ТОП 10:

Художественно-педагогический аспект становления театра теней




Театр любят дети и взрослые. Художественный мир пьес по­строен по законам красоты. Он до­вольно сложен, хотя эта сложность не всегда открыта поверхностному взгляду. И всё-таки мир, созда­ваемый драматургом, поэтом,ре­жиссёром, художником - это целая вселенная, где по-особому течёт время и воспринимается простран­ство. Даже если это самый первый театр для самых-самых маленьких.

Суть любой театральной пьесы - действие. Драматург и режиссёр не описывают героев, не выска­зывают к ним своего отношения. Они побуждают своих героев -действовать. Действия персона­жей, течение событий, движения сюжета, разрешение сюжетных конфликтов - всё это создаёт един­ственную в своём роде «живую»


стихию пьесы. Стихия театрального действа сродни движению самой жизни, где сокровенное обычно скрыто в глубине, а на поверхности

- увлекательная цепочка событий,
поступков, действий.

Хорошая пьеса напоминает ар­хитектурное сооружение, где всё подчинено общему замыслу, ис­полнено большого смысла и по­ражает воображение. Воздух пьесы

- особая «атмосфера», временами
тяжёлая, густая и напряжённая (в
ожидании развязки), временами
лёгкая, звонкая и светлая.

В чём же тот смысл и та правда, которую следует показать в театре даже самым маленьким детям? В серьёзности, истинности и необхо­димости поиска ответов на вопро­сы, которые задаёт спектакль! По­этому, что бы вы ни затевали вме-


76 ТЕНЕВОЙ ТЕАТР


 


 

 


сте с детьми - пальчиковую игру, теневой театр или кукольное пред­ставление - это должно быть ве­село и в то же время - всерьёз. Всерьёз для детей и, разумеется, для самих взрослых. Необходима гармония взрослого и детского, необходимо единение. Поэтому вовлекайте детей в сотворчество и содействие. Выражайте свою ис­креннюю заинтересованность играми и делами малышей. Помо­гите им смастерить фигурки и де­корации для теневого театра. Про­думайте, какую пьесу вы будете разыгрывать с детьми, и какие пер­сонажи понадобятся для вашего театра.

Важно учитывать то, что дети воспринимают и познают мир по-разному. Есть «зрители», которые быстро схватывают и запоминают, как выглядят предметы (цвет, фор­ма, размеры, характерные детали). Есть «слушатели», которые охотно и много разговаривают, быстро за­поминают всё, что слышат. И, на­конец, есть «деятели», которые предпочитают активные действия, хорошо ориентируются в простран­стве, однако не могут длительное время оставаться в покое и кон­центрировать внимание. Разуме­ется. Все эти характеристики до­вольно условны. К тому же в «чи­стом» виде «зрителей», «слушате­лей», «деятелей» также мало, как и обладателей «чистых» типов тем­перамента. Богатство и красота мира постепенно открываются де­тям, если они прислушиваются к звукам природы, всматриваются в её постоянно меняющиеся об-

ГЛАВА II


разы и картины. И теневой театр со своим лаконичным художествен­ным «языком» помогает детям учиться видеть и постигать смысл увиденного.

Помните, как в детстве вы спле­тали из пальцев затейливые фи­гуры, и на стене появлялись живые существа: собака, лошадка, ска­зочный дракон, змея, птица?.. А вот вы в лесу, вечером, смотрите на тени деревьев на снегу - это словно какой-то другой мир, живой и настоящий, только туда никак нельзя попасть. В этом мире мно­жество обитателей, они нам хоро­шо знакомы. Тень легко узнаваема и в то же время живет своей жизнью, будто кто-то похожий на вас находится рядом. Попробуйте последить за собственной тенью при ходьбе, понаблюдайте за тем, как она сжимается и растягивается, как перемещается то вправо, то влево. Мир теней, загадочный, пол­ный тайных смыслов, живет рядом с нами, неотделимый от нас. И зо­вёт к себе...

