Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функции, виды и способы ношения нагрудных крестов.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
На протяжении всей многовековой истории нагрудного креста не известно о существовании какой-либо строгой регламентации канонов относительно его формы, иконографии и надписей. «Крест всякой формы есть истинный крест» — эти слова преподобного Феодора Студита очень точно выражают отношение Церкви к существующему многообразию форм креста, которое отражало развитие христианского богословия, иконописи и эстетики конкретной эпохи и определялось основными функциями нагрудных крестов: 1. Обозначать соединение верующего с Христом и Святой 2. В образной и символической форме излагать основы 3. Прославлять искупительную Жертву Христа и Святую Следует отметить еще две функции. Это защитно-оградительная функция Животворящего Креста, в народе иногда приобретавшая магическое значение оберега, и эстетическая функция, где крест — объект христианского искусства, являющегося художественно-эстетическим выражением духовности. Обозначенные функции выступают в различных крестах в разной степени, задавая как его форму, так и содержание. Существует два вида нагрудных крестов. Это простой (монолитный) нагрудный крест и энколпион (или крест-мощевик), состоящий из двух створок с полостью внутри. По способу ношения нагрудные кресты можно разделить на тельные (тельники) и носимые поверх одежды. В полном Православном Богословском энциклопедическом словаре приводится следующее определение: «крест наперсный — это крест, носимый на груди то поверх одежды, то под нею».1 Тельный крест. Самым распространенным с древних времен до наших дней является обычай сокровенно носить крест под одеждой. Такой крест называется на Руси тельником. Он дается Русской Православной Церковью каждому христианину при совершении таинства Крещения. Постоянно находясь на теле и составляя с человеком единое целое, тельный крест в первую очередь обозначает его соединение с Христом и Святой Православной Церковью, а также является для крещаемого символом его крестного пути и училищем истинного богословия. При таком ношении ярче проявляется символизм сопряжения своего креста с Крестом Христовым. Корни этой традиции мы можем видеть у первых христиан, которые изображали кресты на своем теле или носили их тайно.2 Такая скрытность объяснялась еще и стремлением избежать насмешек, оскверняющих святыню, и преследования врагов. Именно в первые века христианства стал зарождаться символический язык христиан, отличавшийся в то время скромностью выразительных средств и особой прикровенностью, но при этом он требовал высоко духовного понимания.
Кресты, носимые поверх одежды. При ношении креста поверх одежды главным становится символизм христиан- 1 Том 2, стр. 1493. Это определение наиболее точно, так как главным 2 Это известно из жития некоторых христианских мучеников. Так акты ского служения. В этом случае человек показывает, что вся его деятельность в миру совершается под знаменем креста и является служением Христу. Поэтому нагрудные кресты, носимые поверх одежды, были на Руси в основном принадлежностью епископского сана, а также (до петровской эпохи) обязательными предметами княжеского и царского облачения. Они отмечали богоизбранность и христианский характер духовной и мирской власти. Рис.6 Поверх одежды, вернее поверх доспехов носились пара-манные или параменные кресты. Воины надевали их на грудь поверх брони, закрепляя тесьмой на плечах (раменах), так же как монашеский аналав (параман) или вериги, носимые под одеждой. Для этого параманные кресты имели скважины или ушки сверху и снизу. Такими крестами благословляли воинов на ратные подвиги, они служили духовной защитой и победным оружием в борьбе с врагами.1 Обычай носить крест поверх одежды (на вороте) встречался и в народной среде, отмечая христианский характер служения человека. Пример такого ношения — изображение мастера Авраама на Западных (Корсунских) вратах Новгородской Софии (рис.6). В XVII веке ношение креста поверх одежды по-
1 Примеры такого рода крестов из истории приводит А. Нечволодов в «Сказании о русской земле». М.,1997, ч.IV, стр.932.
