Учебно-тренировочная работа в секции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебно-тренировочная работа в секции



В некоторых футбольных секциях существовало мнение, что, так как футбольный сезон длится не более 5—6 месяцев, а остальная половина года—зимнее время, то секция должна работать только полгода. Однако совершенно очевидно, что полугодовая бездеятельность приводит к потере спортивной формы. Ежегодно, с наступлением нового сезона, игроки, бездействовавшие зимой, стараются путем тренировок и соревнований восстановить прошлогоднюю спортивную форму, но достигнуть этого им удастся только к середине футбольного сезона или еще позже. Лишь после этого игроки получали возможность повышать класс игры.

Очевидно, что чем раньше восстанавливается спортивная форма, тем больше времени остается для дальнейшего совершенствования.

Чтобы быстрее восстановить спортивную форму и повысить класс игры, следует проводить учебно-тренировочную работу круглый год.

Учебно-тренировочная работа разбивается на 3 периода:

1. Подготовительный, который охватывает: а) зимнюю подготовку, б) предсезонную подготовку, в) первые выходы на поле.

2. Основной период — соревнования, т. е. так называемый футбольный сезон.

3. Переходный период, начинающийся глубокой осенью, после окончания сезона, — до начала зимы.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Зимняя подготовка

Очень многие футболисты с наступлением зимы переходят в хоккейную, лыжную, баскетбольную и другие секции. Но бюро футбольной секции не должно терять из виду своих игроков. Их обязательно надо привлекать к специальной подготовке по футболу не реже одного раза в неделю.

Для игроков, не переключившихся на занятия в другие секции, проводят занятия не реже двух раз в неделю (лучше 3 раза). Эти занятия строятся по типовой (государственной) программе для спортивных секций, имея ввиду подготовку и сдачу норм комплекса ГТО.

Занятия эти проводят для того, чтобы сохранить и развивать качества, необходимые футболисту. В начале зимы все внимание должно быть обращено на лыжную подготовку. Однако, после 5—6 занятий подряд по лыжам, постепенно включаются занятия в гимнастическом зале. После сдачи норм по лыжам, количество занятий в зале, т. е. по специальной подготовке футболистов, увеличивается. Однако эти занятия не должны исключать и лыжную подготовку. Она продолжается с целью дальнейшего совершенствования. Например, если в декабре и январе из 10—12 занятий в месяц 7—8 отдавалось лыжам, то после сдачи норм, в феврале, 7—8 занятий надо уделять специальной подготовке футболистов в гимнастическом зале, а З—4 занятия — лыжам. Футбольные секции, в распоряжении которых нет зала, должны распределить всех своих игроков по другим секциям, в первую очередь хоккейной, баскетбольной, лыжной и рукопашного боя.

В задачи специальной зимней подготовки входят: а) физическая подготовка; б) техническая подготовка; в) тактическая подготовка (частично); г) теоретическая подготовка.

Совершенно очевидно, что в полной мере подготовить игрока в зале невозможно. Однако зимняя работа позволяет сохранить и даже развить некоторые качества, необходимые игроку. Получив за зиму возможную в это время года подготовку, футболисты с выходом на поле быстро восстанавливают все необходимые для игры качества.

Средствами зимней подготовки являются: а) специальные упражнения гимнастического типа, б) ходьба и бег, в) прыжки, г) метания, д) упражнения с мячом.

Ходьба и бег проводятся в начале урока с целью разогреть занимающихся (так называемая разминка). Занятия начинаются почти всегда со спокойной ходьбы, темп которой постепенно повышается. На ходу проводят различные видоизменения ходьбы; она может сопровождаться разными движениями рук, ног и туловища. Постепенно ходьба переходит в бег, который тоже должен быть разнообразным.

К занятиям бегом можно возвратиться и после специальных упражнений. В этих случаях скорость и дистанция бега будут большими, чем во вводной части урока. Во время бега следует время от времени делать рывки. Наконец, в заключительной части занятия проводят мерный бег, постепенно замедляющийся, переходящий в ходьбу.

Специальные гимнастического типа упражнения, включаемые в занятия с футболистами, проводятся во второй части урока.

Продолжительность этой части — 25—35 мин. (смотри указания к составлению и проведению урока).

