Анализ производства и реализации продукции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ производства и реализации продукции



Финансовый анализ

 

Тема 5

АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ

 

 

Содержание

стр.

1. Объем производства и реализации, ритмичность.…….………………… 2

2. Ассортимент и номенклатура, специализация предприятия ………….. 15

3. Качество продукции, ее товарные характеристики
и потребительские свойства …………………………………………...….. 17

4. Анализ рынка товара и поведения предприятия …………….…………. 20

Резюме ………………..…………………….................................................... 43

ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………..…….…… 45

 

 

Санкт-Петербург – 2009


Объем производства и реализации, ритмичность

Анализ ритмичности

Большое значение для целей исследования финан­сово-хозяйственной деятельности предприятия имеет анализ ритмичности производства продукции. Ритмич­ность — равномерный выпуск продукции в соответ­ствии с графиком в объеме и ассортименте, предус­мотренных планом.

Ритмичная работа является важным условием сво­евременного выпуска и реализации продукции. Нерит­мичность ухудшает очень многие экономические показа­тели:

· снижается качество продукции;

· увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах.

И, как следствие, замедляется оборачиваемость капитала, не выполняются поставки по договорам и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка; имеет место излишний расход фонда заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце — за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия. Неритмичная ра­бота малых и средних по размерам предприятий способ­на привести их к банкротству, и может свести на нет те преимущества, которые получают крупные предприятия за счет действия эффекта масштаба.

Для оценки ритмичности используются прямые и косвенные показатели. Среди прямых показателей — коэффициент ритмичности (Kритм), обобщающий показа­тель, равный отношению фактического выпуска товар­ной продукции (Qтф) к величине выпуска по плану (Qтп):

Kритм =

Рассчитывают также частные показатели:

удельный вес производства продукции за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску;

· удельный вес произведенной продукции за каждый месяц к квартальному выпуску;

· удельный вес выпущенной продукции за каждый квар­тал к годовому объему производства;

· удельный вес про­дукции, выпущенной в первую декаду отчетного месяца к третьей декаде предыдущего месяца и др.

К косвенным показателям ритмичности относят:

· наличие доплат за сверхурочные работы;

· оплату про­стоев по вине предприятия;

· потери от брака и возврат продукции;

· уплату штрафов за недопоставку и несво­евременную отгрузку продукции;

· наличие сверхнорма­тивных остатков незавершенного производства и гото­вой продукции на складах.

1.5. Анализ стабильности производства и реализации
в условиях инфляции

Стабильным, по определению, считается производ­ство, которое характеризуется постоянным ростом его объемных показателей. Динамичным, добавим, называ­ют производство, характеризующееся изменяющимся выпуском в одинаковые по временной продолжитель­ности отчетные периоды. Для оценки динамики реали­зации продукции применяют, как известно, динамичес­кие индексы.

Динамический индекс по данным внешней бухгал­терской отчетности можно построить только для пока­зателя реализованной продукции. Прежде всего, индекс объема реализации по выручке:

Далее назовем индекс объема реализации по себе­стоимости реализованной продукции:

В условиях инфляции актуален вопрос: обусловлен ли рост выручки (если таковой наблюдается) увеличе­нием объема производства и реализации или это — следствие общего роста цен?

На этот вопрос можно ответить несколькими спо­собами. Ниже некоторые из них перечислены и обо­значены буквами А, Б, В, Г.

А. Принято считать, что производство стабильно, если выполняется условие:

= iинфл., где iинфл — индекс инфляции по срав­нению с соответствующим периодом прошлого года.

Если > iинфл. — это растущее производство; если < iинфл. — это снижающееся производство.

Б. Оценить стабильность производства для конкрет­ного предприятия можно также методом сравнения фак­тического объема выпуска с максимально возможным (например, с производственной мощностью). Практикой производственной деятельности подтверждена величи­на оптимальной загрузки мощностей предприятия: 70% — 80%. При меньшей загрузке растут убытки от про­стоев машин и оборудования. При большей — растет риск непредвиденных поломок и аварий, а это — лишние рас­ходы на внеплановый ремонт и сверхурочные работы. Если такая загрузка мощностей сохраняется в течение достаточно длительного периода, производство можно считать стабильным. Правда, этот показатель не всегда удается получить. Порой, во внешней бухгалтерской от­четности содержится недостаточно информации об используемой производственной мощности предприятия.

