ТОП 10:

Предания о Кресте Господнем.



а) Из золотой легенды.

«В Legenda aurea находим следующее поэтическое предание о Кресте Господнем: Адам, покидая рай, унес с собой ветвь древа жизни; сын его, Сиф посадил эту ветвь она дала три побега, которые, развиваясь, слились в один общий ствол, прообразовавшей таким образом Триипостасное Божество. От этого дерева Моисей вырубил себе тот жезл, которым ударял по Чермому морю, чтобы по сухому дну провести Евреев, и по скале, чтобы напоить их в пустыне. Соломон срубил это дерево на балку новостроющагося дворца, но так как балку никак не могли пригнать и она оказывалась то слишком длинною, то слишком короткою, то ее выкинули и перебросили через Кедрон, в виде кладок для пешеходов. Царица Савская не захотела переходить по этим кладкам, ибо предугадала происхождение древа и значение, которое оно должно было иметь для Иудеев. Позднее из балки был сделан Крест, на котором распят Христос. После смерти Спасителя он исчез и был найден только стараниями Императрицы Елены. Персидский царь Хозрой его вывез из Иудеи; возвращен он христианству императором Гераклиемъ». (Каталог собрания древностей А.С. Уварова. М., 1908. Отд. X).

б) Предание Крестного монастыря «о Древе Крестном» Патриарх Авраам желая узнать: простит ли милосердный Бог тяжкий грех Лота (Быт. XIX, 30—38), насадил на том месте,


93 —

где в настоящее время находится главный престол Крестного монастыря, три леторосли из трех негниющих дерев: кипариса, певга, (т.е. финиковой пальмы— ваиа от финика) и кедра, и приказал Лоту возить из Иордана воду и поливать эти наса­ждения. Авраам постановил в себе, что если примутся поиме­нованные ветки, то Бог простил Лота, — если же нет, то грех Лота не прощен. Лот усердно исполнял положенный на него подвиг искреннего покаяния. Искуситель рода человеческого— дьявол, видя неустанный труд Лота, чинил ему всевозможные препятствия, чтобы не допустить поливать водой заповедные три ветки. Подвиг покаяния превозмог козни искусителя. Обильно поливаемые ветки выросли. Мало того, они срослись в одно древо. Из этого единого, но трисоставного древа и был впоследствии руками распинателей соделан крест, к которому, грех ради наших и ради нашего спасения, и был пригвожден Господь наш Иисус Христос. (Журнал «К свету»; №17. Сим­волика русского храмоздательства.)

Примеры расшифровок криптограмм на иконах и крестах.

Д.Д.Д.Д. — Древо добро досада диаволу; или: древо дарует

древнее достояние.

С.С.С.С. — Свет (или Спас) сотвори сеть сатане.

Б.Б.Б.Б. — Бич Божий биет бесы.

Х.Х.Х.Х. — Христовы хоругви христианам хвала.

В.В.В.В. — Возращение вечное верным в рай; или: велие веселие

в него верующим.

Р.Р.Р.Р. — Реченному роду радости ради.

О.О.К.Ц.Е. — Обретен от Бога крест царицею Еленою.

Ч.Ч.Е.Ч. — Честно чтущим его человеком.

С.В.В.Н. — Содержай вся весяй на древе.

К.К.К.К. — Крест крепости Константину к вере.

Ц.Б.П. — Царь Бог Предвечный.

О.М.О. — Оружие миру одоление.

М.М.М.М.К.В. — Много бо может моление матернее ко благо-


сердию Владыки.

П.П.П. — Пойте, почитайте, покланяйтеся.

Д.П.Д.Н.Я.П.Ц.В.Н.П. — Днесь превелие древо нам явися,

понеже царь вечный на нем пригвоздися.

(Н.В. Покровский. Евангелие в памятниках иконографии.

Стр.356-357).

П.П.П.П. — Подает поклоняющимся паки по роду. Пою, почитаю, поклоняюся подвижно. С.С.С.С. — Словом спасет Сего славящих. Н.Н.Н.Н. — Нощи неведения нужне низлагатель. О.О.О.О. — Обретельный обретатель обретен, обретеся Еленою от Бога. Оружие одоление ограждает обручники. Ц.Ц.Ц.Ц. — Царский цвет церкви цветит. Ч.Ч.Ч.Ч. — Честная честь чтущим человеком. Из книги Соборник. Похвала Кресту иже около словесем воображение. Подлинник иконописный. Издание С.Т.. Больша­кова под редакцией А.И. Успенского. М.,1903, или М.,1998.




 







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.205.60.226 (0.015 с.)