Количественная оценка динамики речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Количественная оценка динамики речи



Способ оценки. Критерии для количественной оценки дан­ных, полученных при обследовании с помощью этой методики, разработаны на основе:

а) представлений в нейропсихологии об афазии как дефек­
те, имеющем разные формы в соответствии с разными меха­
низмами (факторами), вызывающими ту или другую форму
афазии;

б) анализа ответов больных при выполнении тестов в ходе
длительном (многолетней) апробации методики.

Для полноты оценки характера и выраженности дефекта, динамики его обратного развития, учета факторов, лежащих в основе нарушения и т. д., было взято достаточное количество заданий. Было условно принято, что максимальный балл, получаемый больным за выполнение той или иной пробы, ра-


вен 30, что соответствует максимальному количеству заданий в некоторых пробах. Исходя из этого, высчитывается макси­мальная оценка, выставляемая испытуемому за выполнение каждой пробы, входящей в тест. Так, при оценке называния предметов больной получает по 1 баллу за правильный ответ, если же он называет все 30 предметов, то набирает максималь­ную оценку по этому тесту — 30 баллов. При оценке умения составления предложений по картинкам за выполнение каждой пробы ставится уже 2 балла, что в сумме при выполнении 15 проб дает высший балл — 30.

Хотя для простоты подсчета удобнее была бы такая система оценок, где каждый ответ расценивался бы как правильный или неправильный, авторами выбрана более гибкая система. Введена промежуточная между 0 и высшим баллом оценка, выставляемая за определенные отклонения от нормы. Это было сделано для того, чтобы обнаружить и учесть все качественное многообразие выполнения проб больными с афазией. Критерии для количественной оценки выработаны на основании пред­ставлений о характере нарушений речи при афазии, к которым приводит выпадение различных факторов, и на основании ана­лиза ошибочных ответов, полученных при апробации методики.

Рассмотрим конкретно, какие оценки ставятся за выполне­ние заданий каждого теста.

Оценки за экспрессивную речь

1. Оценки за ответы в диалоге. В этом тесте требуется одно­
сложный ответ на первые пять вопросов и ответ словосочета-­
нием или предложением на следующие пять вопросов. Макси­-
мальная оценка, выставляемая за ответ, равна 30 баллам (так
как стимульных предложений 10). Оценка снижается до 1,5 бал­
ла в следующих случаях: а) при литеральных парафазиях,
не мешающих понять ответ (например, «та» вместо «да»);
б) при эхолалическом начале ответа; в) при многословном, но
все же адекватном ответе (например: «Вот вы понимаете, я
могу, я знаю, я хорошо» — ответ на вопрос: «Как вы себя
чувствуете?»); г) при так называемом «контекстном» ответе,
когда больной не совсем точно отвечает на вопрос (например:
«Что вы делали вчера вечером?» Ответ: «Приходили мама и
папа»); д) при аграмматичном построении ответа; е) при одно­
сложном ответе на вопрос, требующий ответа фразой.

2. Оценки за называние предметов и действий. Высшая
оценка «1» выставляется за правильное нахождение названия
независимо от того, имел ли место поиск наименования. Оценка
не снижается при легкой смазанности произношения или выборе
неточной грамматической формы слова (например, «пил» вме-­
сто пьет). Оценка «0,5» выставляется: а) при единичных лите-­
ральных парафазиях, пропусках или вставках отдельных зву­-
ков, не искажающих звукового абриса слова в целом («швеча»


'•вместо свеча, «кавать» вместо кровать, «палачет» вместо пла­чет); б) при ответах словосочетанием, содержащим искомое слово; в) при ответе после контекстной подсказки (экспери­ментатор: «Мама ребенка...», больной: «кормит»). Остальные ответы, а также отказы оцениваются «О».

