Ассортимент и номенклатура, специализация предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ассортимент и номенклатура, специализация предприятия



Для обеспечения наиболее полного удовлетворения потребностей потребителей продукции необходимо, чтобы предприятие выполняло план не только по об­щему объему продукции, но и по ассортименту (номен­клатуре). Особо важное значение для предприятия имеет выполнение долгосрочных контрактов по по­ставкам товаров (на выполнение работ, оказание ус­луг). Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную ее оплату, или даже предоплату, полу­чение товарных и денежных кредитов и т. д.

Номенклатура — перечень наименований изделий, выпускаемых предприятием, и их кодов, установлен­ных для соответствующих видов продукции в общерос­сийском классификаторе промышленной продукции (ОКПП).

Ассортимент — перечень наименований выпус­каемой предприятием продукции с указанием ее выпуска по каждому виду. Он бывает полный, групповой и внутригрупповой. Анализ ассортимента продукции состоит в основном в установлении параметров одно­родности, степени устаревания продукции.

Изучение ассортимента продукции проводится в целях уточнения среднего числа видов продукции: расширение ассортимента является для предприятия средством привлечения покупателей с различными вкусами и потребностями и развивается в различных направлениях. Выпуская близкие по своим потреби­тельским качествам товары (товары-заменители), предприятие добивается тем самым их дифференциации в соответствии с различными вкусами потребителей одного типа товара и получает конкурентное преиму­щество. Некоторые исследователи говорят, что в этом случае наблюдается своеобразный синергетический эффект.

Изучение степени устаревания продуктов данного ассортимента дает возможность обозначить естествен­ную связь с понятием жизненного цикла продукта из сферы маркетинга и служит основой для принятия практических решений об обновлении ассортимента.

Существуют следующие типы специализации: предметная и технологическая. Специализация является величиной, которая может быть измерена количественно. Так, предметная специализация может быть охарактеризована соответ­ствующим коэффициентом:

Коэффициент товарной специализации ()= Выпуск выбранного вида товара
Вся товарная продукция

 

Однако при расчете коэффициента специализации по данным публичной отчетности чаще всего доступ­ной оказывается только информация о товарообороте (объеме продаж предприятия). Тогда данный коэффи­циент можно рассчитать по формуле: Кс = TRc/TRобщ, где TRC — выручка от реализации продукции, на вы­пуске которой специализируется предприятие; TRобщ, — общий объем реализации продукции. При этом, безус­ловно, нужно обеспечить сопоставимость цен реализа­ции — привести их к одному моменту времени.

Аналогично получаем выражение для коэффици­ента технологической специализации:

Коэффициент технологической специализации = Количество товара, изготовленного по данной технологии
Вся товарная продукция

 

Очевидно, что величины, стоящие в числителе и в знаменателе формул должны быть взяты за один и тот же достаточно длительный период времени.

Знание величины коэффициента специализации необходимо для того, чтобы исследователь мог опреде­лить, какую позицию предприятие занимает на том или ином рынке. Если крупная фирма специализируется на выпуске нескольких видов продукции, то на одном рынке она может занимать доминирующую позицию, а на других являться последователем одной из многих конкурентных фирм. Как правило, крупные компании, занимая лидирующие позиции в одной или несколь­ких отраслях, имеют стратегический резерв — выпус­кают небольшие партии товаров (обычно новые разра­ботки), проводя таким образом разведку на других рынках.

З. Качество продукции, ее товарные характеристики
и потребительские свойства

Важным показателем деятельности предприятий является качество продукции (работ, услуг). Его повы­шение обеспечивает экономию не только трудовых и материальных ресурсов, но и позволяет более полно удовлетворять потребности потребителей. Высокий уровень качества продукции выгодно выделяет ее из ряда аналогичных товаров (услуг), способствует повы­шению спроса на нее и дает основание для повыше­ния цены и, соответственно, для увеличения выручки не только за счет роста объема продаж.

Качество продукции — это понятие, которое харак­теризует параметрические, эксплуатационные, потре­бительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели, которые характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения, следующие:

а) удельный вес сертифицированной продукции в общем выпуске;

б) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

в) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в развитые капиталистические страны.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:

· полезность (жирность молока, зольность угля, содержа­ние железа в руде, содержание белка в продуктах пита­ния);

· надежность (долговечность, безотказность в работе);

· технологичность, характеризующая эффективность кон­структорских и технологических решений (трудоем­кость, энергоемкость);

· эстетические и эргономические качества продукции.

