Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Базар-жырау Ондасулы Утемисов
(1842-1911 гг.)
Знаменитый казахский поэт-сказитель Базар-жырау Утемисулы родился в 1842 г. на территории нынешнего Кармакчинского района Кызылординской области. С детства воспитывался родственником по линии матери Утемисом и до 16 лет пас байский скот. С шестнадцатилетнего возраста Базар-жырау получил известность как акын-импровизатор. Не раз за свои свободолюбивые стихи и песни Базар-жырау оказывался в тюрьмах Ургенча и Казалинска. Базар-жырау много путешествовал по Средней Азии, посетил Хиву, Бухару и многие другие города. Базар-жырау не относился к числу придворных поэтов. Темой большинства его произведений были зарисовки из жизни простого народа, который любил и почитал поэта. Толгау является основным жанром в творчестве Базар-жырау Утемисулы. Кроме того, Базар-жырау написал несколько дастанов ("Мақпал-Сегіз", "Айнатарақ", "Амина қз", "Ахмет-Жүсүп"), которые носят назидательный характер, афористичны по своему содержанию. Темами произведений Базар-жырау ("Тілек", "Азамат", "25", "Жырау", "Жыр күмбезі") выступают нравы эпохи, духовный мир человека, размышления религиозного характера. Базар-жырау считается преемником Шернияза, Нысанбая, Ешнияза и Будабая, чье творческое наследие он обогатил и приумножил. В свою очередь, такие поэты, как Онгар, Жиенбай, Жорыкбай, Кеншымбай и многие другие являлись учениками Базар-жырау. Умер Базар-жырау на территории нынешнего Учку-дукского района Самаркандской области Республики Узбекистан, в местечке Жалпактау. В том же месте умер и его отец - Ондас. Основные произведения Базар-жырау "Прислушайтесь, люди", "Стороны бытия", "За подъемом - спуск", "У мертвых нет желаний" и другие собраны только в советское время. Они вошли в сборники "Терме"(1925) и "Қазақтың. әдебиет нұсқалары"(1931). В 1985 г. вышел сборник произведений Базар-жырау "Стихи и дастаны". Литературное наследие Базар-жырау было собрано и опубликовано благодаря А.Диваеву, А.Маргулану, С.Сейфуллину.
Акан Корамсаулы (1843-1913 гг.)
Знаменитый поэт, композитор и певец казахского народа Акан Корамсаулы родился в сентябре 1843 г. на территории современного Володарского района Кокше-тауской области.
Начальное образование Акан получил в ауле, а затем обучался у кзылжарского муллы Ахметуали. Акан начал сочинять музыку и стихи в возрасте 16-17 лет. Тема любви была главенствующей в его ранних произведениях. Наиболее известны его лирические песни "Белое платье", "Қаранар", "Перизат", "Сырымбет", "Ақтоқты" и другие. Огромное влияние на творчество Акан-сере оказала смерть его любимого скакуна Кулагера, которого убили враги поэта. Этому событию, происшедшему в середине 80-х гг. XIX в., Акан-сере посвятил множество стихотворений, самое значительное из которых носит название "Құлагер". В нем поэт с горечью говорит об ушедшей молодости, грустит, думая о будущем. В 90-е гг. XIX в. песни Акан-сере становятся популярными и любимыми в казахском народе. Многие из его песен, написанных в этот период, посвящены тяжелой доле казахов, в них автор подвергает критике духовенство и представителей феодалъно-байской верхушки. В начале 90-х гг. в Омск прибыл наследник российского престола Николай Романов. Казахская знать, желая угодить будущему императору, преподнесла ему богатые подарки. Акан-сере в своей песне "Балқадиша" высмеял льстивость и лицемерие баев и султанов, стремящихся любой ценой добиться благосклонности своего повелителя. На 90-е гг. приходится время активного участия Акан-сере в айтысах. Сохранились частичные записи его айтысов с Орынбаем, Нуркеем и другими акынами. Почти в полном объеме сохранился айтыс Акан-сере с Нуркожой. Во время этого состязания Акан-сере завоевал симпатии зрителей тем, что он восхвалял родную землю и родной народ. Изменениям, которые были вызваны буржуазно-демократической революцией 1905-1907 гг., посвящены стихотворения Акана-сере "Смагулу", "Сурагану" и ряд других. В результате столыпинских реформ многие казахи терпели лишения и бедствия. Это отображено в некоторых произведениях поэта. В последние годы жизни Акан-сере главными темами его произведений стали одиночество, тоска человека по родным местам. Наиболее значительными песнями этого периода являются "Мынажат" и "Каратай".
