Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изображения креста в раннехристианский период.Стр 1 из 8Следующая ⇒
II. Крестов. Формы древних русских крестов. Древнейшими крестами X — XII веков, найденными на территории древнерусских городов, были каменные кресты и металлические тельники. Каменные представляли из себя простые равно- Рис. 10 Рис. 11 конечные крестики, изготовленные из разных пород камней: яшмы, лазуритов, мраморов (рис.10). Носились они на шнуре, продетом в отверстие, просверленное в верхней части креста. В дальнейшем они приобрели металлические обкладки на концах креста, соединяемые перевязью, и металлическое подвижное оглавие (рис.11). Кресты этого типа в литературе обычно называют корсунчиками. Металлические тельники отливались из серебра или бронзы, а также вырезались из металлической пластины или монеты. Они имели несложную форму ближе к греческому типу с простым геометрическим или растительным орнаментом. Как правило, эти кресты повторяли образцы византийского, а иногда скандинавского происхождения. Они, в основном, служили знаком исповедания христианской веры, внося в знакомую славянам символику земли и жизни, солнца и света, новый христианский смысл. Наиболее распространенными формами древних крестов были: 1. Прямолинейные с прямыми углами средокрестия (рис.12). 2. С расширяющимися балками (рис.13).
Рис. 13 3. С дугами средокрестия и кругами на концах балок (рис.14). 4. Прямолинейные с меньшими крестами на концах балок. Рис. 14 Рис. 15 5. С квадратом или ромбом в средокрестии, с изображением 6. С кругом в средокрестии и на концах креста (рис. 17). 7. С трехлопастными криновидными концами (рис.18). Рис. 16 Рис. 17 Рис. 18 8. С тремя шариками на концах, образующими треугольник 9. С треугольными концами (рис.20). Рис. 19 Рис. 20 Символика формы древних византийских и русских крестов. Своеобразным ключом к пониманию основной символики формы древних крестов может послужить греческая словесная формула, распространенная в Византии и на всем христианском Востоке. Она состоит из двух крестообразно записанных слов (фос и зоэ), означающих свет и жизнь. Такая запись встречается с V века на папирусных амулетах (рис.21), затем на нательных крестах и энколпионах (рис.22), и даже на иерейском облачении.' Эти греческие слова, где — не чувственный свет, исходящий от материальных источников, а свет невещественный, а — не биологическая жизнь, а
жизнь духовная, по сути обозначают Христа согласно евангельским словам: «Я свет миру, кто последует за мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни»2. Образуя 1 Епитрахиль митрополита Фотия (XV в.) из оружейной палаты 2 Ев. от Иоанна 8, 12.
Рис. 21 Риг. 22 собою крест, эти слова насыщают его изображение богословскими знаниями, связанными с понятиями Свет и Жизнь, данными нам в Евангелии и в учении святых отцов Церкви. Основные формы древних крестов часто отражали именно эти понятия. Четыре балки креста, исходящие из единого центра, особо выделенного кругом или квадратом с крестом, понимаются
Рис. 23 Рис. 24
как четыре луча Света Жизни, исходящих от его источника — Христа1 (рис.23,16). Особенно наглядна эта символика в крестах с расширяющимися балками, имеющими в центре круг с крестом или образом Христа (рис.24). Эта форма характерна для древних выносных крестов и крестов, украшающих дарохра- 1 Христианская символика света отражалась и в греческой фразе (свет Христов просвещает всех), встречающейся в виде криптограммы Ф.Х.Ф.П. на более поздних (XVII в.) греческих крестах и иконах. нительницы и реликварии. Квадрат с крестом в центре может пониматься так же, как и на просфорных печатях, где четвероугольная печать говорит о четырех земных стихиях, усвоенных Христом при воплощении. «И как весь мир четверочастен, так и самое Слово, Христос, Творец мира, приняло плоть, состоящую из четырех стихий»1. Концы балок креста могли заканчиваться кругами или крестами, повторяющими и усиливающими символику центра, подчер-
