Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Количественная оценка динамики речи
Способ оценки. Критерии для количественной оценки данных, полученных при обследовании с помощью этой методики, разработаны на основе: а) представлений в нейропсихологии об афазии как дефек б) анализа ответов больных при выполнении тестов в ходе Для полноты оценки характера и выраженности дефекта, динамики его обратного развития, учета факторов, лежащих в основе нарушения и т. д., было взято достаточное количество заданий. Было условно принято, что максимальный балл, получаемый больным за выполнение той или иной пробы, ра- вен 30, что соответствует максимальному количеству заданий в некоторых пробах. Исходя из этого, высчитывается максимальная оценка, выставляемая испытуемому за выполнение каждой пробы, входящей в тест. Так, при оценке называния предметов больной получает по 1 баллу за правильный ответ, если же он называет все 30 предметов, то набирает максимальную оценку по этому тесту — 30 баллов. При оценке умения составления предложений по картинкам за выполнение каждой пробы ставится уже 2 балла, что в сумме при выполнении 15 проб дает высший балл — 30. Хотя для простоты подсчета удобнее была бы такая система оценок, где каждый ответ расценивался бы как правильный или неправильный, авторами выбрана более гибкая система. Введена промежуточная между 0 и высшим баллом оценка, выставляемая за определенные отклонения от нормы. Это было сделано для того, чтобы обнаружить и учесть все качественное многообразие выполнения проб больными с афазией. Критерии для количественной оценки выработаны на основании представлений о характере нарушений речи при афазии, к которым приводит выпадение различных факторов, и на основании анализа ошибочных ответов, полученных при апробации методики. Рассмотрим конкретно, какие оценки ставятся за выполнение заданий каждого теста. Оценки за экспрессивную речь 1. Оценки за ответы в диалоге. В этом тесте требуется одно
2. Оценки за называние предметов и действий. Высшая '•вместо свеча, «кавать» вместо кровать, «палачет» вместо плачет); б) при ответах словосочетанием, содержащим искомое слово; в) при ответе после контекстной подсказки (экспериментатор: «Мама ребенка...», больной: «кормит»). Остальные ответы, а также отказы оцениваются «О». 3. Оценки за составление предложений. Максимальная а) при пропуске подлежащего или второстепенного члена пред-
4. Оценки за составление рассказа по картинке. В связи с б) за вербальную парафазию; в) за каждый аграмматизм; г) за Предлагаемый способ оценки рассказа достаточно условен и, возможно, потребует дальнейшей доработки, однако он является достоверным и выполняет нужные задачи. Оценки за импрессивную речь Оценки за понимание вопросов диалога. Максимальная оценка 3 балла ставится при адекватном по смыслу (возможно, жестовом) ответе. В некоторых случаях при тестировании неговорящих больных возможны такие ответы, которые не позволяют с уверенностью утверждать, что больной полностью адекватно воспринял вопрос, тогда испытуемый получает 1,5 балла. При неадекватном ответе испытуемый получает «О». Оценки за понимание значения слов, обозначающих предметы или действия. Максимальная оценка за выполнение каждого задания «1». Она ставится за правильный показ картинок в нужном порядке при однократном предъявлении слов на слух. Оценка снижается до 0,5 балла, если больной показывает предметы в порядке, не соответствующем данной серии слов, и не может исправить ошибку даже при указании на нее, а также если картинки показаны верно, но со второго предъявления слов. В остальных случаях ответ оценивается «О». Оценки за понимание фраз и инструкций. Максимальная оценка ставится, если больной нашел нужную картинку (2 балла) или выполнил требуемое действие (3 балла). При грубом нарушении понимания допускается повторное предъявление фразы или инструкции, однако в этом случае за правильную реакцию при предъявлении фразы ставится 1 балл, инструкции— 1,5 балла. В остальных случаях ответ оценивается «О». Таким образом, резюмируем некоторые основные принципы оценки ответов (выполнения заданий) больных: правильные по форме, адекватные по смыслу ответы оцениваются максимальным баллом (от 3 до 1, в зависимости от задания, т. е. от количества заданий в каждом тесте), неадекватные по смыслу или грубо искажающие смысл ответы оцениваются нулем (0). Максимальный балл выставляется и при самостоятельной коррекции ошибок. Промежуточная оценка (между максимальной и нулевой) ставится в случае повторного предъявления задания, при ответах, не грубо искаженных.
Ниже приводится образец протокола оценки речи больного с афазией. Протокол исследования речи больного Д Дата: I обследование — 13.V.76 (до курса восстановительного обучения). II обследование — 23.VI.76 (после курса восстановительного обучения). Форма афазии: комплексная моторная афазия. Дата заболевания: V.72. Год рождения: 194Э. Образование: среднетехническое. Клинический диагноз: постэкламптический синдром с геморрагией в левое полушарие.
