Кайыр-хан (приблизительно 1165-1220 гг.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кайыр-хан (приблизительно 1165-1220 гг.)



 

Кайыр-хан - правитель г. Отрара. При его правлении г. Отрар стал крупным торговым, научным, культурным центром Средней Азии и Казахстана. Благодаря ему, в Отраре была вторая в мире по количеству книг библиотека. Современник Чингисхана. Являлся защитником Отрара от армии Чингисхана.

Чингисхан, подчинив Малую Азию, давно мечтал взять под свою власть и Центральную, которой правил в то время хорезмшах Мухаммед. Он имел очень большую армию, состоящую из 400 тыс. человек. Армия Чингисхана насчитывала 200 тыс. чел. Потому Чингисхан и прислал ему дары на 500 верблюдах. Через посла передал письмо, где предлагал Мухаммеду дружбу и называл его "любимым сыном". Последнее Мухаммеда оскорбило. Тем не менее, он отправил ответный караван с подарками, но попросил Кайыр-хана проверить караван с 450 людьми и 500 верблюдами.

Отрарцы построили подземную дорогу протяженностью в 30 км и крепость вокруг города. В местностях Пы-шактобе, Кыштобе, Коксарай выпускали вооружение. В целях безопасности в город впускали только купцов, ювелиров, мастеров с готовой продукцией.

Чингисхан отправил своих сыщиков и маленькую армию из 450 человек для того, чтобы те спровоцировали войну между государствами. "Гости" достигли поставленной перед ними цели в течение трех дней. Посол несколько раз на повышенных тонах просил Кайыр-хана принимать его почтительно. После оскорблений со стороны монгольского посла, Кайыр-хан высказал свои предположения насчет их каравана и предложил показать монгольские купеческие "товары". В ответ на очередные оскорбления в свой адрес Кайыр-хан убил монгольского посла. Кайыр-хан приказал проверить товары "гостей", а в случае чего окружить остальных и покончить с ними. Но один из монголов незаметно вырвался.

Через некоторое время пришло письмо от Чингисхана к Мухаммеду, где говорилось о том, что его купцов убили в Отраре. Чингисхан просил Мухаммеда привести к нему виновного. В случае невыполнения просьбы начнет войну. Мухаммед не принял всерьез угрозы монгольского хана, и решил, что Кайыр-хан сам в силах справиться с армией Чингисхана.

В сентябре 1219 г. армия, состоящая из 150 тыс. человек, приблизилась к Отрару. Полководцы армии Чингисхана: Чагатай, Угедей, Субедей, Жебе, Тонышар - окружили Отрар. Кайыр-хан с 50 тыс. армией защищал его. Он не стал открывать ворота города. Более двух месяцев отрарцы защищались от врагов - Чингисхан решил не держать всю армию вокруг Отрара, и направил часть на соседние города, т. е. монголы вели войну в нескольких пунктах. Вскоре взяли Самарканд и Бухару. Чагатаю и Угедею, которые остались брать Отрар, показали подземный ход к воде. Враги, узнав об этом, сразу же перекрыли его. Через некоторое время иссякли запасы продовольствия, начался голод. Не вытерпев лишений, и прогнозируя последствия войны, один из начальников Отрарской армии - Караджи Кажып - со своим отрядом (10 тыс. человек) перешел на сторону монголов. И Мухаммед не спешил помочь отрарцам, держа возле себя 400 тыс. армию. По некоторым источникам, отправил всего 10 тыс. человек.

После пяти месяцев осады города Кайыр-хан имел в своей армии 20 тыс. человек. Противостояние продолжалось около 7 месяцев, в героической защите города участвовали дети, старики, женщины, кидая с крепости кирпичи от домов. Город голодал около 2 месяцев. Враги подожгли его. Все жители города были убиты. Когда дошла очередь до Кайыр-хана, тот собрался наложить на себя руки. Но Чингисхан приказал, чтобы его живым доставили к нему. Когда Шагатаем и Угедеем был пойман Кайыр-хан, они по его просьбе при нем привели в исполнение приговор по поводу Караджи Кажыпа: отрубили предателю голову. Кайыр-хан был доставлен в Бухару к Чингисхану. Когда Чингисхан спросил: "Это ты убил моего посла?" - он ответил, что его посол не способствовал дружбе государств, а спровоцировал войну. А хан монголов является горем для многих народов. И его окровавленную душу не примет ни земля, ни Синий Тенгри - Небо. А его кости будут грызть только черви.

Чингисхан сам собственноручно влил кипящий свинец ему в рот и в уши. Так был убит правитель Отрара Кайыр-хан в 1220 г. в Бухаре.


Кетбуга - жырау

(приблизительно 1185-1260 гг.)

