Методы формирования произношения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы формирования произношения



Формирование навыков правильного произношения проходит несколько стадий.

Первый этап – развитие орального праксиса – используются неречевые упражнения, предполагающие. Они включают комплекс артикуляционной гимнастики (пассивной и активной), изучение артикуляции звуков (постановку звуков) и слого­вые упражнения. Эти виды предусматривают в основном развитие моторики артикуляционного аппарата.

Второй этап — развитие фонематического восприятия. — очень тесно связан с артикуляционными упражнениями. Дети учатся дифференцировать их на слух, опираясь на артикуляционные и акустические признаки звуков.

Затем переходят к этапу интеграции, т.е. дети приобретают навыки соединения фонемы в коротких высказываниях в соответствии с позиционными условиями.

Заключительный этап — автоматизация, т.е. переход правильного произношения в привычное настолько, что оно не требует специального контроля. Названные этапы занимают дли­тельный период и обеспечиваются двумя категориями факто­ров: бессознательными — посредством слушания (аудирования) и воспроизведения (говорения) и сознательными — посредством усвоения фонологических признаков звуков и особенностей их артикуляционного уклада.

Для формирования звуковой стороны речи широко использует­ся концентрический метод: от первоначального изучения звуков в простых сочетаниях и на ограниченном речевом материале дети переходят ко все более автоматизированному произношению в самостоятельной речи.

Большое внимание в процессе обучения уделяется гласным звукам, которые обычно произносятся неполнозвучно, с вялой артикуляцией. Следует добиваться осознанного, четкого, хоро­шо артикулируемого произношения каждого гласного звука. Упражнения, связанные с произношением гласных, включают в той или иной форме в каждый урок, нередко сочетая их с ана­лизом звукового состава слова.

Воспроизведение и производство звуковых единиц (звуков, слов, фраз, текста) происходит в единстве и предполагает одновременное обучение слушанию и говорению. Фонематичес­кое восприятие совершенствуется под влиянием правильного артикулирования. При постановке правильного произноше­ния рекомендуется сочетание различных способов: имитации и описания.

Ученик при обучении артикулированию звуков должен осознавать произносительные операции как изолированно, так и в различных сочетаниях. В этой связи широко применяются опи­сания артикуляции изучаемых звуков с использованием средств наглядности: схем, фотографий, демонстраций положений ре­чевых органов с помощью рисунков, модулей, пиктограмм, дви­жений руки. В настоящее время широко используется компью­терная поддержка. Для создания в долговременной памяти учеников звуковых образов фонем, интонем очень важно посто­янство воспринимаемых звуков, которое можно обеспечить с помощью фонограмм. Дети должны слушать эталонный обра­зец звучания, выполнять с опорой на слуховой анализатор уп­ражнения на дифференциацию звуков и т.п.

Различение звуков на слух является необходимым условием правильного употребления их в речи. После того как правильная артикуляция того или иного звука усвоена учащимися и звук произносится ими четко и правильно в простейших сочетаниях, проводятся упражнения по различению звуков. Каждый изучае­мый в данный момент звук может быть сопоставлен в артикуля­ции и на слух с ранее пройденными. Со звуками, еще не прой­денными, но артикуляция которых достаточно подготовлена, можно также упражняться в сопоставлении, однако в данном слу­чае — только на слух, исключая проговаривание.

Тренировке правильного произноше­ния особенно много внимания уделяется в часы индивидуальных занятий непосредственно после постановки звука. При этом используются разнообразные слоговые упражнения, по­добранные так, чтобы закрепляемый звук находился в различ­ных сочетаниях со всеми правильно произносимыми звуками, с учетом имеющихся у детей структурных трудностей.

При введении в лексикон учащихся новых слов постоянно применяется метод заучивания слов по слогам с опорой на утрированное артикулирование. Это значительно облегчает про­говаривание ребенком трудных для него слов и развивает кинестетические ощущения (т.е. способность чувствовать по­ложение и движение своих органов, в данном случае — артику­ляцию). Дети рассматривают артикуляцию учителя и подража­ют ей. Одновременно учитель привлекает их внимание к звуча­нию. Иногда для контроля правильности артикулирования применяют зеркало. При заучивании слов по слогам можно ис­пользовать приемы, которые рекомендуются при делении слов на слоги, т.е. «отхлопывание», «дирижирование» и т.п. При за­учивании четырех-пятисложных слов используется схема сло­ва, нарисованная на доске или выложенная из полосок бумаги. Для заучивания с соблюдением нужного ритма и ударения под­бирают рифмованные фразы с четким ритмом.

