Основные задачи анализа и источники информации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные задачи анализа и источники информации



Основной целью предприятия в большинстве слу­чаев является получение максимально возможной при­были от реализации продукции. В сегодняшних усло­виях жесткой конкуренции практически на всех рынках вопросы реализации стоят на первом месте, а задачи производства занимают подчиненное положение. Как заметил П.Дракер, известный американский экономист, «результатом бизнеса должен являться удовлетворен­ный клиент, внутри же предприятия существуют лишь затраты» [1].

Для того чтобы удовлетворять самые разнообраз­ные потребности потребителей, среднее и крупное предприятия организуют собственную сеть фирмен­ных магазинов или заключают договора с оптовыми по­купателями, стараясь, чтобы они были длительными и на большие объемы поставок. Руководители малых предприятий считают своим серьезным достижением заключение длительного контракта с крупным пред­приятием или обладание определенным количеством постоянных клиентов. И то, и другое для сохранения завоеванных позиций требует соблюдения жестких условий: выполнения поставок в оговоренные контрак­том сроки, поддержания необходимого уровня качества продукции (работ, услуг). В то же время предприятие всегда должно быть готово к тому, чтобы изменить ассортимент выпускаемой продукции, расширить но­менклатуру предлагаемых изделий или даже перейти на выпуск новых видов продукции, если таковы будут требования рынка.

Поэтому не случайно анализу показателей выпуска и реализации продукции уделяется особое внимание в системе экономического анализа. Основные задачи дан­ного вида анализа в традиционном его варианте состо­ят в следующем:

· оценка выполнения предприятием договорных обяза­тельств по поставкам продукции;

· изучение динамики выпуска продукции и ее реализации в денежном выражении;

· оценка выполнения плана и изучение динамики выпуска продукции в натуральном выражении;

· выявление изменений в ассортименте продукции и опре­деление их влияния на выпуск продукции в натуральном и денежном выражении;

· оценка ритмичности производства и реализации про­дукции;

· оценка качества производимой продукции;

· комплексный и системный анализ факторов, оказываю­щих влияние на выполнение плана по производству и реа­лизации продукции;

· выявление резервов дальнейшего увеличения объема реа­лизации продукции и улучшения ее качества, обеспече­ния ритмичности производства и реализации;

· разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

Источниками информации для проведения анали­за производства и реализации продукции на исследу­емом предприятии служат формы статистической и бухгалтерской отчетности (информация по счетам раз­делов III и IVплана счетов), а также данные бухгалтер­ского учета о производстве продукции отдельными цехами (подразделениями), о поступлении на склад и реализации готовой продукции и др. При анализе выполнения плана производства и реализации продук­ции отдельными цехами, участками необходимую ин­формацию можно получить из бизнес-планов предпри­ятия, планов производственных участков, отчетов о работе цехов, данных бухгалтерского учета.

1.2. Система показателей, характеризующих объем
производства и реализации

Для характеристики объема производства и реа­лизации продукции в стоимостном выражении исполь­зуются показатели валовой и товарной продукции.

Валовая продукция — это стоимость всей произве­денной продукции и выполненных работ, включая не­завершенное производство. Выражается обычно в со­поставимых ценах.

Реализованная продукция — оплаченная, если учи­тывать ее «по оплате»[2]2. Допускается также учет реали­зованной продукции «по отгрузке» — учитывается про­дукция, отправленная в адрес покупателя, но пока еще не оплаченная.

На промышленных предприятиях для оценки объе­ма производства продукции используется показатель товарной продукции. На основе данных об объеме то­варной продукции производится построение рядов динамики показателей производства и реализации продукции за длительный период как в общем объеме, так и по видам продукции. Исходя из объема товарной продукции определяются производительность труда, фондоотдача, фондоемкость продукции.

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. Выражается она в оптовых ценах, действующих в отчетном году. По своему составу на многих предприятиях валовая про­дукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяй­ственного оборота и незавершенного производства.

