ТОП 10:

Турция: комедийные представления



Известно несколько версий того, как театр теней появился в Малой Азии. Есть предположение, что из Китая через Монголию он в XI-XII веках попал в Персию и во владе-


ГЛАВА I


 


ния сельджуков, а затем турки при­несли его с собой и в страны Ближ­него Востока. На первых порах он использовался в арабских странах для представлений, в которых с философско-мистических позиций трактовались вопросы происхож­дения мира, сущности Бога и че­ловеческого бытия. Тень уподоб­лялась душе, призванной из поту­стороннего мира. А роль медиума - посредника между живыми и мертвыми - выполнял кукловод. Точно не известно, когда театр те­ней проник в страны Магриба, но в XII веке он уже был там весьма популярен.

Каждая страна имеет свою вер­сию происхождения теневого те­атра. Согласно египетским хрони­кам, имя турецкого Карагёза про­изошло от трансформированного имени визиря Карагуза, который состоял на службе у правителя Са-лах ад-Дина. Тупоумие визиря, по преданиям, было настолько пора­зительным, что легло в основу мно­гочисленных анекдотов и паскви­лей. «Слава» его достигла Констан­тинополя и превратила образ в персонаж театра теней. А одна из легенд повествует, что Карагиозис


(Карагёз) и Хазвидад (Хадживат) были рабочими на строительстве мечети. Однако вместо того, чтобы работать, они постоянно ссорились - и этот спор был настолько за­бавным, что остальные рабочие и случайные прохожие слушали и смотрели, забыв обо всём на свете. Султан, узнав об этом, был на­столько разгневан, что приказал казнить лодырей. Но вскоре он пожалел о своём поспешном ре­шении и дал указание своим ви­зирям создать кукол, похожих на тех рабочих, для высмеивания че­ловеческих пороков и развлечения публики.

Существует много описаний фигурок теневого театра «Карагёз». Главные персонажи выглядели сле­дующим образом: Карагёз - с окла­дистой черной бородой, в пёстром колпаке, красном кафтане с ши­роким поясом, в синих шароварах, желтых чулках и красных туфлях с черными каблуками. Это глубоко народный тип, на вид простоватый, но умный и лукавый; своими ка­верзными вопросами он ставил в смешное положение своего собе­седника - напыщенного болтуна Хадживата. Карагёз - любимец


12ТЕНЕВОЙ ТЕАТР


публики, воплощение мудрости, наивной простоты и юмора. Вы­ходец из бедняков, неграмотный, грубоватый, он нередко попадает в замысловатые ситуации, но чув­ства юмора не теряет никогда. Его неразлучный друг Хадживат - в алой феске (мужской головной убор в форме усеченного конуса, обычно красного цвета, с кисточ­кой; по названию города Фес в Марокко), зеленом кафтане с крас­ным воротником, в голубых штанах и красных туфлях с синими банта­ми. У Хадживата короткая остро­конечная бородка, он склонен к претенциозности, кичится своей учёностью и знанием правил хо­рошего тона, постоянно вступает в споры и обычно терпит пораже­ние. Среди действующих лиц были также: курильщик опиума - горба­тый, с трубкой, в европейских бо­тинках и с тросточкой в руках; ни­щий - калека в заплатанном сером кафтане и многие другие типажи. Публика без труда узнавала героев. Кроме кукол и фигурок различных животных, важную роль в спектак­лях играли декорации и фигурки-дублёры, которые представляли героев в различных ситуациях, на­пример, верхом на верблюде. Де­корации изображали дворцы, дома, ландшафты. Если декорации оста­вались неподвижными, то сюжет­ный реквизит(лодки, палки, верб­люды) довольно часто перемещал­ся с помощью кукловода.

Сюжеты всех представлений строились на юмористических по­хождениях и потасовках основных героев. Постепенно круг персона-


жей расширялся. Популярным стал образ доктора, смешно коверкаю­щего турецкие и арабские слова и из-за этого едва не губящего боль­ного, или чиновника, олицетво­ряющего закон и порядок, но со­вершающего глупые поступки.

