Приемы и упражнения, используемые в работе над ударением и интонацией 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приемы и упражнения, используемые в работе над ударением и интонацией



Ударение в русском языке характеризуется сильноцентра­лизующим характером. Это значит, что безударные слоги в сло­ве произносятся с ослабленным мышечным напряжением, с ре­дукцией, т.е. они «притягиваются» к ударному слогу. Произ­ношение ударного слога отличается большей длительностью, напряженностью, четкостью и полнотой артикуляции.

Другими особенностями русского ударения является его под­вижность и разноместность.

Усвоению ударения предшествуют ритмические модели, которые представлены в учебниках 1 и 2-го классов. Они фор­мируют специфику образования слова путем произношения со­четаний согласных, их оглушения и озвончения, переключе­ния артикуляции с твердого звука на мягкий и др.

Работа с ритмическими моделями начинается с момента ус­воения двусложных слогов типа: ТАта, таТА. Далее переходят к работе над трехсложными словами. Последовательность их усвоения следующая: ТАтата, таТАта, татаТА.

Используют графическую модель такого вида: ии — ТАта. Модель сначала озвучивается учителем, а затем сочетается с ее простукиванием, которое хорошо отражает разницу между удар­ным и безударным слогом. Затем ученики простукивают рит­мическую модель и озвучивают ее. В процессе такой работы ис­пользуют только хорошо произносимые звуки. В то же время длительное использование приема утрирования ударного слога может осложнить работу над интонацией. Используются раз­личные сочетания согласных, смена открытых и закрытых сло­гов, звуков различной артикуляционной трудности (например, обращается внимание на сочетания оппозиционных звуков: аффрикат, свистящих — шипящих, звонких — глухих и др.)-

Практическое изучение интонации становится возможным, когда нормализуются фонетические средства, с помощью кото­рых происходит интонационное оформление:

— изменение частоты колебания голосовых складок, кото­рое воспринимается как изменение высоты (мелодика);

— изменение скорости артикуляции, которое воспринима­ется как изменение темпа речи;

— изменение силы артикуляции, которое воспринимает­ся как изменение громкости;

— прекращение фонации — пауза.

Главную роль при интонационном оформлении играет мело­дика. Любое высказывание выражается одним и тем же набо­ром интонационных средств.

К интонационным типам русского языка относятся:

повествовательная, или завершающая, интонация. Происходит понижение основного тона на ударном сло­ге слова, который стоит под фразовым ударением. К концу фразы уменьшается интенсивность и увеличивается длительность ударного гласного;

вопросительная интонация характеризуется повыше­нием основного тона ударного гласного слова, который стоит под ударением. На заударных гласных основной тон понижается;

интонация незавершенности близка к интонации воп­роса (меньше подъем основного тона на главном удар­ном гласном);

интонация восклицательная (эмоциональной выделенности) реализуется повышением частоты основного тона голоса, увеличением интенсивности или длительности на главном ударном слоге.

Овладение этими просодическими характеристиками речи достигается во 2-м классе путем наблюдения над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации. Ученики овладевают выразительным отраженным проговари-ванием вслед за логопедом, сопоставляют с помощью сигналь­ных карточек (?!.) различную просодическую окраску. При этом обращается внимание на смысловую связь между отрезка­ми предложения (синтагмами) и мелодикой, паузой и темпом. Дети учатся объяснять, почему смысловое ударение падает на определенное слово и именно это слово мы выделяем голосом. Для обогащения интонации используются выразительное чте­ние стихов с изучаемыми звуками, которые широко представ­лены в учебнике, а также короткие диалоги.

На овладение интонационными средствами влияют регуляр­ные упражнения по определению слого-ритмической структу­ры слова. У учащихся развивается «чувство ударения», совер­шенствуется кинестетическая основа речи. Наибольшее внима­ние при формировании просодических характеристик следует уделять детям с алалией, дизартрией и заиканием.

7. Программные требования к оценке знаний и умений учащихся

(Выдержка из Программы специальных (коррекционных) школ V вида — раздел «Произношение»)

Каждый ответ ученика должен оцениваться дифференцированно, с учетом как уровня его речевого развития и общей дина­мики продвижения в овладении устной и письменной речью, так и тех фактических знаний, умений, которые он приобрета­ет по тем или иным разделам программы русского языка за оп­ределенный промежуток обучения.

