Взгляд гешальттерапевта на стыд и вину 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взгляд гешальттерапевта на стыд и вину



Вступление.

В литературе существует много противоречивых взглядов на природу и динамику чувства стыда. Гораздо меньше споров по поводу чувства вины. Большинство авторов считает, что вина менее сложное образование и имеет меньше значения для психологического функционирования человека. Я буду обсуждать оба чувства: и стыд ивину, однако в основном буду говорить о стыде. Некоторые мысли вполне оригинальны, однако большинство понятий я взял из широкого круга источников.

 

Нормальные или здоровые чувства вины и стыда.

В норме вина и стыд являются важными составляющими саморегуляции нашего организма. Эти чувства возникают, когда я делаю что-то, что не сочетается с моими представлениями о себе, ценностями, моралью или этическими нормами и я чувствую значительные угрызения совести и презрение к себе. Это мои собственные мучительные послания самому себе о том, что то, что я делаю не подходят к сути моего существования.

Организмическая функция вины и стыда заключаются в том, чтобы привлечь мое внимание к поведению, которое должно быть исследовано, переоценено и возможно исправлено или изменено. Эти чувства аналогичны сигналам саморегулирующихся систем управления сложных самолетов. Их цель в том, чтобы направить нас, когда мы теряем курс. Например, если я предаю какого-то члена семьи или друга, то эти чувства будут терзать меня, пока я не пересмотрю ситуацию и не исправлю ее. Меня очень интересуют этимологические корни стыда. Он означает «закрывать, прятать, не показывать, скрывать». Слово «стыд» образовано от того же корня, что и «шаркать», «ковылять», т.е. ходить неловко и крушить, создавать беспорядок вокруг. Интересно, что «скрывать» имеет оба значения: как защищать так и маскировать. Позволив себе поиграть с развитием этимологии этого слова, мы видим, что стыд указывает на переживание дискомфорта, когда я маскирую, прячу от самого себя, кто я такой, чтобы скрыть сокровенную правду о себе. Здоровый стыд заставляет меня осознать, что я не аутентичен, не конгруэнтен и не правдив по отношению к себе. Более того, если я не буду внимательно стыдить за своим стыдом, я стану двигаться по жизни неловко и неуклюже.

В норме стыд и вина, на самом деле, оказываются внутренними сигналами, которые призывают мое сознание, когда я вовлечен в то, что мне кажется неправильным, несправедливым или ранящим. Эти чувства тесно связаны с тем неодобрением или оскорблением, которые я переживаю, когда сталкиваюсь с несправедливостью или нечестной игрой. Чувства стыда или вины, однако, относятся и к моей собственной жизни. Здоровые стыд и вина являются частью нашей межличностной чувствительности, которая вместе с ценностями и моралью образуют эмоциональные и когнитивные аспекты того, что обычно называют совестью. Вина и стыд являются центральными аспектами нашего представления о себе и личной идентичности.

Без вины и стыда каждый из нас был бы совсем другим человеком и мир, без сомнения, был бы анархичным, самопожираювдим. В нем было бы мало интеграции, сочувствия, доверия или уважения к правам и чувствам других, и в нем не было бы органиамического импульса следовать культурным и социальным запретам на зло. У социопатической личности недостает или подавлены здоровый стыд и вина.

 

Токсичный спад

Описание болезненного или токсичного стыда.

Токсичный стыд появляется, когда мои представление о себе и самоподдержка не дают достаточно безопасности или не достаточно сильны, чтобы ответить на мои чувства вины и стыда здоровым образом. Я не в состоянии сохранить или успешно защитить свое чувство себя. Ребенком я особенно уязвим для ядовитого стыда. Я оказываюсь подавлен чувством стыда. Я начинаю верить, что со мной действительно что-то не в порядке, что личность моя уродлива или ущербна, вместо того, чтобы понять, что мне надо только проанализировать ситуацию поближе. Я чувствую и убежден, что мне надо поменяться, чтобы со мной все было в порядке.

Когда это повторяется снова и снова, или если у меня был опыт опустошающего стыда, такого как оскорбление или отвержение, токсичный стыд начинает пронизывать мое чувство Я. Вместо того, чтобы реагировать на жизненную ситуацию с позиции самоподдержки, я отвечаю, хотя бы отчасти, чувством стыда.

Токсический стыд может варьировать от мягкого до отупляющего. Я немного коснусь мягких формы стыда, но в основном сосредоточусь на более жестких его проявлениях. Я не хочу преуменьшать силу более утонченных форм тайного стыда, которые регулярно проявляются в повседневной жизни большинства людей.