Кетбуга - казахский жырау, композитор-кюйши, персонаж народных исторических легенд. Его называют и основателем кочевническо-казахского литературного искусства. О жизни и творчестве Кетбуга-жырау известно по книге "Шаджарат аль-атрак" ("Тюркская хроника") и устной народной легенде. Народ прозвал Кетбуга "Улы жыршы" ("Великий жырау"). Когда на охоте умер правитель Дешт-и-Кыпчака Джучи, никто не осмеливался сообщить об этом отцу, Чингисхану. Тогда эту опасную миссию взял на свои плечи Кетбуга-жырау. Он начал с вопроса: "Кто очистит море, помутневшее у истоков, мой хан? Кто посадит на место дерево, поваленное с корнем?" Психологически подготовив владыку к траурной вести, жырау исполнил кюй ("Ақсақ құлан - Жошы хан"), в котором сообщил о гибели его сына Джучи. Видимо, после исполнения кюя разгневанный хан решил наказать Кетбуга-жырау. Но за то, что именно домбра дала знать о несчастье, приказал налить в домбру горячий свинец. Так на домбре появилось маленькое отверстие. Но от этого домбра не стала хуже, она звучала еще мелодичней и красивее. Благодаря Кетбуга, домбра стала лучше звучать.

До нас дошел только этот кюй Кетбуга "Хромой кулан - Джучи хан" и несколько строк песен, исполняемых перед его началом. Остальные литературные и музыкальные произведения Кетбуга-жырау не сохранились до наших времен, хотя в свое время они были сильно распространены среди народа. Кетбуга стремился к поэтизации жизни, проблем и чувств простого народа, за что народ и прозвал его "Улу" (великий) жырау. Кетбуга оказал значительное влияние на развитие искусства слова, а также на творчество и стиль многих казахских жырау. Например, Доспамбет-жырау, живший в конце ХV-ХVI вв., отмечал в своих произведениях влияние Кетбуга бия на него и о значении его творчества в казахской литературе. В народных легендах и песнях он показан как покровитель народа и мудрый аксакал.

Легенды о Кетбуга-жырау встречаются и в киргизском фольклоре.

 


Бейбарс

(1223-1277 гг.)

 

Судьба четвертого султана Мамлюкского государства - Рукн ад-дин Бейбарс – Алъ-Мансури Алъ-Мисри - очень интересна и противоречива. Отец Бейбарса - Жамак, мать - Айнек. Он хорезмский, бербенский кыпчак. То, что он из знатного рода, доказано историками. По поводу того, как он попал в рабство, существуют две версии. По первой - в результате военных походов, по второй - в результате действий врагов отца - его продали в рабство. Бейбарс - человек, который смог подняться от раба до султана Мамлюкского государства, несмотря на то, что глаза его были больными (бельмо).

Мамлюкское государство было создано дочерью пророка Мухаммеда Фатимой и его зятем Гали-Арыстаном после многолетних раздоров и споров между наследниками пророка. Для защиты своего государства они привлекали не местное население, а сильных и молодых кыпчакских парней. А с 1771 г., в связи с переходом на суфийское направление ислама, в армию стали набирать кочевых тюркских парней, дабы не возникли какие-либо военные перевороты. Египетский султан покупал парней для охраны, в основном, у итальянских купцов. Таким путем Еейбарс был продан в Дамаске за 800 дирхамов. Здесь он встретил своих земляков, которые прибыли ранее и к тому времени освоились, общался с ними на родном - кыпчакском - языке. В боевом деле Бейбарс сумел проявить себя в качестве стратега. Султан Египта Аюби сделал его своим секретарем. К тому времени армия Мамлюкского государства под руководством Бейбарса дала отпор двум крупным войнам средних веков: "крестовым походам" и монгольскому нашествию.

В 1260 г., после смерти султана Кутиза, Бейбарс сел на трон. В связи с приходом к власти Мамлюкской (Кыпчакской) династии и оживлением связи с Алтын Ордой в Египте наблюдается значительный подъем в развитии исторической литературы. Создаются энциклопедии, включающие историко-географические данные о тюркских династиях, народах. В Египте появился исторический труд, посвященный биографии султана Бейбарса, написанный его секретарем Абд-аз-Захиром. В нем приводятся сведения об отношениях с Алтын Ордой, дается краткий "дорожник" от Крыма до Волги, содержатся этнографические, религиозные сведения о населении Крыма, где в то время проживало много выходцев из Дешт-и-Кыпчака.

С приходом во дворец он укрепил каждый город и в каждом городе держал постоянную армию. Укрепил правопорядок в государстве. Покончил раз и навсегда с междоусобицами, которые имели место во дворце. Внедрил канализационную систему. Мамлюкское государство процветало, чего не было до и после Бейбарса. К мамлюкам стали приезжать купцы со всех концов света. На всех реках были построены мосты и в каждом городе по мечети. Бейбарс стал властителем всех арабских владений Востока. Сельджуков в Средней Азии, Малую Армению, бер-берцев подчинил себе полностью. Соборные крепости франков разрушал одну за другой. Все соседи считались с государством мамлюков.

