Идеи теории поля и Динамическая концепция личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Идеи теории поля и Динамическая концепция личности



В настоящей статье я хочу предложить для обсуждения несколько идей, позволяющих совместить динамический (структурный) и феноменологический (функциональный) подходы в психотерапии.

В статье Д. Хломова "Динамическая концепция личности в гештальттерапии", опубликованной в сборнике "Гештальт -96" обсуждается идея одновременного присутствия "трех голов" (шизоидной, нарцистической и невротической) у каждого человека. По логике, предложенной автором, каждая "голова" является носителем некоторой потребности и лишена подходящих средств для реализации этой потребности. Именно это обстоятельство заставляет одну голову подставлять, или будить другую.

Идея одновременного присутствия "трех голов" не вызывает возражений, однако я не уверена в их равноправном и рядоположенном функционировании.

Рамки этой статьи не могут вместить в себя подробный обзор литературы, касающейся динамических и феноменологических концепций личности, поэтому я ограничусь самыми общими замечаниями. Динамические концепции личности пользуются понятиями id, ego, super ego, рассматривая их как некоторые субстанции, или структуры и заняты осмыслением взаимосвязей между ними. Теоретики гештальттерапии пользуются теми же понятиями, рассматривая, однако, не структуру, а функцию. В теоретических работах гештальт-терапевтов можно встретить понятия функция Оно, функция Эго, функция Личность. Внутри этой концепции нет места для характерологии, диагнозов и т.д. Некоторый симптом (или жалоба) может быть рассмотрен только с точки зрения его функции в процессе взаимодействия между миром (средой) и индивидом (организмом). Конкретный симптом в некоторый момент жизни индивида был результатом творческого приспособления к реальности, тем, что способствовало его выживанию в очень трудных условиях. Симптом с этой точки зрения может быть рассмотрен как компромиссное удовлетворение потребности в конкретных фрустрирующих обстоятельствах. Частичное (компромиссное) удовлетворение потребности оставляет некоторую пустоту (незавершенный гештальт), которая снова и снова требует заполнения, заставляя индивида снова и снова, в равных вариантах воспроизводить одну и ту же ситуацию.

Рассматривая индивидуальную историю жизни, историю взаимоотношений индивида с миром, нам следует признать, что в этой истории есть две точки, два момента, где происходят очень резкие, катастрофические изменения - это рождение и смерть. Между этими точками совершается бесчисленное множество мелких, медленных, постепенных изменений (творческих приспособлений), обеспечивающих процесс жизни конкретного индивида в конкретной среде. В какой бы точке своего жизненного пути ни находился индивид, момент его рождения всегда является уже свершившимся фактом, момент же смерти лишь весьма вероятным будущим. Эта разница представляется мне весьма существенной, поскольку опираясь на чувственный опыт, факт рождения не может быть подвергнут сомнению (если это и происходит, то должно быть источником безумия), а факт смерти не может быть познан при жизни, т.е. познан через чувственный опыт. Уверенность, что я умру в будущем, есть в сущности только логический вывод: "Я знаю (видел), что люди умирают, я - человек, следовательно я тоже когда-нибудь умру". Поэтому, если интересоваться индивидуальной историей в контексте чувственного опыта, который так или иначе презентирован субъекту, и может быть содержанием и результатом взаимодействия между индивидом (субъектом) и миром, анализ изменений, происходящих на границе индивид - среда, связанных с фактом рождения представляется более перспективным, чем анализ изменений, которые возможно произойдут в окружающей среде после моей смерти.

Момент рождения - это очень резкое (катастрофическое) изменение, с которым среда, окружающий мир (собственно то, куда врывается это событие) не может справиться мгновенно. Рассматривая это событие с точки зрения индивидуальной истории, мы будем говорить о моменте появления на свет младенца и о процессе переживания этого события матерью. Если обратиться к опыту рожавшей женщины, то можно обнаружить, что понимание, осознание, принятие того, что она произвела на свет нового человека, занимает некоторое время. Постижение этого события во всей его полноте не происходит мгновенно (в момент первого крика младенца), а занимает, по субъективным оценкам, от суток до года. Мне представляется очень важным то, что момент (факт) рождения и его признание происходит не одновременно. Иными словами любой новорожденный младенец в первые часы, дни, неделя, месяцы жизни сталкивается с частичным признанием факта своего существования со стороны матери. В дальнейшем этот разрыв видимо никогда не компенсируется. Более того, в поле взаимодействия "младенец - мать" всегда есть "опаздывание" матери но отношению к изменениям, которые происходят с младенцем. Например, мать только-только успеет приспособиться к тому, что есть другое существо, воспринимая его как того, кто сосет, спит, пачкает пеленки, как он уже начинает поднимать головку, пытаться переворачиваться, пока мать "переваривает" эти изменения, младенец уже тягается садиться и т.д. И поскольку мать почти всегда "сегодня" обращается с младенцем так, как это надо было "вчера", в поле взаимодействия "младенец - мать" естественным образом функционирует механизм поддерживающий частичное признание факта существования младенца. И поскольку описанная особенность этого поля взаимодействия сохраняется на долгие годы, если не навсегда, мы можем говорить о некотором постоянном свойстве, ядре личности. Таким образом способ естественного взаимодействия взрослого и младенца формирует и поддерживает частичную неуверенность в факте собственного существования. Можно предположить, что размеры части "Я", в существовании которой нет полной уверенности, играют важную роль в индивидуальной истории конкретного человека, что возможно определяет формирование онтологически неуверенной, шизоидной, шизофренической личности по Р.Ленгу