Исключение составляют дети с особо тяжелыми формами ре­чевой патологии: анартрия различной этиологии, сенсорная алалия и афазия, которые нуждаются в индивидуальных фор­мах и сроках обучения. Аттестация этих учащихся проводится решением Педагогического совета с учетом сложностей струк­туры речевого дефекта.

В подготовительном и 1-м классах отметки не ставятся. Отве­ты оцениваются качественно.

Оценивая успехи детей с общим недоразвитием речи в фор­мировании фонетически правильной, внятной и выразительной устной речи, необходимо учитывать следующее:

1) умение правильно и четко произносить отработанные зву­ки в словах определенной слоговой сложности, предусмотрен­ных программными требованиями;

2) сформированность слухового восприятия, умение узна­вать, различать и выделять усвоенные звуки из слова и отличать их от других звуков речи;

3) умение правильно и четко произносить слова той или иной слоговой сложности в объеме программы;

4) внятность и выразительность речи.

Надо исходить не только из программных требований, но и из индивидуальных возможностей каждого ребенка. Например, у детей с нарушением строения и функции артикуляционного аппарата в подготовительном-первом классах достаточно добить­ся приближенного произношения звуков речи, но обязательно следует сформировать у них умение отличать каждый отраба­тываемый звук от всех других звуков речи, акустически и арти-куляционно близких.

Оценка выставляется за работу ученика на уроках по форми­рованию произношения.

Отметка «5» ставится, если ученик:

— успешно овладевает правильным произношением за­планированных программой звуков речи;

— правильно произносит усвоенные звуки в словах опре­деленной слоговой сложности в объеме программы;

— дифференцирует изучаемые звуки от звуков, близких по акустическим и артикуляционным признакам;

— внятно и правильно произносит слова усвоенной слого­вой сложности в связной речи, соблюдая необходимые ударение и интонацию.

Может быть допущено не более 1-2 ошибок.

Отметка «4» ставится, если ученик:

— обнаруживает установленные для отметки «5» умения, но, умея правильно произносить звук изолированно, произносит его в слогах недостаточно четко, допускает искажения, замену или смешение звуков;

— не всегда может выделить звук из состава слова;

— допускает отдельные ошибки при произнесении слов той или иной слоговой структуры, предусмотренных программой;

— ошибается в постановке ударения, в соблюдении инто­нации. Отметка «3» ставится, если ученик:

— ниже своих индивидуальных возможностей овладевает правильным произношением звуков речи и звуко-слоговой структурой отдельных слов;

— плохо дифференцирует изучаемые звуки, смешивая их с другими, акустически близкими;

— допускает много ошибок в постановке ударения в словах и в недостаточной мере воспринимает помощь учителя.

Учащиеся, зачисленные во 2 класс из общеобразовательной школы в начале учебного года, оцениваются индивидуально.

В заключение следует отметить, что работа с ребенком млад­шего школьного возраста по формированию полноценного звукопроизношения — это процесс тактичного, щадящего взаимо­действия, исключающий авторитарность, требующий установ­ления доверительных отношений и поощрительных оценок. Значительная часть учащихся имеет негативный опыт обучения и нуждается в нормализации учебной деятельности в целом.

Обязательным условием успешности формирования полно­ценной, выразительной речи является эмоциональное подкреп­ление успехов, воспитание у ребенка уверенности в достиже­нии цели, поощрение направленности на систематическое пре­одоление речевых затруднений.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.АкишинаАА.., Барановская С А.. Русская фонетика. — М.: Русский язык, 1980.

2. Ануфриев А.Ф., Костромича С.Н. Как преодолеть трудно­сти в обучении детей. — М.: Ось-89, 1997.

3. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. — СПб.: ТОО «Библиополис», 1994.

4. Бондарко Л.В., Вербицкая Л А., Гордина М.В. Основы об­щей фонетики. — СПб.: Изд-во фил. факультета СПГУ, 2000.

5. Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского язы­ка.—М., 1977.

6. Волкова К А. Методика обучения глухих произношению. — М.: Просвещение, 1980.

7. Тез Н.И. Обучение говорению. — М., 1980.

8. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Развитие речи: Учебник для подготовительного класса. — М.: Просвещение, 1994.

9. Ефименкова Л.Н. Коррекция звуков речи у детей. — М.: Просвещение, 1987.

10. Жинкин Н.И. Механизмы речи. — М., 1958.

