Цели обучения говорению в монологической форме 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели обучения говорению в монологической форме



 

Конечные цели для 4-го класса Некоторые промежуточные цели и задачи Предпосылки, необходимые для реализации промежуточных целей  
Уметь стро­ить связное вы­сказывание в рамках сле­дующих тем, отражающих указанные сфе­ры общения: 1. In der Schu-le. 2. Zu Hause. 3. WirsindPio-niere.   Научиться: 1) сочетать друг с другом речевые о.б-разцы в соответствии с КЗ «сообщить информацию», «описать явление» на осно­ве определенной последо­вательности: называние предмета, качества, дейст­вия и т. д.; 2) несколькими фразами отвечать на вопрос о прочитанном или услы­шанном, как бы пересказы­вая его содержание, давая ему оценку; 3) описывать картины, предметы по об­разцу, данному учителем с целью воздействовать на собеседника; 4) составлять высказывание по аналогии с прослушанным или про­читанным: а) с опорой на вопросы, краткий план (в форме словосочетаний); б) без опоры; 5) выражать свое мнение, оценку, обос­новывая его с помощью двух-трех фраз   Знание предмета высказывания. Зна­ние лексики и речевых образцов, а так­же некоторых сведений по грамматике и фонетике, необходимых для понима­ния материала темы и оформления вы­сказывания по этой теме в соответствии с поставленной КЗ. Умение переносить приобретенные знания, навыки, умения на несколько иные, но сходные ситуа­ции, задаваемые с помощью аудио­визуальных средств наглядности или вербально. Умение распознавать реа­лизуемую говорящим КЗ и воспроиз­водить заданный образец высказыва­ния. Владение оценочными репликами типа: Meiner Meinung nach... Ich liebe... Das freut mich.  

 

Для высшего уровня обученности характерна полнота высказы­вания по теме в соответствии с поставлеными КЗ, использование всех возможных языковых средств, логичность, определенная ком­бинационная гибкость: умение осуществлять перенос знаний, навы­ков, умений в новые условия, в частности, сочетать материал из разных источников (текстов), решая определенную КЗ.

Для низшего уровня обученности характерен преимущественно репродуктивный (воспроизводящий) характер высказывания, от­сутствие комбинационной гибкости, недостаточная грамотность и полнота высказывания.

 

Таблица 3

Цели обучения чтению

Конечные цели для 4-го класса Некоторые промежуточные цели и задачи Предпосылки, необходимые для реализации промежуточных целей  
1. Уметь по­нять на слух информацию, передаваемую с помощью не­сложного ино­язычного тек­ста, построен­ного в основ­ном на знако­мом языковом материале и от­носящегося к тем же основ­ным сферам общения. 2. Уметь вы­ражать свое понимание в требуемой фор­ме   Научиться: 1) понимать на слух речь учителя по ве­дению урока; 2) понимать связный текст в произнесе­нии учителя или диктора, расчленяя поток иноязыч­ной речи и опознавая зна­комые языковые средства (слова, целые фразы); 3) мысленно выделять сре­ди знакомых элементов зна­чимые; 4) догадываться о значении отдельных незна­комых слов по их созвучию с русским языком, по знако­мым компонентам (напри­мер* корню), по контексту. Научиться оперативно ре­агировать на помехи   Понимание лексики обихода. Знание учащимися языкового материала (лек­сики, речевых образцов) по определен­ной теме. Умение его произносить и воспринимать на слух. Умение, в част­ности, узнавать на слух знакомые лек­сические единицы не изолированно, а в сочетании с другими единицами. Зна­ние в общем плане предметного со­держания сообщения. Умение: 1) от­делять главное от второстепенного; 2) вычленить на слух среди знакомых элементов текста незнакомые (глав­ным образом интернационализмы); 3) пользоваться в процессе прослуши­вания сигнальными картами (зеле­ный — понял, красный — стоп, не по­нял); 4) выбрать из ряда предложе­ний те, которые соответствуют или не соответствуют содержанию текста; 5) отвечать на вопросы по тексту, придумывать заголовок к нему, кратко передающий смысл текста  

Для высшего уровня обученности аудированию характерна реа­лизация этих целей при однократном прослушивании текста, для низшего уровня обученности — при трех- или двукратном прослу­шивании.

Таким образом, на первом году обучения имеет место ограниче­ние целей по линии решаемых КЗ, хотя в целом представлены все функции общения: познавательная, регулятивная, ценностно-ориентационная и конвенциональная, но в минимизированном виде.