Преставления театра «Карагёз» имели злободневный характер. Возможно, именно они стали продолжением старинной бедуин­ской традиции ежевечерних поси­делок (макам) у костра, когда наи­более талантливые бедуины выс­тупали с импровизациями в стихах. Если сопоставить скудные знания о театре с записками путешествен-


ГЛАВА I


 


ников, то можно реконструировать его устройство. Первоначально это был фонарь, вокруг горящего фитиля которого прикреплялись фигурки, вырезанные из бумаги. Воздух в фонаре нагревался и приводил фигурки в движение. В дальнейшем техника представле­ний изменилась. Фигурки стали делать из разных материалов, в том числе из кожи, чаще верблюжь­ей, натянутой на каркас. Высота фигурок - от 20 до 100 см, глаза прорезаны.


Теневой театр располагал всеми атрибутами настоящего театра -. литературный текст (сценарий), действие, музыка. Музыканты (три-четыре человека) сидели полукругом между экраном и публикой. Перед началом представления они должны были развлекать людей. Появление каждого персонажа сопровожда­лось соответствующей мелодией с преобладанием персидских мо­тивов и текстов. Музыку и слова писали сами кукловоды-актёры. Текст произносили и пели на разные голоса, с различными акцентами, так как в спектаклях действовали представители разных национальностей. По ходу спек­такля производился топот ног, цокот копыт, звук пощёчин, шум драки. Поэтому одна рука актёра должна была оставаться свободной (ведь обычно он бил самого себя). Спектакли вел хайялджи - артист, управлявший куклами и зачастую исполнявший все роли. На первых порах весь театр состоял из одно-го-двух актеров, позднее труппы увеличились до четырех-пяти человек.

Известно, что ислам издревле ввёл запрет на изображение че­ловека, поэтому театр теней - это своеобразный выход из ситуации, создавшейся в искусстве. При этом театр не касался главных персо­нажей исламской истории - Му­хаммеда и правоверных халифов. На освещенном экране появлялись представители разных сословий и профессий - визиры, паши, купцы. Долгое время не показывали

ТЕНЕВОЙ ТЕАТР


 



/5

женщин, евнухов и учителей медресе. Сюжеты театра переда­вались от отца к сыну, от сына к внуку и становились достоянием устной народной литературы. Это эпизоды из древней истории, мифы, народные сказания, леген­ды, современный быт, сатира на местные нравы и обычаи, семей­ные неполадки. Театр теней вме­шивался во все сферы быта и че­ловеческих отношений. Попасть на экран в качестве сатирического персонажа считалось позором. Популярность театра была огромна во всех слоях общества. Устами Карагёза (подобно Ходже Насред-дину в литературе) ведущий выс­казывал любую крамолу.

В XVII—XVIIIвеках спектакли теневого театра имели широкую известность и зачастую устраива­лись в кофейнях. Расцвет театра теней в Османской империи в XVII—XVIII веках обусловил развитие и усовершенствование техники пред­ставлений. Усложнялись декора­ции, появился занавес, расширил­ся репертуар, на сцене ставились произведения современной прозы. Театр «Карагёз» впервые познако­мил турецкого зрителя с Мольером, показывая сцены из «Тартюфа»,

ГЛАВА I


«Скупого» и т.д. Сюжеты старых театральных представлений - бо­рьба добра со злом, порицание че­ловеческих пороков - остались те же, но уже в современном театре. В разных странах Ближнего Востока возникали свои сюжеты и образы. Один народ предпочитал в спектаклях больше музыки, другой - побольше литературной импровизации. Сильнее всего влияние турецкого театра «Ка­рагёз» проявилось в Сирии. Здесь даже среди героев спектаклей был турок.

 

Теневые куклы Индонезии


«Чёрный глаз» эллинов

«Карагиозис» (греч. Караукю^пс,, от тур. Karagwz, дословно «черный глаз») - традиционный кукольный театр теней и в новогреческом фольклоре, названный по имени главного персонажа - весельчака Карагиозиса, вокруг которого груп­пируются все сюжеты представ­лений. По сути карагиозис является эллинизированным турецким те­атром теней «Карагёз».



Для сюжетов спектаклей «Ка­рагиозиса» использовались эпи­зоды древней и новой греческой истории, мифы, легенды. И еще -фантастические события и при­ключения, в которых выступали по­стоянные традиционные персона­жи: сам Карагиозис, товарищ глав­ного персонажа Хадзиаватис, его жена Аглая, горец Барба Йоргос), исторические и легендарные лич­ности (например, Александр Ма­кедонский).


