Аттила - едил (приблизительно 410-453 гг. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аттила - едил (приблизительно 410-453 гг. )



Имя Аттилы в человеческой истории занимает такое же место, как Александр Македонский и Юлий Цезарь. Он способствовал крушению рабовладельческого строя Италии, Греции, Франции, Румынии, Венгрии и объединению княжеств. Еще в средние века слагали легенды, рассказы о его подвигах в объединении народов, княжеств на французском, английском языках. Невзирая на этническое происхождение, сумел объединить и собрать вокруг себя обиженных людей. По произведениям отца французской драматургии Пьера Корнеля в 1667 г. был поставлен спектакль "Аттила". В трагедии Вернера Цахариаса "Царь гуннов Аттила" говорится о гибели рабовладельческого строя в Римской империи. В Европе его называют Аттила, Атиль, Эмиль. Тюркоязычные народы знают об Аттиле как о легендарном военачальнике Едил.

Убив в 434 г. родственника Биледи (Бледа), Едил сидел на золотом троне западных хуннов 19 лет. Дед Едиля имел трех сыновей: Ругала, Мынзыка, Актара. Едил - сын Мынзыка. Биледи - сын Актара. Во время правления Биледи хуннская империя ослабла и стала рассыпаться, появилась тенденция разделения на мелкие объединения. Потому Аттила пошел на жестокий шаг, на который его подтолкнули и остготты, н вестготты Римской империи, которые к этому времени подошли к Дунаю. В результате Едилу пришлось убить двоюродного брата Биледи и самому сесть на трон. В это время хунны занимали территорию между Волгой и Рейном. С приходом Едиля хуннское государство стало мощным. С 430 г, Византия стала платить ему дань, которая росла с каждым годом. В 30-е гг. V в. Западный Рим выделил хуннам для освоения провинцию Паннонио, где они правили даже над местным населением. В середине V в. государство хуннов было авторитетным. С 447 г. Аттила вновь начал походы на Византию, в результате которых Балканский пролив перешел к хуннам. Над столицей противников хуннов нависла угроза, после чего Византия предложила подписать мирный договор, на основе которого Дакия полностью переходила к хуннам. По Европе ходила слава о Едиле, как о справедливом царе. Теперь он готовился к походу на Запад. Как известно, в это время французов, немцев, греков правители жестоко наказывали за любые восстания, за проигрыши в войне (особенно полководцев и князей). Обиженные переходили на сторону Едиля. В 435-436 гг. Едил разгромил Бургундского короля Гундахара, после чего подписал временный договор о мире с Римской империей.

Через некоторое время бои возобновились. Под Херсонсом Римская империя потерпела поражение. Но Едил не стал нападать на столицу Римской империи. Одной из веских причин была чума, которая, по словам самих римлян; тогда царила. В 448 г. Римская империя отправила к хуннскому царю Едилю посольскую группу, которая должна была либо подписать договор о мире и договориться о прекращении платы налогов, либо отравить царя хуннов. Среди посольской делегации был римский историк Приск. По его записям они начали натравливать учителя царя Едиля против его ученика. Римской делегации не удалось достичь второй цели. После отъезда делегации, узнав от своего учителя об их намерении, Едил очень огорчился. И он, решив отомстить, ждал подходящего момента. В 451 г. царь начал поход на Запад. Перейдя через Рейн, взял Мец. Дойдя до Орлеана, завоевал Лауру. В 452 г. отправился в Северную Италию, где ему подчинились несколько городов, в том числе и Милан. В этом же году произошла трагическая битва, в результате которой погибло с обеих сторон 165 тыс. человек, и она вошла в историю под названием "каталуанская битва", в результате которой пала Римская империя. Немцы, бургунды, франки получили свободу. Прокатились восстания рабов в Галлии, Бельгии, Лютеции (Париж) и, таким образом, рухнул рабовладельческий строй.

После победы он женился на Гонории - сестре Римского императора Валентина III. Так состоялась долгожданная свадьба влюбленных. В 453 г. Бургундский король выдал свою дочь Илдиону замуж за Едиля. В ночь после свадьбы Едил был убит от руки Илдионы. Гонория отомстила за любимого, хотя Едил просил не убивать ее. На трон царя по благословению Едиля сел его сын Еллак.

Бумын - каган

(нач. правления - 552 г.)

 

Бумын-кагана в некоторых источниках называют Иль-хан. Это связано с тем, что первый тюркский хан Бумын принял титул Иль-хана в конце 552 г. В китайских источниках его называют Тумын. Это он сделал первый шаг к присоединению других племен. Буквальное значение титула "иль-хан" - "правитель народов". По оценке С.Г.Кляшторного, Бумын-каган - основатель тюркской государственности. Получив в 551 г. титул кагана, он сумел объединить тюркские народы в одно государство - Тюркский каганат.