В. Об уровне и динамике производства можно су­дить на основе такого косвенного показателя, как соот­ношения объема производства и запасов оборотных средств. В основе данного метода лежит следующее, под­тверждаемое опытом, наблюдение: чем ниже уровень запасов готовой продукции, тем выше уровень ее произ­водства и наоборот. Действительно, если запасы готовой продукции невелики, значит, рынок демонстрирует рас­тущий спрос и уровень производства должен быть выше, чтобы его удовлетворить. А если продукции произведено больше, чем необходимо для удовлетворения существую­щего спроса, запасы готовой продукции растут и новое их производство не имеет смысла. Таким образом, харак­теристикой уровня производства косвенно может служить оборачиваемость запасов. Низкая оборачиваемость сви­детельствует о низком уровне производства. Высокая обо­рачиваемость, напротив, дает сигнал о том, что произ­водство имеет высокий уровень[3].

Г. Оценка соотношения объемов валовой, товарной и реализованной продукции. Стабильное и пропорци­онально структурированное производство характери­зуется их приближенным равенством. И чем продол­жительнее исследуемый период, тем точнее должно соблюдаться это равенство. Значительные отклонения в объемах производства и реализации, нарушения ритмичности, во-первых, вызывают дополнительные потери, во-вторых, могут свидетельствовать о наруше­ниях в производственном процессе или системе сбыта продукции.

Так, большее значение величины реализованной продукции, чем величин товарной или валовой, свиде­тельствует о неспособности предприятия удовлетво­рить растущий платежеспособный спрос. Необходимы большие производственные мощности.

О проблемах сбыта свидетельствует меньший, чем величина товарной продукции, объем реализации. По­тери предприятия выражаются в увеличивающихся запасах готовой продукции на складе или на консигна­ции. Предприятие должно скорректировать свою мар­кетинговую политику и высвободить ставшие «мерт­выми» оборотные средства.

Если валовая продукция по величине оказалась больше товарной, это означает, что наблюдается раз­рыв в технологических цепочках,— не вся запущенная в производство продукция проходит все стадии обра­ботки. Часть ее в виде остатков незавершенного про­изводства оседает в запасах, снижая скорость обора­чиваемости оборотных средств. Это может также являться признаком недостаточно эффективной систе­мы материально-технического снабжения, слабого тех­нико-организационного обеспечения.

Объектами (и источником информации) для ана­лиза оборачиваемости запасов и соотнесения их с ве­личиной произведенной и реализованной продукции служат счета: 20 («Основное производство»), 43 («Гото­вая продукция») и 45 («Товары отгруженные»).

На входе (в начале отчетного периода) счета 20 учи­тываются затраты предприятия, связанные с производ­ством. На выходе получаем себестоимость товарной про­дукции. Остатки незавершенного производства в сумме образуют сальдо по счету 20 на начало и конец периода. Далее в рассмотрение вводятся коэффициенты выхода по счетам 20, 43, 45, равные соотношениям соответствующих потоков на выходе и на входе счетов. Коэффициент выхода по счету 20 равен отношению величин товарной и валовой продукции: К2о = QT/QB.

Коэффициент выхода по счету 43 равен отноше­нию запасов в незавершенном производстве и товар­ной продукции: К43 = Знп/Qт.

Коэффициент выхода по счету 45 равен отноше­нию выручки от реализации и запасов в незавершен­ном производстве: К45 = TR/3нп.

Затем получаем интегральный коэффициент выхо­да по цепочке:

Ки= К20 • К4з • К45.

Очевидно, в отчетном периоде дебетовые обороты по счетам могут быть больше, равны или меньше кре­дитовых. Поэтому значения коэффициентов выхода могут быть больше, равны или меньше 1. Рассмотрим различные ситуации.

а) Начальное и конечное сальдо по счету равны.

К2о = 1 Все затраты на производство продукции акку­мулируются в себестоимости готовой продукции.

К43 = 1 Вся готовая продукция, поступившая в отчетном периоде на склад предприятия отгружается потребите­лям.

