ТОП 10:

САМОДЕРЖАВИЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVII в.



Соборное уложение 1649 г., закрепившее социально-экономиче­ские сдвиги Русского государства, отразило и возросшую власть са­модержавного монарха. II и III главы Уложения устанавливали жест­кую кару за преступления, направленные против личности царя, его чести, здоровья, за преступления, совершаемые на территории цар­ского двора. Все эти преступления отождествлялись с вводимым впер­вые в право Русского государства понятием государственного пре­ступления. Смертная казнь устанавливалась за прямой умысел («злое умышление») против жизни и здоровья царя, а также за обнаруже­ние умысла, направленного против царя и государства (восстание, измена, заговор и т. п.).

Процесс бюрократизации государственного аппарата превращал Боярскую думу из органа боярской аристократии в орган приказной бюрократии (судей приказов, воевод, дьяков); все это не могло не ослаблять самостоятельность Боярской думы.

В практике законодательной деятельности Русского государства со второй половины XVII в. появилось понятие «именной указ», т. е.

[63]

 

законодательный акт, данный только царем, без участия Боярской думы. Из 618 указов, данных в правление Алексея Михайловича со времени издания «Соборного Уложения», 588 указов были именными, а боярских приговоров было принято только 49. Из анализа этих актов видно, что все именные указы носили характер второстепенных актов верховного управления и суда: служебных назначений, указов воеводам, утверждения наказаний или отмены их и т. п. Боярские же приговоры были наиболее важными законодательными актами, свя­занными с феодальным землевладением, крепостным правом, осно­вами финансовой политики и прочими важнейшими сторонами дея­тельности государства. Таким образом, основные законодательные акты этого времени проходили еще через Боярскую думу.

Особенно возрастало число боярских приговоров после различных социальных потрясений (городское восстание в Москве 1662 г., кре­стьянская война под руководством Степана Разина). В царствование слабовольного Федора Алексеевича (1676—1682 гг.) значение Бояр­ской думы даже временно возросло: из 284 указов его правления 114 были даны с боярским приговором.

Итак, несмотря на внешнюю устойчивость положения Боярской думы, в системе аппарата Русского государства во второй половине XVII в. идет процесс возрастания личной власти самодержавного мо­нарха, особенно в области верховного управления.

Характер заседаний Боярской думы резко изменился. Члены ее не рисковали теперь проявлять какое-либо «высокоумничанье».

С 50—60-х годов установилась практика докладов царю началь­никами важнейших приказов. Так, в 1669 г. по понедельникам царю докладывали начальники Разрядного и Посольского приказов, по вторникам — Большой казны и Большого прихода, по средам — Казанского и Поместного и т. п.

Свидетельством возросшей власти царя к середине XVII в. яви­лось создание Приказа тайных дел.

Еще в первые годы правления царь Алексей Михайлович имел при себе нескольких подьячих из Приказа Большого дворца для личной переписки. Этот штат в конце 1654 или в начале 1655 г. получил определенную организацию Приказа тайных дел — личной канцеля­рии царя, органа, позволяющего царю в разрешении важнейших го­сударственных вопросов обходиться без Боярской думы. Именно на это назначение Приказа тайных дел и указывал Котошихин, отмечав­ший, что этот приказ устроен при царе «для того, чтобы его царская мысль и дела исполнялися все по его хотению, а бояре б и думные люди о том ни о чем не ведали»[45].

Первоначально Приказом заведовал тайный дьяк, при котором на­ходилось 6—7 подьячих. К концу существования Приказа во главе его стояла целая дьячья коллегия (тайный дьяк и дьяки Челобит­ного и Стрелецкого приказов; число подьячих возросло до 15). Основ-

[64]

 

ной функцией Приказа тайных дел был контроль за деятельностью приказов. Этот контроль мог носить явный характер и проявляться в затребовании для «ведома» (контроля) различных дел, сведений, отчетности из других приказов, в проверке приказного делопроизвод­ства при непосредственном участии царя. Тайный контроль заклю­чался в посылке подьячих Приказа с секретным наказом о контроле некоторых послов, которые «много чинять не к чести своего государя», или воевод, допускавших «много неправд... над ратными людьми».

Известной формой контроля за государственным аппаратом (как приказами, так и воеводами) было рассмотрение Приказом челобит­ных, поданных лично царю. После рассмотрения дела по челобитной в Приказе тайный дьяк докладывал о нем царю. По царскому указу дело, минуя Боярскую думу, разрешалось в Приказе тайных дел или передавалось для исполнения в один из других приказов.

