буквы алфавита.)

- Кто знает эту букву? (Поднятая рука)

- Назовите эту букву. (Открытый рот)

- Кто не знает этой буквы?

- Кто сможет прочесть эти буквы? (Складывает или пишет на доске «Мы».) Прочтите эти буквы.

Дети, которые не открывают рот и не поднимают руку, требуют особого внимания учителя. («Ты не поднимаешь руку, потому что ты не знаешь эту букву? А ты знаешь, как надо ответить на мой вопрос – хором или по – одному? Покажи нужный знак. Молодец! Ты знаешь правила поведения на уроке. А буквы мы выучим потом. Главное, что ты внимательно слушаешь мои вопросы»).

Введение ордена Внимания.

Учитель задаёт каждой группе по три вопроса. Группа выходит к доске, указывает на соответствующий знак. Остальные группы – жюри. Если все три раза группа отвечает верно, её награждают орденом Внимания. Чтобы дети группы могли договориться без слов, учитель предлагает им встать у доски в кружок и сначала показать друг другу ответ с помощью жестов или мимики (поднятая рука или открытый рот), а потом – всем дотронуться до нужного знака.

Примечание. С сегодняшнего дня и в дальнейшем учитель постоянно должен уделять строжайшее внимание форме своих вопросов. Дети должны чётко знать, чего вы от них ожидаете. Пока удобнее пользоваться знаками.

 

Урок 3 Тема. Оценка.

1. Учитель: «Вы знаете, что в школе за каждую работу ставится оценка. Но в нашей школе оценки необычные. Сейчас я начну вас оценивать каждую работу с помощью линеечек. Пусть каждый напишет своё имя. Кто не умеет, пусть срисует его со своей карточки. Кто не умеет, кроме имени, пусть напишет фамилию. Когда я позвоню в колокольчик, положите ручки, даже если вы не дописали букву». Раздаёт бланки для графического диктанта, показывает, где писать имя. Если ребёнок не может написать фамилию, учитель чуть позже пишет её сам.

2. Введение способа оценки. Учитель на доске пишет любое имя (не слишком красиво(и приглашает 4 – 5 помощников: «Вот мальчик Павлик записал своё имя. Давайте оценим его работу. Сначала оценим, красиво ли он написал. Сначала оценим, красиво ли он написал. (Рисует линеечку «К» - «Красота», рис.)

Если я считаю, что слово написано очень, очень красиво, красивее невозможного, я поставлю свою оценку здесь. (Ставит крестик на самом верху линеечки.) Если я считаю, что слово написано некрасиво, плохо, но бывает и хуже, я поставлю свою оценку здесь. (Ставит крестик в нижней трети линеечки.) А где я поставлю свою оценку, если считаю, что работа выполнена красиво, но можно было сделать еще лучше? (Помощники показывают место на линеечке, учитель их корректирует, стирает свои предыдущие значки.) Понятно, как оценивать красоту работы по линеечке? Теперь пусть каждый мой помощник сам оценит работу Павлика. (Дети ставят крестики, учитель ставит свой крестик последним или же обводит оценку кого – то из детей, соглашаясь с ней.) Вот так мы оцениваем работу Павлика. Каждый немного по – своему. А теперь надо оценить, правильно ли Павлик написал своё имя. Если я считаю, что все буквы написаны верно, я ставлю оценку здесь (вверху). Если я считаю, что половина букв написана неверно, где я поставлю оценку?»

3. - Каждый из вас написал своё имя. Сейчас группа оценит, правильно ли он написал, красиво ли написал. Все возьмите карандаши. Первый положит свой листок в центре, покажет на линеечку «К» («Красота») и спросит: «Я красиво написал?» Все поставят крестики.Потом он спросит: «Я правильно написал?» Все снова поставят крестики на линеечке «П» («Правильность»). Так надо оценить все работы.» Дети работают в верхней части листа. (Приложение)

4. Проводится графический диктант. После выполнения каждого узора дети должны сами ставить себе оценку за красоту. Когда будут продиктованы все 4 узора, учитель открывает образец работы на доске и предлагает, чтобы дети за каждый узор поставили себе на линеечке оценки «П» (Правильность)

- Посмотрите на правильный узор и решите, такой же он у вас (крестик вверху) или немного не такой (крестик пониже).