Китайцы, боясь военного искусства полководцев Бумын-кагана, стремились установить дружественные связи с ним. Для этого империя Западного дома Вэй, Вэнь-ди отправила свое доверенное лицо Ань Нопань-то к кагану. Посол Китая сообщил о том, что их правители признают тюрков равными себе. Для дальнейшего укрепления дружественных связей с китайцами Бумын летом 551 г. женился на китайской царице Чан-Ле.

Тюркюты платили жужаням огромные налоги, плавили для них железо. Бумын не поднимал народ на борьбу, пока жигиты не окрепли, не научились военному искусству и ждал поддержки от племени теле (тюркское племя). В 546 г., собрав свою армию, Бумын двинулся к племени теле. Он предложил им объединиться ради разгрома общего врага. И, благодаря мудрому ходу Бумына, племя теле примкнуло к нему добровольно, примерно 50 тыс. человек. Окончательно укрепив позиции, Бумын-каган зимой 552 г. одержал решающую победу над жужанями. Царь жужан Ана Гун сам наложил на себя руки. Его сын Янь Ло-чен, к которому переходил трон, сумел сбежать. Так завершилась трехвековая зависимость тюркютов от жужаней. Они больше не платили налоги. А Бумын-кагана за то, что он сумел объединить тюркские народы для уничтожения общего врага, избрали ханом всех тюркских народов, т.е. Ел-ханом {Иль-хан). Объединив раздробленные тюркские народы, он создал Тюркский каганат.

Историки его сравнивают со Спартаком. Бумын, рожденный рабом, в конце 552 г. умер Иль-ханом, т.е. ханом народов.

После кончины Бумын-кагана на трон приходит его сын Кара Иссык-хан, который переживет своего отца всего на полгода.

 


Истеми-каган

(нач. правления - 576 г.)

 

Истеми - брат Бумын-кагана. Имя хана Истеми не тюркское, а угорское, и является названием духа-предка. Китайцы определяли численность его войск в 100 тыс. человек, но эта цифра - не действительное количество воинов, а ранг полководца, в данном случае, наивысший, что соответствует его титулу: "багадур-джабгу". При правлении брата Бумына он был вторым лицом в государстве.

Истеми известен расширением границ и укреплением каганата. После кончины брата Бумына он дал решительный разгром жужаням осенью 553 г., после чего весной 554 г. выступил в так называемый западный поход.

Фирдоуси указывает следующие границы владений Истеми: "от Чина (Китая) до берега Джейхуана (Амударьи) и до Гульзариуна (Сырдарьи) по ту сторону Чача (Ташкента)". На основании этой цитаты Л.Гумилев довольно точно проводит границу 554 г.: она шла севернее Ташкента, затем пересекала Сырдарью на повороте к северу и в широком направлении шла до низовьев Амударьи и южного берега Аральского моря. Согдиана и Бухара в это время подчинялись эфталитам, с которыми и столкнулись завоеватели. Таким образом, тюркюты за полтора года подчинили себе Центральный Казахстан, Семиречье и Хорезм. Армия Истеми на северных берегах Аральского моря натолкнулась на сопротивление племен хуннов, вар и огоров, которые к 558 г. были разгромлены, и тюркюты вышли к Волге.

Эфталиты постоянно вели войны со своими соседями. Они были враждебны и тюркютам, и Ирану, Поэтому Истеми-хан вступает в союз с Хосроем Ануширваном - шахом Ирана. В 560 г. персы и тюркюты заключили наступательный союз: во-первых, для того, чтобы отомстить за смерть шаха, во-вторых, - чтобы овладеть цветущими городами Согдианы.

Военные действия начались в 560 г., после того как их спровоцировали сами эфталиты, убив тюркского посла. После того, как это стало известно Истеми-хану, война с саками стала неизбежной. Тюркюты с персами нанесли первое поражение эфталитам в 562 г. Решающая битва была у Несефа в 565 г., она продолжалась 8 дней и закончилась полным разгромом зфталитов. Уцелевшие решили подчиниться персам, которые, по их мнению, могли бы противостоять тюркютам. Таким образом, когда общий враг был сломлен, персы отказались от союза с тюркютами и союзники оказались врагами.

В результате войны тюркюты добились того, что Средняя Азия стала неотъемлемой частью каганата. Они смогли объединить степь и Согдиану, открыть великолепные возможности для торговли, а согдийские купцы стали верноподданными тюркских ханов.