Акан-сере по праву считается одним из наиболее талантливых композиторов казахского народа, оставивших богатое музыкальное и поэтическое наследие. На произведениях, созданных Акан-серс, воспитывалось не одно поколение казахских композиторов и исполнителей. Многогранный талант акына позволял Акан-сере изображать современную ему действительность, используя жанровое и тематическое разнообразие музыкально-песенного искусства. Многие песни Акан-сере использованы в операх, пьесах казахстанских композиторов и писателей, они занимают достойное место в репертуаре современных певцов и артистов.
Мурат Монкеулы (1843-1906 гг.)
Знаменитый казахский акын Мурат Монкеулы родился в 1843 г. в местечке Каратау, ныне - территория Кзыл-когинского района Атырауской области. Первоначальное образование получил у аульного муллы, который обучил Мурата арабской грамоте. С раннего детства Монкеулы начал сочинять стихи, и вскоре его прозвали "мальчик-акын". Встретившись в 1860 г. с акыном Жилкиши, Мурат Монкеулы начинает участвовать в айтысах. Одержал победы над известными поэтами Бала Оразом (1863) и Жаскеленом (1868). Состязался с другими акынами, среди которых можно назвать Калнияза, Жантолы, Тыныштыка, Шолпан и других. Эти айтысы помогли Монкеулы пройти настоящую школу поэтического мастерства. В своих песнях Мурат Монкеулы обращался к истории, воспевая любовь к родной земле, храбрость и мужество. Наиболее известны его толгау "Во времени обманном, бренном", "Белый сокол - самая благородная из птиц", "О, мир, суетный, скоротечный", "Смерть". В них поэт выражает свой взгляд на жизнь, представляет основы своего мировоззрения. В частности, Монкеулы говорит о скоротечности жизни, об изменчивости бренного мира. Акын использовал в своих произведениях манеру книжной поэзии. Это касается его стихотворения "Девушка", в котором он создает образ юной красавицы. В стихотворении "Үш қиян" Монкеулы описывает тяжелое положение народа, свои мечты и надежды на его улучшение. Значительность этого произведения подтверждает то, что в нем отразились идейные противоречия поэта. Проблеме преодоления родовой отчужденности и вражды посвящено толгау "Сарыарка", в котором поэт призывает казахов смести все пережитки прошлого на пути своего развития. В поэмах "Қазтуған" и кисса-дастане "Қарасай-Қазы" Мурат Монкеулы освещает исторические события из прошлого казахского народа. Эти произведения посвящены батырам, которых автор показывает пламенными патриотами своего народа, храбрыми и мужественными защитниками родной земли. В своих произведениях Монкеулы старается использовать приемы и традиции стихосложения, которые передавались из поколения в поколение на протяжении многих веков. В то же время, акын применял прогрессивные способы выражения своих мыслей, стремясь к реалистичности, достоверности и конкретности в создании характеров для своих стихотворений. Мурат Монкеулы внес немалый вклад в развитие казахского литературного языка. В произведениях Монкеулы ярко отражен протест бедного люда против угнетателей, в частности, против царских властей.
Монкеулы поднимал вопросы огромной важности, и, пытаясь в них разобраться, часто обращался к прошлому своего народа. Именно поэтому в его произведениях очевидна связь между прошлым и настоящим.
Ыкылас Дукенулы (1843-1916 гг.)
