Тема 4 – Нетрадиционные методы финансирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4 – Нетрадиционные методы финансирования



4.1. Встречные сделки

4.2. Франчайзинг

4.3. Факторинговые операции

4.4. Форфейтинговые операции

Встречные сделки

Встречная торговля – внешнеторговые операции, при совершении которых в документах фиксируются твердые обязательства экспортеров и импортеров произвести полный или частично сбалансированный обмен товарами.

Для снижения риска неоплаты поставленных товаров экспортеры ищут новые формы оплаты товара. Все чаще условием купли экспортных товаров становится импорт изделий из страны покупателя. Таким образом, импортер получает необходимую для оплаты экспортного товара иностранную валюту в виде выручки от собственного экспорта. Этот вид сделок известен под названием "Counter Trade" – встречная торговля.

На долю встречной торговли приходится в настоящее время от 25 до 30% объема международных торговых операций. В таких операциях закупки товара связываются с обязательствами по приему, а продажи – с обязательствами по поставке товаров. Оплата при этом нередко заменяется полностью или частично трансфертом товаров и услуг. Экспертами ООН выделяются три основные вида международных встречных сделок:

- бартерные сделки;

- торговые компенсационные сделки;

- промышленные компенсационные сделки.

В случае бартерной сделки экспортер и импортер заключают один договор о прямом обмене товарами, без оплаты товара деньгами.

Бартерные сделки были широко распространены в мировой торговле после второй мировой войны, когда европейские страны испытывали недостаток валютных средств для оплаты импорта. По мере восстановления нормальных валютно-финансовых отношений в послевоенной Европе и выхода ее экономики из кризиса бартерные сделки становились все более редкими. Однако в условиях обострения нефтяного кризиса в середине 70-х гг. бартерные сделки типа "сырье - сырье" или "сырье - готовые изделия" стали использоваться как средство гарантии поставок сырья из развивающихся стран в развитые.

По принципу компенсации можно выделить три вида международных встречных сделок:

1) Товарообменные и компенсационные сделки на безвалютной основе.

2) Компенсационные сделки на коммерческой основе.

3) Компенсационные сделки на основе соглашений о производственном сотрудничестве.

Товарообменные и компенсационные сделки на безвалютной основе (product exchange agreements) предполагают оплату поставок в товарной форме, когда продажа одного или нескольких товаров одновременно увязывается с покупкой другого товара, и расчеты в иностранной валюте не производятся.

В зависимости от характера поставок и сроков действия различают соглашения с единовременной поставкой и соглашения с длительными сроками поставок.

Соглашения с единовременной поставкой бывают двух типов: бартерные и с прямой компенсацией.

Товарообменные сделки с длительными сроками исполнения заключаются на безвалютной основе на фирменном уровне и получили название общих (глобальных) соглашений (global agreements, global countertrade agreements). Такие сделки заключаются обычно крупными ТНК, с одной стороны, и государственными организациями, министерствами, внешнеторговыми организациями зарубежных стран, имеющими право выхода на внешние рынки, — с другой.

Глобальные соглашения могут принимать форму базовых соглашений или соглашений о товарообмене на основе писем-обязательств.

Базовые соглашения (framework agreements) используются крупными ТНК. Во избежание множества отдельных сделок встречной закупки, осуществляемых различными подразделениями, ТНК заключает базовое соглашение с какой-либо одной организацией в стране импортера, которое позволяет ей сгруппировать все встречные закупки ТНК в данной стране. Это дает возможность ТНК производить такие закупки в централизованном порядке на протяжении более или менее длительного периода (от одного года до 5 лет) с использованием специально разработанного банковского механизма, осуществляющего безвалютные расчеты по взаимным обязательствам.

Соглашения о товарообмене на основе писем-обязательств (product exchange agreements based on letter of intent) предполагают обмен списками (перечнями) экспортных и импортных товаров, в обмене которыми на протяжении определенного периода времени (3 — 5 лет) партнеры выражают свою взаимную заинтересованность.

