Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теневой театр вчера и сегодня

Поиск

Лыкова И.А., Шипунова В.А.


ТЕНЕВОЙ ТЕАТР ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

или КАК ПРИУЧИТЬ ТЕНЬ?

Образовательная область «Художественное творчество»

Учебно-методическое пособие Соответствует ФГТ

Рекомендовано

Учёным советом ФГАОУ «Академия повышения квалификации

и профессиональной переподготовки работников образования»

Учёным советом ФГНУ «Институт художественного образования»

Российской академии образования


 

Издательский дом «ЦВЕТНОЙ МИР»

Москва 2012


 

УДК 372.8 ББК 74.00 Л88

 

Л88

Лыкова И.А., Шипунова В.А. Теневой театр вчера и сегодня, или Как приручить тень? (Образовательная область «Художественное творчество»). Учебно-методическое пособие. М.: ИД «Цветной мир», 2012. - 96 с, иллюстрации, фотографии.

ISBN 978-5-4310-0083-6

Помните, как в детстве вы сплетали из пальцев затейливые фигуры, и на стене появлялись «живые» существа: собака, лошадка, сказочный дракон, змея, птица? А вот вы вечером в лесу рассматриваете тени деревьев на снегу - это словно какой-то другой мир, живой и самый настоящий, только туда никак нельзя попасть. Мир теней, полный тайных смыслов и загадочный, живет рядом с нами, неотделимый от нас и такой недоступный. Может быть как желание разгадать его загадку и родился театр теней? Ведь на время пред­ставления мы получаем пропуск в чудесный мир. Движение тени мгновенно откликается в душе, рождает в ней совершенно особые мысли и чувства. Каж­дый словно встречается с самим собой, с безмолвным голосом своего сердца. Выразительные средства теневого театра скупы и сдержанны, но наше вооб­ражение мгновенно дорисовывает всё недостающее. И помогает лучше узнать себя, свой внутренний мир. Игра Света и Тени - вечная тема для философов, художников и поэтов, но в театре теней эти две противоположности стано­вятся рабочим материалом и оказываются почти прирученными.

Фотографии, представленные на страницах 3, 5, 6, 7, 8, 10,11, 29, 31, 32, 33,34, 35,36,37, 38,39,42, 55, 56, 57,61,62, 69,70, 71, 72,78, 79,80,81 сделаны Анатолием Бартковским в Московском детском теневом театре. Сердечно бла­годарим художественного руководителя театра Александра Крупенина за не­оценимую помощь в организации фотосъёмки и интервью.

На стр. 40,44,45,46 представлены оригинальные фотографии из семей­ного архива Ильи Эпельбаума и Майи Краснопольской. Выражаем искреннюю признательность семейному дуэту за эти материалы и интервью.

На стр. 13, 14,15, 63 опубликованы фотографии индонезийских кукол, экспонировавшихся на выставке в Музее декоративно-прикладного народ­ного искусства (Москва). Рады нашему сотрудничеству.

На стр. 4, 5,12,15,16,18,19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 63 пред­ставлены уникальные материалы из фотоархива издательского дома «Цвет­ной мир». От всей души благодарим артдиректора Анатолия Бартковского за самоотверженную помощь и поддержку в подготовке этой книги.

ISBN 978-5-4310-0083-6

. D

.Охраняется Законом об авторском праве. Воспроизведение этой

книги или любой ее части, включая оформление, преследуется в СУДебн0М ПОРЯДК6-

© Лыкова И.А., Шипунова В.А., авторы, 2012 © 000 Издательский дом «Цветной мир», 2012


 


ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Театр Теней и Света

ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ



Специфика теневого театра,

его эстетика и тематика варьиру­ются в зависимости от культурных традиций. Для теневого театра характерно обращение к эпосу и фольклору, а значит - бережное сохранение традиционных сюже­тов. Различия в происхождении сюжетов могут быть связаны с тем, что стили и культурные особен­ности теневых спектаклей отлича­ются в разных странах. Например, китайские спектакли теней, как правило, отображают историче­ские события; в основе индийских пьес - сюжеты религиозного со­держания, основанные на эпосах (таких как Махабхарата и Рамаяна); в то время как турецкие пьесы -это комедийные представления.


