Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура концепции медитативных состояний по Г едун Дандару ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10
1. Опора самапатти (2): 1.1. Тело–опора. 1.2. Ум–опора. 2. Опирающееся — самапатти (2): 2.1. Самапатти дхьяны (2): 2.1.1. Самапатти успокоения, имеющее вид «грубого» (2): 2.1.1.1. Дхьяна самапатти причины (5): 2.1.1.1.1. Самапатти первой дхьяны (2): 2.1.1.1.1.1. Вводное самапатти первой дхьяны (2): 2.1.1.1.1.1.1. Шаматха и випашьяна (4): 2.1.1.1.1.1.1.1. Реализация шаматхи (4): 2.1.1.1.1.1.1.1.1. Место реализации. 2.1.1.1.1.1.1.1.2. Реализующий индивид. 2.1.1.1.1.1.1.1.3. Четыре объекта сосредоточения. Пребывание тела и ума. 2.1.1.1.1.1.1.1.4. Ступени рождения состояний ума (2): 2.1.1.1.1.1.1.1.4.1. Метод «Мадхьянтавибханги». Устранение пяти препятствий посредством восьми элементов–санскар. 2.1.1.1.1.1.1.1.4.2. Метод «Сутраланкары». Реализация девяти ступеней посредством шести сил. Четыре умственных процесса. 1.1.1.1.1.1.1.1. Випашьяна. 1.1.1.1.1.1.1.2. Последовательность обретения шаматхи и випашьяны. 1.1.1.1.1.1.1.3. Слияние шаматхи и випашьяны. 2.1.1.1.1.1.2. Семь умственных процессов. 2.1.1.1.1.1. Базовое самапатти первой дхьяны (3): 2.1.1.1.1.1.1. Чистое базовое самапатти (3): 2.1.1.1.1.1.1.1. Члены первой дхьяны. 2.1.1.1.1.1.1.2. Обычное и редкостное самапатти. 2.1.1.1.1.1.1.3. Четыре вида чистого базового самапатти. 2.1.1.1.1.1.1. Клешное базовое самапатти. Четыре вида этого самапатти. 2.1.1.1.1.1.2. Непорочное базовое самапатти. 1.1.1.1.1. Самапатти второй дхьяны (2): 1.1.1.1.1.1. Вводное самапатти (2): 1.1.1.1.1.1.1. Шаматха. 1.1.1.1.1.1.2. Випашьяна. 1.1.1.1.1.2. Базовое самапатти (3): 1.1.1.1.1.2.1. Чистое. 1.1.1.1.1.2.2. Клешное. 1.1.1.1.1.2.3. Непорочное. 1.1.1.1.2. Самапатти третьей дхьяны (2): 1.1.1.1.2.1. Вводное самапатти (2): 1.1.1.1.2.1.1. Шаматха. 1.1.1.1.2.1.2. Випашьяна. 1.1.1.1.2.2. Базовое самапатти (3): 1.1.1.1.2.2.1. Чистое. 1.1.1.1.2.2.2. Клешное. 1.1.1.1.2.2.3. Непорочное. 1.1.1.1.3. Самапатти четвертой дхьяны (2): 1.1.1.1.3.1. Вводное самапатти (2): 1.1.1.1.3.1.1. Шаматха. 1.1.1.1.3.1.2. Випашьяна. 1.1.1.1.3.2. Базовое самапатти (3): 1.1.1.1.3.2.1. Чистое. 1.1.1.1.3.2.2. Клешное. 2 1.1.1.4.2.3. Непорочное. 1.1.1.1.4. Подразделение самапатти дхьян на три вида с точки зрения функции и т. д. 1.1.1.2. Дхьяна самапатти плода–рождения (2): 1.1.1.2.1. Сущность. 1.1.1.2.2. Подразделения на четыре и двенадцать видов с точки зрения причины и на три вида с точки зрения плода. Пять небес святых. 1.1.2. Самапатти непорочное, имеющее вид истины. Девять видов. 1.2. Самапатти арупы (2): 1.2.1. Самапатти причины (2): 1.2.1.1. Четыре «грубые» представления и четыре объекта самапатти арупы.
1.2.1.2. Сущность и подразделение каждого из четырех самапатти арупы. 1.2.2. Самапатти плода–рождения (2): 1.2.2.1. Сущность. 1.2.2.2. Подразделение на четыре и двенадцать видов с точки зрения причины и на два вида с точки зрения плода.