Графический диктант:

1) Инструкция для учителя. «Сейчас мы будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого надо внимательно меня слушать. Я буду говорить, в какую сторону вести линию и на сколько клеточек. Проводите только те линии, про которые я скажу. Когда проведёте, ждите, пока я не сообщу, что рисовать дальше. Следующую линию надо начинать там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги.

Все помнят, где правая рука? Вытяните правую руку в сторону. Видите, она указывает на дверь. Когда я скажу: «Одна клеточка вправо», вы проведёте линию вправо, к двери (показывает на доске). Диктую дальше: «Две клеточки вверх» (показывает). Видите, я веду линию не отрывая руки. Новая команда: «Три клеточки влево». Вытяните левую руку, покажите, куда мне надо вести линию. Да, к окну. (рисует). Все поняли, как надо рисовать?»

Тренировочный узор.

Рис.

- Начнём рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию на одну клеточку вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги. Теперь одна клеточка вправо. Одна клеточка вверх. Одна клеточка вправо. Одна клеточка вниз. Одна клеточка вправо. Одна клеточка вверх..Одна клеточка вправо. Одна клеточка вниз… Дальше продолжайте рисовать такой узор сами. (1,5 – 2 мин) При рисовании такого узора учитель может помогать детям, при рисовании остальных трёх узоров – только подбадривать.

Учитель звонит в колокольчик. Предлагает детям найти линеечку «К» и поставить самим себе оценки за красоту первого узора.

Контрольный узор.

Та же последовательность действий:

А) продиктовать узор:

Б) дать команду: «Теперь сами продолжайте рисовать такой же узор»;

В) дать звонок, предложить оценить красоту узора

4 ) Следующий узор.

- Поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились. Внимание! Одна клеточка

вверх. Одна клеточка вправо. Одна клеточка вверх. Одна клеточка вправо. Одна клеточка вниз. Одна клеточка вправо. Одна клеточка вверх. Одна клеточка вправо. Одна клеточка вверх. Одна клеточка вправо…

Три клеточки вверх. Одна клеточка вправо. Две клеточки вниз. Одна клеточка вправо. Две клеточки вверх. Одна клеточка вправо. Три клеточки вниз. Одна клеточка вправо. Две клеточки вверх. Одна клеточка вправо. Две клеточки вниз. Одна клеточка вправо. Три клеточки вверх.

Последний узор.

Три клеточки вправо. Одна клеточка вверх. Одна клеточка влево. Две клеточки вверх. Три клеточки вправо. Две клеточки вниз. Одна клеточка влево. Одна клеточка вниз. Три клеточки вправо. Одна клеточка вверх. Одна клеточка влево. Две клеточки вверх.

(На образце рисунка узор прерван там, где прерывается рисунок под диктовку и начинается самостоятельная работа ребёнка. Но на доске для сличения с образцом каждый узор надо продлить.

Когда вы откроете образцы узоров и попросите ребёнка оценить правильность его работы, проверьте ещё раз, все ли нашли линеечку «П» (правильность).

Примечание

Учитель собирает работы на проверку, проследить, чтобы не было неподписанных работ. При проверке не следует исправлять узоры. Оценивать надо только детские оценки. Поставить красный крестик – выше или ниже крестика ребёнка. Если ваша оценка и оценка ребёнка совпадут, надо обвести крестик ребёнка красным кружком – это будет знаком высшей похвалы ученику за умение правильно оценивать свою работу.

5) Закончить второй школьный день хорошо так: дети встают в круг, обняв друг друга за плечи, и каждый 2 – 2 словами говорит, что, по его мнению, сегодня было самым интересным.

6) Итог дня: - Дети, какие обязательные школьные дела каждый сделал накануне?

- Кто сам убрал свои вещи, поднимите левую руку вверх. Кто сам собрал портфель, поднимите правую руку вверх. Кто не забыл про домашнее задание (рассказ про первый школьный день), поднимите правую ногу вверх. Кто кому – нибудь помог, присядьте….». Далее те упражнения сопровождаются другими словами: «Я сегодня уберу вещи, соберу портфель…»

7) Домашнее задание – рассказ или картинки про второй день в школе.

