Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Синдром психического инфантилизма
Психический инфантилизм — это психическая незрелость, проявляющаяся преимущественным нарушением темпа созревания психики с отставанием развития эмоционально-волевых свойств и форм реагирования личности. Они оказываются соответствующими более младшему возрасту. К признакам психического инфантилизма относятся: несамостоятельность, повышенная внушаемость, наивность, преобладание в мотивационной сфере игровых интересов и гедонизма, стремление к удовольствию, что нередко приобретает характер основной мотивации, беспечность, трудности в выполнении прогностических функций (а порой и невозможность их выполнения), прогнозировании результатов своего поведения и поступков, незрелость чувства долга и ответственности, значительно уменьшенная способность подчинять свое поведение требованиям ситуации и группы, неспособность к волевому напряжению и преодолению трудностей. Все это часто сочетается с незрелостью моторики, затруднениями в выполнении тонких мануальных действий (почерк: Основные психопатологические синдромы... «пишет, как курица лапой»), избыточностью сопутствующих лишних движений и более-менее выраженным примитивизмом как кариантом интеллектуальной нормы. Первые признаки психического инфантилизма обнаруживаются в младшем школьном и подростковом возрасте. Выделяют два варианта психического инфантилизма: простой (неосложненный), осложненный. Простой вариант психического инфантилизма (сюда относится также выделенный Г. Е.Сухаревой (1959) гармонический инфантилизм). Психический инфантилизм проявляется признаками психической незрелости, охватывающей все сферы деятельности ребенка, в том числе и интеллектуальную, однако с преобладанием проявлений эмоционально-волевой задержки. Такие дети повышенно беспечны, беззаботны, неутомимы в играх. Им свойственна живость воображения, жизнерадостность. При сохранном интеллекте отмечается недостаточность интеллектуальных интересов с доминированием стремления к игровой деятельности и удовольствиям. При предъявлении к ним возрастных требований возникает дезадаптация, чаще проявляющаяся в школьном возрасте в виде неуспеваемости. Зачастую психический инфантилизм сочетается с признаками соматической незрелости, задержкой в росте, грацильным телосложением, однако без признаков грубой диспластичности, аномалий развития отдельных органов и систем (так называемый «психофизический инфантилизм»).
Осложненный вариант психического инфантилизма характеризуется сочетанием психического инфантилизма с другими психопатологическими проявлениями. Так, в сочетании с психоорганическим синдромом при органическом инфантилизме отсутствует эмоциональная живость, яркость эмоций. Они скорее эйфоричны, благодушны, расторможены, а эмоциональные проявления менее глубоки и дифференцированы. Интеллектуальная деятельность их характеризуется инертностью, тугоподвижностью, персевера- Глава 4 тивностью мыслительных процессов и нарушением так называемых предпосылок интеллекта (внимание, память, психическая работоспособность). При сочетании с церебрастеническим синдромом отмечаются повышенная возбудимость, истощаемость, выраженная неустойчивость внимания и соматовегетативные нарушения (расстройства сна, аппетита, вазовегетативные проявления). При сочетании с психоэндокринным синдромом клиническая картина определяется наличием черт инфантилизма и особенностей психики, типичных для того или иного типа гормональных расстройств. Психический инфантилизм встречается как самостоятельное расстройство, а также при задержке развития головного мозга, его раннем негрубом органическом поражении и при социальной запущенности. СИНДРОГЛ ГЕБОИДНОСТИ Гебоидный синдром — непсихотическое психическое расстройство (патология формирующейся личности), возникающее в юношеском возрасте и характеризующееся сочетанием патологически преувеличенных, заостренных и видоизмененных пубертатных свойств (преимущественно гротескно-карикатурной оппозиционности, достигающей степени анэтического симптомокомплекса) с аффективно-волевыми нарушениями и патологией влечений, приводящими к выраженной социальной дезадаптации. В основе гебоидного синдрома лежит сочетание психологических свойств пубертатного криза с клинической незавершенностью психопатологических образований. Он является специфическим синдромом подросткового возраста. Все его симптомы как бы «вырастают» из психологических свойств пубертата. Однако при гебоидности все проявления
