Модуль1. Онтологические основы религии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль1. Онтологические основы религии



Рабочая программа

3.1. Содержание тем изучения дисциплины согласно тематическому плану

Модуль1. Онтологические основы религии

 

Тема 1. Введение. Предмет истории религии. Религия в системе духовной культуры.

Обоснование необходимости чтения лекционного курса. Задачи курса «история религии». Актуальность изучения теории, истории религии и свободомыслия в современных условиях. Роль религии и свободомыслия в гуманизации современных общественных отношений. Взаимоотношения религии и науки как конструктивный диалог двух ветвей культуры

Основная литература: 2, 3,4

Дополнительная литература: 3,4, 6,.13

Тема 2. Религия как социально-духовная система.

Сложность и многообразие вариантов определений религии. Анализ основных подходов к определению религии: теологического (А.Мень, Р.Отто, П.Тиллих, Х.Кокс), философского (Г.Гегель, К.Маркс), социологического (М.Вебер, Э.Дюркгейм, Т.Парсонс), натуралистического (Р.В.Бэрхоу, Э.О.Уилсон), психологического (У.Джемс, З.Фрейд, Э.Фромм). Религия как исторически закономерный способ духовно-практического освоения действительности. Особенность предлагаемых религией средств преодоления отношений несвободы и зависимости. многоаспектность содержания религиозного отражения мира. Анализ системы факторов детерминации религии: социальных, гносеологических, психологических, антропологических. Многообразие форм религиозного знания.

Основная литература:2,3,4,

Дополнительная литература:3, 4, 6,11

 

Тема 3. Структура религии социальные функции и роль в обществе.

Религиозное сознание, определяемое верой в сверхъестественное - главный элемент религиозной системы. Основные параметры религиозной веры и ее отличие от нерелигиозных типов веры. Наглядная образность и эмоциональность, сосуществование рациональных и нерациональных представлений, функционирование с помощью религиозной лексики – основные характеристики содержания религиозного сознания. Внекультовый и культовый виды религиозной деятельности. Структура культовой деятельности: содержание, предмет, субъект, средства, способы и результат. Религиозные отношения – концентрированное выражение религиозных представлений, чувств и действий. Культовый и внекультовый виды религиозных отношений. религиозные организации – средство функционирование религии в обществе. Культовые и внекультовые религиозные учреждения. Типы религиозных объединений (церковь, секта, деноминация). Анализ социальных функций религии (компенсаторная, мировоззренческая, регулятивная, коммуникативная, интегрирующе-дезинтегрирующая). Сложность и неоднозначность оценки роли религии в истории общества.

Основная литература:2,3,5

Дополнительная литература:3,4,6,11,12

 

Тема 4. Свобода совести как общечеловеческая ценность.

Идея веротерпимости в древности и средние века. Эволюция представлений о свободе совести в эпоху Возрождения и Новое время. Развитие и закрепление в общественном сознании свободы совести в 20 веке. Определение свободы совести. Философский, правовой и экономический аспекты свободы совести. Главные условия реализации свободы совести. Особенности понимания свободы в отношении к религии в истории России. Современное российское законодательство о свободе совести.

Основная литература: 2,3

Дополнительная литература:11,8,9

Основной учебный материал

Основной учебный материал представлен в виде конспета лекционного материала.

 

 

Лекция № 1

Нетрадиционные религии

В современном религиоведении нет разработанной типологии нетрадиционных религий. Хотя предложено ряд классификаций, основанных на особенностях вероучений, обрядовости, организационных форм.

Наряду с неохристианством и неоориентализмом, выделяются неоязычество, синкретические и универсалистские религии, врачевательные и психотерапевтические культы, эзотерические религиозно философские течения, неомистицизм.

 

Нетрадиционные религии, аналогичные современным появились довольно давно, несколько столетий тому назад. Наиболее ранние- известны в Полинезии, у северо-американских индейцев, в Африке, Малайзии, что связывается со столкновением автотехтонной культуры,этнического самосознания, традиционного образа жизни с колониальным угнетением и противодействию миссионерскому внедрению. Как правило, их распространению способстуют эпохи кризисов и общественных потрясений в переломные этапы истории, связанные с изменениями в экономике, политической системе, общего мироощущения человека, сопутствующие этим явлениям- недоверие к официальной идеологии и господствующей религии способствуют распространению новых религиозных движений, обличающих корумпированность церковных институтов и лицемерие властей. Таковыми стали японские секты дзэн и нитирен в средневековом буддизме, которые нашли своих приверженцев в последние годы и в России и среди западных богоискателей. Таковым стал известный у нас Богородческий центр.

