Функции, виды и способы ношения нагрудных крестов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции, виды и способы ношения нагрудных крестов.



На протяжении всей многовековой истории нагрудного креста не известно о существовании какой-либо строгой регла­ментации канонов относительно его формы, иконографии и надписей. «Крест всякой формы есть истинный крест» — эти слова преподобного Феодора Студита очень точно выражают отношение Церкви к существующему многообразию форм креста, которое отражало развитие христианского богословия, иконописи и эстетики конкретной эпохи и определялось основ­ными функциями нагрудных крестов:

1. Обозначать соединение верующего с Христом и Святой
Православной Церковью.

2. В образной и символической форме излагать основы
христианской веры (богословие креста).

3. Прославлять искупительную Жертву Христа и Святую
Соборную Апостольскую Церковь.

Следует отметить еще две функции. Это защитно-огради­тельная функция Животворящего Креста, в народе иногда при­обретавшая магическое значение оберега, и эстетическая функ­ция, где крест — объект христианского искусства, являющегося художественно-эстетическим выражением духовности.

Обозначенные функции выступают в различных крестах в разной степени, задавая как его форму, так и содержание.

Существует два вида нагрудных крестов. Это простой (мо­нолитный) нагрудный крест и энколпион (или крест-мощевик), состоящий из двух створок с полостью внутри.


По способу ношения нагрудные кресты можно разделить на тельные (тельники) и носимые поверх одежды. В полном Православном Богословском энциклопедическом словаре при­водится следующее определение: «крест наперсный — это крест, носимый на груди то поверх одежды, то под нею».1

Тельный крест. Самым распространенным с древних времен до наших дней является обычай сокровенно носить крест под одеждой. Такой крест называется на Руси тельником. Он дается Русской Православной Церковью каждому христианину при совершении таинства Крещения. Постоянно находясь на теле и составляя с человеком единое целое, тельный крест в первую очередь обозначает его соединение с Христом и Святой Православной Церковью, а также является для крещаемого символом его крестного пути и училищем истинного богосло­вия. При таком ношении ярче проявляется символизм сопряже­ния своего креста с Крестом Христовым. Корни этой традиции мы можем видеть у первых христиан, которые изображали кресты на своем теле или носили их тайно.2 Такая скрытность объяснялась еще и стремлением избежать насмешек, осквер­няющих святыню, и преследования врагов. Именно в первые века христианства стал зарождаться символический язык христиан, отличавшийся в то время скромностью выразительных средств и особой прикровенностью, но при этом он требовал высоко духовного понимания.

Кресты, носимые поверх одежды. При ношении креста поверх одежды главным становится символизм христиан-

1 Том 2, стр. 1493. Это определение наиболее точно, так как главным
является местонахождение креста на груди, которая, как вместилище сердца,
является священной частью тела. (прим. автора).

2 Это известно из жития некоторых христианских мучеников. Так акты
седьмого вселенского собора (акт IV) свидетельствуют, что мученик Прокопий
( 303) пострадавший при Диоклетиане, носил на шее крест, наполовину
золотой, наполовину серебряный, тоже известно об одном христианском воине
Оресте ( 304). По рассказу Понтия, библиографа святого Киприана
Карфагенского, в III в. некоторые христиане изображали фигуру креста даже
у себя на лбу; поэтому признаку их узнавали во время гонений и предавали на
мучения. (Христианство. Энциклопедический словарь, т.1, стр. 833).


ского служения. В этом случае человек показывает, что вся его деятельность в миру совершается под знаменем креста и является служением Христу. Поэтому нагрудные кресты, носимые поверх одежды, были на Руси в основном принадлежностью епископ­ского сана, а также (до петровской эпохи) обязательными предметами княжеского и царского облачения. Они отмечали богоизбранность и христианский характер духовной и мирской власти.

Рис.6

Поверх одежды, вернее поверх доспехов носились пара-манные или параменные кресты. Воины надевали их на грудь поверх брони, закрепляя тесьмой на плечах (раменах), так же как монашеский аналав (параман) или вериги, носимые под одеждой. Для этого параманные кресты имели скважины или ушки сверху и снизу. Такими крестами благословляли воинов на ратные подвиги, они служили духовной защитой и победным оружием в борьбе с врагами.1

Обычай носить крест поверх одежды (на вороте) встре­чался и в народной среде, отмечая христианский характер служе­ния человека. Пример такого ношения — изображение мастера Авраама на Западных (Корсунских) вратах Новгородской Софии (рис.6). В XVII веке ношение креста поверх одежды по-

1 Примеры такого рода крестов из истории приводит А. Нечволодов в «Сказании о русской земле». М.,1997, ч.IV, стр.932.

