Мухаммед Хайдар-дулат (1499-1551 гг.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мухаммед Хайдар-дулат (1499-1551 гг.)



 

Мырза Мухаммед Хайдар бен Мухаммед Хусайн Куре-кандуглат (родился в 1499 г. в Ташкенте, - умер в 1551 г. в Кашмирском валаяте в Индустане) - известный историк, литератор. В литературе известен как Хайдар мырза, Мырза Хайдар.

Мухаммед Хайдар-дулат является автором дастана "Джаханнама", вошедшего в исторический справочник по Могулистану и приграничных ему областей - "Тарихи Рашиди". Предки Мухаммед Хайдара-дулати были видными политическими деятелями на территории юго-восточного Казахстана, Кыргызстана и Восточного Туркестана, входившей в государство Могулистан. Они занимали посты улусбеков, тарханов и управляли своим наследственным владением - Манглай-Субеном. Амир Полатшы (Пуладчи) дулат во времена развала Чагатайского государства в середине XIV в. назначил Тогалык Тимура ханом восточной части этого государства. Еще один предок Мухаммед Хайдара-дулати - Амир Худайдат - в свою бытность улусбеком сменил шесть ханов на Могулистан-ском троне. А прадед Мухаммед Хайдара-дулати - Мухаммед Хайдар мырза - до 1480 г. правил Кашгарией. Отец его, Мухаммед Хусайн, был одним из приближенных хана Султан Махмуда, правителя восточной части Могулистана в конце XV - начале XVI вв. Мать Мухаммед Хайдара-дулати - Хуб Нигар ханум - является дочерью Жунис-хана, а сам он - двоюродным братом по материнской линии султана Саид-хана и основателя династии Великих Могулов, правивших в Индустане - Захир ад-Дин Мухаммед Бабура.

Детство Мухаммед Хайдара-дулати приходится на времена заката государства династии Тимура в Средней Азии, произошедшего под давлением узбекских кочевников Мухаммеда Щейбани, развала Могулистана и возвышения Казахского ханства. После смерти отца, во время войны между ханом Султан Махмудом и ханом Мухаммедом Шейбани родственники Мухаммед Хайдара-дулати отправили его в Кабул к Бабуру. Мухаммед Хайдар-дулати участвовал в устроенном Бабуром походе на Ма-вераннахр. С 1512 г. Мухаммед Хайдар-дулати, находясь во дворце хана Султана Саида в Кашгарии, занимал видные военные и другие должности при дворе. Он принимал участие в войне с Абу Бакром за Кашгар и Жаркент в 1514 г., а также в военных походах на Кыргызстан, юго-восточный Казахстан и Тибет. Мухаммед Хайдар-дулати воспитывал наследника ханского престола - Абу ар-Рашид султана. По словам Бабура, Мухаммед Хайдар-дулати обладал энциклопедическими знаниями. Он был в курсе всех политических событий, знал политических деятелей. Мухаммед Хайдар-дулати был хорошим знатоком истории Казахстана и Средней Азии, Могулистана, особенно феодальной прослойки племени дулат. В 1541-1546 гг. в Кашмире он написал "Тарихи Рашиди". Данную работу Мухаммед Хайдар-дулати написал на персидском языке, опираясь на передававшиеся от поколения к поколению рассказы о прошлом дулатов, легенды могулов, секретные документы, сохранившиеся во дворцах могулских ханов, свидетельства очевидцев и свои наблюдения. Автор также пользовался историческими произведениями таких известных ученых прошлого, как Жувейни, Жамал Карши, Рашид ад-Дин Али Йазди,

Абдуразак Самарканди. Все это позволяет характеризовать данное произведение как исторический справочник, основанный на ясных архивных данных. Мухаммед Хайдар-дулати оставил очень ценные сведения, касающиеся средневековой истории казахов. "Тарихи Рашиди" содержит много сведений о формировании Казахского ханства, последовавших событиях в Семиречье и Восточном Дешт-и-Кыпчаке, падении Могулистана, феодальных войнах, установлении дружеских союзов между казахами, кыргызами и узбеками в борьбе против внешнего врага. В работе также имеется много ценных данных о социально-экономическом положении Южного и Восточного Казахстана в XV-XVI вв., городской и земледельческой культуре, исторической географии Семиречья, Средневековом Казахстане.

Воссевший в 1533 г. на ханский престол Абу ар-Рашид, опасаясь предводителей своих племен, подверг их сильным гонениям. Двоюродный брат Мухаммед Хайдара-дулати убил Сайд Мухаммед мырзу Дулата. Мухаммед Хайдар-дулати бежал в Индустан. Там он возглавлял войска во дворце Великих могулов. Мухаммед Хайдар-дулати погиб в 1551 г. во время восстания местных жителей.