В первых занятиях количество упражнений и интенсивность их выполнения должны быть невелики. Постепенно, с каждым занятием, не увеличивая времени, отводимого на специальные упражнения, их объем увеличивают. Перерывы для отдыха между упражнениями уменьшают с таким расчётом, чтобы постепенно дойти до почти беспрерывного выполнения упражнений. Беспрерывное проведение упражнений возможно только при правильном их чередовании, дающем возможность отдыхать тем группам мышц, которые интенсивно работали в предыдущем упражнении и нуждаются в отдыхе. Например, после упражнений в приседаниях будет правильным непосредственный переход к упражнениям для мышц рук.

Как правило, упражнения, связанные с резкими маховыми движениями, упражнения силовые и на растягивания, проводят лишь после того, когда занимающиеся уже хорошо разогрелись.

В каждом занятии проводят упражнения, общие для всех занимающихся, и, кроме того, специальные упражнения с учётом индивидуальных особенностей отдельных игроков. После 20 — 25 минут общих упражнений для всех, отводят 5—10 минут упражнениям на выправление недочетов в физическом развитии того или другого игрока. Например, если у игрока слабо развиты икроножные мышцы, то для него подбирают специальные упражнения, которые он и проводит после общих упражнений для всей группы занимающихся.

Такими индивидуальными специальными упражнениями должны быть охвачены все занимающиеся.

Упражнения не следует часто менять. Подновлять комплекс упражнений следует в каждом занятии на 15—20°.

П р ы ж к и, связанные с преодолением малых препятствий (например, гимнастической скамейки), проводят на бегу «потоком», один за другим. Прыжки в длину и в высоту в зале желательно проводить при наличии у занимающихся резиновых туфель. Местом приземления служат гимнастические маты. Большую пользу приносят прыжки с доставанием подвешенного мяча головой, ногой (для вратаря — руками). Иногда следует придавать прыжковым упражнениям характер соревнований, выявляя лучших по определённому виду прыжка.

Прыжки со скакалкой следует проводить в каждом уроке. Лучше всего заниматься прыжками со скакалкой после специальных упражнений.

Дозировка упражнений различного типа должна соблюдаться точно по часам или по количеству исполнений.

В некоторых уроках за счёт расширения второй части целесообразно включать упражнения с набивным мячом.

Техника футбола. При наличии в зале защищенных окон и световых точек, можно проводить упражнения и с мячом. В зависимости от размеров зала, одновременно могут заниматься 5—7 человек. Если в группе 20—24 человека, то упражнения с мячом проводят в 3 смены следующим образом: 1-я смена работает 1 —3 минуты, 2-я и 3-я отдыхают; 2-я смена работает 2—3 минуты, 1-я и 3-я отдыхают, и т. д.

Разбивка на смены и подбор упражнений зависят от размера зала и количества мячей.

Руководитель занятия должен обращать особое внимание на строгое соблюдение порядка и очередности занимающихся. Сильные удары в зале должны быть категорически запрещены. Однако, если есть сетка, подвешенная на короткой стене зала, то после ряда предварительных тренировочных занятий можно тренировать и вырабатывать сильные удары.

Пр актические упражнения с мячом проводят в виде различных игр соревновательного характера, воспитывающих у игроков понимание правильной передачи, «открывания» и «закрывания». Эти игры проводят посменно, при строжайшем соблюдении дисциплины.

В уроки может быть включен также «волейбол головой» и баскетбол. Вратари тренируются вместе со всеми, а если есть сетка, то играют в «воротах».

Упражнения с мячом заполняют собой всю третью часть урока.

Теоретические занятия проводят по теоретическому разделу комплекта ГТО, по правилам и тактике футбола, по гигиеническим основам тренировки и другим разделам типовой (государственной) программы. Теоретические занятия должны быть заранее хорошо подготовлены.

Примерный урок, проводимый в зале, в середине подготовительного периода.

Построение. Расчет. Перестроения из одной шеренги в две. Повороты на месте.

Ходьба: обыкновенная, постепенно переходящая в спортивную, затем в мерный ритмичный бег и, наконец, снова в обыкновенную ходьбу.

