Теория этногенеза Л.Н. Гумилева 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория этногенеза Л.Н. Гумилева



Вне этноса нет ни одного человека на земле. Каждый человек на вопрос:«Кто ты?» – ответит: «русский», «француз» и т.п. Этническая принадлежностьобнаруживается в сознании людей, но не есть продукт самого сознания –нельзя сознательно, по договоренности объединиться в этнос. Также нельзя подоговоренности сменить национальную (этническую) принадлежность, как меняютгражданское состояние или подданство. Очевидно, этническая принадлежностьотражает какую-то сторону природы человека, гораздо более глубокую,внешнюю по отношению к сознанию или психологии. Этносэто коллектив особей, выделяющий себя из всех прочих коллективов. Этнос более или менее устойчив, хотя возникает и исчезает в историческом времени. Нет ни одного реального признака для определения этноса, применимого ко всем известным случаям. Однако, обычно, отличительными чертами этноса называют: Общность территории, Общность языка, Общность происхождения, Общность исторической судьбы, Общность материальной культуры, Общность экономической жизни, Общность идеологии и т.пр.

Но данные определяющие моменты не всегда бывают отличительными чертами этноса.Выделить можно только одно – признание каждой особью: «Мы – такие-то, а все прочие – другие». Поскольку этнос есть явление универсально, можно предположить, что оно отражает некую физическую или биологическую реальность, которая и является искомой величиной, т.е. тем, что отличает один этнос от другого. Интерпретировать эту величину можно только путем анализа возникновения и исчезновения этносов и установления принципиальных различий этносов между собой.Л.Н. Гумилев применил к этносфере общую теорию открытых систем. По его мнению, этносне просто скопище людей, теми или иными чертами похожих друг на друга, асистема различных по вкусам и способностям личностей, продуктов ихдеятельности, традиций, вмещающей географической среды, этническогоокружения, а также определенных тенденций, господствующих в развитиисистемы. Этнос – система динамическая. В ней первоначальный заряд энергии постепенно расходуется, а энтропия непрерывно увеличивается. Поэтому система должна постоянно обмениваться с окружающей средой энергией и энтропией. Этот обмен регулируется управляющими системами, использующими запасы информации, которые передаются по наследству. В нашем случае роль управляющей системы играет традиция, которая равно взаимодействует с общественной и природной формами движения материи. Этническая целостность не совпадает ни с семейной ячейкой, ни с уровнем развития производства и культуры. Социальные формы, в которые облекаются внутриэтнические целостности, причудливы и не всегда совпадают с подразделениями этносферы. Этнос тесно связан с вмещающим ландшафтом; ландшафт действует на этнос принудительно, и при его смене этнос вынужден либо исчезнуть, либо выработать новую форму адаптации, что означает смену стереотипа поведения. А это свидетельствует о появлении нового субэтноса или даже этноса, если популяция мигрирует за пределы этноландшафтной зоны. Итак, согласно Л.Н.Гумилеву, этнос – устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, противопоставляющий себя всем прочим аналогичным коллективам и отличающийся своеобразным стереотипом поведения, который закономерно меняется в историческом времени.

Т.о., этногенезэто процесс сложения этнической общности (этноса) на базе различных этнических компонентов. Движущей силой этногенеза является пассионарность. Развивая теорию В.И.Вернадского, Л.Н.Гумилев пришел к выводу об энергетической сущности этногенеза. В основе этногенеза как процесса лежит открытая В.И.Вернадским биохимическая энергия живого существа биосферы. Первый биогеохимический принцип Вернадского гласит: «Биогенная миграция атомов химических элементов в биосфере всегда стремится к максимальному своему проявлению. Все живое вещество планеты является источником свободной энергии, может производить работу», т.е., планета получает из космоса больше энергии, чем это необходимо для поддержания равновесия биосферы; свободная энергия порождает у животных спазмы активности, а у человека – взрывы этногенеза. Т.о., по Гумилеву, движущая сила этногенеза – биохимическая энергия, привносимая в организмы из космоса, а способ действия этой силы – взрыв этногенеза (пассионарный толчок). В результате взрыва этногенеза происходит определенного рода мутация: у части особей возникает новый признак, который Гумилев назвал «пассионарностью». И так, пассионарность – это возникновение нового признака у живых существ, ведущего к этногенезу.