 

В западных странах первая волна Нетрадиционных религиозных течений проявилась во второй половине Х1Х века, ее наиболее яркими и известными проявлениями были спиритизм и теософия Блаватской.

Вторая волна, охватила США и Западную Европу в начале 60-х – 70-х годов прошлого столетия.

После развала соцлагеря, разрушения СССР с конца 80-х годов нетрадиционные религии как грибы стали распространяться в Бывшей ГДР, России, Украине, странах СНг и представляют собой типологическое социальное явление.

 

Наиболее сильная обновленческая модальность новых религиозных движений – сакрализация действительности. Здесь мистифицируются не отдельные элементы земной жизни, как в отдельных религиях предыдущего типа, а считается, что вся действительность должна быть проникнута сакральным (священным) началом, чтобы радикально изменилась жизнь людей к лучшему, общества и мира в целом. При этом представления о сакрализации могут быть разными:

- либо упование на сакральный образ жизни, призванный окончательно разрешить проблемы и противоречия существующего мира; здесь доминируют пантеистические воззрения, почерпнутые из традиций индуизма, дзэн-буддизма, тантризма, суфизма (сакральный образ жизни занимает центральное место в вероучениях кришнаизма как преданное служение Господу, такая же новационная тенденция присуща теософии и антропософии Агни-йоге Рерихов, неохристианской Церкви объединения Муна – идея богоцентрированности; для движения Нового века характерно в представление, что наступает рассвет новой формы сознания, что человечество испытывает радикальное спиритуальное изменение, что оно приблизилось к эпохе Водолея, поэтому должны родиться проявления космического сознания, целостного представления неразрывной связи и взаимодействия человека и мира).

-либо надежда на более радикальное средство – божественного спасителя ( речь идет о приходе аватары или о появлении миссии, поскольку собственных усилий простых людей(даже подлинных праведников) недостаточно для спасения мира.Примером является культ Порфирия Иванова – «Победителя Природы и Бога Земли) или мага-наставника у Карлоса Кастанеды.

 

В целом для Н Р характерно преуменьшение этических ценностей(вспомним что А. Швейцер указывал, что «этическом составляет сущность религиозного».

Объективными причинами распространения неоязычества является:

1. потеря доверия к христианскому представлению о трансцендентной природе морально-личностного начала в человеке (все от Бога!)

История иудаизма

Иудаизм – первое в истории мировой культуры проявление теизма. Генетически связан с западно-египетской и шумеро-аккадской мифологией. В 622 г.до н. э. приобретает статус монотеизма. Иудаизм Это и религия, и народ, и культура. Еврейский народ,считается, страдал 2000 лет, не имея пристанищана одной земле, не имея общего языка, но сохраняя сознание общности и единого призвания.

 

История еврейского народа насчитывает около 4-х тысяч лет. Примерно в 2000 г. Авраам с семьей покинул город Ур в Месопотамии и пришел в страну Харран, здесь впервые Авраам увидел своего Бога и говорил с ним, он заключил союз С Богом и был первым евреем., Бог обещал защищать потомков Авраама и дать им во владение богатый Ханаан. Потомки Аврамма попали в рабство в Египет, откуда примерно в 1250 году до н.э. их вывел избранный богом Моисей, которого иудеи почитают как величайшего из пророков. Исходя из Египта, Бог повелел водить народ по пустыне 40 лет, ибо войти на землю обетованную могли только свободные люди. Спустя 7 недель на горе Синай Моисей получил скрижали с 10-ью заповедями и Тору, как свод законов, по которому должны жить правоверные евреи. В иудаизме в качестве канона вводится тезис о богоизбранности еврейского народа, целью которого является совершенство существования мира под «управлением Бога». Т.е. евреи должны привести другие народы к вере в Единого Бога.