Может быть театр теней родил­ся как желание разгадать эту за­гадку? Ведь на время представ­ления мы получаем пропуск в этот чудесный мир. Движение тени от­кликается в душе, рождает в ней совершенно особые мысли, чув­ства. Мы словно встречаемся с са­мими собой, с безмолвным голо­сом своего сердца. Тень не может передать эмоции, её выразитель­ные средства скупы и сдержанны, но наше воображение мгновенно дорисовывает все недостающие полутона. И помогает лучше узнать


 

«...Чёткий, сияющий, древний, как первая тень на Земле; всем понятный, потому что даже мла­денец привык к тени вокруг: ре­альнейший, потому что дает ре­альную картину на плоскости; ос­нованный на элементах и эффек­тах, недоступных другим театрам; захватывающий и воспитывающий - потому что прекрасный; таков Театр теней», - так писала осно­вательница первого в нашей стра­не теневого театра Н. Я. Симоно­вич-Ефимова.

Когда-то давно театр теней был отдельным видом искусства, а тень в нем была самодостаточным пер­сонажем. Целые представления разыгрывались на полотняных эк­ранах, освещенных изнутри силь­ным светом. Театр теней как от­дельный вид театра, причем как


вплоть до XX века, когда его бес пощадно вытеснил кинематограф. С другой стороны, принципами те­атра теней до сих пор пользуете театр драматический, вобравший в себя и его методы изображения, и его идею обнажения сущностии обобщения до схемы. Схеме в те-атре теней отведена огромная, ре­шающая роль. Действие здесь про­исходит только в одной плоскости, утрирующей и передние, и задние планы. Так же, как утрируюто обычные человеческие эмоции. В театре теней актёру бесполезно плакать - его слёзы не увидят. Плач выражается красноречивым же­стом или движением, и это будет лишь схематичное его выражение, обобщённое, как человек плачет вообще.

Для современного этапа раз­вития системы дошкольного об­разования характерны поиск и раз­работка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного исполь­зуется деятельностный подходи личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, широко ис­пользуемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей является театрализованная, кото­рая в полной мере позволяет pea-лизовывать принципы природосо-образности и культуросообразно-сти воспитания. Всё больше вни­мания уделяется педагогами рас­крытию средствами театрального искусства потенциальных возмож­ностей каждого ребёнка, его скры-

78 ТЕНЕВОЙ ТЕАТР


того тала

появилос

программ

дошколы

лизованн

ляется чр

точки зре

к развит

Ещё в

чественн

осознан!

как важн

ственног

тическог

Ческийи

Живаетс9

Статисти

необыкн*

Атруики

Ксамосп

Всевозм

Вестныё

Стенли j

Педагоге

Силы в ч

Польза,

От этой

Деле, ее

ваться е/

Сравним

гами, Ki

ЖИЗНИ Л1

природь ГЛАВА



того таланта. В настоящее время появилось немало парциальных программ воспитания и обучения дошкольников в процессе театра­лизованной деятельности,что яв­ляется чрезвычайно актуальным с точки зрения творческого подхода к развитию личности.

Ещё в позапрошлом веке в оте­чественной педагогике сложилось осознанное отношение к театру как важнейшему элементу нрав­ственного и художественно-эсте­тического воспитания. «Драмати­ческий инстинкт, который обнару­живается, судя по многочисленным статистическим исследованиям, в необыкновенной любви детей к те­атру и кинематографу и их страсти к самостоятельному разыгрыванию всевозможных ролей, -писал из­вестный американский ученый Стенли Холл, - является для нас педагогов прямо открытием новой силы в человеческой природе; та польза, которую можно ожидать от этой силы в педагогическом деле, если мы научимся пользо­ваться ею, как следует, может быть сравнима разве только с теми бла­гами, какими сопровождается в жизни людей вновь открытая сила природы».


Разделяя это мнение, Н.Н. Бах­тин рекомендовал учителям и ро­дителям целенаправленно разви­вать в детях «драматический ин­стинкт». Он считал, что для детей дошкольного возраста воспиты­вающихся в семье, наиболее при­годной формой театра является кукольный театр, комический театр Петрушки, теневой театр, театр марионеток. На сцене такого те­атра возможна постановка различ­ных пьес сказочного, историческо­го, этнографического и бытового содержания. Игра в таком театре способна с пользой наполнить сво­бодное время ребёнка. В этой игре можно проявить себя одновремен­но и автором пьесы, инсценируя свои любимые сказки, повести и сюжеты, и режиссёром, и актёром, играя за всех действующих лиц своей пьесы и мастером-рукодель-ником. От кукольного театра дети могут постепенно перейти к увле­чению театром драматическим. При умелом руководстве со сто­роны взрослых можно с огромной пользой для развития детей ис­пользовать их любовь к драмати­ческой игре.

