Операционный анализ прибыли в составе маржинального дохода 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Операционный анализ прибыли в составе маржинального дохода



Формирование и использование прибыли (как формы дохода) — основа предпринимательской деятельности и ее конечный финансовый результат. Сравнение массы прибыли с затратами (издержками) вы­ражает эффективность работы предприятия.

Одним из самых доступных методов управления предпринима­тельской деятельностью служит операционный анализ[1], осуществляе­мый по схеме «издержки — объем продаж — прибыль». Данный метод позволяет выявить зависимость финансового результата производст­венно-коммерческой деятельности от изменения издержек, объема производства и сбыта продукции.

В отличие от внешнего финансового анализа (по данным публич­ной финансовой отчетности), результаты операционного (внутренне­го) анализа составляют коммерческую тайну предприятия.

С помощью операционного анализа можно решить широкий спектр управленческих задач:

♦ оценить прибыльность (доходность) производственно-торговой деятельности;

♦ прогнозировать рентабельность предприятия на основе парамет­ра «Запас финансовой прочности»;

♦ оценить предпринимательский риск;

♦ выбрать оптимальные пути выхода из кризисного состояния;

♦ оценить результаты начального периода новой компании или доходность инвестиций, осуществляемых для расширения ос­новного капитала;

♦ разработать наиболее привлекательную для предприятия ассор­тиментную политику в сфере производства и реализации това­ров.

Ключевыми элементами операционного анализа выступают пороговые значения показателей деятельности предприятия: критический объем производства и реализации товаров, порог рентабельности и за­пас финансовой прочности. На практике они тесно связаны с поняти­ем «маржинального дохода» (МД), которое означает результат от реа­лизации продукции после возмещения переменных издержек (ПИ). Схема формирования маржинального дохода в сфере производства и торговли приведена на рис. 2.

Рис..2. Формирование финансового результата в сфере производства и торговли (коммерции)

В финансовом менеджменте операционный анализ тесно связан с понятием производственного (операционного) рычага, расчет кото­рого базируется на определении силы воздействия производственного рычага (СВПР):

СВПР = Маржинальный доход
Прибыль

 

СВПР показывает, во сколько раз маржинальный доход превыша­ет прибыль, т. е. характеризует степень предпринимательского риска, связанного с данным предприятием: чем больше сила воздействия данного рычага, тем выше деловой риск, и наоборот.

Эффект производственного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации товаров (в данном релевантном пе­риоде) приводит к еще более интенсивному колебанию финансового результата. Для аналитика принципиальное значение имеет коэффи­циент производственного (операционного) рычага (КПР), определяе­мый по формуле:

КПР= Постоянные издержки
Общие издержки

 

Чем выше значение данного коэффициента на предприятии, тем в большей степени оно способно ускорить темпы прироста опера­ционной прибыли (от обычных видов деятельности) по отношению к темпам прироста объема продаж. Иными словами, при одинаковых темпах прироста объема продаж предприятие, имеющее больший ко­эффициент производственного рычага, при прочих равных условиях всегда будет в большей степени увеличивать сумму прибыли в сравне­нии с предприятием с меньшим значением данного коэффициента (за счет относительного снижения переменных издержек).

Действие эффекта производственного рычага связано с неодинако­вым влиянием переменных и постоянных издержек на конечный фи­нансовый результат при изменении объема производства (продаж или делового оборота). Если порог рентабельности пройден, то доля по­стоянных издержек в суммарных затратах предприятия снижается. Наоборот, повышение удельного веса постоянных издержек усилива­ет действие производственного рычага.

Пороговую выручку от реализации (порог рентабельности) опре­деляют по формуле:

Пороговая (критическая) выручка от реализации = Постоянные издержки
Коэффициент маржинального дохода

 

Коэффициент маржинального дохода (Кмд) характеризует его удельный вес в выручке от реализации:

Кмд = Маржинальный доход
Выручка(нетто)от реализации товаров

 

Этот коэффициент выражают в долях единицы или в процентах. Возможно и графическое представление порога рентабельности (рис. 3).

Рис. 3. Определение порога рентабельности графическим способом на базе денежной выручки от реализации

Приведем пример математического способа вычисления порога рентабельности. Если предприятие А имеет возможность увеличить объем реализации продукции на 10 %, то денежная выручка потен­циально возрастает на эти 10 %. Прибыль в таких условиях с учетом действия эффекта производственного рычага (ЭПР = 2) возрастет на 20 % (10 % ´ 2).