К45 = 1 Вся отгруженная продукция реализуется.

б) Сальдо на конец периода уменьшается.

К20>1;

К43>1;

К45 > 1 Через некоторое время сальдо становится рав­ным нулю, оборот по кредиту опускается до оборота по дебету, значение коэффициента становится равным еди­нице при нулевом запасе.

в) Сальдо на конец периода нарастает.

К20<1;

К43<1;

К45 < 1 Происходит «омертвение» оборотных средств. Через некоторое время их сумма окажется недостаточ­ной для финансирования оборота по дебету и он снижает­ся до уровня оборота по кредиту. Значение коэффициента становится равным единице при высоком запасе.

Ки = 1 Производство не создает новых запасов и по­требляет существующие. Его можно признать пропорци­ональным.

Ки< 1 Возможно несколько типов ситуаций:

а) реализация сокращается при сохранении обычного объе­ма производства растут запасы готовой продукции предприятие стремится восстановить выручку, снижая цену снижается рентабельность: начальная стадия кри­зиса сбыта;

б) растет спрос на продукцию предприятия при отсутствии запасов готовой продукции увеличение производства валовой продукции рост рентабельности при низком уровне запасов: начальная стадия роста;

Ки> 1 —> Возможны ситуации:

а) Спрос превышает производственные возможности пред­приятия увеличение производства валовой продукции рост рентабельности: растущее производство;

б) Спрос стабилен сокращение производства валовой продукции с целью сокращения запасов снижение рен­табельности.

Анализ показателей производства и реализации продукции будет более полным, если его сопроводить также анализом показателей, характеризующих финан­совое состояние предприятия.

Настоящий Порядок может быть использован при решении вопросов о предоставлении хозяйствующим субъектам кредитных, финансовых и налоговых льгот и в других случаях, требующих анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках и положения на них хозяйствующих субъектов.

В настоящем Порядке используются следующие понятия:

· продуктовые (товарные) границы товарного рынка — группа (набор) взаимозаменяемых товаров;

· географические (территориальные) границы товарного рынка — территория, на которой покупатели приобрета­ют или могут приобрести изучаемый товар (товары-заме­нители) и не имеют такой возможности за ее пределами;

· структура рынка — совокупность количественных и ка­чественных показателей, к которым относятся: число хо­зяйствующих субъектов и доли, занимаемые ими на дан­ном товарном рынке; показатели рыночной концентрации; условия входа на рынок; открытость рынка для межрегио­нальной и международной торговли;

· барьеры входа на рынок — обстоятельства, препятству­ющие возможностям для новых хозяйствующих субъек­тов войти на товарный рынок.

Для оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках проводится расчетно-аналитическая работа по определению:

— продуктовых границ товарного рынка;

— субъектов товарного рынка (количества и состава про­давцов и покупателей);

— географических границ товарного рынка;

— объема товарного ресурса рынка;

— доли хозяйствующего субъекта на рынке;

— количественных показателей структуры товарного рынка;

— качественных показателей структуры товарного рынка (барьеры входа);

— рыночного потенциала хозяйствующего субъекта.

2. Продуктовые границы товарного рынка.

Определение продуктовых границ рынка представляет процедуру определения товара (его потребительских свойств), товаров-заменителей и формирования товарной группы (группы товаров, рынки которых расцениваются как один товарный рынок). В основе определения продук­товых границ рынка должно лежать мнение покупателей[21] (как физических, так и юридических лиц) о взаимозаменя­емости товаров, составляющих одну товарную группу.

Для оценки взаимозаменяемости товаров с точки зре­ния их производства необходимо:

— Выявить наличие свободных производственных мощнос­тей, которые могут быть использованы для производства одного из товаров, входящих в рассматриваемую товар­ную группу (это могут быть простаивающие излишние мощности, позволяющие в короткие сроки с минималь­ными дополнительными затратами перейти на выпуск рассматриваемой товарной продукции);

— Определить технологические возможности переключе­ния производственных мощностей на выпуск рассматри­ваемой товарной группы с производства других товарных групп.

3. Определение объема товарных ресурсов рынка и доли хозяйствующего субъекта на рынке.