Когда он стал султаном, кыпчакские земли принадлежали Алтын Орде, которой управлял тогда монгольский хан Береке Кулагу. Бейбарс первым делом отправил письмо с выражением дружественных намерений. В 1262 г. султан отправил туда своего посла, в целях налаживания дружественных отношений между двумя странами. После чего были установлены военные, торговые, религиозные, культурные связи.

В 1277 г. Бейбарса отравил его же визирь-кыпчак Калауын. Он был похоронен в Дамаске, на кладбище Баб аль-Барид. Таким образом, Бейбарс султан сделал государство мамлюков крупной державой, защитил Египет и Сирию от "крестовых походов", монгольского нашествия.

 


Жамал Карши (1230-1315 гг.)

 

С рождения его называли Абулфазыл ибн Мухаммед. Родился в 1230 г. в местности Алмалык. Отец - Мухаммед - родился в г. Баласугун. Приехав в Алмалык во времена монгольского ига, служил у Шагатай-хана, Жамал Карши воспитывался в арабо-персидских литературных традициях. Учился в Алмалыке и Кашгаре. Он - писатель, историк Средней Азии и Казахстана во времена правления монголов. Жамал первым написал историю монгольского ига. Для написания правдивой истории он участвовал в происходящих событиях того времени, а если не был свидетелем исторических событий, писал с уст разбирающихся стариков. Он писал ясным, правдивым языком, чтобы было понятно всем. Эти уникальные качества Жамала Карши очень высоко оценивал его родственник, живший спустя 3 века - Мухаммед Хайдар-дулати, считавший его одним из своих великих учителей.

Основной труд Жамала Карши, написанный на арабском языке, назывался "Мухаммед ас-Сурак" ("Лұғатқа қосымша" - "Дополнение к основному"). Историко-литературное произведение написано в традициях Средней Азии X в. Основная идея этой книги была взята автором из книги "Сахаха ал-Жаухари" - современника и земляка Аль-Фараби Жаухари, который в своей книге писал о жизни племен, живших в те времена, о знаменитых людях и исторических событиях. Основные идеи затронули Жамала, так как они давно волновали его. В 1282 г. труд Жаухари был переведен Жамалом на персидский язык, а в 1300 г. он написал "Дополнение" к нему. Автор сумел поднять насущные проблемы своего времени. Труд является уникальным источником, объяснив, что нужно для познания географии, истории, культуры, личностей. Он сумел показать три исторических периода: период Огуз-Караханидов, период Каракитая и Найманов и начальный период Чикгизского правления. Особый интерес вызывает караханидский период, написанный на основании исторических событий и родословной. Описывается, когда и кем было создано данное государственное образование, и каким образом принял ислам основатель государства Сатук Бограхан. Приводятся ценные сведения об архитектурном искусстве караханидоз.

Жамал Карши заметил одну интересную закономерность, что в местностях, находящихся близко к Сырдарье, часто рождаются знаменитые люди. В своем труде он дает большое количество биографий знакомых ему людей. Они являются достоверными, так как Жамал мог посещать любую точку Средней Азии по распоряжениям султана Чагатая. Для встреч с ними он отправлялся в специальные поездки. Например, в целях знакомства с одной из вьщаюшдхся персон Сырдарьи Жамал приехал к Хисамддин (Кусам) Баршынлыги в Баршынкент в 1273 г. из Алмалыка. Жамал слушал его лекции, посетил несколько городов (до г, Жент) Сырдарьи. Лосю долгой и рациональной беседы Кусам Баршыняыги написал в честь почетного гостя несколько стихотворений на трех языках. Гость, удивленный этим, спросил, почему он написал на трех языках. Кусам ответил: «на арабском пишу для красоты мысли; на персидском пишу для метафоричности языка; на тюркском - для красочного отображения реального быта». Таким образом, Жамал был удивлен тем, что поэты и писатели Сырдарьи свободно говорили, писали, мыслили, читали на трех языках одновременно. Все же основным языком населения оставался кыпчакский язык. Даже в XIV в., когда Центральная Азия перешла на чагатайский, влияние кыпчакского языка было существенным. Жамал Карши дает ценные сведения и об ученых, писателях, поэтах г. Баласугун. Основное внимание автором уделено духовной, культурной жизни города. Жамал описывал историю строительства, культуры, хозяйства, политической жизни городов Средней Азии и Казахстана, куда вошли и города, находящиеся близко к Сырдарье, Таласу, Жетысу. Некоторые главы были даже полностью посвящены определенным городам, которые назывались: "Алмалык", "Баласугун", "Кашгар", "Ташкент", "Баршынкент", "Жент", "Жанкент", "Сыганак", "Сауран", "Отырар", "Сайрам", "Талас".