Касым-хан

(годы правления - 1511-1518)

 

Касым-хан (родился приблизительно в 1445, - умер в 1518 г.) - казахский хан, сын одного из основателей Казахского ханства - Жанибек-хана. Мать Касым-хана -Жаганбегим - является младшей сестрой матери Махмуд султана - младшего брата хана Мухаммеда Шейбани.

Сведений о внутренней и внешней политике, методах государственного управления и т. д. Касым-хана сохранилось очень мало. Имя Касым-хана впервые фигурирует в сохранившихся сведениях о борьбе Мухаммеда Шейбани с казахскими правителями. В них Касым-хана называют одним из "известных султанов и богатырей", "командующим конными войсками Бурындык-хана (каз. Мурындык)". После того, как Бурындык-хан был вынужден удалиться в Самарканд и умереть на чужбине, Касым-хан окончательно взял власть в свои руки.

В эпоху правления Касым-хана стычки и битвы между казахами и династией Шейбанидов за города близ Сырдарьи продолжились. Зимой 1510г. войска Шейбани-хана предприняли наступление на улус Касым-хана, находившийся в предгорьях Улытау. Касым-хан, понимая, что не сможет дать должный отпор неприятелю, отступил, а затем, неожиданно совершив нападение, разгромил своего противника.

После того, как в 1511 г. Касым-хан пришел к власти, Казахское ханство стало называться Касымовским ханством. При Касым-хане Казахское ханство, получив дальнейшее развитие и усилив свое политическое влияние, превратилось в крупное и сильное государство. Территория Касымовского ханства простиралась на западе - до южных берегов Сырдарьи, на юго-западе - до городов Туркестана, на юго-востоке - до гор и предгорий северной части Семиречья. По некоторым сведениям, граница Казахского ханства при Касым-хане проходила за Улытауской возвышенностью и берегами Балхашского озера на северо-востоке, а на северо-западе доходила до реки Жайык.

Численность населения Казахского ханства при Касым-хане превышала 1 млн. человек. Поэтому оно не могло остаться в стороне от международной политики. Свою известность и политическую мощь на европейской арене Казахское ханство получило именно во времена правления Касым-хана. По-видимому, первым крупным соседним государством, установившим дипломатические отношения с Казахским ханством, было Московское государство. Произошло это во времена правления князя Василия III (1505-1533). Еще одной особенностью Казахского ханства в период правления Касым-хана является тот факт, что именно в это время казахи стали известны в Западной Европе как отдельная этническая общность.

Австрийский дипломат Зигмунд Герберштейн первым среди европейских ученых упоминает казахов в своих "Московских письменах".

Во внешней политике Касым-хан постоянно находился в состоянии борьбы с династией Шейбанидов за города вдоль Сырдарьи. В связи с этим формировались союзнические отношения казахских правителей с мангытами и могулами. В начальный период своего правления Касым-хан, захватив крепость Сайрам, предпринимал ряд попыток захвата крепости Мавераннахр.

В 1513 г., когда Касым-хан находился в Каратале, правитель Сайрама Каттабек, отдав город Касым-хану, уговорил его выступить против узбеков. Касым-хан, собрав большое войско из числа казахов и мангытов, начал поход на Ташкент. В битве с войсками узбекского хана Су-еныш Кожы под Ташкентом Касым-хан, получив ранение, отступил. После этого, примерно в том же году, Касым-хан в своей резиденции на берегу реки Чу заключает союз с ханом Могулистана Саидом против правителя Ташкента Суеныш Кожы-хана. Оба правителя договорились совершить объединенный поход на Ташкент. Но, в связи с приближением зимы, реализация соглашения была отложена.

По словам Васифида, зимой 1516-1517 гг. султаны династии Шейбанидов, объединившись между собой, начали поход против казахов. Объединенный поход среднеазиатских узбеков на кыпчакские земли во временном масштабе соответствует периоду правления Касым-хана.

Согласно писаниям Мухаммеда Хайдара, Касым-хан умер в 1518 г. А Тахир Мухаммед в своем труде "Раузат ат-Тахирин" указывает на 1523-1524 гг., как на время смерти Касым-хана. По словам Кыдыргали Косын улы Жалайри, Касым-хан скончался в городе Сарайчик. После смерти Касым-хана, в связи с усилением междоусобиц, Казахское ханство утеряло свою былую мощь, а отношения между казахами и могулами претерпели резкие изменения.

 


Ораз Мухаммед Онданулы

(XVI в.)

