Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные задачи анализа и источники информации
Основной целью предприятия в большинстве случаев является получение максимально возможной прибыли от реализации продукции. В сегодняшних условиях жесткой конкуренции практически на всех рынках вопросы реализации стоят на первом месте, а задачи производства занимают подчиненное положение. Как заметил П.Дракер, известный американский экономист, «результатом бизнеса должен являться удовлетворенный клиент, внутри же предприятия существуют лишь затраты» [1]. Для того чтобы удовлетворять самые разнообразные потребности потребителей, среднее и крупное предприятия организуют собственную сеть фирменных магазинов или заключают договора с оптовыми покупателями, стараясь, чтобы они были длительными и на большие объемы поставок. Руководители малых предприятий считают своим серьезным достижением заключение длительного контракта с крупным предприятием или обладание определенным количеством постоянных клиентов. И то, и другое для сохранения завоеванных позиций требует соблюдения жестких условий: выполнения поставок в оговоренные контрактом сроки, поддержания необходимого уровня качества продукции (работ, услуг). В то же время предприятие всегда должно быть готово к тому, чтобы изменить ассортимент выпускаемой продукции, расширить номенклатуру предлагаемых изделий или даже перейти на выпуск новых видов продукции, если таковы будут требования рынка. Поэтому не случайно анализу показателей выпуска и реализации продукции уделяется особое внимание в системе экономического анализа. Основные задачи данного вида анализа в традиционном его варианте состоят в следующем: · оценка выполнения предприятием договорных обязательств по поставкам продукции; · изучение динамики выпуска продукции и ее реализации в денежном выражении; · оценка выполнения плана и изучение динамики выпуска продукции в натуральном выражении; · выявление изменений в ассортименте продукции и определение их влияния на выпуск продукции в натуральном и денежном выражении; · оценка ритмичности производства и реализации продукции; · оценка качества производимой продукции; · комплексный и системный анализ факторов, оказывающих влияние на выполнение плана по производству и реализации продукции;
· выявление резервов дальнейшего увеличения объема реализации продукции и улучшения ее качества, обеспечения ритмичности производства и реализации; · разработка мероприятий по использованию выявленных резервов. Источниками информации для проведения анализа производства и реализации продукции на исследуемом предприятии служат формы статистической и бухгалтерской отчетности (информация по счетам разделов III и IVплана счетов), а также данные бухгалтерского учета о производстве продукции отдельными цехами (подразделениями), о поступлении на склад и реализации готовой продукции и др. При анализе выполнения плана производства и реализации продукции отдельными цехами, участками необходимую информацию можно получить из бизнес-планов предприятия, планов производственных участков, отчетов о работе цехов, данных бухгалтерского учета. 1.2. Система показателей, характеризующих объем Для характеристики объема производства и реализации продукции в стоимостном выражении используются показатели валовой и товарной продукции. Валовая продукция — это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается обычно в сопоставимых ценах. Реализованная продукция — оплаченная, если учитывать ее «по оплате»[2]2. Допускается также учет реализованной продукции «по отгрузке» — учитывается продукция, отправленная в адрес покупателя, но пока еще не оплаченная. На промышленных предприятиях для оценки объема производства продукции используется показатель товарной продукции. На основе данных об объеме товарной продукции производится построение рядов динамики показателей производства и реализации продукции за длительный период как в общем объеме, так и по видам продукции. Исходя из объема товарной продукции определяются производительность труда, фондоотдача, фондоемкость продукции. Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. Выражается она в оптовых ценах, действующих в отчетном году. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.
Анализ товарной продукции проводится в двух направлениях: а) оценка выполнения годового плана по выпуску товарной продукции; б) анализ динамики выпуска товарной продукции за ряд лет. Анализ выполнения заданий годового плана по объему производства товарной продукции проводят по данным годовой или квартальной отчетности и годового плана. Выполнение плана оценивают, сопоставляя отчетные данные по объему товарной продукции с плановыми, определяя абсолютное отклонение от плана, процент выполнения годового плана и темпы роста к предыдущему году. Целесообразно определять следующие показатели динамики объема производства продукции: · абсолютный прирост объема производства за анализируемый период по сравнению с предыдущим годом, который позволяет дать оценку скорости изменения и определяется по формуле (в данном обозначении T определяет выпуск товарной продукции, но данный способ оценки может быть применен и к другому виду продукции). · общий прирост продукции за рассматриваемые годы: , где n — число лет, за которые рассматривается динамика объема товарной продукции. · среднегодовой абсолютный прирост продукции, определяемый путем деления общего прироста продукции на число лет: · темп роста (Rq) (динамический индекс) и темп прироста (Rcq) продукции (цепной индекс), которые позволяют измерить интенсивность и направление изменения выпуска продукции за рассматриваемые годы: ; Темп роста продукции в некоторых методических разработках по анализу финансово-хозяйственной деятельности (АФХД) называют еще индексом объема продукции. Данный показатель характеризует динамику развития предприятия. Однако нужно заметить, что если исследователь будет пользоваться только данными внешней бухгалтерской отчетности, он сможет рассчитать динамику лишь реализованной продукции (по данным формы №2): два индекса — по выручке от реализации и по себестоимости реализованной продукции; · среднегодовой темп роста и среднегодовой темп прироста продукции , определяемые по формуле средней геометрической: , где — выпуск товарной продукции в базовом году (от которого начинается отсчет n лет). Данный показатель имеет смысл рассчитывать только если выпуск представлен в натуральных величинах (штуки, метры, тонны и т. д.) или в сопоставимых ценах. Условно-натуральные показатели применяются для характеристики объемов производства продукции в целях текущего планирования, например, на консервных заводах используется такой показатель, как тысячи условных банок, на полиграфических предприятиях — тысячи условных печатных листов, краско-оттисков, на ремонтных предприятиях — количество условных ремонтов. Однако обобщающие показатели объема производства продукции (товарной и валовой продукции) получают с помощью стоимостной оценки — в оптовых ценах. Как правило, реализованной продукцией считается отгруженная и оплаченная покупателями. Хотя на сегодняшний день у бухгалтеров есть выбор — считать реализацию продукции по отгрузке (по моменту передачи права собственности покупателю) или по оплате (по моменту получения денежных средств в уплату за товар на расчетный счет или в кассу предприятия).
Система показателей, характеризующих объем производства, включает в себя помимо объема товарной продукции в сопоставимых ценах, фондоотдачу, а также выпуск продукции на 1 рубль стоимости предметов труда. Фондоотдача — важнейший обобщающий показатель использования всей совокупности основных средств. Как нам уже известно, он характеризует выпуск продукции на единицу стоимости промышленно-производственных средств. При планировании и учете производственной деятельности промышленных предприятий показатель фондоотдачи (F) определяется отношением товарной продукции в договорных ценах к балансовой стоимости основных промышленно-производственных средств. К относительным величинам относятся изменения названных величин. Задача анализа производства и реализации продукции состоит также в том, чтобы определить, каким образом ключевой показатель -— объем товарной продукции (выручка от реализации) зависит от того или иного параметра и принять соответствующее управленческое решение с целью повышения эффективности производства. Следовательно, необходимо определить влияние отдельных факторов на объем товарной продукции, факторов, обеспечивающих изменение выручки в отчетном периоде по сравнению с предыдущим.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.225.173 (0.01 с.) |