Комические' эпизоды в театре переплетались с историко-герои-ческим пафосом, а также патрио­тическими мотивами, особенно на первых стадиях зарождения и ста­новления театра. Постепенно же в театре «Карагиозис» господ­ствующими стали элементы, от­ражавшие быт, обычаи, отдельные явления тогдашней политической жизни Греции. Наряду с условными фигурами представителей власти - турецких визирей, пашей, турец­ких солдат, - на полотне появля­лись персонажи, раскрывающие типажи разных уголков государст­ва, говорившие местными наре­чиями - Ниониос, Барба-Гиоргос. Большое место заняли пьесы, изображавшие приключения Ка­рагиозиса в условиях горного быта, которые добавились к традицион­ным «профессиональным» - «Ка-рагиозис-врач», «Карагиозис-бу-лочник» и социально-бытовым спектаклям - «Женитьба Карагио­зиса» и т.д.

Неисчерпаемое остроумие, изобретательность в проказах сде­лали Карагиозиса воплощением народного ума, сатирического духа, побеждающего оружием сме­ха все жизненные неурядицы.

Китайские, индийские и турец­кие представления теней до сих пор очень популярны во многих странах мира, включая Индонезию, Малай­зию и Францию. Стили и культурные особенности этих пьес могли за­метно отличаться, но все они были интереснейшими представлениями для широкой публики.

ТЕНЕВОЙ TEATI


.


Красота теней по-европейски

Театр теней привлек внимание ев­ропейцев, которые путешествова­ли по Азии. В отличие от народных мистерий и Пекинской оперы, те­атр теней не требовал перевода и был понятен всем! Первые упоми­нания о теневом театре в Европе относятся кXVII веку. Пожалуй, пер­вой страной Европы, где появился теневой театр, была Италия, откуда сведения о нем стали распростра­няться все дальше на север. В 1740 году был основан первый теневой театр в Германии, а со временем стали возникать знаменитые «ша-тенбюнен» или «теневые сцены». Французский миссионер Жюль Алод в 1767 году был покорен кра­сотой и необычностью этого теат­ра. Именно он привёз на родину .основные приёмы мастерства. В <Х1776 году китайский театр теней ^Vi появился и в Англии. Великий поэт

^. В. Гете в свое время также про-Х^явил большой интерес к этому ^древнему восточному искусству. Он не только подробно рассказал о китайском театре теней на вы­ставке 1774 года, но и сам устроил такое представление, когда пышно отмечал свой тридцать второй день рождения. Среди многих пригла­шенных были высокопоставленные лица, знать и придворные.

Переняв основной принцип -показ силуэтов через полотно бе­лого экрана, в деталях европейские кукольники довольно далеко отхо­дили от восточных способов де­монстрации. Так, если в теневых театрах Азии всегда работают с

кожаными куклами и управляют

ГЛАВА I


ими с помощью тростей, то евро­пейские кукольники заменили до­рогую кожу картоном и жестью, даже стали использовать объемных кукол. Существовал также и тене­вой театр, где действовали живые актёры, которые двигались между полотняным экраном и источником освещения, отчего на экране воз­никали и перемещались их тени.

И всё же результаты были не­утешительными - ни актёры, ни постановщики спектаклей еще не понимали специфики представле­ний теневого театра и чувствовали себя стесненными тем, что сле­довало находиться слишком близко к экрану. Кроме того, каждое при­ближение к источнику освещения превращало фигуры в гигантов, не соизмеримых с остальными пер­сонажами спектакля.

И здесь произошло то, что не­редко бывало и с другими видами искусства: непреодолимые на пер­вый взгляд недостатки удалось превратить в достоинства. Напри­мер, приближение к источнику освещения стало одним из трю­ковых приёмов теневого театра.

Кроме того, шло развитие ме­ханики управления куклами. Куклы превращались в механические, вместо разнообразных вырази­тельных движений они делали од­нообразные, повторяющиеся же­сты. Например, на экране появлял­ся музыкант-цимбалист, бивший палочками по цимбалам; выходил точильщик ножей и равномерно нажимал ногой на точильный ста­нок; охотник стрелял из ружья. Владельцы театров большое

■■ . . '>;■■ '■ ■

 


значение придавали свету. Они ловко манипулировали разноцвет­ным освещением экрана (ставили перед светильником разные цвет­ные стекла-фильтры); придумыва­ли разные трюки с неожиданными превращениями, морскими буря­ми, восходам и-заходам и солнца и прочими постановочными эф­фектами.