Упражнения на ходу: а) ходьба на носках; б) ходьба с отведением рывком назад рук, согнутых в локтях (на каждый первый и второй шаг) и прямых — на третий и четвертый; в) ходьба на пятках; г) ходьба с попеременным выбрасыванием прямых рук вперед, вниз и вверх (пальцы сжаты в кулаки). При постановке вперед правой ноги левая рука выносится снизу-вперед, вверх и назад, одновременно правая рука проделывает обратный путь; д) ходьба на наружном крае стопы; е) ходьба с поочередным выбрасыванием прямой ноги вперед и вверх. Обыкновенная ходьба.

Упражнения на месте: а) изучение вольных движений комплекса ГТО; б) ноги на ширине плеч, правая рука в полусогнутом положении поднята вверх над головой, полусогнутая левая опущена вниз и за спину. На три счета, с рывками рук, корпус наклоняется влево, на четыре—исходное положение. Тоже, с переменой рук, — вправо; в) ноги расставлены в стороны несколько больше, чем на ширину плеч. На два счета— глубокие пружинящие приседания, на третий и четвертый — наклон корпуса вперед и вниз, пальцами рук коснуться пола как можно дальше за пятками, не сгибая ног в коленях; г) быстрыми поочередными переступаниями носками и пятками развести ноги как можно шире в стороны, затем таким же образом свести их вновь; д) поочередное выбрасывание прямой ноги как можно дальше вперед и вверх, в сторону и вверх (можно с маха); с) стоя спиной к стене в полуметру от нее, с поднятыми вверх руками, максимально прогнуться назад с опорой руками о стену; ж) сидя на полу, ноги широко разведены, руки в стороны, наклон корпуса вперед с поворотом влево, правой рукой достать до пола, как можно дальше за носком левой ноги. То же, но с доставанием левой рукой пола за правым носком; и) сидя на полу с упором на руки за спиной, поднять прямые ноги вверх и сделать несколько маховых движений в горизонтальной и вертикальной плоскостях; и) из положения лежа на спине подняться до положения сидя, не отрывая ног от пола, затем наклонить корпус вперед — «сложиться», коснувшись лбом колен, не сгибая ног, после чего вернуться в исходное положение; к) лежа на полу на животе, одновременным рывком корпуса и ног вверх прогнуться в пояснице.

Упражнения индивидуальные для исправления недочетов в физическом развитии. Подтягивание на перекладине. Произвольные поскоки на двух и одной ноге попеременно. Произвольная работа со скакалкой — 3 минуты. Бег по кругу с доставанием в прыжке головой баскетбольных сеток или подвешенных мячей (по группам).

Игровые упражнения: а) с набивным мячом руками — «мяч в кругу с одним водящим»; б) игра типа «день и ночь» на внимание, реакцию и рывок с места из различных положений.

Индивидуальная работа с мячом. Произвольное подбивание мяча ногами и головой на месте и в движении, не давая ему опуститься на пол. Произвольное ведение мяча с применением обманных движений. Доставание и удары головой по подвешенному мячу в прыжке с разбега. Удары ногой по подвешенному мячу. Удары по мячу головой, стоя на месте (с уменьшением и увеличением расстояния между упражняющимися). «Волейбол головой» с введением в игру различных ограничений и условностей.

Пробежка в течение 3 — 5 минут, переходящая в постепенно замедляющуюся ходьбу.

Предсезонная подготовка

За месяц до выхода на площадку, примерно со второй половины марта или первых чисел апреля, начинается предсезонная подготовка. Задача ее — максимально повысить спортивную форму игроков, насколько это возможно в зале.

Переход от зимней тренировки к предсезонной должен проходить незаметно для занимающихся и осуществляться путем постепенного и последовательного увеличения нагрузки и подбора более трудного материала.

В предсезонной подготовке интенсивность и нагрузка в учебных занятиях приближается к наибольшей. Значительно увеличиваются количество и трудность упражнений с мячом, гимнастических упражнений, темп и дистанция бега. Упражнения со скакалкой доводятся до 5—б минут беспрерывных прыжков при 120—130 оборотах скакалки в минуту. Если позволяют условия, то по окончании занятия следует провести кросс на небольшую дистанцию (600— 700 м).

Кроме того, в этот период наряду с занятиями в зале проводят кроссы как самостоятельные занятия.

Кроссы очень хорошо подготовляют игрока к наступающему сезону, вырабатывают выносливость и способствуют закаливанию организма.