Истеми воспитал очень сильного по духу сына Кара-Чурин Тюрк Тардуш-хана. Он позволил своему сыну начать военную карьеру под своим знаменем в 555 г. при первом столкновении тюркютов с эфталитами. В следующем году Истеми-хан разрешил своему сыну покорить южную Джунгарию, после чего Кара-Чурин основал удельное княжество. В 556 г. Истеми-каган взял Кавказ.

Л.Н.Гумилев признает, что Истеми и Кара-Чурин Тюрк были не только полководцами, но и выдающимися администраторами. Утратившие свои силы в постоянных мелких войнах, племена вкусили сладость мирной жизни и получили все возможности для развития своего кочевого скотоводческого хозяйства, что, в свою очередь, привело к возникновению единого тюркского народа.

Истеми-хан скончался в 576 г. После его смерти Кара-Чурин унаследовал верховную власть на западе и титул Тардуш-хана, после чего перестал ходить в дальние походы.

 


Тоныкок

(приблизительно 646-731 гг.)

 

Имя Тоныкока (Тоньюкука) связано с возрождением восточно-тюркского каганата, восстановлением его независимости в борьбе с Китаем, о чем свидетельствуют древ-нетюркские рунические памятники, письма. По источникам историка Ма Шан-шуа, Тоныкок является представителем племени Сабек Карлыкского государства. В юности, 13 лет живя в столице Китая, он получил блестящее образование. Тоныкок, отличаясь своей мудростью, занимал должность советников при каганах Елтерис, Канаган, Билге. Был соратником реформатора восточно-тюркского государства кагана Кутлуга, который принял титул Эльтериш кагана. При нем Тоныкок был главнокомандующим каганата, заняв после кончины кагана его место. Он отличался навыками хорошего полководца. Руководил многими победоносными военными операциями против тюргешей и китайцев вместе с сыновьями Эльтериша Бильге-каганом и Кюлтегином, возродившими, после возникшего из-за восстания огузов кризиса власти, вторую Тюркскую империю. Тоныкок воевал с китайцами 27 раз, с огузами — 5, с кутонами — 7 раз.

Мудрый Тоныкок после получения независимости от тюргешей и китайцев вел стабильную дружественную внешнюю политику. Он считал, что с соседями надо всегда быть в хороших отношениях. Вел особо важные, судьбоносные переговоры с китайцами, когда от исхода встреч зависел мир между государствами.

Он, наверное, единственный полководец, который оставил о себе след на каменных стелах (памятники ор-хоно-енисейской письменности), где описывается каждый его бой с врагами. По ним историки могут определить силу противников, вооружение, место боя и, конечно же, время сражений.

В орхоно-енисейском тексте имеется надпись в честь Тоныкока, где повествование идет в первом лице. Рассказ о героических военных событиях заканчивается таким образом: "Так как я, мудрый Тоныкок, той земли достиг, желтого золота, светлого серебра, женщин (и) девиц, попон (ковров) (и) драгоценностей без числа было принесено... Мой каган мои, мудрого Тоныкока, рассуждения выслушал и сказал... Я подчинился (ему как) сородичу по мудрости и сородичу по славе".

Заветной мечтой Тоныкока был свободный, независимый от внешних и внутренних врагов тюркский народ.


Кюлтегин

(684-731 гг.)

 

Кюлтегин — сын Кутлуга, имевшего титул Элътериша-каган. Кюлтегин со своим братом Билге остались без отца, когда первому было 7, а второму — 11 лет. В десять лет он получил звание батыра. По настоящему Кюлтегин проявил себя в 694 г., когда был нанесен внезапный удар по китайской армии. Он создал специальный полк, обученный особенным маневрам для борьбы с китайцами. С этого времени его имя окутано легендами. Самым знаменитым походом Кюлтегина является поход против китайской армии под руководством Чача Чжун в 706 г. В Миншской долине, когда ему был 21 год, он сумел одержать победу над непобедимой китайской армией. Лев Гумилев, высоко оценивая боевое искусство армии Кюлтегина, сообщает, что китайцы потеряли 10 тыс. человек. В 708-709 гг. китайская армия вновь начала походы против армии Кюлтегина, которые оказались неудачными.