 

 

К священным книгам относится три группы книг, составляющих Ветхий Завет - Еврейскую Библию: Тора, Невиим (Пророки), Квитум (Писание). Все вместе они составляют Танах. Центральное место занимает Тора (пятикнижие).

Сложение религиозного канона в иудаизме и христианстве было длительным многовековым процессом. В иудаизме раньше всего была канонизирована самая важная часть Танаха – первые пять книг или Тора. В 5-м веке до нашей эры после возвращения из Вавилонского плена ученый священник по имени Ездра (Эзра), отредактировал тексты пяти книг и объединил их в один сборник (этот порядок незыблемо сохраняется) как книги, написанные пророком Моше. И рассказывает об истории народа, от которого произошли евреи, со времен сотворения мира. Полностью иудейский библейский свод называется Палестинский канон был установлен Ямнинским собором раввинов около 100 г. н.э. Он насчитывает 24 книги, в которые объединены 39 сочинений – настоящая библиотека.

Талмуд - толкование, интерпретация Торы (устная Тора). Ключевой фигурой является Моше (Моисей по Ветхому Завету). Завет трактуется не как воля, а как союзсоюз Бога с народом Израиля. Танах может рассматриваться как самая влиятельная книга в истории человечества: содержание Танах адаптировано христианством в качестве «Ветхого Завета», в исламе - имя Муса (Моше) встречается в Коране более 100 раз.

Иудейский символ веры составил выдающийся еврейский мыслитель средневековья Моисей Маймонид(1135-1204г.г.), автор одного из ранних логико-богословских комментариев к «Торе».

Символ Веры, сформулированный им, состоит из 13 положений. Они признаны кратким сводом основных понятий иудаизма и ежедневно оглашаются после утренней молитвы, в их число входят:

· Единственность Бога;

· Божественность происхождения «Торы»,

· Загробная жизнь.

 

И более всего выражается в библейском стихе из «Второзакония» «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, господь един есть».(Й.Телушкин,1992,354).

Та Тора, которая сегодня читается в синагоге, должна представлять собой свиток и обязательно быть написанной от руки. Свитки Торы хранятся в особом шкафу, т.н. священном ковчеге. Ритуально этот свиток вынимают из ковчега и молящиеся поют при этом из книги пророка Исайи: «Ибо из Сиона выйдет Закон» (т.е. Тора) и слово Господне из Иерусалима». Свиток весит около 10-ти кг, им обносят всех присутствующих, чтобы они видели строки текста при молении. По окончании молитвы его завязывают лентой или поясом (одевают), затем надевают богато украшенный футляр.

 

Характерно, что иудаизм - религия Писания, основная мощь ее обладает созидательной силой Слова. Согласно Библии, мир сотворен десятью речениями Бога, эти десять слов соответствуют Десяти заповедям Божьего закона. Они составляют основу иудейской религии, основу иудейской этики и права. Завет Бога своему народу одновременно и Закон, по которому жил древний Израиль.

В Библии отсутствует абстрактное, всеобъемлющее понятие, адекватное современному значению «этики». В Библии этические требования рассматриваются как требования, предъявляемые Богом человеку, осуществляя тем самым тесную связь между этической и религиозной сторонами(но нетождественными).

Социальная этика

1.Предписание воздерживаться от причинения вреда ближнему и избегать причинять зло слабому.

2. Блюсти правосудие, избегать взяток, грабежа и притеснения.

3. Защищать вдову и сирот.

4. Относиться с сочувствием к рабу

5. Воздерживаться от злословия

6. Кормить голодного и одевать нагого

Общее направление социальной этики было определено пророками, провозгласившими: «Возненавидь зло и возлюби добро и восстанови у ворот правосудие». И «смиренномудренно ходить перед Богом твоим»

 

Обряды

Евреи издавна жили обособленными общинами. Сколько евреев и кто евреи, а кто неевреи, т.е. рожденные от матери-еврейки или обращенные, трудно определить, но поданным 2004 года общее население Израиля составляло:,75 млн. человек, из которых более 80% евреи. Увеличение численности происходило в результате многочисленных иммиграционных волн с 1948 года (алия - исход в Израиль) из европейских общин, более миллиона прибыло из Советского Союза. Население в Израиле остается иммигрантским. 15% голосуют за религиозные партии, но 90% населения соблюдают пост в день Киппура [15]. В США проживает около 6 млн. евреев, из них в Нью-Йорке - 2,5 млн.