 

 

День третий

Урок 1.

Вся работа на этом уроке сосредотачивается на противопоставлении индивидуальной формы работы и работы парами.

1. Парты переставлены. Схема класса изменена.

 

Пока не начался урок, в классе звучит танцевальная музыка и не должно быть никаких руководящих указаний. Раздаётся звонок. Музыка умолкает. Дети собираются в центре класса. Проводится игра «Зеркало».

Учитель с ребёнком дают образец игры: становятся лицом друг к другу, смотрят друг другу в глаза. Один делает медленные движения руками, другой как можно точнее повторяет движения партнёра. По звонку партнёры меняются ролями.

Звенит звонок. Один партнёра благодарит другого: «Спасибо! С тобой очень хорошо играть!» Теперь ребёнок должен найти себе другого партнёра. Учитель предлагает тем, кто нашёл себе пару, взяться за руки (знак «Мы»).

Проводится игра «Попугай».

Учитель с кем – то из детей показывает игру. Он просит назвать любое время суток (утро, вечер, день, ночь) в любом порядке. Сам учитель играет роль попугая: старается подхватывать слова партнёра и говорить с ним в унисон. На игру отводится 2 – 3 минуты (со сменой ролей). «Кто готов дальше работать вместе? – спрашивает учитель. – Укажите нужный знак.» («Мы». Задание парам – найти себе места за партами так, чтобы сидеть рядом, портфели взять с собой.)

Введение знаков «мы», «Я». Когда дети рассядутся, учитель даёт три «немые» команды.

Рис.

- Как я узнала, что вы готовы работать? (по знаку). Но работать сейчас надо будет по двое (вдвоём). Кто готов работать вместе, покажите мне это.

Часть детей дают правильный ответ жестом, часть ошибаются.

Учитель даёт разъяснения: подсказывает, что, прежде чем показать жестом знак «Мы», надо договориться с товарищем – хотя бы кивнуть ему («Я рад с тобой работать») и увидеть, что он улыбнулся в ответ. Теперь два знака – знак «Я» и знак «Мы» - должны находится рядом, а учитель с их помощью показывает, к кому он адресуется: к классу, к группам или к каждому ученику.

3. Что надо делать вдвоём? Это дети решат сами. Учитель предлагает им разыграть (нарисовать) три ситуации. Для работы раздаёт каждой группе по три листочка бумаги с нарисованными сюжетами.

 

Рис.

 

 

Ситуация 1. «Вы живёте в разных домиках, сегодня воскресенье. Договоритесь, что вы будете делать в воскресенье, и нарисуйте свои занятия». (Учитель показывает пиктографические изображения разных дел: «сажаю цветы», «читаю», «иду с мамой гулять».

Рис.

 

 

На эту работу даётся 2 мин. Листок, а котором дети рисуют свои воскресные дела, кладётся в центре между ними.

Обсуждение результатов.

- Поднимите руки те, кто придумал себе на воскресенье общее дело. Пусть каждый подумает, какой знак ему понадобится. (указывает на знак «Мы», «Я», дети выбирают нужный. По просьбе учителя дети называют свои общие дела)

- А теперь поднимите руки те, кто в это воскресенье не встречался друг с другом, а занимался своими личными, очень важными делами. (Ни в коем случае не следует выказывать предпочтение индивидуальным или общим делам. Это вопрос личного выбора каждого ребёнка, и сюда учитель не вмешивается. Он обсуждает с детьми только знаки ученического поведения.)

Ситуация 2. «Представьте, что вы находитесь на разных берегах реки. Придумайте такие дела, для которых вам понадобится вот этот знак». (Знак «Мы»)

Через 2 мин. раздаётся звонок. Учитель просит детей взяться за руки и спрашивает каждую пару по очереди, что же они стала делать сообща.

Ситуация 3. «Вы в лесу. Придумайте такие дела, про которые каждый расскажет сам…»

Учитель даёт развёрнутые рассказы по сюжетным картинкам детей, например: «Мы ходили по лесу. Винни – Пух искал пчёл, нашёл улей и полез в него. А я, Сова, летала над зарослями и искала пропавшего крошку Ру» или «Мой друг не умеет плавать. Он сидел на берегу и ждал меня. А я переплыл речку и сказал: «Давай я научу тебя плавать». Дети показывают, кто отвечал «Мы» или «Я».

