Методика обучения произношению (№2). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика обучения произношению (№2).



Методика обучения произношению (№2).

1. Место раздела в структуре программы

2. Организация и содержание работы по формированию произношения

3. Методы формирования произношения

4. Приемы и упражнения, используемые в работе по формированию произношения

5. Приемы и упражнения, используемые в работе над ударением и интонацией

6. Программные требования к оценке знаний и умений учащихся

 

Приемы и упражнения, используемые в работе по формированию произношения

При обучении русскому произношению применяют разные типы тренировочных и речевых упражнений, объединенных в определенную систему. Под системой упражнений понимается «организация взаимосвязанных действий, расположенных в по­рядке нарастания трудностей, с учетом последовательности ста­новления умений и навыков в том или ином виде речевой дея­тельности» [7].

Специфика использования системы упражнений на уроках произношения во 2-м классе специальной (коррекционной) школы V вида заключается в том, чтобы:

— правильное произношение, достигнутое в 1-м классе на ограниченном лексическом материале, перенести на постоянно расширяющийся объем лексического и грам­матического материала;

— закрепить это правильное произношение в различных видах речевой деятельности.

Поэтому изменяется соотношение рецептивных упражне­ний, направленных на формирование восприятия, и репродук­тивных упражнений, направленных на порождение речи.

Уменьшается роль подготовительных рецептивных упражне­ний (в различении звуков слов, интонационных структур, иден­тификации фонетических явлений). Повышается роль упраж­нений в имитации, трансформации, дифференциации и комби­нировании звуков, слов, интонационных структур. По способу выполнения различают индивидуальные, парные, коллективные (хоровые) упражнения. Индивидуальные упражнения являют­ся преобладающими в условиях немногочисленного по числу уче­ников класса, но разнородного по этиологии речевых расстройств. В то же время хоровые упражнения стимулируют детей с нару­шениями артикуляционной моторики.

ПРИЕМЫ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ

Опора на ощутимые моменты артикуляции. Такими мо­ментами являются: форма губ (округлены, вытянуты, растяну­ты в стороны); артикуляция языка (положение кончика языка: поднят — опущен); место преграды, если она образуется с по­мощью передней части языка (движения языка вперед — на­зад); контакт боковых краев языка с зубами, напряжение ор­ганов речи, степень раствора рта (расстояние между верхними и нижними зубами); работа голосовых складок (сомкнуты — разомкнуты); сила и характер воздушной струи (теплая — хо­лодная, узкая — широкая, направлена вверх на нёбо — вниз). Эти признаки необходимо использовать и для дифференциации некоторых смешиваемых звуков. Полезные приемы:

1) произнесение и распознавание звука на слух;

2) изображение изолированного звука схемой: учитель поясняет, что на схемах отдельный звук обозначен в виде значка: гласный звук — это красный треугольник; соглас­ный мягкий звук — зеленый квадрат; согласный твердый звук — синий квадрат. Данные условные обозначения, используемые в учебнике, аналогичны условным обозначениям в «Букваре» (ав­торы: Н.Л. Крылова, И.Б. Писарева, Н.Л. Ипатова);

3) утрированность артикуляции (усиливается четкость движе­ний). Данный прием используют при закреплении понятия об изолированном звуке. Ученики упражняются в отчетливом произнесении изолированных звуков. Одновременно с произнесени­ем звука на наборное полотно выставляются картинки-символы;

4) распознавание на слух и выделение звуков из слов: ученики ставят на наборное полотно карточки с синими, зе­леными квадратиками и красными треугольниками;

5) фиксирование артикуляции путем задержки положения речевых органов, которая усиливает кинестетические ощуще­ния при фонации.

Иногда используют прием запоминания с закрытыми (на 3-5 секунд) глазами для большего осознания позиции звука.

Эффективным является прием ускорения или замедления темпа речи. При отработке слогов типа ССГ и СССГ использу­ется постепенное ускорение темпа для редуцирования призву­ков гласных между согласными; замедление — для выделения нужной фазы артикуляции.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.АкишинаАА.., Барановская С А.. Русская фонетика. — М.: Русский язык, 1980.

2. Ануфриев А.Ф., Костромича С.Н. Как преодолеть трудно­сти в обучении детей. — М.: Ось-89, 1997.

3. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. — СПб.: ТОО «Библиополис», 1994.