Количественной характеристикой объема товарных ре­сурсов рынка является общий объем реализации (постав­ки) товара в географических границах рынка выделенной группе покупателей в стоимостных и (или) натуральных показателях.

Общий объем реализации (поставки) товара определяется как сумма реализации (поставки) товара на данном рынке всеми продавцами (предпочтительнее исчислять в нату­ральных показателях; при невозможности использовать натуральные показатели — исчислять в стоимостных по­казателях).

В случае отсутствия прямых данных об объемах реализу­емой (поставляемой) покупателям продукции, объем рын­ка определяют расчетным способом по формуле:

,

— общий объем реализации (поставки) товара;

— объем производства товара местными товаро­производителями[22];

— объем ввоза на территорию изучаемого рынка;

— объем вывоза за пределы изучаемого рынка.

При определении объема производства для расчета доли хозяйствующего субъекта на рынке учитывается объем производства за вычетом продукции, изготовленной из давальческого сырья.

Доля хозяйствующего субъекта — продавца, на рассмат­риваемом товарном рынке () определяется как отноше­ние реализованной им на рынке товарной продукции к общему объему реализации (поставки) товара[23].

Вопрос о включении потенциальных конкурентов (про­давцов) в расчет доли на рынке решается в зависимости от рассматриваемой ситуации:

— если анализ состояния конкурентной среды на рынке про­водится в связи с возбуждением дела по факту нарушения антимонопольного законодательства, вероятнее всего не­обходим расчет доли по фактически сложившейся струк­туре рынка (без учета потенциальных конкурентов);

— если анализ состояния конкурентной среды выполняется для оценки долгосрочных и перспективных проектов (слияние хозяйствующих субъектов, создание финансо­во-промышленных групп, приобретение пакетов акций, имущества и др.)| целесообразно учитывать возможные объемы реализации на рынке потенциальными конкурен­тами (продавцами) при условии, что вход на рынок новых хозяйствующих субъектов может осуществляться в крат­чайшие сроки (определяемые в зависимости от конкрет­ного рынка, в пределах 1 — 2 лет) без существенных допол­нительных затрат.

Потенциальными конкурентами могут считаться:

— хозяйствующие субъекты, которые имеют материально-техническую базу, кадры, технологии для изготовления данного товара, но по разным причинам не реализуют эти возможности;

— хозяйствующие субъекты, которые изготовляют данный товар, но не продают его на территории исследуемого то­варного рынка;

— новые хозяйствующие субъекты, входящие на данный то­варный рынок.

Рекомендуется анализировать следующие барьеры входа на рынок потенциальных конкурентов: экономические и организационные ограничения. Анализируется значимость для входа на рынок следующих экономических факторов:

— государственная политика в области инвестиций, креди­тов, налогов, цен, тарифного и нетарифного регулирова­ния внешнеэкономической деятельности и последствия этой политики для конкретных товарных рынков;

— среднеотраслевая норма прибыли;

— сроки окупаемости капитальных вложений;

— неплатежи;

— наличие (отсутствие) эффективной поддержки малого предпринимательства: доступность финансирования из фонда поддержки предпринимательства, доступность кредитных ресурсов для субъектов малого предпринима­тельства, низкий (высокий) уровень арендной платы за производственные и конторские помещения. Этот вид экономических барьеров следует учитывать при анализе тех товарных рынков, на которых в основном представле­ны субъекты малого предпринимательства.

Административные ограничения.

Неразвитость рыночной инфраструктуры.

Влияние вертикального объединения действующих организаций на рынке.

Стратегия поведения действующих на рынке хозяй­ствующих субъектов.

Барьеры, связанные с эффектом масштаба. Если мини­мально эффективный масштаб деятельности на данном товар­ном рынке высок (например, неэффективно производство, рассчитанное на выпуск 100 штук грузовых автомобилей в год, экономически оправданным является выход на годовое произ­водство, исчисляемое десятками тысяч машин), то входящие на рынок потенциальные конкуренты на период достижения этого уровня могут иметь существенно более высокие затра­ты, чем уже действующие на товарном рынке хозяйствую­щие субъекты, а следовательно, быть менее конкурентоспо­собными. Сроки и затраты, необходимые для преодоления этого барьера, оцениваются путем опроса действующих про­давцов и потенциальных конкурентов, а также отраслевых специалистов.