Ряд авторов считает, что в мягкой форме токсический стыд охватывает многие межличностные проблемы и нарушения границ и является весьма обычным. Роберт Карой пишет: «Люди чувствуют себя небезопасно, они прячут сомнения в себе и неисследованные раны, нанесенные стыдом. Интуитивно они знают, что если бы они смогли создать проблему другому человеку, они продолжали бы чувствовать себя нормально».

Часть нашего защитного поведения является попыткой защитить и изолировать себя от гложущего дискомфорта вины и стыда. Это защита себя объясняется отчасти универсальной тенденцией отвергать и проецировать свой стыд или вину и обвинять других. За такими обвинениями часто следует возмездие и начинается сражение.

Перфекционизм является другой обычной человеческой чертой, которая тоже часто базируется на запрятанном, секретном чувстве стыда. Благодаря перфекционизму я как-то знаю, что чтобы чувствовать, что другие меня принимают, и чтобы самому ощущать себя хорошо, я должен быть правильным, соответствовать определенным стандартам, быть лучше других, и не совершать ошибок. Если я не отвечаю этим ожиданиям, я чувствую, что я разоблачен, я защищаюсь и переживаю стыд за свое падение.

Когда стыд находит опору в моей личности, он проникает во все мое существование. Когда я переполнен стыдом, я постоянно обороняюсь от «разлагающегося негативного автопортрета». Я оцениваю себя как неудачника, неполноценного или нестоящего человека.

Эмоционально я переживаю себя плохим, смущаюсь и хочу исчезнуть. Спустя время я начинаю смотреть на себя с «непрощающим презрением», что часто приводит к депрессии. Физически я сжимаюсь, избегаю предъявления себя, избегаю контакта глазами.

Токсический стыд негативно влияет на самооценку, уверенность в себе, самоуважение и самоподдержку. Я вижу себя как скучного, обременительного или надоедливого для других человека. Я - неудачник в своих собственных глазах. Я воображаю и проецирую на других такое представление о себе. Такие реальные или воображаемые оценки субъективно кажутся справедливыми в противоположность здоровой самооценке которая в большей степени реалистична и звучит как «Я сел в лужу, но я по-прежнему значимый человек, я молодец».

(Примечание: Есть группа очень стыдливых людей, которых обычно зовут нарцистическими личностями, которые предъявляют черты характера, диаметрально противоположны описанным выше. Их стыд хорошо спрятан. Обычно они эгоцентричны, амбициозны и грандиозны. Они ищут внимания, тщеславны, и отчаянно жаждут получить тепло от похвал других людей в надежде убаюкать мучительное чувство несоответствия и неполноценности, спрятанное глубоко внутри. Это другая тема, и я буду касаться проблематики нарциссизма в атом сообщении).

Жестокое чувство стыда останавливает естественную саморегуляцию организма. Он вмешивается в цикл формирования-завершения гештальта на каждой стадии. На пример, при формировании потребности я уверен, что я не могу желать или спросить чего я хочу. Я не достоин. Когда я рассматриваю окружение, чтобы найти способы встретить свою потребность, я слеп к открывающимся мне возможностям, я замкнут внутри себя и не вижу, что мне подходит, я не замечаю очевидного в поисках чего-то грандиозного, фантастического, великого. Иным путем моя потребность не может быть удовлетворена.

Разные исследования показывают, что дети, которые воспитываются в чутких, внимательных семьях, где много поддержки и любви, редко имеют серьезные проблемы связанные с чувством стыда. Недавние исследования показали, что наследственность также играет роль в том, насколько ребенок чувствителен к стыду.

Жестокий стыд обычно произрастает и» отвержения, оскорбления, непримиримой критики, издевательств, насмешек, и другого подобного детского опыта. Стыд часто формируется вокруг таких навешанных на личность ярлыков как тупость, глупость, уродство, неуклюжесть. Если ребенок получает достаточно унижений, презрительных взглядов, саркастических замечаний и т.д. он или она начинает принимать их за правду.

Чтобы добиться токсичного стыда я должен сделать заключение, что я плохой и неудачник, а не то, что я плохо выгляжу в данной ситуации, или что я провалил тест.

Чтобы понять, как токсичный стыд увековечивается и становится чертой характера, полезно рассмотреть его с феноменологической точки зрения. Вспомним, что фeнoмeнoлoгия предполагает, что существует два различных компонента с помощью которых мы придаем смысл текущему опыту: непосредственное переживание и отраженное переживание (рефлексия).