Называние предметов
Называние действия
Составление фраз
Составление фраз
Составление рассказа по картинке Ф.Решетников «Опять двойка»
Понимание предметов
Понимание действий
Понимание фраз
Понимание инструкций
Мы описали оценки динамики речи при афазии, которая может быть применена как для оценки исходного состояния речи в зависимости от формы афазии и степени ее выраженности, так и для измерения ее динамики и эффективности ее восстановления, может обеспечить и анализ влияния различных факторов и методов на эффективность восстановления. Эта методика преодолевает практически неизбежную субъектив* ность оценки состояния и динамики речи за счет совмещения возможности количественного ц качественного анализа дефекта и эффекта восстановления. Данная система методов позволяет проанализировать: а) характер нарушения экспрессивной и импрессивной речи при афазии; б) количественно оценить степень выраженности дефекта; в) динамику его обратного развития. С помощью этой методики удается экспериментальным путем выделить факторы, влияющие на афазию — как на ее формирование, так и на преодоление. «3 Факторы, влияющие на афазию До настоящего времени не сложилось единого мнения как по вопросу о самих факторах, так и об их влиянии на динамику восстановления речи при афазии. Если отечественные исследователи отводят большую роль специальному восстановительному обучению для эффективности восстановления речи при афазии, то многим зарубежным авторам свойственны пессимистические взгляды на вопрос о значении специального обучения в реабилитации больных с афазией. Б связи с этим ряд исследователей выдвигает задачу не преодоления дефекта, а приспособления к нему. До сих пор остается малоизученным целый ряд важнейших вопросов, от решения которых зависит выбор правильного и наиболее эффективного пути и методов восстановления речи. Одним из таких вопросов является роль формы афазии в восстановлении речи. По этому вопросу исследователи разделились на две группы; одна из них считает, что эффективность восстановлен;^: речи не зависит от формы афазии (Э. С. Бейн, 1964; О. Настев с соавт., 1967), другая группа связывает эффективность восстановления с формой афазии {А. Р. Лурия, 1977; Л. С. Цветкова, 1962, 1972, 1985; М. К. Шо-хор-Троцкая, 1972; Vignolo, 1964; Godfrey и др., 1972, и др.). Одни из них считают, что лучший прогноз имеет место при сенсорной афазии (А. Р. Лурия, 1947; Vignolo, 1964), другие приводят данные в пользу моторных форм афазии. Недостаточно изученным остается и вопрос о роли этиологии в преодолении афазии. Здесь общим является мнение о лучшем прогнозе восстановления при травматическом поражении мозга по сравнению с сосудистыми заболеваниями. Так, А. Р. Лурией было показано, что при травматических поражениях мозга имеет место значительно больший процент афазий преходящего характера в инициальном периоде по сравнению с афазией сосудистого происхождения. Вместе с тем специально организованное восстановительное обучение, по данным Э. С. Бейн (1964), в 74% случаев позволяет получить положительные результаты и при афазии, развившейся вследствие нарушения мозгового кровообращения. Литературные данные, а также наша собственная клиническая практика указывают на важность в восстановительном обучении еще одного фактора — сроков начала обучения. Ряд данных литературы указывает на необходимость раннего начала восстановительного обучения, которое может предотвратить появление патологических симптомов и направить восстановление по более рациональному пути (Э. С. Бейн, 1964; Л. С. Цветкова, 1972; М. К. Шохор-Троцкая, 1973; Vignolo, 1964, и др.). Таким образом, литературные данные и клиническая практика указывают как на важность этого вопроса, так и на малую его изученность. Автором совместно с сотрудниками было |ироведено выделение и экспериментальное изучение влияния ''различных факторов на восстановление речи при афазии (Л. С. Цветкова, Н. М. Пылаева, 1981, и др.). На основании литературных данных и опыта практической работы были выделены следующие факторы, оказывающие влияние на динамику восстановления речи: 1) специальное обучение, 2) форма афазии, 3) степень выраженности речевого дефекта, 4) давность заболевания, 5) этиология заболевания, 6) возраст больного. Было проведено исследование динамики восстановления речи у 134 больных с различными формами афазии и разной степенью выраженности речевого дефекта. Ряд больных, поступавших для восстановления повторно, обследовались неоднократно (до 6 раз). Форма афазии определялась по методике нейропсихологического обследования больных с нарушениями высших психических функций, разработанной А. Р. Лу-рией (1969). С помощью методики оценки нарушения и восстановления речи при афазии определялась степень выраженности речевого дефекта; все больные обследованы в резидуальном периоде болезни (не менее 0,5 года от начала заболевания). Обнаружено, что решающее значение в восстановлении речи при афазии принадлежит направленному