Обязательным требованием при проведении всех упражне­ний является отчетливое произнесение каждого звука, поэто­му в состав слогов включаются только хорошо усвоенные звуки. Подобные упражнения усложняются в следующих направ­лениях:

— постепенно ускоряется темп (до нормального или даже несколько утрированного); при этом не должна снижать­ся четкость произнесения каждого отдельного звука;

— увеличивается число элементов ряда от 2-3 до 5-6;

— усложняется состав отдельных элементов ряда, т.е. от прямых слогов переходят к обратным или к сочетанию прямых и обратных, включая закрытые слоги со стече­нием согласных типа ССГ, а также сочетание с интер­вокальным положением согласного звука.

В зависимости от конкретного состава класса усложнение слогового состава слов может проходить по-разному. С детьми, имеющими значительные структурные затруднения, матери­ал следует усложнять постепенно. При менее выраженных за­труднениях при подборе слогового и словарного материала мож­но вводить слоговые сочетания и слова более сложного состава. Овладение звуковым составом слова достигается значительно быстрее в тех случаях, когда ребенок умеет отличать в собственной речи правильное звучание каждого слова от неправильного. В осу­ществлении этой задачи ведущую роль играет осознанный анализ и синтез звукового состава речи. С самого начала обучения по соот­ветствующей системе проводят упражнения, в результате кото­рых дети должны овладеть следующими навыками:

— выделять из состава слова любые звуки — как соглас­ные, так и гласные;

— определять последовательность звуков в слове;

— делить слова на слоги и определять звуковой состав любого слога.

Переход к полному звуко-слоговому анализу слов осуществ­ляется постепенно: в 1-м классе идет работа над односложными и двусложными словами, во 2-м — трех-, четырехсложными.

В результате обучения дети овладевают определенным объе­мом знаний и навыков, касающихся звуковой стороны речи. Кроме того, за это время в значительной мере уточняется и рас­ширяется их словарь, большой сдвиг происходит в развитии грамматически правильной речи. Все это обеспечивает относи­тельную готовность детей к усвоению грамматики и правописа­ния. Подбор материала для чтения и письма зависит от произ­носительных возможностей учащихся.

По мере овладения детьми звуковым анализом постепенно ус­ложняются упражнения, направленные на различение звуков. Например, если в начале обучения звуки сравнивают в ряду или однотипных слогах, то позже — в составе разнообразных слогов (предлагается услышать звук Ш в слогах ША, ЖУ, СЫ, АШ, ЩА) или в составе слов (предлагается услышать звук ТТТ в словах щет­ка, печка, кошка, нос, душ, жук и т.п.).

Работа по анализу и синтезу звукового состава речи перено­сится на уроки грамматики и правописания. На уроках обуче­ния произношению навык анализа и синтеза формируется пре­имущественно при нахождении изучаемого звука в слове, опре­делении его места в слове, подборе слов с данным звуком; продолжаются также упражнения по составлению схемы слова. При этом анализируемые с помощью схемы слова всегда должны быть более сложными, чем те, которые дети читают и пишут на уроках правописания. Тем самым их подготавливают к письму более сложных слов. Кроме того, на уроках по произ­ношению продолжается практическое знакомство с предложе­нием: учащиеся по заданию составляют предложения с теми или иными звуками, заканчивают начатые учителем предложения, заучивают их и т.п.

Во 2-м классе работа над звуко-слоговой и ритмической структурой речи приобретает несколько иной характер. По мере овладения учащимися произносительными навыками по­степенно теряют свое значение наглядные методы: сопровож­дение произношения жестами или показом картинок. На дан­ном этапе обучения акцент делается на использовании симво­лов, схем и пиктограмм.

Программой регламентируется усвоение произношения сле­дующих типов ритмической и звуко-слоговой структуры слова:

— различных сочетаний звуков и слогов; ряда гласных звуков типа аиу-аиу-аиу..., уоэ-ауо-эау...;

— слоговых сочетаний с мягкими согласными звуками: ми-ме-мя-мю; све-сви-свя-свю; вле-кле-мле-пле; мя-ня-вя-ря;

слоговых сочетаний с мягкими и твердыми согласными звуками: ста-стя-ста-стя, та-ат-тя-ать; кра-кря-кла-кля;

слоговых сочетаний, включающих звук []: пя-пя-пъя; пъя-пъе-пъю; пъя-въя-лъю;

слоговых сочетаний, включающих оппозиционные зву­ки: ша-са-за-жа; шва-жва-зва-сва; саш-шас; ча-ща-тя-ся; сяща-чаща-цача;

слоговых рядов с чередованием ударных и неударных слогов (упражнения проводятся в быстром темпе), с чередованием согласных и гласных звуков с изменени­ем последовательности: сасошу-сасошу..., татянататя-на... тятанатятана..., с разным ударением: тата, татата, татата.