Рис. 25 Рис. 26 кивая четверочастность мира и Христа. Иногда весь крест мог вписываться в круг (рис. 15а). Исходя из его солярного значения, такое сочетание можно понимать как символ Христа — Солнца Правды, источник Божественного Света. Но гораздо ярче здесь выступает значение круга, как символа безначальности и бесконечности, обозначающего Творца мира и вселенскую сферу, освященную крестом — символом искупительной Жертвы Христа. «О, необычайное чудо! Широта и долгота креста равны небесам, так он все освящает Божественною Благодатию».2 Эта символика отражена и в иконографии крестчатого нимба Спасителя. Значение, аналогичное кругу, несут греческие буквы А и , иногда изобра-
1 арх. Вениамин, Новая Скрижаль ч.2 гл.VI §33. 2 Стихира на хвалитех, глас 8. жаемые на кресте или рядом с ним (рис.25). Для передачи значения Жизни Вечной, балки креста украшались растительным орнаментом и часто принимали на концах троичную форму крина — древнего символа жизни, а теперь и Живоначальной Троицы. Это цветение представляет крест как Древо Жизни. Нередко цветение изображалось не на концах балок креста, а в его основании, которое, превращаясь в растительные побеги, раздваивалось (рис.26). В этом случае
Рис. 27 Рис. 28 крест приобретал форму, напоминающую раннехристианские изображения якоря или корабля, включая в себя их символику, и мог пониматься как образ духовно плодоносящей Христовой Церкви. Процветшие кресты в такой символике широко известны в искусстве Византии и древней Руси. И конечно, как мы увидим в дальнейшем, символика Древа Жизни сильно влияла на форму и декор нагрудных крестов во все времена. Поверхность креста с расширяющимися балками часто служила фоном для иконографических изображений. На краях балок креста встречались каплевидные отростки, обозначающие капли крови Христа, пролитые им на кресте (на Руси они иногда назывались слезками) (рис.27,24,36). Они могли пониматься и как растительные элементы — цветки или готовые распуститься почки. Иконография тельных крестов X — XIII веков довольно лаконична. В основном это изображение Христа — благословляющего или распятого (рис.28). Крест, как орудие казни, обычно не показывался, а обозначался над головой Спасителя в виде маленького крестика. На Христе — лентий (набедренная повязка) или коллобий (длинное византийское одеяние)1. Дополнительные атрибуты распятия отсутствовали. Более подробная иконография была на крестах-энкол-
Рис. 29 Рис. 30 пионах. На них имелись изображения благословляющего Христа, Распятия с предстоящими, солнца и луны (в виде астрологических знаков), пятичастного Деисиса, четырех евангелистов или их символов, Божией Матери, апостолов, Архангелов и особо почитаемых святых; изображения помещались не только на лицевой, но и на оборотной стороне (рис.27,29, 30,57,59). В X — XI веках энколпионы поступали на Русь из Византии и Малоазийских земель. Их отечественное производство до XIII века (домонгольский период) было сосредоточено в Киеве. 1 «Лентий на чреслах Иисуса Христа в рассматриваемый период времени (с VI по X век) встречается лишь изредка, в XI веке он становится преобладающим, а с XII века — единственным одеянием распятого Спасителя» (Н.В. Покровский. Евангелие в памятниках иконографии, стр. 361). Древние русские энколпионы повторяли византиийские образцы, близкие к пропорциям греческого креста со слегка удлиненной вертикальной балкой. Наибольшее распространение получили энколпионы с закругленными концами и полукруглыми выступами по сторонам каждого конца (рис.8,43,58,60). Все пространство креста занимали иконы. На древних энкол-пионах (до XI века) они выполнялись в технике глубокой гравировки по отшлифованной поверхности креста.
