Мухамеджан Сералин (1872-1929 гг.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мухамеджан Сералин (1872-1929 гг.)



Уроженец Костанайской области. Казахский писатель, поэт, публицист, журналист.

В 1800 г. учился в медресе в Троицке, в 1891 г. окончил 2-классную русско-татарскую школу в Костанае. В дальнейшем он не смог продолжить учебу из-за материальных трудностей и уехал учительствовать в Приаралье. Его благородная деятельность на ниве просвещения была замечена А.Е.Алекторовым и другими деятелями народного образования. Учительская работа способствовала более близкому знакомству Сералина с жизнью народа и осмыслению им причин социальной несправедливости, царящей в обществе.

В эти годы он создает великолепные поэмы ''Топжарған" и "Гульхашима", в которых бичует господствующие в обществе вредные обычаи, принижающие человеческое достоинство. Первая историко-реалистическая поэма "Топжарған" (1900) Сералина отображает казахский быт с воспроизведением картин восстания под предводительством Кенесары Касымова. Поэма "Гульхашима" (1903) - о трагической любви юноши и девушки. Главная заслуга Сералина как поэта связана с утверждением в казахской литературе жанра сюжетной поэмы.

М.Сералин ищет возможность пропаганды знаний и приобщения казахов к достижениям культуры передовых народов Европы. В связи с этим он предпринимает попытку издания журнала на казахском языке. В результате возросшей революционной активности края под влиянием революции 1905-1907 гг. ему удалось начать издание журнала "Айқап" в Троицке. Большую поддержку оказали Х.Сосновский, редактор троицкой типографии "Энергия", революционеры С.С.Ужгин, Ф.Ф. Сыром слотов и другие представители передовой России и демократически настроенной казахской интеллигенции.

В течение пяти лет журнал "Айқап", собрав вокруг себя прогрессивных общественных деятелей, осуществлял просветительскую миссию среди простого народа. Прогрессивный журнал "Айқап" сыграл важную роль в развитии казахской письменной литературы.

Включившийся в борьбу против царского самодержавия, М.Сералин тесно сотрудничает с подпольными революционными кружками, печатает свои статьи в газете "Степь". С радостью восприняв Великую Октябрьскую социалистическую революцию, он создает в родном поселке одно из самых первых коллективных хозяйств в Казахстане. Сералин активно проводит в жизнь мероприятия новой власти, во всем поддерживает коммунистов.

1919-1921 гг. были связаны с работой в газете "Ұшқын" (Оренбург). С 1921 по 1922 гг. он являлся председателем Шубарской волости.

В 1923 г. Сералин направляется в Костанайскую губернию в качестве зампреда губисполкома. Здесь он издает газету "Аул", где освещает основные идеи Советской власти доступным и ясным для народа языком, публикует материалы об истории революционного движения в России и за рубежом. В 1923-1926 гг. - редактор газеты "Ауыл".

В 1924 г. М.Сералин едет в Москву для участия во II Всероссийском съезде Советов. Здесь он застал смерть В.И.Ленина, участвовал в его похоронах. Возвратившись, он публикует стихи, посвященные Ленину. Выехав в родной поселок из-за слабого здоровья, Сералин отдался благоустройству поселка, ликвидации безграмотности и внедрению нового образа жизни. В 1929 г. он скончался.

Сералин опубликовал около 40 публицистических статей и очерков в журнале "Айқап". После этого Сералин опубликовал в газетах "Ауыл", "Енбекші қазақ", "Ұшқын", в журнале "Қызыл Қазақстан" более 20 статей о революции и ее последствиях, о политике коммунистов. Сералин перевел на казахский язык поэму "Рустем и Сухраб" (с вольного переложения В.А.Жуковского) из эпопеи "Шахнаме" Фирдоуси (1911), повесть "Полынь" А.С. Сорокина (1915).


Амангельды Иманов

(1873-1919 гг.)

 

Руководитель национально-освободительного восстания 1916 г., один из борцов за установление советской власти в Казахстане.

Родился в Кайдаульской волости Торгайского уезда. Классовая неприязнь у него начала формироваться еще в раннем детстве, когда он, оставшись сиротой, чтобы выжить, нанимался работать слугой к местным баям. Позже, работая в Байконурском угольном руднике, он знакомится с русскими рабочими, которые знакомят его с учением Маркса и Энгельса. Революция 1905 г. в России оказывает на него сильное влияние, и под впечатлением тех событий он участвует в вооруженном восстании крестьян против баев. За связь с местными группами социал-демократов и подготовку общенационального восстания царское правительство в 1896-1908 гг. объявляет его "особо опасным" и несколько раз заключает в тюрьму.

