Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система показателей для оценки рентабельности
Экономическую эффективность деятельности предприятия выражают показателями рентабельности (доходности). В общем виде параметр экономической эффективности определяют алгоритмом:
Для расчета числителя формулы используют показатели прибыли: бухгалтерской (общей), от реализации продукции и чистой прибыли (после налогообложения). В знаменателе формулы показывают ресурсы (инвестиции), имущество (активы), себестоимость реализации товаров (продукции, работ, услуг). На практике следует различать показатели экономической и финансовой рентабельности. Экономическая рентабельность — параметр, исчисленный исходя из величины прогнозной (потенциальной) прибыли, отраженной в бизнес-плане инвестиционного или инновационного проекта (программы). Финансовую рентабельность определяют на базе реальной прибыли, включенной в финансовую (бухгалтерскую) отчетность предприятия. Система показателей рентабельности следующая (табл. 8). Таблица 8. Общая характеристика показателей рентабельности предприятия Расчет показателей рентабельности представлен в табл. 9.
Таблица 9. Расчет показателей рентабельности по акционерному обществу Примечание. Для оставления таблицы использованы бухгалтерский баланс; отчет о прибылях и убытках. Таблица 10. Расчет рентабельности объема продаж по акционерному обществу Из данных таблицы следует, что показатели рентабельности за отчетный период по сравнению с базисным значительно выросли, что подтверждает достаточную результативность деятельности акционерного общества. Особенно заметно увеличились параметры рентабельности производства, активов, собственного капитала, инвестиций и объема продаж. Важным аспектом анализа рентабельности является оценка доходности объема продаж и расчет факторов, влияющих на ее состояние (влияние цены продукции и ее себестоимости). В этих целях обычно используют следующую аналитическую форму (табл. 10). Расчет влияния изменения цены и себестоимости продукции определяют методом цепных подстановок. 1. Расчет изменения рентабельности продаж за счет роста выручки от реализации товаров (DВР):
DВР= , где ВРо и ВР1 — выручка (нетто) от реализации продукции в базисном и отчетном периодах; Со — себестоимость реализованной продукции в базисном периоде. DВР= , = 0,353- 0,118 = 0,235 (или 23,5 %). 2. Расчет изменения рентабельности продаж за счет увеличения себестоимости проданных товаров (DС): DС = где Со и С1 — себестоимость проданных товаров в базисном и отчетном периодах. DС= , = 0,07 - 0,353= -0,283 (или 28,3%). 3. Общее влияние двух факторов: +23,5 + (-28,3) = -4,8 % Другой важный аспект финансового анализа — изучение взаимосвязи между показателями рентабельности продаж и оборачиваемости активов. В этих целях используют следующий алгоритм: , где РА — рентабельность активов, %; БП — бухгалтерская прибыль (прибыль до налогообложения); — средняя стоимость активов за расчетный период; ВР — выручка от реализации продукции (объем продаж). Исходные данные для подобного анализа приведены в табл. 11. Данный показатель отражает прибыльность активов, которая обусловлена как ценовой политикой предприятия, так и уровнем затрат на производство продукции. Через рентабельность активов можно оценить и деловую активность предприятия (посредством показателя оборачиваемости активов).
Таблица 11. Исходные данные для факторного анализа рентабельности активов
1. Изменение рентабельности активов за счет ускорения их оборачиваемости устанавливают по формуле: DРА(DОА)=(ОА1 - ОАо) ´ РП1, где DРА(DОА) — изменение рентабельности активов за счет ускорения их оборачиваемости; ОА1 и ОА0 — оборачиваемость активов в отчетном и базисном периодах; Рп1 — рентабельность продаж в отчетном периоде, %. DРА (DОА) - (1,58 - 1,32) ´ 11,8 = 3,1 %. 2. Изменение рентабельности активов за счет колебания доходности продаж.
DРА(DРп)=(РП1-РПо)´ОАо, где DРА(DРп) — изменение рентабельности активов за счет колебания доходности продаж; Рп1 и Рп0 — рентабельность продаж в отчетном и базисном периодах, %; 0Ао— оборачиваемость активов в базисном периоде. DРА(DРП) = (11,8 - 9,6) ´ 1,32 = 2,9 %. 3. Общее влияние двух факторов: 3,1 + 2,9 = 6,0 %. На основе специальных расчетов устанавливают влияние отдельных факторов на изменение рентабельности производства и инвестиций. Взаимосвязь между оборачиваемостью инвестиций и нормой их рентабельности можно представить в следующем виде: , где Ри — рентабельность инвестиций, %; БП — бухгалтерская прибыль (прибыль до налогообложения); ОП — объем продаж; И — сумма инвестиций по бухгалтерскому балансу (собственный капитал + долгосрочные обязательства) На практике можно повысить рентабельность инвестиций двумя способами: ♦ увеличением нормы прибыли на один рубль объема продаж; ♦ ускорением оборачиваемости инвестиций. Оборачиваемость инвестиций возможно ускорить за счет: ♦ увеличения объема продаж при прежнем объеме инвестиций; ♦ снижения объема инвестиций, необходимых для поддержания достигнутого уровня продаж. Последний фактор приводит к спаду производства и не отвечает потребностям экономического роста в национальном хозяйстве страны.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 597; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.105.239 (0.008 с.) |