Приказ тайных дел рассматривал политические дела различной важности, начиная с дел о лицах, связанных с опальным патриархом Никоном и некоторыми вожаками раскола (Аввакум), и кончая де­лом холопа боярина Бориса Морозова, некоего Сумарокова, который, стреляя с чердака боярского двора по галкам, сидевшим на трубе Чу­дова монастыря, случайно попал пулей в государевы хоромы.

Деятельное участие принимал Приказ тайных дел в деле с вождем крестьянского восстания Степаном Разиным и его сподвижниками. Приказ следил за ходом розыска. Царь составил памятную записку с десятью вопросами для бояр, руководивших следствием по делу Разина. В приказ запрашивали различные материалы этого процесса: распросные и пыточные речи, очные ставки и т. д.

Приказ осуществлял и другие функции самого разнообразного ха­рактера: вел личную переписку царя, заведовал некоторыми полками иноземного строя, царской благотворительностью, сыском руд (мед­ной— в Олонецком уезде, серебряной — на реке Мезени), руководил деятельностью Записного приказа[46], Аптекарского, Гранатного и По­тешного дворов, ведал не вошедшими в состав дворцовых земель цар­скими обширными подмосковными имениями (Измайловым, Черки­зовым, Котельниками, Люберцами и др.), постройками в селе Семе­новском, ремонтом церкви в селе Коломенском, промышленными заведениями царя, некоторыми его торговыми операциями (персид­ским торгом), был личной кассой царя.

Приказ тайных дел помещался во дворе, и царь часто бывал в этом Приказе. Здесь он имел свой стол с особым письменным при­бором, принимал участие в составлении бумаг, требовал отчетов, слу­шал доклады, рассматривал дела и т. п. Возглавлявшие приказ тай­ные дьяки пользовались большим влиянием в государственных делах. Приказ был упразднен в 1676 г.

[65]

 

Другим важным мероприятием правительства по пути дальней­шего укрепления единодержавия было создание центрального органа государственного финансового контроля. Крупные хищения государ­ственных средств чиновниками приказов побудили правительство учредить в 1655 г. Счетный приказ. Нерегулярно, каждый раз по специальному указу дьяки и подьячие всех приказов должны были являться в Счетный приказ с приходными и расходными книгами для проверки правильности и законности финансовых операций. Этот финансовый контроль вызвал недовольство приказной бюрократии, и Приказ в 1678 г. пришлось упразднить.

На протяжении XVII в. помещики и вотчинники продолжали вести борьбу с духовными феодалами за обладание землями и крестьянами. В челобитных, подаваемых царю, дворяне и дети боярские выступали против судебных привилегий монастырей и подведомственных им лиц. Стремясь к укреплению единовластия, царь Алексей Михайло­вич встал на сторону светских землевладельцев. По Уложению 1649 г. был учрежден Монастырский приказ — гражданское учреждение, во главе которого стояли думный дворянин или окольничий и два дьяка. Суду этого приказа были подчинены все монастыри и духовные липа, а также их крепостные. Епархиальные власти подлежали суду не только Монастырского приказа, но и приказов вообще. Мелкие иски епархиальных чиновников и крестьян подлежали суду воевод.

В Уложении было сделано исключение для патриарха и его вла­дений, где по-прежнему суд производили патриарх и патриаршие при­казные люди. Однако на их приговор было разрешено подавать апел­ляционные жалобы царю и Боярской думе.

Монастырский приказ имел широкие административные функции: определял и отрешал от места настоятелей, келарей, казначеев мо­настырей, выбирал священников и дьячков, отменял и перерешал ре­шения епископов. В 1650 г. Приказ разослал воеводам чисто полицей­ское предписание о наказании лиц, не соблюдавших церковных обря­дов. От Приказа Большой казны Монастырский приказ наследовал финансовые функции по сбору с монастырских и церковных земель чрезвычайных денег, хлеба, даточных, мастеровых, по контролю за монастырскими и церковными средствами.

Учреждение Монастырского приказа было встречено духовными лицами враждебно. Одно из обвинений, предъявленных Никону на соборе 1666 г., заключалось в том, что Никон «бранил» Монастыр­ский приказ[47].

Оппозиция церковников Монастырскому приказу была настолько велика, что церковный собор, осудивший патриарха Никона, отверг и этот приказ. В 1677 г. приказ был упразднен, а его финансовые и контрольные функции были переданы в Приказ Большого дворца.

[66]

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.85.245.126 (0.005 с.)