Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика обучения произношению (№2).Стр 1 из 6Следующая ⇒
Методика обучения произношению (№2). 1. Место раздела в структуре программы 2. Организация и содержание работы по формированию произношения 3. Методы формирования произношения 4. Приемы и упражнения, используемые в работе по формированию произношения 5. Приемы и упражнения, используемые в работе над ударением и интонацией 6. Программные требования к оценке знаний и умений учащихся
Приемы и упражнения, используемые в работе по формированию произношения При обучении русскому произношению применяют разные типы тренировочных и речевых упражнений, объединенных в определенную систему. Под системой упражнений понимается «организация взаимосвязанных действий, расположенных в порядке нарастания трудностей, с учетом последовательности становления умений и навыков в том или ином виде речевой деятельности» [7]. Специфика использования системы упражнений на уроках произношения во 2-м классе специальной (коррекционной) школы V вида заключается в том, чтобы: — правильное произношение, достигнутое в 1-м классе на ограниченном лексическом материале, перенести на постоянно расширяющийся объем лексического и грамматического материала; — закрепить это правильное произношение в различных видах речевой деятельности. Поэтому изменяется соотношение рецептивных упражнений, направленных на формирование восприятия, и репродуктивных упражнений, направленных на порождение речи. Уменьшается роль подготовительных рецептивных упражнений (в различении звуков слов, интонационных структур, идентификации фонетических явлений). Повышается роль упражнений в имитации, трансформации, дифференциации и комбинировании звуков, слов, интонационных структур. По способу выполнения различают индивидуальные, парные, коллективные (хоровые) упражнения. Индивидуальные упражнения являются преобладающими в условиях немногочисленного по числу учеников класса, но разнородного по этиологии речевых расстройств. В то же время хоровые упражнения стимулируют детей с нарушениями артикуляционной моторики. ПРИЕМЫ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ Опора на ощутимые моменты артикуляции. Такими моментами являются: форма губ (округлены, вытянуты, растянуты в стороны); артикуляция языка (положение кончика языка: поднят — опущен); место преграды, если она образуется с помощью передней части языка (движения языка вперед — назад); контакт боковых краев языка с зубами, напряжение органов речи, степень раствора рта (расстояние между верхними и нижними зубами); работа голосовых складок (сомкнуты — разомкнуты); сила и характер воздушной струи (теплая — холодная, узкая — широкая, направлена вверх на нёбо — вниз). Эти признаки необходимо использовать и для дифференциации некоторых смешиваемых звуков. Полезные приемы:
1) произнесение и распознавание звука на слух; 2) изображение изолированного звука схемой: учитель поясняет, что на схемах отдельный звук обозначен в виде значка: гласный звук — это красный треугольник; согласный мягкий звук — зеленый квадрат; согласный твердый звук — синий квадрат. Данные условные обозначения, используемые в учебнике, аналогичны условным обозначениям в «Букваре» (авторы: Н.Л. Крылова, И.Б. Писарева, Н.Л. Ипатова); 3) утрированность артикуляции (усиливается четкость движений). Данный прием используют при закреплении понятия об изолированном звуке. Ученики упражняются в отчетливом произнесении изолированных звуков. Одновременно с произнесением звука на наборное полотно выставляются картинки-символы; 4) распознавание на слух и выделение звуков из слов: ученики ставят на наборное полотно карточки с синими, зелеными квадратиками и красными треугольниками; 5) фиксирование артикуляции путем задержки положения речевых органов, которая усиливает кинестетические ощущения при фонации. Иногда используют прием запоминания с закрытыми (на 3-5 секунд) глазами для большего осознания позиции звука. Эффективным является прием ускорения или замедления темпа речи. При отработке слогов типа ССГ и СССГ используется постепенное ускорение темпа для редуцирования призвуков гласных между согласными; замедление — для выделения нужной фазы артикуляции. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1.АкишинаАА.., Барановская С А.. Русская фонетика. — М.: Русский язык, 1980. 2. Ануфриев А.Ф., Костромича С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. — М.: Ось-89, 1997.
3. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. — СПб.: ТОО «Библиополис», 1994. 4. Бондарко Л.В., Вербицкая Л А., Гордина М.В. Основы общей фонетики. — СПб.: Изд-во фил. факультета СПГУ, 2000. 5. Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка.—М., 1977. 6. Волкова К А. Методика обучения глухих произношению. — М.: Просвещение, 1980. 7. Тез Н.И. Обучение говорению. — М., 1980. 8. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Развитие речи: Учебник для подготовительного класса. — М.: Просвещение, 1994. 9. Ефименкова Л.Н. Коррекция звуков речи у детей. — М.: Просвещение, 1987. 10. Жинкин Н.И. Механизмы речи. — М., 1958. 11. Жинкин Н.И. Язык. Речь. Творчество. — М., 1998. 12. Жукова Н.С. Букварь. — М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. 13. Жукова Н.С. и др. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников/ Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филиче-ва. — М.: Просвещение, 1990. 14. ЖуроваЛ.Е., ЕвдокимоваА.О., Кочурова Е.Э. и др. Грамота/ Под ред. Л.Е. Журовой. — М.: Вентана-Граф, 2001. 15. Каше ГА., Никашина НА., Шуйфер Р.И.,, др. Исправление недостатков произношения, чтения и письма/ Под ред. Р.Е. Левиной. — М.: Мин. Просвещения РСФСР, 1960. 16. Каше ГА. Формирование произношения у детей с общим недоразвитием речи. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. 17. Ковшиков В А. Азбука в картинках и стихах. —СПб., 1998. 18. Ковшиков ВА. Исправление нарушений различения звуков: Методы диагностики и дидактические материалы. —СПб.: Сатис, 1995. 19. Комаров К.В. Методика обучения русскому языку в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. — М.: Просвещение, 1982. 20. Крылова Н.Л., Писарева И.Б., И патова Н.Л. Букварь для подготовительного — первого классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи (1-е отделение). — М.: Просвещение, 1993. 21. Ладыженская ТА. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках. — М.: С-инфо, 1999. 22. Методы обследования речи детей/ Под ред. д. п. н., профессора Г.В. Чиркиной. — М.: АРКТИ, 2003. 23. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ/ Под общ. ред. д. п. н., профессора Г.В. Чиркиной. — М.: АРКТИ, 2002. 24. Основы теории и практики логопедии/ Под ред. Р.Е. Левиной. — М., 1968. 25. Программы специальных общеобразовательных школ для детей с тяжелыми нарушениями речи. — 1-е отделение. — М.: Просвещение, 1987. 26. Пфафенродт А.Н. Произношение. 3 класс. — М.: Просвещение, 2000. 27. Рау Е.Ф., Рождественская В.И. Смешение звуков речи у детей. — М.: Просвещение, 1972. 28. Реформатский АА. Фонологические этюды. — М., 1975. 29. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи (1-4 классы). — М., 1980. 30. Тигранова Л.И. Наблюдаем, угадываем, сравниваем. — М.: Просвещение, 2002. 31. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М.: Просвещение, 1989. 32. Чиркина Г.В., Комкова Н.Ф. Русский язык: Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений V вида (1-е отделение). — М.: Просвещение, 2000. 33. ЭлъконинД.Б. Букварь/ Д.Б. Эльконин; дораб. Г.А. Цу-керман, Е.Н. Бугрименко. — М.: Просвещение, 2001. ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (1 ЧАС) Урок 1 Цель: закреплять знания о гласных звуках и буквах; развивать умение различать гласные по их характерным особенностям; учить детей правильно произносить гласные звуки, наблюдать за слогообразующей и смыслоразличительной ролью гласных звуков.
