Базар-жырау Ондасулы Утемисов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Базар-жырау Ондасулы Утемисов



(1842-1911 гг.)

 

Знаменитый казахский поэт-сказитель Базар-жырау Утемисулы родился в 1842 г. на территории нынешнего Кармакчинского района Кызылординской области.

С детства воспитывался родственником по линии матери Утемисом и до 16 лет пас байский скот. С шестнадцатилетнего возраста Базар-жырау получил известность как акын-импровизатор.

Не раз за свои свободолюбивые стихи и песни Базар-жырау оказывался в тюрьмах Ургенча и Казалинска. Базар-жырау много путешествовал по Средней Азии, посетил Хиву, Бухару и многие другие города.

Базар-жырау не относился к числу придворных поэтов. Темой большинства его произведений были зарисовки из жизни простого народа, который любил и почитал поэта.

Толгау является основным жанром в творчестве Базар-жырау Утемисулы. Кроме того, Базар-жырау написал несколько дастанов ("Мақпал-Сегіз", "Айнатарақ", "Амина қз", "Ахмет-Жүсүп"), которые носят назидательный характер, афористичны по своему содержанию. Темами произведений Базар-жырау ("Тілек", "Азамат", "25", "Жырау", "Жыр күмбезі") выступают нравы эпохи, духовный мир человека, размышления религиозного характера.

Базар-жырау считается преемником Шернияза, Нысанбая, Ешнияза и Будабая, чье творческое наследие он обогатил и приумножил. В свою очередь, такие поэты, как Онгар, Жиенбай, Жорыкбай, Кеншымбай и многие другие являлись учениками Базар-жырау.

Умер Базар-жырау на территории нынешнего Учку-дукского района Самаркандской области Республики Узбекистан, в местечке Жалпактау. В том же месте умер и его отец - Ондас. Основные произведения Базар-жырау "Прислушайтесь, люди", "Стороны бытия", "За подъемом - спуск", "У мертвых нет желаний" и другие собраны только в советское время. Они вошли в сборники "Терме"(1925) и "Қазақтың. әдебиет нұсқалары"(1931).

В 1985 г. вышел сборник произведений Базар-жырау "Стихи и дастаны". Литературное наследие Базар-жырау было собрано и опубликовано благодаря А.Диваеву, А.Маргулану, С.Сейфуллину.

 


Акан Корамсаулы

(1843-1913 гг.)

 

Знаменитый поэт, композитор и певец казахского народа Акан Корамсаулы родился в сентябре 1843 г. на территории современного Володарского района Кокше-тауской области.

Начальное образование Акан получил в ауле, а затем обучался у кзылжарского муллы Ахметуали. Акан начал сочинять музыку и стихи в возрасте 16-17 лет. Тема любви была главенствующей в его ранних произведениях. Наиболее известны его лирические песни "Белое платье", "Қаранар", "Перизат", "Сырымбет", "Ақтоқты" и другие.

Огромное влияние на творчество Акан-сере оказала смерть его любимого скакуна Кулагера, которого убили враги поэта.

Этому событию, происшедшему в середине 80-х гг. XIX в., Акан-сере посвятил множество стихотворений, самое значительное из которых носит название "Құлагер". В нем поэт с горечью говорит об ушедшей молодости, грустит, думая о будущем.

В 90-е гг. XIX в. песни Акан-сере становятся популярными и любимыми в казахском народе. Многие из его песен, написанных в этот период, посвящены тяжелой доле казахов, в них автор подвергает критике духовенство и представителей феодалъно-байской верхушки.

В начале 90-х гг. в Омск прибыл наследник российского престола Николай Романов. Казахская знать, желая угодить будущему императору, преподнесла ему богатые подарки. Акан-сере в своей песне "Балқадиша" высмеял льстивость и лицемерие баев и султанов, стремящихся любой ценой добиться благосклонности своего повелителя.

На 90-е гг. приходится время активного участия Акан-сере в айтысах. Сохранились частичные записи его айтысов с Орынбаем, Нуркеем и другими акынами. Почти в полном объеме сохранился айтыс Акан-сере с Нуркожой. Во время этого состязания Акан-сере завоевал симпатии зрителей тем, что он восхвалял родную землю и родной народ.

Изменениям, которые были вызваны буржуазно-демократической революцией 1905-1907 гг., посвящены стихотворения Акана-сере "Смагулу", "Сурагану" и ряд других.