Знаменитый казахский народный композитор, исполнитель кюев, кобызист Ыкылас Дукенулы родился в 1843 г. на территории ныне Жанааркинского района Жезказганской области. Отец Ыкыласа, Дукен, прославился как кюйши-виртуоз, что повлияло на то, что его сын рано определился как музыкант. С 7-8-ми лет Ыкылас умел исполнять на кобызе отцовские кюи, а в пятнадцать он уже выступал перед большой аудиторией. Известные акыны Жанак и Шоже дали высокую оценку его музыкальному исполнительскому умению, отметив необыкновенный талант юноши. Знаменитые Таттимбет и Тока также были высокого мнения о даровании юного композитора. Когда Ыкыласу исполнилось восемнадцать лет, он внес большие изменения в кюи отца, переработав их и подняв к высотам классической формы. Он был первым, кто заставил кобыз звучать чисто и ясно. В девятнадцать лет Ыкылас сочинил свой первый кюи, названный им "Ыкылас-кюй". Уже в этом сочинении можно увидеть элементы виртуозности. Ыкылас смог сочинить кюи, вкладывая в звучание струн кобыза свои самые сокровенные мысли. К кюям, сочиненным Ыкыласом в данный период творчества, относится также кюй "Қоныр". Первые оригинальные кюи Ыкыласа имеют тесную связь с музыкальным фольклором казахского народа. Они отличаются от других инструментальных произведений необычностью темпа, ритмического построения, в них видна многогранность тематического диапазона, идейного содержания. Автор старается правдиво, без прикрас отображать современную ему действительность, чувства и мысли народа. Ыкылас создавал как кюи героико-эпического плана, так и произведения философско-лирической направленности ("Аққу", "Жезкиик", "Жалғыз аяқ", "Қамбар-Назым", "Қазан"). Однажды Ыкылас поехал в Омск и встретился там с генерал-губернатором. Во время встречи Ыкылас попросил назначить его аульным старшиной и, к своему удивлению, получил эту должность. Однако вскоре его сместили с поста, но Ыкылас пережил это достаточно легко, продолжая сочинять кюи, в число которых входил и кюй "Жарым патша", посвященный генерал-губернатору. В его репертуаре присутствовали кюи социально-гражданского характера, в которых Ыкылас высмеивал волостных управителей, представителей царской власти ("Бестөре", "Ерден").
Одним из интереснейших кюев-легенд, сочиненных Ыкыласом для кобыза, и также несущих в себе яркую, жизнеутверждающую идею, является кюи "Аққу". Когда Ыкыласу было под пятьдесят, он переехал в Старший жуз. Здесь он распространял свои кюи, одновременно слушая кюи для кобыза и сыбызгы, а иной раз и перелагая их для кобыза. На шестом десятке жизни Ыкылас совсем обеднел. Услышав об этом, его одноплеменники собрали ему помощь, т.к. Ыкылас до конца своих дней пользовался большим уважением народа. В 1916 г. Ыкылас скончался. Музыкальное наследие Ыкыласа очень богато. Его кюи использованы композиторами Казахстана в их произведениях, а также переложены для кобыза с фортепиано. Ыкылас - один из основателей кобызовой традиции. Среди учеников Ыкыласа были такие известные мастера народного творчества, как Сугур, Ашай, Айкен и другие.
Абай Кунанбаев (1845-1904 гг.)
Великий казахский поэт и просветитель Абай Кунанбаев родился 10 августа 1845 г. в Чингисских горах Семипалатинской области (ныне Абайский район Семипалатинской области). Начальное образование Абай получил дома, а затем он пять лет обучался в медресе семипалатинского имама Ахмет-ризы. Именно там будущий поэт стал увлекаться чтением классиков восточной литературы. Наряду с этим, Абай начинает интересоваться русским языком и русской культурой. Но ему не суждено было закончить учение в городе. Отец вернул его в аул и стал приучать к будущей деятельности в качестве главы рода. Когда Абаю было двадцать восемь лет, произошел его окончательный разрыв с отцом. После этого он углубляется в изучение русской классической литературы и поэтического творчества народов Востока. Абай начал сочинять стихи с двенадцати лет, но сохранились и дошли до наших дней лишь несколько произведений, написанных им в этот период. На тридцать пятом году жизни Абай снова возвращается к поэзии, продолжая, как и в юношеские годы, подписывать свои стихи чужим именем. Лишь летом 1886 г. Абай впервые поставил свою подпись под стихотворением "Лето". Необычайно многогранна личность Абая, который был не только поэтом, но и музыкантом, философом, просветителем и общественным деятелем. Литературное наследие Абая огромно, оно включает в себя стихи, поэмы, переводы и беседы с читателем ("Қарасөз", или "Слова назидания")- Абай стал первым казахским поэтом, который перевел Пушкина, Лермонтова и Крылова. Благодаря его пересказам, в степи стали популярными поэмы классиков Востока: "Шахнаме", "Лейли и Меджнун", "Кер-оглы" и другие. Используя русские тексты, Абай переводил классиков западноевропейской литературы: Шиллера, Гете, Байрона, Гейне, Мицкевича. Главный этико-философский труд Абая - "Слова назидания", который поэт писал в течение восьми лет, представляет из себя анализ современного поэту казахского общества второй половины XIX в. В нем Абай затрагивает проблемы, которые, по его мнению, не давали казахскому народу выйти из темноты веков. В то же время, "Слова назидания" полны веры и надежды на то, что трудные времена останутся - позади и казахи займут достойное место среди других народов.