1. Урок целесообразно начать с рассматривания учебника и объяснения системы его организации. 2. Повторение гласных звуков. 3. Отличительные признаки гласных звуков. 4. Условное обозначение гласного звука (красный треугольник). 5. Четкое повторение гласных звуков за учителем. 6. Самостоятельное называние гласных звуков с использованием таблицы. Упражнение направлено одновременно на развитие внимания и логического мышления. Дети самостоятельно или с помощью учителя должны выявить буквенную последовательность и назвать звук вместо знака. 7. Определение роли гласных звуков в русском языке. 8. Чтение слогов, слов различной слоговой структуры. Слова, состоящие из четырех слогов, для облегчения прочтения и правильного произношения разбиты на слоги. 9. Гласные буквы. Их количество в русском языке. 10. Сравнение гласных и йотированных гласных звуков: изолированно, в слогах, словах при повторении и чтении. 11. Определение слов с заданным гласным звуком. 12. Выразительное чтение стихотворений и диалогов. Расширить задания урока учитель-логопед может за счет: — организации лингвистических наблюдений за произношением гласных звуков и игровых приемов типа: «Кто быстрее назовет все буквы для обозначения гласных звуков?»; — записывания слов и предложений, подчеркивания гласных. Итог урока: — Как отличить гласный звук от согласного? — Какие признаки гласных вы можете назвать? МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (4 ЧАСА) Уроки 2-5 Цель: закрепить знания детей об особенностях мягких согласных звуков; показать смыслоразличительную функцию согласных в слове; развивать навыки различения мягких согласных звуков в слове, обозначать их буквами. 1. Называние картинок. 2. Определение первого звука в словах. 3. Моделирование проблемной ситуации: «Все названные звуки разные, но чем они похожи?». Во-первых, все названные звуки — согласные. Во-вторых, все они мягкие. Следует обратить внимание детей на обозначение мягкого согласного (зеленый квадрат). 4. Произношение мягких согласных звуков. Буквенное обозначение мягкости согласных. 5. Отработка навыка произношения и чтения мягких согласных в слогах. 6. Мягкий знак и гласные Я, Ё, Ю, Е, И. Особый звук И и схема образования йотированных гласных. Воспроизведение слогов с мягкими согласными звуками, воспринятых на слух; чтение звуковых схем.
7. Чтение слов, систематизированных по слоговой структуре и содержащих мягкие согласные звуки. Расширить содержание задания учитель-логопед может, предложив учащимся самостоятельно подобрать слово к схеме, содержащее один, два, три мягких согласных звука. 8. Закрепление четкого произношения мягких согласных звуков в словосочетаниях. 9. Работа над темпом речи. Проговаривание скороговорки. Обобщение учителя-логопеда: — Все звуки в словах надо произносить ясно, четко — тогда речь будет понятна окружающим людям. 10. Упражнение на словообразование, составление предложений. 11. Сравнение схем слов (везение — вязание). Задания на звуковой анализ. 12. Определение общего мягкого звука в словах. 13. Чтение слов, систематизированных по наличию определенного мягкого звука. 14.Словарная работа: подбор антонимов к данным словам, согласование существительных с прилагательными по образцу. Лексика задания подобрана с учетом тематики уроков: «Мягкие согласные звуки». 15. Чтение текста, насыщенного мягкими звуками. 16. Отработка произношения мягких звуков в текстах: репродуктивные задания (чтение текстов, пословиц); задания продуктивного характера (дополнение предложений, пересказ, близкий к тексту, с опорой на готовую модель, составление рассказа с опорой на сюжетную картинку). 17. Работа с текстом. Смыслоразличительная функция ударения. Учитель-логопед может предложить детям выписать слова: стрелки — стрелки, гвоздики — гвоздики; определить ударные слоги; составить звуковые схемы слов. Задания уроков, объединенных данной тематикой, могут быть расширены за счет упражнений типа: — запись слов и подчеркивание букв, обозначающих мягкие согласные звуки; — обсуждение вопроса: «Чего меньше в русском языке: согласных звуков или букв для обозначения согласных звуков?». Итог уроков: — Как различить мягкие согласные звуки в слове? ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ТВЕРДЫХ И МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ (4 ЧАСА) Уроки 6-9 Цель: развивать умение различать и четко произносить мягкие и твердые звуки; обобщить знания учащихся об обозначении мягкости и твердости согласных. 1. Наблюдение за произношением парных твердых и мягких согласных звуков в словах. Называние слов по звукам. Ответ на вопрос: — Чем отличаются первые звуки в словах: павлин — петух; бык — белка;тыква — тигр? 2. Чтение слогов с оппозиционными согласными по мягкости — твердости. 3. Чтение слов с четким произношением оппозиционных согласных по мягкости — твердости. 4. Наблюдение за смыслоразличительной функцией согласных звуков в слове. Анализ слов типа: воз — вез; рад — ряд. Сопоставление пар слов по смыслу, звучанию, написанию. Произношение звуков, которыми различаются слова. 5. Способы обозначения твердых и мягких согласных на письме. Определение роли мягкого знака в словах. 6. Чтение словосочетаний с мягкими и твердыми согласными. 7. Методика «слова с окнами»: вставить пропущенные буквы; обосновать выбор вписываемой буквы.