3. Оценки за составление предложений. Максимальная
оценка, выставляемая за выполнение заданий этого теста, рав- ­
на 2 баллам. Ею оценивается правильная фраза, требуемого
объема и грамматической сложности (1—5-я фразы длиной в
2—3 слова типа S—P, S—Р = 0; 6—10-я фраза длиной не ме-­
нее 4 слов с обязательным использованием предложной конст­-
рукции; 11—15-я фразы длиной не менее 5 слов, при этом 14-я
и 15-я должны быть сложноподчиненными предложениями). Не
снижается оценка за литеральные парафазии, не мешающие
понять предложение, и за самостоятельно исправленные ошиб-­
ки. Больному выставляется 1 балл в следующих случаях:

а) при пропуске подлежащего или второстепенного члена пред­-
ложения («Колбасу режет» вместо Девочка режет колбасу или
«Мальчик уступает место» вместо Мальчик уступает место
старушке);
б) при неправильном (стилистически не оправдан­
ном, хотя и возможном) порядке слов («Дети снежную бабу
лепят»); в) при замене сложноподчиненного предложения
сложносочиненным; г) при наличии вербальных парафазии;
д) за употребление неправильной временной формы глагола.

4. Оценки за составление рассказа по картинке. В связи с
тем что составление рассказа есть наиболее творческий про-­
цесс, оценка в этом случае не может строиться по тому же
принципу, что и в других тестах. Потенциально существует
много способов и критериев оценки тестов. В методике выбра-­
ны в качестве главных критериев оценки адекватность выбора
лексических средств, сложность грамматического построения
фраз и связность изложения. Этими параметрами оцениваются
рассказы с помощью системы «награждений» и «штрафов». За
фразу, состоящую из 1—4 слов, испытуемый получает 1 балл,
из 5—7 слов — 2 балла, из 8—12 слов — 3 балла, свыше 12
слов — 4 балла. Количество слов во фразе подсчитывается без
слов-«пустышек» типа ну, вот, значит и т. д. Дополнительно
оценивается грамматическая сложность фразы: за использова-­
ние пассивных конструкций — 1 балл, за построение сложно­
подчиненных предложений, причастных и деепричастных оборо-­
тов— 2 балла. Одновременно испытуемые «штрафуются» по 0,5
балла: а) за каждые три лишних слова или выражения;

б) за вербальную парафазию; в) за каждый аграмматизм; г) за
незаконченность предложения; д) за нарушение порядка слов.
За нарушение связности повествования (разрывы в изложении)
и смысловую неадекватность испытуемый штрафуется на 1 балл.

Предлагаемый способ оценки рассказа достаточно условен и, возможно, потребует дальнейшей доработки, однако он является достоверным и выполняет нужные задачи.


Оценки за импрессивную речь

Оценки за понимание вопросов диалога. Максимальная оценка 3 балла ставится при адекватном по смыслу (возмож­но, жестовом) ответе. В некоторых случаях при тестировании неговорящих больных возможны такие ответы, которые не позволяют с уверенностью утверждать, что больной полностью адекватно воспринял вопрос, тогда испытуемый получает 1,5 балла. При неадекватном ответе испытуемый получает «О».

Оценки за понимание значения слов, обозначающих пред­меты или действия. Максимальная оценка за выполнение каж­дого задания «1». Она ставится за правильный показ карти­нок в нужном порядке при однократном предъявлении слов на слух.

Оценка снижается до 0,5 балла, если больной показывает предметы в порядке, не соответствующем данной серии слов, и не может исправить ошибку даже при указании на нее, а также если картинки показаны верно, но со второго предъяв­ления слов. В остальных случаях ответ оценивается «О».

Оценки за понимание фраз и инструкций. Максимальная оценка ставится, если больной нашел нужную картинку (2 бал­ла) или выполнил требуемое действие (3 балла). При грубом нарушении понимания допускается повторное предъявление фразы или инструкции, однако в этом случае за правильную реакцию при предъявлении фразы ставится 1 балл, инструк­ции— 1,5 балла. В остальных случаях ответ оценивается «О».