Указ от 25 июня 1916 г. о мобилизации казахов на западные фронты Иманов воспринял крайне негативно. В целях сопротивления им было сформировано в одном лишь Торгайском уезде около двадцати вооруженных отрядов. В октябре 1916 г. он с войском численностью 50 тыс. человек окружает и захватывает город Торгай, однако затем вынужденно оставляет.

В 1917 г., после свершения Октябрьского переворота, Иманов назначается военным комиссаром Торгайского уезда и при помощи Алиби Джангельдина организовывает первые подразделения Красной Армии. Участвуя в подавлении мятежа в г. Торгае, он попадает в плен. Иманов был казнен 18 мая 1919 г. за несколько часов до освобождения города "красными партизанами".


Ахмет Байтурсынулы

(1873-1938 гг.)

 

Казахский публицист, поэт, лингвист и общественный деятель Ахмет Байтурсынулы родился 18 января 1873 г, в местности Сарытубек - нынешнем Жангильдинском районе Торгайской области.

С девяти лет учился в аульной школе, затем поступил в Торгайское русско-казахское училище, которое окончил в 1891 г. После этого продолжил свое образование в Оренбургской учительской школе, окончив которую, с 1895 по 1909 гг. работал учителем в школах, русско-казахских училищах Актюбинского, Костанайского и Кар-каралинского уездов.

Ахмет Байтурсынулы рано начал борьбу против колониальной политики царизма, за что в 1909 г. был арестован и заключен в Семипалатинскую тюрьму, а через год сослан. В течение семи лет (1910-1917) Байтурсынулы, как "политически неблагонадежный", находился под надзором царской охранки.

Живя в Оренбурге, А.Байтурсынулы был редактором газеты "Казах". Он являлся активным членом партии "Алаш", которая боролась за воссоздание казахского государства. После победы Октябрьской революции Байтурсьпгулы недолго оставался в рядах алашординцев, а в 1919 г. вместе с большой группой представителей научной интеллигенции был вынужден перейти на сторону Советской власти.

В июне того же года Ахмет Байтурсынулы избирается членом ВРК Казахского края. В 1922-1925 гг. Байтурсынулы был председателем научно-литературной комиссии при Нарком-просе, избирался председателем Наркомпроса Казахстана, членом ВЦИК, Каз ЦИК, работал в печатном органе ЦК Компартии Туркестана, газете "Ақжол". В 1925-1929 гг. Байтурсынулы преподавал в Казахском институте народного просвещения, Казахском педагогическом институте.

Ахмет Байтурсынулы сделал большой вклад в развитие казахской литературы и письменности. В частности, наиболее известны его басни, вошедшие в сборники "Сорок басен" и "Маса", вышедшие, соответственно, в 1909 и 1911 гг. Байтурсынулы провел большую работу по собиранию и изданию образцов казахского устного народного творчества. Он написал вступительную статью и комментарии к поэме "Ер Саин", опубликованной в 1923 г., выпустил книги "23 причитания" (1926) и "Литературоведение" (1926), последняя из которых является первым научным исследованием по истории казахской литературы.

Байтурсынулы принадлежат тезисы "О терминологии в тюркских языках", опубликованные в 1926 г.

Ахмет Байтурсынулы написал ряд учебников для обучения казахских детей родному языку. Среди них: "Учебное пособие" (1912), "Пособие по языку" (1914), "Азбука" (1924), "Новая азбука" (1926-1928), и методическое пособие "Баяншы" (1926).

В 30-е гг. XX в. начались гонения на представителей казахской интеллигенции. Байтурсынулы стал одним из тех, кто попал под пресс сталинской репрессивной машины. В 1938 г. он был арестован, а затем расстрелян.

В 1988 г. Ахмет Байтурсынулы был реабилитирован.

Ахмет Байтурсынулы - один из ярчайших представителей казахской интеллигенции начала XX в. Его жизнь является примером безграничной любви к своему народу, его культуре и традициям. Байтурсынулы был блестящим литератором, педагогом, лингвистом. Он реформировал казахскую письменность на основе арабской графики, дав возможность пользоваться ею миллионам казахов, живущих за границей. Ахмет Байтурсынулы разработал основы казахского языкознания, научную терминологию для определения казахской грамматики.


Жакып Акбаев

(1876-1934 гг.)

 

Участник освободительного движения и общественный деятель Казахстана, магистр права. Отец был достаточно образованным для своего времени человеком.