8. Сравнение слов пенки — пеньки по произношению, написанию, звуковой структуре. Определение ударного слога. 9. Чтение «звуковых схем». Определение схем слов, в конце которых пишется мягкий знак. Подбор слов к схемам. 10. Темпо-ритмические упражнения (Произнеси медленно; произнеси быстро). 11. Упражнения, направленные на развитие когнитивных процессов (памяти, внимания, операций мышления) типа: «Рассмотри картинки, найди отличия, посчитай количество предметов» и т.д. 12. Выразительное чтение и отгадывание загадки. Объяснение отгадки. 13. Работа с текстами. Выполнение послетекстовых заданий: произношение слов с мягкими согласными звуками; выбор слов с заданными твердыми и мягкими звуками. 14. Выразительное чтение стихотворений. 15. Четкое произношение и сравнение словоформ типа: учит — учить; носит — носить и т.д. 16. Выразительное чтение поговорки. Обсуждение ее смысла. 17. Работа над силой голоса. 18. Выразительное чтение рассказа В. Голявкина «Стук». Обратить внимание на четкое, ритмичное и громкое произношение звукоподражаний, которыми насыщен текст. Обсудить, какие действия могут сопровождать следующие звукосочетания: бум, бам, бим, тик, ух, трах и т.д. Целесообразно расширить содержание заданий данной темы за счет звуко-буквенного разбора слов с парными твердыми и мягкими согласными. Итог уроков: — Чем различаются твердые и мягкие согласные звуки? — Почему некоторые согласные звуки называются парными? — По каким признакам на письме можно определить мягкость или твердость согласных? — Перечислите гласные, которые пишутся после мягких (твердых) согласных. ЗВУК И (2 ЧАСА) Уроки 10-11 Цель: совершенствование произношения звука И в положении после гласных и разделительного мягкого знака. Обобщение знаний об обозначении звука И на письме различными вариантами. 1. Определение места звука И в словах. 2. Четкое повторение слогов со звуком И. 3. Чтение слов различной слоговой структуры со звуком И. Четкое произношение звука в разном положении в слове (в начале, в середине, в конце). 4. Составление словосочетаний с притяжательными местоимениями (моя юла; твой ящик). 5. Произнесение слов со звуком И. Разъяснение значений слов: рояль (струнный, клавишный инструмент, разновидность фортепьяно); баян (духовой музыкальный инструмент, усовершенствованный вид гармони); флейта (старинный духовой инструмент). Обобщение: это музыкальные инструменты. Звуко-буквенный анализ слова флейта. Составление предложений с данными словами. 6. Составление слов из слогов, данных вразброс. 7. Чтение словосочетаний, включающих слова со звуком И в различных положениях. 8. Работа над темпом речи. 9. Сопоставление однокоренных слов типа: хозяйка — хозяйская — хозяйничать. Обсуждение с детьми вопроса: «По какому признаку слова распределяются по столбцам; какие из слов называют предметы, какие — признаки предметов, а какие — действия?». Подбор слов по одному из выявленных признаков. 10. Название цветов радуги с четким произношением звука И в конце слова. 11. Работа со словами, обозначающими некоторые цвета и оттенки, 12. Уточнение значения словосочетаний типа красная книга; розовые очки. 13. Чтение слов с четким произношением звука И. 14. Составление словосочетаний. 