Таким образом, постепенно усложняется звуковой состав слов; для различения подбираются слова, сходные по звуковому составу. Большое внимание уделяется произношению слов раз­личного слогового состава: слова трехсложные и четырехслож­ные различного звуко-слогового состава, слова со стечением согласных, отдельные слова пяти- и шестисложные (разноцвет­ный, электрический и т.п.). По мере овладения детьми новыми словами они постепенно вводятся в состав предложений. Ре­комендуется составлять предложения по сюжетным картинкам, по вопросам, по опорным словам, по демонстрации; дети состав­ляют и заучивают также небольшие тексты. Появляется возмож­ность включать пройденные слова в заучиваемые стихотворе­ния. Осуществляется переход к плавному и четкому произно­шению.

При переходе от скандированного к плавному произноше­нию слов большое значение имеет уже начатая работа над уда­рением. Дети должны уметь на слух отличать ударные слоги от безударных. К хорошо усвоенным в произносительном от­ношении словам предъявляются требования правильного уда­рения. Следует заметить, что при заучивании трудных слов по слогам воспроизводится не слуховой, а графический об­раз слова (т.е. не сабана, а собака), в то время как при отра­ботке плавного произнесения слова с нужным ударением об­разец для произнесения дается учащимся в соответствии с правилами орфоэпии. Такой порядок при усвоении слов име­ет большое значение для формирования у детей готовности к усвоению правил правописания. Для более эффективного ус­воения некоторых орфоэпических норм учитель может ши­роко использовать знаки и символы. Приведем некоторые примеры.

1. Произношение безударных гласных и оглушение звонких согласных (в середине слова, перед глухими согласными) мож­но обозначить надстрочными символами:

А Т Ф

ТОПÓР ПЛОД ВКЛЮЧÁТЬ

2. Произношение удвоенных согласных обозначено над­строчным символом ——. Учащимся объясняют, что удвоенная буква в словах произносится как один долгий звук: АННА.

3. При произношении глаголов с возвратным суффиксом -СЯ сочетания ТСЯ, ТЬСЯ проговариваются как ЦА, что также мож­но обозначить посредством надстрочных символов.

4. Слитное произношение предлогов обозначено подстроч­ным символом и:

В ШАЛАШЕ; НА БАШНЕ; ПО ШОССЕ; ПОД СТОЛОМ.

и и и и

Умение быстро и осознанно находить нужное ударение в сло­ве является одним из необходимых условий для понимания чи­таемого текста. Кроме того, развитие у учащихся навыка быст­рого определения места лексического ударения важно для усво­ения правила правописания безударных гласных.

Преодоление скандированного, послогового произношения слов имеет большое значение и для понимания читаемого тек­ста. Своевременно начать работу над ударением необходимо еще и для того, чтобы подготовить учащихся к письму слов с безу­дарными гласными.

Проводятся также упражнения, направленные на выработ­ку нормального темпа и плавности речи. К ним относятся уп­ражнения на повторение различных звукосочетаний с постепен­ным переходом от замедленного темпа к нормальному и даже несколько ускоренному. Предлагается материал (скороговорок, поговорок, пословиц, коротких стихотворений) для проговаривания в медленном и быстром темпе:

Повтори медленно:

Дятел дуб продалбливает. Этого Кузьму я и сам возьму.

Повтори быстро и слитно:

Дятел дуб продалбливает. Этого Кузьму я и сам возьму.

Далее предлагается выполнить аналогичные упражнения с промежуточной скоростью произношения, которая обозначает­ся в инструкции: «Говори в нормальном темпе».

Повтори медленно:

Чащи чаще в нашей пуще. В нашей пуще чащи гуще.

Повтори в нормальном темпе:

Чащи чаще в нашей пуще. В нашей пуще чащи гуще.

Повтори быстро:

Чащи чаще в нашей пуще. В нашей пуще чащи гуще.

Из этих примеров видно, что, кроме слоговых сочетаний, для произношения предлагаются простые, короткие пословицы и поговорки. Вводят и разнообразные упражнения, способствую­щие правильному употреблению в активной речи слов в различ­ной грамматической форме (в соответствии с программой «Раз­витие речи»).

Работа над усвоением звукового состава речи заканчивается, когда завершается переход от скандированного произношения к плавному. Требования правильного произношения должны предъявляться на всех, без исключения, уроках. Оставшиеся у отдельных учащихся затруднения преодолеваются преимуще­ственно в часы индивидуальных занятий.

Задача дальнейшего обучения — совершенствовать и укреп­лять приобретенные навыки произношения отдельных звуков, слов, предложений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.038 с.)