Жамал Карши - историк, писатель, описавший древнюю политическую, культурную историю Казахстана, оставивший после себя ценные исторические, этнографические источники по истории нашей страны. Он был одним из авторитетных ученых Средней Азии и Казахстана в XIII веке.

Ушел из жизни в 1315 г. в городе Алмалыке.


Майкы би

(конец XII - середина XIII вв.)

 

Майкы - известный би, поэт, импровизатор. В энциклопедических изданиях его называют "Майкы би", Байки, Байку. Отец - Ман. С детства Майкы был хромым. Видимо, потому его и назвали Майкы, и к тому же 18 деда тоже звали Майкы. Современник и советник Чингисхана. Его называли авторитетным человеком, аулие, т.е. он мог прогнозировать события, предсказывать судьбы людей. Сын Чингисхана, уходя в поход на Запад, доверил Майкы бию право на управление правым крылом своей армии. Абай причислял Майкы к числу 12 биев-казахов, так как он в числе 12 ханов ходил поздравлять в 1206 г. Чингисхана, когда тот стал ханом Монголии.

По легендам, после смерти Орманбет бия и откочевки ногайцев Майкы би разделил казахов на три жуза. "Жуз" в переводе с арабского переводится как "подраздел", "раздел". Представителей уйсунов назвали "старший жуз", подраздел под руководством Кабанулы Еолаткажы назвали "средний жуз", подраздел под руководством Когамулы Алшын - "младший жуз". Одного из ханов-ногайцев - Ахмета (Алаша-хан) - сделали ханом трех жузов. В эти объединения вошли представители 40 родов и каждому подразделу вручили знаки. Уйсунам вручили "флаг", аргынам - "глаз", тому, кто должен был первым идти на врага Алшыну - "копье". Также были розданы знаки всех 40 родов, которые были высечены на наскальных камнях. Эти камни в истории остались под названиями "Майкы танбасы" ("Знаки Майкы") или "Нура танбасы" ("Знаки Нура"). Последнее название в честь местности, где они были высечены,

У него было много детей. Он был недоволен своими сыновьями Узыном и Кортыком. Сильно удивленный Майкы говорил: "Когда от плохих рождаются хорошие дети - можно поверить с трудом, бывают случаи, когда и от хороших рождаются плохие, от которых нечего взять". В целом, по его мнению, от плохих рождаются плохие, а от хороших - хорошие, за редкими случаями, от бесчувственных - вовсе тупые, от ничего не видящих, не замечающих - слепые, и т.д. Отклонения могут быть очень редко. Среди народа осталось значительное количество высказываний и афоризмов Майкы.

Майкы, как би, участвовал в спорах, возникавших между жузами. Он всегда ссылался на народные пословицы и изречения. При этом превыше всего ставил единство народа.

По мнению Майкы, государственные объединения должны управляться по народным традициям и обычаям. Даже в давно забытых традициях заложен определенный смысл.

Не только казахи, но и узбеки, татары, башкиры, каракалпаки тоже считают Майкы своим бием.

Простился со светом Майкы би, когда ему было 120 лет.

 


Джучи-хан

(1187-1227 гг.)

 

Джучи - монгольский военачальник, старший сын Чингисхана.

Правитель Дешт-и-Кыпчака, а также основатель улуса Джучи. Улус Джучи занимал обширные земли к западу от Иртыша и "от границ Каялыка и Хорезма, вплоть до тех пределов, куда достигали копыта татарских коней", т.е. охватывал северную часть Семиречья и весь восточный Дешт-и-Кыпчак до Нижнего Поволжья включительно.

Джучи обосновал свою Орду на Иртыше. Его план по созданию собственного государства в кыпчакских землях не был осуществлен, С притязаниями на государство, независимое от центра империи, первым открыто выступил Джучи, что явилось причиной столкновения между отцом и сыном. Джуздани в своем "Табанат-и Насири", написанном в 1260 г., передает следующее:

"Джучи полюбил страну кыпчаков. Он в Хорезме не позволяет монголам даже тронуть кого-либо из кыпчаков. Мой отец, Чингисхан, потерял рассудок, сказал он своим приближенным, так как губит столько земель и изводит безжалостно столько народу, поэтому он, Джучи, хочет убить своего отца во время охоты".

Чагатай, узнав об этом коварном плане, передал обо всем. Чингисхану. Тогда Чингисхан загорелся яростью и отправил в Хорезм своего брата Утчигкна и верных людей с приказом, чтобы Джут немедленно прибыл к отцу. "Если же он откажется приехать и останется в Хорезме, - сказал он Утчвгину, - тогда ты молча ударь и без упреков убей!"