Барьеры, основанные на абсолютном превосходстве в уровне затрат. Эти барьеры возникают в том случае, если затраты на единицу продукции уже действующих продавцов ниже, чем у вновь входящих на рынок хозяйствующих субъектов. Причинами различия в уровнях затрат могут быть:

· неравенство стартовых условий функционирования на рынке, прежде всего имущественное и ценовое;

· ограничен­ный доступ новых продавцов к дешевым и более удобным сы­рьевым источникам;

· технологическое превосходство уже действующих на товарных рынках хозяйствующих субъек­тов, доступная им более низкая процентная ставка на заем­ный капитал и т. п.

Экологические ограничения.

Ограничения по спросу

Барьеры капитальных затрат или объемы первоначаль­ных инвестиций, необходимых для входа на товарный рынок. Значительный размер первоначального капитала, который не­обходим для начала деятельности хозяйствующего субъекта на рынке, может являться одним из важных барьеров входа на рынок. Для анализа ситуации экспертным путем оценивается размер капитальных затрат, связанных с освоением выпуска изучаемого товара потенциальными конкурентами (сто­имость нового строительства или реконструкции и техничес­кого перевооружения действующих мощностей, которые можно приспособить под выпуск данного товара, и возмож­ность покрытия этих затрат в течение определенного време­ни). Источниками соответствующей информации могут быть данные опроса действующих продавцов и потенциальных кон­курентов, отраслевых специалистов и т. п.

При оценке степени преодолимости барьеров входа на рынок рекомендуется использовать критерии:

— своевременности;

— вероятности;

— достаточности входа на рынок новых субъектов.

Своевременными считаются лишь такие варианты вхо­да на рынок, которые могут быть осуществлены в пределах двух лет с начала предварительного планирования до реали­зации значительного воздействия на рынок. Значительным воздействием на рынок может считаться такое воздействие, при котором достигается реальное уменьшение показателей рыночной концентрации и, соответственно, ослабляется возможность каждого субъекта рынка односторонне воз­действовать на рынок.

Вход на рынок считается вероятным, если он выгоден при ценах, которые предположительно будут действовать на рынке в соответствующий период времени, а их уровень будет гарантирован объемами поставок товара участниками рынка. Вход на рынок считается достаточным, если он осуществляется в масштабах, обеспечивающих сохранение и развитие конкурентных отношений между участниками рынка.

Открытость рынка для межрегиональной и междуна­родной торговли.

Резюме

1. В сегодняшних условиях жесткой конкуренции практи­чески на всех рынках вопросы реализации стоят на пер­вом месте, а задачи производства занимают подчиненное положение.

2. Для обобщенной характеристики объемов производства и реализации продукции применяются стоимостные и ус­ловно-натуральные показатели.

3. Валовая продукция — это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершен­ное производство. Выражается обычно в сопоставимых ценах.

4. Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. Исходя из объема товарной продукции определяются производительность труда, фондоотдача, фондоемкость продукции.

5. Реализованная продукция — оплаченная, причем у бух­галтеров есть выбор — считать реализацию продукции по отгрузке (по моменту передачи права собственности по­купателю) или по оплате (по моменту получения денеж­ных средств в уплату за товар на расчетный счет или в кассу предприятия).

6. Система показателей, характеризующих объем произ­водства, включает в себя, помимо объема товарной про­дукции в сопоставимых ценах, фондоотдачу, а также вы­пуск продукции на 1 рубль стоимости предметов труда. Задача анализа производства и реализации продукции со­стоит также в том, чтобы определить, каким образом ключевой показатель — объем товарной продукции (вы­ручка от реализации), зависит от того или иного парамет­ра и принять соответствующее управленческое решение с целью повышения эффективности производства.

7. Выпуск продукции можно определить как зависимость от трех факторов: обеспеченность предприятия работника­ми, фондовооруженности труда и фондоотдачи основ­ных средств.

8. В условиях инфляции рост номинальных денежных вели­чин объема производства и реализации не дает полной ин­формации о действительном положении дел. Необходим дополнительный анализ:

а) сравнение индекса объема с индексом инфляции;

б) сравнение выпуска с производ­ственной мощностью;

в) соотнесение объема производ­ства и запасов оборотных средств;

г) оценка соотношения объемов валовой, товарной и реализованной продукции.