Фаллаша – эфиопские евреи, их приблизительно 80 тыс. человек, только в 197774 году их признали евреями, к 1999году последним из них разрешили вернуться в Израиль.

Обряд обрезания как символ «знамением завета между Мною(Богом) и вами «(Бытие,xvii,11)

Шаббат( с вечерапятницы до полуночи субботы) напоминает, что Бог на седьмой день после сотворения мира отдыхал и евреи должны поступать также: не работают, не готовят пищу, не пользуются транспортом).

Пища должна быть кошерной, т.е. соответствующей заповедям Торы: запрещена рыба без чешуи и плавников, нельзя смешивать мясные и молочные продукты и даже готовить их в одной посуде, разрешено есть мясо только парнокопытных животных и т.д.

Праздники

Календарь ведет исчисление от Сотворения мира согласно Библии (так 2000 году соответствует 5760) Рош хашана - Новый Год начинается осенью, в нем 354 дня по лунному календарю, он также называется Йом Хадим

(судный день).

· Пейсах - Пасха – знаменует исход евреев из Египта, начало весны.

· Шавуот – в память дарования Богом 10 заповедей Моисею на горе Синай, праздник первых плодов.

· Пуррим – освобождение евреев о персов, грозивших истребить народ.

· Ханука – в память вторичного освещения иерусалимского храма: отвоевания Иерусалимского храма в 164 году до н.э.- как победы духа над силой. Зажигаются свечи от одной в первый день до восьмой в последний. Как освобождение от греков, которые хотели заставить в одной из деревень заставить евреев поклоняться греческим богам.

Некоторые термины

Небо- обитель Бога

Море – воплощение смертных сил, способных уничтожить человека.

Пустыня- время испытаний, очищения. познания Бога, гора на полупути между небом и землей.

Песнь Песней - книга собраний стихов, славящих страстную любовь мужчины и женщины, приписывается Соломону, в действительности была создана к 5 веку до Р.Х.

Фарисеи – отделивщаяся секта, считали себя лучшими представителями иудейского народа, хранителями истинных религигозных традиций, строгой веры.

Ессеи – секта, удалившаяся на западный берег Мертвого моря, вели полумонашеский образ жизни.

 

Любопытно, что религиозная практика иудаизма с 60-х годов прошлого столетия расширяется, множится число синагог, кошерных ресторанов и магазинов, курсов Талмуда и Торы.(так во Франции, в Париже и его предместьях число синагог с 30 увеличилось до 100, не счесть примеров возвращения к кошерной пище и соблюдению Шаббата, обучению в еврейских школах, центрах.

 

История христианства

 

Христианство представляет наиболее последовательное воплощение теизма, основываясь на Тринитарном догмате о бытии всеблагого, всеведущего и всемогущего Бога как непостижимого, выходящего за пределы человеческого восприятия или трансцендентного миру Абсолюта, единого в трех лицах: единосущность Бога-отца (безначального первоначала), Бога-сына (смыслового и оформляющего принципа - Логоса) и Бога-Святого Духа (животворящего принципа), неслиянных и неразделимых [16]. Бог как личность проявляет в общении с человеком такие нравственные и бытийные свойства как любовь. Подобие этих свойств составляет Образ Божий в человеке.

Ориентация на нездешнее проявляется в процедурах обрядности, что проявляется в феномене «таинств» как приобщения в повседневности сакральным сферам. В частности, крещение рассматривается как изглаживание наследственной греховности, как духовное рождение. Причащение как интимное соединение с Иисусом для вечной жизни через вкушение хлеба и вина, претворенных «в плоть и кровь Христову». Бракосочетание как соучастие в браке Христа с Церковью. Исповедь как покаяние перед Богом, признание своих грехов перед священнослужителем, который отпускает их от имени Христа. Соборование как прошение исцеления души и тела.

