Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цели обучения говорению в монологической форме
Для высшего уровня обученности характерна полнота высказывания по теме в соответствии с поставлеными КЗ, использование всех возможных языковых средств, логичность, определенная комбинационная гибкость: умение осуществлять перенос знаний, навыков, умений в новые условия, в частности, сочетать материал из разных источников (текстов), решая определенную КЗ. Для низшего уровня обученности характерен преимущественно репродуктивный (воспроизводящий) характер высказывания, отсутствие комбинационной гибкости, недостаточная грамотность и полнота высказывания.
Таблица 3 Цели обучения чтению
Для высшего уровня обученности аудированию характерна реализация этих целей при однократном прослушивании текста, для низшего уровня обученности — при трех- или двукратном прослушивании.
Таким образом, на первом году обучения имеет место ограничение целей по линии решаемых КЗ, хотя в целом представлены все функции общения: познавательная, регулятивная, ценностно-ориентационная и конвенциональная, но в минимизированном виде. Традиционно на первом году обучения в наибольшей мере предусматривалась реализация познавательной функции, а выражение мнения, оценка (ценностно-ориентационная функция) относились на следующие годы обучения. Однако в соответствии с требованиями реформы школы о повышении качества обучения речь учащихся должна быть не академичной (формальной), а личностно-заостренной, индивидуализированной. Этому будет способствовать постановка соответствующих КЗ и овладение оценочными репликами-клише (см. схемы 4 и 5).
Таблица 4 Цели обучения чтению
Высший уровень обученности характеризуется овладением всеми навыками и умениями при скорости чтения, приближающейся к чтению на родном языке. Низший — замедленным темпом чтения, недостаточно сформированными механизмами антиципации, языковой догадки.
Таблица 5 Цели обучения письму
Высший уровень обученности характеризуется овладением всеми указанными навыками и умениями при скорости письма, приближающейся к индивидуальной скорости письма на родном языке. Низший — замедленным темпом письма, непрочными орфографическими навыками, осуществлением действий главным образом репродуктивного плана. Однако ограничение качественных характеристик целевых деятельностей связано не только с ограничением числа КЗ, но и с ограничениями в плане лексического оформления речи, гибкости ее механизмов, вариативности.
На качественных характеристиках речи отражается и минимизация ее предметно-содержательного плана, а именно: отбора для первого года обучения всего трех тем и относительно узкого круга ситуаций общения. Как известно, программа предусматривает как для начальной, так и средней ступеней обучения главным образом темы, связанные с нашей действительностью. Думается, что увеличение удельного веса страноведческой информации могло бы способствовать развитию познавательного интереса учащихся, их коммуникативной мотивации, повысило бы образовательную ценность обучения ИЯ. Что касается количественных ограничений (они не отражены в таблицах), то они зафиксированы в нормативах, данных в программе. Речь идет об объеме активного словаря, отборе грамматических явлений, объеме устных высказываний и текстов для чтения и аудирования. Но, помимо этих ограничений, на первом году обучения имеет место отбор материала по степени трудности. Для немецкого языка из-за его объективной сложности здесь не все может быть решено однозначно. Как быть, например, с многочисленными сложными словами, столь характерными для немецкого языка, которые считаются трудными для учащихся? Думается, что в силу их типичности определенное их количество может быть усвоено уже на первом году обучения. А как быть с немецкими временными формами, трудными как с точки зрения формообразования, так и их употребления? Существуют исследования, обосновывающие целесообразность их почти одновременного освоения, например: Prasens, Perfekt и Futurum уже на первом году обучения. И это, несомненно, способствовало бы интенсификации обучения. Но в соответствии с требованиями программы в действующей системе обучения немецкому языку предусмотрено их последовательное освоение, растянутое на два года, вместе с тем подсказывается возможность вариативного решения этой проблемы (см. переработанный вариант «Книги для учителя» к учебнику 4-го класса. Формально эти требования программы соотносятся с требованиями реформы школы об устранении перегрузки программ и учебников и нормализации учебной нагрузки школьников. Но как обстоит дело с действительной психической нагрузкой школьников? Где она больше, там, где ученик путем длительной однообразной тренировки осваивает одну форму, или там, где путем противопоставления осваиваются сразу две-три формы? Попробуем с помощью таблиц 6 и 7 показать, что нового привносится в цели и частично содержание обучения от класса к классу. Итак, динамику в развитии речевых умений учащихся на средней ступени можно описательно сформулировать следующим образом: применительно к говорению ученик идет от относительно жестко регламентированной, в известной мере свернутой (лаконичной) речи к менее регламентированной, вариативной, развернутой, сочетая репродукцию и продукцию; применительно к чтению и аудированию его путь от полного понимания крайне облегченного текста, воспринимаемого зрительно или на слух, к развитию умений преодолевать помехи и, наконец, пониманию хотя бы основного содержания относительно сложного текста и использованию при этом приобретенных умений по преодолению помех.
Таблица 6
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.110.169 (0.019 с.) |