Исходные данные для расчета эффекта производственного рычага и порогового значения выручки от реализации приведены в табл. 6. Обязательным условием для подобного расчета является сохранение стабильности постоянных издержек в данном временном (релевант­ном) периоде.

Итак, сила воздействия производственного рычага — объективный фактор, выражающий уровень предпринимательского риска, характерного для каждого предприятия. Чем выше эффект, определенный в табл. 6, тем больше предпринимательский риск.

 

Таблица 6.

Финансовое положение предприятия А

Показатели Сумма, тыс. руб. Процент
1. Выручка (нетто) от реализации продук­ции 215 880  
2. (-) Переменные издержки (ПИ) 151 116  
3. (=) Маржинальный доход (МД) 64 764  
4. (-) Постоянные издержки (СИ) 32 382  
5. (=) Финансовый результат (прибыль) 32 382  
6. Сила воздействия производственного рычага (СВПР) _ _
7. Порог рентабельности (пороговая вы­ручка от реализации, обеспечивающая безубыточную работу предприятия). Порог рентабельности = 107 940 _

 

Чтобы обеспечить безопасность и безубыточность своего производ­ства, предприятие с небольшой долей постоянных издержек может производить относительно меньше продукции (в физическом выраже­нии), чем предприятие с более высокой их долей в суммарных издержках. Величина запаса финансовой прочности у первого пред­приятия выше, чем у второго. Финансовый результат предприятия с низким уровнем постоянных расходов в меньшей степени зависит от изменения физического объема производства (продаж товаров). В слу­чае снижения выручки от реализации продукции (за счет уменьшения объема производства), сила воздействия производственного рычага ха­рактеризует возможную потерю прибыли (или увеличение убытка).

В особо трудное положение попадает то предприятие, у которого в условиях спада производства убытки превышают маржинальный доход, т. е. эффект производственного рычага по модулю ниже еди­ницы.

Увеличение выручки от реализации продукции на таком предпри­ятии влечет за собой снижение убытков в меньшей степени, чем рост объема производства, вызвавший его. Наоборот, предприятие, имею­щее убыток ниже маржинального дохода, быстрее выйдет из кризис­ного состояния, так как аналогичный рост объема реализации продукции вызовет более интенсивное снижение убытков. Покажем данную за­висимость на следующем примере (табл. 7).

Таблица 7.

Зависимость величины убытка от роста выручки от реализации, тыс. руб.

 

Показатели Базовые условия Рост выручки от реализации на 10%
1-й год 2-й год 3-й год
1. Выручка от реализации про­дукции 210 000 231 000 254 100 279 510
2. (-) Переменные издержки (рост на 10%) 168 000 184 800 203 280 223 608
3. (=) Маржинальный доход 42 000 46 200 50 820 55 902
4. (-) Постоянные издержки 52 500 52 500 52 500 52 500
5. (=) Прибыль (+), убыток (-) -10 500 -6300 -1680 +3402

Примечание. При сумме убытка свыше 10500 тыс. руб. его покрытие затянется на более длительный период.

 

Операционный анализ показывает также чувствительность, т. е. возможную реакцию финансового результата на изменение внешних и внутренних факторов производства и реализации продукции, и, в ча­стности, отвечает на вопрос: на сколько можно изменить объем прода­жи товаров без потери прибыли? Решение данного вопроса связано со следующей ситуацией. В современных условиях на первый план вы­ходит проблема не роста массы прибыли, а ее сохранения в заданных самим предприятием параметрах, обеспечивающих оптимальное соот­ношение между производственными и социальными выплатами и ве­личиной налоговых платежей. Часто эти ограничения не соответству­ют максимально возможному уровню прибыли.

В основу анализа чувствительности положен объем производства, который обеспечивает исходный финансовый результат при измене­нии одного из следующих показателей: постоянных издержек, пере­менных издержек и цены за единицу изделия.

Рассмотрим возможные варианты.

1. Если изменяются постоянные издержки (СИ), то объем произ­водства (Q1) в физическом выражении, обеспечивающий исход­ные (базовые) условия, определяют по формуле:

Q1= МД'/ 0

где МД' — маржинальный доход в отчетном периоде;

— коэффициент маржинального дохода в базисном периоде;

Цо — цена за единицу изделия в базисном периоде.

2. Если изменяются переменные издержки (ПИ), то объем произ­водства в физическом выражении (Q2) устанавливают по фор­муле:

Q2=МД0/ 1

3. Если изменяется цена (Ц), то объем производства (Q3) в физи­ческом выражении вычисляют по формуле:

Q3=МД1/ 1

где МД0 и МД1 — базовый и новый маржинальный доход;

и К'мд — базовый и новый коэффициенты маржинального дохода, доли единицы;

Цо и Ц1 — базовая и новая цена за единицу изделия.