В своих стихах Абай воспевает красоту родной степи, трудолюбие и мудрость своего народа, призывает его к борьбе за свои права, к просвещению для всех. Поэмы "Ескендір", "Мақсұт", "Сказание об Азиме", написанные Абаем, явились следствием оригинального подхода поэта к культуре Ближнего Востока. Общественная деятельность Абая была связана, в основном, с выполнением функций волостного. Занимая этот пост, он старался выносить справедливые и беспристрастные решения по многим делам. Творческое наследие Абая включает в себя также музыкальные произведения, написанные поэтом к своим стихам. В основном это мелодии к его переводам отрывков из пушкинского "Евгения Онегина", которые, благодаря поэту, стали популярными в казахском народе. Имя Абая для многих людей на всех континентах стоит вровень с именами Шекспира, Гете, Пушкина и Мольера. Благодаря его произведениям, казахский народ прошел путь из пустынных веков прошлого к светлому будущему. Основоположник казахской классической литературы, Абай стал духовным проводником своего народа, а созданные им произведения не потеряли своей актуальности и в современных условиях независимого развития Казахстана. Признанием его таланта и заслуг перед всем человечеством стало объявление ЮНЕСКО 1995 г.- годом Абая.
Жамбыл Жабаев (1846-1945 гг.)
Выдающийся казахский поэт-импровизатор, Жамбыл Жабаев родился 28 февраля 1846 г. на территории нынешнего Жамбылского района Алматинской области. У Жамбыла не было возможности получить образование, но благодаря своему умению анализировать увиденное и выражать свои мысли в стихотворной форме он и его песни становятся известными всей казахской степи, когда поэту только исполнилось 16 лет. С этого времени Жамбыл становится постоянным участником песенных состязаний-айтысов. Многие из его айтысов с казахскими и кыргызскими акынами вошли в сокровищницу казахского устного народного творчества. Наиболее известны айтысы Жамбыла с Бактыбаем, Айкумыс, Сарыбасом, Шашубаем и Кулмамбетом. В этом ряду выделяется айтыс Жамбыла со знаменитым Куланаяном Кулмамбетом. После победы над Кулмамбетом, которого он победил благодаря тому, что прославлял не правителей своего рода и волостных старшин, а людей, защищающих интересы всего казахского народа, Жамбыл стал самым почитаемым и популярным акыном своего рода. Будучи продолжателем традиций, заложенных в творчестве знаменитого акына Суюнбая, Жамбыл в своих произведениях выражал надежды и чаяния простого народа, прославлял подвиги батыров, выступал непримиримым противником феодального гнета и насилия. Славу поэту принесли его музыкальные переложения отрывков из кыргызского героического эпоса "Манас", восточных поэм "Шахнаме", "Кероглы" и "Тысяча и одна ночь". Айтысы и стихи Жамбыла дооктябрьского периода почти не сохранились, осталась лишь та их часть, которая передавалась устно из поколения в поколение. Из тех, что сохранились, наиболее известны: "Моему отцу", "Шабдану", "Шалтабаю", "Кали", "Мулле Байзаку" и другие. Жамбыл принимал самое активное участие в национально-освободительном движении, начавшемся в казахской степи в 1916 г, Своими стихами поэт вдохновлял участников этого движения на новые выступления против реакционного царского режима. К этому периоду относятся его поэмы "Тиски царского указа" и "Зловещий указ". Октябрьскую революцию 1917 г. Жамбыл встретил восторженно. Поэт стал очевидцем обновления всех сторон жизни казахского народа, и эти события вызвали у него прилив сил и желание помочь строительству нового общества. В 1919 г. Жамбыл принял участие в слете акынов Семиречья. В 1934-м выступление Жамбыла на 1-м республиканском съезде мастеров искусств подтвердило то, что он является поистине народным поэтом. Во время проведения Декады казахской литературы и искусства в 1936 г. в Москве, и торжеств, посвященных 750-летию поэмы "Витязь в тигровой шкуре" годом позже в Тбилиси, Жамбыл, которому исполнилось 90 лет, поднял на более высокую ступень славу казахской поэзии. В 1938 г. поздравления Жамбылу по случаю 75-летия его поэтической деятельности прислали Р.Роллан, М.А.Нексе, К.Причард, М.Шолохов и другие знаменитые писатели того времени. Стихотворения "Ленинградцы, дети мои!", "Москва" и другие произведения, написанные Жамбылом в годы Великой Отечественной войны, внесли большой вклад в достижение победы, способствовали сплочению тружеников тыла с фронтовиками. Жизнь Жамбыла Жабаева, охватившая почти столетие, была подчинена одной цели - служению интересам родного народа, в памяти которого великий акын навсегда останется воистину "Гомером XX века", непревзойденным мастером слова.