Джучи послал ответ, что не может выехать вследствие болезни, и остался в степи у кыпчаков. А верные люди донесли Чингисхану, что Джучи здоров, часто ездит на облавную охоту. "По этой причине воспламенился огонь ярости Чингисхана, и, вообразив, что Джучи, очевидно, взбунтовался, что он не обращает внимания на слова отца", он послал против него Чагатая и Угедея с войском, намереваясь идти вслед за ними; в это время пришло роковое известие о смерти Джучи.

Джучи имел много жен и наложниц. У него было около сорока сыновей, и от них "народилось несметное количество внуков". После смерти Джучи из всех его сыновей второй, Бату, был признан войсками на западе наследником отца, и этот выбор был утвержден Чингисханом.

По ранним источникам Джучи был похоронен на Верхнем Иртыше.


Сыпыра-жырау

(XIV в.)

 

Сыпыра-жырау, певец-импровизатор. Жил в период правления Токтамыша и Едыге, т.е. в XIV в. Ч.Ч.Валиханов называл его - Сыпжырау. Устно-поэтическая традиция сохранила толгау Сыпырау-жырау в таких преданиях, как "Едыге би", "Легенда о Токтамыше", "Кубугул", и др. Он является автором и героических эпосов: "Ер Таргын", "Едиге батыр", и др. Ученые, занимающиеся творчеством Сыпыра-жырау, считают его автором многих эпических поэм ногайлинской эпохи.

Важным фактором величия творчества любого человека, как известно, является народная память. По народной памяти, Сыпыра был мудрым сказителем. Он прожил долгую и мудрую жизнь. По одним источникам, он прожил 120 лет, а по другим - 180. В его произведениях стих чередуется с прозой, толгау схожи с древними образцами этого жанра, произведения сочинены от первого лица. Он - художник слова, искусно владеющий импровизацией дидактического содержания, например, в эпическом повествовании о распрях Токтамыша и Едыге, отражая исторические реалии борьбы за власть владык Могулистана и Ак Орды, жырау предлагает уничтожить Едыге, чтобы сохранить союз племен.

Жырау давал оценку событиям, происходящим в то время. Если он видел, что от решения правителей страдает народ, мгновенно экспромтом мог сказать все в лицо этому правителю. Он прославлял достойные подвиги батыров. В то же время он мог давать им мудрые советы. Например, в "Ер Таргыне", говоря о подвигах батыра, Сыпыра дает совет Ер Таргыну не жениться на дочери коварного Акша-хана.

При решении споров, проблем народ приглашал Сыпыра-жырау, чтобы тот сказал справедливое решение. И обычно народ довольствовался его решениями.

Творчество Сыпыра-жырау послужило художественным образцом для литературы многих тюркских народов. Например, ногайцы называют его Сыбыра йырау, каракалпаки - Соппсылы Сыпра жырау, башкиры - Сыбрй иырысы, татары барабинские - Сафардау, крымские - Сыпыра-жырау.

 


Байдибек би

(1356-1419 гг.)

 

Байдибек (Байлибек) Карашаулы (согласно последним данным, родился в 1356 г. в Ташкенте и умер в 1419 г.) - прославленный би и батыр казахского народа. Его отец Караша и предки Бабыр, Майкы, Тобей, Кейкы, Бахти-яр в свое время также были известными биями и батырами. Сам Байдибек би был современником и сподвижником великого Хромого Тимура (1336-1405). Он также был духовным единомышленником философа казахской степи, прозванного в народе Асан Кайгы, гениального поэта-сказителя Асана Сабитулы, который являлся к тому же его родственником.

В три года Байдибек би остался круглым сиротой, лишившись отца и матери. Получив воспитание у близких родственников, позже, уже в юношеские годы, он становится пастухом лошадей Шынтас бая. В эту пору Байдибек би обучается искусству верховой езды, стрельбы и участвует в многочисленных конных состязаниях - кокпарах.

В пятнадцатилетнем возрасте Байдибек, проявив достаточную долю профессионализма и смекалки табунщика, получает от своего хозяина Шынтас бая 100 лошадей в подарок и начинает самостоятельную жизнь со своим хозяйством, т.е. выбивается в люди. Позже, когда Байдибек становится зрелым мужем, народ избирает его бием. Так, благодаря своим способностям и незаурядному уму, Байдибек би из простого пастуха-сироты превращается в одного из известных биев своего времени.

При Хромом Тимуре Байдибек был бием и одним из богатых людей местности Боралдай. В свою бытность бием Байдибек би прославился в народе своей справедливостью, меткостью слова, человечностью и мудростью. Он был другом Хромого Тимура, и они часто встречались на собраниях биев, беков, батыров, поэтов-сказителей, которые периодически проводились в Туркестане, Сайраме, Боралдае, на берегах рек Шаян и Боген.