В 1886 г. Жакып поступил в казахский каркаралинский интернат. В 1889 г. зачислен в Омскую гимназию, в том же году был переведен в Томскую гимназию, которую окончил в 1898 г. После окончания гимназии поступил в Санкт-Петербургский университет на юридический факультет, которьтй окончил в 1903 г. с золотой медалью. На 3-м курсе университета Акбаев параллельно поступает в Санкт-Петербургский археологический институт. Критиковал несправедливость властей, осуждал колонизаторскую политику. Являясь студентом университета, тесно сотрудничал с представителями казахской интеллигенции: Б.Кулмановым, Р.Марсековым, Н.Айдар-хановым, Ж.Сейдалиным, М.Тынышбаевым и др.

В 1903 г. Акбаев начал службу в Омском судебном ведомстве, в 1904 г. стал секретарем этого же ведомства, в 1905 г. был назначен на должность мирового судьи. Революция 1905-1907 гг. в России способствовала пробуждению политической активности Акбаева; в эти годы он часто выступал с речами на митингах и собраниях, участвовал в демонстрациях в гг. Омске, Петропавловске, Семипалатинске, Павлодаре, Баян-Ауле и Каркаралинс-ке. Публикуясь в газете "Степной край" (Омск), разоблачал самодержавие, полицейский произвол, взяточничество чиновников, призывал народ к активной борьбе против колонизаторской политики царизма и угнетения. 1907 г. является одним из важных периодов в плане научного творчества Акбаева. В этом году был выпущен научный труд на базе его диссертации "Наброски по обычному, в частности, брачному праву киргизов".

В 1906-1918 гг. (с перерывами) Акбаев служил в Семипалатинском окружном суде. В 1906 г. его арестовали по обвинению в государственных преступлениях, за оскорбления императора, агитацию и пропаганду против существующего строя. В 1908 г. выслали в Омск с последующей ссылкой в Якутию. В 1910 г. за продолжение антицарской агитации снова выслали, уже в Тобольск. Февральскую демократическую революцию 1917 г. он встретил в Якутии. В марте 1917 г. был арестован Временным правительством за выдвижение политических лозунгов. В 1917 г. Акбаева избрали членом правительства Алаш Орды. В июле 1917 г. он участвует во Всеказахском съезде в г. Оренбурге. Будучи участником 2-го съезда Алаш Орды, выдвинул идею по созданию постоянной армии (26,5 тыс. человек). После прекращения деятельности в правительстве Алаш Орды в 1918 г. Акбаев возглавил Каркаралинский казахский комитет.

Колчаковский военно-полевой суд 7 июля 1919 г. приговорил Акбаева к расстрелу как врага военно-казачьей диктатуры Колчака и атаманщины по обвинению в подготовке населения к вооруженному восстанию для ее свержения и восстановления Советской власти. После спасения, в 1919-1927 гг. принимал активное участие в организации судебных учреждений в Семипалатинской области, возглавляя юридический отдел Семипалатинского губревкома, был членом Семипалатинского губернского совета народных судей, заведующим юридическим отделом и членом Сырдарьинской окружной коллегии адвокатов. В 1921-1924 гг. он являлся инспектором отдела народного образования Каркаралинского уезда и секретарем комиссии по сбору народного фольклора. В конце 1929 г. Акбаев подвергся незаконным репрессиям и был выслан в Воронеж, в 1934 г. по состоянию здоровья был досрочно освобожден. Акбаев исследовал обычное право, в том числе семейно-брачное право казахов, выступал в периодической печати с публицистическими материалами.

 


Сара Тастанбеккызы

(1853-1916 гг.)

 

Выдающаяся казахская поэтесса Сара Тастанбеккызы родилась в 1853 г. на территории современного Аксуского района Таддыкорганской области.

В возрасте трех лет Сара потеряла отца, и это событие наложило отпечаток на всю ее дальнейшую жизнь. Сара вместе со своей матерью переезжает в аул родственника, где сполна познает тяжесть лишений и невзгод.

Свою жизнь Сара описала в поэме "Западня". В своих стихотворениях "Тайны сердца" и "Сердце" поэтесса воспевает свободную любовь. Стихи-размышления "Уныние", "У бессовестного брата", "Горевала" посвящены изображению горькой правды жизни, коварства и несправедливости правящего класса, бесправного положения женщины.

