Природно-географический фактор в концепции евразийцев 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Природно-географический фактор в концепции евразийцев



· Евразийствоэто философское культурологическое течение, возникшее в 20-х годах XX века в среде русской эмиграции.

· Основателями евразийства были: князь Н.С. Трубецкой – всемирно известный лингвист, выдающийся культуролог, философ; П.Н. Савицкий — геополитик, экономист, географ; П.П. Сувчинский — музыковед, литературный и музыкальный критик; Г.В. Флоровский — историк культуры, богослов и др.

· Евращийцы объясняли происхождение названия своего учения, подчеркивали, что оно проистекает не из механистического сочетания географических терминов «Европа» и «Азия», а подразумевает «месторазвитие» особой цивилизации, сферу взаимопроникновения природных и социальных связей русского народа и народов «Российского мира», являющихся не европейцами, не азиатами, а именно евразийцами.

· Географически евразийский участок земной поверхности ориентировочно совпадает с границами Российской империи в последние десятилетия ее существования. Именно здесь, по убеждению евразийцев, сложилась уникальная цивилизация со своей уникальной историей и культурой, с особым менталитетом народов, населяющих эту огромную территорию.

· Евразийство как идеологическое течение возникло в первое 10-тилетие XX в. Первым идеологическим трудом евразийцев была книга Николая Сергеевича Трубецкого «Европа и человечество», выпущенная в 1920 году. В 1921 г. в Софии был издан сборник «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев», который отразил все идеи евразийцев. Среди авторов сборника были четыре молодых эмигранта из России:

1. экономист и географ Петр Николаевич Савицкий (1895-1968),

2. филолог Николай Сергеевич Трубецкой (1890-1938),

3. выдающийся философ и богослов Георгий Васильевич Флоровский (1893-1979),

4. публицист и музыковед Петр Петрович Сувчинский (1892-1985).

Через год после того как эта четверка объявила об «исходе к Востоку», к ним присоединился многообещающий молодой историк, только что получивший работу в чешской столице, Г.В. Вернадский (1887 – 1973). Позже к движению примкнуло еще несколько видных представителей русского зарубежья философ Л. П. Карсавин (18821952), юрист и философ права Н. Н. Алексеев (18791964) и некоторые др. Таким образом, евразийство возникло как синтез философии, науки, искусствоведения и литературы.

Главным центром движения евразийцев была Прага, где с 1925 г. работал специальный семинар, на котором обсуждались основные вопросы движения и благодаря которому оно приобрело значительную известность, особенно среди студенческой молодежи. Евразийцы развили широкую публицистическую и издательскую деятельность, выпускали, особенно в 20-х гг., много книг и сборников. Вслед за первым сборником выходит второй – «На путях: утверждения евразийцев» (Берлин, 1922). С 1923 по 1927 г. выходят три номера журнала «Евразийский временник» - объемные сборники статей по философской, религиозной, национальной, экономической, культурологической проблематике. В течение двух десятилетий появляются десятки монографий и брошюр евразийских авторов. В середине 20-х гг. в Праге были подготовлены первые номера «Евразийской хроники», единственного периодического издания евразийцев. Выходили также непериодические сборники «Евразийские тетради», «Евразийский вестник» и пр. В конце 20-х гг. в Париже выходила еженедельная газета «Евразия». Евразийское книгоиздательство публиковало работы участников движения в Берлине, Париже, Праге, Белграде, Софии. В различных странах создавались евразийские кружки, проводились семинары и конференции, велась большая лекционная работа по пропаганде идеологии евразийцев.

· Окончательное организационное оформление евразийского движения произошло к концу 1924 г. на совещании в Вене, где и был создан его руководящий орган – Высший Евразийский Совет, главой которого стал князь Н.С. Трубецкой. Кроме него, в Совет в качестве заместителей вошли руководители евразийских филиалов в других странах: П.С. Арапов (Берлин, Германия), П.Н. Малевский-Малевич (Лондон, Великобритания – Нью-Йорк, США), П.Н. Савицкий (Прага, Чехословакия), В.А. Стороженко (Белград, Югославия) и П.П. Сувчинский (центральный филиал – Париж, Франция).

· Историю евразийства специалисты подразделяют на следующие периоды:

1. «классический» период (1921 – 1929 гг.),

2. «посткламарский» период (1929 – конец 30-х гг.).

Идеи евразийства принято рассматривать в концепции классического периода, т.е. с 1921 по 1929 гг., когда складывались основные идеологические воззрения евразийцев.

Основными идеями евразийцев являлись две концепции:

  1. Концепция «Россия – Евразия»

Ø Концепция «Россия – Евразия» - геополитические воззрения евразийцев, которые строились на предпосылках о самобытном уходящем корнями в разные культуры характере русской культуры, что, по их мнению, уже само по себе обеспечивало русской нации особую жизнеспособность по сравнению с западными обществами;

Ø В их представлении, Россия являла собой специфический географический и исторический мир, не принадлежащий ни Востоку, ни Западу. Евразия мыслилась как нечто третье: Европа и Азия с преобладанием последней;

Ø Одним из основателей данной концепции был Г.В. Плеханов. «Под названием Евразии, — писал он, — имеется в виду не совокупность Европы и Азии, но именно Срединный Материк как особый географический и исторический мир. Этот мир должен быть отделяем как от Европы, так и от Азии». История России, считает он, должна быть рассмотрена в свете истории Евразии, ибо только под этим углом зрения может быть должным образом понятно все своеобразие русского исторического процесса.

Ø Россия является особым местом на земле, которое расположено на отдельном материке – Евразия. Особенностью проживающих здесь народов является то, что они собрали в своей культуре и психологии как европейские, так и азиатские черты.

  1. Концепция «Месторазвитие»

Ø Месторазвитиеэто определенная географическая среда, которая налагает печать своих особенностей на человеческие общежития, развивающиеся в данной среде

Ø Основополагающим для концептуальных построений евразийцев являлось понятие Евразии как «месторазвития» населяющих Евразию народов.

Ø Евразия как средний материк обладает своими специфическими особенностями, которые определяют особенности развития здешнего населения.

Ø Россия как континентальное образование – «Россия-Евразия» – возникла из сочетания двух ландшафтов (культурных кругов): леса и степи, при наложении двух традиционных жизненных ориентаций: оседлости и кочевья (Европы и Азии).

Ø Русская нация не сводится к славянскому этносу, ибо в ее образовании большую роль сыграли тюркские и угро-финские этносы. Русская нация объединила различные народы в единую многонародную нацию евразийцев, а Евразию - в единое государство - Россию.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.63.90 (0.005 с.)