Таким образом, резюмируем некоторые основные принципы оценки ответов (выполнения заданий) больных: правильные по форме, адекватные по смыслу ответы оцениваются максималь­ным баллом (от 3 до 1, в зависимости от задания, т. е. от количества заданий в каждом тесте), неадекватные по смыслу или грубо искажающие смысл ответы оцениваются нулем (0). Максимальный балл выставляется и при самостоятельной кор­рекции ошибок. Промежуточная оценка (между максимальной и нулевой) ставится в случае повторного предъявления зада­ния, при ответах, не грубо искаженных.

Ниже приводится образец протокола оценки речи больного с афазией.

Протокол исследования речи больного Д

Дата: I обследование — 13.V.76 (до курса восстановительного обучения).

II обследование — 23.VI.76 (после курса восстановительного обучения). Форма афазии: комплексная моторная афазия. Дата заболевания: V.72. Год рождения: 194Э. Образование: среднетехническое.

Клинический диагноз: постэкламптический синдром с геморрагией в левое полушарие.


 

 

Результаты обследования
t Гесты Оценка в балла!
I обС1едо-вайие II обето­вание
1. Диалог    
2. Называние предметов    
3. Называние действий 6,5 21,5
4. Составление фраз    
5. Составление рассказов    
6. Понимание речи в диалоге 25,5 28.5
7. Понимание слов, обозначающих предметы 14,5  
8. Понимание слов, обозначающих действия   13,5
9. Понимание фраз    
10. Понимание инструкций    
  Сумма 132,5 195,5
- Диалог
Вопросы I обследование II обследование
Ответы Оценка э и Ответы Э И
1. Как вы себя чувст- Хорошо 3 3 Хорошо 3  
  вуете?        
2. Голова болит? Чуть-чуть 3 3 Нет 3  
3. Как вы спали? Хорошо 3 3 Хорошо 3  
4. Сколько человек у Шесть 3 3 Восемь 3  
  вас в палате?        
5. Вас осматривал се- Нет 3 3 Нет еще 3  
  годня врач?        
6. Что у вас было се- Я ела кашу 3 3 Я ела кашу 3  
  годня на завтрак?     и колбасу  
7. Где вы живете? Я... ела... 0 0 Я живу вз  
    Москва   Ивано-  
        Франковске  
8. Что вы делали вче- Я ел... 1,5 3 Я гуляла 3  
  ра вечером? Q      
    спать      
9. Чем вы любите за- Спать, нет, 0 0 Я люблю 1,5  
  ниматься в свобод- не могу   кино  
  ное время?        
10. Какая сегодня пого- Хорошо 1,5 1,5 Хорошо 1,5 1,5
  да и какая была        
  вчера?        
               

Называние предметов

 

  I обследование II обследование
Предметы Ответы Оценка Ответы Оценка
1 Мама +   +  
2 Папа +   -f  
»..., 6 Девочка Дечи...   +  
7 Книга Газета ни... +   +  
8 Телефон ... телекон...   Теленон ... +  
14. Пальто Плато   Палто 0,5
15 Мяч +   +  
16 Кровать +   Ковать 0,5
17 Солнце ... + 0,5 +  
21. Решето +   +  
22. Руль гр...ру... +   +  
23 Перо су... пук...   Пу.. пе... +  
28 Прищепка 29 Лестница Прищета Леска леста 0 0 Пришве прищатка Лестяца 0 0
30 Пылесос +   +  

Называние действия

 

  I обследовани ^ II обследова тае
Действия Ответы Оценка Ответы Оценка
1. Идет     едет нет +  
2. Пьет +   +  
3 Пишет читает   +  
6 Читает +   +  
7 Спит спати 0,5 спати 0,5
8 Ест +   +  
9 Стоит   +  
10 Говорит раз разоварит 0,5 +  
16 Плывет воде пра —   +  
17 Покупает +   возьми... +  
18 Плачет +   +  
29 Привязывает   _  
30. Набирает воды —   +  

Составление фраз

 