Анализ товарной продукции проводится в двух направлениях:

а) оценка выполнения годового плана по выпуску товарной продукции;

б) анализ динамики выпуска товарной продукции за ряд лет.

Анализ выполнения заданий годового плана по объему производства товарной продукции проводят по данным годовой или квартальной отчетности и годового плана. Выполнение плана оценивают, сопоставляя отчетные дан­ные по объему товарной продукции с плановыми, опреде­ляя абсолютное отклонение от плана, процент выполне­ния годового плана и темпы роста к предыдущему году.

Целесообразно определять следующие показатели динамики объема производства продукции:

· абсолютный прирост объема производства за анализи­руемый период по сравнению с предыдущим годом, кото­рый позволяет дать оценку скорости изменения и опреде­ляется по формуле (в данном обозначении T определяет выпуск товарной продукции, но данный спо­соб оценки может быть применен и к другому виду про­дукции).

· общий прирост продукции за рассматриваемые годы:

,

где n — число лет, за которые рассматривается динамика объема товарной продукции.

· среднегодовой абсолютный прирост продукции, определяемый путем деления общего прироста продукции на число лет:

· темп роста (Rq) (динамический индекс) и темп прирос­та (Rcq) продукции (цепной индекс), которые позволяют измерить интенсивность и направление изменения выпус­ка продукции за рассматриваемые годы:

;

Темп роста продукции в некоторых методических разра­ботках по анализу финансово-хозяйственной деятельности (АФХД) называют еще индексом объема продук­ции. Данный показатель характеризует динамику разви­тия предприятия. Однако нужно заметить, что если исследователь будет пользоваться только данными внеш­ней бухгалтерской отчетности, он сможет рассчитать ди­намику лишь реализованной продукции (по данным фор­мы №2): два индекса — по выручке от реализации и по себестоимости реализованной продукции;

· среднегодовой темп роста и среднегодовой темп прироста продукции , определяемые по формуле средней геометрической:

,

где — выпуск товарной продукции в базовом году (от которого начинается отсчет n лет). Дан­ный показатель имеет смысл рассчитывать только если выпуск представлен в натураль­ных величинах (штуки, метры, тонны и т. д.) или в сопоставимых ценах.

Условно-натуральные показатели применяются для характеристики объемов производства продукции в целях текущего планирования, например, на консерв­ных заводах используется такой показатель, как тысячи условных банок, на полиграфических предприятиях — тысячи условных печатных листов, краско-оттисков, на ремонтных предприятиях — количество условных ре­монтов. Однако обобщающие показатели объема произ­водства продукции (товарной и валовой продукции) получают с помощью стоимостной оценки — в оптовых ценах. Как правило, реализованной продукцией счита­ется отгруженная и оплаченная покупателями. Хотя на сегодняшний день у бухгалтеров есть выбор — считать реализацию продукции по отгрузке (по моменту пере­дачи права собственности покупателю) или по оплате (по моменту получения денежных средств в уплату за товар на расчетный счет или в кассу предприятия).

Система показателей, характеризующих объем производства, включает в себя помимо объема товар­ной продукции в сопоставимых ценах, фондоотдачу, а также выпуск продукции на 1 рубль стоимости пред­метов труда. Фондоотдача — важнейший обобщающий показатель использования всей совокупности основных средств. Как нам уже известно, он характеризует выпуск продукции на единицу стоимости промышленно-производственных средств. При планировании и уче­те производственной деятельности промышленных предприятий показатель фондоотдачи (F) определя­ется отношением товарной продукции в договорных це­нах к балансовой стоимости основных промышленно-производственных средств.

К относительным величинам относятся изменения названных величин.

Задача анализа производства и реализации продук­ции состоит также в том, чтобы определить, каким об­разом ключевой показатель -— объем товарной продук­ции (выручка от реализации) зависит от того или иного параметра и принять соответствующее управленческое решение с целью повышения эффективности производ­ства. Следовательно, необходимо определить влияние отдельных факторов на объем товарной продукции, факторов, обеспечивающих изменение выручки в отчет­ном периоде по сравнению с предыдущим.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.225.173 (0.01 с.)