Протоколы о товарообмене служат для подписавших их сторон основой для достижения сбалансированного уровня взаимного товарообмена в течение определенного установленного периода, предусматривая между тем последовательное расширение ассортимента продаж и закупок.

Компенсационные сделки на коммерческой основе (commercial compensation, compensation transactions) представляют собой сделки, в которых поставка (delivery) и соответствующая встречная поставка (counterdelivery) товаров осуществляются в течение установленного срока (периода) на основе либо одного контракта купли-продажи, либо на основе контракта купли-продажи и прилагаемых к нему соглашений о встречных закупках или авансовых закупках.

Такие сделки имеют согласованный механизм финансовых расчетов, предполагающий наличие товарных и финансовых потоков в каждом направлении. При этом финансовые расчеты между участниками сделок могут осуществляться как путем перевода иностранной валюты, так и путем урегулирования взаимных клиринговых претензий (clearing claims). На практике основным стимулом заключения большинства компенсационных соглашений является стремление избежать перевода иностранной валюты. Для этого используется клиринговая форма расчета, при которой после отправки товара экспортером его платежные требования (claim for payment) вносятся на клиринговый счет в стране импортера, а затем удовлетворяются посредством соответствующей встречной поставки.

Компенсационные сделки на коммерческой основе обычно бывают кратко- или среднесрочными (short and medium term linked transactions) и подразделяются на три вида:

- краткосрочные компенсационные сделки;

- встречные закупки;

- авансовые закупки.

Каждый конкретный вид сделки основан на конкретной договорной форме.

Краткосрочные компенсационные сделки (short — term commercial compensation-transactions) делятся на сделки с частичной компенсацией; сделки с полной компенсацией; трехсторонние компенсационные сделки.

Сделка с частичной компенсацией (partial compensation) предполагает, что определенная и согласованная доля экспорта должна компенсироваться закупкой товаров в стране импорта, а остаток оплачиваться наличными средствами.

Сделка с полной компенсацией (full compensation) предполагает согласование компенсационной закупки, равной или превышающей по стоимости поставки экспортера.

Трехсторонняя компенсационная сделка (triangular compensation) предполагает участие в ней посредника и третьей стороны. Встречная поставка (counterdelivery) в этом случае осуществляется в третью страну, а экспортеру платит получатель товара (recipient of the goods), причем, если это предусмотрено в соглашении, в конвертируемой валюте. При трехсторонней компенсационной сделке соответствующие платежные операции обычно осуществляются методом перевода платежей с участием посредника, который имеет необходимые деловые контакты и опыт. Определяющим условием таких сделок является возможность посредника использовать клиринговые платежи и кредиты для собственных закупок в третьих странах или возможность продать клиринговые валюты.

Сделки на основе соглашений о встречных закупках (counterpurchase contracts, transactions based on counterpurchase agreements).

Можно выделить два типа сделок о встречных закупках: параллельная сделка и джентльменское соглашение.

Параллельная сделка (paralleled deal) предполагает подписание двух раздельных контрактов: одного — на первоначальный экспорт и второго — на встречную закупку.

Джентльменское соглашение (gentlemens agreement, offset) не содержит имеющего законную силу обязательства экспортера в отношении встречной закупки, хотя предполагается, что он согласен закупить товары у импортера в неустановленном количестве. Такого рода сделки встречаются на практике между фирмами развитых стран. Они связаны обычно с правительственными программами закупок военной техники, самолетов, оборудования для атомных станций.

Сделки с передачей финансовых обязательств (switch transactions) предполагают передачу экспортером своих обязательств по встречной закупке третьей стороне, обычно крупной торговой фирме. Они избавляют экспортеров от реализации товаров по встречной закупке, если те в них не нуждаются. Такие сделки используются также в целях сбалансирования торговли между двумя странами, имеющими двусторонние клиринговые соглашения.

Досрочные авансовые закупки (advance purchase), именуемые также «предварительная компенсация» (pre-compensation), «связанные предварительные закупки» (linked anticipatory purchases), или сделки «ЮНКТИМ» (junktim) представляют собой параллельную встречную сделку, но в обратном порядке. Экспортер обязуется приобрести товары у фирмы-импортера в обмен на ее обязательство закупить впоследствии эквивалентный объем товаров экспортера.