лучило более широкое распространение и сохранялось до второй половины XIX века. Это можно объяснить историческими особенностями того времени. В XVI веке происходит укрепление единого русского централизованного государства, которое, после падения Византии, все больше осознается как оплот православия. Естественно, что крест, как Непобедимое Оружие веры, выходит на всеобщее обозрение, находя поддержку в словах апостола Павла1 и святых отцов Церкви2. Другая особенность в том, что в XVII веке по окончании смутного времени, возникшая в обществе ностальгия по древней духовности находит выражение в создании нового символического языка в церковном и церемониальном искусстве. Долгожданный царь — Михаил Федорович наделяется в сознании народа всеми мыслимыми совершенствами и становится образцом для подражания. По словам Симеона Полоцкого: «Царя образом вси ся управляют, житие его своим подражают». Поэтому одежда и убранство народа того времени уподоблены царским, и атрибут царского и княжеского сана — наперсный крест — становится элементом народного праздничного костюма. Такой крест имел торжественный праздничный характер.3 Он дополнялся искусно выполненной цепью и составлял с ней единое целое. Так как цепь была довольно широкая, она не продевалась в ушко креста, как в тельниках, а крепилась на оглавии с помощью кольца или проволоки с двумя петлями. 1 «А я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса О такого же рода надписи на крестах домонгольского периода — «Христос крест нам дал на похвалу», упоминает Н.И. Петров (альбом достопримечательностей церковно-археологического музея при императорской киевской духовной академии. Вып. IV - V. Киев, 1915. Стр. 29. 2 «Не стыдимся Креста Спасителева, но еще и хвалимся им» (св. Кирилл f О форме и символике такого рода крестов см. rл.V. Символический язык крестов XVII в.
Рис. 7 Такой способ ношения креста подтверждают и современные исследования в области этнографии.' Образцы некоторых цепей с сужающимися концами для крепления изображены на рис.7. Ношение мирянами крестов поверх одежды не определялось церковными правилами,2 а являлось выражением личного благочестия. При этом нагрудный крест широко выполнял свои основные функции, особенно выделяя прославление победы Спасителя. Сегодня, когда мы стремимся к возрождению православной веры и традиций в современном обществе, часто встает
1 А.Б. Островский. Православный нагрудный крест. Кунсткамера вып.8. 2 Все же существовали указания, из которых видно, что ношение креста
вопрос об уместности ношения мирянами креста поверх одежды. Церковь никогда не препятствовала выражению личного благочестия верующих, если его формы не противоречили основам веры, поэтому этот вопрос решается индивидуально каждым человеком по благословению своего духовника. Естественно, что ношение креста в качестве светского ювелирного украшения недопустимо, ибо в этом случае мы нарушаем третью заповедь Закона Божия: «не приемли имени Господа Бога твоего всуе». Но и при благочестивом ношении не стоит забывать об ответственности, которую налагает на человека крест, находящийся снаружи. Это и постоянное соответствие его мирских дел учению Христа, и соблюдение церковного правила о запрете изображать крест в месте, в котором он может подвергнуться неумышленному осквернению.1 При ношении креста поверх одежды в миру, часто в нехристианском окружении, риск подвергнуть святыню осквернению очень высок. Энколпион2, как и многие из форм монолитных крестов, пришел к нам из Византии. Он произошел от четырехконечного ящичка с изображением креста на крышке, в котором древние христиане хранили частицы святых мощей или списки священных книг. В дальнейшем он приобрел крестообразную форму и в таком виде являлся в Византии принадлежностью епископского и царского сана. Большинство византийских нагрудных крестов, сохранившихся в музейных коллекциях, — энколпионы. В Древней Руси складные кресты-мощевики, наравне с другими нагрудными крестами, носимыми поверх одежды, были предметами княжеской гривной утвари и принадлежностью царского сана. Помимо этого, энколпионы иногда носили и простые монашествующие, а также благочестивые миряне, например, паломники (как правило, под одеждой). Кресты-мощевики, а также дорогие нагрудные кресты, но- 1 73-е правило Шестого Вселенского Собора о запрете начертания 2 Энколпион (греч. ) — носимый на груди, на сердце. Учитывая симые поверх одежды, являлись семейными реликвиями, передавались по наследству и нередко приносились в дар Церкви. Для уточнения терминологии заметим, что название эн-колпион обычно применимо к изделиям византийского происхождения и их подражаниям (рис.8), а крест-мощевик — к формам крестов, родившихся непосредственно на Руси в XIV веке (рис.9). Так как между крестами, носимыми поверх одежды, и тельниками нет принципиальных различий, и не всегда с полной
Рис.8 Рис. 9 уверенностью можно сказать, как носился тот или иной крест, то в дальнейшем все кресты, носимые на груди, будем называть нагрудными крестами. Определив функции крестов, их виды и способы ношения, попробуем теперь кратко проследить историю развития православного нагрудного креста.