В результате столыпинских реформ многие казахи терпели лишения и бедствия. Это отображено в некоторых произведениях поэта.

В последние годы жизни Акан-сере главными темами его произведений стали одиночество, тоска человека по родным местам. Наиболее значительными песнями этого периода являются "Мынажат" и "Каратай".

Акан-сере по праву считается одним из наиболее талантливых композиторов казахского народа, оставивших богатое музыкальное и поэтическое наследие. На произведениях, созданных Акан-серс, воспитывалось не одно поколение казахских композиторов и исполнителей.

Многогранный талант акына позволял Акан-сере изображать современную ему действительность, используя жанровое и тематическое разнообразие музыкально-песенного искусства.

Многие песни Акан-сере использованы в операх, пьесах казахстанских композиторов и писателей, они занимают достойное место в репертуаре современных певцов и артистов.

 


Мурат Монкеулы

(1843-1906 гг.)

 

Знаменитый казахский акын Мурат Монкеулы родился в 1843 г. в местечке Каратау, ныне - территория Кзыл-когинского района Атырауской области.

Первоначальное образование получил у аульного муллы, который обучил Мурата арабской грамоте. С раннего детства Монкеулы начал сочинять стихи, и вскоре его прозвали "мальчик-акын".

Встретившись в 1860 г. с акыном Жилкиши, Мурат Монкеулы начинает участвовать в айтысах. Одержал победы над известными поэтами Бала Оразом (1863) и Жаскеленом (1868). Состязался с другими акынами, среди которых можно назвать Калнияза, Жантолы, Тыныштыка, Шолпан и других. Эти айтысы помогли Монкеулы пройти настоящую школу поэтического мастерства.

В своих песнях Мурат Монкеулы обращался к истории, воспевая любовь к родной земле, храбрость и мужество. Наиболее известны его толгау "Во времени обманном, бренном", "Белый сокол - самая благородная из птиц", "О, мир, суетный, скоротечный", "Смерть". В них поэт выражает свой взгляд на жизнь, представляет основы своего мировоззрения. В частности, Монкеулы говорит о скоротечности жизни, об изменчивости бренного мира.

Акын использовал в своих произведениях манеру книжной поэзии. Это касается его стихотворения "Девушка", в котором он создает образ юной красавицы. В стихотворении "Үш қиян" Монкеулы описывает тяжелое положение народа, свои мечты и надежды на его улучшение.

Значительность этого произведения подтверждает то, что в нем отразились идейные противоречия поэта.

Проблеме преодоления родовой отчужденности и вражды посвящено толгау "Сарыарка", в котором поэт призывает казахов смести все пережитки прошлого на пути своего развития.

В поэмах "Қазтуған" и кисса-дастане "Қарасай-Қазы" Мурат Монкеулы освещает исторические события из прошлого казахского народа. Эти произведения посвящены батырам, которых автор показывает пламенными патриотами своего народа, храбрыми и мужественными защитниками родной земли.

В своих произведениях Монкеулы старается использовать приемы и традиции стихосложения, которые передавались из поколения в поколение на протяжении многих веков. В то же время, акын применял прогрессивные способы выражения своих мыслей, стремясь к реалистичности, достоверности и конкретности в создании характеров для своих стихотворений. Мурат Монкеулы внес немалый вклад в развитие казахского литературного языка.

В произведениях Монкеулы ярко отражен протест бедного люда против угнетателей, в частности, против царских властей.

Монкеулы поднимал вопросы огромной важности, и, пытаясь в них разобраться, часто обращался к прошлому своего народа. Именно поэтому в его произведениях очевидна связь между прошлым и настоящим.

 


Ыкылас Дукенулы

(1843-1916 гг.)

 

Знаменитый казахский народный композитор, исполнитель кюев, кобызист Ыкылас Дукенулы родился в 1843 г. на территории ныне Жанааркинского района Жезказганской области.

Отец Ыкыласа, Дукен, прославился как кюйши-виртуоз, что повлияло на то, что его сын рано определился как музыкант. С 7-8-ми лет Ыкылас умел исполнять на кобызе отцовские кюи, а в пятнадцать он уже выступал перед большой аудиторией. Известные акыны Жанак и Шоже дали высокую оценку его музыкальному исполнительскому умению, отметив необыкновенный талант юноши. Знаменитые Таттимбет и Тока также были высокого мнения о даровании юного композитора.

