ТОП 10:

Символика материала и цвета.



При анализе нагрудных крестов мы уже видели, какую символическую роль выполняет их форма, иконографические изображения, слова, буквы и знаки, теперь остановимся на значении материала, из которого изготовляли крест, и цвета, если при этом использовалась эмаль.

Символика материала определялась прежде всего его качеством. Так, главное качество камня — твердость. Поэтому древние каменные кресты могли выражать твердость веры, основание Церкви и Воскресение Господа, напоминая о камне, отваленном при этом от гробницы. Деревянные прямо указывали на Крестное Древо. В костяных крестах выступали такие качества кости, как белизна и прочность, что являлось символом чистоты и твердости духа. Крестики из перламутра, изгото­вляемые для паломников в Иерусалиме, напоминали о Бого­родице, которую в древности сравнивали с раковиной, родившей Божественную жемчужину.1

Наиболее распространено было изготовление литых металлических крестов. Здесь основную символическую нагрузку несли золото и серебро. Большое количество крестов из медных сплавов объяснялось удобством и дешевизной производства, а также народными поверьями, присваивающими меди лечебную

1 Эта символика отражена в архитектурном декоре византийских храмов, имеющих навершия арок и ниш в форме раковины, иногда с крестом внутри. В русских храмах мотив раковины встречается в венце Царских Врат, (прим. автора).





и защитную силу. Последнее основано на библейском предании о медном Змие, сделанным Моисеем для исцеления израильтян от укусов ядовитых змей. В Евангелии медный Змий, водру­женный на Т-образном столбе, является прообразом Креста Господня.1 Иногда медные кресты не несли самостоятельной символики, а старались приблизиться к значению золота и серебра, имея покрытие из этих драгоценных металлов.

Золото в иерархии символов стоит на первом месте. В Византии и у ее духовной наследницы Древней Руси оно являлось образом Божественного нетварного света — абсолютной мета­форы Бога: «Бог есть свет, и нет в нем никакой тьмы»2. Также золото, будучи символом солнца и атрибутом и эмблемой царского достоинства, отражает образ Христа как Солнца Правды и Царя Славы. Поэтому для древних византийских крестов и энколпионов, несущих аналогичную символику Света и Жизни, золото было идеальным и излюбленным материалом. Но по ряду причин, таких как дороговизна и высокое симво­лическое значение, в русских крестах оно использовалось не так часто, как серебро.

Серебро из-за своей белизны является символом цело­мудрия, чистоты, святости, обоженной плоти, а также еван­гельского красноречия. Последнее основано на псалме 11;7, где говорится: «Слова Господни — слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное». Поэтому оно широко применялось в церковном искусстве при изготовлении священных предметов богослужения, окладов икон и, конечно, нагрудных крестов. Символизм серебра усиливал значение изображаемых на кресте иконографических образов, знаков и надписей. Помимо этого, серебро обладает свойством выра­зительно передавать пластику иконографического рельефа. В сложных и дорогих серебряных изделиях использовалась позолота. Она с помощью иконописных приемов дополняла сим-

' «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому» Евангелие от Иоанна 3, 14. 2 Первое послание ап. Иоанна 1,5.


волику серебряных изображений сиянием божественного света золота. В народных поверьях серебру придавалось свойство отгонять злые силы, поэтому серебряный крест в качестве оберега считался наиболее действенным.

Излюбленным приемом византийских ювелиров была техника перегородчатой эмали. С ее помощью удавалось созда­вать миниатюрные иконы, в которых цвет выступал в той же символике, что и в иконах, писаных красками (рис.27,36,46). Причем благодаря лаконизму и некоторой стилизации сюжета, значение цвета даже усиливалось. Так как эмалирование в основном происходило на золоте, то использовалась богатая палитра красок, включавшая золотосодержащие красные эмали.

Как мы уже видели, наиболее распространенными изобра­жениями на крестах были образы Спасителя, Божией Матери, Деисиса и символические орнаментальные мотивы. Кресты, выполненные в технике перегородчатой эмали, помимо Визан­тии, были распространены и в Киевской Руси в домонгольский период. В дальнейшем эта техника в России была в основном забыта, и до XVII века эмаль на крестах использовалась редко, только в качестве фона или заполнения гравированного рисунка.