Главная цель, высокое назначе­ние театра - духовное воспитание особого зрителя. Того, который едва только поднимается по сту­пеням жизни, обретая с помощью театра черты личности. Этот жанр многим кажется отжившим, неин­тересным, не соответствующим нашему времени. Однако дело со­всем не в современности или не­современности театра. Дело в во­просе воспитания. Если в самом


 


 


ГЛАВА 79 II


раннем детстве человек не почув­ствовал себя Зрителем и Слуша­телем, которого любят и ждут в те­атре, все дальнейшие воспита­тельные ухищрения будут беспо­лезными. Сейчас у детей, у под­ростков, у общества в целом по­явилась масса самых разных раз­влекательных соблазнов. «Фабрика звезд» или конкурс «Народный ар­тист», «Дом-2» или еще что-нибудь такое же... атрофирующее. И весь этот весьма доступный мир со­блазнов «выплеснул» за борт со­временного мироздания... ребёнка! По большому счету дети создате­лям этих соблазнов не нужны. Для кого же и для чего нужен детский театр?

Театр сочетает в себе несколько искусств: риторику, музыку, пла­стику. Он обладает удивительной способностью влиять на детскую психику «играючи». Ребенок вли­вается в действие на сцене, сопе­реживает героям, активно помо­гает вершить добрые дела. Он под­ражает мимике, голосовым инто­нациям, движениям актёров. Вследствие положительного эмо-


ционального настроя, появляюще­гося во время спектакля, ребёнок легко усваивает новые поведен­ческие модели, достойные подра­жания, а действия отрицательных героев воспринимает адекватно ситуации. Просмотр спектакля раз­вивает речь, насыщая её эмоцио­нально-выразительными оттенка­ми. Юный театрал легко запоми­нает новые слова и выражения, при этом в его сознании форми­руется грамматическая структура языка. Для ребёнка просмотр те­атрального представления обяза­тельно сочетается с огромной внут­ренней работой. Он учится чув­ствовать, улавливать чужие эмо­ции, переживать. Выражение «шко­ла чувств», которое употребляют применительно к театру, - вовсе не абстракция.

Среди элементов театрально­сти педагоги отмечают обычно сле­дующие.

Зрительство - сумма навыков театрального смотрения, питав­шего самосознание человека как зрителя, дающего возможность выразить своё отношение к про­исходящему на сцене (перед дру­гими или собой, во время сцени­ческого действия или после него).

Лицедейство - искусство вы­ражения внутреннего мира чело­века, движений и состояний его души в сценическом действии, где элементы обстановки и поведение партнеров доступны зрителю бла­годаря их наглядности.

Сценичность - обращённость лицедейства и взаимодействен­ности к зрителю, т.е. представлен-


 


 


80 ТЕНЕВОЙ ТЕАТР


 


ность их как бы на «сцене сознания (а не только театра-здания), отчего зритель в зале погружен - силою сценического действия - в мир вне сознания (под- или сверх-со-знания), включён в тот обмен сим­волами и энергиями, который со­ставляет основу зрительского пе­реживания.

Сюжетность действия - на­личие в нем сверхцелей и сверх-смыслов, определяющих сюжетную мотивированность каждого сце­нического хода и выявляющих в них единый поток сценического самодействия (сквозного и непре­рывного дыхания времени).

Когда ребенок сам играет в спектакле (при грамотно проду­манном курсе актёрского и режис­сёрского мастерства), он есте­ственным образом использует все свои ресурсы. Работая над этюдом или ролью, он неизбежно задей­ствует физический, эмоциональ­ный, нравственный, психический, интеллектуальный уровни своего существа, реализуя себя наиболее полно и получая от этого наслаж­дение. Именно этот навык «включе­ния» в нужный момент всех струн своего инструмента, то есть самого себя, и является залогом дальней­шего успешного развития ребёнка, посокльку прививает ему вкус к активной,яркой,творческой, пол­ноценной жизни. При режиссёр­ской работе, ребёнок осваивает азы режиссёрской композиции, учится подчинить мелочи - сверх­задаче, а случайно - режиссёр­скому замыслу. В результате он начинает ощущать себя творцом