В основу христианского ветхозаветного канона положена «Септуагинта» или перевод 70 старцев - греческий перевод Ветхого Завета, выполненный в Ш-П векек до н.э. эллинизированными иудеями в Александрии.

В Септуагианте» было 50 произведений, в нем присутствовали произведения, не включенные в иудейский Ветхий завет. Позже исторически сложились различия в составе ветхозаветного канона между православными, католиками и протестантами. Православные печатают все 50 произведений, но каноническими считают 39, в католическом «Ветхом завете» печатается 46 книг, а протестанты в переводах писания полагаются на иудейский канон из 39 книг.

Новозаветный канон одинаков во всех христианских вероисповеданиях. Новый завет трактуется как новый союз Бога со всеми людьми, осуществленный через Иисуса Христа. Новый Завет и есть христианская Библия.

Раньше всех были признаны каноническими Евангелия, последним – «Откровение Иоанна Богослова» («Апокалипсис»), хотя написано оно было сравнительно рано - 85 г. Его атрибуция апостолу Иоанну, любимому ученику Христа, автору 4-го Евангелия, до сих пор не является общепризнанной.
Христианский канон был принят в 393 году на поместном Гиппонском соборе, утвержден в1546-1563 г.г. на вселенском соборе

Откровение Бога, начатое в Ветхом Завете, завершается в Новом Завете, в виде многоступенчатых композиций сказания в сказании, перехода – передачи Откровения между тремя участниками коммуникации - Триады: Бог - посланник Бога Иисус Христослюди. Реализуется в Священном Писании в виде прямой речи Бога-Отца, Бога Сына и благовествованиях (евангелиях) от Матфея, Марка, Луки, Иоанна о земной жизни и смерти Учителя.

Иисус Христос совмещает всю полноту человеческой и божественной природы.

Нравственная доктрина как деятельность Иисуса идеологическиотражена в Евангелиях:

· Идея Бога как творца мира и нравственного законодателя;

· Идея равенства людей перед Богом;

· Идея любви и милосердия;

· Идея страдания как блага;

· На ранних стадиях развития христианства – отрицательное отношение к собственности.

 

Христианство возникло в 1 веке в восточных провинциях Римской империи, развивая созревшую в иудаизме идею единого Бога, обладателя абсолютной благодати, абсолютного знания, абсолютного могущества. Возникновение и распространение христианства происходило в период глубокого кризиса античной цивилизации, упадка основных ее ценностей. Христианство предлагало путь внутреннего спасения, уход от греховного мира в себя, противопоставляя гедонистическим устремлениям - строгий аскетизм, высокомерию и тщеславию «сильных мира сего» - смирение и покорность, которые будут вознаграждены после наступления Царства Божьего. Христиане считали, что договор (Ветхий завет), заключенный между Богом и одним народом (евреями), был заменен Новым Заветом, заключенным со всеми народами благодаря явлению Христа.

Развитие христианства как мировой религии определило новозаветное равенство перед Богом всех верующих без национальных или языковых границ. В 311 -313 году оно обретает легальный статус, в 324 становится государственной религией при императоре Константине 1. Символом Веры провозглашается известное «Верую». [17]

В 451 году Халкидонский собор принял формулу веры, которой придерживаются почти все христианские церкви:

Обряды

 

1 Православные молятся стоя, преклоняя колени и осеняя себя крестным знамением.

2. Таинства – 7 священнодействий, в которых через какой-то внешний знак верующим зримо или незримо подается Божья благодать: крещение, миропомазание, причащение, Исповедь (покаяние), священство, церковный брак, елеосвящение или соборование.

3.Главное богослужение- литургия – включает молитвы, чтение Библии и главное церковное таинство – Евхаристию (святое причастие).

4. Посты.

5. Православные праздники представляют основные моменты священной истории и несут живое напоминание о земной жизни Христа и Богоматери

Праздники православные

Делятся на великие, средние и малые.