15. Изменение глаголов по лицам (действует говорящий: даю, пою, мою; обращение к собеседнику: даешь, поешь, моешь; действует тот, кому говорят: даете, пьете, моете). 16. Обозначение признака предмета (кофе — магазин... (какой?) — кофейный). 17. Работа со словосочетаниями. 18. Четкое произношение пословиц. Объяснение их смысла. 19. Четкое произношение названий цветов (лилия, бегония, настурция, фуксия). Обобщение. 20. Заучивание стихотворения. Сопоставление форм слов: попугай -— попугаи. 21. Выразительное чтение стихотворений. 22. Составление рассказа по серии картинок. 23. Сравнение произношения слогов трех типов: твСГ — мСГ — мСЙГ. 24. Называние картинок. Четкое произношение звука И после разделительного мягкого знака. 25. Значение разделительного мягкого знака. Правописание разделительного мягкого знака. 26. Четкое произношение звука И после мягкого знака в словах разной слоговой структуры. 27. Сравнение словоформ типа семья — семьи. 28. Работа над произношением звука И в словосочетаниях. 29. Изменение глаголов по лицам и числам (бью — бьет — бьют). 30. Составление слов с разделительным мягким знаком. Четкое их произношение. 31. Словоизменение (гордость — гордостью). 32. Работа над произношением звука И в предложениях. 33. Сопоставление слов типа солю — солью. Различение слов на слух. Наблюдение за смыслоразличительной ролью мягкого знака в словах. Обсуждение вопроса, одинаково ли количество звуков и букв в каждом из слов. 34. Работа над произношением притяжательных прилагательных. 35. Четкое и правильное произношение звука И в текстах. 36. Работа над темпом речи. 37. Решение ребуса. (Ответ: «Семья».) 38. Работа с текстом: чтение, заглавие, окончание. Итог уроков: — Что вы узнали о звуке И? — Какую роль выполняет в слове разделительный мягкий знак?
ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ГЛУХИХ И ЗВОНКИХ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ (ЗВУК И БУКВА Ш, ЗВУК И БУКВАХ) (1 ЧАС) Урок 14 Цель: провести наблюдение над особенностями произношения звука Щ; учить правильно произносить Щ в слогах, словах, предложениях. 1. Характеристика звука Щ. 2. Восприятие на слух, повторение и чтение слогов различного звукового наполнения, насыщенных звуком Щ. 3. Определение места звука Щ в словах. 4. Чтение слов различной слоговой структуры, в которых звук ТТТ стоит в разной позиции (в начале, середине, конце слова). 5. «Цепочки слов» — упражнение для отработки четкости произношения звука Щ в словах. 6. Упражнения на словообразование (суффиксальный способ: глаз + ищи = глазищи). 1. Работа с однокоренными словами. Называние общей части слов. 8. Четкое произношение звука Щ в предложениях. 9. Составление словосочетаний из предложенных слов. 10. Образование простой формы сравнительной степени имен прилагательных по речевому образцу: более толстый — толще. 11. Работа над произношением звука Щ в текстах «Почему ящерица теряет свой хвост», «Рыбьи врачи», «Друзья рыб». Итог урока: — Что вы знаете о звуке Щ? — Чему вы научились на этом уроке?