Компенсационные сделки на основе соглашений о производственном сотрудничестве (compensation agreements (transactions) of the buy-back type, industrial compensation) предполагают, что поставки промышленного оборудования будут оплачиваться встречными поставками товаров (counterdeliveries), производимых с помощью закупленного оборудования (resultant products).

Такие сделки можно подразделить на крупномасштабные долгосрочные компенсационные соглашения с обратной закупкой; сделки «о разделе продукции»; сделки «развитие — импорт».

Крупномасштабные долгосрочные компенсационные соглашения с обратной закупкой товаров (large-scale and long-term compensation agreements of the product buy-back type) предусматривают поставки на основе соглашений о производственном сотрудничестве с предоставлением долгосрочных займов и кредитов комплектного оборудования производственных комплексов, промышленного оборудования, технологических установок с оплатой путем последующих компенсационных встречных поставок (counterdeliveries) или обратных закупок конечной или связанной продукции (buy-back of resultant or related products), сырья, материалов, готовой продукции или других товаров, производимых на построенном и введенном в эксплуатацию предприятии.

Можно выделить два типа крупномасштабных долгосрочных компенсационных соглашений в зависимости от уровня и размеров компенсационных поставок: а) соглашения, в которых обязательства по компенсационным закупкам выше стоимости поставляемого оборудования; б) соглашения, в которых обязательства по компенсационным закупкам равны или ниже стоимости поставляемого оборудования.

Соглашения, в которых обязательства по компенсационным закупкам выше стоимости поставляемого оборудования, имеют следующие характерные особенности:

заключение минимум трех групп взаимосвязанных контрактов: на поставку оборудования и предоставление связанных с ним технических услуг; на поставку конечной продукции на основе долгосрочных контрактов; банковское соглашение (или несколько соглашений), на основе которого (которых) предоставляются займы на финансирование поставок оборудования и технологии;

предоставление правительственных кредитов в рамках межгосударственного кредитования, а также коммерческих банковских кредитов.

Соглашения, в которых обязательства по компенсационным закупкам равны или ниже стоимости поставляемого оборудования, имеют специфические особенности в зависимости от отраслей промышленности, к которым они относятся. Так, в отраслях добывающей промышленности и выпускающих промежуточную продукцию, таких, как лесная и целлюлозно-бумажная, черная и цветная металлургия, производство химикатов, можно выделить следующие особенности компенсационных соглашений: большая часть кредитов предоставляется на закупку оборудования комплектных предприятий, поставку соответствующих технических услуг и строительство объектов инфраструктуры. При поставках производственных комплексов типичны следующие условия финансирования: а) 15 — 20% приходится на первоначальные платежи, в том числе 5% — при подписании контракта, 5% — при поставке оборудования, 5% — по окончании монтажа и пуска предприятия в эксплуатацию. Оставшиеся 80 — 85% выплачиваются в течение 5—10 лет, причем первый платеж производится через 6 месяцев после приемки готового предприятия.

Сделки о «разделе продукции» («production sharing») заключаются на основе соглашений о строительстве промышленных объектов преимущественно «под ключ». Эти сделки предусматривают оплату строительства предприятия поставками производимой на нем продукции в установленной заранее пропорции ко всей выпускаемой продукции. Эта доля обычно составляет от 20 до 40%.

Сделки о «разделе продукции» стали наиболее распространенной формой сделок на встречные поставки сырья, добываемого на предприятиях, построенных в развивающихся странах на основе соглашений о сотрудничестве в строительстве промышленных объектов по разработке природных ресурсов этих стран. Такого рода соглашения заключаются преимущественно между государственными органами и организациями развивающихся стран, с одной стороны, и иностранной фирмой или объединением фирм — с другой.