Кюлтегин был одним из первых, кто участвовал в процессе воссоздания Восточно-тюркского каганата в борьбе с Китаем. Из-за неправильно заданной внешней политики Капаган-кагана Кюлтегину пришлось вести в 709-711 гг. борьбу с кыргызами и тургешами. И в этот раз он одержал победу. Отсутствие Кюлтегина более 4 лет во дворце изменило ситуацию в Караханидском государстве. Вернувшись во дворец, он узнал, что советника кагана Тоныкока и его брата бия Билге Капаган-каган отстранил от власти. Капаган больше думал не о народе, а о своем богатстве, и среди родственных племен начались междоусобицы. Капаган-каган решил избавиться от Кюлтегина, для чего использовал наемных убийц. Но покушение не удалось. Увидев межплеменные раздоры, междоусобицы, посеянные каганом между племенами каганата, батыр задавал себе вопрос: "Ради чего мы боролись. Чтобы видеть, как рушится наше государство?" Междоусобицы, затеяные самим каганом, привели к его смерти. Теперь начались раздоры, бесконечные споры между наследниками Капаган-кагана, тюркские племена, составлявшие Караханидское государство, стали рассыпаться. Кюлтегин, собрав своих приближенных батыров, уничтожил всех наследников Капаган-кагана с помощью военного переворота. После чего срочно вызвал из военного похода своего брата Билге. Предложил ему возглавить государство, обосновывая это тем, что народ его уважает.

Билге долго отказывался от каганства, но Тоныкок с Кюлтегином его уговорили. Действительно, Тоныкок и Билге смогли объединить тюркские племена опять в одно Караханкдское государство. И 15 лет - время правления кагана Билге, советника Тоныкока и полководца Кюлтегина - были периодом расцвета каганства.

В 731 г. в возрасте 47 лет Кюлтегин ушел из жизни. Это было большой потерей для тюркского каганства. На прощание с Кюлтегином пришли правители китайцев, татабов, табгашев, тургешев, киргизов и др. соседних государств. Плакали от горя не только дружественные страны, но и враги.

Кюлтегин, как и Тоныкок, известен благодаря орхоно-енисейским надписям, которые были написаны его братом из любви к нему. Эти надписи представлены в книге И.В.Стеблевой "Поэзия тюрков VI-VIII веков", проследившей поэтическую и мировоззренческую связь кюльтегиновских сочинений с "Кутадгу билиг" Юсуфа Баласугуни и "Диван лугат а-турк" Махмуда Кашгари.

Кюлтегин о человеческой жизни говорил следующее: "Время распределяет небо, сыны человеческие родились, чтобы все умереть". Он обращался и к своим современникам и потомкам, т.е. "тюркскому народу" с призывом хранить единство, избегать раздоров, оберегать как зеницу ока собственную государственность. Знать и управлять, что Юсуф выражает словом "билиг", надо таким образом, чтобы государство было прочным, чтобы в нем царили правопорядок, дисциплина, здоровый нравственный стержень.


Билге-каган

(приблизительно 680-734 гг.)

 

Билге - брат Кюлтегина. В 716 г. Кюлтегин, чтобы покончить с межплеменной войной, затеянной Капаган-каганом, взял в свои руки инициативу и совершил военный переворот, возведя на престол кагана своего брата Билге. После чего Билге назначил главнокомандующим войсками Кюлтегина, а мудрому Тоньжоку, т.е. одновременно своему тестю, который при предыдущем кагане находился в опале, вернул чин бойла бага тархана и должность государственного советника. Таким образом, у власти встал триумвират, принципом которого была борьба против китайской культуры и политического преобладания империи Тан.

Билге-хан, придя к власти, немедленно предложил заключить мир, на что китайцы не только не согласились, но и активизировали военные действия. После гибели Капаган-хана принадлежавшие Китаю телеские племена стали возвращаться к родным кочевьям. Сами китайцы объясняли это авторитетом советника каганата Тоныкока и Билге-хана, Возвращение телесцев восстановило мощь Каганата. Китай готовился к войне. Но это стало невозможным, так как в 714 г. на них напали тибетцы. Тюрки получили возможность передышки.

Для расширения границ и власти кагана в 701 г. Моги-лянь-Тардуш-шад с Кюлтегином предприняли поход к подступам Семиречья на чуиские племена и подчинили их. После этого Билге-каган нанес поражение татабам, отбив коней, вследствие чего тюркская армия стала мобильной и независимой. В это время тюркский тудун Яштар разгромил карлуков. Северная Джунгария перешла в руки тюрок. К концу 717 г. вся степь принадлежала каганату.