Приблизительно с XI века начинает преобладать техника рельефного литья. Фон литых изделий иногда украшался эмалью. В очень дорогих золотых изделиях использовалась техника перегородчатой эмали, когда углубление для эмали заполнялось тончайшими золотыми перегородками, которые создавали уникальный рисунок (рис.27,46). Энколпионы, хотя и сохраняли некоторую архаичность образов, присущую всем древним крестам, отличались от них более тонкой и искусной работой. Это объясняется тем, что они были распространены среди просвещенных и знатных людей. Отдельные, сохранившиеся створки энколпионов домонгольского периода часто вкладывались как святыни в кресты-мощевики более позднего времени, а также они могли выполнять роль монолитного нагрудного креста и служили образцом для последующих копий.
VI. Заключение. Подводя итог исторического развития нагрудного креста, можно сказать, что изменение его формы происходило от греческих пропорций, знакомых многим дохристианским народам и с помощью древней символики выражавших вселенское значение подвига Христа, к латинским пропорциям, раскрывающим идею искупительной Жертвы и Победы Спасителя. Руководствуясь символическим значением, можно условно выделить три группы нагрудных крестов. Первая — древние четырехконечные кресты греческих или близких к ним пропорций без иконографических изображений. Разнообразие их форм задавалось концами креста и средо-крестием, которые и несли основную смысловую нагрузку. Такие кресты служили символом христианства, раскрывая его значение в космическом аспекте. На Руси они были распространены в X ~ XIII веках. Вторая — кресты с иконографическими сюжетами. Это самая большая группа крестов, существовавшая на всем историческом периоде. Как правило, они имели простую форму, которая к XIV веку приобрела латинские пропорции. В них основное значение передавалось иконографией, начиная от лаконичных образов Спасителя и Его Распятия, до сложных композиций, раскрывавших догматы Церкви и требующих грамотного толкования. В такого рода крестах главным было показать Распятие как искупительную Жертву Христа. Наибольшее распространение таких крестов на Руси в XIV — XVII веках.
84 Третья — нагрудные кресты без иконографических сюжетов (без Распятия), но с глубоким символическим содержанием. Они сочетали в себе развитую символику формы древних крестов и литургическое содержание иконографии, передаваемое сложившимся кругом изображений и надписей. Отличились внешней красотой и декоративностью, служившей прославлению победы Спасителя. Широко были распространены в XVII — XVIII веках. Как мы видим, все эти группы крестов сложились до XVIII века, когда сознание русского человека оставалось в основном религиозно-символическим. В XIX — XX веках все изменения в стиле нагрудных крестов определялись возрастающей секуляризацией сознания и заключались в адаптации древних форм в соответствии с модными художественными стилями, при большом влиянии западного искусства. Обычным результатом этого процесса была потеря чистоты и глубины символического языка, характерного для древних образцов. Большинство дорогих заказных крестов мало отличалось по стилю от светских ювелирных изделий, так как они обычно изготавливались светскими ювелирами, которым было свойственно мирское понимание красоты. На форму и содержание недорогих крестов-тельников повлияли технологические процессы массового производства, когда тельники в начале XX века стали широко выпускаться на фабриках (часто иностранных) методом штамповки. В этом случае, когда упрощение древней формы происходило без должного знания и благоговения, священный смысл креста пропадал, и он превращался в простой конфессиональный знак. С другой стороны, как ответная реакция на подобные новшества, существовала тенденция почитания всего древнего. Ореолом святости в этом случае обладал любой древний крест, независимо от его содержания. Такой подход был распространен в старообрядческой среде. Правда стоит признать, что в этом была большая польза — благодаря поздним репликам, бережно сделанным старообрядцами со старых образцов, до нас дошли многие древние формы крестов. В то же время в начале XX века в России наблюдался духовный подъем. Этот период отмечен высоким уровнем богословской мысли и оживлением философско-богословских исканий. В это время были раскрыты от поздних записей древние иконы, и началось медленное проникновение в их священный смысл. Оживляется церковное художественное творчество, стремящееся соединить высоко духовное содержание византийского и древнерусского искусства с современной эстетикой. Благодаря усилиям видных коллекционеров и ученых церковных археологов, в конце XIX — начале XX века формируются, изучаются и описываются коллекции предметов церковного искусства, в том числе и нагрудных крестов. Большой вклад в это дело внесли выдающиеся исследователи русского искусства — граф А.С. Уваров, профессора Н.В. Покровский и Н.П. Кондаков, коллекционеры Б.И. и В.Н. Ханенко. Наиболее известные работы этих и других авторов о нагрудных крестах указаны в библиографии в конце книги.