Сделки «развитие — импорт». Это третья категория компенсационных сделок, основанных на соглашениях о производственном сотрудничестве в области строительства предприятий в основном обрабатывающих отраслей промышленности или о поставках комплектного оборудования для таких предприятий на основе долгосрочного кредитования. Осуществление сделок «развитие-импорт» (иначе — проекты развития для импорта) предполагает, что встречные поставки продукции с построенных и введенных в эксплуатацию предприятий будут покрывать затраты иностранной фирмы-поставщика комплектного оборудования, предоставляемых ею строительных услуг и необходимых кредитов.

Франчайзинг

Франчайзинг (англ. – franchise – привилегия, право) – система передачи или продажи лицензий на технологию и товарный знак.

Международная ассоциация франчайзинга IFA (International Franchise Association) определяет франчайзинг как продолжающиеся отношения, при которых франчайзер передает исключительные права, основанные на лицензионном соглашении, заниматься предпринимательской деятельностью с одновременной помощью в обучении, маркетинге, управлении в обмен на финансовую компенсацию от франчайзиата.

Сущность франчайзинга заключается в том, что фирма-франчайзер, имеющая высокий имидж на рынке, передает на определенных условиях не известной потребителям фирме-франчайзиату право, или лицензию, на деятельность по своей технологии и под своим товарным знаком и получает за это определенную компенсацию (доход).

Таким образом, происходит предоставление крупной "материнской" компанией какой-либо фирме лицензии на производство товаров и другие виды деятельности под фирменной маркой этой компании, на определенной территории на определенное время.

Основной принцип франчайзинга – сочетание ноу-хау франчайзера с капиталом франчайзиата. Франчайзиат выполняет две функции: поставку капитала для создания торгового предприятия и руководство собственным торговым предприятием.

Франчайзинг – это парный бизнес. С одной стороны в него включена хорошо развитая фирма, с другой – гражданин, мелкий предприниматель, маленькая фирма. Обе стороны связаны договором франчайза.

Преимущества франчайзинга состоят в следующем:

для франчайзера:

- увеличение числа торговых предприятий при минимальных капиталовложениях, поскольку франчайзиат тоже вкладывает свою долю в бизнес;

- увеличение доходов за счет усилий франчайзиата как собственника предприятия;

- снижение уровня издержек производства и обращения на единицу товарооборота, так как франчайзиат сам покрывает все расходы по содержанию своего предприятия;

- расширение сети распределения своего товара или услуг за счет привязки к франчайзеру, поскольку франчайзиат обязан покупать необходимое оборудование у франчайзера или через него;

для франчайзиата:

- возможность организации самостоятельного бизнеса;

- ведение бизнеса под признанным товарным знаком;

- использование ранее испытанных форм предпринимательства;

- совместная реклама;

- обучение и помощь со стороны франчайзера;

- приобретение многих видов лицензионного бизнеса по относительно низким ценам;

- финансирование части капиталовложений и извлечение из этого прибыли.

Недостатки франчайзинга состоят в следующем:

для франчайзера:

- сложность контроля за деятельностью франчайзиата;

- возможность потерять свое доброе имя и репутацию из-за плохой работы франчайзиата;

- опасность получения неправдивой информации и бухгалтерской отчетности от франчайзиата;

- возможность возникновения противоположных целей с франчайзиатом, что существенно отражается на бизнесе, поскольку франчайзер не может разорвать договор с франчайзиатом, пока тот не нарушит условий договора;

для франчайзиата:

- контроль со стороны франчайзера может оставить мало возможностей франчайзиату для самовыражения в своем бизнесе;

- опасность потерять свою репутацию из-за плохой работы и потери репутации франчайзера или других франчайзиатов;

- опасность изменения политики франчайзера в худшую для франчайзиата сторону;

- большие затраты на услуги франчайзера.

Франчайзинг пригоден в первую очередь для отраслей, для которых характерна большая доля услуг с персональным обслуживанием, например, общественное питание, гостиничное хозяйство, автоуслуги, бытовое обслуживание, ремонтные услуги.

За рубежом отрасли, в которых преобладают предприятия, работающие по договору франчайза, характеризуются интенсивным вложением капитала.