Когда Ыкыласу исполнилось восемнадцать лет, он внес большие изменения в кюи отца, переработав их и подняв к высотам классической формы. Он был первым, кто заставил кобыз звучать чисто и ясно. В девятнадцать лет Ыкылас сочинил свой первый кюи, названный им "Ыкылас-кюй". Уже в этом сочинении можно увидеть элементы виртуозности. Ыкылас смог сочинить кюи, вкладывая в звучание струн кобыза свои самые сокровенные мысли. К кюям, сочиненным Ыкыласом в данный период творчества, относится также кюй "Қоныр".

Первые оригинальные кюи Ыкыласа имеют тесную связь с музыкальным фольклором казахского народа. Они отличаются от других инструментальных произведений необычностью темпа, ритмического построения, в них видна многогранность тематического диапазона, идейного содержания. Автор старается правдиво, без прикрас отображать современную ему действительность, чувства и мысли народа.

Ыкылас создавал как кюи героико-эпического плана, так и произведения философско-лирической направленности ("Аққу", "Жезкиик", "Жалғыз аяқ", "Қамбар-Назым", "Қазан").

Однажды Ыкылас поехал в Омск и встретился там с генерал-губернатором. Во время встречи Ыкылас попросил назначить его аульным старшиной и, к своему удивлению, получил эту должность. Однако вскоре его сместили с поста, но Ыкылас пережил это достаточно легко, продолжая сочинять кюи, в число которых входил и кюй "Жарым патша", посвященный генерал-губернатору.

В его репертуаре присутствовали кюи социально-гражданского характера, в которых Ыкылас высмеивал волостных управителей, представителей царской власти ("Бестөре", "Ерден").

Одним из интереснейших кюев-легенд, сочиненных Ыкыласом для кобыза, и также несущих в себе яркую, жизнеутверждающую идею, является кюи "Аққу".

Когда Ыкыласу было под пятьдесят, он переехал в Старший жуз. Здесь он распространял свои кюи, одновременно слушая кюи для кобыза и сыбызгы, а иной раз и перелагая их для кобыза.

На шестом десятке жизни Ыкылас совсем обеднел. Услышав об этом, его одноплеменники собрали ему помощь, т.к. Ыкылас до конца своих дней пользовался большим уважением народа. В 1916 г. Ыкылас скончался.

Музыкальное наследие Ыкыласа очень богато. Его кюи использованы композиторами Казахстана в их произведениях, а также переложены для кобыза с фортепиано. Ыкылас - один из основателей кобызовой традиции.

Среди учеников Ыкыласа были такие известные мастера народного творчества, как Сугур, Ашай, Айкен и другие.

 


Абай Кунанбаев

(1845-1904 гг.)

 

Великий казахский поэт и просветитель Абай Кунанбаев родился 10 августа 1845 г. в Чингисских горах Семипалатинской области (ныне Абайский район Семипалатинской области).

Начальное образование Абай получил дома, а затем он пять лет обучался в медресе семипалатинского имама Ахмет-ризы. Именно там будущий поэт стал увлекаться чтением классиков восточной литературы. Наряду с этим, Абай начинает интересоваться русским языком и русской культурой. Но ему не суждено было закончить учение в городе. Отец вернул его в аул и стал приучать к будущей деятельности в качестве главы рода.

Когда Абаю было двадцать восемь лет, произошел его окончательный разрыв с отцом. После этого он углубляется в изучение русской классической литературы и поэтического творчества народов Востока.

Абай начал сочинять стихи с двенадцати лет, но сохранились и дошли до наших дней лишь несколько произведений, написанных им в этот период. На тридцать пятом году жизни Абай снова возвращается к поэзии, продолжая, как и в юношеские годы, подписывать свои стихи чужим именем. Лишь летом 1886 г. Абай впервые поставил свою подпись под стихотворением "Лето".

Необычайно многогранна личность Абая, который был не только поэтом, но и музыкантом, философом, просветителем и общественным деятелем. Литературное наследие Абая огромно, оно включает в себя стихи, поэмы, переводы и беседы с читателем ("Қарасөз", или "Слова назидания")- Абай стал первым казахским поэтом, который перевел Пушкина, Лермонтова и Крылова. Благодаря его пересказам, в степи стали популярными поэмы классиков Востока: "Шахнаме", "Лейли и Меджнун", "Кер-оглы" и другие. Используя русские тексты, Абай переводил классиков западноевропейской литературы: Шиллера, Гете, Байрона, Гейне, Мицкевича.