Тибетско–русский глоссарий
kun dkris — узы. Это отуманенность, сонливость, сожаление, возбужденность, бессовестность, бесстыдство, зависть, жадность. kun ‘gro — вездесущее. kun btags — приобретенное при жизни (неведение и т. д.). kun nas nyong mongs — полностью оскверненное (две первые из четырех истин святого). kun ‘byung gi bden pa — истина возникновения всякого (страдания). Вторая из четырех истин святого. kun slong gi dge ba — благое–побудитель (вид благого). Это те виды сознания и психических элементов, которые служат побудителями явления благих элементов (совести, стыда и т. д.). kun slong gi mi dge ba — неблагое–побудитель (вид неблагого). Это те виды сознания и психических элементов, которые служат побудителями явления неблагих элементов (бессовестности, бесстыдства и Т. Д.). bskal (ра| bzang |ро| — хорошая кальпа (Бхадракальпа). Название данного периода, в течение которого должна явиться тысяча (или тысяча четыре) Будд. khams kyi rab dbve — полное подразделение по дхату. Это мысленное подразделение себя на шесть элементов–дхату (земли, воды, огня, воздуха, пространства, сознания), ослабляющее клешу гордости. khams gsum gyi sa dgu — девять ступеней трех Миров (одна ступень Мира Желаний, четыре дхьяны Мира Форм и четыре арупы Мира Бесформенного). khyad par can — редкостное, особое. khyab pa’i dmigs pa — объекты охвата (один из четырех видов объектов шаматхи). Это объекты созерцания, подразделяемые на четыре группы с разных точек зрения. mkhas pa’i dmigs pa — объект мудреца. Это скандхи, дхату, аятаны, бывающее и не бывающее, а также зависимое возникновение как объекты мудреца, знающего, что помимо скандх нет Я и т. д. ‘khor — спутник, сопутствующий элемент, компонент, составляющий элемент. ‘khor ba — сансара (получение рождения или состояние, связанное с необходимостью получать все новые и новые рождения). go cha sgrub pa — реализация панцыря (название одного из четырех видов реализации в Махаяне).
gong ma’i snyoms ‘jug — самапатти высшего Мира (трансовое состояние, относящееся к Миру Форм или Миру Бесформенного), gong sa — более высокая ступень. goms par byed pa — тренировка, осуществление привыкания, делание привычным. gya nom snang ba — Сударшана (назв. шестнадцатых небес Мира Форм). gyo byed gyi skyon brgyad — восемь недостатков, вызывающих неустойчивость (ума). grub tshad — критерий реализованности, grogs — содействующий фактор. glan te ‘jog pa — исправление и установление (третий из девяти способов пребывания ума при реализации шаматхи). dga’ Idan — Тушита (назв. четвертых небес Мира Желаний), dga’ ba — радость (член созерцания). Это приятные ощущения, которые возникают при некотором успокоении ума в результате сосредоточения и охватывают в основном ум. dga’ ba sdud pa’i yid byed — умственный процесс собирания радостного. Это четвертый из семи умственных процессов вводного самапатти, устраняет три вида средней явной жажды желающей, относящейся к более низкому уровню, dgag ра — отрицание. dgag bya — объект отрицания. То, что отрицается в отношении чего- то. dgag gzhi — основа отрицания. То, в отношении чего отрицается нечто. dge rgyas — Шубхакритсна (назв. девятых небес Мира Форм), dge chung — Паритташубха (назв. седьмых небес Мира Форм), dge ba — благое. Это то, что может породить хорошее в качестве своего кармического плода. dge [ba’i] rtsa [ba] — корень добра. Это благое деяние или оставленный им в сознании отпечаток, способный породить хорошее. dgongs pa nges par ‘grel ba — «Истинное объяснение мысли» («Сандхинирмочана», Сутра). dgos pa yongs su grub pa — полностью реализованное необходимое. Это объекты созерцания, которые уже реализованы благодаря практике созерцания. ‘gog [pa’i] snyoms [‘jug] — самапатти прекращенности. Это самапатти, в котором непосредственно постигается истинная сущность вещей — татхата, что делает возможным реализацию прекращенности. rgod pa — возбужденность. Это неуспокоенность ума, связанная со страстью и ориентацией на приятное (одна из двух главных помех реализации шаматхи). rgod phra — тонкая возбужденность (вызывает мелькание в уме мыслей о приятном при наличии объекта созерцания). rgod rags — грубая возбужденность (вызывает появление в уме привлекательных образов вместо объекта созерцания). rgyan gnyis — два украшения. Это «Абхисамаяланкара» и «Сутраланкара» Майтреи. rgyu snyoms ‘jug gi bsam gtan — дхьяна самапатти причины. Это самапатти дхьяны, реализация которого служит специфической причиной рождения на небесах Мира Форм. rgyu snyoms ‘jug gi gzugs med — арупа самапатти причины. Это самапатти арупы, реализация которого служит специфической причиной рождения на небесах Мира Бесформенного. rgyu inthun gyi ‘bras bu — плод, соответствующий причине. Это плод, сходный по роду со своей причиной. rgyud Ыа та — « Высшая традиция (Махаяны)» («Уттаратантра» Майтреи). rgyun du ‘jog pa — установление в (виде) потока. Это второй из девяти способов «пребывания ума» во время занятий практикой шаматхи. rgyu’i snyoms ‘jug — самапатти причины. Это самапатти, реализация которого служит причиной рождения на небесах высших Миров (Мира Форм и Мира Бесформенного). sgom ра — созерцание. Это процесс удерживания ума на установленном путем изучения и обдумывания смысла, при котором происходит отвлечение ума от внешнего, погружение вовнутрь и сосредоточение только на этом смысле, делающее возможным более глубокое ознакомление с ним и привыкание к нему.