 

Ораз Мухаммед (год рождения неизвестен, - умер в 1610 г.) - казахский султан из династии Джучи, хан Касымовского царства. Ораз Мухаммед является сыном Ондан султана, младшим двоюродным братом Тауекель-хана, потомком Орыс-хана в седьмом колене. В русских летописях Ораза Мухаммеда называют "царевичем казахской орды".

В 1586 г. Ораз Мухаммед прибыл в столицу Сибирского ханства - Иккер (Кышлык) вместе со своим близким родственником Кыдыргали Косанулы Жалаири. В 1588 г., во время совместной соколиной охоты с Сибирским ханом Сейдахметом (Сейдек, Сейдак), Ораз Мухаммед попадает в плен русских отрядов. В сентябре того же года он был отправлен в Москву. Московский царь, встретив с особой теплотой Ораза Мухаммеда, привлек его к службе. Пребывая на царской службе, Ораз Мухаммед принимал участие в торжественных приемах, устраиваемых в царском дворце.

В 1590 г. Ораз Мухаммед участвовал в войне русских против шведов, а в 1598 - против Крымского ханства. В 1595 г. Тауекель-хан отправляет в Москву послов во главе с Кулмухаммедом (Кулмамбет) с просьбой принятия Казахского ханства в состав России. Наряду с последним Тауекель-хан просит русского царя вернуть Ораза Мухаммеда нз родину, но последовавшая смерть Тауекель-хана помешала выполнению этой просьбы.

В 1610 г. русский царь Борис Годунов назначает Ораз Мухаммеда ханом Касымовского (Касымово) царства, которое располагалось на берегу Оки. Использование представителей восточной властной элиты на такого рода царской службе являлось в то время обычной политикой русских царей.

В 1608 г, Ораз Мухаммед, перейдя на сторону Лжедмитрия II, стал одной из заметных фигур при царском дворе. Лжедмитрий II, догадавшись о неискренности Ораза Мухаммеда, убивает его руками наемников во время совместной охоты на берегу реки Оки.

 


Кадыргали Жалаири

(приблизительно 1530-1605 гг.)

 

Кадыргали Косынулы Жалаири, Кадыргалибек Косынулы Жалаири, Кыдырали ибн Хосумбек - средневековый казахский ученый и известный би.

Предки Кадыргали Жалаири со времен Караханидов непрерывно были ханскими ноянами, визирями, батырами. Его отцом был Косын-бек, а дедом - Темшик-батыр. Кадыргали Жалаири выполнял должности воспитателя высокородных отпрысков и ханского советника при дворе правителя.

После того, как его аул был разорен калмыками, а сын Шыгай-хана и брат Тауекель-хана - Ондан султан - погиб от вражеской руки, Кадыргали Жалаири, взяв с собой 13-летнего сына Ондан султана Ораз-Мухаммед а, перекочевал вместе с родственниками на территории, принадлежавшие Сибирскому хану Кучуму. Находясь там, он также получил назначение старшего бия. Кадыргали Жалаири в своем "Песенном сборнике" писал следующее: "Мои предки служили предкам Ораз-Мухаммед султана. Сам я служил деду Ораз-Мухаммеда Ондан султану, а впоследствии постоянно находился рядом с Ораз-Мухаммедом."

Кадыргали Жалаири, будучи знатоком не только родного, но и арабского и персидского языков, имел глубокие знания в области классической восточной литературы, науки и культуры. Кадыргали Жалаири по богатству своих знаний стоит на одном уровне с величайшими мыслителями Средней Азии. Должным образом оценив ученость и гениальность Кадыргали Жалаири, хан Кучум назначает его своим советником. Наряду с этим, Кадыргали Жалаири являлся советником-бием Сибирского князя Сейдека. Впоследствии Кадыргали Жалаири, выступив против хана Кучума, вместе с Ораз-Мухаммедом сблизился с Сейдеком, вследствие чего авторитет и статус последнего поднялся на более высокий уровень. В российских летописях по этому факту сохранились сведения, согласно которым: "... усиление власти князя Сейдека в тот период было обусловлено появлением при его дворе царевича Казахской Орды (Ораз-Мухаммеда) и господина Караша (т. е. Кадыргали Жалайри)".

В 1588 г. сибирский воевода Д.Чулков, обманным путем захватив в плен Кадыргали Жалайри, Ораз-Мухаммеда и Сейдека, отправил их вместе с домашним хозяйством и семьями в Москву в качестве "заложников". До 1598 г. Кадыргали Жалайри жил в Москве в царском дворце. За участие в 1590-1591 г. в войне против шведов, Крымского ханства и проявленный в ходе сражений героизм, русский царь Федор Иванович выделил в 1592 г. султану Ораз-Мухаммеду земли на берегу реки Оки, входившие в состав бывшего Касымовского ханства. В 1600 г. русский царь Борис Годунов назначил Ораз-Мухаммеда ханом Касымовым (Касымовское царство). Кадыргали Жалайри был назначен одним из его 4-х визирей.