В наиболее полной мере поэтический талант Сары Тастанбеккызы проявился во время айтыса с Биржаном Кожа-гулулы, который состоялся в 1871 г. близ Капал-Аксу (ныне Талдыкорганская область) и продолжался несколько дней. По обычаю, Биржан и Сара начади поэтическое состязание с представления слушателям и знакомства друг с другом. К тому времени они были широко известны в народе, гордились своей славой и всеобщим признанием. Выступление показало равенство сил обоих, но, тем не менее, Биржан побеждает Сару, используя то обстоятельство, что она вынуждена была выйти замуж за нелюбимого человека. Сара признала свое поражение, но в ее словах звучала горечь по поводу бесправного положения казахских женщин.

Таким образом, благодаря мастерству Сары, айтыс впервые вышел из традиционных рамок и затронул острую социальную проблему - женское неравноправие. Выступление Сары отразило растущее самосознание казахских женщин, их протест против отсталых обычаев, стремление к свободе.

Текст айтыса был впервые записан в 1872 г. собирателем произведений казахского народного творчества Жусупбеком Шайхисламулы из уст самой Сары. Впервые опубликован в 1898 г. в Казани. В 1907 г. еще один вариант айтыса опубликовал Арип Танирбергенов. Айтыс Биржана и Сары относится к лучшим образцам этого жанра, что подтверждается и тем, что он пользовался широкой популярностью в народе.

В 1897 г. Сара выходит замуж за Бекбая Алтынбекова, воплотив в жизнь свою мечту о свободной любви.

После этого она написала несколько стихотворений, среди которых можно назвать "На джайляу", "В память Абиша", "Прощай, мой аул" и другие.

Известны также ее айтысы с Асетом Найманбаевым и Торебаем Ескожаулы.

По поводу смерти Сары, точнее, ее даты, имеется несколько точек зрения. Одни исследователи утверждают, что она умерла в 1907 г., другие считают, что Сара ушла из жизни в возрасте 38 лет, т.е. в 1891 гг. При этом нет единого мнения и по вопросу о дате ее рождения.


Омар Шораякулы

(1878-1924 гг.)

 

Казахский акын Омар Шораякулы родился 22 октября 1878 г. на территории современного Кармакчинского района Кызылординской области.

До 17 лет Омар получал азы грамоты у аульного муллы, а после того, как продолжить обучение стало невозможным, старался сам пополнять пробелы в образовании. В результате самообразования Шораякулы стал хорошим знатоком культуры Востока.

В 16 лет стал известен как акын-импровизатор благодаря своим первым песням "Слова мои изящны", "Язык мой красноречив", "Орнаменты жизни". В них чувствуется незаурядный талант Омара Шораякулы, который ярко проявился в многожанровости его творчества.

В 1896 г. в поисках работы Омар приехал в Казалинск, где поступил в услужение к татарскому торговцу Намекею Болташеву. Прослужив у него девять лет, в 1905 г. Омар Шораякулы вернулся в родной аул.

После возвращения Омар активно занялся поэтической деятельностью. Его песни "Чабан и вор", "Волостному", "Заветы молодым" и другие становятся популярными в народе. В своих терме, толгау, баснях, посвящениях и поэмах "Черный чекмен", "Горная страна", "Бедный Талип", "Бедняк", "Есенжолға", "Құлахметке", "Күмісбайға", "Нағашым", "Арманым" Омар Шораякулы воспевает гуманизм, любовь к труду, занимается осмыслением жизни во всем многообразии ее проявлений.

Известны его айтысы с акынами Карасакал Еримбетом, Нурмаханом, Шакеем, Заубаем, Жусупом Таубайулы.

После Октябрьской революции, которую он одним из первых воспел в своей песне "Вот сегодня и свобода", Омар Шораякулы активно участвовал в становлении Советской власти. Затем он в течение нескольких лет проработал в органах Советской власти на должностях председателя волисполкома, судьи и др. Но продолжать свою работу Шораякулы уже не мог из-за болезни, вызванной тяжелой работой в молодые годы.

Омар Шораякулы умер 14 июня 1924 г.

Кроме сборников "Ұш ғасыр жырлайды", "Бес ғасыр жырлайды", "Айтыс" произведения Омара Шораякулы вошли в отдельную книгу "Шайыр", изданную в 1985 г.


Мухаметжан Тынышпайулы

(1879-1937 гг.)

 

Казахский педагог, историк и общественный деятель Мухаметжан Тынышпайулы родился 12 мая 1879 г. в Капальском районе Талдыкорганской области.

М.Тынышпайулы окончил Верненскую гимназию с золотой медалью (1900), затем - Петербургский институт инженеров транспорта (1906).

С 1906 г. Мухаметжан Тынышпайулы работал инженером на строительстве железных дорог в Средней Азии.