Великие (двунадесятые – двенадцать), среди них:

- Рождество Пресвятой Богородицы ( 4 - 21 сентября )

- Введение Пресвятой Богородицы во Храм ( 4 декабря)

- Благовещение Пресвятой Деве Марии ( 25 марта)

- Рождество Христово ( 7 января)

- Сретенье Господне – принесение Младенца Иисуса во храм ( 2/25 февраля )

- Крещение Христово ( 19 января )

- Пасха – Воскресенье Христа (первое воскресенье после весеннего равноденствия)

- Вознесение Господне ( сороковой день после Пасхи )

-Сошествие Святого духа на апостолов (пятидесятница)

- Преображение Господне( 19 августа)

- Успение Богородицы( 15-28 августа )

- Воздвижение креста Господня( 27 сентября )

 

Лекция №3 Ислам, буддизм

Ключевые слова: Ислам, буддизм, деизм, пантеизм.

Ислам (арабс. Ал-Ислам – предание себя Богу, покорность) иначе мусульманство. Зародился в 7 веке среди арабских племен Западной Аравии. Основателем ислама стал Мухаммад. Жизнь Мухаммада известна по «Сунне пророка»[19].

Ислам воспринял религиозные положения иудейства, христианства, древнейших учений Вавилона, местных культов. Основа - равенство всех верующих перед Божественным законом, подчинение всей жизни верующих религиозным предписаниям (шариату), своду мусульманских законов. Основные источники учения – Коран (весь текст целиком – прямая речь Аллаха, «Слово Божие», данное людям через пророка Мухаммада) и Сунны (предания о жизни и деяниях Мухаммада). Учение характеризуется строгим монотеизмом, отвергая христианские догматы Троицы, боговоплощения и искупления. В Коране упоминаются Адам, Ной, Авраам, Исаак, Давид, Соломон и т.д., в общем, более 20 библейских персонажей, в том числе Иоанн Креститель, Дева Мария, Иисус Христос. Чаще всех более 150 раз упоминается Моисей, обстоятельно излагается его жизнь, в разных местах коранического текста упоминается основные библейские события, например, как Господь говорил с Мусой, пришедшим в священную долину Тува на Синае; Иисус Христос упоминается 40 раз, он занимает уникальное место благодаря своему девственному зачатию и рождению, именуясь Мессией и Словом Божьим, но остается пророком, а не Сыном Божьим, факт его распятия не освещается

Жизнь Пророка

По преданиям и Корану Мухаммад родился приблизительно в 570 году в бедуинской семье, путешествуя с караванами по Ближнему Востоку, встречался с разными многочисленными племенами, знакомился с разными верованиями и традициями. Часто уходил в пещеру на горе Хира и размышлял о многобожии соплеменников, о справедливости, однажды некий посланник Джибрил (архангел Гавриил) явившись к нему, приказал объявить что «Бог един и Создатель всего, который открывается людям». Его жена Хадиджа убедила его покориться новому откровению и нести божественную истину. До смерти к нему приходили откровения. Мусульманская традиция утверждает, что Бог фактически обучал Мухаммада, излагая Откровения в течение 20 лет, поэтапно разворачивая события, описанные в Коране. Но до этого обучения (разворачивания текстов Откровений), весь целиком Коран особенным образом возник в сердце Пророка в самый первый приход посланника.

Пророческую деятельность Мухаммад ибн Абдулла начал в Мекке, с 613 года он убедился в важности и истинности своей миссии и основал небольшую общину из 40 жителей города, помимо его родственников в нее входили рабы, бедняки. В эти годы он стремится установить равенство и справедливость бедных и угнетенных. Читая Коран, он понуждал богачей к обращению в веру, устрашая жестоким осуждением после смерти. Эсхатологические пророчества составляли главную тему его проповедей, он обрел много недругов, особенно, среди власть и богатство имущих. Описание конца света содержат образы, заимствованные из апокалипсической литературы от шумерской, вавилонской вплоть до иудейских и христианских текстов 2-1 веков до н. э.: померкнут звезды и Солнце, сотрясутся горы, закипят моря… В это время утвердилось имя Бога – Аллах. Описываются многолетние деяния Пророка, направленные на создание материнской общины, из которой сформировалось всемирное сообщество мусульман, на проведение многочисленных военных операций, продемонстрировавшие мусульманскую солидарность, противостоящую разрозненности племенных или клановых интересов.