В этот период Кадыргали Жалайри вплотную занялся научной деятельностью. Начав писать в 1600 г. при Касы-ме свою знаменитую летописную книгу "Жами ат-тауа-рих" ("Сборник летописей"), Кадыргали Жалайри закончил ее в 1602 г. Летопись насчитывает 157 страниц и написана на китайской бумаге с особой аккуратностью. Следуя устоявшейся традиции восточных мыслителей, ученый посвятил свою работу русскому царю Борису Годунову. Автор в своих летописях, проводя обзор по восточным странам и городам, дает исторические определения и разъяснения тюркским родо-племенам, населявшим казахские просторы. Остановившись на эпохе Караханидов, автор высказывает свое мнение об огузах. Опираясь на написанную на персидском языке летописную книгу Раши-ад-Дина "Жами ат-тауарих", ученый приводит много исторических фактов о династии Чингисхана и о нем самом. В работе имеются ценные материалы о жизнедеятельности казахских ханов, казахской степи, городах и т. д. Особый интерес представляет раздел книги, посвященный историческим событиям XIII-ХVI вв., происходившим на казахской земле. Этот раздел изобилует особо ценными материалами о внутреннем и внешнем положении казахских ханств, начиная с начала XVI в., образовании казахских племен, международной и общественно-политической ситуации казахских ханств, формировании патриархально-феодальных отношений, султанах, беках, хафизах и других социальных группах. В летописи содержится много ценных сведений по древней и средневековой истории Казахстана. Автор в совершенстве владел древним казахским языком. Летопись Кадыргали Жалайри - первое историческое произведение, написанное на древнем казахском языке. Ученые, оценивая научную ценность его труда, ставят Кадыргали Жалайри в один ряд со многими выдающимися историками Средней Азии и Монголии. Научный труд Кадыргали Жалайри был высоко оценен прославленными русскими учеными, профессорами Казанского университета Н.И.Ильминским, И.Н.Березиным, академиком В.В.Вельяминовым-Зерновым и выдающимся просветителем Ч.Валихановым.

 


Хакназар-хан

(годы правления 1538-1580)

Хакназар, Акназар - казахский хан, сын Касым-хана. При Хакназар-хане Казахское ханство получило большое развитие и в значительной мере усилилось. Мангытские (Ногайские) правители, прекратив свои междоусобные распри, целиком подчинились Хакназар-хану. Хакназар-хан вел непрерывную и самоотверженную войну с ханами Могулистана. В 50-е гг. XVI в. он подчинил Казахскому ханству бывший Ташкент. В конце 70-х гг. того же столетия Хакназар, заключив союз с Абдолла-ханом, вел борьбу против Баба султана.


Тауекель-хан

(годы правления - 1586-1598)

 

Тауекель (год рождения неизвестен - умер в 1598 г.) - казахский хан, один из наследников и последователей Акназар (Хакназар)-хана.

Тауекель-хан вел непрерывную борьбу во имя обретения независимости от Могулистана и Бухары. Разгромив Бухарское войско, Тауекель-хан захватил Ташкент и Самарканд.

Тауекель-хан прилагал немало усилий для заключения союза с Россией. Цели же России при заключении этого союза заключались в: выступлении единым фронтом в борьбе против Кучум-хана; использовании союза для успешного ведения переговоров с ханствами Средней Азии; заключении союза между Тауекель-ханом и Иранским шахом Аббасом 1-м против Бухарского ханства.

В январе 1594 г. царское правительство решило оказать Тауекель-хану помощь. Тауекель-хан, в свою очередь, согласился отправить в Москву своего сына - Ку-саина в качестве заложника. Царское правительство, в качестве ответной меры, решило вернуть племянника Тауекель-хана - Ораза Мухаммеда. В мае-июне 1595 г. Тауекель-хан принял по всем правилам гостеприимства русских послов во главе с В.Степановым.

В 1598 г. Тауекель-хан погиб в битве за Бухару.

 


Жалантос-батыр

(1576-1656 гг.)

 

Жалантос Бахадур Сейткулулы - казахский батыр, полководец, эмир Самарканда. Жалантос-батыр является дедом жившего в ХVП-ХVШ вв. Айтеке би.