Революция 1905-1907 гг. оказала огромное влияние на мировоззрение Тынышпайулы. По ее окончании он начал общественную деятельность, принимал участие в революционно-освободительном движении.

В конце 1905 г. Тынышпайулы участвовал в работе делегатского съезда пяти областей Казахстана, который проходил в Уральске. На этом съезде была предпринята попытка создания прообраза будущей партии "Алаш".

В 1907 г. М. Тынышпайулы был избран депутатом II Государственной Думы от Семиреченской губернии. В Думе Тыиышпайулы выступал против угнетения и колонизаторской политики царизма, хотя и не скрывал своей приверженности идеалам либерально-монархического движения. В 1901-1918 гг. М. Тынышпайулы работал начальником, главным инженером Урсатьевско-Андижанского отделения железной дороги. Далее он возглавлял строительство Арысь-Аулие-Атинской ветки Семиреченского отделения железной дороги.

В 1916 г. Тынышпайулы был арестован за участие в национально-освободительном движении в Семиречье.

После февральской революции 1917 г. Тынышпайулы вошел в состав Туркестанского комитета Временного правительства и получил пост Семипалатинского областного комиссара. Затем он стоял во главе Кокандской автономии в Туркестане,

В декабре 1917 г. Тынышпайулы вошел в состав правительства "Алаш Орда". После того, как ВЦИК объявил амнистию бывшим алашординцам в 1919 г., Тынышпайулы работал на ответственной работе в Семиреченском народном комиссариате Туркестанского края.

С 1924 г. М.Тынышпайулы работал преподавателем Казахского педагогического института (ныне АГУ им. Абая). В 1926 г., по рекомендации Т. Рыскулова, Тынышпайулы участвовал в разработке проекта и строительстве Турксиба.

В 1926-1927 гг. Тынышпайулы опубликовал несколько исследований по истории и родоплеменному составу казахского народа: "Коксуйский могильник и городище Кай-лак", "Историческая справка о родоплеменном составе населения Ташкентского уезда", "Отзыв на монографию А.П.Чулошникова об истории казахского народа", "Казахи в ХVП-ХVШ веках", "Победы и поражения казахов", "Материалы по истории киргиз-казахского народа".

В 1932 г. Тынышпайулы был выслан в Воронеж. В 1933-1937 гг. он работал на строительстве железной дороги Москва - Донбасс, все еше находясь в ссылке.

В 1937 г. Тынышпайулы вернулся на родину, но вскоре вновь был арестован и подвергнут репрессиям. Посмертно реабилитирован.

Мухаметжан Тынышпайулы принадлежал к плеяде высокообразованных казахских интеллигентов, которые все свои знания и умения использовали для того, чтобы их родной народ процветал и развивался. Кроме того, что он был видным общественным деятелем, Тынышпайулы занимался научными исследованиями в различных областях человеческих знаний. Богатое творческое наследие Тынышпайулы, до сих пор малоизученное, достойно более пристального внимания как со стороны ученых, так и со стороны общественности.


Мади Бапиулы

(1880-1921 гг.)

Казахский акын, композитор и певец Мади Бапиулы родился в 1880 г. на территории нынешнего Каркаралинского района Карагандинской области.

Знаменитый казахский би Казыбек был далеким предком Мади.

С детства Мади черпал вдохновение в красотах родной природы. Темами его ранних произведений были родная земля, просторы бескрайней казахской степи. Мади рано прославился как певец и виртуозный домбрист.

Встречи Мади с известными певцами-импровизаторами Акан-сере, Биржан-салом, Балуан Шолаком помогли ему продемонстрировать свое искусство, и, в то же время, многому научиться у них.

Популярность Мади была огромной, и он не один раз, по ложному обвинению своих недругов, оказывался в тюрьмах. Мади отбывал наказание в Атбасаре, Каркара-линске, Омске, Семипалатинске. Именно в тюрьме, тоскуя по родной земле, по народу, Мади создал свою знаменитую песню "Қаракесек", которая посвящена тяжелой судьбе народа, несправедливости, окружающей его повсюду. В этой песне слышится мощь человеческого духа. Она не нуждается ни в каких комментариях.

В 1915 г. Мади совершает побег из тюрьмы. Между тем, его песни "Үшқара", "Қаракесек" стали популярными по всей степи. О Мади рассказывают легенды. Опасаясь волостного правителя, он долгое время скрывается, не показываясь в родных краях. Песня "Шіркін-ай", созданная Мади в этот период, передает ликующее настроение композитора. В 1916 г. он возвращается домой.