4. Бондарко Л.В., Вербицкая Л А., Гордина М.В. Основы об­щей фонетики. — СПб.: Изд-во фил. факультета СПГУ, 2000.

5. Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского язы­ка.—М., 1977.

6. Волкова К А. Методика обучения глухих произношению. — М.: Просвещение, 1980.

7. Тез Н.И. Обучение говорению. — М., 1980.

8. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Развитие речи: Учебник для подготовительного класса. — М.: Просвещение, 1994.

9. Ефименкова Л.Н. Коррекция звуков речи у детей. — М.: Просвещение, 1987.

10. Жинкин Н.И. Механизмы речи. — М., 1958.

11. Жинкин Н.И. Язык. Речь. Творчество. — М., 1998.

12. Жукова Н.С. Букварь. — М.: ЭКСМО-Пресс, 1999.

13. Жукова Н.С. и др. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников/ Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филиче-ва. — М.: Просвещение, 1990.

14. ЖуроваЛ.Е., ЕвдокимоваА.О., Кочурова Е.Э. и др. Грамота/ Под ред. Л.Е. Журовой. — М.: Вентана-Граф, 2001.

15. Каше ГА., Никашина НА., Шуйфер Р.И.,, др. Исправле­ние недостатков произношения, чтения и письма/ Под ред. Р.Е. Левиной. — М.: Мин. Просвещения РСФСР, 1960.

16. Каше ГА. Формирование произношения у детей с общим недоразвитием речи. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.

17. Ковшиков В А. Азбука в картинках и стихах. —СПб., 1998.

18. Ковшиков ВА. Исправление нарушений различения зву­ков: Методы диагностики и дидактические материалы. —СПб.: Сатис, 1995.

19. Комаров К.В. Методика обучения русскому языку в шко­ле для детей с тяжелыми нарушениями речи. — М.: Просвеще­ние, 1982.

20. Крылова Н.Л., Писарева И.Б., И патова Н.Л. Букварь для подготовительного — первого классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи (1-е отделение). — М.: Просвещение, 1993.

21. Ладыженская ТА. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках. — М.: С-инфо, 1999.

22. Методы обследования речи детей/ Под ред. д. п. н., про­фессора Г.В. Чиркиной. — М.: АРКТИ, 2003.

23. Основы логопедической работы с детьми: Учебное посо­бие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей на­чальных классов, студентов педагогических училищ/ Под общ. ред. д. п. н., профессора Г.В. Чиркиной. — М.: АРКТИ, 2002.

24. Основы теории и практики логопедии/ Под ред. Р.Е. Ле­виной. — М., 1968.

25. Программы специальных общеобразовательных школ для детей с тяжелыми нарушениями речи. — 1-е отделение. — М.: Просвещение, 1987.

26. Пфафенродт А.Н. Произношение. 3 класс. — М.: Про­свещение, 2000.

27. Рау Е.Ф., Рождественская В.И. Смешение звуков речи у детей. — М.: Просвещение, 1972.

28. Реформатский АА. Фонологические этюды. — М., 1975.

29. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи (1-4 классы). — М., 1980.

30. Тигранова Л.И. Наблюдаем, угадываем, сравниваем. — М.: Просвещение, 2002.

31. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произ­ношения. — М.: Просвещение, 1989.

32. Чиркина Г.В., Комкова Н.Ф. Русский язык: Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений V вида (1-е отделение). — М.: Просвещение, 2000.

33. ЭлъконинД.Б. Букварь/ Д.Б. Эльконин; дораб. Г.А. Цу-керман, Е.Н. Бугрименко. — М.: Просвещение, 2001.


ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (1 ЧАС)

Урок 1

Цель: закреплять знания о гласных звуках и буквах; разви­вать умение различать гласные по их характерным особеннос­тям; учить детей правильно произносить гласные звуки, наблю­дать за слогообразующей и смыслоразличительной ролью глас­ных звуков.

1. Урок целесообразно начать с рассматривания учебника и объяснения системы его организации.

2. Повторение гласных звуков.

3. Отличительные признаки гласных звуков.

4. Условное обозначение гласного звука (красный треугольник).

5. Четкое повторение гласных звуков за учителем.

6. Самостоятельное называние гласных звуков с использова­нием таблицы. Упражнение направлено одновременно на раз­витие внимания и логического мышления. Дети самостоятель­но или с помощью учителя должны выявить буквенную после­довательность и назвать звук вместо знака.