Спасаясь от голода к 1581 г., Шыгай-хан и отец Жа-лантос-батыра Сейткул, вместе со своими родственниками, переселились в район горы Бураты близ Бухары. Жалантос-батыр с 12 лет начал служить хану Тамдынских и Кызылкумских казахов Динмухаммеду. Еще в юношеском возрасте Жалантос-батыр отличался рассудительностью и стойкостью, в силу чего популярность батыра среди народа получает распространение уже в ранний период его жизни. Ему присваивают высший титул того времени - титул "аталыка".

В 1640 г. Жалантос-батыр возглавил войска в борьбе против наступавшего на казахские и узбекские земли кал-мыкского хана Батура и нанес последнему разгромное поражение. В 1643 г. Жалантос-батыр отправил 20-тысячное войско в подмогу Жангир-хану, сражавшемуся с вторгнувшимися на земли Семиречья калмыко-джуигар-скими феодалами, внеся тем самым ощутимый вклад в решительный разгром завоевателей.

В 1649 г. Жалантос-батыр возглавил войска и вышел победителем в войне между Бухарским ханом Абдул Ази-зом и Иранским царством за Хорасан и Балх. В этой войне бухарское и казахское ханства заключили между собой союз для борьбы против общего врага. Согласно сведениям из исторического источника "Тарихи Кыпшаки", автором которого является Хожамкули-бек Балхи, казахский хан Жангир участвовал в этой битве со 100-тысячным войском.

Жалантос-батыр совершил три похода на Ташкент и Туркестан, подчинил Кабул и Мешхед. Талантливому полководцу, отличавшемуся личным героизмом и великолепно владевшему воинским искусством, присылались дорогие подарки от кыргызских, калмыцких, казахских ханов, из Индии, Хорезма и даже из Тибета. По словам академика М.Е.Массона, эти подарки по свому количеству и стоимости превышали все богатства, поступавшие в казну государства. Эти богатства Жалантос-батыр использовал не только для содержания войска, но и возводил на них в Самарканде величественные дворцы и медресе.

Жалантос-батыр построил в центре Самарканда - Регистане - медресе "Ширдар" ("Львиное медресе") в 1619-1635/36 гг. и медресе "Тилла-кари" ("Украшенное золотом") в 1647-1660 гг., которые впоследствии стали знаменитыми. Эти архитектурные сооружения занимают особое место в истории восточного зодческого искусства, поражая своей красотой и изяществом исполнения.

Прах Жалантос-батыра покоится в могиле зимовки Дагбит в 12 км от Самарканда. Потомки Жалантос-батыра живут в настоящее время в Казалинском районе Кы-зылординской области.

 


Есим-хан

(годы правления - 1598-1645)

 

Есим-хан (год рождения неизвестен, - умер в 1645 г.) - хан Среднего жуза с 1598 по 1645 гг. Есим-хан является сыном Шыгай-хана и основателем династии казахских ханов Среднего жуза, правивших в XVII-XVIII вв. Есим-хан жил в резиденции казахских ханов в городе Туркестане.

В 1598 г. казахские султаны, усилив борьбу за династическое правление в городах, находившихся вдоль Сырдарьи, в Туркестане, Ташкенте и др., захватили всю территорию, простиравшуюся от Туркестана до Самарканда. Во время этой войны Есим-хан с 20-тысячным войском остался в Самарканде, а его брат Тауекель с 70-80-тысячным войском отправился завоевывать Бухару. Штурм Бухары не увенчался успехом. За проявленные высокие полководческие способности во время этой войны Есим-хана прозвали "Большим Есимом-героем". После смерти брата Тауекеля Есим-хан взошел на престол.

В 1599 г. Есим-хан заключил с Бухарой договор, в результате которого Ташкент со всеми его сатрапиями оставался под властью казахских ханов в течение 200 лет.

Есим-хан также вел борьбу против ойратов-калмыков. Он возглавил поход на город Кушар в восточном Туркестане. Во внешней политике Есим-хан прилагал определенные усилия для установления дружественных отношений между казахами и кыргызами.

Его жизненной целью было строительство подвластного единому центру целостного государства. В этих целях он выработал и активно претворял в жизнь свою внутреннюю политику, которая нашла свое отражение в утверждавшихся им правилах общественной жизни, обычаях и традициях. Многие из них вошли в память народа как "Старая дорога Есим-хана", "Законы Жеты жаргы Тауке-хана", "Чистая дорога Касым-хана" и применялись в качестве правил и норм поведения вплоть до Х1Х-ХХ вв. Есим-хан проводил политику единоначалия, беспрекословного подчинения ему народа, а по отношению к соседним странам вел захватническую политику. В этих целях Есим-хан, опираясь на старые патриархальные обычаи, проповедовал такие традиционные институты и законы, как кровь за кровь, глаз за глаз, кровная месть, выплата куна, барымта, рабовладение, телесное наказание, многоженство, уплата калыма, аменгерство, зекет, оброк, принудительные штрафы, религиозная нетерпимость. Исходя именно из этого, народ и стал называть архаичные методы, применявшиеся Есим-ханом, "Старой дорогой Есим-хана", т. е. консервативной дорогой.