Шакарим Кудайбердиев (1858-1931 гг.)
Казахский поэт, просветитель, композитор и переводчик Шакарим Кудайбердиев родился 24 июля 1858 г. в селе Караул нынешнего Абайского района Семипалатинской области. Рано оставшись без родителей, Шакарим воспитывался у своего двоюродного дяди - великого казахского поэта и просветителя Абая Кунанбаева. Начав писать стихи с раннего детства, Шакарим на протяжении всей жизни старался использовать в своем творчестве традиции, заложенные в казахской литературе Абаем. Поэтому Щакарим по праву считается его преемником, продолжавшим нести идеи просвещения в широкие народные массы. Щакарим получил хорошее для того времени образование. Особое внимание Шакарим уделял изучению восточной и западной классической литературы. Он овладел арабским, персидским, тюркским и русским языками. В своих ранних произведениях Шакарим призывал молодежь учиться у Абая ("О молодости", "О старости", "Давайте, молодежь, найдем свою дорогу"), выступал за чистоту нравов ("Жизнь", "Обидчики", 'Страстность", "Балагур"), воспевал искренние чувства, человечность, стремление к знаниям ("Молодежи", "Сокровенное", "Истинная святость"). Шакариму Кудайбердиеву были чуждыми нравы и мораль той среды, из которой он произошел, он глубоко переживал из-за раздоров между родами и племенами, социального неравенства, существовавшего в казахском обществе. Все это Шакарим выразил в своих поэмах "Қалқаман-Мамыр" (1888), "Еңлік-Кебек" (1891), "Айсұлу-Нар-тайлақ", "Царь Крез", романе "Әділ-Мәрия". В 1905-1906 гг. Щакарим совершил хадж. В течение этой поездки поэт делал остановки в Париже и, по одной из версий, в Стамбуле. На основе материала, собранного в библиотеках этих городов, Шакарим написал и опубликовал книги "Родословная" и "Основы мусульманства", посвященные истории казахского народа. В поэме "Лейди и Меджнун" (1907) Шакарим обратился к широко известным в восточной литературе сюжетам, воспевавшим любовь и страсть, которые, в то же время, не выходили за рамки нравственных устоев патриархального общества. С надеждой встретил Щакарим Кудайбердиев Октябрьскую революцию 1917 г., посвятив ей стихотворения "Взошла заря свободы" и "Реет знамя свободы". Несмотря на то, что творчество Шакарима пользовалось в народе большой популярностью, он был обвинен в пособничестве классовым врагам Советской власти и арестован. Вскоре Шакарима освободили. Однако в 1931 г. поэт был предательски убит. Шакариму Кудайбердиеву принадлежат философский трактат "Уш анык", многочисленные переводы лучших образцов восточной и русской литератур. Он осуществил стихотворное переложение повестей А.С.Пушкина "Дубровский" и "Метель", перевод рассказов Л.Н.Толстого, поэм Физули и Хафиза. Шакарим Кудайбердиев является крупным поэтом и мыслителем, талантливым последователем и продолжателем реалистических традиций великого Абая. Творчество Шакарима отличается широтой диапазона; для него характерны мотивы радости, оптимизма и веры в лучшую долю для народа. Его наследие многогранно: им написано множество книг по философии, этнографии, этике, истории и религии. Шакарим был талантливым ученым и композитором.