7. Определение роли гласных звуков в русском языке.

8. Чтение слогов, слов различной слоговой структуры. Сло­ва, состоящие из четырех слогов, для облегчения прочтения и правильного произношения разбиты на слоги.

9. Гласные буквы. Их количество в русском языке.

10. Сравнение гласных и йотированных гласных звуков: изо­лированно, в слогах, словах при повторении и чтении.

11. Определение слов с заданным гласным звуком.

12. Выразительное чтение стихотворений и диалогов. Расширить задания урока учитель-логопед может за счет:

— организации лингвистических наблюдений за произно­шением гласных звуков и игровых приемов типа: «Кто быстрее назовет все буквы для обозначения гласных звуков?»;

— записывания слов и предложений, подчеркивания глас­ных.

Итог урока:

Как отличить гласный звук от согласного?

— Какие признаки гласных вы можете назвать?

МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (4 ЧАСА)

Уроки 2-5

Цель: закрепить знания детей об особенностях мягких со­гласных звуков; показать смыслоразличительную функцию со­гласных в слове; развивать навыки различения мягких соглас­ных звуков в слове, обозначать их буквами.

1. Называние картинок.

2. Определение первого звука в словах.

3. Моделирование проблемной ситуации: «Все названные звуки разные, но чем они похожи?».

Во-первых, все названные звуки — согласные. Во-вторых, все они мягкие. Следует обратить внимание детей на обозначе­ние мягкого согласного (зеленый квадрат).

4. Произношение мягких согласных звуков. Буквенное обо­значение мягкости согласных.

5. Отработка навыка произношения и чтения мягких соглас­ных в слогах.

6. Мягкий знак и гласные Я, Ё, Ю, Е, И. Особый звук И и схема образования йотированных гласных. Воспроизведение слогов с мягкими согласными звуками, воспринятых на слух; чтение звуковых схем.

7. Чтение слов, систематизированных по слоговой структуре и содержащих мягкие согласные звуки.

Расширить содержание задания учитель-логопед может, предложив учащимся самостоятельно подобрать слово к схеме, содержащее один, два, три мягких согласных звука.

8. Закрепление четкого произношения мягких согласных звуков в словосочетаниях.

9. Работа над темпом речи. Проговаривание скороговорки. Обобщение учителя-логопеда:

— Все звуки в словах надо произносить ясно, четко — тогда речь будет понятна окружающим людям.

10. Упражнение на словообразование, составление предло­жений.

11. Сравнение схем слов (везение — вязание). Задания на звуковой анализ.

12. Определение общего мягкого звука в словах.

13. Чтение слов, систематизированных по наличию опреде­ленного мягкого звука.

14.Словарная работа: подбор антонимов к данным словам, согласование существительных с прилагательными по образцу. Лексика задания подобрана с учетом тематики уроков: «Мяг­кие согласные звуки».

15. Чтение текста, насыщенного мягкими звуками.

16. Отработка произношения мягких звуков в текстах: реп­родуктивные задания (чтение текстов, пословиц); задания про­дуктивного характера (дополнение предложений, пересказ, близкий к тексту, с опорой на готовую модель, составление рас­сказа с опорой на сюжетную картинку).

17. Работа с текстом. Смыслоразличительная функция уда­рения. Учитель-логопед может предложить детям выписать сло­ва: стрелки — стрелки, гвоздикигвоздики; определить удар­ные слоги; составить звуковые схемы слов.

Задания уроков, объединенных данной тематикой, могут быть расширены за счет упражнений типа:

— запись слов и подчеркивание букв, обозначающих мяг­кие согласные звуки;

— обсуждение вопроса: «Чего меньше в русском языке: согласных звуков или букв для обозначения согласных звуков?».

Итог уроков:

Как различить мягкие согласные звуки в слове?

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ТВЕРДЫХ И МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ (4 ЧАСА)

Уроки 6-9

Цель: развивать умение различать и четко произносить мяг­кие и твердые звуки; обобщить знания учащихся об обозначе­нии мягкости и твердости согласных.

1. Наблюдение за произношением парных твердых и мягких согласных звуков в словах. Называние слов по звукам. Ответ на вопрос:

— Чем отличаются первые звуки в словах: павлин — петух; бык — белка;тыква — тигр?

2. Чтение слогов с оппозиционными согласными по мягко­сти — твердости.