Таким образом мне представляется логичным связывать шизоидное ядро личности с частичным признанием факта рождения, кроме того, в поле взаимодействия "индивид - окружающая среда" есть естественный механизм, поддерживающий частичное отрицание существования либо индивида, либо окружающей среды (поскольку речь идет о поле, справедливо и то и другое).

Если мы продолжим движение по вектору естественной жизни, то следующим принципиальным изменением в поле взаимодействия "индивид - окружающая среда" является обретение способности к самостоятельному передвижению. Иными словами, с того момента когда ребенок начинает самостоятельно ходить, его взаимоотношения с миром претерпевают серьезные изменения. Ребенок начинает самостоятельно осваивать мир, его интересует все, что встречается на его пути и все представляется ему доступным для овладения. Мне представляется очень важным, что ребенок во второй год жизни вступает во взаимодействие с многими чужими (не мамой) людьми и все эти люди относятся к нему благожелательно, с умилением и восхищением, а если взрослый относится к ребенку второго года жизни как-то иначе, то это значит, дядя или тетя "не в себе", с ними что-то не так... Это период жизни когда ребенок хорош сам по себе и все, что он делает, он делает замечательно. В это время окружающий мир не предъявляет ребенку никаких требований, и даже наоборот готов к удовлетворению его потребностей. Иными словами, делая первые самостоятельные шаги, ребенок приходит в мир со своими потребностями, любопытством и восторгом, мир отвечает ему заботой и восхищением. Одновременно с этим окружающий мир не способен удовлетворить все сиюминутные желания ребенка и время от времени отвечает ему категоричным и непонятным отказом, вызывая возмущение и разочарование. Таким образом второй год жизни можно рассматривать как естественный нарцисстический отрезок индивидуальной истории любого человека.

Этот сладкий период жизни заканчивается в тот момент, когда реальность (окружающая среда) начинает предъявлять к ребенку требования, которым он должен соответствовать (первое такое требование - туалет). Соотношение требований реальности и средств, которыми располагает ребенок, чтобы им соответствовать, формирует невротический или здоровый способ взаимодействия с миром.

Поскольку в поле взаимодействия "родитель - ребенок" всегда работают механизмы поддерживающие и шизоидную, и нарцисстическую, и невротическую составляющие, то, в каком-то смысле, эти составляющие можно рассматривать как устойчивые свойства личности, или как структуры. Мне, однако, представляется целесообразным говорить о шизоидном, нарцисстическом и невротическом пласте естественного опыта, если мы имеем в виду индивидуальную историю, и о шизоидном, нарцисстическом и невротическом способе организации поля взаимодействия с миром, если речь идет о более или менее выраженных индивидуальных характеристиках и типологиях.

Если, опираясь на выше сказанное, мы попытаемся описать шизоидный, нарцисстический и невротический способы организации поля взаимодействия, то мы получим следующую картину.

Базовым событием в поле взаимодействия, устроенном по шизоидному типу, является внезапное, непредсказуемое "исчезновение - появление". Эмоция, сопровождающая такие быстрые (катастрофические) изменения - это ужас мгновенно оказаться не там, где был. Внезапное "появление - исчезновение" поддерживает переживание "ужаса - ярости". Иными словами, поле взаимодействия, устроенное по шизоидному типу - это непредсказуемо мерцающее присутствие одного из партнеров, когда у другого всегда есть вопрос: "Ты здесь, или тебя здесь нет?". Этот вопрос предполагает простой ответ, отсутствие ответа и продолжение "мерцании" вызывают ярость, которая в той или иной форме присутствует в поле взаимодействия, вызывая ужас у "мерцающего", и заставляя его "исчезать" снова и снова. Или наоборот вопрошающий ужасается размерам своей ярости и "исчезает" из поля, т.е. переходит в состояние бессилия, бесчувствия, безразличия и отстраненности, субъективно переживаемое как более комфортное (в сравнении с парой ужас - ярость), усваивая психологическую выгоду от "исчезновения" и сталкиваясь с опасностью, ужасом "появления".

