Приемы и упражнения, используемые в работе по формированию произношения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приемы и упражнения, используемые в работе по формированию произношения



При обучении русскому произношению применяют разные типы тренировочных и речевых упражнений, объединенных в определенную систему. Под системой упражнений понимается «организация взаимосвязанных действий, расположенных в по­рядке нарастания трудностей, с учетом последовательности ста­новления умений и навыков в том или ином виде речевой дея­тельности» [7].

Специфика использования системы упражнений на уроках произношения во 2-м классе специальной (коррекционной) школы V вида заключается в том, чтобы:

— правильное произношение, достигнутое в 1-м классе на ограниченном лексическом материале, перенести на постоянно расширяющийся объем лексического и грам­матического материала;

— закрепить это правильное произношение в различных видах речевой деятельности.

Поэтому изменяется соотношение рецептивных упражне­ний, направленных на формирование восприятия, и репродук­тивных упражнений, направленных на порождение речи.

Уменьшается роль подготовительных рецептивных упражне­ний (в различении звуков слов, интонационных структур, иден­тификации фонетических явлений). Повышается роль упраж­нений в имитации, трансформации, дифференциации и комби­нировании звуков, слов, интонационных структур. По способу выполнения различают индивидуальные, парные, коллективные (хоровые) упражнения. Индивидуальные упражнения являют­ся преобладающими в условиях немногочисленного по числу уче­ников класса, но разнородного по этиологии речевых расстройств. В то же время хоровые упражнения стимулируют детей с нару­шениями артикуляционной моторики.

ПРИЕМЫ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ

Опора на ощутимые моменты артикуляции. Такими мо­ментами являются: форма губ (округлены, вытянуты, растяну­ты в стороны); артикуляция языка (положение кончика языка: поднят — опущен); место преграды, если она образуется с по­мощью передней части языка (движения языка вперед — на­зад); контакт боковых краев языка с зубами, напряжение ор­ганов речи, степень раствора рта (расстояние между верхними и нижними зубами); работа голосовых складок (сомкнуты — разомкнуты); сила и характер воздушной струи (теплая — хо­лодная, узкая — широкая, направлена вверх на нёбо — вниз). Эти признаки необходимо использовать и для дифференциации некоторых смешиваемых звуков. Полезные приемы:

1) произнесение и распознавание звука на слух;

2) изображение изолированного звука схемой: учитель поясняет, что на схемах отдельный звук обозначен в виде значка: гласный звук — это красный треугольник; соглас­ный мягкий звук — зеленый квадрат; согласный твердый звук — синий квадрат. Данные условные обозначения, используемые в учебнике, аналогичны условным обозначениям в «Букваре» (ав­торы: Н.Л. Крылова, И.Б. Писарева, Н.Л. Ипатова);

3) утрированность артикуляции (усиливается четкость движе­ний). Данный прием используют при закреплении понятия об изолированном звуке. Ученики упражняются в отчетливом произнесении изолированных звуков. Одновременно с произнесени­ем звука на наборное полотно выставляются картинки-символы;

4) распознавание на слух и выделение звуков из слов: ученики ставят на наборное полотно карточки с синими, зе­леными квадратиками и красными треугольниками;

5) фиксирование артикуляции путем задержки положения речевых органов, которая усиливает кинестетические ощуще­ния при фонации.

Иногда используют прием запоминания с закрытыми (на 3-5 секунд) глазами для большего осознания позиции звука.

Эффективным является прием ускорения или замедления темпа речи. При отработке слогов типа ССГ и СССГ использу­ется постепенное ускорение темпа для редуцирования призву­ков гласных между согласными; замедление — для выделения нужной фазы артикуляции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.76 (0.004 с.)