11. Жинкин Н.И. Язык. Речь. Творчество. — М., 1998.

12. Жукова Н.С. Букварь. — М.: ЭКСМО-Пресс, 1999.

13. Жукова Н.С. и др. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников/ Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филиче-ва. — М.: Просвещение, 1990.

14. ЖуроваЛ.Е., ЕвдокимоваА.О., Кочурова Е.Э. и др. Грамота/ Под ред. Л.Е. Журовой. — М.: Вентана-Граф, 2001.

15. Каше ГА., Никашина НА., Шуйфер Р.И.,, др. Исправле­ние недостатков произношения, чтения и письма/ Под ред. Р.Е. Левиной. — М.: Мин. Просвещения РСФСР, 1960.

16. Каше ГА. Формирование произношения у детей с общим недоразвитием речи. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.

17. Ковшиков В А. Азбука в картинках и стихах. —СПб., 1998.

18. Ковшиков ВА. Исправление нарушений различения зву­ков: Методы диагностики и дидактические материалы. —СПб.: Сатис, 1995.

19. Комаров К.В. Методика обучения русскому языку в шко­ле для детей с тяжелыми нарушениями речи. — М.: Просвеще­ние, 1982.

20. Крылова Н.Л., Писарева И.Б., И патова Н.Л. Букварь для подготовительного — первого классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи (1-е отделение). — М.: Просвещение, 1993.

21. Ладыженская ТА. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках. — М.: С-инфо, 1999.

22. Методы обследования речи детей/ Под ред. д. п. н., про­фессора Г.В. Чиркиной. — М.: АРКТИ, 2003.

23. Основы логопедической работы с детьми: Учебное посо­бие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей на­чальных классов, студентов педагогических училищ/ Под общ. ред. д. п. н., профессора Г.В. Чиркиной. — М.: АРКТИ, 2002.

24. Основы теории и практики логопедии/ Под ред. Р.Е. Ле­виной. — М., 1968.

25. Программы специальных общеобразовательных школ для детей с тяжелыми нарушениями речи. — 1-е отделение. — М.: Просвещение, 1987.

26. Пфафенродт А.Н. Произношение. 3 класс. — М.: Про­свещение, 2000.

27. Рау Е.Ф., Рождественская В.И. Смешение звуков речи у детей. — М.: Просвещение, 1972.

28. Реформатский АА. Фонологические этюды. — М., 1975.

29. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи (1-4 классы). — М., 1980.

30. Тигранова Л.И. Наблюдаем, угадываем, сравниваем. — М.: Просвещение, 2002.

31. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произ­ношения. — М.: Просвещение, 1989.

32. Чиркина Г.В., Комкова Н.Ф. Русский язык: Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений V вида (1-е отделение). — М.: Просвещение, 2000.

33. ЭлъконинД.Б. Букварь/ Д.Б. Эльконин; дораб. Г.А. Цу-керман, Е.Н. Бугрименко. — М.: Просвещение, 2001.


ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (1 ЧАС)

Урок 1

Цель: закреплять знания о гласных звуках и буквах; разви­вать умение различать гласные по их характерным особеннос­тям; учить детей правильно произносить гласные звуки, наблю­дать за слогообразующей и смыслоразличительной ролью глас­ных звуков.

1. Урок целесообразно начать с рассматривания учебника и объяснения системы его организации.

2. Повторение гласных звуков.

3. Отличительные признаки гласных звуков.

4. Условное обозначение гласного звука (красный треугольник).

5. Четкое повторение гласных звуков за учителем.

6. Самостоятельное называние гласных звуков с использова­нием таблицы. Упражнение направлено одновременно на раз­витие внимания и логического мышления. Дети самостоятель­но или с помощью учителя должны выявить буквенную после­довательность и назвать звук вместо знака.

7. Определение роли гласных звуков в русском языке.

8. Чтение слогов, слов различной слоговой структуры. Сло­ва, состоящие из четырех слогов, для облегчения прочтения и правильного произношения разбиты на слоги.

9. Гласные буквы. Их количество в русском языке.

10. Сравнение гласных и йотированных гласных звуков: изо­лированно, в слогах, словах при повторении и чтении.

11. Определение слов с заданным гласным звуком.