ГЛАВА I 5


В Китае, Индии, Турции, Кам­бодже, Индонезии и других странах Азии, а позднее и в Европе раз­витие театра теней шло своими путями, хотя имело и нечто общее, роднящее всех - это были самые популярные, истинно народные театры, которые на протяжении веков воспитывали людей, фор­мировали мировоззрение и эсте­тический вкус, влияли на поведе­ние и поступки людей.

Индия:танцующие боги

Искусство театра теней стало по­пулярным в Индии в XVI столетии, особенно в период правления Буда Редди. Индийские куклы - самые большие в театральном мире, и представления теневого театра ча­сто происходят возле храма Шива, бога - покровителя кукол. Согласно фольклору, в те времена, когда игрушки традиционно вырезали цельными из одного бруска дерева, жил мастер, который делал не­обычных кукол из отдельных дета­лей. Однажды в магазин этого ма­стера зашёл бог Шива с женой -богиней Парвати. Парвати, взгля­нув на кукол, была настолько оча­рована, что попросила мужа раз­решить их духам вселиться в кукол, чтобы они могли потанцевать.


После того как боги насладились зрелищем и устали, они забрали свои души и ушли. Мастер же, ко­торый с интересом наблюдал за происходящим, захотел вновь за­ставить кукол танцевать. Он пере­вязал их части и смог управлять куклами с помощью нитей.

Представления театра теней обычно проходили ночью с заката до рассвета. Широкую поляну хо­рошо утрамбовывали и на бамбу­ковых шестах ставили огромный экран. За экраном разжигали ко­стер из скорлупы кокосовых оре­хов. По другую сторону, где-нибудь под манговым деревом, распола­гались многочисленные зрители. Перед экраном садился рассказ­чик, и жители деревушки, затаив дыхание, слушали его рассказ о жизни богов и подвигах героев на­родного эпоса «Рамаяны» и «Ма-хабхараты». Во время рассказа вдруг начинал бить барабан, потом вступали другие музыкальные ин­струменты, и на экране появлялись куклы - герои повествования. Ка­залось, что они приходили к людям из другого мира. Спектакль тене­вого театра мог продолжаться мно­го ночей подряд. Детей на такие зрелища не пускали. Мало того, мужчины и женщины смотрели представления отдельно.

Красота теней по-европейски

Театр теней привлек внимание ев­ропейцев, которые путешествова­ли по Азии. В отличие от народных мистерий и Пекинской оперы, те­атр теней не требовал перевода и был понятен всем! Первые упоми­нания о теневом театре в Европе относятся кXVII веку. Пожалуй, пер­вой страной Европы, где появился теневой театр, была Италия, откуда сведения о нем стали распростра­няться все дальше на север. В 1740 году был основан первый теневой театр в Германии, а со временем стали возникать знаменитые «ша-тенбюнен» или «теневые сцены». Французский миссионер Жюль Алод в 1767 году был покорен кра­сотой и необычностью этого теат­ра. Именно он привёз на родину.основные приёмы мастерства. В <Х1776 году китайский театр теней ^Vi появился и в Англии. Великий поэт

^. В. Гете в свое время также про-Х^явил большой интерес к этому ^древнему восточному искусству. Он не только подробно рассказал о китайском театре теней на вы­ставке 1774 года, но и сам устроил такое представление, когда пышно отмечал свой тридцать второй день рождения. Среди многих пригла­шенных были высокопоставленные лица, знать и придворные.

Переняв основной принцип -показ силуэтов через полотно бе­лого экрана, в деталях европейские кукольники довольно далеко отхо­дили от восточных способов де­монстрации. Так, если в теневых театрах Азии всегда работают с

кожаными куклами и управляют

ГЛАВА I


ими с помощью тростей, то евро­пейские кукольники заменили до­рогую кожу картоном и жестью, даже стали использовать объемных кукол. Существовал также и тене­вой театр, где действовали живые актёры, которые двигались между полотняным экраном и источником освещения, отчего на экране воз­никали и перемещались их тени.