Теперь каганат стоял перед выбором: мир или война, Билге-каган, Тоныкок и Кюлтегин предпочли мир, чтобы народ каганата мог прийти в себя от множества войн. Но мир, предложенный Билге-ханом, Китай не принял, считая, что тюрки хотят выиграть время. Принципом стратегии тюрок на ближайшее время стала активная оборона, а принципом политики и идеологии — противопоставление себя Китаю. Благодаря политике "могучей тройки", в 722 г. тюрки разгромили китайцев. По оценке Л.Н.Гумилева: "Победа была одержана как над внешним врагом, так и над внутренним: страна была замирена".

Однако это было достигнуто не столько карательными экспедициями, сколько изменением внутренней политики. Положение самих победоносных тюрок 716 г. не было блестящим. Билге-хан пишет: "Я отнюдь не сел на царство над народом богатым; я сел над народом жалким и низким, у которого не было внутри пищи, а снаружи одежды". Билге-хан отмечает, что он изменил метод обращения с народом: "Я делился огнем и водой с присоединившимися к нам народами" (т.е. старался с ними ладить), а там, где верные эли и верные каганы, я творил добро. Живущие по четырем углам народы я принудил к миру и сделал их не враждебными, все они мне подчинились". Он "поднял к жизни гибнущий народ, снабдил платьем нагой народ, сделал богатым неимущий народ, сделал многочисленным малочисленный народ". Билге-хан все же добился мира с Китаем, хотя китайцы пошли на это очень неохотно. Императору Билге-хан дал в жены свою дочь "с большими почестями", а дочь императора вышла замуж за сына Билге-хана также "с большими почестями". Своей уступчивостью Билге обеспечил своему народу двадцатилетний мир - с 722 по 741 гг.

В 734 г. тюркский вельможа, бывший посол в Китае, которого Сю Ань-цзун в 727 г. богато одарил при встрече, отравил, по наущению китайской стороны, Билге-кагана. Билге-каган, умирая, приказал казнить виновника и весь его род. А китайский император, чтобы подозрение не пало на него, прислал на похороны кагана посла. На престол сел сын Билге-кагана Иоллыг-тегин, который принял власть при единодушном согласии вельмож каганата.


Иоллыг-тегин

(кон. VII - нач. VIII вв.)

 

Иоллыг-тегин - сын Билге-кагана. После смерти отца он сел на престол при единодушном согласии вельмож каганата. Этот человек - писатель, историк, автор текстов двух орхонских надписей, Он продолжил политику своего отца, пытался найти выход из обострившегося положения и отправил в Китай три посольства, несмотря на то, что отравление его отца произошло по заказу китайского императора. Он получил титул - Тенгри-хан. Иоллыг-тегин считал, что лучшее - это покорить все народы, живущие по четырем ушам, склонить их головы и заставить преклонить колени. Как делали предки. Иоллыг всегда был против проникновения китайской культуры в кочевой быт, причем он рассматривал материальную культуру как средство для внедрения китайской идеологии. Иоллыг-тегин писал: "Дав себя прельстить их сладкой речью и роскошными драгоценностями, ты, о тюркский народ, погиб в большом количестве... злобные люди так научали часть тюркского народа, говоря ''кто живет далеко, тому дают плохие дары, кто живет близко, тому дают хорошие дары", этими словами он так научал тебя. И вы, люди, не обладающие мудростью, послушавшись речи и подойдя вплотную, погибли там в большом количестве". За дары в то время нужно было отплачивать военной службой, т.е. идти умирать за чужие интересы вдали от родины. "Ты... тюркский народ, стал бродить по всем странам и там совершенно изнемог и изнурился. Вы же, оставшиеся тогда живыми, по всем странам скитались, то живя, то умирая". Китайцев тюрки называли табгачами. Иоллыг пишет о них следующее: " У народа табгач, дающего нам без ограничения столько золота, серебра, зерна и шелка, речь была сладкой, а драгоценности мягкие; прельщая сладкой речью и роскошными драгоценностями, они совсем сильно привлекали к себе далеко живущие народы. Те же, поселясь вплотную, затем усваивали себе дурное мудрование".

После кончины Иоллыг-тегина в 739 г. престол перешел к его младшему брату Бильге - Кутлуг-хану.

.


Коркут

(IX в.)

 

Создатель кобыза, сказитель, композитор, покровитель поэтов, музыкантов, баксы. Известен литературный памятник XVI в. "Китаби деде Коркут" {"Книга моего деда Коркута"), по которому эпоху Коркута можно отнести к периоду господства огузского эля 1Х-Х вв. Ч.Ч.Валиханов называет его первым казахским шаманом и поэтом. Предания о Коркуте были известны А.Навои, распространены среди тюркских народов, особенно казахов.

