Нурпеис байганин (1860-1945 гг. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нурпеис байганин (1860-1945 гг. )



Уроженец Актюбинской области. Мать Нурпеиса - Умит была прекрасной певицей, домбристкой и акыном. Она часто выступала в айтысах - состязаниях поэтов-импровизаторов. Именно у матери Нурпеис научился пению, с раннего детства обнаружил сильное влечение к игре на домбре и импровизации. Очень скоро за ним закрепилось прозвище "бала-жыршы" - "мальчик-певец". Нурпеис слушал лучших акынов своего времени, запоминал наизусть их произведения. С юных лет вошли в исполнительский репертуар Нурпеиса песни и сказания акынов Западного Казахстана: Абыла, Байтака, Шернияза, Нурыма.

С 17 лет Нурпеис становится профессиональным акыном. Он вступает в состязания с известными акынами и выходит победителем. Он совершает обычные для всех акынов поездки по аулам, и скоро его имя приобретает широкую известность не только в родных местах, но и на Южном Урале, по течению Сырдарьи, в Каракалпакии, Хиве, Туркмении. Прекрасное знание казахского народного эпоса делает его исполнение неистощимым. Акын не ограничивается простым перепевом эпических поэм - он перерабатывает их, обогащает своими оригинальными образами. Таким путем создаются в вариантах Нурпеиса эпосы "Қобланды", "Орақ-Мамай", "Қарасай-Қази", "Ер-Тарғын", "Алпамыс". Из 26 вариантов эпоса "Қобланды" самым объемным является вариант в исполнении Н.Байганина - 9300 строк, записанный в 1940 г. его секретарем А.Ескендировым.

С 1917 г. Нурпеис становится пламенным певцом-агитатором повстанцев. Расширились тематика и творческий метод его сюжетных песен. Сказочное прошлое сменилось действительностью, авторизованные перепевы народного эпоса перешли в произведения о героизме и повседневном быте. Он создал поэму "Аккенже", в которой в трогательных образах рассказал историю загубленной молодой жизни.

В 30-х гг. Н.Байганин работал в различных учреждениях, выступал агитатором и организатором колхозов. В 1938 г. Байганин впервые приезжает в Алматы на празднование 75-летия Жамбыла Жабаева. С этого времени все произведения Байганина стали записываться его первым личным секретарем А.Ескендировым, благодаря которому до нас дошли лучшие произведения акына. В этом же году Байганин написал поэму "Комиссар Пожарский", в которой запечатлел образы 11 защитников Родины, сумевших остановить самураев.

В 1939 г. акын участвует в работе П-го съезда писателей Казахстана, становится членом Союза писателей. Байганин - участник республиканского слета акынов. Его с группой делегатов посылают на ВДНХ в Москву. Во время выставки стихи Байганина, переведенные на русский язык, передавались по всесоюзному радио.

В этом же году Байганину было присвоено звание "Заслуженный деятель искусств Казахстана", акын был награжден Грамотой Президиума Верховного Совета Казахской ССР. В тот же год поэта избрали депутатом первого областного Совета, первую сессию которого он открыл посвящением.

В 1940 г. акына за общественную деятельность награждают орденом "Знак почета". Этому событию посвящено стихотворение "Песнь радости". Знаменитое стихотворение "Седовцы" поэт посвятил героям 812-дневного дрейфа корабля "Седов",

Плодотворным оказался последний период его творчества - годы войны. В этот период произведения акына посвящены борьбе за свободную и прекрасную жизнь. Он прославляет народный героизм в эпосах, пишет патриотические стихотворения и поэмы о подвигах отдельных героев, о реальных событиях на фронте. Известные произведения этого периода - "Песнь о герое", "Сыну - герою", "За победу", "Казахстан - фронту" и другие - Байганин не только словом поддерживает народ в 1руднос время, он ездит по республике в составе агитбригады, поднимая боевой дух тружеников тыла. В июне 1944 г. он создал прощальный гимн Ш. Берсиеву, известному своими трудовыми подвигами.

Нурпеис Байганин не дожил до дня победы ровно месяц. Его именем назван район в его родной области.


Сейтек Оразалыулы

(1861-1939 гг.)

 

Казахский народный композитор, кюйши, один из основателей казахской домбровой школы Сейтек Оразалыулы родился в 1861 г. на территории современного Урдинского района Западно-Казахстанской области.

С раннего детства Сейтек проявил незаурядные музыкальные способности. Его дядя, Султангали, обучил Сейтека игре на домбре. Затем Сейтек постигал искусство исполнения кюев у учеников знаменитого Даулеткерея.

В молодости Сейтек Оразалыулы неоднократно подвергался гонениям и преследованиям со стороны царской власти за то, что высказывал в своих произведениях свободолюбивые идеи. Сейтек несколько лет провел в тюрьмах Урды, Иркутска, Карабайлы, Астрахани и Москвы. В 1897 г. он был сослан на Сахалин как политический заключенный. Ему было предъявлено обвинение в связях с русскими революционно настроенными рабочими. К этому периоду его жизни относятся кюи "Отчаяние", "Надежда", "Ссылка".

После возвращения из ссылки в 1905 г. Сейтек создает такие кюи, как "Разиз", "Жоктау", "Сарыдала", посвященные тяжелым утратам, которые пережил композитор: умерли его мать, сын и лучший друг.

Сейтек воспел в своих кюях революцию 1905-1907 гг. и народно-освободительное восстание 1916 г. (кюи "Шестнадцатый год").

Октябрьская революция 1917 г. вдохновила Сейтека на создание кюев "Партсъезд", "17-й год", "Свобода".

Сейтек активно участвовал в преобразованиях, начатых Советской властью. Он стал членом комитета бедняков аула Шонай Урдинского района.

Известность Сейтеку принесли его патриотические кюи "Марш", "80 храбрых" и ряд других.

Сейтек Оразалыулы выступал со своими кюями на ВДНХ в 1923 г.; во время декады, посвященной 10-летию Октябрьской революции в 1927 г., он исполнил свой кюи 'Тойбастар".

Композитор в своих кюях воспел красоту души, отразил бесправное положение народа, его скорбь и гнев.

Сейтек стал первым, кто использовал основную струну домбры при исполнении кюев. Именно благодаря этому приему его произведения звучали выразительно и неповторимо. Сейтек, наряду с казахскими мотивами, использовал в своих произведениях туркменскую, русскую, украинскую и калмыцкую мелодику. Кюи Сейтека Оразалыулы вошли в сборник А.В.Затаевича "1000 песен казахского народа" под названием "Песни Сейтека".

Его кюй "Заман-ай", являющийся вершиной творчества композитора, использован в симфонической поэме Г.А. Жубановой "Батырлык".

Многие кюи Сейтека, такие как "Арлалыс", "Айман", "Шарипа", "Карашаш", "Пять девушек", "Кекала ат" и другие, вошли в репертуар Государственного оркестра казахских народных инструментов им. Курмангазы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.187 (0.007 с.)