ТОП 10:

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА



Огромное значение в истории государственности на территории Восточной Европы имело Древнерусское государство, сложившееся у восточных славян в бассейне Днепра, в районе озера Ильмень, в верховьях Волги и Оки в начале IX в. и просуществовавшее до XII в.

Ко времени образования Древнерусского государства классовое неравенство среди восточных славян усилилось. Родовая община сме­нилась соседской, а племена стали сливаться в единую древнерусскую народность — «русь», хотя племенные наименования земель (поляне, древляне и др.) продолжали сохраняться еще в IX—X вв. На этих землях появились города, упоминаемые в «начальной» летописи,— Новгород, Белоозеро, Киев, Смоленск, в которых обосновались мест­ные князья — феодалы. В IX в. небольшие, примитивные феодальные государства объединялись в единое Древнерусское государство во гла­ве с князем.

Феодальные отношения в этой «империи» были еще слабыми. Князь не жаловал своей дружине земель и не заводил своего хозяй­ства, а облагал свободное или полусвободное население — общинни­ков-смердов данью. Первоначально размер этой дани не был регла­ментирован.

Рента-дань потреблялась князем и дружиной, а ее остатки прода­вались в Византию.

Население не только облагалось данью, оно было обязано платить в пользу князя торговые и судебные пошлины, выполнять определен-

[21]

 

ные натуральные повинности (дорожную, по постройке крепостей, го­родов и т. п.).

Несложные в то время функции государства осуществлял в основ­ном сам князь и его дружина: князь ходил на полюдье и собирал дань, судил население, отражал с дружиной нападение врагов, шел на них походом, заключал международные договоры.

Дружина, во всем помогавшая князю, проживала первоначально на княжеском дворе (гриднице) на полном содержании князя. Она состояла из старших и младших дружинников. Старшие назывались боярами («мужами»). Из них назначались наиболее важные чины княжеской администрации: посадники, тысяцкие и др.

С X в. князья и бояре стали заводить свое хозяйство, захватывали земли смердов-общинников, эксплуатируя труд крестьян. Бояре из старших дружинников превратились в феодалов, которые нередко имели свои собственные дружины. Феодалами становились и представители родоплеменной верхушки («старцы градские»). По положе­нию были близки к слугам младшие дружинники («отроки», «пасынки», «детские»).

Наиболее близкие к князю бояре составляли княжеский совет, без которого князь не принимал ни одного решения.

Находясь в стольном городе Киеве, князь назначал в другие центры государства своих посадников. Согласно «начальной летопи­си», еще легендарный Рюрик в 864 г. после смерти братьев «раздая мужем своим грады, овому Полотеск, овому Ростов, овому Белоозеро». После своих походов Олег в 882 г. повсюду в завоеванных землях «посади мужи свои». Олег Святославич в 1096 г., завоевав Муромскую и Ростовскую земли, «посажаща посадники своя по го­родам и дани поча имати». Посадник следил за сохранением тишины и спокойствия, вел борьбу с ворами и разбойниками, судил местное население, собирал дань и пошлины. Часть собранных средств посту­пала на содержание посадника и его дружины.

С середины XII в. должность посадника постепенно стала вытес­няться должностью наместника. В 1148 г. князь Глеб Юрьевич взял Курск и «посажаще по всей земле Курской наместник своя». Окон­чательно должность «наместника» установилась к XIV в. Посадники сохранились лишь в Новгородской и Псковской феодальных респуб­ликах.

При князьях и посадниках существовали агенты, выполнявшие от­дельные функции. Это были тиуны, назначаемые часто из дворовых слуг князя. Тиуны присутствовали на суде князя и посадника, не­редко даже замещали их в суде, им поручалось заведование княже­ским хозяйством в селах и на княжеском дворе. Различались тиуны: княжеский, огнищный, заведовавший княжеским двором — огнищем (впоследствии он назывался дворским и с XII в. назначался из бояр). В подчинении огнищного тиуна находился ключник. Кроме того, раз­личались тиуны конюшный и ратайный (пашенный). С XI в. появи­лись особые чиновники князя по сбору дани — данщики. В Древнерус-

[22]

 

ском государстве встречаются и другие должностные лица: мытники, взымающие торговую пошлину — «мыть», вирники — «виру» — де­нежный штраф за убийство свободного человека, пятенщики — «пят­но» — пошлину за продажу лошадей и пр.