По легендам, Коркут родился от Кырмаш (отец) и "светлоокой дочери дива". Его имя носит магический характер. Валихановско-потанинское толкование слова "коркут" произведено от слова "корык" - бояться, устрашать, что подразумевает одно из принципиальных состояний человеческого бытия. Страх перед смертью и бегство от нее - постоянный мотив легенд шаманских народов.

Согласно легендам, Коркут смастерил кобыз, зарезав верблюда. На фоне музыкального звучания кобыза он проводил заговоры, заклинания. По Коркуту, люди должны оставаться людьми и сохранять человечность. Самое страшное для человека - потеря человечности. "Дому, куда не приходит гость, лучше обрушиться, горьким травам, которые не ест конь, лучше бы не вырасти; горьким водам, которые не пьет человек, лучше бы не течь; грубому сыну, от которого нет славы имени отца, лучше бы не выходить из спинного хребта отца, не входить в чрево матери, не рождаться на свет". "Сколько бы человек не хотел, больше своей доли ему не съесть". По тем же легендам, Коркут - очень долго путешествовавший человек, и пришедший к мысли, что на родине все же лучше, чем на чужбине. Основным его другом в путешествиях была сказочная верблюдица Желмая.

"Китаби деде Коркут" - письменный эпический памятник огузских племен, которые позднее вошли в состав многих тюркских народов. Книга написана на общем для огузско-кыпчакских племен языке и повествует о жизни огузов. Она известна в двух записях: Дрезденская рукопись из 12 сказаний, и Ватиканская рукопись из 6 сказаний. Каждое сказание имеет собственный сюжет и в каждом из них главным героем представлен Коркут ата - мудрец, вождь племени, предсказатель судеб, В конце каждого сказания в честь Коркут ата воздается хвала. Книга насыщена назиданиями, завещаниями, поговорками, пословицами, изречениями, крылатыми словами.

Следы данного эпоса обнаруживаются на древней родине огузов - в Центральной Средней Азии, легенды о Коркут ата сохранились среди казахов, кыргызов и многих тюркских народов.

В книге очень много географических названий и слов, знакомых даже современным казахам. Все это свидетельствует о тесной связи книги с территорией современного Казахстана, на которой проживали различные тюркские племена, впоследствии вошедшие в состав казахского этноса. "Китаби деде Коркут" является литературным, историческим памятником тюркских народов.

Полный перевод памятника на русский язык осуществил В.В.Бартольд в 1922 г., но опубликован он был только в 1962 г. Перевод на казахский язык был осуществлен казахскими учеными, А.Маргуланом, Н.Келимбетовым и А.Коныратбаевым в 1986 г.

По легендам, по просьбе самого Коркут ата на его могилу был положен кобыз, тихо звучавший при порывах ветра во все времена. Архитектурный памятник в честь Коркут ата сооружен в 1980 г. у разъезда Коркут, в 18 км от пгт Жусалы Кызылординской области. Авторы памятника - арх. Б.А.Ибраев и физик С.И.Исатаев. Памятник представляет собой 4 вертикальные стелы высотой 8 м. Каждая стела ориентирована по сторонам света и по форме напоминает кулыптас. В центральной части, где находятся раструбы, имеется орган из 40 металлических труб, издающий при ветре звуки, напоминающие звучание кобыза.


Абу Насыр аль-Фараби

(870-950 гг.)

 

Аль-Фараби родился в 870 г. в городе Фараб, что находится на берегу реки Сырдарьи при впадении в нее реки

Арыс. Полное имя Аль-Фараби - Абу-Насыр Мухаммед Ибн Мухаммед ибн Узлаг ибн Тархан Ал-Фараби, т.е. отец - Узлаг, прадед - Тархан. Место его рождения - древний казахский город Отрар - арабы называли Барба Фа-раб, т.е его имя переводится как Абу Насыр - выходец из Фараба. Сейчас данный город находится на территории Шаульдерского района Шымкентской области.

Крупный ученый, немецкий востоковед Ф.Дитерици отмечал величие и уникальность Аль-Фараби как философа, ученого-энциклопедиста, одного из главных представителей восточного аристотелизма, при жизни получившего прозвище "Второй учитель" (т.е. после Аристотеля). Естественно-научное образование получил в Багдаде, Халебе (Алеппо). Астрономия, логика, теория музыки, математика, этика, медицина, психология и право - вот перечень его интересов. Автор около 160 трактатов, охватывающих самые различные отрасли знаний.