3. Чтение слов с четким произношением оппозиционных со­гласных по мягкости — твердости.

4. Наблюдение за смыслоразличительной функцией соглас­ных звуков в слове. Анализ слов типа: воз — вез; рад — ряд. Сопоставление пар слов по смыслу, звучанию, написанию. Про­изношение звуков, которыми различаются слова.

5. Способы обозначения твердых и мягких согласных на пись­ме. Определение роли мягкого знака в словах.

6. Чтение словосочетаний с мягкими и твердыми согласными.

7. Методика «слова с окнами»: вставить пропущенные бук­вы; обосновать выбор вписываемой буквы.

8. Сравнение слов пенки — пеньки по произношению, напи­санию, звуковой структуре. Определение ударного слога.

9. Чтение «звуковых схем». Определение схем слов, в конце которых пишется мягкий знак. Подбор слов к схемам.

10. Темпо-ритмические упражнения (Произнеси медленно; произнеси быстро).

11. Упражнения, направленные на развитие когнитивных процессов (памяти, внимания, операций мышления) типа: «Рассмотри картинки, найди отличия, посчитай количество предметов» и т.д.

12. Выразительное чтение и отгадывание загадки. Объясне­ние отгадки.

13. Работа с текстами. Выполнение послетекстовых заданий: произношение слов с мягкими согласными звуками; выбор слов с заданными твердыми и мягкими звуками.

14. Выразительное чтение стихотворений.

15. Четкое произношение и сравнение словоформ типа: учитучить; носит — носить и т.д.

16. Выразительное чтение поговорки. Обсуждение ее смысла.

17. Работа над силой голоса.

18. Выразительное чтение рассказа В. Голявкина «Стук». Обратить внимание на четкое, ритмичное и громкое произно­шение звукоподражаний, которыми насыщен текст. Обсудить, какие действия могут сопровождать следующие звукосочета­ния: бум, бам, бим, тик, ух, трах и т.д.

Целесообразно расширить содержание заданий данной темы за счет звуко-буквенного разбора слов с парными твердыми и мягкими согласными.

Итог уроков:

Чем различаются твердые и мягкие согласные звуки?

— Почему некоторые согласные звуки называются пар­ными?

— По каким признакам на письме можно определить мяг­кость или твердость согласных?

— Перечислите гласные, которые пишутся после мягких (твердых) согласных.

ЗВУК И (2 ЧАСА)

Уроки 10-11

Цель: совершенствование произношения звука И в положе­нии после гласных и разделительного мягкого знака. Обобще­ние знаний об обозначении звука И на письме различными ва­риантами.

1. Определение места звука И в словах.

2. Четкое повторение слогов со звуком И.

3. Чтение слов различной слоговой структуры со звуком И. Четкое произношение звука в разном положении в слове (в на­чале, в середине, в конце).

4. Составление словосочетаний с притяжательными место­имениями (моя юла; твой ящик).

5. Произнесение слов со звуком И. Разъяснение значений слов: рояль (струнный, клавишный инструмент, разновидность фортепьяно); баян (духовой музыкальный инструмент, усовер­шенствованный вид гармони); флейта (старинный духовой ин­струмент). Обобщение: это музыкальные инструменты. Звуко-буквенный анализ слова флейта. Составление предложений с данными словами.

6. Составление слов из слогов, данных вразброс.

7. Чтение словосочетаний, включающих слова со звуком И в различных положениях.

8. Работа над темпом речи.

9. Сопоставление однокоренных слов типа: хозяйка — хозяй­скаяхозяйничать. Обсуждение с детьми вопроса: «По како­му признаку слова распределяются по столбцам; какие из слов называют предметы, какие — признаки предметов, а какие — действия?». Подбор слов по одному из выявленных признаков.

10. Название цветов радуги с четким произношением звука И в конце слова.

11. Работа со словами, обозначающими некоторые цвета и оттенки,

12. Уточнение значения словосочетаний типа красная кни­га; розовые очки.

13. Чтение слов с четким произношением звука И.

14. Составление словосочетаний.

15. Изменение глаголов по лицам (действует говорящий: даю, пою, мою; обращение к собеседнику: даешь, поешь, моешь; дей­ствует тот, кому говорят: даете, пьете, моете).

16. Обозначение признака предмета (кофе — магазин... (ка­кой?) — кофейный).

17. Работа со словосочетаниями.