К сожалению, процесс духовного возрождения в России не отразился на массовом сознании народа и был прерван Октябрьским переворотом. Сейчас мы снова свободны в своем выборе пути к Богу и хотим продолжить духовные искания наших предков. Часто, пытаясь возродить традиции, мы берем из прошлого, как правило недалекого, то, что лежит на поверхности и более понятно и доступно мирскому уму. Поэтому, если говорить о нагрудных крестах, мы в первую очередь возродили бездушный формализм массового производства тельников, существовавших в начале XX века, и, вдохновляемые не лучшими (с точки зрения православия) работами ювелиров того же периода, позволили себе изготовлять кресты, как светские ювелирные украшения. Если эти явления понимать, как первый шаг неофита на крестном пути, то возможно это не так уж и плохо, так как любое явленное изображение креста дает духовную пищу уму и сердцу верующего. Но необходимы и следующие, осознанные шаги. Нужно изучить и понять святоотеческий духовный опыт и древние тра- диции церковного искусства, но для того, чтобы, сохраняя духовные ценности в музеях, превратить их в культурное наследие далекого прошлого. Важно, чтобы церковные традиции стали нам внутренне присущи и обрели в нас жизнь и творческое развитие. «Церковь всегда живая и творческая вовсе не ищет защиты старых форм как таковых, не противопоставляя их новым как таковым. Церковное понимание искусства было и есть одно: реализм. Это значит, что Церковь, столп и утверждение истины требует только одного — Истины».1 Церковное искусство — искусство соборное и общенародное. Это общее дело не только церковных художников, но и священнослужителей, как духовных наставников и проводников, музейных и научных работников, как хранителей и знатоков русских древностей, и всего народа, который своим духовным и культурным уровнем определяет развитие современного церковного искусства. Но понимание истины и соборное творчество невозможны до тех пор, пока все мы сами не станем живыми членами Мистического Тела Христова — Его Церкви. Только принадлежа Христу и Его Церкви, мы сможем понять Крест Христов и преобразовать в него свой крест. «Ибо, — по словам апостола Павла — слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия»2.
1 П.А. Флоренский. Столп и утверждение истины. 2 1-е посл. Коринфянам ап. Павла 1, 18. Приложения.
Что образует крест. Симеон Солунский в гл. 133 пишет: «к востоку за престолом ставится четвероконечный Божественный крест Спасителя, на котором Он, грех ради наших, был пригвожден, - Спасителя, Который сотворил и содержит все горнее и дольнее, Который соединил горнее с земным, свыше нисшел на землю, и потом с земли вознесся на небо; в Себе Самом все соединил и к Себе призвал все концы земли. Который высотою Божества и смирением воплощения все Себе усвоил и воссоздал нас высотою славы, глубиною нищеты и смирения, и широтою милости и любви, из ада воздвигнул и из земных сделал небесными». Вот что образует крест. (Арх. Вениамин «Новая Скрижаль». Стр. 15). 