sgom lam — Путь Созерцания. Название четвертого из пяти Путей — стадий пути, ведущего к Просветлению. sgrib ра — «покров». Это то, что служит главной преградой при продвижении по пяти Путям совершенствования и ступеням святости или при обретении самапатти прекращенности–ниродхи. sgrub ра — реализация. В Махаяне это — ведание существа, которое ради обретения Просветления Будды занимается практикой пути, опираясь на бодхичитту. В логике — «утверждение» (как противоположность отрицания). sgro ‘dogs — приписывание. Это признание несуществующего существующим, не являющегося чем–то являющимся им. bsgrims te ‘jug pa’i yid byed — умственный процесс вхождения с напряжением. Это первый из четырех умственных процессов, имеющих место при реализации девяти состояний ума во время занятий практикой шаматхи. nga rgyal shar che ba’i snyoms ‘jug nyon mongs can — клешное (базовое) самапатти с преобладанием гордости. Это нейтральный сосредоточенный ум, сопровождаемый гордостью (один из четырех видов клешного базового самапатти). nges ‘byung sgrub pa — реализация истинного выхода (из сансары). Название одного из четырех видов реализации в Махаяне. ngo bo — сущность. ngo bo nyid kyi dge ba — благое–сущность (вид благого). Это благие элементы — совесть, стыд и т. д. ngo bo nyid kyi mi dge ba — неблагое–сущность (вид неблагого). Это неблагие элементы — бессовестность, бесстыдство и т. д. dngos po’i mtha’ — предел вещи. Название объектов созерцания, относящихся с категории вещей, т. е. все относительное и абсолютное (один из четырех видов объектов охвата). dngos gzhi — базовое самапатти. Это самапатти, характеризующееся реализованностью непривязанности к явной жажде желающей, относящейся к более низкому уровню. dngos gzhi nyon mongs can — клешное базовое самапатти. Это сосредоточенный нейтральный ум, который является субстанциональным потоком чистого базового самапатти, соответствующего элементу регресса. dngos gzhi dag pa ba — чистое базовое самапатти. Это базовое самапатти, характеризующееся очищенностью от уз (kun dkris) своей ступени. dngos gzhi dag pa ba khyad par can — редкостное чистое базовое самапатти. Это чистое базовое самапатти первой дхьяны, характеризующееся отсутствием витарки — члена пользы. dngos gzhi dag pa ba khyad par cha mthun — чистое базовое самапатти, соответствующее элементу отличия. Один из четырех видов чистого базового самапатти, выделяемых с точки зрения функции. Вызывает появление чистого базового самапатти более высокой ступени сразу же после своего прекращения.
dngos gzhi dag pa ba nges ‘byed cha mthun — чистое базовое самапатти, соотвествующее элементу (истинного) раскрытия истинного. Один из четырех видов чистого базового самапатти, выделяемых с точки зрения функции. Вызывает появление непорочного базового самапатти сразу же после своего прекращения. dngos gzhi dag pa ba nyams cha inthun — чистое базовое самапатти, соответствующее элементу регресса. Один из четырех видов чистого базового самапатти, выделяемых с точки зрения функции. Вызывает появление клешного базового самапатти сразу же после своего прекращения. dngos gzhi dag pa ba gnas cha mthun — чистое базовое самапатти, соответствующее элементу пребывания. Один из четырех видов чистого базового самапатти, выделяемых с точки зрения функции. Вызывает появление другого чистого базового самапатти своей ступени сразу же после своего прекращения. dngos gzhi dag pa ba tsam po ba — обычное чистое базовое самапатти. Это чистое базовое самапатти первой дхьяны, характеризующееся наличием витарки — члена пользы. dngos gzhi zag med — непорочное базовое самапатги. Это имеющееся только у святого базовое самапатти, в котором объектом непосредственного постижения служат «тонкие» и «грубые» виды отсутствия Я или шестнадцати аспектов четырех истин святого. mngon rtogs rgyan — «Украшение полного постижения» («Абхисамаяланкара» Майтреи). mngon ‘dod kyi dad pa — вера признающая (четыре истины святого). mngon pa kun las btus — «Компендиум Абхидхармы» («Абхидхармасамуччая» Асанги). mngon shes — непосредственное познание (абхиджня). Это непосредственное познание специфических объектов в состоянии самапатти дхьяны, благодаря которому могут являть пять (у Будды — шесть) видов сверхъестественных способностей — божественных глаз, ушей и т. д. sngags [kyij theg [pa] — Колесница Заклинаний. Относящийся к Махаяне путь обретения Просветления Будды посредством особых тантрийских методов. sngon gyi gnas rjes dran — воспоминание прежнего пребывания. Это способность вспоминать свои прежние жизни (одна из пяти абхиджня). ci yang med pa’i skye mched — область «Ничего нет». Назв. третьих небес Мира Бесформенного. gcig — тождество. bcud gyi ‘jig rten — мир «сока» (т. е. живых существ). chags bral — непривязанность. Это избавленность от неких клеш или жажды. chad ring ‘jug pa’i yid byed — умственный процесс вхождения с прерыванием. Это название второго из четырех умственных процессов, имеющих место при реализации девяти состояний ума во время занятий практикой шаматхи. chad pa med par ‘jug pa’i yid byed — умственный процесс непрерывного вхождения. Это название третьего из четырех умственных процессов, имеющих место при реализации девяти состояний ума во время занятий практикой шаматхи. chos nyid — истинная природа вещей (дхармата). Это, согласно прасангикам, лишенность истинности наличия. chos chos nyid mam ‘byed — « Анализ дхарм и (их) истинной природы» («Дхармадхарматавибханга» Майтреи). ji snyed pa — относительное.