Форма и символика древних византийских и русских Крестов. Формы древних русских крестов. Древнейшими крестами X — XII веков, найденными на территории древнерусских городов, были каменные кресты и металлические тельники. Каменные представляли из себя простые равно- Рис. 10 Рис. 11 конечные крестики, изготовленные из разных пород камней: яшмы, лазуритов, мраморов (рис.10). Носились они на шнуре, продетом в отверстие, просверленное в верхней части креста. В дальнейшем они приобрели металлические обкладки на концах креста, соединяемые перевязью, и металлическое подвижное оглавие (рис.11). Кресты этого типа в литературе обычно называют корсунчиками. Металлические тельники отливались из серебра или бронзы, а также вырезались из металлической пластины или монеты. Они имели несложную форму ближе к греческому типу с простым геометрическим или растительным орнаментом. Как правило, эти кресты повторяли образцы византийского, а иногда скандинавского происхождения. Они, в основном, служили знаком исповедания христианской веры, внося в знакомую славянам символику земли и жизни, солнца и света, новый христианский смысл. Наиболее распространенными формами древних крестов были: 1. Прямолинейные с прямыми углами средокрестия (рис.12). 2. С расширяющимися балками (рис.13).
Рис. 13 3. С дугами средокрестия и кругами на концах балок (рис.14). 4. Прямолинейные с меньшими крестами на концах балок. Рис. 14 Рис. 15 5. С квадратом или ромбом в средокрестии, с изображением 6. С кругом в средокрестии и на концах креста (рис. 17). 7. С трехлопастными криновидными концами (рис.18). Рис. 16 Рис. 17 Рис. 18 8. С тремя шариками на концах, образующими треугольник 9. С треугольными концами (рис.20). Рис. 19 Рис. 20 Символика формы древних византийских и русских крестов. Своеобразным ключом к пониманию основной символики формы древних крестов может послужить греческая словесная формула, распространенная в Византии и на всем христианском Востоке. Она состоит из двух крестообразно записанных слов (фос и зоэ), означающих свет и жизнь. Такая запись встречается с V века на папирусных амулетах (рис.21), затем на нательных крестах и энколпионах (рис.22), и даже на иерейском облачении.' Эти греческие слова, где — не чувственный свет, исходящий от материальных источников, а свет невещественный, а — не биологическая жизнь, а жизнь духовная, по сути обозначают Христа согласно евангельским словам: «Я свет миру, кто последует за мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни»2. Образуя
1 Епитрахиль митрополита Фотия (XV в.) из оружейной палаты 2 Ев. от Иоанна 8, 12.
Рис. 21 Риг. 22 собою крест, эти слова насыщают его изображение богословскими знаниями, связанными с понятиями Свет и Жизнь, данными нам в Евангелии и в учении святых отцов Церкви. Основные формы древних крестов часто отражали именно эти понятия. Четыре балки креста, исходящие из единого центра, особо выделенного кругом или квадратом с крестом, понимаются
Рис. 23 Рис. 24
как четыре луча Света Жизни, исходящих от его источника — Христа1 (рис.23,16). Особенно наглядна эта символика в крестах с расширяющимися балками, имеющими в центре круг с крестом или образом Христа (рис.24). Эта форма характерна для древних выносных крестов и крестов, украшающих дарохра- 1 Христианская символика света отражалась и в греческой фразе (свет Христов просвещает всех), встречающейся в виде криптограммы Ф.Х.Ф.П. на более поздних (XVII в.) греческих крестах и иконах. нительницы и реликварии. Квадрат с крестом в центре может пониматься так же, как и на просфорных печатях, где четвероугольная печать говорит о четырех земных стихиях, усвоенных Христом при воплощении. «И как весь мир четверочастен, так и самое Слово, Христос, Творец мира, приняло плоть, состоящую из четырех стихий»1. Концы балок креста могли заканчиваться кругами или крестами, повторяющими и усиливающими символику центра, подчер-