Начинать занятия кроссом необходимо с ходьбы (прогулок) с постепенным переходом на медленный и непродолжительный бег. Затем дистанция бега постепенно увеличивается и чередуется с ходьбой. Переходе ходьбы на бег и с бега на ходьбу должен быть постепенным.

Длина дистанции и темп бега при проведении занятий должны строго соответствовать силам и общей физической подготовленности занимающихся.

Дистанция кросса вначале не должна превышать 800—1 000 м, а затем постепенно может быть доведена до 3—5 км.

Первые выходы на поле.

После предсезонной подготовки в зале первые занятия на поле требуют особого внимания.

Температура воздуха и условия грунта значительно изменяют характер занятий и их содержание.

Для занимающихся, привыкших в зале к наибольшим усилиям, в новых условиях не следует сразу давать большую нагрузку. Если, например, в зале разрешался прыжок в полную силу, то при первых выходах на площадку этого допускать не следует.

\При выходах на площадку занятия гимнастическими упражнениями сокращаются, уступая значительное место элементам легкой атлетики. Гимнастика остается в виде общеразвивающего комплекса, которым интенсивно занимаются во второй части урока. Хорошо изученный гимнастический комплекс должен применяться также и на утренней зарядке.

Элементы легкой атлетики используют применительно к футболу. Например, наряду с бегом по прямой проводят бег по дугам, зигзагам, с поворотом и т. п. При занятиях прыжками в высоту или длину можно разнообразить их доставанием головой или ногой подвешенного мяча.

Техника владения мячом, частично восстановленная занятиями в зале, теперь, в условиях площадки, должна постепенно занимать все большее время и внимание. По мере освоения новой обстановки технические элементы соединяются и усложняются.

Как правило, при первых занятиях на поле нельзя делать сильных ударов. Сначала восстанавливают технику, затем точность и после этого силу удара, которая развивается незаметно для самого игрока. Кроме общих для всех упражнений по технике, начинается тренировка с учётом места игрока в команде, так как, например, удар головой защитника и нападающего различны. У защитника во время игры преобладают удары по мячу, летящему навстречу, у нападающего — чаще всего по мячу, летящему сбоку или сзади.

Во всех игровых упражнениях тактике уделяют так же много внимания, как и технике. Несмотря на большое желание занимающихся играть сразу командами по 11 человек, на первых 2—3-х занятиях этого допускать не следует.

Двусторонней игре должна предшествовать игра «борьба за мяч» на ограниченном участке поля, группами по 3—4, а в дальнейшем по 5—б человек. Эта игра, в зависимости от состава занимающихся и цели занятия, оговаривается особыми условиями. Чаще всего в такой игре исключают единоборство и обводку, и все внимание направляют на правильное «открывание» и «закрывание» игроков.

Первую двустороннюю игру проводят в укороченное время. Постепенно увеличивая с каждым последующим занятием время игры, ее доводят после 3—4 занятий до 90 минут.

В процессе работы у руководителя появляется ряд соображений в отношении использования игроков на том или другом месте в команде или освоения новых тактических вариантов. Все эти нововведения должны быть испробованы во время первых выходов на площадку.

ОСНОВНОЙ ПЕРИОД

Состояние команды в начале, середине и конце основного периода бывает неодинаково.

В начале основного периода у игроков наблюдается чрезмерно большое желание играть матчи и сильная воля к победе. Вместе с тем, техническая и тактическая форма бывает недостаточна, сыгранность — невелика.

В середине основного периода игроки достигают формы путем равномерного сочетания физической, технической и тактической подготовки. У них развивается инициатива в технике и особенно в тактике. Воля к победе по прежнему высока.

В конце основного периода у игроков наблюдается пресыщение игрой, при хорошем техническом и тактическом состоянии. В то же время замечается и некоторое ослабление воли к победе.

Для сохранения и повышения «боевой» формы команды па протяжении всего сезона учебно-тренировочная работа должна строиться следующим образом:

В начале основного периода (I —I 1/2 месяца) физическая подготовка состоит из гимнастических упражнений и элементов легкой атлетики. Кроме общего для всех комплекса упражнений, проводится индивидуальная работа с игроками в соответствии с занимаемым местом в команде и с особенностями отдельных, игроков.

Техническая подготовка в этом периоде сводится главным образом к совершенствованию в точности, силе и быстроте выполнения ударов, к изучению новых и к отшлифовке слабо выполняемых элементов техники.