В 1917 г. волостной правитель Айкожа Темиржанов обвиняет Мади в конокрадстве, побеге из тюрьмы, и поэта снова арестовывают. В Каркаралинской тюрьме встретил Мади весть об Октябрьской революции.

В 1918 г. Мади был освобожден. Он с радостью принимает Советскую власть, старается по мере возможности помочь ей. В это время родилась еще одна песня композитора, ставшая популярной в народе, и названная "Мади". В ней композитор приветствовал новую народную власть.

Но Мади не только сочувствовал Советской власти, он принимал самое активное участие в ее установлении. В 1919 г. Мади сражался с Колчаком. После изгнания белогвардейцев из Каркаралинска, Мади активно участвовал в работе советских органов власти, был агитатором.

Его враги, осевшие в различных учреждениях Советской власти, решают убрать Мади. В начале февраля 1921 г. он был убит в Каркаралинске.

Знаменитый певец и композитор Мади Бапиулы в своих произведениях воспевал свободу, силу духа, славные традиции казахского народа. Его песни остались жить в народной памяти. Вольнолюбивые, торжественные, ликующие, они звучат и в наши дни. Они вошли в оперы, сюиты и кантаты. Песни Мади Бапиулы, отразившие сложную и бурную жизнь композитора, волнуют каждого, кто соприкасается с ними.

 


Сейткали Мендешев

(1882-1937 гг.)

 

Уроженец Уральской области. Советский партийный и государственный деятель.

После окончания Казанской учительской семинарии (1903) в течение 13 лет работал учителем в аулах Букеевской степи. Здесь он включился в революционно-пропагандистскую работу, распространял политическую литературу, участвовал в организации маевок и демонстраций. Мендешевым было организовано общество народных учителей Букеевской орды, которое ставило перед собой не только профессиональные, но и политические задачи. Сейткали был также членом Астраханского общества взаимопомощи учителей, объединявшего трудовую и наиболее прогрессивную часть учительства.

За участие в национально-освободительном движении 1916 г. был арестован и заключен в Астраханскую тюрьму. В годы Февральской революции 1917 г. участвовал в организации Ревкома в с. Новая Казанка. В октябре 1917 г. Мендешев вместе с большевиком С.Генераловым ведет открытую революционную агитацию в Букеевской орде, способствует свержению и роспуску местных органов Временного правительства. В 1918 г. на Букеевском съезде Советов избирался членом губисполкома, а в 1919 г. стал его председателем.

Особенно знаменательным в жизни С.Мендешева был 1919 год. Он участвует в формировании 1-го казахского кавалерийского полка и создании первых комсомольских организаций в области, налаживает работу журнала "Мугалім", организует перевод на казахский язык первой Советской Конституции.

С июля 1919 г. - член и заместитель председателя ВРК по управлению Киргизским (Казахским) краем при Совнаркоме РСФСР. 25 августа 1920 г. ЦК РКП (б) ввел Мендешева в состав Кироблбюро РКП (б). В 1920 г. Мендешев стал первым председателем ЦИК КАССР. Он принял деятельное участие в разработке декретов: об отмене калыма, куна, о запрещении многоженства.

Вместе с С.Сейфуллиным и А.Жангильдиным Мендешев представлял Казахстан на Первом совещании ЦК РКП (б) с ответственными работниками национальных республик и областей в 1921 г. в Москве. На совещании Центральное бюро коммунистических организаций народов Востока было реорганизовано в Центральное бюро агитации и пропаганды среди тюркских народов. В его состав от Казахстана был избран Мендешев. Большую роль сыграл Сейткали Мендешев в обосновании новой налоговой политики. В 1924 г. Мендешев принимал деятельное участие в работе специальной комиссии для разработки предложений по выдвижению рабочих-казахов в состав правительства республики.

С 1926 по 1930 гг. Мендешев работал в Москве, будучи назначенным членом экономического совещания (ЭКОСО) РСФСР. В 1930-1937 гг. - нарком просвещения КАССР, председатель комитета по науке, начальник управления Совнаркома КАССР по охране заповедников и памятников. Руководил Чрезвычайной комиссией по борьбе с голодом в Казахстане. Участвовал в работе комиссии по национально-государственному размежеванию республик Средней Азии (1924), с 1928 по 1929 гг. - член комиссии ЦИК СССР по решению вопросов землепользования в национальных республиках и конституционной комиссии. Уполномоченный ЦИК СССР по проведению выборов в Советы Чувашии. Член ВЦИК и ЦИК СССР, член ЦИК КАССР. В 1924-1925 гг. - член Президиума ЦИК СССР. Делегат пятого конгресса Коминтерна.