chos nyid kyi rigs pa — доказательство истинной природы (дхарматы). Устанавливает относительную или абсолютную дхармату (входит в матрику четырех доказательств). ji snyed pa la dmigs pa’i lhag mthong — випашьяна, направленная на относительное. Это випашьяна, имеющая своим объектом относительное, ji lta ba — абсолютное. ji lta ba la dmigs pa’i lhag mthong — випашьяна, направленная на абсолютное. Это випашьяна, имеющая своим объектом абсолютное. ‘jig rten pa’i lam — мирской путь. Это путь обычного, не являющегося святым существа. ‘jigs sred — жажда страшащаяся. Это один из трех видов жажды, желание расстаться со страданием. ‘jug pa’i sgrub pa — реализация вхождения. Назв. одного из четырех видов реализации в Махаяне. ‘jog sgom — созерцание устанавливающее. Это сосредоточение на каком–либо объекте, приводящее к достижению шаматхи. rjes thob ye shes — мудрость послеобретения. Это ум святого в период после выхода из трансового погружения (самахиты). rjes mthun gyi mnyam gzhag — подобие трансового поргружения. Это возникающее при созерцании состояние ума, характеризующееся отсутствием двойственной явленности и неполной непосредственностью постижения абсолютного. rjes mthun gyi zhi gnas — подобие шаматхи. Это самадхи, которое сочетается с обычным блаженством полной очищенности. rjes mthun gyi lhag mthong — подобие випашьяны. Это праджня, которая опирается на шаматху и сочетается с обычным блаженством полной очищенности, обретенным при детальном исследовании объекта. brjed nges — забывчивость. Одно из пяти препятствий обретению самадхи. nyan [thos kyi[theg [pa | — Колесница Слушателей. Это относящийся к Хинаяне путь обретения Просветления Архата — Шравака, освободившегося от сансары. nye [ba’ij nyon |mongs| — второстепенные клеши. Это клеши, вызывающие неуспокоенность потока сознания посредством немногих «дверей». nye bar ‘jog pa — установление близко. Название четвертого из девяти способов «пребывания ума», реализуемых при практике шаматхи. nyer bsdogs — вводное самапатти. Это самапатти, характеризующееся реализацией непривязанности к явной жажде желающей, относящейся к более низкому уровню. nyer bsdogs kyi thog та — начальное вводное самапатти. Это вводное самапатти до реализации семи умственных процессов вводного самапатти. nyer len [gyi rgyu| — субстанциональная причина. Это то, что порождает вещь как субстанцию, относясь к одному с ней субстанциональному потоку (напр., глина — субст. причина глиняного кувшина). nyes ра — препятствие (обретению самадхи). nyon mongs — клеша. Это характеризующийся совершенной неуспокоенностью фактор, вызывающий неуспокоенность потока сознания. nyon [mongs kyi] sgrib |pa| — «покров клеш». Это клеши и сопутствующие им факторы, служащие главным препятствием обретению освобождения от сансары. nyon mongs rnam ‘joms kyi yid byed — умственный процесс полного уничтожения клеш. Имеет место во время пребывания во вводном самапатти. nyon mongs rnam par sbyong ba'i las dang po pa'i yid byed — умственный процесс новичка в полном очищении от клеш. Один из трех видов умственных процессов новичка. nyon mongs rnam sbyong gi dmigs pa — объект полного очищения от клеш. Это шестнадцать аспектов четырех истин святого и т. д., созерцание которых устраняет клеши. gnyis snang — двойственная явленность. Это сущее, являющееся в качестве подразделяемого на объект и «обладателя объекта». gnyen gyi yan lag — члены противоядия. Это витарка, вичара, памятование, сознавание, санскара равного отношения и полная внутренняя чистота. gnyen ро — противник, противоядие. mnyam gzhag ye shes — мудрость трансового погружения. Это ум, непосредственно постигающий абсолютное. mnyam gzhag — трансовое погружение (самахита). Это самапатти, имеющее место при непосредственном постижении абсолютного в ситуации исчезновения двойственной явленности — подразделяемой на объект и «обладателя объекта». snyoms [‘jug gij sgrib [pa| — «покров самапатти». Это возбужденность, заторможенность и другие факторы, служащие главным препятствием обретению самапатти прекращенное ™. snyoms [par) ‘jug [pa] — трансовое состояние самапатти. Это состояние благого и полностью сосредоточенного ума. ting [nge] ‘dzin — самадхи (член созерцания). Это полная неотвлекаемость ума от объекта. btang snyoms — равное отношение (отношение равного интереса ко всем объектам); индифферентность. rten ‘brel — зависимость, зависимое возникновение. Его созерцание ослабляет клешу неведения. rtog