 

лучило более широкое распространение и сохранялось до вто­рой половины XIX века. Это можно объяснить историческими особенностями того времени. В XVI веке происходит укрепление единого русского централизованного государства, которое, после падения Византии, все больше осознается как оплот право­славия. Естественно, что крест, как Непобедимое Оружие веры, выходит на всеобщее обозрение, находя поддержку в словах апостола Павла1 и святых отцов Церкви2.

Другая особенность в том, что в XVII веке по окончании смутного времени, возникшая в обществе ностальгия по древней духовности находит выражение в создании нового символи­ческого языка в церковном и церемониальном искусстве. Долгожданный царь — Михаил Федорович наделяется в сознании народа всеми мыслимыми совершенствами и становится образ­цом для подражания. По словам Симеона Полоцкого: «Царя об­разом вси ся управляют, житие его своим подражают». Поэтому одежда и убранство народа того времени уподоблены царским, и атрибут царского и княжеского сана — наперсный крест — становится элементом народного праздничного костюма.

Такой крест имел торжественный праздничный характер.3 Он дополнялся искусно выполненной цепью и составлял с ней единое целое. Так как цепь была довольно широкая, она не продевалась в ушко креста, как в тельниках, а крепилась на оглавии с помощью кольца или проволоки с двумя петлями.

1 «А я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса
Христа, которым для меня мир распят и я для мира» (Послание Галатам ап.
Павла 6, 14) — эти слова апостола встречаются иногда на оборотной стороне
русских нагрудных крестов XVII в. Пример — крест №357 из собрания Ханенко
(Древности Русский вып.2, Киев, 1900).

О такого же рода надписи на крестах домонгольского периода — «Христос крест нам дал на похвалу», упоминает Н.И. Петров (альбом достопримеча­тельностей церковно-археологического музея при императорской киевской духовной академии. Вып. IV - V. Киев, 1915. Стр. 29.

2 «Не стыдимся Креста Спасителева, но еще и хвалимся им» (св. Кирилл
Иерусалимский)

f О форме и символике такого рода крестов см. rл.V. Символический язык крестов XVII в.




 


Рис. 7

Такой способ ношения креста подтверждают и современные исследования в области этнографии.' Образцы некоторых цепей с сужающимися концами для крепления изображены на рис.7. Ношение мирянами крестов поверх одежды не определялось церковными правилами,2 а являлось выражением личного бла­гочестия. При этом нагрудный крест широко выполнял свои основные функции, особенно выделяя прославление победы Спасителя. Сегодня, когда мы стремимся к возрождению право­славной веры и традиций в современном обществе, часто встает

 

1 А.Б. Островский. Православный нагрудный крест. Кунсткамера вып.8.

2 Все же существовали указания, из которых видно, что ношение креста
поверх одежды мирянами, в особенности женщинами, было необходимо для
сохранения благочиния церковной службы. «В типиконе, в последовании
понедельника великого поста, после шестого часа (если бывает расход после
этой службы), сказано: «Поем многодетны, и целуем святые иконы и на персях
наших честный крест>>.


вопрос об уместности ношения мирянами креста поверх одежды. Церковь никогда не препятствовала выражению личного благо­честия верующих, если его формы не противоречили основам веры, поэтому этот вопрос решается индивидуально каждым человеком по благословению своего духовника.

Естественно, что ношение креста в качестве светского ювелирного украшения недопустимо, ибо в этом случае мы нарушаем третью заповедь Закона Божия: «не приемли имени Господа Бога твоего всуе». Но и при благочестивом ношении не стоит забывать об ответственности, которую налагает на чело­века крест, находящийся снаружи. Это и постоянное соответ­ствие его мирских дел учению Христа, и соблюдение церковного правила о запрете изображать крест в месте, в котором он может подвергнуться неумышленному осквернению.1 При ношении креста поверх одежды в миру, часто в нехристианском окру­жении, риск подвергнуть святыню осквернению очень высок.

Энколпион2, как и многие из форм монолитных крестов, пришел к нам из Византии. Он произошел от четырехконечного ящичка с изображением креста на крышке, в котором древние христиане хранили частицы святых мощей или списки священ­ных книг. В дальнейшем он приобрел крестообразную форму и в таком виде являлся в Византии принадлежностью епископского и царского сана. Большинство византийских нагрудных крестов, сохранившихся в музейных коллекциях, — энколпионы.

В Древней Руси складные кресты-мощевики, наравне с другими нагрудными крестами, носимыми поверх одежды, были предметами княжеской гривной утвари и принадлежностью царского сана. Помимо этого, энколпионы иногда носили и простые монашествующие, а также благочестивые миряне, например, паломники (как правило, под одеждой).

Кресты-мощевики, а также дорогие нагрудные кресты, но-

1 73-е правило Шестого Вселенского Собора о запрете начертания
креста на земле.

2 Энколпион (греч. ) — носимый на груди, на сердце. Учитывая
его крестообразную форму, энколпион буквально означает — наперсный
(нагрудный) крест.