И всё же результаты были не­утешительными - ни актёры, ни постановщики спектаклей еще не понимали специфики представле­ний теневого театра и чувствовали себя стесненными тем, что сле­довало находиться слишком близко к экрану. Кроме того, каждое при­ближение к источнику освещения превращало фигуры в гигантов, не соизмеримых с остальными пер­сонажами спектакля.

И здесь произошло то, что не­редко бывало и с другими видами искусства: непреодолимые на пер­вый взгляд недостатки удалось превратить в достоинства. Напри­мер, приближение к источнику освещения стало одним из трю­ковых приёмов теневого театра.

Кроме того, шло развитие ме­ханики управления куклами. Куклы превращались в механические, вместо разнообразных вырази­тельных движений они делали од­нообразные, повторяющиеся же­сты. Например, на экране появлял­ся музыкант-цимбалист, бивший палочками по цимбалам; выходил точильщик ножей и равномерно нажимал ногой на точильный ста­нок; охотник стрелял из ружья. Владельцы театров большое

■■.. '>;■■ '■ ■

 


значение придавали свету. Они ловко манипулировали разноцвет­ным освещением экрана (ставили перед светильником разные цвет­ные стекла-фильтры); придумыва­ли разные трюки с неожиданными превращениями, морскими буря­ми, восходам и-заходам и солнца и прочими постановочными эф­фектами.

О техническом устройстве французских теневых театров пи­сал французский историк Шарль Маньен: «Механический приём их чрезвычайно прост. На том месте, где в театре висит занавес, натя­гивают белую материю или хорошо помасленную бумагу. На расстоя­нии семи-восьми шагов позади экрана ставят светильник. Если между фонарем и экраном прове­сти плоские фигуры, вырезанные из картона или кожи, тень от них появится на экране и её увидят зрители. Скрытая рука кукловода управляет маленькими фигурками с помощью тросточек. Это, как можно заметить, не скульптура, а движущаяся картина».

Теневые представления фран­цузских кукольников носили сугубо развлекательный характер. Их ре­пертуар состоял из отдельных трю­ковых сценок, пьес-сказок, в кото­рых были чудесные превращения, сражения, природные явления, ка­тастрофы, жанровые картинки. Со­хранившиеся афиши красноречиво говорят о содержании постановок теневого театра: «Лазурный небо­свод, занимающаяся заря, появле­ние лучей восходящего солнца», «Буря, гром, град на море и поги-


бающие корабли», «Маг, совершаю­щий чудесные превращения», «Ка­натоходцы», «Говорящие стулья», «Золушка», «Мальчик-с-пальчик», «Опрокинутый кабриолет», «Сценка на рынке», «Охота на уток». Одна из наиболее популярных сценок, вошедшая с небольшими вариа­циями в спектакли почти всех те­невых театров, - «Сломанный мост». В ней показывали мост с разрушенной посредине аркой; его ловко чинил рабочий-каменщик. На противоположном берегу по­являлся путешественник; он оста­навливался, озадаченный, и спра­шивал каменщика, можно ли пе­рейти реку вброд. Каменщик, по­смеиваясь, отвечал, что утки пе­реходят её запросто; рассержен­ный путешественник находил ло­дочника, переправлялся на другой берег, подкрадывался к каменщику сзади и расправлялся с ним за на­смешки.


18 ТЕНЕВОЙ ТЕАТР


Популярна была сценка «Похи­щение Прозерпины». В греческой мифологии Прозерпина - супруга мрачного Аида, владыки царства теней. Её пытались похитить друзья Тесей и Пейрифой. Но похищение не удалось. Аид предложил друзь­ям, проникнувшим в его царство, сесть на волшебный трон. Когда же они это сделали, то мгновенно приросли к трону и не смогли сдви­нуться с места.

Вторая половина XVIII века -это время расцвета теневого те­атра в Европе. Слава о некоторых из них дошла и до наших дней. Широко известны знаменитый те­атр Амбруаза, основанный в 1775 году в Лондоне и гастролировав­ший по всей Европе, и теневой те­атр ДоменикаСерафэна, который был любимым зрелищем парижан конца XVIII - начала XIX века. Мно­гие из европейских теневых теат­ров приезжали на гастроли в Рос­сию (к примеру, театр Амбруаза гастролировал в 1776 году).