18. Четкое произношение пословиц. Объяснение их смысла.

19. Четкое произношение названий цветов (лилия, бегония, настурция, фуксия). Обобщение.

20. Заучивание стихотворения. Сопоставление форм слов: попугай -— попугаи.

21. Выразительное чтение стихотворений.

22. Составление рассказа по серии картинок.

23. Сравнение произношения слогов трех типов: твСГ — мСГ — мСЙГ.

24. Называние картинок. Четкое произношение звука И пос­ле разделительного мягкого знака.

25. Значение разделительного мягкого знака. Правописание разделительного мягкого знака.

26. Четкое произношение звука И после мягкого знака в сло­вах разной слоговой структуры.

27. Сравнение словоформ типа семья — семьи.

28. Работа над произношением звука И в словосочетаниях.

29. Изменение глаголов по лицам и числам (бью — бьет — бьют).

30. Составление слов с разделительным мягким знаком. Чет­кое их произношение.

31. Словоизменение (гордость — гордостью).

32. Работа над произношением звука И в предложениях.

33. Сопоставление слов типа солю — солью. Различение слов на слух. Наблюдение за смыслоразличительной ролью мягкого знака в словах. Обсуждение вопроса, одинаково ли количество звуков и букв в каждом из слов.

34. Работа над произношением притяжательных прилага­тельных.

35. Четкое и правильное произношение звука И в текстах.

36. Работа над темпом речи.

37. Решение ребуса. (Ответ: «Семья».)

38. Работа с текстом: чтение, заглавие, окончание.

Итог уроков:

Что вы узнали о звуке И?

— Какую роль выполняет в слове разделительный мягкий знак?

 

ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ГЛУХИХ И ЗВОНКИХ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ (ЗВУК И БУКВА Ш, ЗВУК И БУКВАХ) (1 ЧАС)

Урок 14

Цель: провести наблюдение над особенностями произноше­ния звука Щ; учить правильно произносить Щ в слогах, словах, предложениях.

1. Характеристика звука Щ.

2. Восприятие на слух, повторение и чтение слогов различ­ного звукового наполнения, насыщенных звуком Щ.

3. Определение места звука Щ в словах.

4. Чтение слов различной слоговой структуры, в которых звук ТТТ стоит в разной позиции (в начале, середине, конце слова).

5. «Цепочки слов» — упражнение для отработки четкости произношения звука Щ в словах.

6. Упражнения на словообразование (суффиксальный способ: глаз + ищи = глазищи).

1. Работа с однокоренными словами. Называние общей час­ти слов.

8. Четкое произношение звука Щ в предложениях.

9. Составление словосочетаний из предложенных слов.

10. Образование простой формы сравнительной степени имен прилагательных по речевому образцу: более толстый — толще.

11. Работа над произношением звука Щ в текстах «Почему ящерица теряет свой хвост», «Рыбьи врачи», «Друзья рыб».

Итог урока:

Что вы знаете о звуке Щ?

— Чему вы научились на этом уроке?

 

ЗВУКИ БУКВА Ц (1 ЧАС)

Урок 15

Цель: провести наблюдение над особенностями произноше­ния звука Ц; учить правильно произносить слоги, слова и пред­ложения со звуком Ц.

1. Доступная детям характеристика звука Ц.

2. Восприятие на слух, повторение и чтение слогов различ­ного звукового наполнения со звуком Ц.

3. Называние предметных картинок с последующим опреде­лением места звука Ц в словах.

4. Чтение слов различной слоговой структуры, в которых звук Ц стоит в начале, середине и конце слова (цена, лицо, огу­рец).

5. «Цепочки слов» — упражнение для четкости произноше­ния звука Ц в словах. В основу объединения слов в цепочку из трех звеньев положен принцип слоговой структуры слов и поло­жения звука Ц в слове (в начале или конце).

6. Упражнения на словообразование.

7. Составление словосочетаний из предложенных слов.

8. Работа с однокоренными словами. Называние общей час­ти слов (цвет, цветник, цветы, зацветает, цветовод, цветоч­ница).

9. Четкое произношение звука Ц в словосочетаниях.

10. Конкурс: «Кто быстрее и правильнее проговорит скоро­говорку?». Ответы на вопросы:

— Какое насекомое называют «цокотухой»?

— Знаете ли вы стихотворение К. Чуковского «Муха-Цоко­туха»? Материал задания можно расширить за счет выразитель­ного чтения или чтения по ролям этого стихотворения.