Традиционный метод финансирования, используемый франчайзиатом, заключается в сочетании их собственных ресурсов и банковских кредитов, а также средств, полученных от залога имущества. Если требуемый капитал намного превышает личные средства граждан, то они смогут стать предпринимателями, только если франчайзер будет участвовать или оказывать помощь в разработке программы по изысканию нетрадиционного финансирования.

Существует много путей нетрадиционного финансирования.

1. Франчайзер покупает земельный участок и перепродает его вкладчикам. Вкладчики осуществляют благоустройство участка в соответствии с условиями и планами франчайзера. Франчайзер берет в аренду обустроенные площадки для своих предприятий торговли, которые он сдает в субаренду франчайзиатам.

2. Создание "компаний по капиталовложениям в малый бизнес". Такие компании дают ссуды малым предприятиям и вкладывают в них капитал в виде акций.

3. Публичные предложения о создании товарищества с ограниченной ответственностью для строительства нескольких торговых предприятий, которые будут сданы в аренду франчайзиатам.

4. Управление недвижимостью и ведение бизнеса, прекращенного франчайзиатом. Основа финансирования – использование недвижимости (здания и земельного участка).

5. Совместная реклама.

6. Начальное и последующее обучение и помощь со стороны франчайзера.

7. Относительно низкая стоимость приобретения многих видов лицензионного бизнеса.

8. Возможность финансировать часть вложений капитала.

Франчайзинг является средством мобилизации капитала. Он привлекает капиталовложения от большого числа инвесторов, стремящихся стать владельцами своего собственного дела, при этом общая сумма капиталовложений намного превышает сумму, которая могла бы быть получена из традиционных источников, из акционерного или привлеченного (заемного) капитала.

Существуют два основных типа франчайзинга:

- товарный;

- бизнес-формат.

Товарный франчайзинг связан с продажей товарных групп франчайзера франчайзиату. При товарном франчайзинге франчайзер уступает франчайзиату право продажи товаров и услуг на строго определенном рынке или определенной территории; франчайзиат обязуется закупать товары исключительно у франчайзера.

Бизнес-формат франчайзинг заключается в предоставлении франчайзиату со стороны франчайзера целого пакета услуг: передача производства, ноу-хау, обучение, как именно делать этот бизнес, накопленный опыт, подтверждение успешных идей, уже реализованных на практике, анализ мест размещений, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменное название, постоянное обслуживание и другие.

В России франчайзинг стал использоваться во второй половине 80-х годов при реализации товаров зарубежных фирм через совместное предпринимательство.

В настоящее время критериям франчайзинга отвечают предприятия быстрого обслуживания "Макдональдс", магазины и автоматы по продаже прохладительных напитков компании "Кока-Кола", станции технического обслуживания автомобилей "Вольво", "Мерседес-Бенц". За ними следуют уступающие по уровню сервиса торговые предприятия и предприятия, являющиеся уполномоченными дилерами и дистрибьюторами своих зарубежных партнеров-поставщиков.

Факторинговые операции

Факторинг (от английского faktor — агент, посредник) — это покупка банком или специализированной факторинговой компанией денежных требований поставщика к покупателю и их инкассация за определенное вознаграждение.

Суть факторинга состоит в том, что факторинговая компания (или фактор-фирма) покупает у своих клиентов их платежные требования к покупателям на условиях немедленной оплаты 80— 90% стоимости отфактурованных поставок и уплаты остальной части, за вычетом комиссионных и процентов за кредит в строго определенные сроки, независимо от поступления выручки от покупателей. Разумеется, поступающий затем платеж от покупателя зачисляется на счет фактор-компании.

При этой операции экспортер немедленно получает наличными от 70% до 90% от номинальной стоимости счетов-фактур. Остальные 10-30% от номинальной стоимости счетов-фактур после вычета процента за кредит и комиссии за услуги зачисляются на блокированный счет экспортера. Таким образом фактор-фирма страхуется от риска неплатежа импортера. Если импортер оплачивает свои обязательства в срок, то факторинговая компания разблокирует счет и возвращает остаток клиенту-экспортеру. С помощью факторинга рефинансируются требования экспортера сроком не более 360 дней.