ЗВУКИ БУКВА Ц (1 ЧАС) Урок 15 Цель: провести наблюдение над особенностями произношения звука Ц; учить правильно произносить слоги, слова и предложения со звуком Ц. 1. Доступная детям характеристика звука Ц. 2. Восприятие на слух, повторение и чтение слогов различного звукового наполнения со звуком Ц. 3. Называние предметных картинок с последующим определением места звука Ц в словах. 4. Чтение слов различной слоговой структуры, в которых звук Ц стоит в начале, середине и конце слова (цена, лицо, огурец). 5. «Цепочки слов» — упражнение для четкости произношения звука Ц в словах. В основу объединения слов в цепочку из трех звеньев положен принцип слоговой структуры слов и положения звука Ц в слове (в начале или конце). 6. Упражнения на словообразование. 7. Составление словосочетаний из предложенных слов. 8. Работа с однокоренными словами. Называние общей части слов (цвет, цветник, цветы, зацветает, цветовод, цветочница). 9. Четкое произношение звука Ц в словосочетаниях. 10. Конкурс: «Кто быстрее и правильнее проговорит скороговорку?». Ответы на вопросы: — Какое насекомое называют «цокотухой»? — Знаете ли вы стихотворение К. Чуковского «Муха-Цокотуха»? Материал задания можно расширить за счет выразительного чтения или чтения по ролям этого стихотворения. 11. Орфоэпическое произношение предлогов со словами. 12. Работа над произношением звука Ц в предложениях. 13. «Кто где живет?» — упражнение на расширение словарного запаса, построение связного высказывания. Четкое произношение звука Ц в именах существительных, обозначающих жителей стран. (Кто живет во Франции? — Во Франции живут французы.) 14. Коммуникативные практикумы: ФОНЕМА Фонема — это звук речи, или звукотип. Звукотип обладает такими признаками, благодаря которым они (звукотипы) четко противопоставляются друг другу независимо от оттенков их произнесения. Эти признаки дают возможность звукам играть роль различителен смысла слов. Фонема — это минимальная фонетическая единица, которая служит для различения и отождествления значимых единиц языка (морфем и слов) (М.В. Панов). Смыслоразличительная роль согласной фонемы проявляется наиболее полно в сильной позиции, т.е. перед гласным. Сильной позицией для гласных фонем является ударная. Различия между понятиями «звук — фонема» представлены в таблице.
Таким образом, звуки языка представляют собой определенную систему фонем. Каждая фонема есть часть этого целого. Ее существенные акустические свойства или дифференциальные признаки определяются сравнением с остальными фонемами, которым она противопоставляется. Общие положения, связанные с понятиями звука речи и фонемы, необходимы для определения отношений между звуком и буквой и анализа формирования готовности к их усвоению. Известный исследователь детской речи Р.Е. Левина охарактеризовала различия отношений между звуком и буквой при фонетическом и морфологическом принципе написания.* Фонетический принцип предусматривает, что типовое звучание фонемы имеет однозначное выражение в соответствующей графеме. Между ними имеется слышимое, а не предполагаемое соответствие, которое составляет основу первоначальной грамоты. Ребенок, не имеющий речевых отклонений, как правило, четко представляет звуковой состав соответствующих слов. Иными словами, он обладает первичными фонематическими представлениями и интуитивно может абстрагироваться от индивидуальных особенностей их произношения, от их позиционных изменений. При морфологическом принципе отношение между фонемой и графемой более сложное, т.е. соответствие их является предполагаемым и обнаруживается лишь при изменении звучания (дуб — дубы). В этих случаях для усвоения соответствий звука и буквы необходимо выделить фонему не только из позиционных звучаний, но и из различных морфологических условий, в которых она проявляется. Это возможно только в том случае, если ребенок достиг нормального лексико-грамматического развития и имеет богатую речевую практику. Таким образом, для успешного овладения произношением и письмом необходимо одновременно накапливать опыт как в сфере фонематического восприятия и анализа, так и в сфере морфологических обобщений. Эти линии речевого развития представлены в учебнике в виде специальных упражнений с применением фонетических и грамматических изменений слова. Значительный объем речевого материала, организованный по общности фонетических элементов, подготавливает навык ориентировки в орфоэпическом звучании. В ходе работы над произношением рассматриваются и мотивируются такие явления, как расхождение между буквенным и звуковым составом слов; двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я; роль Ь и Ъ знаков. С мягким знаком связано графическое обозначение мягкости согласных и разделительного Ь. Многообразная и активная работа по сопоставлению звуковых элементов, выражающих разницу лексических и грамматических значений слова, подготавливает учащихся и к усвоению отношений между орфоэпией и орфографией. К фонетической стороне языка наряду со звуком