11. Орфоэпическое произношение предлогов со словами.

12. Работа над произношением звука Ц в предложениях.

13. «Кто где живет?» — упражнение на расширение словар­ного запаса, построение связного высказывания. Четкое произ­ношение звука Ц в именах существительных, обозначающих жителей стран. (Кто живет во Франции? — Во Франции живут французы.)

14. Коммуникативные практикумы:


ФОНЕМА

Фонема — это звук речи, или звукотип. Звукотип обладает такими признаками, благодаря которым они (звукотипы) чет­ко противопоставляются друг другу независимо от оттенков их произнесения. Эти признаки дают возможность звукам играть роль различителен смысла слов.

Фонема — это минимальная фонетическая единица, которая служит для различения и отождествления значимых единиц языка (морфем и слов) (М.В. Панов).

Смыслоразличительная роль согласной фонемы проявляется наиболее полно в сильной позиции, т.е. перед гласным.

Сильной позицией для гласных фонем является ударная. Раз­личия между понятиями «звук — фонема» представлены в таб­лице.

Звук   Фонема  
1. Акустико-физиологическая единица 1. Психологическая единица
2. Фактор речевой деятельности 2. Фактор языка
3. Единичное проявление речевого акта 3. Постоянный элемент языковой системы
4. Измеримая единица, которая поддается объективному анализу 4. Функциональный элемент языка
5. Не имеет отношения к значению 5. Носитель значения
6. Часть речевого потока 6. Член знаковой языковой системы

Таким образом, звуки языка представляют собой определен­ную систему фонем. Каждая фонема есть часть этого целого. Ее существенные акустические свойства или дифференциальные признаки определяются сравнением с остальными фонемами, которым она противопоставляется.

Общие положения, связанные с понятиями звука речи и фо­немы, необходимы для определения отношений между звуком и буквой и анализа формирования готовности к их усвоению. Известный исследователь детской речи Р.Е. Левина охаракте­ризовала различия отношений между звуком и буквой при фо­нетическом и морфологическом принципе написания.*

Фонетический принцип предусматривает, что типовое звуча­ние фонемы имеет однозначное выражение в соответствующей графеме. Между ними имеется слышимое, а не предполагаемое соответствие, которое составляет основу первоначальной грамоты. Ребенок, не имеющий речевых отклонений, как правило, четко представляет звуковой состав соответствующих слов. Иными сло­вами, он обладает первичными фонематическими представления­ми и интуитивно может абстрагироваться от индивидуальных осо­бенностей их произношения, от их позиционных изменений.

При морфологическом принципе отношение между фонемой и графемой более сложное, т.е. соответствие их является пред­полагаемым и обнаруживается лишь при изменении звучания (дуб — дубы). В этих случаях для усвоения соответствий звука и буквы необходимо выделить фонему не только из позицион­ных звучаний, но и из различных морфологических условий, в которых она проявляется. Это возможно только в том случае, если ребенок достиг нормального лексико-грамматического разви­тия и имеет богатую речевую практику.

Таким образом, для успешного овладения произношением и письмом необходимо одновременно накапливать опыт как в сфе­ре фонематического восприятия и анализа, так и в сфере морфо­логических обобщений. Эти линии речевого развития представ­лены в учебнике в виде специальных упражнений с примене­нием фонетических и грамматических изменений слова.

Значительный объем речевого материала, организованный по общности фонетических элементов, подготавливает навык ориентировки в орфоэпическом звучании.

В ходе работы над произношением рассматриваются и моти­вируются такие явления, как расхождение между буквенным и звуковым составом слов; двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я; роль Ь и Ъ знаков. С мягким знаком связано графическое обозначение мяг­кости согласных и разделительного Ь.

Многообразная и активная работа по сопоставлению звуко­вых элементов, выражающих разницу лексических и грамма­тических значений слова, подготавливает учащихся и к усвое­нию отношений между орфоэпией и орфографией.

К фонетической стороне языка наряду со звуком относят слог и ударение. Данные языковые явления изучаются учащимися в процессе звуко-слогового анализа слов, а также являются ма­териалом для отработки звукопроизносительных и интонаци­онных навыков. Приобретенные знания переходят при доста­точной тренировке в умения, связанные с элементарным фоне­тическим (звуко-буквенным) анализом слов, что позволяет лучше усвоить фонетическую систему языка.