Главный этико-философский труд Абая - "Слова назидания", который поэт писал в течение восьми лет, представляет из себя анализ современного поэту казахского общества второй половины XIX в. В нем Абай затрагивает проблемы, которые, по его мнению, не давали казахскому народу выйти из темноты веков. В то же время, "Слова назидания" полны веры и надежды на то, что трудные времена останутся - позади и казахи займут достойное место среди других народов.

В своих стихах Абай воспевает красоту родной степи, трудолюбие и мудрость своего народа, призывает его к борьбе за свои права, к просвещению для всех.

Поэмы "Ескендір", "Мақсұт", "Сказание об Азиме", написанные Абаем, явились следствием оригинального подхода поэта к культуре Ближнего Востока.

Общественная деятельность Абая была связана, в основном, с выполнением функций волостного. Занимая этот пост, он старался выносить справедливые и беспристрастные решения по многим делам.

Творческое наследие Абая включает в себя также музыкальные произведения, написанные поэтом к своим стихам. В основном это мелодии к его переводам отрывков из пушкинского "Евгения Онегина", которые, благодаря поэту, стали популярными в казахском народе.

Имя Абая для многих людей на всех континентах стоит вровень с именами Шекспира, Гете, Пушкина и Мольера. Благодаря его произведениям, казахский народ прошел путь из пустынных веков прошлого к светлому будущему. Основоположник казахской классической литературы, Абай стал духовным проводником своего народа, а созданные им произведения не потеряли своей актуальности и в современных условиях независимого развития Казахстана. Признанием его таланта и заслуг перед всем человечеством стало объявление ЮНЕСКО 1995 г.- годом Абая.

 


Жамбыл Жабаев

(1846-1945 гг.)

 

Выдающийся казахский поэт-импровизатор, Жамбыл Жабаев родился 28 февраля 1846 г. на территории нынешнего Жамбылского района Алматинской области.

У Жамбыла не было возможности получить образование, но благодаря своему умению анализировать увиденное и выражать свои мысли в стихотворной форме он и его песни становятся известными всей казахской степи, когда поэту только исполнилось 16 лет.

С этого времени Жамбыл становится постоянным участником песенных состязаний-айтысов. Многие из его айтысов с казахскими и кыргызскими акынами вошли в сокровищницу казахского устного народного творчества. Наиболее известны айтысы Жамбыла с Бактыбаем, Айкумыс, Сарыбасом, Шашубаем и Кулмамбетом. В этом ряду выделяется айтыс Жамбыла со знаменитым Куланаяном Кулмамбетом. После победы над Кулмамбетом, которого он победил благодаря тому, что прославлял не правителей своего рода и волостных старшин, а людей, защищающих интересы всего казахского народа, Жамбыл стал самым почитаемым и популярным акыном своего рода. Будучи продолжателем традиций, заложенных в творчестве знаменитого акына Суюнбая, Жамбыл в своих произведениях выражал надежды и чаяния простого народа, прославлял подвиги батыров, выступал непримиримым противником феодального гнета и насилия.

Славу поэту принесли его музыкальные переложения отрывков из кыргызского героического эпоса "Манас", восточных поэм "Шахнаме", "Кероглы" и "Тысяча и одна ночь".

Айтысы и стихи Жамбыла дооктябрьского периода почти не сохранились, осталась лишь та их часть, которая передавалась устно из поколения в поколение. Из тех, что сохранились, наиболее известны: "Моему отцу", "Шабдану", "Шалтабаю", "Кали", "Мулле Байзаку" и другие.

Жамбыл принимал самое активное участие в национально-освободительном движении, начавшемся в казахской степи в 1916 г, Своими стихами поэт вдохновлял участников этого движения на новые выступления против реакционного царского режима. К этому периоду относятся его поэмы "Тиски царского указа" и "Зловещий указ".

Октябрьскую революцию 1917 г. Жамбыл встретил восторженно. Поэт стал очевидцем обновления всех сторон жизни казахского народа, и эти события вызвали у него прилив сил и желание помочь строительству нового общества.