Традиционно на первом году обучения в наибольшей мере предус­матривалась реализация познавательной функции, а выражение мне­ния, оценка (ценностно-ориентационная функция) относились на следующие годы обучения. Однако в соответствии с требованиями реформы школы о повышении качества обучения речь учащихся должна быть не академичной (формальной), а личностно-заостренной, индивидуализированной. Этому будет способствовать постанов­ка соответствующих КЗ и овладение оценочными репликами-клише (см. схемы 4 и 5).

 

 

Таблица 4

Цели обучения чтению

Конечные цели для 4-го класса Некоторые промежуточные цели и задачи Предпосылки, необходимые для реализации промежуточных целей  
1. Владеть техникой чте­ния вслух и пол­ностью понимать читаемое, т. е. чтение с пол­ным понимани­ем при одно­временном оз­вучивании тек­ста в громкой речи. 2. Осущест­влять постепен­ный переход к чтению про се­бя. 3. Уметь вы­ражать свое понимание в требуемой фор­ме   Научиться: 1) соотносить графический образ слов со звуковым; 2) озвучивать предложения, построенные на полностью знакомом ма­териале, в соответствии с известными правилами чте­ния; 3) «выразительно» чи­тать вслух, соблюдая ос­новные правила произноше­ния (в частности, интониро­вания), связный текст, по­строенный на полностью знакомом материале, при­ближаясь к скорости чтения на родном языке; 4) читать и понимать текст, содержа­щий и некоторые незнако­мые элементы (интернаци­ональные слова, знакомый корень слова в сочетании с незнакомым суффиксом и т. п.); 5) осуществлять работу над текстом в целях запечатления его основного содержания, формирова­ние отношения к нему: де­лить текст на смысловые ча­сти, находить нужную ин­формацию в тексте, оцени­вать ее; правильно / непра­вильно, нравиться / не нра­виться и т. п. Научиться: 1) читать и понимать текст, не уделяя специальное внимание его озвучиванию в громкой ре­чи; 2) концентрировать внимание на выявлении его смысла, реализуемой с его помощью КЗ. Научиться отвечать на вопросы по тек­сту, самостоятельно зада­вать вопросы в связи с ним; подбирать подходящий по смыслу заголовок; выби­рать из данных предложе­ний подходящие по содер­жанию и т. п.   Знание букв, умение их писать и чи­тать (озвучивать). Знание основных особенностей произношения отдельных звуков, сочетаний звуков, звуков в раз­ных позициях, ударения в слове и фразе. Знание основных правил орфо­графии и правил чтения. Умение про­изводить звуко-буквенный анализ, ис­пользовать для этого разрезную азбу­ку. Знание основных интонационных моделей в рамках изученных речевых образцов. Знание основных граммати­ческих признаков слова и умение, на­пример, отличить существительное от глагола. Умение зрительно опознавать известный языковой материал и пони­мать смысл текста в целом. Умение вы­делить в тексте наиболее существен­ное, логически правильно ставить уда­рение. Умение читать текст за опреде­ленное время. Умение применять пра­вила чтения к незнакомому материалу (умение осуществлять перенос), дога­дываться о значении незнакомого слова на основе его сходства с родным, по контексту, по знакомым компонен­там слова. Знание некоторых словооб­разовательных элементов (например, суффиксов). Владение некоторыми оценочными клише. Умение находить значение слова в словаре. Умение постепенно осуществлять перенос зна­ний, навыков и умений в чтении вслух на чтение про себя путем чтения впол­голоса, шепотом с выраженными рече-движениями и движениями карандаша по строчкам. Умение опираться на на­выки и умения говорения в диалоги­ческой и монологической форме, осу­ществляя содержательный и смысло­вой поиск. Умение использовать коди­рование (цифровое, знаком +, —), осуществляя смысловой выбор  

 

 

Высший уровень обученности характеризуется овладением всеми навыками и умениями при скорости чтения, приближающейся к чтению на родном языке. Низший — замедленным темпом чтения, недостаточно сформированными механиз­мами антиципации, языковой догадки.