и убеждается в том, что сам может быть режиссёром своей судьбы. Курс актерского мастерства - это эффективный педагогический ход для воспитания у ребёнка строгой внутренней психоэмоциональной самодисциплины. Театр учит вла­деть собой: своим телом, мыслями, чувствами, настроением. Не по­давлять их и не вытеснять, но, на­против, - выводить на свет про­жекторов, чтобы подарить их миру, обсудить, сделать предметом ис­кусства. И главное: приобщаясь к великому чуду театра, маленький человек начинает понимать, что он не одинок: отныне он принят в дру­жественную компанию единомыш­ленников, которые живут не только бытовыми ценностями, но чем-то гораздо более важным и удиви­тельным!


 


 


ГЛАВА 8182II


Приложение «Сказочные персонажи»


82ТЕНЕВОЙ ТЕАТР

Рисунки для изготовления простых силуэтных кукол. Детали (руки, ноги, хвосты) могут быть подвижными. Для этого их нужно выкроить отдельно и прикрепить к туловищу с помощью пуговиц, проволоки, резинки. Управлять можно с помощью ниток, лески, проволоки, деревянных па­лочек, спиц от зонта. Смотрите описание во второй главе книги.



ПРИЛОЖЕНИЕ

83
____


 



теневой театр

 



ПРИЛОЖЕНИЕ



теневой театр

 


 


 



ПРИЛОЖЕНИЕ

 


теневой театр


ПРИЛОЖЕНИЕ


теневой театр


 

ПРИЛОЖЕНИЕ


теневой театр


 


:



 


ПРИЛОЖЕНИЕ



1.

2. 3. 4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13. 14.

15. 16. 17. 18.

19.

20. 22.

22. 23.

24.


Литература

Адорно Т. Эстетическая теория. М.: Республика, 2001. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. М.: Новая Москва, 1925. Баттерворт Д., Харрис М. Принципы психологии развития. /Пер. с англ. М.: Коги-то-Центр, 2000.

Воспоминания о В.А.Серове. М.: Художник РСФСР, 1964.

Выготский Л. С. Психология искусства / Общ. ред. В. Иванова. М.: Искусство, 1968. ГодерД. Дорогие гости // Итоги. 2000. № 40.

ГодерД. «Маска» ушла в «Тень» // Еженедельный журнал. 2002. № 47. Записки петрушечника. И.: ГИЗ, 1925. Изард К. Психология эмоций. СПб: Питер, 2001.

КрупенинА. Мы играем с двухмерным миром // Культура. 1998. 30 июля. Лыкова И.А. Теневой театр в детском саду // Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. М.: ИД «Цветной мир», 2012.

Лыкова И.А., Васюкова Н.Е. Интеграция искусств в детском саду. Изодеятельность и детская литература. Мир сказки. М.: ИД «Карапуз» -ТЦ «Сфера», 2009. Лыкова И.А. Театр теней и света в семейно педагогике. // Научно-практический журнал «Управление ДОУ». № 2. 2012. Магия царства тени // Ваш досуг. 2001. № 8. Малявин В.В. Китайская цивилизация. М.: ACT, 2001. Манифест проекта // Петербургский Театральный Журнал. 2001. № 23. Примерная основная общеобразовательная программа «Мир открытий» // Науч. рук. Л.Г. Петерсон / Под общ. ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. М.: ИД «Цветной мир», 2012.

Протасова Е.Ю. Тень и её использование в театре// Научно-методический журнал «Цветной мир». № 4.2010.

Симонович-Ефимова Н.Я. Записки художника. М.: 1982.

Симонович А.С, Детский сад. Практическое руководство. М.: Издательство «Издание Товарищества И. Д. Сытина», 1907. Тайны волшебных теней // «Мой кроха и я». 1999. Сентябрь. Шипунова В.А. Властелин теневого пространства. А.Г. Крупенин. // Научно-методический журнал «Цветной мир: изобразительное творчество и дизайн в детском саду, начальной школе и семье». № 4.2012.

Шипунова В.А. Семья по имени «Тень». И. Эпельбаум и М. Краснопольская. // Научно-методический журнал «Цветной мир: изобразительное творчество и дизайн в детском саду, начальной школе и семье». № 2.2012.







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.205.60.226 (0.018 с.)