В 1919 г. Жамбыл принял участие в слете акынов Семиречья. В 1934-м выступление Жамбыла на 1-м республиканском съезде мастеров искусств подтвердило то, что он является поистине народным поэтом. Во время проведения Декады казахской литературы и искусства в 1936 г. в Москве, и торжеств, посвященных 750-летию поэмы "Витязь в тигровой шкуре" годом позже в Тбилиси, Жамбыл, которому исполнилось 90 лет, поднял на более высокую ступень славу казахской поэзии. В 1938 г. поздравления Жамбылу по случаю 75-летия его поэтической деятельности прислали Р.Роллан, М.А.Нексе, К.Причард, М.Шолохов и другие знаменитые писатели того времени.

Стихотворения "Ленинградцы, дети мои!", "Москва" и другие произведения, написанные Жамбылом в годы Великой Отечественной войны, внесли большой вклад в достижение победы, способствовали сплочению тружеников тыла с фронтовиками.

Жизнь Жамбыла Жабаева, охватившая почти столетие, была подчинена одной цели - служению интересам родного народа, в памяти которого великий акын навсегда останется воистину "Гомером XX века", непревзойденным мастером слова.

 


Шакарим Кудайбердиев

(1858-1931 гг.)

 

Казахский поэт, просветитель, композитор и переводчик Шакарим Кудайбердиев родился 24 июля 1858 г. в селе Караул нынешнего Абайского района Семипалатинской области.

Рано оставшись без родителей, Шакарим воспитывался у своего двоюродного дяди - великого казахского поэта и просветителя Абая Кунанбаева.

Начав писать стихи с раннего детства, Шакарим на протяжении всей жизни старался использовать в своем творчестве традиции, заложенные в казахской литературе Абаем. Поэтому Щакарим по праву считается его преемником, продолжавшим нести идеи просвещения в широкие народные массы.

Щакарим получил хорошее для того времени образование. Особое внимание Шакарим уделял изучению восточной и западной классической литературы. Он овладел арабским, персидским, тюркским и русским языками.

В своих ранних произведениях Шакарим призывал молодежь учиться у Абая ("О молодости", "О старости", "Давайте, молодежь, найдем свою дорогу"), выступал за чистоту нравов ("Жизнь", "Обидчики", 'Страстность", "Балагур"), воспевал искренние чувства, человечность, стремление к знаниям ("Молодежи", "Сокровенное", "Истинная святость"). Шакариму Кудайбердиеву были чуждыми нравы и мораль той среды, из которой он произошел, он глубоко переживал из-за раздоров между родами и племенами, социального неравенства, существовавшего в казахском обществе. Все это Шакарим выразил в своих поэмах "Қалқаман-Мамыр" (1888), "Еңлік-Кебек" (1891), "Айсұлу-Нар-тайлақ", "Царь Крез", романе "Әділ-Мәрия".

В 1905-1906 гг. Щакарим совершил хадж. В течение этой поездки поэт делал остановки в Париже и, по одной из версий, в Стамбуле. На основе материала, собранного в библиотеках этих городов, Шакарим написал и опубликовал книги "Родословная" и "Основы мусульманства", посвященные истории казахского народа.

В поэме "Лейди и Меджнун" (1907) Шакарим обратился к широко известным в восточной литературе сюжетам, воспевавшим любовь и страсть, которые, в то же время, не выходили за рамки нравственных устоев патриархального общества.

С надеждой встретил Щакарим Кудайбердиев Октябрьскую революцию 1917 г., посвятив ей стихотворения "Взошла заря свободы" и "Реет знамя свободы".

Несмотря на то, что творчество Шакарима пользовалось в народе большой популярностью, он был обвинен в пособничестве классовым врагам Советской власти и арестован. Вскоре Шакарима освободили. Однако в 1931 г. поэт был предательски убит. Шакариму Кудайбердиеву принадлежат философский трактат "Уш анык", многочисленные переводы лучших образцов восточной и русской литератур. Он осуществил стихотворное переложение повестей А.С.Пушкина "Дубровский" и "Метель", перевод рассказов Л.Н.Толстого, поэм Физули и Хафиза.

Шакарим Кудайбердиев является крупным поэтом и мыслителем, талантливым последователем и продолжателем реалистических традиций великого Абая. Творчество Шакарима отличается широтой диапазона; для него характерны мотивы радости, оптимизма и веры в лучшую долю для народа.

Его наследие многогранно: им написано множество книг по философии, этнографии, этике, истории и религии. Шакарим был талантливым ученым и композитором.