Главное религиозное пророчество - единобожия и Аллаха как Создателя всего сущего - было высказано им в Мекке. В Медине стала складываться общественная организация и юрисдикция «нового порядка», т.е. ислам в Медине приобрел основные черты государственного характера, а Мухаммад как глава государства и военачальник – пользуясь особым покровительством Бога, завещал арабам хранить единство после его смерти, последовавшей в 632г. Глубокие размышления, духовная сосредоточенность – одна из главных заповедей ислама, связана с чтением и осмыслением Корана.

Догматы ислама и вероучения

Догматика ислама проста: есть только один Бог- Аллах, Мухаммад был его посланником-пророком, существуют ангелы и злые духи (джинны), существует божественное предопределение для каждого человека, которому Аллах назначил свою судьбу. Монотеистическая религия была суждена человеку извечно, еще до его сотворения.

Ислам опирается на 5 основных догматов, которые утверждают единство Бога, веру в ангелов, пророчества, священные книги пророков и Коран, а также в наступление Судного дня для всего человечества и в его божественное предопределение.

 

Последняя статья мусульманского исповедания веры самая трудная для понимания. Она говорит о божественном предопределении (аль-кадар):

«Добро его и зло, малость и обилие, начало и конец – все от Аллаха». Но Коран наряду с абсолютным могуществом Аллаха, признает ответственность человека и Божественное прощение: человек достоин снисхождения и милости Аллаха.

Этика ислама

Отличительной чертой этики ислама является ее социальная направленность: предписывается быть справедливым, воздавать за добро добром, за зло злом, быть щедрым, помогать бедным и т.п.

Мусульманскую религиозную науку – теологию в первую очередь развивали юристы, которые привили исламу истинную любовь к закону.

В мусульманской религии насчитывается несколько течений: от крупных (шиизма, суннизма, суфизма) до сект типа ваххабизма или бехаизма.

Сунниты составляют большинство в мусульманском мире – 85%.

Шиитские правовые школы разделились на многочисленнее направления и особого влияния не имеют.

Ваххабизм выступает как ортодоксальное суннитское движение возрождения истинного ислама, пуританского характера, оно отвергает рационализм, мистификацию, модернизм, почитание могил, реликвий и святых

В качестве конкретных норм повседневной жизни для мусульманина обязательны к исполнению так называемые 5 столпов ислама (аркан):

· Исповедание единобожия (нет бога кроме Аллаха)- шахада;

· Ежедневная 5-ти кратная молитва и омовение - салат;

· Ежегодный пост в течение месяца рамадана (9-го месяца по лунному календарю)- аль-сиям. Соблюдение поста накладывает глубокий отпечаток на жизнь мусульман, проявляется общая и личная вера;

· Добровольная очистительная милостыня (от 2до10% с капитала) в пользу бедных, раздача милостыни – закат. «Бог лишит спасения общину, если в ней есть хотя бы один голодный»;

· Хотя бы одно паломничество (хадж) в Мекку и Медину, которое должен совершить правоверный мусульманин. Ислам избрал для паломничества священную территорию Мекки, где стоит священный кубический камень Кааба, поставленный Авраамом и его сыном Исмаилом. Простое паломничество совершается в любое время года, Большое и важнейшее – хадж - происходит в последний месяц арабского лунного календаря. Процесс строго регламентирован (7-кратный обход камня, целый день стоят у горы в долине Арафат, где Пророк Мухаммад в последний год своей жизни обращался прощально проповедью, заклание жертвенного животного, после чего можно стричься и прощальный круг вокруг камня).

За 3-4 столетия ислам превратился в развитую систему религиозности, в систему права, государственной этики и эстетики, семейной, бытовой регламентации. В течение жизни, с рождения до смерти, мусульманина сопровождают ритуалы от обрезания, но без религиозного смысла как у иудеев как знак заключения союза с Богом, до брака и рождения детей как обязанности. Мусульманин может жениться на разных женщинах (еврейках, христианках), а мусульманка только на мусульманине, чтобы ее потомки влились в русло ислама.

Шариат – это прежде всего духовный путь, а потом уже система правовых норм в отношении нарушителей, норм, которые не жестко регламентированы, а выбираются из толкований Корана, текстов Сунны, первых великих юридических трактатов ислама.