 

 

Жиембет-жырау

(XVII в.)

 

Жиембет Бортагзшулы (годы рождения и смерти неизвестны) - живший в конце XVI и в первой половине XVII вв. казахский поэт-сказитель.

Жиембет-жырау играл заметную роль во внутренних и внешних делах жизни казахского народа. При Есим-хане Жиембет-жырау был бием и полководцем-батыром Младшего жуза. В 1620-1627 гг. он участвовал в походах против калмыков, отличившись личным героизмом и незаурядными организаторскими способностями.

Дошедшие до нас произведения Жиембета-жырау говорят о том, что он был искусным поэтом, виртуозным мастером поэтического слова. В таких своих песнях, как "Сказание о Есим-хане", "Окованные руки и ноги" и др., поэт выражает свое настроение и внутреннее душевное состояние. Произведения Жиембета-жырау имеют большое историческое и этнографическое значение.

 


Маргаска-жырау

(XVII в.)

 

Маргаска (годы рождения и смерти неизвестны) - казахский поэт-сказитель. Жил в первой половине XVII в. при правлении Есим-хана. Маргаска-жырау, создавая песни, посвященные боевым походам, продолжал и развивал традиции древнего песенного жанра. Из множества произведений акына-импровизатора до наших дней дошли лишь несколько. Произведение Маргаска-жырау "Сказание хану Катаган Турсуну", рожденное в военное время и наполненное историческими данными, говорит нам о том, что он был пылким поэтом-сказителем, в совершенстве владевшим поэтическим мастерством. Маргаска-жырау является одним из прародителей исторического песенного жанра в казахской литературе (напр., "Большой батыр Есим").

 

 


Салкам Жангир

(годы правления - 1628-1652)

 

Жангир-хан (год рождения неизвестен - умер в 1652 г.) - казахский хан, сын Есим-хаиа. Он воссел на ханский престол после смерти Есим-хана. Жангир-хан был небольшого роста, но крепкого телосложения. Поэтому в народе его прозвали "Салкам Жангиром".

При Жангир-хане наблюдалось усиление ойрат-джунгаров под предводительством батыра Хунтайжы. Они непрерывно совершали набеги на Казахское ханство. Таким образом, время правления Жангир-хана приходится на трудный период непрерывных завоевательских походов джунгарских феодалов на казахские земли. Согласно некоторым данным, резиденция Жангир-хана располагалась близ Туркестана.

Жангир-хан, заключив союз с Бухарским ханством, вел борьбу против джунгарских завоевателей. Он также стремился установить союзнические взаимоотношения с кыргызами. Целью этого предприятия было обеспечение надежной защиты против джунгарских наступлений, с опорой на кыргызов. Именно в это время день ото дня происходило учащение вооруженных столкновений между ойратскими джунгарами и Казахским ханством. Борьба между правителями двух сторон шла за территории, предназначенные для кочевья, за торговые центры вдоль реки Сырдарьи, которые джунгары хотели прибрать к своим рукам.

Согласно историческим данным, относящимся к тому периоду, при Жангир-хане между казахами и ойратскими джунгарами произошло три крупных сражения. Первое сражение имело место в 1635 г., второе - в 1643-1644 гг., третье - в 1652 г.

В битве 1635 г. казахским войскам, возглавляемым Жангир-ханом, противостояли сильные полчища под предводительством полководца Батура. Об окончательных результатах этой битвы сведений не имеется, но известно, что в ходе сражения Жангир-хан попадает в плен, но вскоре совершает побег. С того момента Жангир-хан проводит постоянные набеги на джуигар.

Вторая крупная битва началась зимой 1643 г., с наступления батыра Хунтайжы на казахские земли. Джунгары, завоевав большую часть территории Семиречья, захватили в плен около десяти тысяч кыргызов. Услышав об этом, Жангир-хан отправился в поход против джунгар. На помощь ему пришел правитель Самарканда Жалантос бахадур с 20-тысячным войском. При поддержке войск Жалантос бахадура Жангир-хан одержал в этой битве победу. Батыр Хунтайжы вынужден был отступить. Джунгары, потерпев поражение, потеряли в сражении около десяти тысяч человек. Согласно сохранившимся историческим сведениям, в этой битве со всей полнотой проявился полководческий талант и военное мастерство Жангир-хана. В своей борьбе против джунгарских завоевателей Жан-гир-хан приложил определенные усилия для получения поддержки со стороны моголов. В целях установления с ними добрососедских отношений Жангир-хан посылал к ним две делегации. Эти дипломатические миссии возглавляли сыновья Жангир-хана - султаны Тауке и Алак. Джунгары, не потерпевшие окончательного поражения в битве 1643-1644 гг., также вели активную подготовку к будущей войне. Джунгарский предводитель, объединив свои владения, распавшиеся после поражения в 1643-1644 гг., в один кулак, покупает оружие и боеприпасы в русских городах Сибири.