симые поверх одежды, являлись семейными реликвиями, пере­давались по наследству и нередко приносились в дар Церкви.

Для уточнения терминологии заметим, что название эн-колпион обычно применимо к изделиям византийского проис­хождения и их подражаниям (рис.8), а крест-мощевик — к фор­мам крестов, родившихся непосредственно на Руси в XIV веке (рис.9). Так как между крестами, носимыми поверх одежды, и тельниками нет принципиальных различий, и не всегда с полной




 


 


Рис.8


Рис. 9


уверенностью можно сказать, как носился тот или иной крест, то в дальнейшем все кресты, носимые на груди, будем называть нагрудными крестами.

Определив функции крестов, их виды и способы ношения, попробуем теперь кратко проследить историю развития право­славного нагрудного креста.



 


Форма и символика древних византийских и русских

Крестов.

Формы древних русских крестов. Древнейшими крестами X — XII веков, найденными на территории древне­русских городов, были каменные кресты и металлические тельники. Каменные представляли из себя простые равно-



Рис. 10


Рис. 11


конечные крестики, изготовленные из разных пород камней: яшмы, лазуритов, мраморов (рис.10). Носились они на шнуре, продетом в отверстие, просверленное в верхней части креста. В дальнейшем они приобрели металлические обкладки на концах креста, соединяемые перевязью, и металлическое подвижное оглавие (рис.11). Кресты этого типа в литературе обычно назы­вают корсунчиками.

Металлические тельники отливались из серебра или бронзы, а также вырезались из металлической пластины или


монеты. Они имели несложную форму ближе к греческому типу с простым геометрическим или растительным орнаментом. Как правило, эти кресты повторяли образцы византийского, а иногда скандинавского происхождения. Они, в основном, служили зна­ком исповедания христианской веры, внося в знакомую славянам символику земли и жизни, солнца и света, новый христианский смысл.

Наиболее распространенными формами древних крестов были:

1. Прямолинейные с прямыми углами средокрестия (рис.12).

2. С расширяющимися балками (рис.13).




Рис. 12

Рис. 13


3. С дугами средокрестия и кругами на концах балок (рис.14).

4. Прямолинейные с меньшими крестами на концах балок.
Известны под названием патриарших крестов. Часто впи­
сывались в круг (рис.15).



Рис. 14


Рис. 15


5. С квадратом или ромбом в средокрестии, с изображением
креста (рис.16).

6. С кругом в средокрестии и на концах креста (рис. 17).

7. С трехлопастными криновидными концами (рис.18).



Рис. 16


Рис. 17


Рис. 18


8. С тремя шариками на концах, образующими треугольник
(рис.19).

9. С треугольными концами (рис.20).



Рис. 19


Рис. 20


Символика формы древних византийских и рус­ских крестов. Своеобразным ключом к пониманию основной символики формы древних крестов может послужить греческая словесная формула, распространенная в Византии и на всем христианском Востоке. Она состоит из двух крестообразно записанных слов (фос и зоэ), означающих свет и

жизнь.

Такая запись встречается с V века на папирусных амулетах (рис.21), затем на нательных крестах и энколпионах (рис.22), и даже на иерейском облачении.' Эти греческие слова, где — не чувственный свет, исходящий от материальных источников, а свет невещественный, а — не биологическая жизнь, а

жизнь духовная, по сути обозначают Христа согласно еван­гельским словам: «Я свет миру, кто последует за мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни»2. Образуя

1 Епитрахиль митрополита Фотия (XV в.) из оружейной палаты
Московского Кремля.

2 Ев. от Иоанна 8, 12.




 


 


Рис. 21


Риг. 22


собою крест, эти слова насыщают его изображение богослов­скими знаниями, связанными с понятиями Свет и Жизнь, дан­ными нам в Евангелии и в учении святых отцов Церкви. Ос­новные формы древних крестов часто отражали именно эти понятия. Четыре балки креста, исходящие из единого центра, особо выделенного кругом или квадратом с крестом, понимаются




 


 


Рис. 23


Рис. 24


 


как четыре луча Света Жизни, исходящих от его источника — Христа1 (рис.23,16). Особенно наглядна эта символика в крес­тах с расширяющимися балками, имеющими в центре круг с крестом или образом Христа (рис.24). Эта форма характерна для древних выносных крестов и крестов, украшающих дарохра-

1 Христианская символика света отражалась и в греческой фразе

(свет Христов просвещает всех), встречающейся в виде криптограммы Ф.Х.Ф.П. на более поздних (XVII в.) греческих крестах и иконах.


нительницы и реликварии.

