Оценка уровня достижений учащихся в овладении произносительной стороной речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка уровня достижений учащихся в овладении произносительной стороной речи



Под оценкой уровня учебных достижений по произношению следует понимать констатацию уровня или качества навыков произношения, дифференциации фонем и звуко-слогового ана­лиза и синтеза посредством оценочного суждения или в баллах.

Оценка успеваемости является важным компонентом управ­ления коррекционным процессом и выполняет роль «обратной связи» в качестве информации учителю-логопеду и обучаемому о степени усвоения материала и продвижении к запланирован­ному результату, что позволяет целенаправленно вносить кор­рективы. Учет достигаемых результатов может быть предвари­тельным, текущим и итоговым.

Предварительный учет дает сведения об исходном уровне состояния произносительной стороны речи учащихся и их по­тенциальных возможностях до начала целенаправленного коррекционного обучения и воспитания. Результаты заносятся в Речевые карты и включают ряд подразделов:

— недостатки произношения звуков (несформировавшие­ся, смешиваемые, неправильно произносимые, отсут­ствующие);

— затруднения в произношении слов различной слоговой структуры и предложений;

— особенности фонематического восприятия (различение звуков, сходных по звучанию; различение звуков одной или нескольких фонетических групп; степень подготов­ленности к анализу звукового состава речи);

— темп и плавность речи.

Текущий учет осуществляется постоянно и является домини­рующим на протяжении всего обучения в каждом его звене: при восприятии учебного материала, формировании и закреплении произносительных и звукоразличительных умений и навыков.

Итоговый учет констатирует усвоение материала в целом по предмету «Произношение» Учебной программы специаль­ной (коррекционной) школы V вида.

Способы проверки знаний, умений и навыков по данному предмету могут быть устными и основанными на выполнении практических заданий.

Устная проверка может быть фронтальной или индивиду­альной. Устная фронтальная проверка представляет собой бег­лый опрос большинства учащихся класса, которые отвечают на вопросы, обращенные ко всем. Ответы детей при такой провер­ке носят краткий, лаконичный характер. Данный вид провер­ки позволяет проконтролировать знания, умения и навыки зна­чительной части детей и активизирует класс в целом. Однако при этой форме контроля достаточно трудно оценить индивиду­альные особенности артикулирования.

Проверка, основанная на выполнении практических заданий, может сводиться к наблюдению за правильностью выполняемых действий. Этот вид контроля используют для сравнения изучае­мого звука с еще не пройденными, хотя и подготовленными в артикуляции. Правильность восприятия контролируется с помо­щью жеста, показа фишки и т.п.

Особой разновидностью является контроль за всей деятель­ностью ученика на протяжении всего урока, который заверша­ется выставлением поурочного балла. Это стимулирует ученика к постоянному проявлению активности, поддерживает его ра­ботоспособность.

На основании результатов проверки учитель-логопед оцени­вает учащихся. Оценка одновременно выполняет три функции:

— фиксирует «зону актуального развития» ученика и сте­пень приближения к требуемому образцу;

— оказывает управляющее воздействие на его последую­щую учебную деятельность;

— воспитывает свойства личности.

Характер оценки должен быть стимулирующим: словесное краткое суждение или одно слово («Умница!» или «Ошибка!»), балл или поощрительный жест.

Учет двигательных и звукоразличительных умений и навы­ков имеет ряд специфических особенностей. Так, итоговую от­метку можно выставлять по последним лучшим показателям, а не выводить на основании среднеарифметической за учебную четверть или год, как это практикуется по большинству других предметов.

Текущий учет успеваемости также отличается от ее учета по большинству других учебных предметов, что вызвано особенно­стями освоения произносительных навыков в рамках уроков произношения в специальной (коррекционной) школе V вида.

Так, проверку следует проводить достаточно часто, что необхо­димо для своевременного выявления ошибок произношения и дифференциации фонем.

Другая немаловажная особенность — выявление причин, вы­зывающих затруднения и порождающих ошибки при освоении двигательных или звукоразличительных умений и навыков.

Для развития самоконтроля учащихся необходимо исполь­зовать прием регулярного информирования ребенка о том, на­сколько он приблизился к образцовому произношению и какие недостатки еще не искоренены. Оценочное суждение учителя должно содержать эти оценки и быть предельно точным, лако­ничным и понятным ученику.

 

 

Методический комментарий к подготовке конспектов уроков по произношению

Материалы, приведенные в данном разделе пособия, содер­жат разноуровневый дидактический материал, направленный на формирование произносительной стороны речи, и предпола­гают творческий подход учителя-логопеда к подготовке конс­пекта урока. Они могут быть модифицированы в зависимости от уровня речевого развития и особенностей психической сфе­ры детей с разными формами речевой патологией. Учитель-лого­пед определяет объем усваивамого материала, способы текуще­го контроля за качеством речи, что во многом зависит от особен­ностей состава класса и уровня владения языковыми навыками и умениями, выработанными ранее в процессе прохождения учебного материала.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.240.243 (0.005 с.)