восстановительному обучению, опирающемуся на психологически обоснованную систему методов восстановления. За цикл восстановительного обучения, который длился 6 недель в условиях стационара, у всех больных отмечалась положительная динамика восстановления речевых процессов. Средняя величина приращения в оценках у больных составила 26,7 балла (разброс в оценках от 3,5 до 61 балла). У 34 больных, которые поступали для прохождения курса восстановительного обучения неоднократно, динамика обратного развития речевых дефектов прослежена в течение длительного периода. При повторных поступлениях этих больных были проанализированы те спонтанные изменения, которые претерпевали устная речь и понимание речи за истекший период. По нашим наблюдениям, спонтанные изменения в речи больных не были столь значительными в сравнении с той положительной динамикой, которая отмечалась за курс восстановительного обучения. В отдельных случаях можно было отметить улучшение одной из сторон устной экспрессивной или импрес-сивной речи. В большинстве случаев нарушения речи оставались на том же уровне или наблюдались отрицательные сдвиги. Для изучения влияния факторов формы афазии и степени выраженности речевого дефекта были выделены три группы больных, по 24 человека в каждой, по формам нарушения речи и локализации. При изучении влияния фактора «форма афазии» было обна
прессивной и импрессивной. Экспрессивная речь лучше восстанавливается при моторных формах афазии. Изучение влияния фактора «степень выраженности афазии» на эффективность восстановления речи позволило обнаружить зависимость экспрессивной и импрессивной речи от степени выраженности их нарушения к началу курса восстановительного обучения. Определенная закономерность восстановления речи у больных с афазией различной степени ее выраженности была выявлена при анализе корреляции оценок, полученных у 134 больных с афазией при двух обследованиях — до и после восстановительного обучения Значительная положительная динамика отмечается в группе больных со средней степенью выраженности нарушения речи (интервалы в баллах от 90 до 230). Больные с грубой (до 90 баллов) и легкой (свыше 230 баллов) степенью выраженности нарушения речи продвинулись за цикл занятий менее значительно. Эти данные согласуются с данными исследований А. Р. Лурии (1948) и Л. С. Цветковой (1972), в которых указывается на то, что в случае грубой выраженности нарушения речи за небольшой курс занятий (1,5 месяца в нашем случае) у больных лишь намечается тенденция к улучшению отдельных речевых процессов; у больных же с легкой степенью выраженности дефектов речи нарушение касается сложноорганизованных речевых процессов и более высоких уровней организации речи, которые формируются более поздно и поддаются коррекции труднее и позднее. Для прогноза восстановления речи при афазии и для решения вопросов адекватной восстановительной терапии имеет большое значение ее этиология. Это положение получило подтверждение при анализе динамики восстановления речи в процессе обучения в двух группах больных — с последствиями черепно-мозговой травмы и последствиями нарушения мозгового кровообращения в резидуальном периоде болезни. Анализ динамики восстановления речи в этих двух группах показал, что более успешно цикл восстановительного обучения прошел в группе больных с последствиями черепно-мозговой травмы. В этой группе больных средняя величина приращений в оценках была 32,8 балла, а в группе с сосудистой этиологией — 28,5 балла. Исследование влияния фактора давности заболевания на успешность восстановления речи у 89 больных с последствиями нарушений мозгового кровообращения показало прежде всего, что положительная динамика в процессе восстановительного обучения имела место в группах больных с различной давностью заболевания, т. е. была установлена важность прежде всего применения адекватных методов восстановления речи при афазии, которое и приводит к положительному результату на различных стадиях заболевания. Вместе с тем наиболее эффективным курс восстановительного обучения оказался для боль- дых, занятия с которыми проводились в период от 0,5 до 1 года от начала заболевания в сравнении с больными, у которых от начала заболевания прошло более длительное время. Необходимость раннего начала занятий подчеркивалась рядом афази-ологов (Э. С. Бейн, 1962; В. М Коган, 1962; М. К. Шохор-Троцкая, 1972; Л. С. Цветкова, 1962, и др.); приведенные данные подтверждают эту точку зрения. Исследование роли возраста больного в успешности восстановительного обучения обнаружило положительную динамику у больных разных возрастных групп, однако наибольший эффект восстановления речи получен в группе больных молодого возраста (см. табл. 1). Таким образом, полученные в исследовании данные показали, что решающее значение для восстановления нарушенной функции принадлежит направленному восстановительному обучению. В этих условиях отмечается положительная динамика восстановления речи у