Фараби побывал практически во всех городах, связанных с исламом и арабским халифатом. Последние годы своей жизни он провел в Алеппо и Дамаске, пользуясь покровительством Сайф ад-Давля Хамдани, но предпочитал жить вдали от дворцовой суеты. Фараби скончался в Дамаске в возрасте 80 лет и похоронен за Малыми воротами. Он переработал достижения общетеоретической мысли, создал свою оригинальную философскую концепцию (учение об обществе, этике, эстетике). Смелость его философских воззрений входила в определенное противоречие с общественным мнением. Фараби смог сблизить и синтезировать в своем творчестве достижения арабской, греческой, персидской, индийской и тюркской культур, что можно заметить в крупном труде "Китаб аль-музык аль-кабир" ("Большой книге музыки"). Он стремился систематизировать и знания своего времени, что нашло отражение в трактате "Слово о классификации науки". Фараби мечтал нести знания в народ, соединить просвещение с развитием в людях человечности. "Тому, кто стремится к истокам науки, мудрости, необходимо (с малых лет) быть доброго нрава, воспитанным наилучшим образом, изучить Коран и науки Закона в первую очередь. Быть благоразумным, целомудренным, совестливым, правдивым, отталкивающим порок, разврат, измену, ложь, уловки. Быть свободным умом от интересов пропитания, приближаясь к выполнению законных назначений, не нарушая опоры законных основ и ни одного из правил сунны и шариата. Стремиться к возвышению в науке и учению, не избирая науку ради нескольких достижений и приобретений, не делая ее средством приобретения материальных благ".

Отдавая приоритет политической этике и философии, поскольку благодаря им возможно достижение подлинного счастья, Фараби противопоставляет добродетельный город невежественным городам. Рассуждает о пути к счастью и достойной жизни, о природе человека, об интеллектуальном и этическом совершенстве, об идеале правителя в трактатах "Афоризмы государственного деятеля", "Гражданская политика", "О достижении счастья", которые еще не изучены глубоко. По Фараби, счастье - это абсолютное благо. Человек часто полагает, что какие-то вещи (деньги, слава, полезное и тому подобное) являются основой жизни. Но осознать, что такое счастье, сделать его целью и неуклонно идти к нему невозможно без совершенствования разумной теоретической части души. На это способны только мудрецы. Хотя большинство людей представляют счастье в воображаемых образах.

Центральное место в этической концепции Фараби занимает категория добра. Мыслитель в "Социально-этических трактатах" считал, что добро, являясь атрибутом сущности, заключено в самой материи, а зло, в отличие от добра, связано с небытием. В "Большом трактате о музыке" исследует вопросы "науки музыки" (от характеристики структуры музыкального звука и вплоть до связи музыки с поэзией). Мыслитель в своих музыковедческих трудах всесторонне обосновал положение о положительных свойствах музыки и ее воспитательной роли. Фараби анализирует различные степени таланта человека, проявляющиеся в процессе создания музыки различных жанров. Он полагал, что прекрасное присуще самой действительности, оно - отражение реально существующих явлений бытия, социальной жизни.

Мыслитель считал интеллект одним из необходимых атрибутов деятельности человека. Разум покажет бессмысленность раздоров (войн) между народами, и они "должны прийти к соглашению" ради достижения "наивысшего блага", т. е. счастья и мира на земле. Ради достижения реального счастья Фараби призывал людей к самосовершенствованию путем постоянного поиска и обучения. В "Социально-этических трактатах" ученый писал, что только "благодаря нраву от человека исходят безобразные и прекрасные действия".

Философ в "Китоб фи ихсо аль-улум ва ат-таьриф" ("Книга о классификации и определении наук") выдвинул свою окончательную классификацию средневековой науки, весьма своеобразную: "С помощью этой книги человек сможет сопоставить науки между собой и узнать, какая из них достойнее, полезнее, совершеннее, достовернее и сильнее, а какая - слабее, менее значительна".

 


Юсуф Баласугун

(1017-1075 гг.)

В целом биографические сведения о Юсуфе Баласугуне очень скудны. Юсуф родился в городе Баласугун в 1017 г. н.э., известном под именем Куз-Орду, месторасположение которого не установлено с достаточной степенью достоверности. Существуют две версии местонахождения этого города. Согласно первой, это в Семиречье, в Чуйской долине, неподалеку от современного города Токмака, по второй - на территории Жамбылской области, на возвышенности Актобе. По различным источникам, город Баласугун был торгово-ремесленным центром государства Караханидов. Социально-экономической основой каганата было смешанное хозяйство, как оседлое, так и кочевое. В целом Юсуф был выходцем из определенной культурной зоны, охватывающей Отрар, Шаш (Ташкент), Тараз, Чуйскую долину, Прииссыккулье, Фергану, Кашгари. В культурно-языковом отношении Юсуф Баласугун - общий предок тюркоязычных народов.