Рис. 25 Рис. 26 кивая четверочастность мира и Христа. Иногда весь крест мог вписываться в круг (рис. 15а). Исходя из его солярного значения, такое сочетание можно понимать как символ Христа — Солнца Правды, источник Божественного Света. Но гораздо ярче здесь выступает значение круга, как символа безначальности и бесконечности, обозначающего Творца мира и вселенскую сферу, освященную крестом — символом искупительной Жертвы Христа. «О, необычайное чудо! Широта и долгота креста равны небесам, так он все освящает Божественною Благодатию».2 Эта символика отражена и в иконографии крестчатого нимба Спасителя. Значение, аналогичное кругу, несут греческие буквы А и , иногда изобра- 1 арх. Вениамин, Новая Скрижаль ч.2 гл.VI §33. 2 Стихира на хвалитех, глас 8. жаемые на кресте или рядом с ним (рис.25). Для передачи значения Жизни Вечной, балки креста украшались растительным орнаментом и часто принимали на концах троичную форму крина — древнего символа жизни, а теперь и Живоначальной Троицы. Это цветение представляет крест как Древо Жизни. Нередко цветение изображалось не на концах балок креста, а в его основании, которое, превращаясь в растительные побеги, раздваивалось (рис.26). В этом случае
Рис. 27 Рис. 28 крест приобретал форму, напоминающую раннехристианские изображения якоря или корабля, включая в себя их символику, и мог пониматься как образ духовно плодоносящей Христовой Церкви. Процветшие кресты в такой символике широко известны в искусстве Византии и древней Руси. И конечно, как мы увидим в дальнейшем, символика Древа Жизни сильно влияла на форму и декор нагрудных крестов во все времена. Поверхность креста с расширяющимися балками часто служила фоном для иконографических изображений. На краях балок креста встречались каплевидные отростки, обозначающие капли крови Христа, пролитые им на кресте (на Руси они иногда назывались слезками) (рис.27,24,36). Они могли пониматься и как растительные элементы — цветки или готовые распуститься почки. Иконография тельных крестов X — XIII веков довольно лаконична. В основном это изображение Христа — благословляющего или распятого (рис.28). Крест, как орудие казни, обычно не показывался, а обозначался над головой Спасителя в виде маленького крестика. На Христе — лентий (набедренная повязка) или коллобий (длинное византийское одеяние)1. Дополнительные атрибуты распятия отсутствовали. Более подробная иконография была на крестах-энкол-
Рис. 29 Рис. 30 пионах. На них имелись изображения благословляющего Христа, Распятия с предстоящими, солнца и луны (в виде астрологических знаков), пятичастного Деисиса, четырех евангелистов или их символов, Божией Матери, апостолов, Архангелов и особо почитаемых святых; изображения помещались не только на лицевой, но и на оборотной стороне (рис.27,29, 30,57,59). В X — XI веках энколпионы поступали на Русь из Византии и Малоазийских земель. Их отечественное производство до XIII века (домонгольский период) было сосредоточено в Киеве. 1 «Лентий на чреслах Иисуса Христа в рассматриваемый период времени (с VI по X век) встречается лишь изредка, в XI веке он становится преобладающим, а с XII века — единственным одеянием распятого Спасителя» (Н.В. Покровский. Евангелие в памятниках иконографии, стр. 361). Древние русские энколпионы повторяли византиийские образцы, близкие к пропорциям греческого креста со слегка удлиненной вертикальной балкой. Наибольшее распространение получили энколпионы с закругленными концами и полукруглыми выступами по сторонам каждого конца (рис.8,43,58,60). Все пространство креста занимали иконы. На древних энкол-пионах (до XI века) они выполнялись в технике глубокой гравировки по отшлифованной поверхности креста. Приблизительно с XI века начинает преобладать техника рельефного литья. Фон литых изделий иногда украшался эмалью. В очень дорогих золотых изделиях использовалась техника перегородчатой эмали, когда углубление для эмали заполнялось тончайшими золотыми перегородками, которые создавали уникальный рисунок (рис.27,46). Энколпионы, хотя и сохраняли некоторую архаичность образов, присущую всем древним крестам, отличались от них более тонкой и искусной работой. Это объясняется тем, что они были распространены среди просвещенных и знатных людей. Отдельные, сохранившиеся створки энколпионов домонгольского периода часто вкладывались как святыни в кресты-мощевики более позднего времени, а также они могли выполнять роль монолитного нагрудного креста и служили образцом для последующих копий.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 435; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.36.215 (0.012 с.) |