О техническом устройстве французских теневых театров пи­сал французский историк Шарль Маньен: «Механический приём их чрезвычайно прост. На том месте, где в театре висит занавес, натя­гивают белую материю или хорошо помасленную бумагу. На расстоя­нии семи-восьми шагов позади экрана ставят светильник. Если между фонарем и экраном прове­сти плоские фигуры, вырезанные из картона или кожи, тень от них появится на экране и её увидят зрители. Скрытая рука кукловода управляет маленькими фигурками с помощью тросточек. Это, как можно заметить, не скульптура, а движущаяся картина».

Теневые представления фран­цузских кукольников носили сугубо развлекательный характер. Их ре­пертуар состоял из отдельных трю­ковых сценок, пьес-сказок, в кото­рых были чудесные превращения, сражения, природные явления, ка­тастрофы, жанровые картинки. Со­хранившиеся афиши красноречиво говорят о содержании постановок теневого театра: «Лазурный небо­свод, занимающаяся заря, появле­ние лучей восходящего солнца», «Буря, гром, град на море и поги-


бающие корабли», «Маг, совершаю­щий чудесные превращения», «Ка­натоходцы», «Говорящие стулья», «Золушка», «Мальчик-с-пальчик», «Опрокинутый кабриолет», «Сценка на рынке», «Охота на уток». Одна из наиболее популярных сценок, вошедшая с небольшими вариа­циями в спектакли почти всех те­невых театров, - «Сломанный мост». В ней показывали мост с разрушенной посредине аркой; его ловко чинил рабочий-каменщик. На противоположном берегу по­являлся путешественник; он оста­навливался, озадаченный, и спра­шивал каменщика, можно ли пе­рейти реку вброд. Каменщик, по­смеиваясь, отвечал, что утки пе­реходят её запросто; рассержен­ный путешественник находил ло­дочника, переправлялся на другой берег, подкрадывался к каменщику сзади и расправлялся с ним за на­смешки.


18 ТЕНЕВОЙ ТЕАТР


Популярна была сценка «Похи­щение Прозерпины». В греческой мифологии Прозерпина - супруга мрачного Аида, владыки царства теней. Её пытались похитить друзья Тесей и Пейрифой. Но похищение не удалось. Аид предложил друзь­ям, проникнувшим в его царство, сесть на волшебный трон. Когда же они это сделали, то мгновенно приросли к трону и не смогли сдви­нуться с места.

Вторая половина XVIII века -это время расцвета теневого те­атра в Европе. Слава о некоторых из них дошла и до наших дней. Широко известны знаменитый те­атр Амбруаза, основанный в 1775 году в Лондоне и гастролировав­ший по всей Европе, и теневой те­атр ДоменикаСерафэна, который был любимым зрелищем парижан конца XVIII - начала XIX века. Мно­гие из европейских теневых теат­ров приезжали на гастроли в Рос­сию (к примеру, театр Амбруаза гастролировал в 1776 году).

В Петербурге и Москве с 1783 по 1788 годы давал представления теневой театр Иосифа Киоза и К", рекламировавший свои спектакли таким образом: «Будут показаны многие удивительные перемены и проспекты городов, деревень, мо­рей, строений и улиц; также на море морская буря с грозою, мол­нией и дождем, так что от оной корабли разбиваются, товары вы­брасываются и тонут ко дну... По­том восходят куклы, кои танцуют на разные увлекательные манеры, так что каждый, смотря на их дви­жения и каприолы, удивится и,


сравнивая их с настоящими фигу­рантами, отдаст оным преимуще­ство».


Wer met arbeitet, der ist tin Esel. Dtr kmt aif <kn Hund. Seine game Arbeit w fie die Koft and m Schluss kraht kein Hahn wen /k

ikf)'

Значительным явлением в обла­сти теневого театра в Европе был, без сомнения, знаменитый театр «Ша нуар» («Черный кот»), создан­ный Анри Ривьером (полное имя -Бенжамен Жан Ан-ри Ривьер, годы жизни 1864-1897). Его театр теней в течение десяти лет - с 1887 по 1897 - привлекал широкую публику и получал самые блестящие отзывы газет и журналов. Началось это... с «пустяков». Как-то раз художник Анри Ривьер в одном парижском кабаре, пока шансонье исполнял свой номер, стал показывать через салфетку вырезанных им из картона человечков, иллюстрируя содержа­ние песенки. Это импровизирован­ное представление имело настолько бурный успех, что Анри Ривьер ре-


ГЛАВА I


шил всерьёз заняться искусством тени. Так возниктеневой театр «Ша нуар». В этом театре, кроме самого Ривьера, работали крупные худож­ники Каран дАш, Анри Сомм и др.