Байдибек би оказывал большую материальную помощь участникам строительства мавзолея-мечети Ходжа Ахмета Яссауи, который сооружался по приказу Хромого Тимура в 1396-1398 гг. Специально для них он поставлял из собственного хозяйства кумыс, шубат и сооружал юрты. Он также периодически обеспечивал строителей бараниной и пшеницей. Для глиноделов и производителей кирпича городов Саурана, Сыгнака и Атабая Байдибек би поставлял молоко и шерсть, которые были необходимы для высокого качества кирпичей.

Сведений о Байдибеке би и его потомках сохранилось немного. В основном они содержатся в дореволюционных изданиях. Много сведений о героизме, мудрости, словесной виртуозности, мастерстве наездника и бесчисленных табунах Байдибека би сохранилось также в народных преданиях и сказаниях. Многие из них в свое время не были перенесены в письменные источники и до сих пор содержатся в произведениях устного народного творчества.

Байдибек би скончался осенью 1419 г. в возрасте 63 лет на своей зимовке Балабоген.

 


Орыс-хан

(годы правления - 1361-1375)

 

Хан Ак Орды. П.Савельев, А.Ю.Якубовский, П.П. Иванов, ссылаясь на произведение Натанзи "Му ин ад-Дин", считают, что Орыс-хан происходит от Джучи-хана, точнее, от его старшего сына Орда-Ежена. По другим источникам ("Бахр аль-аскар", "Тауарих-и-гузилдайы нусреатнама"), Орыс-хан является 13 сыном Джучи-хана, потомком Тока-Темира (Джучи - Тока-Темир - Оз-Темир - Кожа Бадик - Орыс-хан.)

Орыс-хан сел на трон Ак Орды в 1361-1362 гг., после своего отца. В 1368-1369 гг. в столице Ак Орды г. Сыгнаке стали чеканить монеты. Ак Ордой Орыс-хан управлял самостоятельно. По данным Низам ад-Дин Шамия и по нескольким другим источникам, Орыс-хан скончался в 1376-1377 гг., а по другим - дожил до 1380 г. В пользу последнего есть исторические памятники - монеты, которые чеканились по его приказу в 1377-1378 гг. в г. Сара. Известно и то, что к 1379 г. Ак Орда и города, находящиеся на протяжении Волги, управлялись Токтамысом.

Орыс-хан всегда стремился управлять Ак Ордой в политическом плане независимо от Алтын Орды. По данным Абдуразака Самаркандия, Орыс-хан способствовал развитию городов и земледелия в бассейне р. Сырдарьи. После восхождения на трон Орыс-хан покончил с междоусобицами, царившими тогда в Ак Орде. В середине 70-х гг. XIV в. подчинил себе Кажы-Тархан (Астрахань), в 1374-1375 гг. - г. Сарай.

Боясь политической независимости Ак Орды, амир-Тимур стремился посадить на трон Ак Орды своего приближенного человека - Токтамыса. В связи с этим начались раздоры, войны между Ак Ордой и Алтын Ордой. Орыс-хан всю внешнюю политику Ак Орды направил на защиту своей Орды. Тимур не желал видеть соседние государства независимыми от него, как в военно-политическом, так и хозяйственном плане.

В связи с этим во второй половине XIV в. Тимур начал завоевательные походы на восток Дешт-и-Кыпчак и Жетысу, что сильно возмутило местное население. В 1374-1375 гг. Тимур отправил на Ак Орду Токтамыса со своей армией. Бой был кровавым. На войне скончался сын Орыс-хана - Кутлуг-Бука. В результате этой войны отряд Токтамыса был разгромлен, но сам Токтамыс спасся. Собрав еще раз армию, отправился во второй поход, который снова оказался для Токтамыса неудачным. В 1375-1376 гг. Орыс-хан решил покончить с этой войной. Собрав свою армию, Орыс-хан пошел к Алтын Орде. Две армии встретились возле города Сыгнак. Однако бой не состоялся из-за похолодания. Противоборствующие стороны не успокоились и встретились через год. Результаты войны точно неизвестны. По хронике Низам ад-Дин Шамия и Шааф ад-Дин Али Йездия, Орыс-хан скончался в этом бою (1376-1377 гг.). По нескольким другим источникам, Орыс-хан скончался только в 1380-1381 гг.

После войны, в конце 1377 г., Токтамыс захватил столицу Ак Орды - гг. Сыгнак и Сауран. По хроникам Низам ад-Дина Шамяя, г. Сыгнак Токтамысом захвачен в 1378-1379 гг. Токтамыс не остановился на достигнутом. Он подчинил себе города в бассейне Сарай-Береке и Волги. Токтамыс владел и многими городами, как Алтын Орды, так и Ак Орды.