4. О надписи на нимбе Христа — — артикль в значении этот, тот (который), (причастие м.р. к глаголу быть — ) —сущий, тот, кто есть. Эта надпись появилась не позднее XI века. В русской иконографии с XVII в. встречается ее неправильное понимание. Вместо греческой буквы Щ пишется похожая славянская буква (от), и тогда получаемая надпись толкуется следующим образом: — от небеси придох на землю, — они же Мя не познаша, Н — на кресте Мя распяша. Пример подобной надписи на нагрудном кресте XVII в. приводится в собрании Б.И. и В.Н. Ханенко табл-XXV, №290. Существовало и такое толкование: — отеческий, 0 - Н — непостижим. (Н.В. Покровский. Евангелие в памятниках иконографии. Стр.357). О скошенном подножии. Значение скошенного подножия как перекладины весов Страшного Суда было закреплено в иконописных подлинниках: «Вопрос: чесо ради у креста Христова подножек пишут десную страну подымшуся, а шуюю поникшу, да и главу Христос приклони на десно. Ответ: того ради Христос облегчи десную ногу, и подъяся к верху подножек, да отдаст грехи верующим 90 Ему и во второе пришествие вознесутся горе во сретение Ему, а шуюю ногу того ради обнизи подножек, да неверующие Ему отягчают и снидут во ад. Главу преклони на десно, да преклонит вся языки веровати и покланятиси Ему». (Н.В. Покровский. Евангелие в памятниках иконографии. Стр.357). Примеры расшифровок криптограмм на иконах и крестах. Д.Д.Д.Д. — Древо добро досада диаволу; или: древо дарует древнее достояние. С.С.С.С. — Свет (или Спас) сотвори сеть сатане. Б.Б.Б.Б. — Бич Божий биет бесы. Х.Х.Х.Х. — Христовы хоругви христианам хвала. В.В.В.В. — Возращение вечное верным в рай; или: велие веселие в него верующим. Р.Р.Р.Р. — Реченному роду радости ради. О.О.К.Ц.Е. — Обретен от Бога крест царицею Еленою. Ч.Ч.Е.Ч. — Честно чтущим его человеком. С.В.В.Н. — Содержай вся весяй на древе. К.К.К.К. — Крест крепости Константину к вере. Ц.Б.П. — Царь Бог Предвечный. О.М.О. — Оружие миру одоление. М.М.М.М.К.В. — Много бо может моление матернее ко благо- сердию Владыки. П.П.П. — Пойте, почитайте, покланяйтеся. Д.П.Д.Н.Я.П.Ц.В.Н.П. — Днесь превелие древо нам явися, понеже царь вечный на нем пригвоздися. (Н.В. Покровский. Евангелие в памятниках иконографии. Стр.356-357). П.П.П.П. — Подает поклоняющимся паки по роду. Пою, почитаю, поклоняюся подвижно. С.С.С.С. — Словом спасет Сего славящих. Н.Н.Н.Н. — Нощи неведения нужне низлагатель. О.О.О.О. — Обретельный обретатель обретен, обретеся Еленою от Бога. Оружие одоление ограждает обручники. Ц.Ц.Ц.Ц. — Царский цвет церкви цветит. Ч.Ч.Ч.Ч. — Честная честь чтущим человеком. Из книги Соборник. Похвала Кресту иже около словесем воображение. Подлинник иконописный. Издание С.Т.. Большакова под редакцией А.И. Успенского. М.,1903, или М.,1998.