Непосредственное переживание дается нам в наших ощущениях, он дает нам информацию и может быть описан. Отраженное переживание в том, как мы интерпретируем наш непосредственный опыт. Мы переводим, обрабатываем, приукрашиваем наши сенсорные данные, и таким образом мы придаем им значение для нашей личной жизни, например двое молодых людей, один здоровый и другой склонный к стыду, сдают экзамены на водительские права безо всякой подготовки. Оба получают письменное уведомление, что экзамен они провалили. Их непосредственный опыт одинаков, они читают одно и тоже письмо. Их отраженный (рефлексированный) опыт или интерпретации, однако, очень различны. Первый говорит «Крысы! Ненавижу! Придется позаниматься, чтобы сдать!» Другой говорит: «Я дурак, что думал, что смогу сдать экзамен без подготовки. Мне так не везет!». Первый ответ содержит достаточное количество дискомфорта («Клипсы! Ненавижу!»), который приводит к переоценке ситуации («Придется позаниматься, чтобы сдать!»). Другой оборачивает новость в направленный против себя выпад, подтверждающий мнение, что он дурак и иeудaчник.

Человек с хорошим представлением о себе и адекватной самоподдержкой будет очень редко переживать токсичный стыд. Обычное описание токсичного стыда содержит в себе такие послания как «я хотел бы умереть», «я отвратителен», «я не заслужил чью-то любовь», «я чувствую себя чудовищем».

 

Типы токсического стыда.

1. Социальный или классовый стыд

2. Характерологический стыд (известный еще как нарцистический, глобальный или первичный)

3. Ситуативный стыд (также рассматриваемый как конкретный или вторичный)

Социальный стыд возникает, когда человек интроецирует основные культурные предрассудки и предубеждения. Тот, кто идентифицирует себя с каким-либо меньшинством, таким как баски, гомосексуалы или бедняки и принимает за правду культурные предрассудки, будет испытывать социальный стыд. Человек оценивает себя как менее значимого, неполноценного, недостойного в сравнении с основной культурной группой. Противоядием к социальному стыду является осознавание, исследование или отбрасывание интроецированных культурных предрассудков.

В случае характерологического или ситуативного чувства стыда противоречие лежит между моим идеальным представлением о себе и моим реальным восприятием себя.

При характерологическом стыде человек функционирует с позиции стыда большую часть времени. Их часто называют склонными к стыду или основанными на стыде. Склонные к стыду люди отличаются самоуничижением и самокритикой. Они боятся предъявления себя и глубоко ощущают свое неблагополучие в мире.

Ситуативный стыд возникает, когда я не удовлетворяю социальным ожиданиям ситуации или когда я отклоняюсь от социальных норм, например, веду себя неподобающим образом на вечеринке или прихожу в одном нижнем белье на официальный прием.

Почти все родители используют стыд, чтобы формировать и контролировать поведение своих детей. «Ты должен знать это лучше!», «Стыдно!», «Перестань есть как свинья!», и «Твоя сестра всегда ведет себя хорошо, почему ты не можешь быть таким же?» - вот самые обычные примеры. Сила воздействия стыда идет от тона голоса, установок и обращения родителей или других авторитетных фигур. Как сказал один автор, «утонченность западной культуры была внушена и навязана стыдом».

Ситуативный стыд может также относиться к определенным ситуациям моей жизни, таким как развод или алкоголизм моей матери. В этом случае я оборачиваю что-то, что является правдой обо мне, в заключение, что что-то неправильно со мной в этой области жизни.

Если со временем эта негативная самооценка расширяется до «я плохой» или «я не соответствую», то ситуативный стыд переходит в характерологический. Я воспринимаю некоторое событие своей жизни, оцениваю его негативно, а затем обобщаю, что «я человек с большим изъяном».

Личный пример из моей жизни - у меня дизлексия. Это вполне описанный факт. В средней и старшей школе я старался изо всех сил, чтобы не показать этого, никогда не печатал, нарочно писал с помарками, чтобы скрыть грамматические ошибки, и чувствовал себя выставленным на посмешище, когда другие замечали мое плохое правописание. Я принимал тот факт, что я не могу грамотно писать, осуждал себя за провалы в этой области (и/или интроецировал разочарование своих родителей), но я чувствовал себя хорошо в других областях своей жизни. Когда я оказывался подальше от правописания, я был в порядке, но как только возникало правописание, возвращался и стыд. Мой ситуативный стыд перерос в черту характера, когда я получал плохие оценки. Моя негативная самооценка превратилась в «я неполноценный человек», а не в «Я в общем-то молодец, но мне стыдно за мое плохую орфографию».