4. – Закройте глаза. Сомкните губы. Поднимите руки те, кто знает имя мальчика или девочки, с которыми вы сейчас работали…

Откройте глаза. Если кто – то не знает имени соседа, срочно познакомьтесь. Снова закройте глаза. Поднимите руки те, кто помнит, какого цвета волосы у мальчика или девочки, с которыми вы сейчас работали…

Откройте глаза. Кто не успел внимательно посмотреть на своего соседа, сделайте это. Поднимите руки те, кто уверен: я внимательно посмотрел на своего соседа. Поднимите руки те, кто хочет, чтобы мы испытали вашу внимательность. (Учитель вызывает к доске 3 – 4 смельчаков и их партнёров. Ставит пары спиной друг к другу.)

Вопросы – испытания: какого цвета глаза у твоего товарища (светлые или тёмные)? Твой товарищ выше или ниже тебя ростом? У девочки, с которой ты работал, бат синий или белый? (У девочки может не быть никакого банта). Твой сосед в рубашке или в свитере? …

Урок 2 Тема. Реакция на реплику. Введение знаков «+», «-».

1. Введение знаков «+», «-«.

- В другом классе в прошлом году все дети единодушно присудили Оле орден Внимания за внимательность к человеку. Оля очень добрая, она всегда старалась помочь каждому. Когда ученик отвечал в классе, она показывала ему знак «+» (показывает перекрещенные указательные пальцы), и он был рад, что всё хорошо. Иногда Оля показывала знак (указательный палец вытягивает горизонтально «_»), и ребёнок мог быстро исправиться. Поучитесь сегодня быть внимательными друг к другу.

Игра «Да и нет не говорите, чёрное и белое не берите» (Задаются вопросы любые.) Сначала игру ведёт учитель (5 – 7 вопросов). Прежде чем задать вопрос на схеме класса указывает отвечающего, не глядя на него. Дети указательными жестами помогают найти нужного человека. Он встаёт. Учитель задаёт вопрос, ребёнок отвечает. Класс показывает жестами знак «+», «-«.

Учитель должен находится не там, где отвечающий. Это позволит взрослому увидеть тех детей, которые адресуют свои оценки не говорящему, а учителю. Нужно зафиксировать эту странность: «Аня, ты меня хвалишь за хороший ответ? Женя, ты мне ставишь плюс? Надо напоминать всем о необходимости повернуться к говорящему и смотреть на него.

2. На схеме класса учитель в разных углах развешивает значки групп («Ромашка», «Солнышко»..) и просит детей быстро объединиться по группам. Предстоит устная работа, её необязательно делать сидя.

Группа придумывает 2 – 3 вопроса и ведёт игру «Да и нет не говорите…». Задание группе: сочинить 2 вопроса и показать знаком «Мы готовы…» Первой начинает группа, раньше всех закончившая подготовку и выбравшая верный жест. Группа, ведущая игру, делает следующее:

А) назначает группу отвечающих;

Б) задаёт вопрос;

В) жестами «+», «-«) оценивает ответ. Если группа не забыла оценить ответы, она награждается орденом Внимания. Группа отвечающих имеет право секунду посоветоваться (шёпотом).

3. Все встают в круг. Учитель в центре. Проводится игра «Слон –пальма – скунс». Главная задача игры – чтобы каждый оценил действия другого..

Учитель объясняет правила игры. Он, стоя в центре с протянутой рукой, кружится. Тот, на кого учитель укажет, остановившись и назвав слово, будет ведущим. Его соседи справа и слева - помощники. Если будет сказано «слон», ведущий изображает туловище животного: нагибается, вытягивает руки вперёд, имитируя хобот. Помощники изображают уши слона. «Пальма» - ведущий изображает ствол: поднимает раки вверх. Помощники изображают ветви. «Скунс» - ведущий приседает, изображая маленького зверька. Помощники отворачиваются, зажав носы. (Заранее объяснить детям, чтобы отпугнуть врагов, скунс издаёт неприятный запах).