Казангап Тлепбергенулы (1854-1921 гг.) Казахский народный композитор и исполнитель кюев Казангап Тлепбергенулы родился в 1854 г. на территории нынешнего Челкарского района Актюбинской области. С детства Казангап проявлял интерес к песням и кюям. Его отец, заметив это, изготовил для сына домбру. На формирование жизненного мировоззрения и творческого кредо Казангаш Тлепбергенулы оказали влияние его встречи со многими известными композиторами и исполнителями казахской степи. Казангап, путешествуя по Казахстану, посетил такие города, как Актюбинск, Костанай, Оренбург, Троицк, Челкар, где он выступал перед народом. Эти выступления помогали Казангапу развивать свое композиторское и исполнительское мастерство. Первый свой кюй Казангап создал в 1875 г., и назвал его "Гнедой конь". В 1894-95 гг., странствуя по Мангыстау, Казангап сложил кюй "Приди, славный багыр", носивший отпечаток влияния туркменской музыки. Произведение, в создании которого принимал участие Казангап, - фундаментальный цикл кюев "Ақжелең". Этот цикл представляет из себя комплекс инструментальной музыки, состоящий из кюев различных композиторов. 62 кюя принадлежат самому Казангапу, и отличаются художественным совершенством, глубиной идейного содержания и необычностью ритмико-интонационного построения. На основе кюев данного цикла, отвечающих своим названиям и содержанию, Казангап создал "Заглавный кюй", объединяющий все кюй в единое целое. Серия кюев "Жыры" занимает значительное место в творчестве Казангапа. Из этой серии наиболее известны: "Ногайский жыр-кюй", "Кюй скорби", "Жыр-кюй Бекета" и другие. Тематика кюев Казангапа разнообразна. Многие произведения композитора прославляют человеческое достоинство ("Большой Каратос", "Балжан", "Малый Кара-тос"), другие описывают лирические переживания ("Непостоянство мира", "Петля", "Не жалоби меня"), или животный мир ("Майқоңыр", "Кеқіл", "Бөгелек"). События 1916 г. отображены в ряде кюев Казангапа ("Окопы", "Остался в народе", "Айтыс"). Кюй "Моя эпоха", "Красный караван", "Учитель", "Красная юрта" посвящены событиям Октябрьской революции 1917 г. и преобразованиям советского периода. Кюй "Учитель" выдержан в ритме марша. Несмотря на свой возраст, Казангап развивает новые направления в своем творчестве, стремится вперед к новым землям, людям, событиям. Но знаменитый домбрист и талантливый композитор не успел осуществить свои новые творческие замыслы. В 1921 г. он скончался. Славу Казангапу принесла не только его композиторская деятельность, но и талант исполнителя-импровизатора. Он виртуозно играл на домбре обеими руками, развил собственную манеру в системе исполнительского искусства, складывавшегося веками. Казангап оставил более десяти учеников. Сочинения Казангапа вошли в репертуар Государственного оркестра казахских народных инструментов, широко используются современными композиторами и исполнителями.
Машхур Жусуп Копеев (1859-1931 гг.)