относят слог и ударение. Данные языковые явления изучаются учащимися в процессе звуко-слогового анализа слов, а также являются материалом для отработки звукопроизносительных и интонационных навыков. Приобретенные знания переходят при достаточной тренировке в умения, связанные с элементарным фонетическим (звуко-буквенным) анализом слов, что позволяет лучше усвоить фонетическую систему языка. СЛОГ Слогом называется сочетание гласного звука с одним или несколькими согласными, которые составляют краткую звуковую единицу. Слог может состоять только из одного гласного. Он представляет собой минимальную произносительную единицу. Каждому звуку соответствует один дыхательный толчок. Соответственно, выдох, на котором произносится высказывание, содержит столько толчков, сколько в этом высказывании слогов. Слог не существует вне слова. Чаще всего он состоит из согласного и гласного. У гласного звука прочная связь с предшествующим согласным — они как бы сливаются. Согласный, стоящий после гласного, связан с ним слабо и отходит к другому слогу. Между гласным и следующим за ним согласным проходит слогораздел. Слоги, в которых последним звуком неконечного слога является гласный, называются открытыми. Закрытые слоги оканчиваются согласными. Увеличение звучности в слоге связано с большей напряженностью артикуляционного аппарата. В образовании слога, таким образом, участвуют толчки выдыхаемого воздуха, нарастание звучности голоса и напряжение мышц речевого аппарата [10]. Известно, что у детей, обладающих довольно обширным произносительным фондом, часто наблюдается резкое расхождение между умением воспроизвести звук изолированно или в несложном сочетании и навыком употребления его в речи. Произносимые ими звуки выполняют фонематическую функцию только в ограниченных пределах — в односложных и двусложных привычных словах. В более сложных условиях употребление звука лишено константности. Таким образом, правильность его воспроизведения зависит от сложности структуры. Наиболее ярко эта особенность проявляется при алалии и дизартрии. В трех-, четырех-, пятисложных словах слоговые структуры искажаются наиболее грубо даже в тех случаях, когда контур слова относительно сохранен (например, велосипед — «татитет» и т.п.). Ребенок овладевает словами и звуками на фоне всей речевой системы. Работа по формированию звуко-слогового состава слова входит в раздел «Формирование произношения» как одна из ключевых (Р.Е. Левина, Г.А. Каше). Она включает формирование слогового контура слова, усвоение его звукового состава и работу над правильным произношением слова сложной звуко-слоговой структуры. Рекомендуется постепенное усложнение: от отработки изолированных слов до введения их в состав словосочетаний и предложений. Наряду с системой фонем, компонентом внешнего оформления высказывания является интонация. ИНТОНАЦИЯ Интонационная система языка — это сложное единство речевой мелодии, фразового ударения, временных характеристик (длительности, темпа, паузации), тембра и качества голоса. Интонационные элементы являются строительным материалом, из которого формируются интонемы — совокупность интонационных параметров, достаточных для дифференциации значения высказывания или его части и передающих коммуникативный тип высказывания, смысловую важность синтагмы. Интонемы относятся к экспрессивным средствам языка. Интонационная сторона речи нарушается в разной степени в зависимости от этиопатогенеза речевого расстройства. При некоторых формах нарушения (дизартрия, ринолалия, заикание) этот дефект является очень прочным и трудноустранимым. У детей с ОНР интонационная сторона речи, как правило, нормализуется по мере формирования звукопроизношения и преодоления лексико-грамматического недоразвития. Работа над интонационной стороной речи в младших классах осуществляется на уроках произношения и продолжается на индивидуальных занятиях в течение всего периода обучения. Одним из приемов работы над интонационной стороной речи, предложенной в учебнике, является отработка вопросительной, восклицательной и повествовательной интонации на материале диалогов. Речевые ситуации, моделируемые в диалоге, являются типичными, часто возникающими (разговоры по телефону, в транспорте, в магазине). Данный вид упражнений носит полифункциональный характер, т.к. наряду с отработкой интонации осуществляются закрепление программного речевого материала в разговорной речи, стимуляция самостоятельного высказывания, обогащение лексического запаса. Методика обучения произношению (№2). 1. Место раздела в структуре программы 2. Организация и содержание работы по формированию произношения 3. Методы формирования произношения 4. Приемы и упражнения, используемые в работе по формированию произношения 5. Приемы и упражнения, используемые в работе над ударением и интонацией 6. Программные требования к оценке знаний и умений учащихся
|
|||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 491; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.125 (0.127 с.) |