Основные психопатологические синдромы... выступают в ином качестве, носят патологический характер. Характерным является то, что специфические для гебо-идности симптомы, будучи тесно взаимосвязанными, в различных сочетаниях и с разной интенсивностью проявлений составляют основное содержание клинической картины. Определяющим также является то, что все указанные психопатологические расстройства, составляющие содержание гебо-идного синдрома, выступают в его структуре в совокупности и, внешне облачаясь в привычные формы поведения, ведут к грубой дезадаптации с резким расстройством взаимоотношения личности и среды. Определение гебоидного состояния как психопатоподоб-ного не противоречит клинической картине, но не отражает главной его особенности — преимущественное™ этих расстройств для юношеского возраста. Вместе с тем в отличие от психопатоподобных проявлений, предполагающих лишь определенные изменения личности, вызванные той или иной болезненной причиной, гебоидные проявления являются более глубокими, чем просто психопатические, и проявляются в патологическом видоизменении психических свойств пубертатного криза, достигающих степени психотического уровня. С другой стороны, только видоизменение любых психологических пубертатных свойств для гебоидности не является патогномоничным, так как тесная взаимосвязь имеется лишь с определенными проявлениями пубертатного криза в виде юношеской оппозиции и противопоставления себя окружающему. Ведущие симптомы — сверхценные образования, патологические влечения, явления стереотипии. В основе этих расстройств лежат изменения эмоций (аффекта) и воли, которые клинически трудно разделимы, а их проявления искажены и диспропорциональны. Сверхценные образования проявляются в абсолютном непонимании абсурдности своих занятий и высказываний. Занятия отвлеченными проблемами постепенно принимают бо- Глава 4 лее односторонний характер, осуществляются с большой одержимостью. Вместе с тем характерно то, что эти занятия «не обогащают» личность, являясь непродуктивными. Однако типичными сверхценными идеями назвать этот психопатологический феномен нельзя, так как нет единой господствующей идеи, а обычно выявляется сочетание нескольких, часто прямо противоположных. У больных в содержании занятий и высказываний отсутствует строгая система взглядов (субъективная логика доказательств того или иного положения), глубокое понимание проблемы, они находятся под непосредственным влиянием той микросреды, в которой постоянно пребывают. Патологические влечения выражаются в получении удовольствия от унижения окружающих, в подчеркнутом проявлении оскорбительного высокомерия, примитивной гедонистической мотивации своих поступков, стремлении к немедленной реализации расторможенных влечений. Утрированное внимание к своему внешнему виду сочетается с нарциссизмом. Сексуальная расторможенность достигает степени охваченности сексуальными переживаниями. Однако в данном случае приходится говорить не о повышенном сексуальном влечении, а об «инфантильном коллекционировании партнеров», сверхценном стремлении к самоутверждению, жажде власти.
Явления стереотипии выражаются в том, что поведение больных постепенно становится все более бессмысленным и приводит к стереотипным поступкам, что проявляется даже в манере одеваться. В стремлении к оригинальности больные склонны подражать эпатирующим образцам, нередко доводя такое подражание до абсурда, но постепенно неадекватность принимает однообразный характер. Они перестают следить за собой, игнорируя правила личной гигиены, носят одну и ту же одежду. В моторике утрачивается естественность, движения становятся вычурными, стереотипными, изменяется почерк. В дальнейшем действия все больше утра- Основные психопатологические синдромы... чивают смысл, приобретая характер отдельных стереотипии: больные могут часами раскачиваться из стороны в сторону, играть на гитаре, стрелять из игрушечного пистолета в стену, бросать нож в одежду родителей, подолгу перебрасывать одну вещь с руки на руку, и т. п. Такая деятельность лишена элемента заинтересованности, цели. Просьба объяснить свои действия вызывает затруднение. Такие действия приближаются по своему характеру к кататоническим, что позволяет оценивать их как кататоноподобные включения. Однако такой характер поступков касается лишь одной стороны поведения и не характеризует его в целом. Они, как и кататонические являются внешне немотивированными, внезапными и импульсивными, но на самом деле не лишены цели в отличие от кататонических. В основе эмоционально-волевых нарушений лежит извращенность, диссоциация и парадоксальность проявлений. Снижается чувство эмпатии, сострадания, формируется так называемый «моральный дальтонизм». Доминирующими становятся немотивированная жестокость и злобность. Типирование психопатологического состояния как синдрома предполагает существование патологического, продуктивного (позитивного) образования (Снежневский А. В., 1968). На сегодняшний день нет единого подхода к вопросу, к каким расстройствам (негативным или позитивным) относить проявления гебоидного синдрома. Однако в пользу продуктивности данных расстройств говорит вариабельность их проявлений, зависимость от ряда патогенетических факторов, возрастная специфичность, обратимость проявлений. Гебоидный синдром чаще всего рассматривается в рамках подростковой вялотекущей шизофрении, может встречаться как самостоятельный патологический вариант пубертатного криза, может входить в структуру формирующихся психопатий. В последнем случае они элементарнее и характеризуются неполным набором признаков («редуцированный гебо-ид» по Личко А. Е., 1989, Пантелеевой Г. П., 1986). ОБЩАЯ НАРКОЛОГИЯ
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 410; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.236.219 (0.057 с.) |