По признаку пассионарности Гумилев классифицирует человеческих особейна три основные группы: 1. Пассионарии – этоособи, пассионарный импульс поведения которых превышает величину импульса инстинкта самосохранения, др. словами это особи, которые получая энергию из космоса начинают более активно проявляться. В истории пассионариями являются национальные герои. Примером можно привести, Д. Донской, А. Невский, А. Суворов и т.пр. 2. Гармоничные особиэто особи, пассионарный импульс которых равен по величине импульсу инстинкта самосохранения, др. словами это особи, которые равномерно воспринимают энергию из космоса и не проявляются особо активными действиями. 3. Субпассионарии – это особи, пассионарный импульс которых меньше импульса инстинкта самосохранения, др. словами это особи, которые не воспринимают энергию из космоса и не проявляются из общей массы вообще.

В данной классификации людей наибольший интерес вызывают пассионарии. Гумилев выдвигает две возможные гипотезы появления пассионариев: либо пассионарная особь захватывает больше энергии, чем нормальная; либо при равном захвате энергии концентрированно (конечно, бессознательно) направляет ее на достижение конкретной цели. В обоих случаях результат один: высшая нервная деятельность особи будет более активной, нежели это характерно для особи нормальной. Варианты пассионарности различны и выражены могут быть ярче и слабее – от пророков и революционеров, идущих на баррикады, до безымянных зодчих и сочинителей сказок. Пассионарии – это конкистадоры и землепроходцы, поэты и ересиархи, и инициативные фигуры вроде Цезаря или Наполеона.Пассионарность отдельного человека спорягается с любыми способностями (высокими, средними, малыми); она не зависит от внешних воздействий, являясь чертой конституции данного человека. Она не имеет отношения к этическим нормам, одинаково порождая подвиги и преступления, творчество и разрушение, благо и зло, исключая только равнодушие. Пассионарность не делает человека «героем», ведущим толпу, ибо большинство пассионариев находится именно в «толпе», определяя ее потентность и степень активности на тот или иной момент.Но как ни велика роль пассионариев в этногенезе, число их в составеэтноса всегда ничтожно. У подавляющего большинства – гармоничных особей –оба импульса уравновешены. Гармоничные особи – люди работоспособные,полноценные умственно и физически, уживчивые, но не сверхактивные. Людиэтого склада – крайне важный элемент в теле этноса. Они восстанавливаютего, умеряют вспышки пассионарности, умножают материальные ценности по ужесозданным образцам. Они вполне могут обходиться без пассионариев, пока необъявится внешний враг.Третья категория – люди с «отрицательной» пассионарностью(субпассионарии). Их поступками управляют импульсы, вектор которыхпротивоположен пассионарному напряжению. Они плохие солдаты, никакиерабочие; они не умеют регулировать свои вожделения. Они не изменяют мир и не сохраняют его, а существуют за его счет. Яркий пример – римский плебс, нагло требующий «хлеба и зрелищ». В силу своей подвижности субпассионарии часто играют важную роль в судьбах этносов, совершая вместе с пассионариями завоевания и перевороты. Но если пассионарии могут проявить себя и без субпассионариев, то последние без пассионариев – ничто, и способны только на нищету или разбой, жертвами которого становится основная масса населения.

