Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нурпеис байганин (1860-1945 гг. )
Уроженец Актюбинской области. Мать Нурпеиса - Умит была прекрасной певицей, домбристкой и акыном. Она часто выступала в айтысах - состязаниях поэтов-импровизаторов. Именно у матери Нурпеис научился пению, с раннего детства обнаружил сильное влечение к игре на домбре и импровизации. Очень скоро за ним закрепилось прозвище "бала-жыршы" - "мальчик-певец". Нурпеис слушал лучших акынов своего времени, запоминал наизусть их произведения. С юных лет вошли в исполнительский репертуар Нурпеиса песни и сказания акынов Западного Казахстана: Абыла, Байтака, Шернияза, Нурыма. С 17 лет Нурпеис становится профессиональным акыном. Он вступает в состязания с известными акынами и выходит победителем. Он совершает обычные для всех акынов поездки по аулам, и скоро его имя приобретает широкую известность не только в родных местах, но и на Южном Урале, по течению Сырдарьи, в Каракалпакии, Хиве, Туркмении. Прекрасное знание казахского народного эпоса делает его исполнение неистощимым. Акын не ограничивается простым перепевом эпических поэм - он перерабатывает их, обогащает своими оригинальными образами. Таким путем создаются в вариантах Нурпеиса эпосы "Қобланды", "Орақ-Мамай", "Қарасай-Қази", "Ер-Тарғын", "Алпамыс". Из 26 вариантов эпоса "Қобланды" самым объемным является вариант в исполнении Н.Байганина - 9300 строк, записанный в 1940 г. его секретарем А.Ескендировым. С 1917 г. Нурпеис становится пламенным певцом-агитатором повстанцев. Расширились тематика и творческий метод его сюжетных песен. Сказочное прошлое сменилось действительностью, авторизованные перепевы народного эпоса перешли в произведения о героизме и повседневном быте. Он создал поэму "Аккенже", в которой в трогательных образах рассказал историю загубленной молодой жизни. В 30-х гг. Н.Байганин работал в различных учреждениях, выступал агитатором и организатором колхозов. В 1938 г. Байганин впервые приезжает в Алматы на празднование 75-летия Жамбыла Жабаева. С этого времени все произведения Байганина стали записываться его первым личным секретарем А.Ескендировым, благодаря которому до нас дошли лучшие произведения акына. В этом же году Байганин написал поэму "Комиссар Пожарский", в которой запечатлел образы 11 защитников Родины, сумевших остановить самураев.
В 1939 г. акын участвует в работе П-го съезда писателей Казахстана, становится членом Союза писателей. Байганин - участник республиканского слета акынов. Его с группой делегатов посылают на ВДНХ в Москву. Во время выставки стихи Байганина, переведенные на русский язык, передавались по всесоюзному радио. В этом же году Байганину было присвоено звание "Заслуженный деятель искусств Казахстана", акын был награжден Грамотой Президиума Верховного Совета Казахской ССР. В тот же год поэта избрали депутатом первого областного Совета, первую сессию которого он открыл посвящением. В 1940 г. акына за общественную деятельность награждают орденом "Знак почета". Этому событию посвящено стихотворение "Песнь радости". Знаменитое стихотворение "Седовцы" поэт посвятил героям 812-дневного дрейфа корабля "Седов", Плодотворным оказался последний период его творчества - годы войны. В этот период произведения акына посвящены борьбе за свободную и прекрасную жизнь. Он прославляет народный героизм в эпосах, пишет патриотические стихотворения и поэмы о подвигах отдельных героев, о реальных событиях на фронте. Известные произведения этого периода - "Песнь о герое", "Сыну - герою", "За победу", "Казахстан - фронту" и другие - Байганин не только словом поддерживает народ в 1руднос время, он ездит по республике в составе агитбригады, поднимая боевой дух тружеников тыла. В июне 1944 г. он создал прощальный гимн Ш. Берсиеву, известному своими трудовыми подвигами. Нурпеис Байганин не дожил до дня победы ровно месяц. Его именем назван район в его родной области. Сейтек Оразалыулы (1861-1939 гг.)
Казахский народный композитор, кюйши, один из основателей казахской домбровой школы Сейтек Оразалыулы родился в 1861 г. на территории современного Урдинского района Западно-Казахстанской области. С раннего детства Сейтек проявил незаурядные музыкальные способности. Его дядя, Султангали, обучил Сейтека игре на домбре. Затем Сейтек постигал искусство исполнения кюев у учеников знаменитого Даулеткерея.
В молодости Сейтек Оразалыулы неоднократно подвергался гонениям и преследованиям со стороны царской власти за то, что высказывал в своих произведениях свободолюбивые идеи. Сейтек несколько лет провел в тюрьмах Урды, Иркутска, Карабайлы, Астрахани и Москвы. В 1897 г. он был сослан на Сахалин как политический заключенный. Ему было предъявлено обвинение в связях с русскими революционно настроенными рабочими. К этому периоду его жизни относятся кюи "Отчаяние", "Надежда", "Ссылка". После возвращения из ссылки в 1905 г. Сейтек создает такие кюи, как "Разиз", "Жоктау", "Сарыдала", посвященные тяжелым утратам, которые пережил композитор: умерли его мать, сын и лучший друг. Сейтек воспел в своих кюях революцию 1905-1907 гг. и народно-освободительное восстание 1916 г. (кюи "Шестнадцатый год"). Октябрьская революция 1917 г. вдохновила Сейтека на создание кюев "Партсъезд", "17-й год", "Свобода". Сейтек активно участвовал в преобразованиях, начатых Советской властью. Он стал членом комитета бедняков аула Шонай Урдинского района. Известность Сейтеку принесли его патриотические кюи "Марш", "80 храбрых" и ряд других. Сейтек Оразалыулы выступал со своими кюями на ВДНХ в 1923 г.; во время декады, посвященной 10-летию Октябрьской революции в 1927 г., он исполнил свой кюи 'Тойбастар". Композитор в своих кюях воспел красоту души, отразил бесправное положение народа, его скорбь и гнев. Сейтек стал первым, кто использовал основную струну домбры при исполнении кюев. Именно благодаря этому приему его произведения звучали выразительно и неповторимо. Сейтек, наряду с казахскими мотивами, использовал в своих произведениях туркменскую, русскую, украинскую и калмыцкую мелодику. Кюи Сейтека Оразалыулы вошли в сборник А.В.Затаевича "1000 песен казахского народа" под названием "Песни Сейтека". Его кюй "Заман-ай", являющийся вершиной творчества композитора, использован в симфонической поэме Г.А. Жубановой "Батырлык". Многие кюи Сейтека, такие как "Арлалыс", "Айман", "Шарипа", "Карашаш", "Пять девушек", "Кекала ат" и другие, вошли в репертуар Государственного оркестра казахских народных инструментов им. Курмангазы.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.187 (0.007 с.) |