В соответствии с Конвенцией о международном факторинге, принятой в 1988 г. Международным институтом унификации частного права, операция считается факторингом в том случае, если она удовлетворяет хотя бы двум требованиям из четырех:

1) наличие кредитования в форме предварительной оплаты долговых требований;

2) ведение бухгалтерского учета поставщика, прежде всего, учета реализации;

3) инкассирование его задолженности;

4) страхование поставщика от кредитного риска.

Преимущества, которые получает поставщик благодаря факторингу:

- заблаговременная реализация долговых требований;

- освобождение от риска неплатежа;

- упрощение структуры баланса;

- экономия на бухгалтерских, административных и других расходах.

Данные преимущества способствуют ускорению оборота капитала, снижению издержек обращения, расширению производства и увеличению прибылей.

Отличие факторингового кредитования от коммерческого заключается в следующем. В случае факторинговых операций экспортер получает за проданный товар платеж наличными, а в случае коммерческого кредита – вексель, который затем учитывается в банке, где обслуживается экспортер. Сумма, полученная экспортером при учете векселя, будет меньше, чем при продаже счета-фактуры.

Рисунок 5 - Организация факторинга

Факторинговые операции подразделяются на:

- внутренние, если поставщик, покупатель и фактор-фирма находятся в одной стране, и международные, если какая-то из трех сторон находится в другом государстве;

- открытые, если должник уведомлен об участии в сделке факторинговой компании. При открытом факторинге, покупая требования. фактор-фирма применяет открытую цессию, т.е. сообщает покупателю (импортеру) об уступке требований экспортером, и скрытые (конфеденциальные). При скрытом факторинге покупатель не информируется о продаже обязательств фактор-фирме, не сообщается также никому из контрагентов экспортера о кредитовании его продаж факторной компанией;

- с правом регресса – обратного требования к поставщику вернуть уплаченную сумму, или без права регресса;

- с условием о кредитовании поставщика в форме предварительной оплаты или оплаты требований к определенной дате.

Соглашение о полном обслуживании (открытом факторинге без права регресса) обычно заключается при регулярных и проверенных практикой контактах между поставщиком и факторинговой компанией. Полное обслуживание включает: полную защиту от появления сомнительных долгов и гарантированную оплату платежных документов; управление кредитом; учет реализации; кредитование в форме предварительной оплаты или к определенной дате. Как правило, полное обслуживание осуществляется при условии, что поставщик переуступает факторинговой компании долги всех своих клиентов, без отбора надежных — себе, ненадежных — факторинговой компании.

В случае соглашения о полном обслуживании с правом регресса факторинговая компания не страхует кредитный риск. Его продолжает нести поставщик. Компания имеет право вернуть поставщику долговые требования, не оплаченные клиентами в течение определенного срока. Кроме кредитных и учетно-контрольных операций фактор-компании оказывают юридические, информационные, складские и консультационные услуги. Они располагают богатой информацией о мировых рынках.

Кредитный риск поставщика особенно возрастает при поставках товаров на экспорт. Это связано с гораздо большими трудностями оценки платежеспособности иностранных клиентов, более длительными сроками документо- и товарооборота, а значит, и предоставления коммерческого кредита; политической и экономической нестабильностью страны-импортера. Ко всему этому добавляется валютный риск, связанный с изменением курса национальной валюты по отношению к иностранным.

Поскольку фактор-фирма приобретает требования клиента к покупателям, то одновременно к ней переходят бухгалтерский учет проводимых операций и инкассирование дебиторской задолженности. Фактор-фирма обязана принять соответствующие меры с целью воздействия на неаккуратных плательщиков и по необходимости получить полное или частичное возмещение от банкротств. Этому способствуют опыт, широкие международные связи и сама репутация крупных факторинговых компаний, которые позволяют ускорить платежи при возникновении подобных затруднений.