За десять лет театр выпустил тридцать девять спектаклей, и к большинству из них силуэты, де­корации и персонажей рисовал сам Анри Ривьер. Фигуры выре­зались из цинка. Театр имел слож­ную машинерию, которую изобре­тал и без конца совершенствовал сам великий Ривьер - директор театра, художник, изобретатель, режиссер, артист.

За экраном работало 10-12 ра­бочих, быстро и бесшумно подавая по рельсам декорации к беспре­рывно сменяющимся картинам. Пьесы в семь-десять картин в ре­пертуаре «Ша нуар» встречались довольно редко. Чаще в одной пье­се бывало двадцать и даже более картин. Такие спектакли, как «Ис­кушение святого Антония», «Завое­вание Алжира» и «Во тьме времен», имели по сорок картин каждая.


Наряду с исключительными художественными качествами те­невых силуэтов, театр Анри Ривь­ера славился уникальной свето­техникой. Самые замечательные и неожиданные эффекты дости­гались при помощи игры света. Ривьер сам изготавливал цвет­ные стёкла разных оттенков. Ко­личество таких стёкол для одного спектакля иногда достигало ста! и более. Была устроена сложная световая аппаратура для смены различной подсветки экрана. Ра­бочий, ведающий освещением, имел под рукой до семидесяти бечёвок, направленных к разным частям осветительной аппара­туры.

Сюжеты спектаклей были са­мыми разнообразными. Среди них попадались бытовые комедии, шаржи, пародии, политическая са­тира, баллады на темы из рыцар­ских времен, представления на библейские темы.

Известный французский писа­тель Жюль Леметр так отзывался о творчестве Анри Ривьера: «Он как хороший художник обладает точностью обобщения, чувством жизни, изобилием художественной выдумки и соединяет с этим ве­личественное мечтательное вооб­ражение настоящего поэта. Его силуэты пейзажей, зданий, толпы, групп и отдельных лиц, рисующие­ся на феерически изменчивых не­бесах, являются шедеврами. Они мгновенны, как вспышки бенгаль­ских огней, и мимолетны, как тени. Они красочны, грациозны и вол­нующи».

20 ТЕНЕВОЙ ТЕАТР



Но, случилось так, что в том же Париже и в те же годы родилось новое увлекательное зрелище -кинематограф. На какое-то время он полностью переключил на себя интерес и внимание публики. Но искусство теневого театра не за­былось художниками и кукольни­ками. Один из наиболее интерес­ных современных теневых театров создан художником Жаном-Пьером Леско.

Весомым доказательством того, что теневой театр не исчер­пал своих творческих возможнос­тей, были спектакли знаменитого Ричарда Бредшоу (Австралия) на Международном фестивале теат­ров кукол в Москве в 1976 году. Бредшоу создал своеобразный, неповторимый театр, в котором он и актёр, и режиссёр, и автор, и кукольный конструктор. Его куклы - это плоские комбинированные фигурки из картона и цветного пластика. В представлении обычно участвует более ста кукол - чёрных и цветных. В спектаклях, показан­ных в Москве, остроумно и тонко подмечены человеческие типы и характеры. Виртуозная техника кукловождения изумляла зрите­лей: как ему удается - одному! -с таким блеском управлять одно­временно несколькими персо­нажами. Бредшоу долго хранил от постороннего глаза секреты своей техники. Но для поклонников его искусства в нашей стране эта тайна перестала существовать, когда Центральное телевидение весной 1988 года посвятило три вечера циклу передач о выда-


ющихся современных мастерах театра кукол разных стран (ве­дущим этих передач был Зиновий Гердт). В последней, третьей, серии цикла - «Мир театра кукол» - был представлен только Ричард Бредшоу с его теневыми мини­атюрами. И здесь (возможно -впервые) телекамера заглянула за экран теневого театра, и мы увидели, как это делает Бредшоу. Стало ясно, что в принципе это техника китайского теневого те­атра, но приспособленная для работы одного кукловода. Дли­тельность каждой из миниатюр Бредшоу - одна-две минуты.

V истоков искусства силуэта

В глубокой древности, при мер­цающем свете костра первобытный человек замечал, как по стенам пещеры метались тени, то стано­вясь огромными, зловещими, то исчезая. Тени возникали в лунную ночь и солнечный день. Достаточно было обвести контуры на земле или стене, как появлялся силуэт.


