Место раздела в структуре программы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место раздела в структуре программы



Формирование звуковой стороны речи учащихся коррекционных школ V вида является одним из основных разделов специального обучения, конечная цель которого — воспитание внятной, выразительной устной речи и полноценной готовности к усвоению письменной речи.

В системе обучения раздел «Формирование произношения» очень важный, т.к. он создает базу практики общения и является пропедевтическим по отношению к нарушениям письма и чтения. Необходимо специально создавать условия для речевой практики, чтобы помочь учащимся установить структурно-системные отношения между изменением звучания и лексическим значением слова, между изменением грамматической формы и графическими знаками и т.п.

Раздел «Произношение» является сквозным и предполагает ориентацию на уровень развития звуковой стороны речи и фонематического восприятия, достигнутый на предыдущей ступени обучения (в 1-м классе коррекционной школы или других учреждениях, оказывающих логопедическую помощь).

В процессе формирования произношения учитываются следующие дидактические принципы:

1) обучение нормативному произношению всех звуков русского языка на основе учета речевого развития учащихся, типичных и индивидуальных особенностей речи детей с разными формами речевых расстройств;

2) реализация задач формирования у учащихся речевого общения и активной речевой практики на основе установления взаимосвязи между фонетическими, лексическими и грамматическими компонентами языка;

3) создание оптимального соотношения между осознанным усвоением речи и степенью автоматизированности речевой деятельности;

4) обучение русскому языку на основе формирования практическихязыковых обобщений;

5) этапность и концентричность в подаче учебного материала.

В соответствии с перечисленными принципами занятия проводятся в соответствии с требованиями программы из расчета 1 учебный час в неделю. Работа над произношением связывается с другими разделами программы русского языка: развитием речи и обучением грамоте (коррекционно-лингвистическим курсом).

Определенная последовательность усвоения фонем, отличная от принятой в общеобразовательной школе, позволяет обеспечить их автоматизацию и дифференциацию по различным акустико-артикуляционным признакам, сформировать фонематические представления, навыки фонематического анализа и усвоения слоговой структуры. Учтены типичные трудности звукового оформления речи при ее недоразвитии (длительный период автоматизации звука, смешения и замены фонем, нарушения звуко-слоговой структуры и др.).

Дальнейшее совершенствование звуковой стороны речи, ее автоматизированности и выразительности при необходимости осуществляется на индивидуальных логопедических занятиях.

2. Организация и содержание работы по формированию произношения

Цель формирования звуковой стороны речи — полное усвоение звукового состава речи и выработка нормального ее темпа и плавности. Наиболее эффективной формой организации работы по формированию произношения является сочетание фронтальных занятий (уроков произношения) и индивидуальных логопедических занятий.

Индивидуальные часы предназначаются преимущественно для коррекции произношения звуков и комплекса упражнений, связанных с ней. Существенной их особенностью в младших классах является предваряющая отработка звуков до изучения их в классе на уроках по обучению произношению. Такое сочетание индивидуальной и фронтальной работы обеспечивает поступательное развитие учащихся. На индивидуальных занятиях формируются процессы, которые находятся в стадии становления и требуют строго индивидуального подхода. Уроки по произношению (с учетом, разумеется, индивидуального подхода) должны обеспечить коллективность в работе, создать условия для обучения в едином темпе и достижения определенного уровня в овладении звукопроизносительными умениями и навыками.

При планировании фронтальной работы учитель-логопед основное внимание должен акцентировать на особенностях звуковой стороны речи учащихся, характерных для ОНР (I, II и III уровни развития речи). Специфические же особенности артикулирования и воспроизведения звуков, обусловленные различными формами речевой патологии, устраняются на индивидуальных занятиях. При этом учитывается сложный и неоднородный состав учащихся. Наряду с детьми, обучавшимися в специализированных ДОУ или речевых группах при ДОУ массового вида, и учащимися, переходящими из класса, в класс зачисляются неуспевающие учащиеся из общеобразовательной школы. Их речь характеризуется общей невнятностью, нечеткостью и, как правило, фонематическим недоразвитием.

При обследовании необходимо выявить состояние произношения и различения звуков, воспроизведения слов различной слоговой структуры и предложений, темпа и плавности речи, а также фонематического восприятия, чтения и письма. На этом основании составляются индивидуальные планы, на основе которых планируется преодоление индивидуальных речевых затруднений учащихся.

Основные направления логопедической работы на индиви­дуальных занятиях:

1) развитие движений артикуляционного аппарата, не­обходимых для правильного и четкого произношения звуков. Для детей с выраженными нарушениями моторики артикуляционного аппарата проводятся специальные упражнения (в те­чение года);

2) автоматизация навыков правильного произношения скорригированных звуков и их дифференциация;

3) формирование навыков правильного произношения зву­ков у вновь поступивших учащихся в соответствии с индивиду­альными планами;

4) преодоление затруднений, связанных с произношением слов сложного слогового состава (со стечением 2—3 согласных, четырех- и пятисложных слов и т.п.) и предложений;

5) преодоление индивидуальных затруднений, связанных с анализом звукового состава слова;

6) устранение индивидуальных отклонений в письме и чте­нии у вновь поступивших учащихся с особо сложными наруше­ниями речи (эта проблема решается специальными приемами, рассмотрение которых не входит в данное пособие).