bcas dpyod bcas — ( самапатти,) наделенное витаркой и вичарой. Это обычное базовое самапатти первой дхьяны. rtog ра — витарка (член созерцания). Это умственный процесс «грубого» установления на объект и исследования. rtog med dpyod bcas — ( самапатти,) не имеющее витарки, но наделенное вичарой. Это редкостное базовое самапатти первой дхьяны. rtog med dpyod med — ( самапатти,) не имеющее витарки и вичары. Это любое самапатти, кроме самапатти первой дхьяны. rtogs pa’i chos — Учение постижения. Это имеющиеся в потоке сознания совершенствующегося три предмета обучения (нравственность, транс, мудрость) и две последние из четырех истин святого (истины прекращения и пути). Ita shas che ba’i snyoms ‘jug nyon mongs can — клешное (базовое) самапатти с преобладанием (плохого) взгляда. Это сосредоточенный нейтральный ум, сопровождаемый плохим (ngan) взглядом. Один из четырех видов клешного базового самапатти. Itog pa’i rigs pa — доказательство зависимости. Один из четырех видов доказательств, устанавливающий, что данный предмет обладает такой–то зависимостью от того–то. stong pa nyid — пустотность, шуньята. Согласно прасангикам, это лишенность собственной сущности и собственного бытия. thun mong gi ‘gog snyoms — обычное самапатти прекращенности. Это самапатти святого, в котором отрицаются шесть «грубых» видов сознания вместе с сопутствующими элементами. thun mong та yin pa’i ‘gog snyoms — необычное самапатти прекращенности. Это редкостная мудрость трансового погружения, имеющаяся у Бодхисаттв, начиная с шестой ступени святости. theg bsdus — « Компендиум Махаяны» («Махаянасанграха» Асанги). theg ра — Колесница. Путь обретения Просветления, theg [pa] chen]ро] — Великая Колесница (Махаяна). Это путь обретения Просветления Будды. theg dman — Малая Колесница (Хинаяна). Это путь обретения Просветления Архата (освободившегося от сансары). thos pa’i stobs — сила слушания (одна из шести сил, реализующих девять состояний ума при практике шаматхи). mthar gyis gnas pa’i snyoms ‘jug dgu — девять последовательно реализуемых самапатти. Это самапатти четырех дхьян, четырех аруп и прекращенности. mthong chos la bde bar gnas byed — осуществляющие пребывание в блаженстве в данной жизни (один из трех видов самапатти, выделяемых с точки зрения функции) Это все базовые самапатти. mthong lam — Путь Видения (назв. третьего из пяти Путей — этапов пути, ведущего к Просветлению). ‘thad pa’i rigs pa — доказательство приемлемости (один из четырех видов доказательств). Устанавливает приемлемость некой идеи как не противоречащей трем видам «верного познания» (непосредственному, опосредованному и опирающемуся на авторитет). ‘thab brai — Яяма (назв. третьих небес Мира Желаний). dag sa — ступень чистоты. Название грех последних из десяти ступеней святости Бодхисаттвы, т. к. на них он уже избавлен от нечистого — клеш. dang ba’i dad pa — вера очищающая (один из трех видов веры). Это вера в Три Драгоценности, dad ра — вера. dug gsum — три яда (страсть, гнев и невежество), dul bar byed pa — обуздание. Название пятого из девяти способов «пребывания ума» во время реализации шаматхи. de та thag rkyen — «сразу–после–того–условие». Это то, что порождает свой плод — психическое как ясное и ведающее, de bzhin nyid — истинная сущность (татхата). don — данность, предмет, смысл, значение, содержание, идея, don gcig — однозначность. don dam pa’i dge ba — абсолютное благое (вид благого). Это освобождение от сансары и обретение положения Будды. don dam pa’i mi dge ba — абсолютное неблагое (вид неблагого). Это сансара — состояние существа, связанное с необходимостью получать все новые и новые рождения из–за кармы и клеш, dvangs — прозрачность, ясность. dran ра — памятование (член созерцания). Это удерживание объекта в уме и его возвращение при отвлечении внимания. dran pa’i stobs — сила памятования (одна из шести сил, благодаря которым реализуются девять состояний ума при практике шаматхи). bdag po’i rkyen — «хозяин–условие». То, что порождает свой плод самостоятельно. bdag po’i ‘bras bu — плод хозяина. Это порождаемое причиной самостоятельно. (Это все санскрита–дхармы вообще, а в концепции перерождения — горы, реки и другое нейтральное, которое порождается прошлыми деяниями и не относится к скандхам). bde ba — блаженство. Это ощущение удовольствия при «вкушении» приятного объекта. bde ba’i dbang ро — индрия блаженства. Это лишенное радости и являющееся виджняной умственного