Мендешев оставил значительное литературное наследие. Список опубликованных им статей и докладов насчитывал около 40 названии. Имеется свыше двух десятков исторических работ, статей и воспоминаний, в которых нашли отражение жизнь и деятельность Сейткали Мендешева.


Турмагамбет Изтлеулы

(1882-1939 гг.)

 

Уроженец Кызылординской области. Казахский акын, переводчик.

Учился в аульной школе, в медресе "Мир араб" (1896-1899) и в медресе "Кокелташ" (1899-1905) в г. Бухаре, где познакомился с будущим крупным писателем Средней Азии С.Айни. Дружба с Айни оказала заметное влияние на формирование мировоззрения Турмагамбета: он стал активным членом литературного кружка. В годы учебы в медресе Изтлеулы основательно изучил арабский, персидский и турецкий языки.

С 1905 по 1925 гг. Изтлеулы был учителем в аульной школе, работал в Комиссариате народного просвещения Казахской ССР (1936-1937). В 14-летнем возрасте написал свою первую басню "Черный жук", в 18 лет - первую поэму "Дехканин Марди". Создал десять поэм, среди них поэмы "Мудрейший старец", "Пленная девушка", "Рау-абану" и др. Свои поэмы, написанные на основе книжных сюжетов, Изтлеулы сблизил с казахской действительностью. Он не ограничился, как некоторые казахские поэты, пересказом восточных сюжетов, а творчески переработал уже известные коллизии в своих романтических и фантастических поэмах, нередко отражал с большой эмоциональной силой реальную жизнь.

Поддерживал национально-освободительное движение 1916 г. в Казахстане, которое воспел в толгау "Землю покрыла тревожная мгла" (1916). Много писал о революции

1917 г., о партии. В стихотворениях "Доброго пути тебе, брат Совет!", "Жаворонок гнездился в шерсти барана" Изтлеулы призывал свой народ участвовать в обновлении жизни. В 20-е гг. в творчестве Изтлеулы отмечается особый подъем. Его произведения получают широкую известность. Он стал певцом своего народа, воспевая свободный цветущий Казахстан.

В 1934 г. прошел Первый всесоюзный съезд советских писателей. В июне того же года состоялся Первый съезд писателей Казахстана, рассмотревший вопрос о состоянии и задачах казахской литературы. От Южного Казахстана на этот съезд в качестве делегата был приглашен народный акын Изтлеулы. Турмагамбет Изтлеулы также участвовал в 1-м республиканском слете народных талантов (1934). В эти годы поэт воздает должное талантам Б. Майлина, С. Сейфуллина, С. Муканова, И. Жансугурова, Жамбыла. Благодаря появлению в республике переведенных на казахский язык произведений А. Пушкина, М Лермонтова, Н. Гоголя, Т. Шевченко, Ш. Руставели и др., в творчестве Изтлеулы появилось немало стихотворений, посвященных поэтам и писателям соседних народов.

Значительную часть художественного наследия поэта составляют рубаи, лирические стихотворения, афоризмы, басни, импровизации. Его творчество разнообразно по тематике и обширно по охвату проблем современной ему действительности. В любом его произведении присутствуют искренность чувства и мысли. Ему принадлежит перевод на казахский язык поэмы Фирдоуси "Шахнаме", часть которой, "Рустем-Дастан", была издана в 1961 г. отдельной книгой. Произведения Турмагамбета включены в сборники на казахском языке: "Поэты трех веков"(1965), "Поэты пяти веков"(1985), вышли отдельными книгами.


Халел Досмухамбетулы

(1883-1939 гг.)

 

Выдающийся казахский ученый, общественный деятель, один из основателей национальной академии наук Халел Досмухамбетулы родился 24 апреля 1883 г. на территории современного Кызылкогинского района Атырауской области.

Х.Досмухамбетулы окончил Уральское реальное училище, а затем Санкт-Петербургскую военно-медицинскую академию в 1909 г.

В 1909-1913 гг. он работал врачом в воинских подразделениях уральских казаков, в 1913-1920 гг. - участковым врачом в Темирском уезде.

В 1917-1919 гг. Досмухамбетулы входил в партию "Алаш" и был членом правительства "Алаш Орда". Вместе со своим братом Жаншой Халел Досмухамбетулы участвовал в борьбе против Советской власти, за установление казахской автономии.