Тактическая подготовка проходит большей частью во время двусторонней игры. Разборы прошедших матчей и задания на предстоящий матч являются частью тактической подготовки (проводить особо).

В начале основного периода составы команд должны быть полностью укомплектованы и закреплены с тем, чтобы изменения в дальнейшем происходили только в крайних случаях.

В середине основного периода (2—2 1/2 месяца) занятия гимнастикой продолжаются, но в меньшем объёме. Занятия легкой атлетикой - также сокращаются, причем выполнение таких элементов, как прыжки, рывки, должно проводиться с максимальной силой, но с частыми перерывами для кратковременного отдыха. При упражнениях с мячом основное внимание уделяют индивидуальной работе над устранением недостатков.

В тактической подготовке все внимание уделяется освоению новых комбинаций, развитию их и применению в двусторонней тренировочной игре.

В конце основного периода (1 месяц) малейшая перегрузка может резко повлиять на форму команды. В этом периоде с особой осторожностью нужно подходить к дозировке отдельных элементов, изменяя режим тренировок. Тренировку - предшествующую соревнованию, проводят с меньшей нагрузкой.

Снижается и напряженность физической подготовки. Работа над совершенствованием техники футбола проводится умеренно. Большое внимание в тренировке должно быть уделено изучению тактических комбинаций.

К концу сезона нагрузка постепенно снижается. В зависимости от состояния команды, ее физических и моральных сил, тренировка иногда может быть заменена прогулкой.

Конец основного периода требует тщательного наблюдения за физическим и моральным состоянием команды.

В большинстве случаев в каждой команде бывают игроки, для которых в конце основного периода отдых является лучшим способом сохранения формы.В основном периоде главное внимание во всей тренировочной работе должно быть направлено но так, чтобы к каждому соревнованию команда была в наилучшей своей форме и игроки имели бы большое желание играть.

Наряду с круглогодовой тренировочной работой, которая должна сопровождаться врачебным контролем, большое внимание следует уделять бытовому режиму.

Своевременное и регулярное питание, сон в течение 8 часов, соблюдение гигиенических условий работы, отдыха, тренировки и сна, разумное использование досуга — все это факторы, способствующие повышению тренированности игрока. Абсолютно недопустимо употребление алкоголя в любом виде, даже в минимальных дозах.

Примерный урок первой половины основного периода.

Состав группы —22 человека

Построение. Расчет. Перестроения на ходу. Повороты на ходу. Ходьба, переходящая в мерный, ритмичный бег на дистанции 300 — 400 м. Ходьба.

Упражнения на месте.

1. Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, пальцы сжаты в кулаки. Приподымаясь на носки, одновременно согнуть, затем выпрямить и поднять напряженные руки вверх, с выпрямлением пальцев. Опустившись на обе ступни, вернуться в исходное положение.

2. Основная стойка. На три счета наклон корпуса вперед и вниз, пальцами или ладонями доставая до земли; на четвертый — выпрямиться. На следующие три счета максимальный наклон корпуса назад, на четвертый — выпрямиться и т. д.

3. Ноги на ширине плеч. Круговые вращательные движения корпуса попеременно вправо и влево. Тяжесть корпуса выносится как можно дальше за площадь опоры. Руки расслаблены и опущены вниз.

4. Стоя, поднять прямую ногу и положить на перекладину, барьер и т. п. (1 м — 1 м 20 см высоты). Нагнуться вперед, лбом коснуться колена поднятой ноги. Поднятую ногу в колене не сгибать. Те же движения — другой ногой.

5. То же, но упражняющийся стоит боком к барьеру, а поднятая нога касается барьера внутренней стороной стопы. Нагибание корпуса с поворотом в сторону поднятой ноги. Поднятую ногу в колене не сгибать. То же повторить другой ногой.

6. Максимальное разведение ног в стороны, с последующим сведением их за счет переступания носками и пятками.

7. Маховым движением — поочередное выбрасывание прямых ног вперед и вверх, в стороны и вверх, как можно выше.

8. Сидя на скамье с приподнятыми вверх прямыми ногами и с упором на руки за спиной — круговые вращательные и маховые движения ног.

Несколько стартов по 20 — 25 м.

Метание, гранаты.

Прыжки в высоту с разбега.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.234.136.147 (0.076 с.)