Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Каковы существенные подходы к проблеме периодизации школьного курса обучения ИЯ?
На какие этапы (ступени, стадии) раскладывается весь курс обучения ИЯ в общеобразовательной средней школе? Следует сказать, что проблема периодизации обучения ИЯ решается в научной литературе неодинаково. Большинство исследователей выделяют три стадии (ступени) обучения: начальную — 4-й, 5-й (или 5-й и б-й) классы, среднюю — 6-й и 7-й (или 7-й и 8-й) классы и завершающую— 9-й и 10-й (или 10-й и 11-й) классы (112, с. 170). Однако в связи с периодизацией курса обучения ИЯ возникает целый ряд проблем. Если учитывать главным образом возрастные и в целом преимущественно психологические особенности школьников, то выделение указанных выше трех ступеней вполне правомерно. Если же в большей мере ориентироваться на особенности обучения именно ИЯ как учебному предмету, то, вероятно, более плодотворной была бы иная периодизация, хотя и тут возможны варианты. Например: I ступень — 4-й (или 5-й) класс, т. е. первый год обучения, II ступень — 5, 6, 7-й (или 6, 7, 8-й) классы и III ступень — 8, 9, 10-й (или 9, 10, 11-й) классы. Или: младшая ступень — 4 — 7-й (5—8-й) классы и старшая ступень — 8—10-й (9—10-й) классы. В первом варианте подчеркивается особая важность первого года обучения, задача которого заложить исходный фундамент всего курса обучения. Во втором варианте подчеркивается принципиальная общность системы обучения в тех ее звеньях, где идет интенсивное накопление иноязычного материала, т. е. в 4—7-м (5—8-м) классах, и мысль о существенном отличии от них старшей ступени, где такого активного накопления уже нет. Думается, что в теоретическом плане этот вопрос еще ждет своих исследователей. Основываясь на том, что начальный этап — это «относительно завершенный цикл или период обучения, выделяемый в отношении обучения в целом, обеспечивающий выполнение конечных целей обучения на самом элементарном уровне, т. е. возможности общения в избранной форме, в избранном круге ситуаций избранной сферы общения» (76, с. 26), примем тот вариант периодизации, где первый год обучения выделяется в отдельную ступень. Именно уже на первом году обучения должна быть сформирована самая элементарная способность осуществлять иноязычное общение или в иных терминах — элементарная коммуникативная компетенция. К элементарной коммуникативной компетенции 3. В. Корнаева (53) относит следующие умения: 1) понять условия общения и свою роль (и, добавим мы, цель общения, т. е. коммуникативную задачу); 2) вступать в контакт, завязать разговор; 3) стимулировать партнера на высказывание; 4) адекватно и быстро отреагировать на его высказывание; 5) завершить разговор в соответствии с логикой общения.
Эти умения были выделены применительно к овладению диалогической речью, которая включает в себя и самое элементарное монологическое высказывание. Как отмечает 3. В. Корнаева, «это минимум обобщенных коммуникативных умений, без которого деятельность общения вообще не может состояться» (там же, с. 19). Имеется в виду устно-речевое общение. А что составляет минимум обобщенных коммуникативных умений применительно к чтению и аудированию? Вероятно, можно в первом приближении назвать следующие умения: 1) осознать поставленную КЗ и ориентироваться на планируемый результат ее решения; 2) понять воспринимаемый зрительно или на слух текст, построенный главным образом на знакомом речевом материале; 3) догадаться о значении отдельных незнакомых слов, созвучных словам русского языка; 4) сделать на основе воспринятого умозаключение о его смысле (принять смысловое решение — по И. А. Зимней), т. е. определить, понял/не понял, а также свое отношение к прочитанному: интересно / неинтересно, ново / неново, нужно / не нужно, и возможности дальнейшего использования извлеченной информации в других видах РД или разных видах познавательной, предметно-трудовой, игровой деятельности. Не трудно заметить, что выделенные умения выведены из основных функций иноязычного общения и соотнесены с обобщенными конечными КЗ применительно к обучению рецептивным видам РД (см. схемы 4 и 5). Таким образом, начальная ступень, как эмбрион, должна содержать в зародыше самые основные и существенные черты того, что мы хотим получить на выходе обучения, но только в самом минимизированном виде. (Последнее положение будет подробнее рассмотрено ниже.) Подчеркнем, что при выделении ступеней обучения представляются значимыми не только психологические и психолингвистические факторы, но также и собственно методические: объем и характер языкового и речевого материала и действий с ним, подлежащих усвоению, особенности условий обучения и т. п.
Есть, например, основание считать, что с этих позиций у учащихся первых трех-четырех лет обучения (5—7-й или 6—8-й классы), несмотря на их возрастные различия, применительно к обучению ИЯ есть больше объединяющих их признаков, чем разъединяющих. На этом основании в данной главе будут рассмотрены особенности обучения на начальной ступени, т. е. на первом году обучения, а также на средней ступени, которая тесно взаимосвязана с первой и является ее продолжением и развитием. Поскольку в создании УМК по немецкому языку для 4—6-х классов участвовала А. А. Голотина, хочу отметить ее большой вклад в практическую разработку многих из рассматриваемых здесь проблем.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.142.128 (0.004 с.) |