Для заключения договора о факторинговом обслуживании поставщик должен предоставить банку подробную информацию о следующих платежных документах:

- наименовании и адресе каждого плательщика и условиях расчетов с ним;

- сумме всех предусмотренных долговых требований;

- сумме платежей каждого плательщика;

- условиях платежа для каждого плательщика.

После заключения факторингового соглашения поставщик или банк (если соглашение предусматривает полное обслуживание) извещает всех поставщиков о заключении факторингового договора.

Стоимость факторингового обслуживания высока из-за комплексного характера услуг фактор-фирмы и повышенных рисков в случае безоборотного факторинга. Она складывается из:

- процента за пользование кредитом (выше рыночной ставки по кредитам соответствующей срочности на 2-3 процентных пункта);

- платы за обслуживание (бухгалтерия, инкассирование долга и другие услуги) – взимается как процент от суммы счета-фактуры, обычно в пределах 0,5-3% от суммы переуступленных счетов;

- при безоборотном факторинге – специальной надбавки за риск в размере 0,2-0,5% от суммы кредитования.

Договор о факторинговом обслуживании заключается между поставщиком и факторинговой компанией обычно на срок от одного до четырех лет. Действие договора может быть прекращено по желанию любой из сторон с уведомлением контрагента за определенный в соглашении промежуток времени; по взаимному согласию сторон; ввиду фактической или ожидаемой неплатежеспособности поставщика.

Использование факторинга наиболее эффективно для небольших и средних предприятий, расширяющих объемы продаж или выходящих на новые рынки, а также для вновь создаваемых компаний, испытывающих недостаток денежных средств из-за несвоевременности поступления платежей от дебиторов, наличия чрезмерных запасов, трудностей в организации производственного процесса. Факторинг дает возможность экспортеру ускорить оборот капитала. Часто указанные фирмы имеют неблагоприятную структуру баланса, из-за чего их кредитный статус не позволяет получать доступ к банковскому кредиту. Посредничество фактор-фирм в этом случае позволяет решить проблему краткосрочного кредитования.

Посредничество факторинговой компании позволяет сократить управленческие расходы, повысить эффективность коммерческой работы, поскольку фактор-фирма осуществляет кредитный контроль по сделкам клиента, проводит общий анализ хозяйственной деятельности фирмы, ее сбытовой стратегии, конъюнктуры рынка.

 

Форфейтинговые операции

Форфейтинг кредитование экспортера путем покупки векселей или других долговых требований. Это форма трансформации коммерческого кредита в банковский. Форфейтирование — форма рефинансирования среднесрочных и долгосрочных кредитов.

Термин «форфейтирование» обозначает предоставление определенных прав в обмен на наличный платеж. В банковской практике — это покупка на полный срок на заранее установленных условиях векселей, других долговых и платежных документов. Покупатель этих требований берет на себя коммерческие риски, связанные с неплатежеспособностью импортеров, без права регресса этих документов на прежнего владельца. В отличие от традиционного учета векселей, форфейтирование применяется, как правило, при поставках оборудования на крупные суммы с длительной рассрочкой платежа — от 6 месяцев до 5—7 лет (сверх традиционных 90 или 180 дней) и содержит гарантию или аваль первоклассного банка, необходимые для переучета векселей. Форфейтор приобретает долговые требования за вычетом процентов за весь срок. Тем самым экспортная сделка из кредитной превращается в наличную, что выгодно для экспортера.

Компания, осуществляющая покупку долговых обязательств без регресса на экспортера, носит название форфейтинговой компании, или форфейтора.

Форфейтор берет на себя все виды рисков. Экспортер отвечает за обеспечение правовых аспектов требований, правильное осуществление передачи требований форфейтору.

Обычно форфейтинг применяется при продаже машин и оборудования. Размеры получаемых экспортером сумм превышают размеры обычных коммерческих кредитов, но не достигают масштабов кредитов покупателю, обеспечивающих поставку крупных партий машин и оборудования.