Традиционные характеристики шизоидной личности, приведенные в статье Д. Хломова, с точки зрения изложенных идей частью получают свое объяснения, частью наменяют содержание. Так, например становятся понятными такие традиционные характеристики шизоида как уход, аутичность, фрагментарность. Незавершенная задача развития - отделение, выход за оболочку, отделяющую его от мира, встреча с миром. Результатом итого является наблюдаемая неспособность к контакту. Избегаемый опыт - присутствие в мире. Шизоид пытается окружить себя чем-то вроде "тумана", стараясь остаться невидимым для других, поскольку не имеет средств для обозначения своей границы. Шизоид действительно старательно избегает конфликта, поскольку в момент конфликта проясняются границы, рассеивается "туман" и обозначается его присутствие в мире. Пугающая эмоция - ужас резких изменении, которые могут произойти с ним, внутри него. Это может касаться фантазий о первых секундах, минутах жизни после рождения, или последних минутах, секундах, жизни перед смертью. Рождение и смерть могут быть поняты как в грандиозном масштабе, т.е. как неизбежные события индивидуальной истории, так и в более мелком масштабе, т.е. как умирание чего-то старого, ненужного, мешающего и рождение чего-то нового, неизвестного. Что касается терапевтической стратегии работы с шизоидной составляющей, то здесь важны две вещи: ненавязчивое, но стабильное присутствие терапевта, в противовес "мерцающему" присутствию клиента (пациента); признание права на "туман", т.е. обозначение границы между информацией для себя и информацией для мира в том смысле, что некоторые переживания пациента могут быть прояснены им для себя, но остаться тайной для терапевта.

Базовым событием в поле взаимодействия, функционирующему по нарцисстическому типу является "овладение - потеря". Эмоции, сопровождающие это событие - "удовлетворение (восторг) - разочарование (возмущение)". Нарцисстическое поле - это театр одного актера, там нет партнера как такового, поскольку он не выступает как персона, а является в сущности лишь средством, удовлетворяющим потребность. Образцом поля взаимодействия, устроенного по нарцисстическому типу являются взаимоотношения ребенка второго года жизни и взрослого. Взрослый либо дает что-то ребенку, либо отнимает (если это с точки зрения взрослого опасно), либо взрослый контролирует ребенка, либо ребенок контролирует взрослого. В этом поле справедливо утверждение "я равен миру, мир равен мне",

Действительно такой способ взаимодействия с миром обеспечивает переживание то грандиозности, то ничтожности. Незавершенной задачей развития в этим случае является нечто с приставкой "со" сосуществование с миром, со существование с другими людьми. Нарцисс, сам того не ведая, либо насилует, либо делает насильником другого. Нарцисс не ведает ни сопереживания, ни стыда.

Самой важной стратегической линией в работе с нарцисстической составляющей, на мои взгляд, являетcя минимизация присутствия терапевта, клиенту следует предоставить максимум пространства и максимум разрешений, тогда в этом пространстве может быть исполнена сцена про "унтер-офицерскую вдову, которая сама себя высекла".

Базовым событием в поле взаимодействия, организованном по невротическому типу является соотнесение себя и взрослого с частичным признанием превосходства. Переживание стыда (или познание несоответствия) появляется в естественном опыте как знак перехода от нарцисстической организации поля взаимодействия с миром к невротической. Видимо первым событием в поле взаимодействия функционирующем по невротическому типу является сравнение себя с родителем одноименного пола и "признанием - не признанием" его превосходства (Эдипов комплекс). Следствием такого сравнения может быть переживание своей несостоятельности: что можно взрослому, то нельзя мне, но мне тоже хочется. В этой точке индивидуальной истории должно появиться творческое приспособление в виде компромиссного, не полного удовлетворения потребности (симптом).

Невротический способ организации поля взаимодействия имеет куда более длинную и богатую историю, чем шизоидный и нарцисстический. Он вмещает в себя почти всю историю жизни, начиная с третьего года жизни. Невротический способ организации поля взаимодействия имеет свою динамику развития, кризисы и их разрешения. В рамках короткой статьи нет возможности рассмотреть его подробно. О терапевтических стратегиях работы с невротической составляющей написаны тома литературы. Я не имею сейчас возможности остановиться на этом.

Мне представляются, что принципиальным отличием поля взаимодействия с миром, функционирующем по невротическому типу является присутствие требований реальности, которым должен соответствовать субъект (индивид). Если же реальность предъявляет субъекту требования, которым он не может соответствовать, т.е. у него нет для этого подходящих средств, тогда актуализируются более ранние способы взаимодействия с миром, субъект попадает в нарцисстическое или шизоидное поле.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Р.Д. Лент "Расколотое "Я"", СПБ "Белый кролик", 1995

2. Ж.-М. Робин "Гештальт - терапия", М. "Эйдос", 1996

3. Д.Н. Хломов "Динамическая концепция личности в гештальттерапии" В сб. "Гештальт - 96", М. 1996

 

ЕЛЕНА КАЛИТИЕВСКАЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.60.149 (0.017 с.)