Литература по истории и символике христианского искусства. 1. Граф А.С. Уваров. Христианская символика. М.,1908. 2. Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии. 3. Покровский Н.В. Очерки памятников христианского 4. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери, т. 1-2. М.,1998. 5. Кондаков Н.П. Иконография Господа Бога и Спаса нашего 6. Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и 7. Епископ Порфирий (Успенский). Святыни земли италий 8. Успенский Л.А. Богословие иконы православной церкви. 9. Православная икона. Канон и стиль. К богословскому 10. К Свету. №17. Символика Русского храмоздательства. 11. Овчинников А.Н. Символика христианского искусства. 12. Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры. М. - 13. Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. 14. Иконостас. Происхождение, развитие, символика. М.,2000. 15. О.Е. Этингоф. Образ Богоматери. Очерки византийской Указатель рисунков в тексте. 1. Ампула из церкви св. Иоанна г. Монцы. VI-VII вв. Н.В. Пок 2. Камей в парижском Каб. Мед. Н.П. Кондаков. «Иконография 3. Распятие. Церковь св. Сабины в Риме. V-VI вв. Н.В. Пок 4. Распятие. Миниатюра в Евангелии Раввулы. Н.В. Покров 5. Распятие, приписываемое Анастасию Синаиту. Н.В. Пок 6. Мастер Авраам. Фрагмент горельефного изображения на 7. Образцы русских цепей. XVII в. 8. Энколпион с распятием. Начало XII в. «Археология. Древняя 9. Крест-мощевик с распятием. Середина XIV в. Загорский
10. Каменные кресты (корсунчики). «Археология. Древняя 11. Каменные кресты с обкладками. а. Мраморный. XI XII вв. Собр. Б.И. и В.Н. Ханенко. №170. б. Из зеленой яшмы с кораллами на перевязи (более поздний). 12. Кресты прямолинейные с прямыми углами средокреетия. а. Крестик с выемчатой эмалью. XI-XII вв. «Археология. Древ б. Крест с плетенкой. XII-XIV вв. М.В. Седова. «Ювелирные 13. Кресты с расширяющимися балками. Собр. Б.И. и В.Н. а. Бронзовый крестик. XIII в. №81. б. Костяной крестик. XI-XII вв. №178. в. Крестик. XIII в. №225 98 14. Кресты с дугами средокрестия и кругами на концах балок. 15. Прямолинейные кресты с меньшими крестами на концах а. Крест в круге. ХП-ХШвв. Собр. Б.И. и В.Н. Ханенко. №138. б. Крест. XIV в.М.В. Седова.«Ювелирные изделия Новгорода». 16. Крест с квадратом в средокрестии. а. Золотой тельник. ХII-ХШ вв. Из собр. Б.И. и В.Н. Ханенко. б. Крестик. XIII в. М.В. Седова. «Ювелирные изделия Нов 17. Кресты с кругом в средокрестии. Собр. Б.И. и В.Н. Ханенко. а. Серебряный тельник. ХII-ХШ вв. №190. б. Бронзовый тельник с выемчатой эмалью. ХII-ХШ. №82. 18. Крест с трехлопастными криновидными концами. XIII в. 19. Кресты с тремя шариками на концах, образующими тре а. Крест «скандинавского» типа. XI в. «Археология. Древняя б. Бронзовый крестик. ХII-ХШ вв. Собр. Б.И. и В.Н. Ханенко. 20. Кресты с треугольными концами. а. Крестик с выемчатой эмалью. XI-XII вв.«Археология. Древняя б. Костяной крестик. XIII в. Собр. Б.И. и В.Н. Ханенко. №261. 21. Папирусный талисман. V-VI вв. Гос. Эрмитаж. 22. Византийский золотой крестик с греческой надписью «Свет 23. Византийский золотой крестик. V в. Там же. 24. Византийский серебряный с эмалью крест (от реликвария). 25. Крест процветший. Катакомбы Св. Понтиниана. V в. Н.В. 26. Бронзовый крестик с аканфами. XI-XIII вв. Собр. Б.И. и 27. Энколпион (оборотная сторона). ХII-ХШ в. Изображение 28. Кресты с распятием «северного» типа. X-XI вв. «Археология. 29. Створка медного энколпиона с благословляющим Христом, 30. Крест-мощевик. XIV в. Распятие с предстоящими, вверху — 31. Крест якореобразной формы. XVII в. Распятие с пред 32. Крест-мощевик. XIV в. Спас в Силах. Загорский музей. 33. Рипида. XIV в. Деисис, на обороте — Христос и четыре