  I обследование
1 Фразы  
(картинки)    
  Ответы О ти­ка
1. Мальчик моет руки Мальчик воды... —  
  Мальчик моет руки  
2. Девочка режет колбасу Таня в... во.. мясо  
3. Мальчик забивает гвоздь Петя... молоток  
4. Дети лепят бабу Дети... бабу  
5. Кошка пьет молоко Кот мло ест молоко  
6. Мальчики играют в мяч Отказ  
7. Мальчик бежит к дереву Отказ  
8. Мальчик лезет через забор Отказ  
9. Солнце заходит за тучи Отказ  
10. Няня стелет коврик около кровати Отказ  
11. Колхозники грузят сено на машину Отказ  
12. Девочка пришла навестить больную подругу Отказ  
13. Мальчик уступает место женщине в трамвае Отказ  
14. Врач приглашает больного в кабинет Отказ  
15. Мужчина несет лестницу, чтобы снять шар    
с дерева Отказ  

Составление фраз

 

 

Фразы П обстедование
Ответы Оценка
1. Мальчик.. мост руки  
3. Мальчик... забивает гвоздь  
5. Кот... пьет молоко  
9. Ночь...  
10. Ковер... нет  
12. 13. Девочка пришла... домой... нет Бабушка се... седет на стуле  
* • * • • 15. Отказ  

Составление рассказа по картинке

Ф.Решетников «Опять двойка»

II обследование Петя стоит. Петя получил двойку. Мама... сидит в стуле. Таня... ну... не ну стоит столе. Собака. Вот Игорь. Оценка «5»
I обследование Петя... мама.. сюда буде два. Петя сюда Собака. Мама сюда бу­де Ну... не може сюда буде Ось.. Вот... Игорь.. Ну.. Игорь, Пе­тя. Собака Все. И Таня. Оценка «3»

 


Понимание предметов

 

 

Слоча-стимулы I обследование II обследование
О|веты Оценка Ответы Оценка
1. Сыр 2. Бутылка 4 4 1 1 4 4 1 1
5. Мяч   ]    
& Фартук 9. Хлястик     + 1 1
11. Гриб, сумка +      
14 Мяч, стол 15 Тачка, стул 0 0 4 4 1 1
18 Воротник, жилет   — 4 0,5
21. Бутылка, гриб, самолет 22 Лодка, лягушка кот 0 0 4 4  
26. Дачка, стол, мишка    
29. Хлястик, жилет, пижама 30. Перчатки, подтяжки, карман _~ 0 0 ~ 0 0

Понимание действий

 

 

Слова-Стимулы I обследование II обследование
Ответы Оценка Ответы Оценка
1. Слушает ^^      
2. Поет ~      
3. Работает        
6. Читает        
6. Лежит        
8. Ставит    
11. Работает, показывает     ------- 1- 0,5
14. Пашет, бьет     — ^ 0,5
16. Капает, машет      
18. Ташит, висит    
< • •        
21. Едет, работает, играет    
24. Капает, машет, пашет _      
25. Лежит, пьет, считает    
29. Тащит, тянет, кладет ____      
JO. Толкает, несет, везет    

Понимание фраз

 

 

Фразы-стимулы I обследование II обследование
Ответы Оценка Ответы Оценка
1. Мама моет стакан 2. Бабушка режет хлеб + + 2 2 + + 2.' 2 V
5. Мальчик читает газету 6. Мальчик рисует кошку + + 2 2 + + 2 ' 2
9. Бочонок перед ящиком 10. На бочонке ящик 0 0 + 0 2
13. Клеенка покрыта скатертью   0 •

Понимание инструкций

 

 

Инструкции I обследование II обследование
Ответы Оценка Ответы Оценка
1. Закройте глаза 2. Поднимите левую руку 3. Возьмите карандаш и постучите три раза 4. Возьмите скрепку и положите в карман 5. Постройте из палочек треуголь­ник + + •f + 3 3 3 0 3 + + + + + 3 3 3 3 3

Мы описали оценки динамики речи при афазии, которая может быть применена как для оценки исходного состояния речи в зависимости от формы афазии и степени ее выражен­ности, так и для измерения ее динамики и эффективности ее восстановления, может обеспечить и анализ влияния различных факторов и методов на эффективность восстановления. Эта методика преодолевает практически неизбежную субъектив* ность оценки состояния и динамики речи за счет совмещения возможности количественного ц качественного анализа дефек­та и эффекта восстановления.