При тяжелом характерологическом стыде человек окончательно и полностью убежден, что он дефектен. Такие люди постоянно испытывают страх, что их выставят на показ и унизят. Обычно они прячут в секрете какие-то вещи о себе, которые кажутся им ужасными. Обычные секреты такие: «Я перенес оскорбление на сексуальной почве », «меня усыновили», «Мои отец был алкоголиком», «Я из бедной и необразованной семьи». Эти люди чувствуют себя обманщиками большую часть времени, потому что они лгут и скрывают правду о себе. В литературе отмечено, что многие люди с зависимостями и дети алкоголиков страдают от характерологического стыда

 

Вина

Описание вины

Вина - это полное угрызения совести осознавание, что я делаю что-то неправильное, несправедливое или неподобающее.

Вина появляется. Когда я осознаю, что я или предаю свою совесть, правила, табу, чувства и права другая людей и т.д. Обычно я сожалею о своем поведении и часто верю, что я теперь в долгу, чтобы восстановить равновесие.

Вина также является обычным продолжением стыда. Эти два чувства иногда смешиваются друг с другом. Если я жульничаю на экзамене, чувствую вину, и затем оцениваю себя как плохого за этот обман, я погружаюсь в стыд. Если я рассказываю шутку, которая глубоко обижает моего друга, я вначале чувствую вину за то, что обидел его, а затем могу почувствовать стыд за то, что я смог сделать такую вещь. Если я продаю что-то и сознательно обманываю покупателя, я переживаю вину. Если потом я думаю о себе как о жулике, я переживаю стыд.

Типы вины.

1. Экзистенциальная или нормальная вина. Нормальное чувство вины возникает, когда я делаю что-то (или у меня не получается что-то сделать), что нарушает некоторый внутренний кодекс: мораль, чувство справедливости, чести. Я не честен со своей совестью или внутренним призванием. Я переживаю внутренний разлад со своей ответственностью.

Нормальная вина основывается на эмпатии, что означает, что я должен понимать и заботиться о чувствах и мыслях других, чтобы переживать вину. Я должен быть в состоянии представить себе боль, разочарование, сожаление, которые чувствуют другие люди.

Мне нужны забота, понимание, некоторые другие формы любви, чтобы переживать эмпатию. Если мне нет дела до других людей или до ситуации, я не буду заботиться, обижаю я ли их, задеваю ли, и я не буду переживать вину.

2. Невротическая или социальная вина

Так же как нормальная вина строится на эмпатии, невротическая вина строится на интроецировании, которое часто сопровождается проекциями и тревогой. Я испытываю невротическую вину, когда я преступаю интроецированные требования или убеждения.

Я интроецирую некоторые ценности, верования, долженствования, «надо» из моего социального окружения (родителей, учителей, религии и т.д.). Когда я нарушаю эти «надо», я переживаю вину, по поводу разрушения моих интроецированных убеждений и ценностей. В дополнение к чувству вины я проецирую, что мои действия приведет к неодобрению со стороны тех, от кого я получил свои интроекты. Я представляю себе потерю уважения, привязанности или любви, что делает вину очень неприятным проживанием. Например, допустим, я получил интроект, что грешно заниматься мастурбациями. Каждый раз, когда я буду мастурбировать, я буду переживать невротическую вину. Тревога будет возникать из моей проекции, что родители меня не одобряют, так что я отправлюсь в ад, или еще какие-то пугающие меня последствия.

Невротическая вина - близкая родственница страха наказания и их часто путают. Страх наказания возникает когда я делаю что-то, что, как мне известно, не одобряется обществом, родителями, другими внешними инстанциями. Но при страхе наказания я не интроецирую внешние ожидания или ценности. Со страхом наказания я могу мастурбировать сколько хочу безо всякого чувства вины. Страх возникает, когда я думаю, что меня могут поймать и наказать неодобряющие родители. Конечно, я могу переживать как нормальную, так и невротическую вину или страх наказания в связи с одним и тем же действием. Если я интроецировал, что мастурбировать - безнравственно, я буду чувствовать как невротическую вину, так и страх наказания, если я услышу, что родители вернулись раньше времени. Если я считаю, что обманывать нехорошо, но все-таки списываю на экзамене, я буду переживать и нормальную вину и страх наказания.