В 1652 г. в ходе третьей крупной битвы между казахами и джунгарами казахские войска терпят поражение, а сам Жангир-хан погибает.

 


Толе би Алибекулы

(1657-1756 гг.)

Толе би Алибекулы (родился в 1657 г. в жайлау Жай-сан, на берегу реки Чу Жамбылской области - умер в 1756 г. в Акбурхан-Орде в Ленгерском районе современной Шымкентской области) - казахский общественный деятель, прославленный оратор, главный би Старшего жуза, один из создателей "Жеты жаргы".

В династии Кудайберды, представителем которой является Толе би, до него не было ни биев, ни баев. Все предки Толе би были простыми крестьянами-шаруа, называвшимися "чернью".

Толе би был человеком образованным, грамотным, с детского возраста впитавшим традиции ораторско-поэтического искусства своего народа. Принимая участие в собраниях биев с 15-20 лет, Толе би прославился среди народа своей справедливостью и ораторским искусством.

В то время казахское и джунгарское ханства находились в постоянной взаимной вражде. В силу того, что после смерти Тауке-хана Казахское ханство начало распадаться, Толе би, оставаясь правителем Старшего жуза, попал во временную зависимость от джунгарских завоевателей. Невзирая на то, что ему приходилось время от времени платить им дань, Толе би проводил политическое правление по-своему. Весьма заметной представляется роль Толе би в объединении и освобождении казахских общин от джунгарского гнета. Согласно некоторым сведениям, Толе би способствовал возвышению султана Абылая.

Толе би вместе с главным бием Среднего жуза Казы-беком Келдибекулы и главным бием Младшего жуза Ай-теке Байбекулы был главным советником Тауке, прозванного в народе благословенным. Толе би участвовал в претворении в жизнь мер по утверждению Тауке-ханом Туркестана столицей Казахского ханства, подчинению трех жузов одному центру, развитию единого Казахского ханства, формированию военного союза родственных казахского, каракалпакского, кыргызского и узбекского народов против джунгаро-ойратских завоевателей.

Толе би также приложил много усилий к формированию и развитию отношений между Россией и Старшим жузом. В 1749 г., отправив послов во главе со своим племянником Айтбаем к Оренбургскому губернатору И.И.Неплюеву, Толе би выразил готовность перейти под подданство России. Неплюев в своем ответном письме к Толе би от 26 сентября 1749 г., поддержав его желание присоединиться к России, выступил с просьбой приложить усилия для развития торговых отношений между двумя странами.

Дар руководителя и оратора Толе би особо проявился в период дробления Казахского ханства и завоевательских походов джунгар, которые, воспользовавшись ситуацией, хотели уничтожить казахский народ, а оставшихся подвергнуть "Годам лихолетья". Толе би, создав вместе с Кабанбай-батыром, Богенбай-батыром и Жанибек-баты-ром единый народный фронт, возглавил освободительную войну.

В устном народном творчестве сохранилось много исторических легенд о Толе би. В народе получило широкое распространение великое множество афористических высказываний, пословиц и парадигм, связанных с его именем. В Шымкенте, Туркестане и Ташкенте, где он в свое время правил, Толе би принимал активное участие в строительстве архитектурных сооружений, которые предназначались для пользования широкими кругами населения. Имя Толе би тесно связано с крупными историческими событиями, происходившими не только в Старшем жузе, но и в Среднем и Младшем. Толе би был похоронен в городе Ташкенте, где он правил в течение 12 лет, рядом с дедом Бабура по материнской линии - Жунис-ханом.

 


Казыбек би Келдибекулы

(1659-1775 гг.)

 

Казыбек би Келдибекулы - прославленный казахский би конца XVII - первой половины XVIII вв. Для установления единой власти над всеми тремя казахскими жузами Тауке-хан назначил бием Старшего жуза Толе би, Младшего жуза - Айтык (Айтеке) би, Среднего жуза - Казыбек би. Согласно сохранившимся в устном народном творчестве легендам и некоторым архивным данным, Казыбек би участвовал в разработке "Сборника законов Тауке-хана" (согласно российскому названию документа), или "Жеты жаргы".