Данная система методов позволяет проанализировать: а) ха­рактер нарушения экспрессивной и импрессивной речи при афазии; б) количественно оценить степень выраженности де­фекта; в) динамику его обратного развития. С помощью этой методики удается экспериментальным путем выделить факторы, влияющие на афазию — как на ее формирование, так и на преодоление.

«3


Факторы, влияющие на афазию

До настоящего времени не сложилось единого мнения как по вопросу о самих факторах, так и об их влиянии на динамику восстановления речи при афазии. Если отечественные исследо­ватели отводят большую роль специальному восстановительно­му обучению для эффективности восстановления речи при афа­зии, то многим зарубежным авторам свойственны пессимисти­ческие взгляды на вопрос о значении специального обучения в реабилитации больных с афазией. Б связи с этим ряд иссле­дователей выдвигает задачу не преодоления дефекта, а приспо­собления к нему. До сих пор остается малоизученным целый ряд важнейших вопросов, от решения которых зависит выбор правильного и наиболее эффективного пути и методов восста­новления речи. Одним из таких вопросов является роль фор­мы афазии в восстановлении речи. По этому вопросу исследо­ватели разделились на две группы; одна из них считает, что эффективность восстановлен;^: речи не зависит от формы афа­зии (Э. С. Бейн, 1964; О. Настев с соавт., 1967), другая группа связывает эффективность восстановления с формой афазии {А. Р. Лурия, 1977; Л. С. Цветкова, 1962, 1972, 1985; М. К. Шо-хор-Троцкая, 1972; Vignolo, 1964; Godfrey и др., 1972, и др.). Одни из них считают, что лучший прогноз имеет место при сенсорной афазии (А. Р. Лурия, 1947; Vignolo, 1964), другие приводят данные в пользу моторных форм афазии.

Недостаточно изученным остается и вопрос о роли этиоло­гии в преодолении афазии. Здесь общим является мнение о лучшем прогнозе восстановления при травматическом пораже­нии мозга по сравнению с сосудистыми заболеваниями. Так, А. Р. Лурией было показано, что при травматических пораже­ниях мозга имеет место значительно больший процент афазий преходящего характера в инициальном периоде по сравнению с афазией сосудистого происхождения. Вместе с тем специально организованное восстановительное обучение, по данным Э. С. Бейн (1964), в 74% случаев позволяет получить положи­тельные результаты и при афазии, развившейся вследствие нарушения мозгового кровообращения.

Литературные данные, а также наша собственная клиниче­ская практика указывают на важность в восстановительном обучении еще одного фактора — сроков начала обучения. Ряд данных литературы указывает на необходимость раннего на­чала восстановительного обучения, которое может предотвра­тить появление патологических симптомов и направить восста­новление по более рациональному пути (Э. С. Бейн, 1964; Л. С. Цветкова, 1972; М. К. Шохор-Троцкая, 1973; Vignolo, 1964, и др.).

Таким образом, литературные данные и клиническая прак­тика указывают как на важность этого вопроса, так и на ма­лую его изученность. Автором совместно с сотрудниками было


|ироведено выделение и экспериментальное изучение влияния ''различных факторов на восстановление речи при афазии (Л. С. Цветкова, Н. М. Пылаева, 1981, и др.).