 

Различия между виной и стыдом

Вина Стыд
1. Я считаю, что я сделал что-то неправильно (на самом деле или в воображении) Я считаю, что что-то неправильно со мной (на самом деле или в воображении)
2. Я считаю, что я злоупотребляю своей властью мне не хватает власти, чтобы принять и поддержать себя.
3. Соответствует моим оценкам некоторого поведения или недостатка действий с моей стороны (конкретное действие) 3. Соответствует моей оценке моего существования в целом, кто я, что я представляю из себя как личность
4. Напряжение между тем, что я делаю и что я должен делать (между действием и идеальным Я)   4. Напряжение между тем, что я думаю о себе в целом, и каким, я считаю, должен быть (между образом себя и я идеальным Я)
5. Страх потерять одобрение и уважение за то, что я делаю (разрыв с совестью, моральным кодексом, нормами, табу и т.д.) 5. Страх потерять принятие за счет того, что увидят, что я дефективный, не имеющий ценности как личность, отвратительный (Разрыв с принадлежностью, желанностью, принятием)
6. Предвосхищение отвержения того, что я делаю 6. Предвосхищение отвержения того, какой я есть.
7. Скрытый гнев невротической вины направлен на других и имеет защитную природу. 7. Скрытый гнев токсичного стыда имеет множественную природу и направлен против себя и других.
8. Мне нужно присвоить свою неправоту и восстановить целостность, чтобы избавиться от дискомфорта (для невротической вины - нужно проработать мои интроекты и отвергнуть или ассимилировать их) 8. Мне нужно принять себя, возможность безопасно проявиться и внутреннее примирение, чтобы избавиться от дискомфорта
9. Наказание или возмещение ущерба может облегчить боль («Я согрешил и надо расплачиваться») 9. Изменение образа себя и самоподдержка могут облегчить боль («Я грешен, и мне нужно себя принять, простить, поддержать)
10. Проработка вины повышает эмпатию, уважение к себе, заботу о других 10. Проработка стыда повышает принятие себя, самооценку, положительно влияет на многие стороны человеческой жизни.

 

 

Смущение и застенчивость

Смущение и застенчивость одновременно связаны с виной и стыдом и отличаются от них. Они могут функционировать как здоровым образом, так и быть серьезно нарушенными.

 

Смущение

Есть два вида смущения

1. Смущение как основная грань стыда. Этот вид смущения возникает, когда я предъявляю себя другим и считаю, что я сделал что-то неправильное или что я не смог как следует что-то сделать. Я проецирую, что другие не одобряют меня. Я переживаю такого рода смущение, когда я нахожусь за пределами моей личной границы. Примеры могут быть бесконечны: я могу споткнуться, идя с тарелкой еды, обнаружить, что мой рейс не зарезервирован, оговориться и т.д. Я непроизвольно раскрываюсь перед другими и испытываю неловкость по поводу своего проявления или поведения. Так же как и в случае чувства вины, если я продолжаю оценивать свое присутствие в целом негативно, «дурак» или «плохой», я продвигаюсь от смущения к стыду.

2. Смущение возникает за моими границами Я. При таком роде смущения я хочу выразить себя и быть увиденным, но то что я хочу сделать или выразить находится за пределами моей самоподдержки. Я превышаю свои возможности того, что я предполагаю возможно для моего поведения с точки зрения моего образа себя. Я непроизвольно переживаю возбуждение в связи с риском и дискомфорт от недостатка поддержки.

Я нахожусь на границе роста. Если я не предприму риск, я разочаруюсь. Если я предприму риск и думаю, что я с этим справлюсь, я восхищен. Если я считаю, что я вывинчен, я чувствую смущение.

Когда мой страх замешательства прерывает мой процесс самовыражения, я ретрофлексирую свое возбуждение. Замешательство прерывает полное проявление возбуждения. Вместо того, чтобы полностью сосредоточиться, я сдерживаю себя. Я переживаю снижение уверенности в себе и самоподдержки, часто сопровождающееся чувством неловкости.

Симкин описывает такого рода смущение как «ловушку быть собой при слишком слабой самоподдержке, чтобы быть таким, какой я есть». Польстеры относятся к этому как «готовности не знать, что делать самому».