Видный казахский поэт и публицист, этнограф и просветитель Машхур Жусуп Копеев родился в 1859 г. на территории волости Кызылтау, нынешнего Баянаульско-го района Павлодарской области. Подлинное его имя - Жусуп. Народ прозвал его Машхур ("знаменитый") за публикации, которые были широко известны в его родных краях. До 15 лет Жусуп обучался в медресе хазрета Камара, после чего в 1872 г. он едет в другие районы Северного и Центрального Казахстана, чтобы собирать произведения устного народного творчества. Он посетил известные всему Казахстану места: Караоткел, Атбасар, Кызылжар, ознакомился с жизнью, бытом и фольклором родов и племен, населявших эти края. Уже тогда он показал себя вдумчивым и наблюдательным поэтом, умеющим точно охарактеризовать и передать увиденные события и явления жизни. В 1872 г. Машхур Жусуп поступил в медресе Кокельдаш в Бухаре и получил по его окончании высшее по тем временам мусульманское духовное образование - После окончания медресе он несколько лет проработал учителем в родных краях. В 1887-1890 гг. с целью углубления образования и знания восточных языков Машхур совершил путешествие в Среднюю Азию, жил в Туркестане, Ташкенте, Самарканде, Бухаре, где встречался со многими учеными и поэтами, в том числе с академиком В.В.Радловым. Жусуп Копеев в это время писал статьи и стихи, которые печатались в Казани. Хорошо известными были его книги "Наша жизнь", "Кому принадлежит Сарыарка", "Увиденное за долгую жизнь". Машхур написал; поэмы "Короглы", "Ер Кекше", "Ер Саин", "Чертов отрог" и другие. Машхур Жусуп Копеев чутко реагировал на события, происходившие не только в Казахстане, но и в других странах. Огромное впечатление на него произвела первая русская революция 1905 г. Он написал стихотворение "Кровавое воскресенье", посвященное событиям 9 января 1905 г. Стихотворение готовилось к печати в журнале "Айкап", но местные власти, узнав об этом, наложили запрет на стихотворение и организовали поиски его автора. М.Копеев в том же году перебрался в Ташкент и Коканд под предлогом того, что хотел продолжить образование. Но после возвращения из Средней Азии он лишился возможности жить в родных местах. Чувствуя, что его хотят арестовать, Копеев снова покидает родину. На этот раз он жил в казахских аулах и русских поселениях междуречья Волги и Урала. К этому периоду его жизни относится стихотворение "Мое тайное путешествие". Поэт возвратился домой только в 1915 г. Он был недоволен своей эпохой и обществом, в котором жил. Ему казалось, что он один борется за просвещение народных масс. Все эти чувства М.Копеев выразил в стихотворении "Мысли сердца". М.Копеев был не только поэтом, но и собирателем народного фольклора. Он оставил богатое наследие собраний генеалогий казахских родов и племен, которые отличаются подробностью сведений и событий, связанных с происхождением того или иного рода. Копеев с радостью встретил Октябрьскую революцию 1917 г. Несмотря на свой возраст, он активно участвовал в деятельности культурно-просветительских обществ и организаций. В своих произведениях этого периода Копеев приветствовал новшества, которые вводила Советская власть в жизнь казахов. Всю свою жизнь Машхур Жусуп Копеев посвятил делу просвещения казахского народа, улучшения его жизни. Просветительство Копеева ярко проявилось в его участии в распространении среди казахов новой методики обучения и нового алфавита ("усули жадит"), созданного на основе староарабской письменности. Он сам обучал детей и молодежь грамоте, используя для этой цели книги, изданные новым шрифтом. Блестящее знание арабского и персидского языков, природный поэтический дар, великолепное знание культуры и истории родного народа, способности аналитического характера помогали ему глубже и яснее, чем многим современникам, понимать суть происходящих событий и явлений, оценивать их, соразмеряя со своими просветительскими воззрениями. Оригинальные произведения М.Ж.Копеева в разное время входили в литературные хрестоматии, учебники и сборники казахской поэзии. До сих пор творческое наследие поэта не получило должной оценки и не стало предметом научного изучения.
Бакытжан Каратаев (1860-1934 гг.)
Уроженец Уральской области. Участник борьбы за установление Советской власти в Казахстане. Правнук хана Абулхаира, в 1890 г. окончил юридический факультет Петербургского университета. С 1905 г. по 1907 г. работал судебным следователем, адвокатом. В 1905 г. вступил в партию кадетов. В 1907 г. был избран депутатом 2-й Гос. думы от Уральской области. В Думе входил в мусульманскую фракцию. После победы Февральской революции 1917 г. принимал участие в работе 1-го Всероссийского мусульманского съезда, который проходил в Москве в мае 1917 г. В период социалистической революции 1917 г. Каратаев перешел на сторону революционного народа. В марте 1918 г. на Уральском областном съезде Советов его избрали членом исполкома, комиссаром юстиции. В результате белоказачьего переворота был заключен в тюрьму. В январе 1919 г. Каратаева вводят в состав коллегии по национальным делам, впоследствии он стал ее председателем. Каратаев активно участвовал в проведении среди казахов политической и организационной работы. Май-июль 1919 г. - заведующий политическим отделом казахской конной бригады в г. Аткарске Саратовской губернии. В июле 1919 г. решением СНК РСФСР его назначают членом Кирревкома. В 1921-1924 гг. Каратаев - председатель Актюбинской губколлегии, а в последующие годы - работник Государственного архива КАССР. Каратаев являлся делегатом I и II съездов КАССР.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.130.31 (0.067 с.) |