На основании литературных данных и опыта практической работы были выделены следующие факторы, оказывающие влияние на динамику восстановления речи: 1) специальное обучение, 2) форма афазии, 3) степень выраженности речевого дефекта, 4) давность заболевания, 5) этиология заболевания, 6) возраст больного. Было проведено исследование динамики восстановления речи у 134 больных с различными формами афа­зии и разной степенью выраженности речевого дефекта. Ряд больных, поступавших для восстановления повторно, обследо­вались неоднократно (до 6 раз). Форма афазии определялась по методике нейропсихологического обследования больных с нару­шениями высших психических функций, разработанной А. Р. Лу-рией (1969). С помощью методики оценки нарушения и восста­новления речи при афазии определялась степень выраженности речевого дефекта; все больные обследованы в резидуальном периоде болезни (не менее 0,5 года от начала заболевания).

Обнаружено, что решающее значение в восстановлении речи при афазии принадлежит направленному восстановительному обучению, опирающемуся на психологически обоснованную систему методов восстановления. За цикл восстановительного обучения, который длился 6 недель в условиях стационара, у всех больных отмечалась положительная динамика восстанов­ления речевых процессов. Средняя величина приращения в оценках у больных составила 26,7 балла (разброс в оценках от 3,5 до 61 балла). У 34 больных, которые поступали для прохождения курса восстановительного обучения неоднократно, динамика обратного развития речевых дефектов прослежена в течение длительного периода. При повторных поступлениях этих больных были проанализированы те спонтанные измене­ния, которые претерпевали устная речь и понимание речи за истекший период.

По нашим наблюдениям, спонтанные изменения в речи больных не были столь значительными в сравнении с той поло­жительной динамикой, которая отмечалась за курс восстанови­тельного обучения. В отдельных случаях можно было отметить улучшение одной из сторон устной экспрессивной или импрес-сивной речи. В большинстве случаев нарушения речи остава­лись на том же уровне или наблюдались отрицательные сдвиги.

Для изучения влияния факторов формы афазии и степени выраженности речевого дефекта были выделены три группы больных, по 24 человека в каждой, по формам нарушения речи и локализации.

При изучении влияния фактора «форма афазии» было обна­
ружено отсутствие влияния этого фактора на эффективность
восстановления речи при афазии в целом. Однако такое влия­
ние обнаружилось на динамике отдельных сторон речи — экс-
га Заказ 6445 145


 


прессивной и импрессивной. Экспрессивная речь лучше восста­навливается при моторных формах афазии.

Изучение влияния фактора «степень выраженности афазии» на эффективность восстановления речи позволило обнаружить зависимость экспрессивной и импрессивной речи от степени выраженности их нарушения к началу курса восстановительно­го обучения.

Определенная закономерность восстановления речи у боль­ных с афазией различной степени ее выраженности была выяв­лена при анализе корреляции оценок, полученных у 134 боль­ных с афазией при двух обследованиях — до и после восста­новительного обучения Значительная положительная динамика отмечается в группе больных со средней степенью выраженнос­ти нарушения речи (интервалы в баллах от 90 до 230). Больные с грубой (до 90 баллов) и легкой (свыше 230 баллов) степенью выраженности нарушения речи продвинулись за цикл занятий менее значительно. Эти данные согласуются с данными иссле­дований А. Р. Лурии (1948) и Л. С. Цветковой (1972), в кото­рых указывается на то, что в случае грубой выраженности нарушения речи за небольшой курс занятий (1,5 месяца в на­шем случае) у больных лишь намечается тенденция к улучше­нию отдельных речевых процессов; у больных же с легкой степенью выраженности дефектов речи нарушение касается сложноорганизованных речевых процессов и более высоких уровней организации речи, которые формируются более поздно и поддаются коррекции труднее и позднее.

Для прогноза восстановления речи при афазии и для реше­ния вопросов адекватной восстановительной терапии имеет большое значение ее этиология. Это положение получило под­тверждение при анализе динамики восстановления речи в про­цессе обучения в двух группах больных — с последствиями черепно-мозговой травмы и последствиями нарушения мозгово­го кровообращения в резидуальном периоде болезни. Анализ динамики восстановления речи в этих двух группах показал, что более успешно цикл восстановительного обучения прошел в группе больных с последствиями черепно-мозговой травмы. В этой группе больных средняя величина приращений в оцен­ках была 32,8 балла, а в группе с сосудистой этиологией — 28,5 балла.