Принимая активное участие в государственном управлении при ханах Тауке, Семеке, Адильмамбете и Абылае, Казыбек би имел ощутимое влияние в вопросах внутренней и внешней политики. Он являлся одним из первых организаторов народной борьбы против джунгарских завоевателей. В 40-х гг. XVIII столетия, когда Абылай-хан попал в руки джунгар, Казыбек би принимал активное участие в вызволении его из плена.

Уже при Семеке-хане Казыбек би, выражая свою приверженность России, присягнул русскому императору. В 60-е гг. XVIII в. империя Цинь в целях привлечения Казыбек би на свою сторону вместе со своими послами отправляла ему множество дорогих подарков. Но Казыбек би выразил протест против перехода под патронаж Китая. Он призывал Абылай-хана не вступать в тесные взаимоотношения с Циньской империей. В народе Казыбе-ка би прозвали "звонкоголосый".

Есет-батыр Кокиулы

(1667-1749 гг.)

 

Есет-батыр Кокиулы был зятем Богенбай-батыра, который способствовал присоединению к России казахов Среднего и Младшего жузов.

10 октября 1731 г. Есет-батыр под началом Абулхаир-хана вместе с другими предводителями Младшего жуза присягнул на верность царскому правительству. В 1740 г. в Оренбурге, участвуя в переговорах между феодалами Среднего и Младшего жузов с председателем Оренбургской комиссии князем В. Урусовым, Есет-батыр вторично присягнул на верность царскому правительству. В ходе этих переговоров Есет-батыр поддержал по всем пунктам позицию В. Урусова относительно казахско-русских отношений.

В дальнейшем Есет-батыр принимал активное участие в развитии экономических и политических взаимоотношений между Россией и Казахстаном, а также в борьбе с Едильскими калмыками, которые мешали процессу присоединения Казахстана к России. За свою деятельность на этом поприще Есет-батыр получил от царского правительства звание "тархана".

 

 


Бухар-жырау Калкаманулы

(1668-1781 гг.)

 

Бухар-жырау (родился в 1668 - умер в 1781 г., в районе горы Далба на территории Баянаульского района нынешней Павлодарской области). Казахский поэт-сказитель, государственный деятель.

Прожив долгую жизнь, Бухар-жырау стал свидетелем многих исторических событий. При Тауке-хане он был одним из влиятельных биев.

Перетерпев материально-бытовые трудности и лишившись своего былого влияния в "Годы Великого бедствия...", с приходом к власти Абылай-хана Бухар-жырау возвращается к государственным делам. Являясь главным советником хана и одним из авторитетнейших биев, Бухар-жырау играл важную роль в разрешении крупных проблем жизни казахского народа.

Бухар-жырау был весьма образованным для своего времени человеком и писал на арабском языке. Из его поэтического наследия до нас дошло около 1200 строк. Они были собраны в XIX-XX вв. из устных преданий- Из сочинений Бухар-жырау и содержащихся в них идейных противоречий, выявляются многие противоречивые тенденции того времени. Нестабильный и переменчивый характер своего времени Бухар-жырау воспринимает как вполне закономерное явление. Он говорит, что в мире нет ничего вечного, подвергаются изменениям не только жизнь человечества, но и сама природа.

Бухар-жырау мечтает об объединении трех жузов казахского народа под началом единого сильного государства с одним центром. Поэтому, считая Абылай-хана способным претворить в жизнь эту мечту, Бухар-жырау всячески поддерживает его в своих действиях и песнях, ведет самоотверженную борьбу за развитие и укрепление ханской власти.

Бухар-жырау понимает, что установление дружественных отношений с русским народом отвечает жизненным интересам казахского народа. В этой связи он оказывает определенное влияние на Абылай-хана. Наряду с этим Бухар-жырау понимает, что основной целью царского правительства является реализация колониальной политики. Затрагивая наиболее актуальные проблемы своего времени, в своих произведениях Бухар-жырау призывал людей к единству, дружбе и героизму. Подвергая острой критике некоторые жестокие поступки Абылай-хана, он, наряду с этим, является автором многих философско-афористических размышлений в виде агитационно-пропагандистских и безусловных сентенций.


Актамберды-жырау

(1675-1718 гг.)

 

Актамберды Сарыулы (родился в 1675 г. в Каратау Южного Казахстана, - умер в 1768 г. в Журекжота Абайс-кого района Семипалатинской области) - казахский поэт-сказитель, полководец, общественный деятель.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 549; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.212.26.248 (0.125 с.)