В Древнерусском государстве продолжало действовать существо­вавшее еще до образования государства народное собрание — вече. Из племенной сходки древних славян оно превратилось в собрание горожан, на котором решающая роль принадлежала городским феодальным верхам: боярам и старцам градским.

В IX—X вв. вече играло еще определенную роль в политической жизни древней Руси. Довольно часто вече избирало князей. Из 50 князей, занимавших киевский престол, 14 были приглашены вечем.

Укрепление власти князей, рост княжеского аппарата управления сокращают роль и значение веча. С середины XII в. вечевые собра­ния перестали приглашать князей. Одной из сохранившихся функций веча было комплектование народного ополчения и выбор его предводителей — тысяцкого, сотских, десятских. Тысяцкий возглавлял на­родное ополчение и выбирался, а затем назначался князем из фео­дальной верхушки. С течением времени эта должность приобрела на­следственный характер.

В мирное время тысяцкий и сотские выполняли разнообразные поручения, чаще всего полицейского характера. Уставная грамота князя Всеволода Новгороду в 1136 г. определяла, что тысяцкий дол­жен «управливати всякие дела торговые и гостинные и суд торго­вый». С помощью тысяцких князья «примучивали дань».

Итак, в Древнерусском государстве преобладало недостаточно дифференцированное по видам управление (административное, поли­цейское, финансовое и т. п.). Законодательство и суд имели еще до­вольно слабое развитие. Широкое распространение у древних славян получили обычаи. Они, как гласила начальная летопись, «имяху обы­чаи своя и законы отець своих и предань, каждо свой норов». На это обычное право и опирались в практике управления и суда князья.

В первой половине XI в. князья стали издавать законодательные акты («уставы») и даже кодексы («Русская правда», «Правда Ярославичей», «Пространная русская правда»), направленные на охрану феодальной собственности и личности феодала, его слуг и агентов. Но это были единичные, редко издаваемые законы. Из-за отсутствия совершенных форм размножения законодательных текстов, средств сообщений и связи закон трудно было довести до сведения населения. Немногочисленные должностные лица княжеского управления не могли проверить исполнение законов населением.

В суде древней Руси преобладал обвинительный процесс, который применялся к гражданским и уголовным делам и характеризовался активностью сторон; каждая из них старалась доказать свою право­ту. Главную роль в доказательствах того времени играли поединок («поле»), присяга («крестное целование»), суд божий (испытание

[23]

 

огнем или водой), признание обвиняемого, отказ от крестного цело­вания или неявка в суд.

Князья, их посадники и тиуны выполняли функции посредников в судебном процессе, взимая за это определенную сумму («виру» — штраф за убийство свободного человека, «продажу» — штраф за дру­гие виды преступлений).

Несложность классовой структуры древнерусского общества и не­достаточно выраженный классовый антагонизм не позволили суду занять важное место в государственном строе древней Руси.

В случае острого проявления классового недовольства князья и бояре прибегали к внесудебным формам расправы — военному подав­лению недовольства масс или шли на уступки.

Рост крупного землевладения и феодального хозяйства, дальней­шее развитие феодальных отношений вызывали стремление отдель­ных феодалов к политической самостоятельности. Уже после смерти князя Владимира Святославича (978—1015 гг.), правление которого было, по выражению К. Маркса, «кульминационным пунктом Древне­русского государства», началась ожесточенная борьба между его сы­новьями, завершившаяся занятием киевского престола одним из них — Ярославом (1019—1054 гг.). В своем завещании Ярослав раз­делил государство между пятью своими сыновьями; старший из них — Изяслав получил киевский престол и считался главным из князей. Ярослав призвал слушаться его как отца («сего послушайте коже по­слушаете мене»). Однако Ярославичи недолго жили в мире; между ними вспыхнула междоусобная борьба.

Для предупреждения междоусобий князья собирали феодальные съезды. Но феодальные распри не прекращались и после смерти сына Владимира Мономаха — Мстислава в 1132 г. Древнерусское государ­ство перестало существовать. Некоторое время сохранялось лишь церковное единство (единый киевский митрополит).

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.189.171 (0.005 с.)