Исследование влияния фактора давности заболевания на успешность восстановления речи у 89 больных с последствиями нарушений мозгового кровообращения показало прежде всего, что положительная динамика в процессе восстановительного обучения имела место в группах больных с различной дав­ностью заболевания, т. е. была установлена важность прежде всего применения адекватных методов восстановления речи при афазии, которое и приводит к положительному результату на различных стадиях заболевания. Вместе с тем наиболее эффек­тивным курс восстановительного обучения оказался для боль-


дых, занятия с которыми проводились в период от 0,5 до 1 года от начала заболевания в сравнении с больными, у которых от начала заболевания прошло более длительное время. Необхо­димость раннего начала занятий подчеркивалась рядом афази-ологов (Э. С. Бейн, 1962; В. М Коган, 1962; М. К. Шохор-Троцкая, 1972; Л. С. Цветкова, 1962, и др.); приведенные дан­ные подтверждают эту точку зрения.

Исследование роли возраста больного в успешности восста­новительного обучения обнаружило положительную динамику у больных разных возрастных групп, однако наибольший эф­фект восстановления речи получен в группе больных молодого возраста (см. табл. 1).

Таким образом, полученные в исследовании данные показа­ли, что решающее значение для восстановления нарушенной функции принадлежит направленному восстановительному обу­чению. В этих условиях отмечается положительная динамика восстановления речи у больных с различной этиологией и давностью заболевания, разных возрастных групп и с разной степенью выраженности речевого дефекта. Каждый из рассмот­ренных факторов оказывает определенное влияние на эффек­тивность восстановления речи. Наиболее успешно Курс восста­новительного обучения проходил у больных с травматической этиологией, на более ранних этапах болезни и более молодого возраста. Анализ результатов показал также, что в целом с примерно равным успехом проходил курс восстановительного обучения у больных с различными формами афазий. Однако фактор формы афазии оказывал влияние на восстановление экспрессивной и импрессивной речи. Различной эффектив­ностью характеризовался процесс восстановления у больных с различной степенью выраженности речевого дефекта. Пер­спектива исследования этого вопроса должна идти в направле­нии экспериментального изучения влияния на эффективность преодоления афазии таких факторов, как личность больного, изменения в эмоционально-волевой сфере, формы и методы обучения.

Таблица 1

Успешность курса восстановительного обучения > в зависимости от возраста

 

Возраст 21-30 лет 41—40 лет 41—50 лет 51—60 лет
Количество больных        
Среднее арифметическое приращении 30,4 28,5 23,8 23,5

В ряде других исследований также была показана значимая роль направленного рационального восстановительного обуче­ния. Многих исследователей и практиков-реабилитаторов инте­ресовал вопрос о возможностях спонтанного восстановления речи (А. Р. Лурия, 1948; J. Sarno, 1971; A. Halland, 1979-Л. С. Цветаева, 1981, 1985; A. Baska, 1982). Некоторые иссле­дователи высказывались в пользу спонтанного восстановления речи, другие полностью отрицают этот путь восстановления речи. В исследовании, посвященном проблемам спонтанного восстановления речи, проведенном Л. Оливой и Л. С. Цветко­вой (1985), получены важные данные как для теории проблемы путей восстановления речи при афазии, так и для практической работы. В работе исследовались больные с афазией в течение одного года после начала заболевания. Было показано, что спонтанное восстановление речи практически отсутствует. Имеет место незначительная динамика речи, но она нестабиль­на: незначительная положительная динамика замещается на следующем этапе отрицательной, и наоборот. Оказалось, что если спонтанная компенсация дефектов и возможна, то она возникает лишь на ранних этапах после начала заболевания, и эта возможность исчерпывается в течение первых шести ме­сяцев. Позже наступает отрицательная динамика или она пол­ностью отсутствует. Отсюда следует, что восстановительное обучение нужно начинать не позже чем через шесть месяцев после начала заболевания, на фоне активных компенсаторных перестроек.