В марте 1918 г. Х. Досмухамбетулы и Ж. Досмухамбетулы возглавляли делегацию алашординцев, направленную в Москву. Добившись приема у Ленина, делегация вручила ему постановление алашординского съезда, создавшего в декабре 1917 г. правительство "Алаш Орда".

В мае 1918 г. на съезде в Джамбейты было провозглашено создание Западного отделения "Алаш Орды". Во главе этого отделения встали братья Досмухамбетулы.

После безуспешной борьбы с Советской властью, Западное отделение "Алаш Орды" было ликвидировано в марте 1920 г.

С 1920 г. Х.Досмухамбетулы принимает активное участие в культурно-просветительской жизни. В 1920-1925 гг. он работал преподавателем Ташкентского институга народного просвещения, ординатором медицинского факультета Среднеазиатского университета, председателем научной комиссии Туркестанской республики и Государственного комитета по делам издательств и научных учреждений.

В это время им были написаны труды, посвященные разработке научной терминологии на казахском языке. Среди них учебники на казахском языке: "Естествознание", "Животные" (1922), "Организм человека", "Охрана здоровья учащихся" (1925).

По результатам работы противочумной комиссии, которую возглавлял Х.Досмухамбетулы, им была написана и опубликована книга "Как бороться с чумой среди киргизского населения" (1918-1924). Х.Досмухамбетулы принадлежит исследовательский труд "Закон сингармонизма в казахском языке" (1924).

В 1926-1930 гг. Х. Досмухамбетулы был помощником ректора Казахского высшего педагогического института, проректором, доцентом Казахского государственного университета (ныне АГУ). В эти годы Х.Досмухамбетулы написал учебник "Зоология" (1926), статьи, посвященные этнографии и истории казахского народа: "Оратор Щер-нияз", "Предание о том, как был построен медресе Кугельташ в Бухаре" (1927), "Родословная Жаланташ-батыра, воздвигнувшего медресе Телли-Кары Шиддар в Самарканде" (1928), опубликовал очерк "Устная литература казахского народа", посвященный теоретическим вопросам казахского фольклора.

Х. Досмухамбетулы издал сборники произведений устного народного творчества: "Слова Мурат-акына" (1924), "Исатай-Махамбет" (1925), "Аламан" (1928).

Он заведовал отделом Института здравоохранения и гигиены в Воронеже, где Досмухамбетулы находился в ссылке с 1930 по 1938 гг.

В 1939 г. Х. Досмухамбетулы был подвергнут репрессиям, и лишь в 1958-м реабилитирован.

Халел Досмухамбетулы внес большой вклад в становление казахстанской науки, он был профессором (1929), членом-корреспондентом краеведческого бюро Российской академии наук (1924). Творческое наследие ХДосмухамбетулы разнообразно: оно включает в себя труды по медицине, языкознанию, истории, этнографии и литературе.


Сакен Сейфуллин

(1884-1938 гг.)

 

Уроженец Жезказганской области. Один из основоположников казахской литературы, участник революционного движения в Казахстане, государственный деятель. Был первым председателем Совнаркома КАССР (1922-1925), членом ВЦИК, членом Президиума КазЦИК.

В 1913 г. Сейфуллин поступил в Омскую учительскую семинарию. Во время учебы являлся членом молодежной организации "Бірлік", которая ставила своей целью распространение культуры и знаний среди казахов. Первый сборник стихов Сейфуллина "Өткен кундер" ("Минувшие дни") вышел в 1914 г.

В 1916 г. Сейфуллин, работая аульным учителем в местечке Жинишке {ныне территория совхоза "Энтузиаст" Нуринского района), писал стихи в поддержку национально-освободительного восстания 1916 г. в Казахстане. В 1917 г. в Акмолинске - член президиума Акмолинского совдепа, комиссар просвещения, возглавлял революционную организацию "Жас қазақ" и руководил выпуском революционно-демократической газеты ""Тiршiлiк" ("Жизнь"). В 1918 г., после контрреволюционного переворота в Акмолинске, Сейфуллин, попавший в руки мятежников, был отправлен в кандалах в Омск, заключен в "вагон смерти" атамана Анненкова, совершил побег.

С 1919 по 1925 гг. Сейфуллин - на руководящей работе в Акмолинске, Оренбурге. В 1920 г. он был избран членом Президиума ЦИК КАССР. На III съезде Советов Казахстана (1922) Сейфуллина избрали председателем Совнаркома КАССР. В это же время он был председателем научного центра при Наркомпросе КАССР, руководителем Ассоциации пролетарских писателей Казахстана.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 941; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.131.168 (0.082 с.)