Любой этнос в процессе своей жизнедеятельности проходит определённые стадии - фазы этногенеза. Л.Н. Гумилёв выделяет 6 фаз этногенеза: 1. Фаза подъёма ( Длится 100 – 150 лет; Фаза подъёма это своеобразный инкубационный период формирования нового этноса, обычно не оставляющий заметных следов вистории. Это «пусковой механизм», не всегда приводящий к возникновениюнового этноса потому, что возможен внезапный обрыв процесса постороннейсилой; Ведущая роль в фазе подъема принадлежит пассионариям, но и роль гармоничных особей, исправно несущих свои обязанности, значительна. Субпассионарии не замечаются. Выжить им в эту суровую эпоху трудно;Фаза подъема, как правило, связана с внешней экспансией, расширением территории. Происходит укрепление общественной системы. 2. Фаза акматическая ( В данной фазе происходит резкий скачок количества пассионарие, в результате чего начинаются междоусобные войны между пассионариями.Нарушается соподчинение элементов структуры этноса. Господствующий императив меняется: каждый хочет «быть самим собой» и ради этого ломает созданную организацию, принося интересы этноса в жертву своим собственным. Как правило, при этом обильно льется кровь.В данной фазе наблюдается процесс «пассионарного перегрева», при котором гибнут одна за другой пассионарные особи. Результатом данной фазы является определенное угасание пассионарности. Возрастает роль гармоничных особей. Переход к фазе надлома знаменуется новым императивом: «Мы устали от великих»). 3. Фаза надлома ( Надлом - переход от накала акматической фазы к разумному хозяйствованию инерции. Цели и задачи те же, а силы убывают. Пассионарная энергия неуклонно рассеивается. Процент людей гармоничных и субпассионарных растет.В данной фазе происходит определённого рода внутренние или внешние волнения, которые приводят к спаду активности. Однако к началу следующей стадии – инерционной фазе – активность вновь возрастает. 4. Фаза инерционная ( Отличительной чертой этого периода является сокращение активного элемента и полное довольствие эмоционально пассивного и трудолюбивого населения. После пережитых потрясений люди хотят не успеха, а покоя. Инерционная фаза – период интенсивного накопления материальных и культурных ценностей. Л.Н.Гумилев назвал эту фазу «золотой осенью» этноса.В этой фазе способность к расширению ареала снижается. Наступает пора воздействия на ландшафт собственной страны. Растет техносфера – количество нужных и ненужных зданий, изделий, памятников, утвари – за счет природных ресурсов, растрачивается отцовское наследие – наследие предков, предпринимаются попытки к созданию чего-либо нового, что могло бы заменить потерянное наследие. Однако эти попытки большей частью неудачны). 5. Фаза обскурации ( Фаза обскурации характеризуется тем, что всё наследие растрачено, таланты не рождаются, инициатива пропала, этнос не способен себя защитить. Субпассионарии выдвигают императив: «Будь таким, как мы», т.е. живи только для себя. Всякий рост становится явлением одиозным, трудолюбие подвергается осмеянию, интеллектуальные радости вызывают ярость. В искусстве идет снижение стиля, в науке оригинальные работы вытесняются компиляциями, в армии солдаты держат в покорности офицеров и полководцев, угрожая им мятежами. Ни на кого нельзя положиться, и правитель вынужден применять тактику разбойничьего атамана: подозревать, выслеживать и убивать своих соратников. В обществе господствуют, как и в предшествующих стадиях, группы, только отбор иной – негативный: ценятся не способности, а их отсутствие, не знания, а невежество, не принципы, а беспринципность. Правящая группа не способна ничего ни создать, ни сохранить, она способна только паразитировать, разъедать тело народа, и потому победа субпассионариев ведет их к гибели. Фаза обскурации ужасна тем, что она является серией резких изменений уровня пассионарности, хотя и незначительных по абсолютной величине). 6. Фаза мемориальная (В данной фазе пассионарное напряжение столь незначительно, что развитие не идет. Этнос теряет сопротивляемость и стремление к переменам. Идеалом становится консервация: «Помни, как было прекрасно». Память о прошлом переживает инерцию пассионарных импульсов, но удержать ее отдельные люди не в состоянии. Их усилия не встречают поддержки у современников, хотя они и не бесплодны. Сочинения поэтов сохраняются как фольклор, шедевры художников становятся мотивами народного искусства, история подвигов героев превращается в легенду или былину. Если среди людей этой фазы случайно рождаются пассионарные особи, они ищут себе применение не на родине, а у соседей. Дальнейшая судьба потерявшего пассионарность этноса зависит, в первую очередь, от окружения: при отсутствии хищных соседей он может длительное время влачить жалкое существование как этнос-реликт. Реликтовых этносов довольно много, причем часть из них вымирает, часть ассимилируется с другими этносами, а часть сохраняет свое самосознание, более или менее стабильную численность и занимаемую территорию. Это – этносы, пережившие себя и находящиеся в стадии гомеостаза (равновесия с природой). В стадии гомеостаза утрачивается уже и историческая память. Однако, когда беззащитный этнос окружен представителями других суперэтносов, он обречен на полное истребление: англичане устраивали облавы на тасманийцев; негры банту ловили бушменов для использования их на тяжелых работах, а их самих обращали в рабство буры. Чтобы отбиваться от беспощадного врага, этносу приходилось тратить остатки пассионарности: ведь отбивались наиболее энергичные.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 646; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.160.216 (0.006 с.)