Косвенные показатели, характеризующие каче­ство продукции — это штрафы за некачественную продукцию и ее возврат (аннулирование заказов на работы, услуги), удельный вес рекламаций, потери от брака и др.

На первом этапе анализа требуется изучить дина­мику названных выше показателей, сравнить их зна­чения с запланированными, определить причины от­клонений и дать оценку качества продукции.

Для обобщенной оценки выполнения плана по ка­честву продукции используются разные методы. Сущ­ность балльного метода оценки состоит в том, что сна­чала определяют средневзвешенный балл качества продукции, затем путем сравнения фактического и планового его уровня находят процент выполнения плана по качеству. Чаще всего в качестве планового показателя качества принимается усредненный балл качества по аналогичной продукции, производимой предприятиями-конкурентами.

По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продук­ции каждого сорта (кондиции) в общем объеме произ­водства, средний коэффициент сортности, средневзве­шенная цена изделия в сопоставимых условиях.

Большинство предприятий реализует значитель­ную часть своей продукции в рамках единой марке­тинговой политики. Виды этой продукции часто взаи­мосвязаны, поскольку используются аналогичным образом и предназначены одним и тем же клиентам, или продаются через одни и те же сети распростране­ния. Такая продукция представляет «гамму продукции». Изучение качества продукции предполагает анализ, как всей гаммы продукции, так и ее составляющих элемен­тов — отдельных продуктов.

В целях защиты интересов потребителя и ввиду сложности информации, необходимой для быстрой оценки качества многих изделий, специально органи­зованные государственные органы разрабатывают стандарты качества для множества видов продукции. Для экспортной продукции соответствие международ­ным стандартам качества — необходимое условие для допуска на рынки зарубежных стран[4]. В последние не­сколько лет органы стандартизации и контроля ведут настоящую борьбу за качество российских товаров.

«В 1997 году принято 525 государственных стандартов, до­пущен к применению 1021 новый тип измерительных при­боров, преобразователей и систем — на 25 процентов больше, чем в предыдущем году. 814 органов по сертифи­кации и 1700 испытательных лабораторий в полной мере обеспечивают потребности в сертификации российских товаров, в том числе и при поставке на экспорт. В течение года аккредитовано 209 органов по сертификации, почти столько же отменено аттестатов аккредитации по резуль­татам инспекционного контроля. Проверено более 35 ты­сяч предприятий различных форм собственности, на каж­дом втором выявлены нарушения. На потребительский рынок продолжают поступать некачественные и опасные товары алкогольной и пищевой продукции, легкой промышленности, бытовой радиоэлектронной аппаратуры. Не многим лучше положение со средствами измерения, характеризующими здравоохранение, охрану окружаю­щей среды, безопасность труда, торговые операции и вза­имные расчеты между покупателем и продавцом. Четверть из 22 миллионов единиц проверенных средств признаны непригодными к применению. Привлечено к ответственно­сти 4,5 тысячи должностных лиц, оштрафованных на 4 мил­лиарда рублей. А всего за нарушение правил сертифика­ции субъекты хозяйственной деятельности наказаны на сумму более 18 миллиардов рублей. В целом же на россий­ский рынок более чем на 1,2 триллиона рублей предотвра­щена поставка продукции, не соответствующей требова­ниям государственных стандартов» (А. Мясников, архив еженедельника «Экономика и жизнь», 12/03/98).

NB Товар — набор характеристик качества. Когда потре­бители выбирают товар, на самом деле сам по себе он их мало интересует. Потребитель выбирает вещь, которая сможет служить ему в определенных качествах. То есть, потребителя интересуют в первую очередь качественные характеристики товара. Приведем простой пример. Пред­положим, вместо того чтобы купить CD-плейер, магнито­фон и радиоприемник, вы приобрели музыкальный ком­байн. Просто потому, что он выполняет те же функции с тем же качеством, но оказался дешевле и его можно пере­носить. То есть для вас оказалось не важным, какую вещь вы приобрели. На выбор повлияли качество осуществляе­мых функций и цена. Следовательно, аргументами функ­ции полезности потребителя следует считать набор ха­рактеристик. Такие рассуждения легли в основу модели К.Ланкастера[5].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 640; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.031 с.)