9. Ритмичность — равномерный выпуск продукции в соот­ветствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом. Показатель ритмичности дополняет характеристики размера и мощности предприятия.

10. Расширение ассортимента выпускаемой продукции явля­ется для предприятия наиболее надежным средством заво­евания конкурентных преимуществ.

11. Показатели качества товара характеризуют одно из его свойств: полезность; надежность; эффективность конст­рукторских и технологических решений, реализуемых в данном виде изделия; эстетические и эргономические ка­чества, безопасность и другие свойства. Каждое свойство оценивается в баллах. Средний балл является обобщен­ным показателем качества.

12. Под рынком в экономической теории понимают меха­низм, обеспечивающий взаимодействия продавцов и покупателей товара. Типология рынков может опреде­ляться, помимо взаимозаменяемости товаров, также взаимозависимостью предприятий и условиями входа на рынок. Отрасль — модель более сложная, но и более приближенная к реалиям финансово-хозяйственной де­ятельности. Параметры определяющие отрасль в рам­ках концепции «Структура — Поведение — Резуль­тат»: количество продавцов и покупателей, высота барьеров входа-выхода, дифференциация продукта, эластичность спроса (прямая, перекрестная) (этим ог­раничивается модель рынка), технология, дифференциация продукта, вертикальная интеграция, диверсифика­ция производства.

13. Можно указать на два основных возможных типа поведе­ния предприятия: пассивное и активное. Стратегическим называют такое поведение, когда фирма реагирует на из­менения внешней среды. На рынке совершенной конку­ренции изменений не происходит. Цена — внешний пара­метр для предприятия. Равновесная рыночная цена — это цена на рынке данного товара, которая фигурирует в большинстве сделок купли-продажи.

14. На рынке монополистической конкуренции снижение выручки от реализации может быть следствием падения спроса на данный вид товара, или чрезмерного увеличе­ния количества предлагаемой к реализации продукции.

15. На рынке олигополии фирмы могут выбирать объемы вы­пуска, взаимодействуя по Курно или по Стакельбергу. Однако вариант сговора предпочтительнее для последова­теля, и ему будет выгодно уговорить лидера пойти на ком­промисс. Если же фирмы, имеющие одинаковые удельные затраты выпуска, попытаются конкурировать на рынке олигополии, выбирая цену, а не выпуск, то они столкнутся с парадоксом Бертрана. Он гласит, что фирма, устанавли­вая цену выше предельных затрат на производство и реализацию, привлекает на рынок новых конкурентов. Ее рыночная власть, в результате, стремится к нулю.

16. Монополист может подобрать такую цену, чтобы пре­дельная выручка была равна предельным затратам на производство и реализацию. Кроме того, монополист может продавать свою продукцию разным покупателям по разным ценам, осуществляя политику ценовой диск­риминации.

 

Литература

1. Пястолов С. М. Экономический анализ деятельности предприятий. Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений, экономистов и преподавателей. - М.: Академический проект, 2002. – 573 с. Глава 6.

 


[1]1 Дракер П. Новые реальности.— М: Book Chamber International. 1994. Стр.331.

[2] Эти данные см в отчетности — а) «Выручка от реализации» (строка 010 формы №2 бухгалтерской отчетности); или б) «Себес­тоимость реализации» (строка 010 формы №2 бухгалтерской отчетности).

[3] Следует отметить, что такие выводы нужно сопровождать дополнительным анализом. Иногда предприятия, находящиеся в сложном финансовом положении, специально задерживают на счете 20 часть затрат (не списывают их на счет 43). Это делается для улучшения финансовых показателей.

[4] См. «О единой системе экспертной оценки количества и ка­чества экспортируемых товаров», в ред. Постановления Правительства РФ от 02.07.99 № 738.

[5] Lancaster K.J. A New Approach to Demand Theory// Journal of Political Economy. 1966, 74, p.132-157. Подробнее см.: Хэй Д., Моррис Д. Теория организации промышленности, (пер. с англ.). В 2-х томах.— СПб.: ЭШ, СПбГУЭиФ, ВШЭ, 1999.