блаженство, которое содействует виджкяне телесного — минимизирует препятствование реализации благого со стороны тела. Вид «грубого» страдания, устраняемый самапатги четвертой дхьяны. bden grub — истинность наличия. bden stong — лишенность истинности (наличия). bden ‘dzin — признание истинности (наличия). mdo sde rgyan — «Украшение раздела Сутр» («Сутраланкара» Майтреи). ‘du byed pa’i sems pa — активность ума (одна из восьми санскар и пяти помех, с которыми имеют дело при реализации самадхи). ‘du mi byed pa — бездейственность, неактивность (одна из восьми санскар, реализуемых в процессе обретения самадхи). ‘du shes med ‘du shes med min gyi skye inched — область «ни- представлений–ни–отсутствия–представлений» (назв. четвертых небес Мира Бесформенного). ‘du shes med pa’i snyoms ‘jug — самапатти без представлений. ‘dun pa — стремление. ‘dus ma byas kyi chos — элементы, не обладающие возникновением, пребыванием и уничтожением. ‘dod khams — Мир Желаний (Камадхату). Это «низший» из трех Миров отдельного четырехматерикового мира. ‘dod pa la ‘dun pa’i ‘dod sred mngon gyur — явная жажда желающая, устремленная к Миру Желаний. ‘dod sred — жажда желающая (вид жажды). Это желание не расставаться с блаженством. ‘dris pa’i stobs — сила ознакомления. (Одна из шести сил, благодаря которым реализуются девять состояний ума при практике шаматхи). rdo rje theg pa — Алмазная Колесница (Ваджраяна). См sngags kyi theg pa. Idan pa ma yin pa’i ‘du byed — не связанные с сознанием элементы — «соединители» (випраюкта–санскары). Это элементы, которые способны выполнять функции, но не являются материальным или психическим. sdug bsngal gyi dbang po — индрия страдания. Это вид «грубого» страдания, устраняемый самапатти второй дхьяны. nang rab tu dang ba — полная внутренняя чистота (член созерцания). Это особая ясность ума, возникающая при сосредоточении. nam mkha’ rritha' yas kyi skye mched — область безграничного пространства (назв. первых небес Мира Бесформенного), nus ра — способность, сила, gnas — местопребывание, состояние пребывания, gnas kyi yan lag — член пребывания (один из трех видов членов созерцания). Это самадхи, рассматриваемое как член созерцания. gnas cha — элемент пребывания. Это успокоенность ума как один из двух главных ориентиров при реализации шаматхи. gnas ngan len — греховность. Это элемент препятствования реализации благого, обусловленный наличием клеш, оставшихся в сознании после их устранения следов, кармических привычек и т. д. gnas gtsang ma — Шулдхаваса (назв. пяти высших небес Мира Форм). rnam mkhyen — всеведение. Это имеющееся только у Будды ведание, способное за одно мгновение постичь непосредственно и прямо все вместе дхармы — предметы познания. rnam gyeng — отвлекаемость. Это препятствующий реализации шаматхи фактор, который примыкает к возбужденности и направляет ум на приятные, неприятные и нейтральные объекты трех ядов (страсти, гнева и невежества). rnam snang gi chos brgyad — восемь элементов Вайрочаны. rnam pa — вид, аспект. rnam par rtog pa dang bcas pa’i gzugs brnyan — образ, наделенный концептуализацией (один из четырех видов «объектов охвата»). Это объект, созерцание которого связано с процессом его концептуального исследования. rnam par rtog pa med pa’i gzugs brnyan — образ без концептуализации (один из четырех «объектов охвата»). Это объект, созерцание которого не сопровождается его концептуальным исследованием. rnam par zhi bar byed pa — полное утихомиривание (назв. седьмого из девяти способов пребывания ума при реализации шаматхи). rnam byang — совершенно чистое (общее название двух последних из четырех истин святого). rnam ‘byed gnyis — две вибханги («Мадхьянтавибханга» и «Дхармадхарматавибханга» Майтреи). rnam smin gyi ‘bras bu — плод полного созревания (один из пяти видов плода). Это возникшие от неблагих и порочных благих деяний скандхи, которые характеризуются как не являющееся «покровом» нейтральное. rnam shes — сознание, психическое, эмпирическое познание, rnam shes intha’ yas kyi skye inched — область безграничного сознания (назв. вторых небес Мира Бесформенного). rnal ‘byor mngon sum (tshad та) — непосредственное йогическое («верное познание»), snang ba’i yul — являющийся объект. Это объект, который познается при его непосредственном явлении уму. snang gzhi — основа явления. Это являющееся, полагаемое непосредственной причиной явления. snod gyi ‘jig rten — мир «сосуда». Это неодушевленное. dpyod sgom — созерцание исследующее. Это исследование на более тонком уровне сознания того, что было установлено при слушании (изучении) и обдумывании. dpyod ра — вичара (член созерцания). Это детальное исследование объекта. dpyad pa rnani sbyong gi dmigs pa — объект полного очищения исследования. Это объект сосредоточения, исследующее созерцание которого ослабляет преобладающую наклонность, препятствующую обретению шаматхи. dpyod pa’i yid byed — умственный процесс исследования. Это название пятого из семи умственных процессов вводного самапатти. Имеет место после устранения трех видов средней жажды желающей, относящейся к предшествующей ступени, исследует возможность ее появления. sprin med — Анабхарака (назв. десятых небес Мира Форм), spros ра — явленность. pha rol tu phyin ра — парамита, совершенство. В Махаяне — это отдача, нравственность, терпение, усердие, дхьяна (транс) и праджня (мудрость), заслуги от реализации которых отдаются на обретение Просветления посредством произнесения пожелания. pha rol tu phyin pa’i theg pa — Парамитаяна (Колесница Совершенств). Это относящийся к Махаяне путь обретения Просветления Будды посредством реализации совершенств–парамит. phan ‘dogs — содействовать, способствовать. phan pa’i yan lag — члены пользы. Это три члена созерцания — радость, блаженство и индифферентность. phar phyin — сокращ. от pha rol tu phyin pa. phra ba — «тонкое», маленькое. ‘phags pa’i sa — ступень святого. Название трех последних из пяти Путей — этапов на пути к Просветлению (Путей Видения, Созерцания и Без Обучения). ‘phrul dga’ — Нирманарати (назв. пятых небес Мира Желаний). ‘phro ba — активность. Рассматривается как помеха реализации шаматхи, примыкает к возбужденности и проявляется в мыслях о благих объектах — нравственности, терпении и т. д. bag chags — семя, отпечаток, привычка, наклонность, bag la nyal ba — потенциальное. bya ba byed pa’i rigs pa — доказательство осуществления действия (один из четырех видов доказательств). Устанавливает, что данный предмет обладает таким–то действием, функцией. byang chub kyi sems — мысль о Просветлении, ум Просветления. Это намерение обрести Просветление Будды ради спасения всех существ (относительная бодхичитта) или ум, непосредственно постигающий абсолютное (абсолютная бодхичитта). byams ра — любовь. Объект, созерцание которого ослабляет клешу гнева. bying phra — тонкая заторможенность. Она подавляет «силу ясности», т. е. ясность восприятия объекта при созерцании. bying ba — заторможенность. Это одна из двух главных помех в реализации шаматхи. Имеет своим признаком отсутствие устойчивого восприятия объекта и «силы ясности». bying rags — грубая заторможенность. Она подавляет ясность явления объекта при созерцании. dbang lpo’i] mngon [sum] — непосредственное чувственное (познание). dbugs ‘byung rngub — вдохи и выдохи. Это объект, созерцание которого ослабляет отвлекаемость, концептуализацию и т. д. dbus mtha’ rnam ‘byed — «Анализ срединного и крайностей» («Мадхьянтавибханга» Майтреи). ‘bras bu skye ba’i snyoms ‘jug — самапатти плода–рождения. Это порочные скандхи высшего мира, обретаемые благодаря созерцанию соответствующего самапатти причины в другом рождении. ‘bras bu skye ba’i gzugs med — аруиа плода–рождения. Это порочные скандхи Мира Бесформенного, обретаемые благодаря реализации арупы самапатти причины. ‘bras bu skye ba’i bsam gtan — дхьяна плода–рождения. Это порочные скандхи Мира Форм, обретаемые благодаря реализации дхьяны самапатти причины в другом рождении. ‘bras bu che ba — Брихатпхала (назв. двенадцатых небес Мира Форм). ‘bras bu phal ba — обычный плод. sbyor ba mtha’i ‘bras bu’i yid byed — умственный процесс — плод конечного присоединения. Это последний из семи умственных процессов вводного самапатти (условно). Имеет место сразу после реализации непривязанности к явной жажде желающей низшей ступени. sbyor ba mthar thug pa’i yid byed — умственный процесс конечного соединения. Это шестой из семи умственных процессов вводного самапатти, устраняет три вида малой явной жажды низшей ступени. sbyor lam — Путь Соединения (назв. второго из пяти Путей — стадий пути, ведущего к Просветлению). та sgrib lung та bstan — непрепятствующее нейтральное (то, что не является благим или неблагим и не препятствует обретению освобождения и положения Будды). та dag pa’i sa — ступень нечистоты (назв. семи первых из десяти ступней святости Бодхисатгвы, т. к. на них еще не избавились от нечистого — клещ). mi dge ba — неблагое. Это то, что может породить неприятное в качестве своего кармического плода. mi che ba — Авриха (назв. тринадцатых небес Мира Форм), mi gdung ba — Атапа (назв. четырнадцатых небес Мира Форм), mi sdug pa — неприятное. При использовании в качестве объекта созерцания ослабляет клешу страсть. mi slob lam — Путь Без Обучения (назв. последнего из пяти Путей — этапов на пути к Просветлению), ming — имя, психическое. mos pa las byung ba’i yid byed — умственный процесс, возникающий благодаря убежденности. Второй из семи умственных процессов во вводном самапатти. Характеризуется наличием випашьяны, которая еще не слилась с шаматхой. mos pas spyod pa’i sa — ступень действия с верой. Название двух первых из пяти Путей — этапов пути, ведущего к Просветлению (Путей Собирания и Соединения). dmigs rkyen — «объект–условие». То, что порождает свой плод — последующее психическое как имеющее его вид. dmigs ра — объект (созерцания). rmugs ра — огуманенность. Это связанная с невежеством недееспособность ума, сопровождаемая любыми видами клеш. rmongs ра та rig ра shas che ba’i snyoms ’jug nyon mongs can — клешное (базовое) самапатти с преобладанием помрачающего неведения. Это сосредоточенный нейтральный ум, сопровождаемый сомнением. Один из четырех видов клешного базового самапатти. tsam ра — обычное. rtsa ba’i nyon mongs — основные клеши. Это клеши, вызывающие неуспокоенность сознания посредством многих «дверей». rtse gcig tu byed pa — сосредоточенность (восьмой из девяти способов «пребывания ума»), brtson ‘grus — усердие. brtson ‘grus kyi stobs — сила усердия (одна из шести сил, реализующих девять состояний ума при практике шаматхи). brtson ‘grus ‘bras bzhi — четыре причинно–следственных (элемента реализации) усердия. Это вера, стремление, усердие и полная очищенность. tshangs chen — Махабрахма (назв. третьих небес Мира Форм), tshangs pa’i mdun па ‘don pa — Брахмапурохита (назв. вторых небес Мира Форм). tshangs ris — Брахмакаика (назв. первых небес мира Форм), tshad med od — Апраманагубха (назв. пятых небес Мира Форм), tshogs — собрание, совокупность. tshogs sgrub — реализация собирания (назв. одного из четырех видов реализации в Махаяне. tshogs lam — Путь Собирания (первый из пяти Путей — стадий пути к Просветлению). tshor ‘du rags — грубые ощущения и представления, tshor ba у id bde — ощущение блаженства ума. Это вид «грубого» страдания, устраняемый третьей дхьяной. tshor ba yid mi bde ba — ощущение неблаженства ума. Это вид «грубого» страдания страдания, устраняемый первой дхьяной. mtshan nyid so sor rig pa’i yid byed — умственный процесс познания признаков как разных. Первый из семи имеющих место во вводном самапатти. Познает, что каждая следующая из девяти ступеней трех Миров является более тонкой, успокоенной и т. д. mtshan та las byung ba’i lhag mthong — випашьяна, возникающая, благодаря особенности. Имеет объект, наделенный концептуализацией, обращает внимание на его особенности, но не занимается детальным изучением и исследованием. mtshan gzhi — основа признака. То, что помимо своего существенного признака обладает и данным признаком. Напр., столб, кувшин и т. д. — основы признака вещи. mtshungs Idan — сопутствующий фактор, обладающее сходством. mtshungs Idan gyi dge ba — сопутствующее благое (вид благого). Это те виды сознания и психических элементов, которые сопутствуют благим элементам (стыду, совести и т. д.). mtshungs Idan gyi mi dge ba — сопутствующее неблагое (вид неблагого). Это те виды сознания и психических элементов, которые сопутствуют неблагим элементам (бессовестности, бесстыдству и т. д.). ‘dzin stangs kyi yul — действительный объект. Это объект, который имеет место так, как воспринимается, rdzes — субстанция. rdzes rgvun — субстанциональный поток. Это совокупность всех моментов существования вещи в качестве субстанции, начиная со второго момента. rdzes gcig pa — тождественное субстанционально, rdzes rigs gcig pa — субстанционально однородное. Это вещи, имеющие одну и ту же непосредственную субстанциональную причину (напр., зерна одного колоска). rdzes so so ba — субстанционально разное. zhi gnas — шаматха, состояние успокоенности. Это самадхи, дополненное редкостным блаженством полной очищенности, возникающей благодаря сосредоточению на объекте. zhi bar byed pa — утихомиривание. Шестой из девяти способов «пребывания ума».
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.108 (0.176 с.) |