Столетия мусульманская мысль носила характер оборонительный, апологетический характер. Во многих странах есть мусульмане –интеллектуалы, которые исследуют исламское наследие с научной точки зрения: лингвистической, критико-исторической, социологической. В настоящее время в исламском мире происходит политизация ислама, в том числе и революционного толка.

Ислам - одна из крупнейших, влиятельных мировых религий - насчитывает более 1,3 млдр. приверженцев.

Некоторые термины

Ислам – покорность Богу.

Медресе - коранические школы.

Джихад – внутренняя борьба мусульманина со своими страстями, оборона исламских земель, священная война.

Аятолла - отмеченный Богом - религиозный вождь.

Сура - одна из 114 глав Корана.

Сунна – предание о жизни и делах Пророка и его соратников, которое служит образцом поведения.

Хадис – предания о словах поступках Пророка.

Халяль – разрешенное божественным законом.

 

 

Планы семинарских, практических занятий

Семинарские и практические занятия являются креативной составляющей учебного процесса как развивающие и углубляющие основные положения программной тематики дисциплины. Кроме того они позволяют студенту проявлять личную инициативу, участвовать в учебном процессе в качестве активной составляющей. Основываясь на этом принципе, разработаны следующие планы занятий. Преподавателю и студентам предлагается выбрать из предложенных разработок семинарских занятий интересующие их направления в соответствии с тематическим планом

Семинар 1. Религия как социальное явление. Религия в современном мире.

Вопросы для обсуждения:

1.История религий как наука. Основные понятия и категории.

2. Религия и мировоззрение. Формы религиозного мировоззрения (политеизм, монотеизм, деизм, пантеизм и др.)

3. Религия как феномен культуры. Религия и вопросы смысла жизни.

4. З. Фрейд о религиозной иллюзии. Э. Фромм

 

Рекомендованная литература:

1. Основы религиоведения.Учебник. / Под ред И.Н. Яблокова-М.,2004,т.1 стр. 48-109.

2. Радугин А. А. Введение в религиоведение. История и современные религии.-М.,2004.

3. Хеллер М. Творческий конфликт. О проблеме взаимодействия научного и религиозного мировоззрения. -М.,2005.

4. Фрейд З..Вопросы общества и происхождения религий.- М.,2008.

5. Фромм Э. Иметь и быть.-М.,2007

Искусство любить. –М.,2009

Психоанализ и религия.- М.,2010

 

 

Семинар 2.

Задание.

Рассмотрите и интерпретируйте следующие прегрешения человеческие, подумайте, как можно бороться с ними, проиллюстрируйте на примерах современного мира, исходя из постулата «Грех зарождается в глубинах человеческих чувств и захватывает эмоциональную сферу нашего бытия».

Праздность и лень

- Праздность как владычество над человеком идеи пустоты, духовной лености.

- Лень как болезненное состояние воли, при котором человек не способен фокусировать и дисциплинировать свои мысли, быть господином своих желаний, управлять течением своей жизни.

Уныние и отчаяние

-Уныние как расслабление души, изнеможение ума.

- Отчаяние – как потеря контроля над собой вплоть до свершения самых страшных и непоправимых деяний.

Любоначалие

- Похоть власти.

Гордыня и зависть

1. Гордыня как превозношение себя как источник и первопричина всего того доброго, что происходит с ним в жизни. Из гордости порождаются все другие пороки.

2. Зависть как скорбь по благополучию ближнего, следовательно, следствие гордыни. (помните - каждый неповторим и уникален, мир велик и необъятен, и каждому уготовано в нем определенное место). Творите добро.

Ложь

1.Человек обретает склонность к неправде по мере взросления. Отцом лжи является диавол.

2.Ложь как средство борьбы с другими людьми, умышленно и сознательно употребляется, чтобы другим стало плохо.

3. Лживый непоправимо повреждает внутреннюю целостность.

 

Гнев и злоба

1.Порок гнева являет нам безобразие греха, он превращает человека в безумца.

2. Злоба рождается под влиянием неутихающего гнева, и наш внутренний мир начинает деградировать и видоизменяться.

 

И



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 474; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.140 (0.145 с.)