12. Выразительное чтение стихотворений и диалогов. Расширить задания урока учитель-логопед может за счет:

— организации лингвистических наблюдений за произно­шением гласных звуков и игровых приемов типа: «Кто быстрее назовет все буквы для обозначения гласных звуков?»;

— записывания слов и предложений, подчеркивания глас­ных.

Итог урока:

Как отличить гласный звук от согласного?

— Какие признаки гласных вы можете назвать?

МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (4 ЧАСА)

Уроки 2-5

Цель: закрепить знания детей об особенностях мягких со­гласных звуков; показать смыслоразличительную функцию со­гласных в слове; развивать навыки различения мягких соглас­ных звуков в слове, обозначать их буквами.

1. Называние картинок.

2. Определение первого звука в словах.

3. Моделирование проблемной ситуации: «Все названные звуки разные, но чем они похожи?».

Во-первых, все названные звуки — согласные. Во-вторых, все они мягкие. Следует обратить внимание детей на обозначе­ние мягкого согласного (зеленый квадрат).

4. Произношение мягких согласных звуков. Буквенное обо­значение мягкости согласных.

5. Отработка навыка произношения и чтения мягких соглас­ных в слогах.

6. Мягкий знак и гласные Я, Ё, Ю, Е, И. Особый звук И и схема образования йотированных гласных. Воспроизведение слогов с мягкими согласными звуками, воспринятых на слух; чтение звуковых схем.

7. Чтение слов, систематизированных по слоговой структуре и содержащих мягкие согласные звуки.

Расширить содержание задания учитель-логопед может, предложив учащимся самостоятельно подобрать слово к схеме, содержащее один, два, три мягких согласных звука.

8. Закрепление четкого произношения мягких согласных звуков в словосочетаниях.

9. Работа над темпом речи. Проговаривание скороговорки. Обобщение учителя-логопеда:

— Все звуки в словах надо произносить ясно, четко — тогда речь будет понятна окружающим людям.

10. Упражнение на словообразование, составление предло­жений.

11. Сравнение схем слов (везение — вязание). Задания на звуковой анализ.

12. Определение общего мягкого звука в словах.

13. Чтение слов, систематизированных по наличию опреде­ленного мягкого звука.

14.Словарная работа: подбор антонимов к данным словам, согласование существительных с прилагательными по образцу. Лексика задания подобрана с учетом тематики уроков: «Мяг­кие согласные звуки».

15. Чтение текста, насыщенного мягкими звуками.

16. Отработка произношения мягких звуков в текстах: реп­родуктивные задания (чтение текстов, пословиц); задания про­дуктивного характера (дополнение предложений, пересказ, близкий к тексту, с опорой на готовую модель, составление рас­сказа с опорой на сюжетную картинку).

17. Работа с текстом. Смыслоразличительная функция уда­рения. Учитель-логопед может предложить детям выписать сло­ва: стрелки — стрелки, гвоздикигвоздики; определить удар­ные слоги; составить звуковые схемы слов.

Задания уроков, объединенных данной тематикой, могут быть расширены за счет упражнений типа:

— запись слов и подчеркивание букв, обозначающих мяг­кие согласные звуки;

— обсуждение вопроса: «Чего меньше в русском языке: согласных звуков или букв для обозначения согласных звуков?».

Итог уроков:

Как различить мягкие согласные звуки в слове?

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ТВЕРДЫХ И МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ (4 ЧАСА)

Уроки 6-9

Цель: развивать умение различать и четко произносить мяг­кие и твердые звуки; обобщить знания учащихся об обозначе­нии мягкости и твердости согласных.

1. Наблюдение за произношением парных твердых и мягких согласных звуков в словах. Называние слов по звукам. Ответ на вопрос:

— Чем отличаются первые звуки в словах: павлин — петух; бык — белка;тыква — тигр?

2. Чтение слогов с оппозиционными согласными по мягко­сти — твердости.

3. Чтение слов с четким произношением оппозиционных со­гласных по мягкости — твердости.

4. Наблюдение за смыслоразличительной функцией соглас­ных звуков в слове. Анализ слов типа: воз — вез; рад — ряд. Сопоставление пар слов по смыслу, звучанию, написанию. Про­изношение звуков, которыми различаются слова.

5. Способы обозначения твердых и мягких согласных на пись­ме. Определение роли мягкого знака в словах.

6. Чтение словосочетаний с мягкими и твердыми согласными.