Орыс-хан - создатель социальной основы казахских ханств. Стремился всегда бороться с междоусобицами. Превыше всего ставил вопрос единства государства.


Барак-хан

(годы правления - 1423-1428)

 

(Дата рождения неизвестна - умер в 1428 г.). С 1423 по 1428 гг. был ханом Ак Орды. Сын хана Куйыршыка и внук Орыс-хана. Барак-хан был одним из влиятельных ханов своего времени. Он был одним из руководителей строительства г. Сыгнака.

В XV в., во времена развала Алтын Орды, в силу начавшихся междоусобиц чингизидов за престол, Ак Орда приобрела ряд территорий. Одним из претендентов на престол был Барак-хан. В 1416 г. между правителями Дешт-и-Кыпчака и внуком Тимура Улугбеком началась борьба за земли в нижнем течении Сырдарьи, которая затянулась на целых сто лет. Причиной вмешательства Улугбека в борьбу послужила просьба Барак-хана к нему об оказании помощи. Случилось это в мае 1419 г. в г. Самарканде. Улугбек, проявив по отношению к Барак-хану должное гостеприимство, решил ему помочь. Барак-хан, победив всех своих соперников, постепенно укреплял свою власть. В 1422 г., покорив своего главного соперника - орду Мухзмед-хана, Барак-хан завоевал большую часть территории Дешт-и-Кыпчака. Территория эта простиралась от нижнего течения Сырдарьи до Аральского моря, на севере - от реки Жайык до реки Тобол, на северо-востоке - до реки Иртыш.

Став в 1423 г. ханом, Барак-хан начал проводить политику, направленную против Мавераннахра. В 1425 г., вплотную подойдя к границе между государством Улугбека и Сыгнака, Барак-хан потребовал возврата находящихся вдоль Сырдарьи исконных земель Ак Орды, которые в прошлом были под патронажем его деда - Орыс-хана, а затем были завоеваны Тимуром. В начале 1427 г. под Сыгнаком произошло крупное сражение между войсками Улугбека и Барак-хана. Войска Улугбека, потерпев поражение, были оттеснены Барак-ханом до г. Самарканда. Лишь в мае 1427 г., в результате вмешательства в войну войск Гирата под предводительством Шахруха, Барак-хан был вынужден возвратиться в Дешт-и-Кыпчак. Сыгнак вновь превратился в орду потомков Орыс-хана.

Барак-хан погиб в 1428 г. во время битвы против султана Могулистаиа - Махмудоглана. В том же 1428 г. Дешт-и-Кыпчак был завоеван Абулхаир-ханом (1428-1468).

 


Асан Кайгы

(Х1У-ХУвв.)

 

Асан Кайгы (Асан Печальный) - настоящее имя - Хасан Сабитулы. Казахский жырау, поэт-философ, родился во 2-й половине XIV в. в Поволжье, скончался в 60-е гг. XV в. Период его жизни совпал с процессом сложения казахского народа. Существует версия о киргизском происхождении Асан Кайгы, которая может быть оправдана общностью и близостью казахского и киргизского народов. Его звали и Асан ата, благодаря высокому авторитету.

Он был вещим певцом, певцом импровизатором-жырау, углубленным в коренные проблемы казахского бытия, потому основное место в его творчестве занимают философско-дидактические жанры: толғау, терме, шешендiк сөздер (крылатые слова), назидания и афоризмы.

Исследованием и собиранием произведений Асана Кайгы занимались Ч.Ч.Валиханов, Г.Н.Потанин, поэт М.Ж.Копеев, С.Сейфуллин, М.О.Ауэзов и др. Издание поэтического наследия жырау началось в конце XIX в.

Асан Кайгы был очень влиятельным сановником хана Алтын Орды (Золотой), впоследствии основателя казахского ханства Улу-Мухаммеда. Во времена политической борьбы в Восточном Дешт-и-Кыпчаке был сторонником султанов Керея и Жанибека, противников хана Абудхаи-ра, основавших в 1456 г. казахское ханство. Был идеологом этого ханства, сторонником объединения всех казахских родов в одно государство. Асан Кайгы чувствовал сильную зависимость кочевого скотоводческого быта от природных условий, джутов, стихийных бедствий. Отсюда легенда о поисках Асаном Кайгы обетованной земли - Жер Уюк с обильными пастбищами и полноводными реками, мягким климатом и множеством зверей и рыб, где люди живут без нужды и горя, вражды и угнетений. На верблюде Жермая он объездил все стороны света, но нигде не нашел обетованной земли, где все люди жили бы счастливо и царило бы равноправие. Асан Кайгы считал, что Жер Уюк должен стать местом счастья и равноправия людей. И независимо от условий жизни человек должен быть искренним и честным, боясь как огня "ложных показаний", "дурного слова", потому что именно с ними связано "зло" на земле. В действительности эта легенда отражает историческую ситуацию середины XV в., когда усилились феодальные междоусобицы после распада Алтын Орды и Ак Орды, что вызвало массовую откочевку казахских родов из Восточного Дешт-и-Кыпчака в долины рек Чу и Талас. Потому он и вошел в народную память как неутомимый искатель счастливой земли, выразитель чаяний людей. Отсюда и прозвище "печальный", связанное с его мироощущением и с личной жизнью жырау. Из-за идеи любви и сострадания акына Ч.Ч.Валиханов называет его "кочевым философом".