34. Крест-мощевик серебряный с позолотой. XIII-XIV вв. 35. Створка медного энколпиона. XIII в. Христос и символы 36. Энколпион бронзовый позолоченный, обложенный снаружи 37. Византийский золотой крест VII в. Христос и четыре 38. Наперсный крест. VII-VIII вв. Н.В. Покровский. «Очерки 39. Православное Распятие. 40. Католическое Распятие. 41. Медный восьмиконечный крест. XVI-XVII вв. Распятие. 42. Энколпион. XIV-XV вв. Распятие с Предстоящими, Троица, -100 три Святителя. Собр. Б.И. и В.Н. Ханенко. №129. 43. Энколпион позолоченный. ХII-ХIII в. Распятие с предстоя Трость процветшая. Собр. гр. А.С. Уварова. №103. 44. Икона резная из кости. Константинополь, XI в. Распятие с 45. Распятие с Предстоящими. Внизу креста — изображения 46. Энколпион. X в. Воскресение — Сошествие во ад. Пере 47. Крест медный с кринообразными концами. XVII в. Распятие 48. Небесные Врата. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. IX 49. Этимасия. Деталь серебряного оклада иконы Спасителя в 50. Створка бронзового энколпиона. XIII в. В средокрестии — 51. Крестик бронзовый XIV-XV вв. В средокрестии — Неруко
52. Крест медный с расширяющимися концами. Распятие с 53. Триумфальный крест. Фрагмент горельефа латеранского стианского искусства». 54. Крест серебряный с чернью. XVIII в.(?) Распятие с пред 55. Крест серебряный. XVII в. Тип — «Процвете Древо Креста», 56. Крест медный. XVI-XVII вв. Распятие с предстоящими — икона: «Вход Господень в Иерусалим». Собр. Б.И. и В.Н. 57. Крест медный. XVII в. В центре — арх. Михаил, вверху — - Собр. гр. А.С. Уварова. №59, и сборн. Н. Леопардова. Вып. 58. Энколпион медный. XI-XII в. Оборотная сторона с изобра 59. Энколпион бронзовый. X в. Божия Матерь Оранта с мла 60. Энколпион бронзовый. Начало XII в. Оборотная сторона с 61. Створка византийского энколпиона. XI-XII вв. Богоматерь 62. Чудотворная икона Пресвятой Богородицы — Купятитская. 63. Крест-мощевик второй половины XIV в. Оборот с изобра 64. Створка медного энколпиона с крестообразными концами. 65. Крест медный. XVI-XVII вв. Ангел Великого Совета. Собр. 102 Б.И. и В.Н. Ханенко. №151. Аналоги — Собр. гр. А.С. Уварова. №216-217, Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева. 66. Крест серебряный с позолотой и эмалью. XVII - XVIII вв. В 67. Крест ажурный с орнаментом вдоль балок. XVII-XVIII в. (?)
68. Крест греческих пропорций с криновидными концами и 69. Крест греческих пропорций с криновидными соеди 70. Крест типа «Процвете Древо Креста» с эмалью. XVII-XVIII 71. Крест с эмалями. XVII в. Вокруг средокрестия круг с лучами.
72. Крест расцветший с эмалями. XVII в. Из средокрестия 73. Золотой крест XVII в. со скошенными гранями балок и 74. Крест XVII в. с криновидными элементами в средокрестии и 75. Серебряный крест восьмиконечной формы XVII в. с изобра 76. Рисунок с копии креста XVII-XVIII вв. Лицевая сторона. 77. Изображение креста с сударием во фресках коптских 78. Оборотная сторона процветшего креста XVII в. Собр. гр. А.С. 79. Рисунок с копии креста XVII-XVIII вв. Оборотная сторона. С 1996 по 2000 год. Таблица I. 1. Тельный крестик с Распятием, сходный по форме с мощеви- 2. Тельный крестик с Распятием, сходный по форме с энколпио- 3. Тельный крестик с Голгофским Крестом в стиле XVIIb. (рис.66
4. Тельный крест с Распятием в стиле XIX — XX века, а — 5. Тельный крестик. Спас Нерукотворный. Форма сходна с ви 6. Тельный крестик, сходный по форме с крестами Х-ХIII вв. с 7. Тельный крестик в стиле XVII в. с криновидными концами и Таблица И. 8. Тельный крестик «Плетенка», а — лицевая сторона, б — обо 9. Тельный крест в стиле XVII в. а — лицевая сторона, б — 10. Тельный крест в стиле XVII в. с криновидными концами,
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 715; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.102.239 (0.272 с.) |