7. Методика «слова с окнами»: вставить пропущенные бук­вы; обосновать выбор вписываемой буквы.

8. Сравнение слов пенки — пеньки по произношению, напи­санию, звуковой структуре. Определение ударного слога.

9. Чтение «звуковых схем». Определение схем слов, в конце которых пишется мягкий знак. Подбор слов к схемам.

10. Темпо-ритмические упражнения (Произнеси медленно; произнеси быстро).

11. Упражнения, направленные на развитие когнитивных процессов (памяти, внимания, операций мышления) типа: «Рассмотри картинки, найди отличия, посчитай количество предметов» и т.д.

12. Выразительное чтение и отгадывание загадки. Объясне­ние отгадки.

13. Работа с текстами. Выполнение послетекстовых заданий: произношение слов с мягкими согласными звуками; выбор слов с заданными твердыми и мягкими звуками.

14. Выразительное чтение стихотворений.

15. Четкое произношение и сравнение словоформ типа: учитучить; носит — носить и т.д.

16. Выразительное чтение поговорки. Обсуждение ее смысла.

17. Работа над силой голоса.

18. Выразительное чтение рассказа В. Голявкина «Стук». Обратить внимание на четкое, ритмичное и громкое произно­шение звукоподражаний, которыми насыщен текст. Обсудить, какие действия могут сопровождать следующие звукосочета­ния: бум, бам, бим, тик, ух, трах и т.д.

Целесообразно расширить содержание заданий данной темы за счет звуко-буквенного разбора слов с парными твердыми и мягкими согласными.

Итог уроков:

Чем различаются твердые и мягкие согласные звуки?

— Почему некоторые согласные звуки называются пар­ными?

— По каким признакам на письме можно определить мяг­кость или твердость согласных?

— Перечислите гласные, которые пишутся после мягких (твердых) согласных.

ЗВУК И (2 ЧАСА)

Уроки 10-11

Цель: совершенствование произношения звука И в положе­нии после гласных и разделительного мягкого знака. Обобще­ние знаний об обозначении звука И на письме различными ва­риантами.

1. Определение места звука И в словах.

2. Четкое повторение слогов со звуком И.

3. Чтение слов различной слоговой структуры со звуком И. Четкое произношение звука в разном положении в слове (в на­чале, в середине, в конце).

4. Составление словосочетаний с притяжательными место­имениями (моя юла; твой ящик).

5. Произнесение слов со звуком И. Разъяснение значений слов: рояль (струнный, клавишный инструмент, разновидность фортепьяно); баян (духовой музыкальный инструмент, усовер­шенствованный вид гармони); флейта (старинный духовой ин­струмент). Обобщение: это музыкальные инструменты. Звуко-буквенный анализ слова флейта. Составление предложений с данными словами.

6. Составление слов из слогов, данных вразброс.

7. Чтение словосочетаний, включающих слова со звуком И в различных положениях.

8. Работа над темпом речи.

9. Сопоставление однокоренных слов типа: хозяйка — хозяй­скаяхозяйничать. Обсуждение с детьми вопроса: «По како­му признаку слова распределяются по столбцам; какие из слов называют предметы, какие — признаки предметов, а какие — действия?». Подбор слов по одному из выявленных признаков.

10. Название цветов радуги с четким произношением звука И в конце слова.

11. Работа со словами, обозначающими некоторые цвета и оттенки,

12. Уточнение значения словосочетаний типа красная кни­га; розовые очки.

13. Чтение слов с четким произношением звука И.

14. Составление словосочетаний.

15. Изменение глаголов по лицам (действует говорящий: даю, пою, мою; обращение к собеседнику: даешь, поешь, моешь; дей­ствует тот, кому говорят: даете, пьете, моете).

16. Обозначение признака предмета (кофе — магазин... (ка­кой?) — кофейный).

17. Работа со словосочетаниями.

18. Четкое произношение пословиц. Объяснение их смысла.

19. Четкое произношение названий цветов (лилия, бегония, настурция, фуксия). Обобщение.

20. Заучивание стихотворения. Сопоставление форм слов: попугай -— попугаи.

21. Выразительное чтение стихотворений.

22. Составление рассказа по серии картинок.

23. Сравнение произношения слогов трех типов: твСГ — мСГ — мСЙГ.

24. Называние картинок. Четкое произношение звука И пос­ле разделительного мягкого знака.