 


Казангап Тлепбергенулы

(1854-1921 гг.)

Казахский народный композитор и исполнитель кюев Казангап Тлепбергенулы родился в 1854 г. на территории нынешнего Челкарского района Актюбинской области.

С детства Казангап проявлял интерес к песням и кюям. Его отец, заметив это, изготовил для сына домбру. На формирование жизненного мировоззрения и творческого кредо Казангаш Тлепбергенулы оказали влияние его встречи со многими известными композиторами и исполнителями казахской степи. Казангап, путешествуя по Казахстану, посетил такие города, как Актюбинск, Костанай, Оренбург, Троицк, Челкар, где он выступал перед народом. Эти выступления помогали Казангапу развивать свое композиторское и исполнительское мастерство.

Первый свой кюй Казангап создал в 1875 г., и назвал его "Гнедой конь". В 1894-95 гг., странствуя по Мангыстау, Казангап сложил кюй "Приди, славный багыр", носивший отпечаток влияния туркменской музыки.

Произведение, в создании которого принимал участие Казангап, - фундаментальный цикл кюев "Ақжелең". Этот цикл представляет из себя комплекс инструментальной музыки, состоящий из кюев различных композиторов. 62 кюя принадлежат самому Казангапу, и отличаются художественным совершенством, глубиной идейного содержания и необычностью ритмико-интонационного построения. На основе кюев данного цикла, отвечающих своим названиям и содержанию, Казангап создал "Заглавный кюй", объединяющий все кюй в единое целое.

Серия кюев "Жыры" занимает значительное место в творчестве Казангапа. Из этой серии наиболее известны: "Ногайский жыр-кюй", "Кюй скорби", "Жыр-кюй Бекета" и другие.

Тематика кюев Казангапа разнообразна. Многие произведения композитора прославляют человеческое достоинство ("Большой Каратос", "Балжан", "Малый Кара-тос"), другие описывают лирические переживания ("Непостоянство мира", "Петля", "Не жалоби меня"), или животный мир ("Майқоңыр", "Кеқіл", "Бөгелек").

События 1916 г. отображены в ряде кюев Казангапа ("Окопы", "Остался в народе", "Айтыс").

Кюй "Моя эпоха", "Красный караван", "Учитель", "Красная юрта" посвящены событиям Октябрьской революции 1917 г. и преобразованиям советского периода. Кюй "Учитель" выдержан в ритме марша.

Несмотря на свой возраст, Казангап развивает новые направления в своем творчестве, стремится вперед к новым землям, людям, событиям.

Но знаменитый домбрист и талантливый композитор не успел осуществить свои новые творческие замыслы. В 1921 г. он скончался.

Славу Казангапу принесла не только его композиторская деятельность, но и талант исполнителя-импровизатора. Он виртуозно играл на домбре обеими руками, развил собственную манеру в системе исполнительского искусства, складывавшегося веками. Казангап оставил более десяти учеников.

Сочинения Казангапа вошли в репертуар Государственного оркестра казахских народных инструментов, широко используются современными композиторами и исполнителями.

 


Машхур Жусуп Копеев

(1859-1931 гг.)

 

Видный казахский поэт и публицист, этнограф и просветитель Машхур Жусуп Копеев родился в 1859 г. на территории волости Кызылтау, нынешнего Баянаульско-го района Павлодарской области. Подлинное его имя - Жусуп. Народ прозвал его Машхур ("знаменитый") за публикации, которые были широко известны в его родных краях.

До 15 лет Жусуп обучался в медресе хазрета Камара, после чего в 1872 г. он едет в другие районы Северного и Центрального Казахстана, чтобы собирать произведения устного народного творчества. Он посетил известные всему Казахстану места: Караоткел, Атбасар, Кызылжар, ознакомился с жизнью, бытом и фольклором родов и племен, населявших эти края. Уже тогда он показал себя вдумчивым и наблюдательным поэтом, умеющим точно охарактеризовать и передать увиденные события и явления жизни.

В 1872 г. Машхур Жусуп поступил в медресе Кокельдаш в Бухаре и получил по его окончании высшее по тем временам мусульманское духовное образование - После окончания медресе он несколько лет проработал учителем в родных краях. В 1887-1890 гг. с целью углубления образования и знания восточных языков Машхур совершил путешествие в Среднюю Азию, жил в Туркестане, Ташкенте, Самарканде, Бухаре, где встречался со многими учеными и поэтами, в том числе с академиком В.В.Радловым. Жусуп Копеев в это время писал статьи и стихи, которые печатались в Казани. Хорошо известными были его книги "Наша жизнь", "Кому принадлежит Сарыарка", "Увиденное за долгую жизнь". Машхур написал; поэмы "Короглы", "Ер Кекше", "Ер Саин", "Чертов отрог" и другие.

