Модуль II. Феноменологические проявления религии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль II. Феноменологические проявления религии



 

Тема 1. Ранние формы религий. Религиозные культы в первобытном обществе.

Гипотеза «дорелигиозного периода» в истории человечества. Основные концепции происхождения религии: астрально-натуралистическая (мифологическая) (Ш.Дюпюи, М.Мюллер, А.И.Афанасьев); анимистическая (Э.Тэйлор); прамонотеистическая (В.Шмидт); преаминистическая (В.Г.Богораз, Р.Марет, Дж.Фрэзер). Предмет верований – наиболее продуктивный критерий классификации религиозных феноменов. Анимизм- - одухотворение сил и явлений природы. Специфические характеристики анимизма как формы религии. Тотемизм – религия раннего родового общества. Социальные и психологические основы тотемизма. Особенности тотемических представлений и обрядов. Фетишизм – первоначальная форма религиозных представлений. Магия как совокупность приемов непосредственного воздействия человека сверхъестественным образом на материальный предмет. Виды магии. Отражение социальных изменений общественной жизни в ходе дальнейшей эволюции религии (культ семейно-родовых святынь, культ предков, культ вождей, культ племенного бога). Превращение религии в самостоятельный компонент социума.

Основная литература:1,2,3,4,5,

Дополнительная литература: 12,11

 

Тема 2. Этнические или национально-государственные религии.

Специфика национально-государственных форм религии. Индуизм: особенности вероучения и практических предписаний, характеристика основных направлений индуизма (вишнувизм и шиваизм). Трансформация индуизма в 19 веке (Раммохан Рай, Сарасвати). Попытка синтеза ортодоксальных и модернистских положений в учении Рамакришны и Свами Вивекананды (конец 19 века). Место и роль индуизма в современном индийском обществе. Этико-практический характер учения Конфуция. Культ предков – стержень конфуцианской религии. Иерархия социальных отношений в конфуцианстве. Комплекс древнейших верований иранских народов – идейная основа зороастризма. Контрастный дуализм картины мира, светлого и темного начал в зороастризме. Религиозные обязанности последователя зороастризма, истоки формирования общеегипетского пантеона. Земледельческий культ умирающего и воскресающего бога Осириса. Истоки римской религии (культ семейно-родовых духов покровителей, аграрные культы, культ племенных (полисных) богов). Публичный характер почитания богов – главная особенность религии Древнего Рима.

Монотеизм и богоизбранности евреев – главные идеи иудаизма. Влияние религиозных верований Месопотамии. Сакральные тексты иудаизма. Учение о сотворении мира и человека. «Ветхий Завет» и его происхождение. Фидеистическое отношение к слову. Нравственные доктрины иудаизма.

Основная литература:1,2,3,45,

Дополнительная литература: 1,4.,10,12

 

 

Тема 3. Мировые религии: буддизм: прошлое и настоящее.

Исторические условия возникновения буддизма. Ранние буддистские предания об основателе религии Сиддхартхе (Гаутаме). Четыре «благородные истины» и восьмеричный путь уничтожения страданий. Этика раннего буддизма. Монашеская община (сангха). Борьба буддизма и брахманизма. Изменения в вероучении и возникновение двух течений – махаяны и хинаяны. Отличительные особенности махаянистского и хинаянистского вариантов буддизма. Распространение буддизма (Китай, Вьетнам, Япония, Бирма и т.д.). Специфика тибетского буддизма (ламаизма). Современное состояние буддизма и его роль в странах азиатского региона.

Основная литература:1, 2,3,5,

Дополнительная литература: 5, 11.

 

Тема 4. Мировые религии: Христианство: происхождение, особенности вероучения и культа. Нравственные доктрины. Новый Завет

Общественно-исторические условия возникновения христианства. Идейные истоки вероучения и обрядности. Вопрос об историчности Иисуса Христа. Идея греховности и спасения – ядро христианского вероучения. Размежевание с иудаизмом и усиление социального консерватизма христианства (2-3 вв. н.э.). Новый Завет. Борьба различных течений в первоначальном христианстве. Превращение в государственную религию римской империи. Распространение христианства. Причины разделения западной и восточной церквей. Догматические основы православия. Богослужебная практика. Православная церковь в современной России. Специфика вероучения и культа католической церкви. Организационная структура. Социальная доктрина католицизма. Исторические и социальные условия становления протестантизма. Отличительные особенности протестантского вероучения и культа. Дидактические ценности вопросно-ответного изложения: Катехизисы. Основные протестантские церкви и деноминации. Экуменическое движение в современном протестантизме.