ГЛАВА I


 


Не случайно с возникновением пер­вых силуэтных изображений антич­ные легенды связывают зарожде­ние живописи. Чтобы помнить о том, кто уехал, или о том, кто умер, по обрисованной тени вылепляли портрет или делали тень как бы живой. По древнегреческой леген­де, создательницей первого си­луэта была дочь царя Дибутада, которая обвела на стене тень воз­любленного. В древнейших рисун­ках, как и в рисунках маленьких де­тей, нет тени. Постепенно в истории живописи появляются попытки по­казать объем предметов (оттенить) и дать изображение в перспективе (для этого тоже нужна тень).

В Древней Греции еще в VI в. до новой эры в вазовой росписи использовались профильные фи­гуры: сначала черные на красном фоне, а потом красные на черном. Однако искусство силуэта в его


настоящем виде подлинное свое рождение получило во Франции в первой половине XVIII века и очень быстро распространилось по всей Европе. Во Франции же утвердилось и само название «си­луэт». Происходит оно от фамилии «главного контролера над финан­сами» при дворе Людовика XV -Этьена Силуэта (1709-1767). Этот расчетливый финансист, разуме­ется, никогда не изобретал силуэ­та - это было сделано задолго до него; не он даже ввел на него моду

- это тоже было значительно рань­
ше. Правда, он иногда ради отдыха
и удовольствия вырезал из черной
бумаги маленькие фигурки, но
мало ли было в то время любите­
лей, делавших это не хуже его?
Следовательно, не благодаря его
заслугам в этой области искусства
силуэту было присвоено его имя.

Первоначально слово «силуэт» имело ясно выраженный ирониче­ский смысл. Дело в том, что, ста­раясь поправить расстроенные фи­нансы, Э. Силуэт не только провел реформу по сокращению пенсий и уничтожению податных приви­легий, но и предложил сократить личные расходы короля и двора. В результате таких мероприятий незадачливый министр, потеряв поддержку высшего общества, вы­нужден был уйти в отставку и стал предметом всеобщих насмешек. Тогда ему осталось одно утешение

- вырезать из черной бумаги свои
любимые картинки. Тогдашние ост­
рословы стали с этого времени
называть именем Силуэта то, что
было, по их мнению, слишком про-


ТЕНЕВОЙ ТЕАТР


стым, скромным, мизерным. За лаконичными черно-белыми изоб­ражениями, которые казались не­сколько бедноватыми по сравне­нию с нарядными яркими живо­писными полотнами или даже ак­варелями, это название укрепилось окончательно и даже дошло до на­ших дней.

Во второй половине XVIII сто­летия в России работали два си­луэтиста, обладавшие европейской славой: Ф. Сидо и Ф. Антинг, ис­полнявшие великое множество си­луэтных портретов своих совре­менников. Одно из первых силу­этных изображений принадлежит крупнейшему русскому скульптору Ф. И. Шубину (1740-1805) - это портрет неизвестной молодой жен­щины, выполненный черной тушью на золотом фоне.

Техника исполнения силуэтов была различна: их рисовали тушью, вырезали из бумаги, иногда гра­вировали на дереве, а с начала XX века и на линолеуме. Большей частью силуэты вырезали из чер­ной бумаги маленькими острыми ножницами и накладывали на до­ску, стекло или цветную бумагу. В XIX веке для оживления силуэтов, придания им большей выразитель­ности художники начали оставлять внутри черной плоскости белые пустые места. Это были небольшие прорези различной формы, кото­рые могли передать в силуэте вол­нение морской стихии или блеск солнечных лучей, кружево осенней листвы или легкость падающих снежинок... Все это обогащало воз­можности силуэта и делало его


одним из своеобразных видов гра­фического искусства.

В Историческом музее Москвы и в частных собраниях сохранилось огромное множество силуэтов, свидетельствующих о широком распространении этого вида ис­кусства в России.И действительно, многие семьи мечтали иметь порт­реты близких людей. Но заказать живописный портрет имели воз­можность лишь богатые вельможи. Силуэтные же портреты были сравнительно недороги. Силуэты играли ту же роль, что и возникшая позже фотография. Когда еще не изобрели фотографию, профиль, обведенный на бумаге по тени, считали самым точным изображе­нием человека (в отличие от жи­вописного портрета, куда художник всегда мог привнести свое отно­шение к личности). Существовало искусство угадывания характера по профилю.


 


ГЛАВА I



 







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.95.131.208 (0.023 с.)