Образование получил в Фарабе (Отраре), Кашгаре и Бухаре. В совершенстве владел арабским и персидским языками. Свою знаменитую философско-дидактическую поэму "Кутадту билиг" ("Благодатное знание") Юсуф Баласугуни посвятил Табгач-Богра-Кара-Хакан-Али Хасану из династии Караханидов, за что поэту было пожаловано звание хасс-хаджиба, т.е. министра двора. Текст данной поэмы в полном объеме был введен в научный оборот В. В.Радловым в 1891-1900 гг. Вместе с переводом текста на немецкий язык был приложен и оригинал. В 1896 г. "Кутадгу билиг" был переведен на узбекский язык К.Керимовым. Вольный перевод книги под названием "Наука быть счастливым" сделан Н.Гребневым в 1971 г. На русском языке под названием "Благодатное знание" полный текст книги представил вниманию читателей С.Н.Иванов в 1983 г. На казахский язык "Кутадгу билиг" переведен А.Егеубаевым в 1986 г.

Поэма Юсуфа "Кутадгу билиг" является энциклопедическим произведением на тюркском языке. То, что при написании работы автор руководствовался политическими мотивами, видно невооруженным глазом. Он стремился научить династию караханидов управлять страной с высокоразвитыми оседлыми районами, такими, как Маверан-нахр, Восточный Туркестан. Конечно, данное произведение - не только политический трактат, оно включает в себя сумму знаний по различным областям науки, культуры средневековой эпохи. Рассматриваются проблемы смысла жизни, предназначения человека, его места и роли в мире. При всем этом мировоззрение Баласугуни имеет троякие корни: философские, шаманские и исламские.

Выражение философии с помощью поэзии было средневековой, восточной традицией. Вторым пластом, определяющим мировоззрение Юсуфа, являются разнородные доисламские верования. Явно выделяются языческие шаманистские представления. Определенное место занимает и исламская идеология. Интересна оценка, данная А.Н.Кононовым и С.Н.Ивановым по этому поводу: "Поэма "Благодатное знание" Юсуфа Баласагунского является первым, старейшим и пока единственным сочинением на одном из тюркских языков, основанным на мусульманской идеологии и пропагандирующим эту идеологию".

Хочется привести мысли Баласугуни о категориях добра и зла: "Были бы добрые в силе, а злые слабы - мы б от тяжких раздумий не хмурили лбы, если бы в мире законом была справедливость, не роптали бы мы на превратность судьбы".

Книга содержит детали быта кочевников и охотничьего обихода, где встречаются изречения, пословицы и фразеологические обороты.

 


Махмуд Кашгари

(1029-ПО1 гг.)

Махмуд Кашгари - полное имя - Махмуд ибн аль-Хусейн ибн Мухаммад. Он считается одним из выдающихся среднеазиатских филологов XI в. Махмуд Кашгари - представитель высших кругов караханидской знати. Отец - Хусейн ибн Мухаммад, внук завоевателя Маве-раннахра Богра-хана, был эмиром Барса-хана (южный берег оз. Иссык-Куль), затем переселился в Кашгар. Там получил образование, продолжив его в Бухаре и Нишапу-ре. В процессе обучения проявил интерес к языкам, фольклору, этнографии, географии, расселению, менталитету тюркских народов. Накопленный опыт и наблюдения он обобщил в своем славном труде "Диван лугат ат-турк" ("Словарь тюркских наречий"). Этот труд автора является энциклопедией тюркских народов раннего средневековья. В нем заключены ценные, в некоторых случаях и единичные, сведения о многочисленных тюркских племенах XI в. Словарь содержит этнонимы, топонимы, термины родства, различных должностных лиц, названия блюд и напитков, домашних и диких животных, птиц, месяцев и дней недели, народный календарь, названия лекарственных средств, астрономические, военные, медицинские, религиозные и др. термины. Запечатлены этические нормы и ценности, нормы поведения, мировосприятие тюркских народов того времени. Есть важные сведения об историко-культурных связях между различными племенами, упоминания о некоторых исторических событиях, имевших место на территории Казахстана и Средней Азии. Например, о походе Ескендира (Александра Македонского). Большой интерес для исследователей представляет сохранившаяся в сочинении самая старая тюркская карта мира. Книга содержит более 400 пословиц, поговорок и устных наречений. Примерно она была составлена Махмудом Кашгари в 1072-1074 гг. и посвящена халифу Аль-Муктади.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 401; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.152.251 (0.069 с.)