Сравнительный анализ спонтанной динамики речи с резуль­татами восстановительного обучения, проведенный авторами исследования, показал, что восстановительное обучение являет­ся единственным средством преодоления дефекта и реабилита­ции больных. Спонтанное восстановление речи при органиче­ских локальных поражениях мозга отсутствует, а замещается лишь незначительными компенсаторными перестройками, не­редко отрицательными для дальнейшего восстановления функ­ций.

Подведем итоги.

1. Практика восстановительного обучения с давних пор нуждалась в специальных методах, с помощью которых можно было бы измерить динамику и эффективность восстановления речи при афазии. К разработке таких методов обращались отдельные исследователи и реабилитаторы (Э. С. Бейн, В. М. Коган, В. Я. Репин, Н. А. Лойко, М. Taylor и др.). Само обращение к этому вопросу является в целом положительным фактом, однако для известных в литературе методов оценки характерно отсутствие строгой научной обоснованности выбора проб, недостаточная разработанность критериев подбора мето­дического материала и т. д. Необходимы такие методы, в которых бы сочетался качественный анализ дефекта с количе­ственной характеристикой динамики и которые бы могли не


только показать динамику афазии, представить ее в качествен­ном и количественном виде, но и оцепить эффективность приме­няемых методов и влияние различных условий и факторов на динамику афазии.

2. Методика оценки динамики речи в процессе восстанови­
тельного обучения была разработана рядом авторов
(Л. С. Цветковой, Н. М. Пылаевой, Т. В. Ахутиной, Н. Н. По­-
лонской). В ней учитываются современные данные психологии,
нейропсихологии и разработанные А. Р. Лурией понятия «фак­-
тор» и «синдром». Практика показала высокую эффективность
этой методики: с ее помощью можно точно измерить количе-­
ственную сторону и дать качественный анализ восстановления
речи при афазии.

3. Кроме решения вопросов, относящихся непосредственно
к восстановлению речи, эта методика позволяет ответить еще
на ряд важнейших вопросов теории афазиологии и ее практики
(роль спонтанного восстановления и специального восстанови­
тельного обучения в преодолении дефекта, каковы факторы,
влияющие на динамику дефекта — положительную и отрица-­
тельную, и т. д.).

4. Методика состоит из двух частей и восьми проб
1-я часть — это тесты на измерение и анализ экспрессивной
речи (4 теста), 2-я часть — тесты на измерение и анализ ди-­
намики понимания речи (4 теста). Разработана и внедрена и
практику специальная количественная обработка материала,
весьма чувствительная к нюансам динамики речи.

5. С помощью этой методики были изучены факторы, влияя-­
ющие на восстановление речи при афазии: специальное обуче-­
ние, этиология заболевания, время начала обучения, общая
длительность заболевания, возраст и др. Исследования разных
авторов показали эффективность и необходимость восстанови
тельного обучения при афазии и отсутствие спонтанного вос-­
становления речи.

Темы для рефератов на семинарских занятиях

1. История развития вопроса о методах оценки эффективности bocct;i
новления речи при афазии.

2. Каковы цели и задачи этих методов, их практическая и теоретичес-
кая значимость.

3. Требования к построению методики, способной объективно оценить
динамику речи в процессе восстановительного обучения.

4. Описание методики оценки речи Л. С. Цветковой, Н. М. ПылаевоП
и др.

5. Задачи, решаемые этой методикой.

6. Содержание Методики. Тесты на экспрессивную речь. Тесты на им
прессивную речь.

7. Принцип учета качественной стороны дефекта.

8. Принцип количественной обработки материала.

9. Описание количественной обработки материала. Конкретный пример.

 

10. Факторы, влияющие на восстановление речи при афазии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 680; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.130.13 (0.069 с.)