 

Таблица 5

Цели обучения письму

Конечные цели для 4-го класса Некоторые промежуточные цели и задачи Предпосылки, необходимые для реализации промежуточных целей  
1. Владеть техникой пись­ма. 2. Владеть элементарными основами пись­менной речи. 3. Уметь со­ставить письмо по образцу   Научиться: 1) писать бук­вы; 2) списывать слова и предложения;- 3) писать (письменно фиксировать) знакомые слова, предложе­ния, не опираясь непосред­ственно на образец; 4) опи­сывать связный текст, а также текст с пропусками. Научиться письменно составлять вопросы, отве­чать на них, фиксировать свое краткое высказыва­ние: в виде подписей к кар­тинкам и т. п. Научиться составлять пи­сьмо, используя данное об­ращение и концовку   Знание начертания букв и букво­сочетаний немецкого языка. Умение со­относить звуки с этими буквами и буквосочетаниями. Знание орфогра­фических правил. Умение производить звуко-буквенный анализ. Знание гра­фического образа знакомых слов. Уме­ние воссоздать его по данным компо­нентам. Владение навыками письма и эле­ментарными умениями письменной речи. Знание форм обращения, умение выб­рать нужные для конкретной ситуации. Умение комбинировать материал  

Высший уровень обученности характеризуется овладением всеми указанными навыками и умениями при скорости письма, прибли­жающейся к индивидуальной скорости письма на родном языке. Низ­ший — замедленным темпом письма, непрочными орфографически­ми навыками, осуществлением действий главным образом репро­дуктивного плана.

Однако ограничение качественных характеристик целевых деятельностей связано не только с ограничением числа КЗ, но и с огра­ничениями в плане лексического оформления речи, гибкости ее меха­низмов, вариативности.

На качественных характеристиках речи отражается и миними­зация ее предметно-содержательного плана, а именно: отбора для первого года обучения всего трех тем и относительно узкого круга ситуаций общения. Как известно, программа предусматривает как для начальной, так и средней ступеней обучения главным образом темы, связанные с нашей действительностью. Думается, что увели­чение удельного веса страноведческой информации могло бы спо­собствовать развитию познавательного интереса учащихся, их ком­муникативной мотивации, повысило бы образовательную ценность обучения ИЯ.

Что касается количественных ограничений (они не отражены в таблицах), то они зафиксированы в нормативах, данных в программе. Речь идет об объеме активного словаря, отборе грамматических явлений, объеме устных высказываний и текстов для чтения и аудирования.

Но, помимо этих ограничений, на первом году обучения имеет место отбор материала по степени трудности.

Для немецкого языка из-за его объективной сложности здесь не все может быть решено однозначно.

Как быть, например, с многочисленными сложными словами, столь характерными для немецкого языка, которые считаются трудными для учащихся?

Думается, что в силу их типичности определенное их количество может быть усвоено уже на первом году обучения.

А как быть с немецкими временными формами, трудными как

с точки зрения формообразования, так и их употребления?

Существуют исследования, обосновывающие целесообразность их почти одновременного освоения, например: Prasens, Perfekt и Futurum уже на первом году обучения. И это, несомненно, способство­вало бы интенсификации обучения.

Но в соответствии с требованиями программы в действующей системе обучения немецкому языку предусмотрено их последователь­ное освоение, растянутое на два года, вместе с тем подсказывается возможность вариативного решения этой проблемы (см. перерабо­танный вариант «Книги для учителя» к учебнику 4-го класса.

Формально эти требования программы соотносятся с требования­ми реформы школы об устранении перегрузки программ и учебников и нормализации учебной нагрузки школьников.

Но как обстоит дело с действительной психической нагрузкой школьников? Где она больше, там, где ученик путем длительной однообразной тренировки осваивает одну форму, или там, где

путем противопоставления осваиваются сразу две-три формы?

Попробуем с помощью таблиц 6 и 7 показать, что нового привносится в цели и частично содержание обучения от класса к классу.

Итак, динамику в развитии речевых умений учащихся на средней ступени можно описательно сформулировать следующим образом:

применительно к говорению ученик идет от относительно жестко регламентированной, в известной мере свернутой (лаконичной) речи к менее регламентированной, вариативной, развернутой, сочетая ре­продукцию и продукцию;

применительно к чтению и аудированию его путь от полного пони­мания крайне облегченного текста, воспринимаемого зрительно или на слух, к развитию умений преодолевать помехи и, наконец, пони­манию хотя бы основного содержания относительно сложного текста и использованию при этом приобретенных умений по преодолению помех.

 

Таблица 6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.110.169 (0.019 с.)