больных с различной этиологией и давностью заболевания, разных возрастных групп и с разной степенью выраженности речевого дефекта. Каждый из рассмотренных факторов оказывает определенное влияние на эффективность восстановления речи. Наиболее успешно Курс восстановительного обучения проходил у больных с травматической этиологией, на более ранних этапах болезни и более молодого возраста. Анализ результатов показал также, что в целом с примерно равным успехом проходил курс восстановительного обучения у больных с различными формами афазий. Однако фактор формы афазии оказывал влияние на восстановление экспрессивной и импрессивной речи. Различной эффективностью характеризовался процесс восстановления у больных с различной степенью выраженности речевого дефекта. Перспектива исследования этого вопроса должна идти в направлении экспериментального изучения влияния на эффективность преодоления афазии таких факторов, как личность больного, изменения в эмоционально-волевой сфере, формы и методы обучения. Таблица 1 Успешность курса восстановительного обучения > в зависимости от возраста
В ряде других исследований также была показана значимая роль направленного рационального восстановительного обучения. Многих исследователей и практиков-реабилитаторов интересовал вопрос о возможностях спонтанного восстановления речи (А. Р. Лурия, 1948; J. Sarno, 1971; A. Halland, 1979-Л. С. Цветаева, 1981, 1985; A. Baska, 1982). Некоторые исследователи высказывались в пользу спонтанного восстановления речи, другие полностью отрицают этот путь восстановления речи. В исследовании, посвященном проблемам спонтанного восстановления речи, проведенном Л. Оливой и Л. С. Цветковой (1985), получены важные данные как для теории проблемы путей восстановления речи при афазии, так и для практической работы. В работе исследовались больные с афазией в течение одного года после начала заболевания. Было показано, что спонтанное восстановление речи практически отсутствует. Имеет место незначительная динамика речи, но она нестабильна: незначительная положительная динамика замещается на следующем этапе отрицательной, и наоборот. Оказалось, что если спонтанная компенсация дефектов и возможна, то она возникает лишь на ранних этапах после начала заболевания, и эта возможность исчерпывается в течение первых шести месяцев. Позже наступает отрицательная динамика или она полностью отсутствует. Отсюда следует, что восстановительное обучение нужно начинать не позже чем через шесть месяцев после начала заболевания, на фоне активных компенсаторных перестроек. Сравнительный анализ спонтанной динамики речи с результатами восстановительного обучения, проведенный авторами исследования, показал, что восстановительное обучение является единственным средством преодоления дефекта и реабилитации больных. Спонтанное восстановление речи при органических локальных поражениях мозга отсутствует, а замещается лишь незначительными компенсаторными перестройками, нередко отрицательными для дальнейшего восстановления функций. Подведем итоги. 1. Практика восстановительного обучения с давних пор нуждалась в специальных методах, с помощью которых можно было бы измерить динамику и эффективность восстановления речи при афазии. К разработке таких методов обращались отдельные исследователи и реабилитаторы (Э. С. Бейн, В. М. Коган, В. Я. Репин, Н. А. Лойко, М. Taylor и др.). Само обращение к этому вопросу является в целом положительным фактом, однако для известных в литературе методов оценки характерно отсутствие строгой научной обоснованности выбора проб, недостаточная разработанность критериев подбора методического материала и т. д. Необходимы такие методы, в которых бы сочетался качественный анализ дефекта с количественной характеристикой динамики и которые бы могли не только показать динамику афазии, представить ее в качественном и количественном виде, но и оцепить эффективность применяемых методов и влияние различных условий и факторов на динамику афазии. 2. Методика оценки динамики речи в процессе восстанови 3. Кроме решения вопросов, относящихся непосредственно 4. Методика состоит из двух частей и восьми проб 5. С помощью этой методики были изучены факторы, влияя- Темы для рефератов на семинарских занятиях 1. История развития вопроса о методах оценки эффективности bocct;i 2. Каковы цели и задачи этих методов, их практическая и теоретичес- 3. Требования к построению методики, способной объективно оценить 4. Описание методики оценки речи Л. С. Цветковой, Н. М. ПылаевоП 5. Задачи, решаемые этой методикой. 6. Содержание Методики. Тесты на экспрессивную речь. Тесты на им 7. Принцип учета качественной стороны дефекта. 8. Принцип количественной обработки материала. 9. Описание количественной обработки материала. Конкретный пример.
10. Факторы, влияющие на восстановление речи при афазии.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 680; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.130.13 (0.069 с.) |