Пример

Рассмотрим порядок проведения операционного анализа на материа­лах промышленного предприятия, выпускающего 10 тыс. штук изде­лий по цене 21 588 руб. за единицу (в том числе 15112 руб. — перемен­ные издержки), общая сумма постоянных издержек (СИ) составляет 32 382 тыс. руб.

Итак, базовые условия:

1) выручка (нетто) от реализации (объем продаж) — 215 880 тыс. руб. (100%);

2) переменные издержки (ПИ) — 151 116 тыс. руб. (70 %);

3) маржинальный доход — 64 764 тыс. руб. (30 %);

4) постоянные издержки (СИ) — 32 382 тыс. руб. (15 %);

5) финансовый результат (прибыль — П) — 32 382 тыс. руб. (15 %).

Оценим 10%-ное увеличение цены до 23 747 руб. (21 588 ´ 1,1). То­гда при исходном объеме производства в 10 тыс. штук изделий пока­затели деятельности предприятия примут вид

1) выручка от реализации продукции — 237 470 тыс. руб. (100 %);

2) переменные издержки (прежние) — 151 116 тыс. руб. (63,6 %);

3) маржинальный доход — 86 354 тыс. руб. (36,4 %);

4) постоянные издержки — 32 382 тыс. руб. (13,6 %);

5) прибыль - 53 972 тыс. руб. (22,8 %).

После этого подставим базисные и новые параметры деятельности предприятия в приведенные выше формулы. В итоге получим следующий результат.

1. Если изменены постоянные издержки (СИ), то объем произ­водства в физическом выражении составит:

Q1 = 86354/0,3/21,588 = 13334 изделия.

Следовательно, в результате увеличения постоянных издержек на 10 % (с 32382 до 35620 тыс. руб.) для сохранения базисного финансового результата предприятие будет вынуждено допол­нительно произвести 3334 изделия (13334 - 10000).

2. Если изменить переменные издержки, то объем производства в физическом выражении будет равен:

Q2 = 64764/0,364/21,588 - 8242 изделия.

Итак, в результате роста переменных издержек на 10 % пред­приятие будет вынуждено сократить объем производства на 1758 изделий (8242 - 10000).

3. Если увеличить продажную цену, то объем производства в фи­зическом выражении составит:

Qз = 64764/0,364/23,747 = 7492 изделия.

Следовательно, 10%-ный рост продажной цены (с 21,588 до 23,747 тыс. руб.) способствовал падению объема производства на 2508 изделий (7492 - 10000), что характерно для предпри­ятий-монополистов.

На базе операционного анализа можно оценить факторы, влияю­щие на изменение прибыли. Например, если рассмотреть последова­тельно 10 % изменения постоянных и переменных издержек, то полу­чим следующие результаты.

1.Повышение переменных издержек (на 10 %) привело к сниже­нию прибыли на 15112 тыс. руб. [(215880 - 151116 - 32382 = 32382) - (215880 - 166228 - 32382 = 17270)], или 46,7 %.

2. Рост постоянных издержек (на 10 %) обусловил падение при­были на 3238 тыс. руб. [(215880 - 151116 -32382 = 32382) - (215880 - 151116 - 35620 = 29114)], или 10 %.

3. Увеличение продажной цены изделия (на 10 %) привело к повышению прибыли на 21 590 тыс. руб. (53972 - 32382), или 66,7 %.

Таким образом, приоритетное значение на степень влияния на прибыль имеет изменение цены и менее существенное — колебание постоянных издержек. Данное соотношение указывает на значитель­ный запас финансовой прочности предприятия. Поясним это положе­ние на примере.

Пример

1. Порог рентабельности = тыс. руб.

2. Запас финансовой прочности

(ЗФП) = Выручка от реализации - Порог рентабельности =
215880 - 107940=107940 тыс. руб., или 50 % к сумме выручки от реализации.

Рекомендуемое значение показателя — не менее 10 %. Это означа­ет, что предприятие сможет выдержать снижение на 50 % выручки от реализации без серьезной угрозы для своего финансового положения. В рассматриваемой ситуации руководство предприятия должно скон­центрировать внимание на разработке обоснованной ценовой полити­ки, которая при успешной ее реализации даст максимальный финан­совый результат.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.027 с.)