В XVII веке с появлением нового стиля нагрудных крестов, в котором эстетико-духовная функция выходит на первый план, эмаль снова активно используется. Она заполняет всю поверх­ность креста, создавая праздничный многоцветный декор и в то же время усиливая символическое значение орнаментальных элементов креста (рис.70,71,72). Учитывая, что русские кресты этого периода были серебряные, красные эмали в них почти не употреблялись. Палитра, как правило, состояла из следующих Цветов: белого (часто в качестве фона), синего, голубого, зеле­ного, желтого и в небольших количествах черного.

Приведем символическое значение основных цветов, сложившееся в христианском искусстве в течении долгого исторического периода. При этом следует учесть, что символизм Цвета не является жесткой таблицей цветов, как условных знаков. Часто какой-либо цвет несет несколько значений, иногда противоположных. Особую сложность представляют смешанные


82

цвета. Поэтому это скорее определенная тенденция исполь­зования цветов, где огромное значение имеет их сочетание, созвучие. Как «из одних и тех же звуков создаются непохожие друг на друга мелодии, так в меняющихся композициях цвета могут иметь различное символическое значение и эмоциональное воздействие».1 Не стоит забывать, что значения цвета зависят и от символики самого объекта, окрашенного в тот или иной цвет. В свою очередь, цвет уточняет и усиливает значение окрашенного объекта.

Белый — символ невинности души, чистоты и святости; это цвет одежд ангелов и преображенного и воскресшего Христа. Как в иконописи белый фон обозначает Рай, так и в нагрудных крестах он показывает восстановление Спасителем утраченного рая, заменяя или дублируя аббревиатуру (место лобно

рай бысть).

Синий — символ тайны, Божественной непостижимости, вечности, истины, откровения, мудрости. Цвет апостольских одежд. Голгофский крест на нагрудных крестах часто изобра­жают синим.

Голубой — символизирует чистоту целомудрия и покаяния.

Зеленый — цвет весны и растительности, поэтому означает победу над смертью и Вечную Жизнь, дарованную Спасителем. Символизирует Христа, как Жизнедавца и Крест, как Древо Жизни.

Красный — цвет небесного очищающего огня, цвет животворного тепла и в этом случае символ жизни. Как цвет крови является символом Жертвы и Пасхи.

Желтый — в случае золотисто-желтого несет всю пози­тивную символику золота.

Черный — символизирует скорбь, болезнь, отречение от мира (одежды монахов). В сочетании с белым символизирует смирение и непорочность. Черный, смешанный с синим, означает глубокую тайну, с зеленым — старость.

' Архимандрит Рафаил (Карелин). «О языке православной иконы>


Заключение.

Подводя итог исторического развития нагрудного креста, можно сказать, что изменение его формы происходило от греческих пропорций, знакомых многим дохристианским на­родам и с помощью древней символики выражавших вселенское значение подвига Христа, к латинским пропорциям, раскры­вающим идею искупительной Жертвы и Победы Спасителя. Руководствуясь символическим значением, можно условно выделить три группы нагрудных крестов.

Первая — древние четырехконечные кресты греческих или близких к ним пропорций без иконографических изображений. Разнообразие их форм задавалось концами креста и средо-крестием, которые и несли основную смысловую нагрузку. Такие кресты служили символом христианства, раскрывая его значение в космическом аспекте. На Руси они были распространены в X ~ XIII веках.

Вторая — кресты с иконографическими сюжетами. Это самая большая группа крестов, существовавшая на всем историческом периоде. Как правило, они имели простую форму, которая к XIV веку приобрела латинские пропорции. В них основное значение передавалось иконографией, начиная от лако­ничных образов Спасителя и Его Распятия, до сложных компо­зиций, раскрывавших догматы Церкви и требующих грамотного толкования. В такого рода крестах главным было показать Распятие как искупительную Жертву Христа. Наибольшее рас­пространение таких крестов на Руси в XIV — XVII веках.


84

Третья — нагрудные кресты без иконографических сюже­тов (без Распятия), но с глубоким символическим содержанием. Они сочетали в себе развитую символику формы древних крестов и литургическое содержание иконографии, передаваемое сло­жившимся кругом изображений и надписей. Отличились внеш­ней красотой и декоративностью, служившей прославлению победы Спасителя. Широко были распространены в XVII — XVIII веках.

Как мы видим, все эти группы крестов сложились до XVIII века, когда сознание русского человека оставалось в основном религиозно-символическим.