Содержание фронтальной работы включает формирование произношения и восприятия звуков в сложных фонетических условиях. В течение года проводится работа в сле­дующих направлениях:

— закрепление произношения и различения гласных (А, У, О, Ы, И, Э), а также твердых и мягких согласных;

— формирование навыков дифференциации звуков Ш—Ж—С-3, Щ-Ч-Т', Ц-Щ-Ч, Щ-Ч-С'-С-Ц, Р-Р'-Л-Л'. Содержание фронтальных занятий включает:

1) правильное, четкое произношение гласных и согласных звуков в словах различной сложности; уточнение произноше­ния мягких звуков;

2) повторение глухих и звонких, дифференциация твердых и мягких звуков, глухих и звонких;

3) умение различать на слух и выделять из слов любой слож­ности мягкие и твердые звуки, глухие и звонкие;

4) повторение шипящих звуков и аффрикат, ] в условиях сте­чения;

5) дифференциация С-Ц, Ц-ТЬ, Ч-ТЬ, Ч-СЬ, Щ-СЬ, Ш-Щ, Щ—Ч (в связи с закреплением навыка письма слов с сочетания­ми ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ).

Усложняется работа по формированию навыков произноше­ния слов. Предъявляется требование четкого, слитного с правильным ударением произношения многосложных слов, состо­ящих из правильно произносимых звуков:

а) трех-четырехсложных из открытых и закрытых слогов (постоянно; понедельник; трехугольный);

б) со стечением 2-3 согласных в составе слова;

в) слитное произношение предлогов с существительными и прилагательными (в гнезде; под крышей; в дремучем лесу).

Работа над правильным построением предложений проводит­ся с учетом программы развития речи. Внимание обращается на умение четко произносить окончания слов в связи с измене­нием их форм (в соответствии с требованиями программы по раз­витию речи).

Автоматизация произносительных навыков невозможна вне связной речи. Учащиеся систематически упражняются в состав­лении и четком произнесении простых распространенных предложений из слов указанной сложности с соблюдением правиль­ной интонации и ударения.

Развитие слуховой памяти включает:

— умение повторить в данной последовательности слого­вой ряд, состоящий из 3-4 сочетаний;

— умение запомнить в данной последовательности 4-6 слов;

— заучивание наизусть скороговорок, пословиц, поговорок, стихотворений и текстов (до 10 предложений).

Работа над плавностью, темпом и выразительностью речи про­водится на материале небольших рассказов и стихотворений, приведенных в учебнике. Словарный материал, предложения и тексты соотнесены с программами по правописанию, развитию речи, математике и другим учебным предметам. В отдельных упражнениях отбор языкового материала превышает уровень по­нимания учащимися их лексического значения в активной речи. Это сделано намеренно, т.к. проговаривание, аритикулирова-ние подготавливает их восприятие, тренирует слуховую память, создает привычные звуковые образы. Усвоение фонетической информации на этом уровне усиливается зрительной рецепци­ей, т.к. ученики уже могут прочитать слово, словосочетание, текст.

Осуществляется связь двух рецептивных видов речевой дея­тельности — аудирования и чтения с артикулированием. В то же время к опережающему усвоению фонетического каркаса слов, еще не семантизированных, следует подходить осторожно.

На заключительном этапе происходит совершенствование на­выков произношения в самостоятельной связной речи. К этому времени у учащихся под влиянием специального обучения и возросшей речевой практики уже сформированы механизмы восприятия фонем (фонемной идентификации слышимой речи) и правильной артикуляции звуков. Актуальной остается автоматизация этих навыков в связной речи, причем процесс автоматизации навыков идет по пути уменьшения участия сознания при произношении.

На этом этапе обучения значительно повышаются требования к ритмико-интонационной организации речи. Интонация, являясь звуковым средством языка, обладает свойством изменять смысл предложения, она многофункционально используется для различных типов предложений, для связи синтагм, а также для передачи отношения и эмоционального состояния говорящего и т.п.

Для повышения культуры речи учащихся в процессе обучения формируются средства интонационного оформления высказывания: повышение или понижение голоса, изменение темпа, увеличение или ослабление громкости. Для этого привлекается более сложный речевой материал (в тесной связи с программой по развитию речи). Для воспитания интонационного многообразия речи необходимо сочетание собственно интонационных средств с разнообразным лексическим и синтаксическим оформлением высказываний.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.168.28 (0.009 с.)