Основная литература:1, 2,3,4,5,

Дополнительная литература: 1, 4,5, 6,12,

 

Тема 5. Введение христианства на Руси.

Социально-экономические, политические и идеологические причины крещения Руси. Запад и Восток в борьбе за религиозное влияние на Русь. Роль Византии и Болгарии в христианизации Киевского государства. Этапы возникновения христианства на Руси (9-10 вв.). Официальное крещение Руси в конце 10 века. Распространение новой религии в Восточной и Западной Руси (10-11 вв.). Социально-политические и духовные последствия христианизации древнерусского общества. Православно-языческий синкретизм.

Основная литература:2,5,

Дополнительная литература:1, 4,6.

 

Тема 6. Мировые религии: ислам.

Социокультурный контекст зарождения мусульманской религии. Идейные предпосылки ислама. Проповедь и деятельность пророка Мухаммеда. превращение ислама в идеологию Арабского Халифата. Распространение новой религии. Борьба за власть и раскол ислама на основные направления (суннизм и шиизм). Главные догматы исламского вероучения. Важнейшие обязанности мусульманина. Особенности исламского культа. Причины усиления влияния ислама в 20 веке. Определяющие тенденции эволюции современного ислама.

Основная литература: 1,2,3,4,5,

Дополнительная литература: 2, 5, 10,

 

Тема 7. Современные нетрадиционные религиозные культы.

Феномен нетрадиционной религиозности в духовный кризис современного общества. Нетрадиционные религии – принципиально новый тип религиозной организации. типологические особенности новых культов. классификация религий «нового века». Синкретизация элементов христианской идеологии и восточных религий в вероучении и обрядности неохристианских церквей. Неоориенталистские культы как модифицированные варианты индуизма и буддизма. Синтез древнейших и новейших магических учений, результатов мистической практики в современном оккультизме. Эклектическое сочетание научных положений и мифологии, магической и психотерапевтической техники в современных сайентологических культах. Особенности нетрадиционной религиозности в России.

Основная литература: 1,2,3,5,

Дополнительная литература: 12,11

 

Тема 8. Модернизация религии Религия в современном мире.

Секуляризация как общественный феномен. Современные концепции секуляризации (Р.Белла, М.Вебер, П.Сорокин). Формы проявления и последствия секуляризации на исходе 20 века. Прогностические оценки будущего религии (Э.Дюркгейм, К.Маркс, З.Фрейд). Пределы религиозного плюрализма и компромисса религии с миром. Обновление религии в современном обществе.

Основная литература: 2,3,5

Дополнительная литература: 9,11

 

Тема 9. Свободомыслие в истории современности.

Закономерность процесса возникновения свободомыслия. Социальная основа свободомыслия. Связь свободомыслия с познанием окружающей действительности. Характеристика основных форм свободомыслия (богоборчество, религиозный скептицизм, религиозный индифферентизм, антиклерикализм, атеизм). Богоборчество и скептицизм в культуре древнего мира. Пантеизм и антиклерикализм еретических движений средних веков. Свободомыслие в народной культуре феодального общества. Религиозный индифферентизм и гуманизм в литературе и исторических произведениях. развитие естественнонаучной мысли (Р.Бэкон, У.Оккам). Гуманизм и антиклерикализм искусства эпохи Ренессанса. Критика христианской мифологии мыслителями возрождения (Дж.Ванини, Э.Роттердамский). Философская и естественнонаучная основа свободомыслия Нового времени. Типология свободомыслия 20 столетия: теопозитивизм (Б.Рассел), психоанализ (З.Фрейд, Э.Фромм),атеистический экзистенциализм (Ж.-П. Сартр), секулярный гуманизм (П.Куртц), эволюционный гуманизм (Д.Хаксли), натуралистический гуманизм (К.Ламонт).

Основная литература: 2,3,4,5,

Дополнительная литература: 4, 8,9,11.

 

Тема 10. Проблемы диалога религиозного светского мировоззрений в современном мире.

Глобальные проблемы человечества и духовный кризис современного общества. Диалог как форма бытия культуры. Основные принципы диалога. Выработка эффективных путей решения актуальных проблем развития общества – главная цель диалога. Государство и религиозные объединения, верующие и неверующие – субъекты диалога. Реализация права свободы совести как необходимое юридическое условие обеспечения равноправия сторон диалога. Общечеловеческие ценности – сфера соприкосновения религиозного и нерелигиозного мировоззрений. Конструктивное сотрудничество верующих и неверующих в решении общезначимых проблем – одна из главных предпосылок гражданского согласия и возрождения России.

Основная литература: 2,3,5,

 

3.2.Образовательные технологии преподавания учебной дисциплины.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.237 (0.009 с.)