 

 

Застенчивость

Когда я чувствую себя застенчиво, я непроизвольно переживаю нежелание быть увиденным и страстное желание быть увиденным. Застенчивостью я прерываю свою спонтанность и сомневаюсь, приближаться ли к другом. Противоположность застенчивости - дерзость. И чувства и процесс отличаются от стыда. В случае стыда страх быть увиденным связан с критическим осуждением себя. Застенчивость - это напряжение между желанием быть увиденным и неуверенностью при вступлении в контакт. При застенчивости у меня недостаточно уверенности в себе, чтобы рискнуть вступить в контакт. Застенчивость, как и стыд, смущение и невротическая вина, включает в себя проекции. Я смотрю на себя глазами других людей. Очень сильная застенчивость задерживает наш рост и ведет к социальной неуклюжести, робости, отгороженности, неуверенности. Если я считаю, что я очень застенчив и осуждаю свою застенчивость, постепенно я приду к тому, что буду стесняться и стыдиться своей застенчивости.

Нормальная застенчивость полезна нашему социальному восприятию и осознанности. Она позволяет нам быть чувствительным к нуждам других, помогает лучше их видеть. Она помогает нам замечать и уважать границы других. В исследовании Джерома Кагена и других показано, что застенчивость имеет сильный наследственный фактор.

 

Организмические функции стыда, вины, смущения и застенчивости.

Когда эти чувства функционируют в норме, они образуют оценку себя и уважение к своей личности, человечности, природы. Они поддерживают чувствительность, чувство такта, уважение к внутреннему миру, к отдельности. Они важны для того, чтобы помочь нам развивать и поддерживать свои границы. Без них люди выглядят навязчивыми, бесцеремонными, грубыми и неуважающими границы других.

 

Терапевтическая работа с Мягким Стыдом, Виной, Смущением и Застенчивостью.

«Стыд настолько болезнен, что кажется, он охраняет множество секретов, неисследованных сторон нашего бытия. Подавленный стыд должен быть пережит, если мы хотим прийти к согласию с тем хорошим, полезным и уникальным, чем мы являемся». - Роберт Карон.

Как и в случае с другими неприятными эмоциями, способность оставаться с ними и прожить этот неприятный опыт необходимы для нашего роста. Перенеся этот дискомфорт, я достигаю контакта, взаимодействую с ситуацией, увеличивая осознавание. Без этого контакта происходит незначительный рост и ассимиляция.

Ф. Перлз рассматривал смущение, вину, стыд и страх как «судороги организма» которые надо перетерпеть ради роста организма.

Когда я избегаю иметь дело со смущением, застенчивостью, виной и стыдом, они становятся скрытыми силами психопатологии. То, что могло стать самовыражением, становится ретрофлексией, дефлексией, вытеснением или слиянием. Они становятся почвой, на которой развивается невроз.

 

Некоторые намеки для работы с Клиентами, склонными к Жестокому Стыду.

Такие клиенты с подавленным токсичным стыдом очень чувствительны, ранимы, особенно в начале терапии. Многие приходят в терапию либо с убеждением, что они полные неудачники, или отвергают свей стыд и отчаянно стараются удержать видимость, что с ними все в порядке (это верно для многих нарциссов). Работу с этими клиентами обычно медленная и деликатная, и требует терпения от терапевта, который может создать атмосферу доверия, безопасности и поддержки. Даже намек на отвержение, осуждение или сарказм может погрузить их глубже в стыд и заставить спрятаться или даже уйти из терапии. Открытый или скрытый призыв не стыдиться только еще больше заставит их стыдиться своего стыда.

Для того, чтобы добиться успеха в терапии, клиент должен раскрыть, присвоить, конфронтировать и работать со злостью, гневом и другими вопросами, относящимися к переживаниям стыда в его жизни. Раскрывать эти внутренние секреты и встречаться с болью и страданием, которые они приносят - работа деликатная и чуткая. Поэтому принятие, безопасность и понимание так важны для создания атмосферы.

По мере того как складываются такие доверительные отношения, самое подходящее - сосредоточиться на ясном различении между непосредственным переживанием (что за ситуация или событие, которые вызывают стыд) и отраженное переживание (как клиент интерпретирует событие, как он или она преобразуют этот опыт, чтобы создать чувство стыда).

Если терапия проходит успешно, клиент будет постепенно предъявляться и работать с ранимостью в прошлом, распознавать различия между непосредственным и отраженным опытом, менять свой способ интерпретации опыта, и постепенно оценивать себя более позитивно. Для их исцеления и роста терапевту надо пройти этот путь, давая внешнюю поддержку когда это необходимо и давать возможность клиентам построить самоподдержку насколько это возможно.

 

 

ДАНИИЛ ХЛОМОВ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.043 с.)