Вариант той же игры – игра «Три – четыре – пять». Ведущий тот на кого указал учитель делает шаг вперёд и поднимает 1 палец. Все его соседи справа должны «написать» последующие цифры: ближайший ребёнок выходит, подняв 2 пальца, следующий поднимает 3 пальца и т. д.

Остальные игроки жестами показывают знак «+», «-«. Можно играть до победного конца: команды, получившие оценку, выбывают из игры, но выходят в центр круга и продолжают оценивать действия играющих.

3. Дети садятся за парты кто где хочет. Учитель предлагает подвести итоги дня.

– Чему вы сегодня научились? Чем занимались? Какие новые правила школьной жизни узнали? И т. д.

 

Урок 3 Тема. Самооценка, критерии, оценка.

1. Подготовка к уроку. Дети получают задание достать из портфеля простой карандаш (и больше ничего), найти себе пару, показать: «Мы готовы работать вместе…» Пары усаживаются за парты, учитель раздаёт каждому ребёнку листочек со вчерашними узорами (Графический диктант является важнейшим диагностическим материалом. Диагностика по этой методике может проводиться повторно через несколько месяцев. Оценить успехи каждого невозможно без сравнения с его исходным уровнем.)

Сейчас дети впервые получили свои работы, оцененные учителем. При обсуждении результатов главное, чтобы учитель ясно сформулировал, что он поощряет. А поощрять он должен только точную самооценку (а не правильное рисование узоров). Поэтому про качество самих узоров учитель не говорит ни слова. Речь идёт только о том, умеет ли ребёнок себя оценивать.

- Вчера вы учились оценивать свои работы по – школьному – с помощью линеечек. Я посмотрела, как вы себя оценили. Если я соглашалась с вашей оценкой, то обводила ваш крестик карандашом красного цвета. Встаньте те, у кого на листочке крестик обведён красным цветом. Вы себя очень честно оценили: не перехвали и не слишком придирались. А одного мальчика получилось так. (Рисует на доске рис. а) Он был слишком строг к себе. Прошу этого мальчика сегодня быть к себе добрее. А что вы скажите тому, кто оценил свою работу вот так? (рис. Б)

Рис.            
 

Верно, я тоже советую этому человеку быть к себе построже. Вы, наверное, уже догадались, чему мы будем учиться на этом уроке. Правильно оценивать свою работу.

Какой значок мне нарисовать на схеме времени? Линеечку с крестиком. И я вам всем желаю, чтобы завтра я смогла обвести ваши красным карандашом и сказать: я согласна с этой оценкой.

2. – Сейчас я продиктую новый узор.

 

Одна клеточка влево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка вправо. Одна клеточка вниз. Одна клеточка вправо. Одна клеточка вверх. Одна клеточка вправо. Одна клеточка вверх. Одна клеточка влево. Одна клеточка вверх. Одна клеточка влево. Одна клеточка вниз. (Должен получится замкнутый крест.)

Учитель открывает на доске образец узора. Просит детей оценить правильность их работ, поставив над первой линеечкой букву П («Правильно»).

- А за что ещё можно оценить работу? (Выслушивает детей.)

- Оцени, легко тебе было делать эту работу или трудно (пометь вторую линеечку буквой Т – «Трудно»), интересно тебе было делать такую работу или нет (пометь третью линеечку буквой И – «Интересно»).

3. Работа парами. Взаимооценка. Игра «Стрельба по мишеням».

Каждый ребёнок получает бланк для работы, на обороте пишет своё имя. (списывает с визитной карточки) и рисует три линеечки для оценки.

Правила игры учитель показывает с кем – то на доске. Ребёнок – стрелок берёт мел и приставляет его к точке «Пистолет». Учитель – командир командует: «Готовься! Прицелься! Пли!» При слове «Пли» стрелок ведёт линию к мишени. Учитель оценивает результат так: «Стреляешь метко (попал в мишень), но пуля должна лететь прямо (а здесь пуля петля) и быстро». Проводится вторая попытка…

Пары должны договориться, кто стреляет первым. (После трёх выстрелов дети меняются ролями.) Игра начинается и заканчивается по звонку.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.113 (0.126 с.)