В XIX — XX веках все изменения в стиле нагрудных крестов определялись возрастающей секуляризацией сознания и заключались в адаптации древних форм в соответствии с модными художественными стилями, при большом влиянии западного искусства. Обычным результатом этого процесса была потеря чистоты и глубины символического языка, характерного для древних образцов.

Большинство дорогих заказных крестов мало отличалось по стилю от светских ювелирных изделий, так как они обычно изготавливались светскими ювелирами, которым было свой­ственно мирское понимание красоты. На форму и содержание недорогих крестов-тельников повлияли технологические процес­сы массового производства, когда тельники в начале XX века стали широко выпускаться на фабриках (часто иностранных) методом штамповки. В этом случае, когда упрощение древней формы происходило без должного знания и благоговения, свя­щенный смысл креста пропадал, и он превращался в простой конфессиональный знак.

С другой стороны, как ответная реакция на подобные новшества, существовала тенденция почитания всего древнего. Ореолом святости в этом случае обладал любой древний крест, независимо от его содержания. Такой подход был распространен в старообрядческой среде. Правда стоит признать, что в этом была большая польза — благодаря поздним репликам, бережно сделанным старообрядцами со старых образцов, до нас дошли


многие древние формы крестов.

В то же время в начале XX века в России наблюдался духовный подъем. Этот период отмечен высоким уровнем богословской мысли и оживлением философско-богословских исканий. В это время были раскрыты от поздних записей древние иконы, и началось медленное проникновение в их священный смысл. Оживляется церковное художественное творчество, стремящееся соединить высоко духовное содержание визан­тийского и древнерусского искусства с современной эстетикой.

Благодаря усилиям видных коллекционеров и ученых церковных археологов, в конце XIX — начале XX века фор­мируются, изучаются и описываются коллекции предметов церковного искусства, в том числе и нагрудных крестов. Большой вклад в это дело внесли выдающиеся исследователи русского искусства — граф А.С. Уваров, профессора Н.В. Покровский и Н.П. Кондаков, коллекционеры Б.И. и В.Н. Ханенко. Наиболее известные работы этих и других авторов о нагрудных крестах указаны в библиографии в конце книги.

К сожалению, процесс духовного возрождения в России не отразился на массовом сознании народа и был прерван Октя­брьским переворотом.

Сейчас мы снова свободны в своем выборе пути к Богу и хотим продолжить духовные искания наших предков. Часто, пытаясь возродить традиции, мы берем из прошлого, как правило недалекого, то, что лежит на поверхности и более понятно и доступно мирскому уму. Поэтому, если говорить о нагрудных крестах, мы в первую очередь возродили бездушный формализм массового производства тельников, существовавших в начале XX века, и, вдохновляемые не лучшими (с точки зрения правосла­вия) работами ювелиров того же периода, позволили себе изготовлять кресты, как светские ювелирные украшения. Если эти явления понимать, как первый шаг неофита на крестном пути, то возможно это не так уж и плохо, так как любое явленное изображение креста дает духовную пищу уму и сердцу верую­щего. Но необходимы и следующие, осознанные шаги. Нужно изучить и понять святоотеческий духовный опыт и древние тра-


диции церковного искусства, но для того, чтобы, сохраняя духовные ценности в музеях, превратить их в культурное наследие далекого прошлого. Важно, чтобы церковные традиции стали нам внутренне присущи и обрели в нас жизнь и творческое развитие. «Церковь всегда живая и творческая вовсе не ищет защиты старых форм как таковых, не противопоставляя их новым как таковым. Церковное понимание искусства было и есть одно: реализм. Это значит, что Церковь, столп и утверждение истины требует только одного — Истины».1

Церковное искусство — искусство соборное и обще­народное. Это общее дело не только церковных художников, но и священнослужителей, как духовных наставников и проводни­ков, музейных и научных работников, как хранителей и знатоков русских древностей, и всего народа, который своим духовным и культурным уровнем определяет развитие современного церковного искусства. Но понимание истины и соборное твор­чество невозможны до тех пор, пока все мы сами не станем живыми членами Мистического Тела Христова — Его Церкви.

Только принадлежа Христу и Его Церкви, мы сможем понять Крест Христов и преобразовать в него свой крест. «Ибо, — по словам апостола Павла — слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия»2.


 


 


1 П.А. Флоренский. Столп и утверждение истины.

2 1-е посл. Коринфянам ап. Павла 1, 18.


Приложения.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.205.60.226 (0.011 с.)