Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Семантические, морфологические и синтаксические особенности числительныхСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Числительные как часть речи объединяют слова с количественно-числовым значением. Они являются именами чисел (два, десять, сто пять, тысяча, миллион и др.), выражают счет (один, два, три, четыре пять, шесть карандашей) и обозначают количество считаемых предметов (один апельсин, две груши, три яблока). Способность числительных быть именем такой абстрактной сущности, как число, является достаточным семантическим основанием для выделения их в особый класс лексем. Однако неверно думать, что только в этом и состоит своеобразие значения числительных. Числительное нельзя адекватно охарактеризовать, не учитывая его роли в выражении количественных отношений. Совмещение двух семантических компонентов, количественного и числового, является специфической чертой семантики числительных как части речи. Именно этот синкретизм отделяет числительные от существительных, которые тоже могут иметь количественное значение (пара перчаток, тройка лошадей, дюжина салфеток, сотня казаков, пяток яиц, десяток луковиц, медный пятак, новенькая десятка), но при этом не обозначают чисел. Количественно-числовое значение числительных как части речи опирается на их морфологическое оформление. Морфологически числительные последовательно характеризуются падежом. При выражении количественных отношений падеж числительного отличается от падежа существительного своей асемантичностью: он не выражает ни субъекта, ни объекта. Числительные сами по себе, вне сочетания с существительными не бывают ни подлежащим, ни дополнением: Под окном росли две берёзы (подлежащее – две берёзы). Примечание. В случаях типа Двое ушли в лес числительное субстантивируется: оно выражает представление не только о количестве, но и о предмете (двое здесь – это 'два человека'). При обозначении чисел числительное является именем определенного цифрового знака и не сочетается с существительными, падеж числительного при этом функционально не противопоставляется падежу существительных: в структуре предложения он оказывается таким же компонентом, каким бывает падеж существительного. См., например, Четыре больше трех, где четыре – подлежащее, а трех – дополнение. Как видим, там, где числительное семантически отделено от существительного (обозначение числа), грамматически оно ему не противопоставлено. Оно разграничено с существительными именно при выражении количественных отношений. Морфологического числа (кроме слова один, а также существительных в нумеративном употреблении), числительные не имеют. Род в числительных представлен непоследовательно, и также непоследовательно отражается в числительных одушевленность/неодушевленность существительных, с которыми они сочетаются: вижу две сосны/ двух девушек, но вижу пять сосен/ пять девушек. В синтаксическом отношении числительные похожи на местоимения тем, что у них нет собственной функции члена предложения, что делает уязвимой их грамматическую синтаксическую оформленность (числительные как часть речи выделяются не всеми лингвистами, но нормативные грамматики их признают). Синтаксическая оформленность числительных проявляется в способе их грамматической связи с существительными в количественно-субстантивных словосочетаниях. Особенностью этих словосочетаний является то, что в них существительные не могут иметь формы И. и В. падежей (исключение - конструкции со словом один). В синтаксических позициях этих падежей числительное предопределяет форму существительного (Р. п.) или, как принято говорить, управляет существительным: вот три яблока (а не яблоко или яблоки), вижу пять карандашей (а не карандаши). В остальных падежах числительное согласуется с существительным: рассказал о двух встречах. В результате, когда подлежащее или дополнение выражается количественно-субстантивным словосочетанием, падеж числительного вводит (не выражает!) в предложение семантический субъект или семантический объект. Такой синтаксической роли нет ни у падежа существительных, ни у падежа прилагательных. Числительное как часть речи представляет собой непополняемый класс слов, - хотя при этом может быть обозначено любое число, - что связано с особенностями их словообразовательной структуры, с агглютинативным способом их образования. Исходных лексем, посредством которых выражаются числовые значения, немного, и они строго ограничены. Это слова: один (одна, одно), два (две), три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять, одиннадцать, двенадцать тринадцать, четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать девятнадцать, двадцать, тридцать, сорок, пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят, девяносто, сто, двести, триста, четыреста, пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот, тысяча, миллион, миллиард. При этом последние три слова (их на самом деле больше — триллион и т. д.) могут быть и существительными, а слово один имеет и местоименно-адъективное употребление. Числительному как части речи не свойственно сочетаться с прилагательными. Постановка согласуемого определения при количественном слове может быть знаком его субстантивной функции, например, учиться на круглое пять; в дневнике с трудом можно было различить стертое два. В сочетании одна тысяча рублей слово тысяча является существительным (ненормативно говорить *одной тысячью рублями).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 702; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.19.165 (0.008 с.) |