Квадрат с крестом в центре может пониматься так же, как и на просфорных печатях, где четвероугольная печать говорит о четырех земных стихиях, усвоенных Христом при воплощении. «И как весь мир четверочастен, так и самое Слово, Христос, Творец мира, приняло плоть, состоящую из четырех стихий»1. Концы балок креста могли заканчиваться кругами или крестами, повторяющими и усиливающими символику центра, подчер-




 


 


Рис. 25


Рис. 26


кивая четверочастность мира и Христа.

Иногда весь крест мог вписываться в круг (рис. 15а). Исходя из его солярного значения, такое сочетание можно понимать как символ Христа — Солнца Правды, источник Божественного Света. Но гораздо ярче здесь выступает значение круга, как символа безначальности и бесконечности, обозна­чающего Творца мира и вселенскую сферу, освященную крестом — символом искупительной Жертвы Христа. «О, необычайное чудо! Широта и долгота креста равны небесам, так он все освящает Божественною Благодатию».2 Эта символика отра­жена и в иконографии крестчатого нимба Спасителя. Значение, аналогичное кругу, несут греческие буквы А и , иногда изобра-

1 арх. Вениамин, Новая Скрижаль ч.2 гл.VI §33.

2 Стихира на хвалитех, глас 8.


жаемые на кресте или рядом с ним (рис.25).

Для передачи значения Жизни Вечной, балки креста украшались растительным орнаментом и часто принимали на концах троичную форму крина — древнего символа жизни, а теперь и Живоначальной Троицы. Это цветение представляет крест как Древо Жизни. Нередко цветение изображалось не на концах балок креста, а в его основании, которое, превращаясь в растительные побеги, раздваивалось (рис.26). В этом случае




 


 


Рис. 27


Рис. 28


крест приобретал форму, напоминающую раннехристианские изображения якоря или корабля, включая в себя их символику, и мог пониматься как образ духовно плодоносящей Христовой Церкви. Процветшие кресты в такой символике широко известны в искусстве Византии и древней Руси. И конечно, как мы увидим в дальнейшем, символика Древа Жизни сильно влияла на форму и декор нагрудных крестов во все времена.

Поверхность креста с расширяющимися балками часто служила фоном для иконографических изображений. На краях балок креста встречались каплевидные отростки, обозначающие капли крови Христа, пролитые им на кресте (на Руси они иногда назывались слезками) (рис.27,24,36). Они могли пониматься и как растительные элементы — цветки или готовые распуститься почки.


Иконография тельных крестов X — XIII веков довольно лаконична. В основном это изображение Христа — благословляющего или распятого (рис.28). Крест, как орудие казни, обычно не показывался, а обозначался над головой Спасителя в виде маленького крестика. На Христе — лентий (набедренная повязка) или коллобий (длинное византийское одеяние)1. Дополнительные атрибуты распятия отсутствовали.

Более подробная иконография была на крестах-энкол-




 


 


Рис. 29


Рис. 30


пионах. На них имелись изображения благословляющего Христа, Распятия с предстоящими, солнца и луны (в виде астрологических знаков), пятичастного Деисиса, четырех еван­гелистов или их символов, Божией Матери, апостолов, Арх­ангелов и особо почитаемых святых; изображения помещались не только на лицевой, но и на оборотной стороне (рис.27,29, 30,57,59).

В X — XI веках энколпионы поступали на Русь из Византии и Малоазийских земель. Их отечественное производство до XIII века (домонгольский период) было сосредоточено в Киеве.

1 «Лентий на чреслах Иисуса Христа в рассматриваемый период времени (с VI по X век) встречается лишь изредка, в XI веке он становится преобладающим, а с XII века — единственным одеянием распятого Спасителя» (Н.В. Покровский. Евангелие в памятниках иконографии, стр. 361).


Древние русские энколпионы повторяли византиийские образцы, близкие к пропорциям греческого креста со слегка удлиненной вертикальной балкой. Наибольшее распространение получили энколпионы с закругленными концами и полукруг­лыми выступами по сторонам каждого конца (рис.8,43,58,60). Все пространство креста занимали иконы. На древних энкол-пионах (до XI века) они выполнялись в технике глубокой гравировки по отшлифованной поверхности креста.

Приблизительно с XI века начинает преобладать техника рельефного литья. Фон литых изделий иногда украшался эмалью. В очень дорогих золотых изделиях использовалась техника перегородчатой эмали, когда углубление для эмали заполнялось тончайшими золотыми перегородками, которые создавали уникальный рисунок (рис.27,46).

Энколпионы, хотя и сохраняли некоторую архаичность образов, присущую всем древним крестам, отличались от них более тонкой и искусной работой. Это объясняется тем, что они были распространены среди просвещенных и знатных людей. Отдельные, сохранившиеся створки энколпионов домон­гольского периода часто вкладывались как святыни в кресты-мощевики более позднего времени, а также они могли выполнять роль монолитного нагрудного креста и служили образцом для последующих копий.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.10.9 (0.064 с.)