СЛОГ

Слогом называется сочетание гласного звука с одним или не­сколькими согласными, которые составляют краткую звуковую единицу. Слог может состоять только из одного гласного. Он представляет собой минимальную произносительную единицу. Каждому звуку соответствует один дыхательный толчок. Соот­ветственно, выдох, на котором произносится высказывание, со­держит столько толчков, сколько в этом высказывании слогов.

Слог не существует вне слова. Чаще всего он состоит из со­гласного и гласного. У гласного звука прочная связь с предше­ствующим согласным — они как бы сливаются. Согласный, сто­ящий после гласного, связан с ним слабо и отходит к другому слогу. Между гласным и следующим за ним согласным прохо­дит слогораздел. Слоги, в которых последним звуком неконеч­ного слога является гласный, называются открытыми. Закры­тые слоги оканчиваются согласными.

Увеличение звучности в слоге связано с большей напряжен­ностью артикуляционного аппарата. В образовании слога, таким образом, участвуют толчки выдыхаемого воздуха, нарастание звучности голоса и напряжение мышц речевого аппарата [10].

Известно, что у детей, обладающих довольно обширным про­износительным фондом, часто наблюдается резкое расхождение между умением воспроизвести звук изолированно или в неслож­ном сочетании и навыком употребления его в речи. Произноси­мые ими звуки выполняют фонематическую функцию только в ограниченных пределах — в односложных и двусложных при­вычных словах. В более сложных условиях употребление звука лишено константности. Таким образом, правильность его воспро­изведения зависит от сложности структуры. Наиболее ярко эта особенность проявляется при алалии и дизартрии. В трех-, четы­рех-, пятисложных словах слоговые структуры искажаются наи­более грубо даже в тех случаях, когда контур слова относительно сохранен (например, велосипед — «татитет» и т.п.).

Ребенок овладевает словами и звуками на фоне всей речевой системы. Работа по формированию звуко-слогового состава сло­ва входит в раздел «Формирование произношения» как одна из ключевых (Р.Е. Левина, Г.А. Каше). Она включает формирова­ние слогового контура слова, усвоение его звукового состава и работу над правильным произношением слова сложной звуко-слоговой структуры. Рекомендуется постепенное усложнение: от отработки изолированных слов до введения их в состав слово­сочетаний и предложений.

Наряду с системой фонем, компонентом внешнего оформле­ния высказывания является интонация.

ИНТОНАЦИЯ

Интонационная система языка — это сложное единство ре­чевой мелодии, фразового ударения, временных характеристик (длительности, темпа, паузации), тембра и качества голоса.

Интонационные элементы являются строительным материа­лом, из которого формируются интонемы — совокупность инто­национных параметров, достаточных для дифференциации зна­чения высказывания или его части и передающих коммуника­тивный тип высказывания, смысловую важность синтагмы.

Интонемы относятся к экспрессивным средствам языка. Интонационная сторона речи нарушается в разной степени в зависимости от этиопатогенеза речевого расстройства. При не­которых формах нарушения (дизартрия, ринолалия, заикание) этот дефект является очень прочным и трудноустранимым. У детей с ОНР интонационная сторона речи, как правило, норма­лизуется по мере формирования звукопроизношения и преодо­ления лексико-грамматического недоразвития.

Работа над интонационной стороной речи в младших клас­сах осуществляется на уроках произношения и продолжается на индивидуальных занятиях в течение всего периода обучения.

Одним из приемов работы над интонационной стороной речи, предложенной в учебнике, является отработка вопросительной, восклицательной и повествовательной интонации на материале диалогов. Речевые ситуации, моделируемые в диалоге, являют­ся типичными, часто возникающими (разговоры по телефону, в транспорте, в магазине). Данный вид упражнений носит поли­функциональный характер, т.к. наряду с отработкой интона­ции осуществляются закрепление программного речевого ма­териала в разговорной речи, стимуляция самостоятельного вы­сказывания, обогащение лексического запаса.

Методика обучения произношению (№2).

1. Место раздела в структуре программы

2. Организация и содержание работы по формированию произношения

3. Методы формирования произношения

4. Приемы и упражнения, используемые в работе по формированию произношения

5. Приемы и упражнения, используемые в работе над ударением и интонацией

6. Программные требования к оценке знаний и умений учащихся

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 491; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.125 (0.127 с.)