Преимущества, которые форфейтинг дает экспортеру:

- улучшается позиция экспортера по ликвидности, поскольку фирма немедленно получает наличные;

- экспортер освобождается от валютных, кредитных и процентных рисков;

- уменьшаются долгосрочные требования в балансе фирмы, что приводит к росту ее кредитоспособности;

- снимается необходимость контроля за погашением кредита и работа по инкассации платежей;

- форфейтинг не влияет на лимиты экспортера по овердрафту или на другой кредит, предоставляемый банком.

Недостатки форфейтинга:

1. Высокая стоимость: ставка по форфейтированию значительно больше обычных ставок по кредитам, поскольку форфейтор берет на себя все риски. Расходы по форфейтированию включают:

- расходы по получению банковской гарантии или аваля по векселю;

- рисковую премию за политический риск;

- расходы на мобилизацию денежных средств, зависящих от ставок процентов на еврорынке;

- управленческие расходы;

- комиссию форфейтора, составляющую разницу во времени между заключением соглашения и предоставлением документов.

Таким образом, учетная ставка может достигать 10% годовых и выше, в зависимости от странового риска.

2. Трудность поиска для экспортера банка, желающего действовать в качестве форфейтора.

Процедура форфейтинга для экспортера весьма проста. Продажа векселей оформляется передаточной надписью на них и простым документом, содержащим описание их реквизитов и закрепляющим срок поставки и учетный процент. Векселя должны быть с авалем банка страны покупателя, а другие требования – с банковской гарантией. Оперативность форфейтинга выгодно отличает его от других форм экспортного кредитования, характеризующихся теми же сроками и объемами, но предполагающих страхование кредита и подготовку ряда специальных соглашений между всеми участниками операции.

1. При форфейтировании определяется так называемый предварительный период — время от заключения договора о форфейтировании до получения векселей (обычно до 6—12 месяцев).

2. В ставку форфейтирования входят: издержки рефинансирования, страховая премия на предварительный период (до акцепта векселей) и маржа. При наличии риска заемщика берется дополнительная надбавка.

3. Комиссия за обязательство (за готовность предоставить кредит и для покрытия возможных убытков) составляет обычно 1/2% и включается в ставку форфейтирования.

4. Ставка форфейтирования — ставка дисконта, скалькулированная иликак прямой дисконт, или как дисконт, установленный к доходу в процентах годовых.

5. Исходяиз ситуации на рынке и платежеспособности продавца может устанавливаться плавающая процентная ставка с возможностью перехода ее в фиксированную.

6. При крупных операциях может быть образован банковский консорциум, причем банк-глава этого синдиката, несет риск выбора партнеров, т.е. в случае их выхода он берет на себя обязательство по совершению операции.

Схема форфейтинговой операции представлена на рисунке 6.

Рисунок 6 - Схема форфейтинговой операции

 

Продавцом при форфейтинге обычно выступает экспортер, выполнивший свои обязательства по контракту и стремящийся инкассировать расчетные документы импортера с целью получить наличные средства. В качестве покупателя (форфейтора) обычно выступает банк или специализированная компания. Покупатель (банк) берет на себя коммерческие риски, связанные с неплатежеспособностью импортеров без права регресса (оборота) этих документов на экспортера.

Если импортер не является первоклассным заемщиком, пользующимся несомненной репутацией, форфейтор требует по приобретаемым долговым обязательствам безусловную гарантию банка страны импортера. Форфейтор приобретает долговые требования за вычетом процентов за весь срок, на который они выписаны. Тем самым экспортная сделка превращается в наличную.

Форфейтор может хранить купленные документы у себя. В этом случае затраченные им средства рассматриваются как капиталовложения. Но он может продать их другой форфейтинговой фирме также на безоборотной основе. С наступлением срока платежа конечный держатель документов предъявляет их в банк для оплаты.

Для проведения особо крупных сделок форфейторы образуют консорциумы. Форфейтинг как метод трансформации коммерческого кредита в банковский представляет для экспортера ряд преимуществ:

1. Многократно ускоряет поступление средств за экспортируемый товар, а значит, и оборот всего капитала.

2. Освобождает от риска неплатежа, от валютного риска.

3. Упрощает баланс предприятия за счет частичного освобождения от дебиторской задолженн



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.168.56 (0.106 с.)