Машхур Жусуп Копеев чутко реагировал на события, происходившие не только в Казахстане, но и в других странах. Огромное впечатление на него произвела первая русская революция 1905 г. Он написал стихотворение "Кровавое воскресенье", посвященное событиям 9 января 1905 г. Стихотворение готовилось к печати в журнале "Айкап", но местные власти, узнав об этом, наложили запрет на стихотворение и организовали поиски его автора. М.Копеев в том же году перебрался в Ташкент и Коканд под предлогом того, что хотел продолжить образование. Но после возвращения из Средней Азии он лишился возможности жить в родных местах. Чувствуя, что его хотят арестовать, Копеев снова покидает родину. На этот раз он жил в казахских аулах и русских поселениях междуречья Волги и Урала. К этому периоду его жизни относится стихотворение "Мое тайное путешествие".

Поэт возвратился домой только в 1915 г. Он был недоволен своей эпохой и обществом, в котором жил. Ему казалось, что он один борется за просвещение народных масс. Все эти чувства М.Копеев выразил в стихотворении "Мысли сердца".

М.Копеев был не только поэтом, но и собирателем народного фольклора. Он оставил богатое наследие собраний генеалогий казахских родов и племен, которые отличаются подробностью сведений и событий, связанных с происхождением того или иного рода.

Копеев с радостью встретил Октябрьскую революцию 1917 г. Несмотря на свой возраст, он активно участвовал в деятельности культурно-просветительских обществ и организаций. В своих произведениях этого периода Копеев приветствовал новшества, которые вводила Советская власть в жизнь казахов.

Всю свою жизнь Машхур Жусуп Копеев посвятил делу просвещения казахского народа, улучшения его жизни. Просветительство Копеева ярко проявилось в его участии в распространении среди казахов новой методики обучения и нового алфавита ("усули жадит"), созданного на основе староарабской письменности. Он сам обучал детей и молодежь грамоте, используя для этой цели книги, изданные новым шрифтом.

Блестящее знание арабского и персидского языков, природный поэтический дар, великолепное знание культуры и истории родного народа, способности аналитического характера помогали ему глубже и яснее, чем многим современникам, понимать суть происходящих событий и явлений, оценивать их, соразмеряя со своими просветительскими воззрениями.

Оригинальные произведения М.Ж.Копеева в разное время входили в литературные хрестоматии, учебники и сборники казахской поэзии.

До сих пор творческое наследие поэта не получило должной оценки и не стало предметом научного изучения.

 

Бакытжан Каратаев

(1860-1934 гг.)

 

Уроженец Уральской области. Участник борьбы за установление Советской власти в Казахстане.

Правнук хана Абулхаира, в 1890 г. окончил юридический факультет Петербургского университета. С 1905 г. по 1907 г. работал судебным следователем, адвокатом. В 1905 г. вступил в партию кадетов. В 1907 г. был избран депутатом 2-й Гос. думы от Уральской области. В Думе входил в мусульманскую фракцию.

После победы Февральской революции 1917 г. принимал участие в работе 1-го Всероссийского мусульманского съезда, который проходил в Москве в мае 1917 г. В период социалистической революции 1917 г. Каратаев перешел на сторону революционного народа. В марте 1918 г. на Уральском областном съезде Советов его избрали членом исполкома, комиссаром юстиции. В результате белоказачьего переворота был заключен в тюрьму.

В январе 1919 г. Каратаева вводят в состав коллегии по национальным делам, впоследствии он стал ее председателем. Каратаев активно участвовал в проведении среди казахов политической и организационной работы.

Май-июль 1919 г. - заведующий политическим отделом казахской конной бригады в г. Аткарске Саратовской губернии. В июле 1919 г. решением СНК РСФСР его назначают членом Кирревкома. В 1921-1924 гг. Каратаев - председатель Актюбинской губколлегии, а в последующие годы - работник Государственного архива КАССР. Каратаев являлся делегатом I и II съездов КАССР.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.130.31 (0.067 с.)