Рассказы о поисках Асан Кайгы Жер Уюк включают в себя крылатые слова и выражения, образные характеристики тех местностей, где он побывал, их климатических условий, населения, а также многочисленные топонимы.

Конкретное место захоронения Асан Кайгы неизвестно. Существуют две версии: по первой, захоронен в Улытауском районе Жезказганской обл., по второй, в 16 км от пгт Чиили Чиилийского района Кызылординской обл. Памятник в честь Асана Кайгы в Кызылординской обл. называют "Кумбез Асан ата". Данный памятник с 1982 г. находится под охраной государства.


Казтуган-жырау

(XV в.)

 

Казтуган Суюнышулы (годы рождения и смерти неизвестны) — казахский поэт-сказитель. Согласно народным легендам, Казтутан-жырау являлся полководцем-батыром. Родился и вырос на берегах Едиля и его притоков — рек Ахтуба, Бодан. В середине XV в. перекочевал в только что сформировавшееся казахское ханство.

Казтуган-жырау является походным поэтом-сказителем и одним из создателей народного эпоса. Казтуган-жырау оставил после себя творческое наследие, состоящее из множества песен, описывающих жизнь, бытие, родную землю и военный быт казахов. Многие из них не сохранились. Тем не менее, дошедшие до наших дней отдельные произведения Казтуган-жырау позволяют ему занять определенное место в истории литературы. Поэзия Казтуган-жырау с ясностью показывает номадическое сознание воинов, их мировоззрение и отражает их бытие, жизнь, мысли об окружавшей их девственно-чистой природе. Острота, широта фантазии поэта-сказителя, богатство и красота его художественных приемов говорят нам не только о высоком уровне поэтического искусства казахов того времени, но и о его самобытности. Будучи национально ярко окрашенными, взращенными созидательной романтикой, богатыми на афористические размышления и художественные сценки, песни Казтуган-жырау на многие века остались в качестве школы искусства и литературных образцов. Такие произведения Казтуган-жырау, как "Песня о Мадаке", "Прощание с родной землей" относятся к избранным примерам древней казахской поэзии. Сохранившиеся в устном народном творчестве песни поэта были опубликованы в сборниках "Шаир яки казак акындарынын басты жырлары" Габдуллы Муштака в 1910 г., "Турецкая хрестоматия" (в 2-х томах) И.Березина в 1862 г. и "Алдаспан" в 1970 г.


Шалкииз-жырау Тленшиулы

(1456-1560 гг.)

 

Шалкииз-жырау Тленшиулы — казахский поэт-сказитель, батыр и воин.

Отец Шалкииза — Тленши — был крупным феодалом-аристократом своего времени, а мать - дочерью Мусы — великого бия Ногайской Орды. Лишившись матери в возрасте 3-х месяцев, Шалкииз воспитывается у деда со стороны матери. Будучи выходцем из среды кочевников-аристократов, Шалкииз с первых дней своей жизни рос и воспитывался в высшем свете. Данное обстоятельство повлияло на формирование его личности и его поэзию.

Тот факт, что в его роду со стороны отца никогда не было биев, сильно коробило тщеславного и властолюбивого Шалкииз-жырау, и поэтому он всегда стремился обрести власть над самими властьимущими. Властолюбивый нрав Шалкииз-жырау нашел отражение в рассказах о нем и в самом его творчестве.

Из творчества Шалкииз-жырау до нас дошло около 600 строк. По всей видимости, это лишь небольшая часть творческого наследия поэта, но, тем не менее уже она свидетельствует о незаурядном таланте Шалкииза, раскрывает направление, тематику и особенности его поэзии. Шалкииз-жырау был самым прославленным поэтом своего времени. До революции 1917 г. его творения вошли в 12 песенных сборников и хрестоматий. Для того времени это была астрономическая цифра. Шалкииз-жырау является первым из казахских поэтов-сказителей, которые были переведены на русский язык. Творчество Шалкииза высоко оценивали русские ученые и исследователи того времени. Песни Шалкииз-жырау, посвященные Тимур бию, переиздавались четыре раза в разных сборниках и периодической печати.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.108.54 (0.074 с.)