[6] Перекрестная ценовая эластичность спроса рассчитывается по формуле: Еi,j = (dQi/Qi):(dPj/Pj), где Оi. - количество товара i; Рj — цена товара j.

[7] Это условие впервые было предложено Дж.Робинсон в 1933 году. См.: Дж.Робинсон. Экономическая теория несовершенной конкуренции. — М., 1986/

[8] Правда, российский антимонопольный комитет делает оговорку: «В условиях несбалансированности спроса и пред­ложения на рынке расчеты коэффициентов перекрестной эластичности в отдельных случаях могут приводить к искажен­ным результатам» и рекомендует прибегать «к более доступ­ным и менее трудоемким методам оценки взаимозаменяемости товаров — экспертным оценкам, интервью с потребителями и специалистами той или иной отрасли. Выбор зависит от кон­кретной ситуации на рынке и степени информированности специалистов, проводящих анализ». Это зафиксировано в Ме­тодических рекомендациях по определению границ и объемов товарных рынков (Приложение № 1 к приказу Госкомитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономичес­ких структур от 26 октября 1993 г. № 112).

[9] Chamberlin E.H. The Theory of Monopolistic Competition. Harvard University Press, 1933. Эта книга, наряду с работой Дж.Робинсон, положила начала развитию теории монополистической конку­ренции.

[10] Bain J.S. Barriers to new Competition. Harvard University Press, 1956 [Bain J.S. Industiial Organization. New York, 1959].

[11] В базовом курсе экономической теории есть и другая класси­фикация рынков — согласно количеству продавцов и покупателей

[12] Темницкий А. Мотивация труда и нормы трудовых взаимо­действий на предприятиях с различными формами собственности. В сб. Нуреев P.M. (ред.) Экономические субъекты постсоветской России (институциональй анализ). — М.: Московский обществен­ный научный фонд, 2001.

[13] Espahbodi, Reza; John, Teresa A: Vasudevan, Gopala. The Effects of Downsizing on Operating Performance. Review of Quantitative Finance & Accounting. Vol. 15 (2). P. 107-26. September, 2000

[14] См. Методы определения монопольно высокой (низкой) цены и монопольной прабыли.— М.: Бюро экономического ана­лиза. 2001. С. 24-25.

[15] Frazer T. Monopoly, Competition and Law. St.Martin's Press. 1988. P. 37.

[16] Frazer T. Monopoly, Competition and Law. St.Martin's Press. 1988. P. 37.

[17] От лат. «рассеянный».

[18] В том смысле, что описать их можно с помощью теории игр

[19] Вывод формул можно найти в учебнике Вэриан Хэл Р. Микроэкономика, промежуточный уровень, современный подход. — М.: ЮНИТИ, 1997, с.501-524.

 

[20] Утвержден Приказом МАП России (Министерство Российс­кой Федерации по антимонопольной политлике и подержке пред­принимательства) от 20.12.96 № 169 (в ред. Приказа МАП РФ от 11.03.99 № 71. Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 января 1997 г. № 1229) — краткое изложение.

[21] В ситуации, когда предполагаемое нарушение антимоно­польного законодательства рассматривается применительно к покупателю продукции (монопсония, как частный случай), опре­деляющим в вопросе взаимозаменяемости продукции выступает мнение ее продавца.

[22] Если хозяйствующий субъект производит данный товар и использует часть своей продукции для нужд собственного произ­водства, то в общий объем реализации должна быть включена только та часть, которая реализуется им на рынке.

[23] При наличии объединенных структур на рынке возможно выделение доли вертикально (горизонтально) объединенных структур в общем объеме поставок на рынок.

Финансовый анализ

 

Тема 5

АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ

 

 

Содержание

стр.

1. Объем производства и реализации, ритмичность.…….………………… 2

2. Ассортимент и номенклатура, специализация предприятия ………….. 15

3. Качество продукции, ее товарные характеристики
и потребительские свойства …………………………………………...….. 17

4. Анализ рынка товара и поведения предприятия …………….…………. 20

Резюме ………………..…………………….................................................... 43

ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………..…….…… 45

 

 

Санкт-Петербург – 2009



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.252.23 (0.103 с.)