25. Значение разделительного мягкого знака. Правописание разделительного мягкого знака.

26. Четкое произношение звука И после мягкого знака в сло­вах разной слоговой структуры.

27. Сравнение словоформ типа семья — семьи.

28. Работа над произношением звука И в словосочетаниях.

29. Изменение глаголов по лицам и числам (бью — бьет — бьют).

30. Составление слов с разделительным мягким знаком. Чет­кое их произношение.

31. Словоизменение (гордость — гордостью).

32. Работа над произношением звука И в предложениях.

33. Сопоставление слов типа солю — солью. Различение слов на слух. Наблюдение за смыслоразличительной ролью мягкого знака в словах. Обсуждение вопроса, одинаково ли количество звуков и букв в каждом из слов.

34. Работа над произношением притяжательных прилага­тельных.

35. Четкое и правильное произношение звука И в текстах.

36. Работа над темпом речи.

37. Решение ребуса. (Ответ: «Семья».)

38. Работа с текстом: чтение, заглавие, окончание.

Итог уроков:

Что вы узнали о звуке И?

— Какую роль выполняет в слове разделительный мягкий знак?

 

ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ГЛУХИХ И ЗВОНКИХ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ (ЗВУК И БУКВА Ш, ЗВУК И БУКВАХ) (1 ЧАС)

Урок 14

Цель: провести наблюдение над особенностями произноше­ния звука Щ; учить правильно произносить Щ в слогах, словах, предложениях.

1. Характеристика звука Щ.

2. Восприятие на слух, повторение и чтение слогов различ­ного звукового наполнения, насыщенных звуком Щ.

3. Определение места звука Щ в словах.

4. Чтение слов различной слоговой структуры, в которых звук ТТТ стоит в разной позиции (в начале, середине, конце слова).

5. «Цепочки слов» — упражнение для отработки четкости произношения звука Щ в словах.

6. Упражнения на словообразование (суффиксальный способ: глаз + ищи = глазищи).

1. Работа с однокоренными словами. Называние общей час­ти слов.

8. Четкое произношение звука Щ в предложениях.

9. Составление словосочетаний из предложенных слов.

10. Образование простой формы сравнительной степени имен прилагательных по речевому образцу: более толстый — толще.

11. Работа над произношением звука Щ в текстах «Почему ящерица теряет свой хвост», «Рыбьи врачи», «Друзья рыб».

Итог урока:

Что вы знаете о звуке Щ?

— Чему вы научились на этом уроке?

 

ЗВУКИ БУКВА Ц (1 ЧАС)

Урок 15

Цель: провести наблюдение над особенностями произноше­ния звука Ц; учить правильно произносить слоги, слова и пред­ложения со звуком Ц.

1. Доступная детям характеристика звука Ц.

2. Восприятие на слух, повторение и чтение слогов различ­ного звукового наполнения со звуком Ц.

3. Называние предметных картинок с последующим опреде­лением места звука Ц в словах.

4. Чтение слов различной слоговой структуры, в которых звук Ц стоит в начале, середине и конце слова (цена, лицо, огу­рец).

5. «Цепочки слов» — упражнение для четкости произноше­ния звука Ц в словах. В основу объединения слов в цепочку из трех звеньев положен принцип слоговой структуры слов и поло­жения звука Ц в слове (в начале или конце).

6. Упражнения на словообразование.

7. Составление словосочетаний из предложенных слов.

8. Работа с однокоренными словами. Называние общей час­ти слов (цвет, цветник, цветы, зацветает, цветовод, цветоч­ница).

9. Четкое произношение звука Ц в словосочетаниях.

10. Конкурс: «Кто быстрее и правильнее проговорит скоро­говорку?». Ответы на вопросы:

— Какое насекомое называют «цокотухой»?

— Знаете ли вы стихотворение К. Чуковского «Муха-Цоко­туха»? Материал задания можно расширить за счет выразитель­ного чтения или чтения по ролям этого стихотворения.

11. Орфоэпическое произношение предлогов со словами.

12. Работа над произношением звука Ц в предложениях.

13. «Кто где живет?» — упражнение на расширение словар­ного запаса, построение связного высказывания. Четкое произ­ношение звука Ц в именах существительных, обозначающих жителей стран. (Кто живет во Франции? — Во Франции живут французы.)

14. Коммуникативные практикумы:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 667; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.141.202 (0.131 с.)