В Петербурге и Москве с 1783 по 1788 годы давал представления теневой театр Иосифа Киоза и К", рекламировавший свои спектакли таким образом: «Будут показаны многие удивительные перемены и проспекты городов, деревень, мо­рей, строений и улиц; также на море морская буря с грозою, мол­нией и дождем, так что от оной корабли разбиваются, товары вы­брасываются и тонут ко дну... По­том восходят куклы, кои танцуют на разные увлекательные манеры, так что каждый, смотря на их дви­жения и каприолы, удивится и,


сравнивая их с настоящими фигу­рантами, отдаст оным преимуще­ство».


Wer met arbeitet, der ist tin Esel. Dtr kmt aif <kn Hund. Seine game Arbeit w fie die Koft and m Schluss kraht kein Hahn wen /k

ikf)'

Значительным явлением в обла­сти теневого театра в Европе был, без сомнения, знаменитый театр «Ша нуар» («Черный кот»), создан­ный Анри Ривьером (полное имя -Бенжамен Жан Ан-ри Ривьер, годы жизни 1864-1897). Его театр теней в течение десяти лет - с 1887 по 1897 - привлекал широкую публику и получал самые блестящие отзывы газет и журналов. Началось это... с «пустяков». Как-то раз художник Анри Ривьер в одном парижском кабаре, пока шансонье исполнял свой номер, стал показывать через салфетку вырезанных им из картона человечков, иллюстрируя содержа­ние песенки. Это импровизирован­ное представление имело настолько бурный успех, что Анри Ривьер ре-


ГЛАВА I


шил всерьёз заняться искусством тени. Так возниктеневой театр «Ша нуар». В этом театре, кроме самого Ривьера, работали крупные худож­ники Каран дАш, Анри Сомм и др.

За десять лет театр выпустил тридцать девять спектаклей, и к большинству из них силуэты, де­корации и персонажей рисовал сам Анри Ривьер. Фигуры выре­зались из цинка. Театр имел слож­ную машинерию, которую изобре­тал и без конца совершенствовал сам великий Ривьер - директор театра, художник, изобретатель, режиссер, артист.

За экраном работало 10-12 ра­бочих, быстро и бесшумно подавая по рельсам декорации к беспре­рывно сменяющимся картинам. Пьесы в семь-десять картин в ре­пертуаре «Ша нуар» встречались довольно редко. Чаще в одной пье­се бывало двадцать и даже более картин. Такие спектакли, как «Ис­кушение святого Антония», «Завое­вание Алжира» и «Во тьме времен», имели по сорок картин каждая.


Наряду с исключительными художественными качествами те­невых силуэтов, театр Анри Ривь­ера славился уникальной свето­техникой. Самые замечательные и неожиданные эффекты дости­гались при помощи игры света. Ривьер сам изготавливал цвет­ные стёкла разных оттенков. Ко­личество таких стёкол для одного спектакля иногда достигало ста! и более. Была устроена сложная световая аппаратура для смены различной подсветки экрана. Ра­бочий, ведающий освещением, имел под рукой до семидесяти бечёвок, направленных к разным частям осветительной аппара­туры.

Сюжеты спектаклей были са­мыми разнообразными. Среди них попадались бытовые комедии, шаржи, пародии, политическая са­тира, баллады на темы из рыцар­ских времен, представления на библейские темы.

Известный французский писа­тель Жюль Леметр так отзывался о творчестве Анри Ривьера: «Он как хороший художник обладает точностью обобщения, чувством жизни, изобилием художественной выдумки и соединяет с этим ве­личественное мечтательное вооб­ражение настоящего поэта. Его силуэты пейзажей, зданий, толпы, групп и отдельных лиц, рисующие­ся на феерически изменчивых не­бесах, являются шедеврами. Они мгновенны, как вспышки бенгаль­ских огней, и мимолетны, как тени. Они красочны, грациозны и вол­нующи».

20 ТЕНЕВОЙ ТЕАТР



Но, случилось так, что в том же Париже и в те же годы родилось новое увлекательное зрелище -кинематограф. На какое-то время он полностью переключил на себя интерес и внимание публики. Но искусство теневого театра не за­былось художниками и кукольни­ками. Один из наиболее интерес­ных современных теневых театров создан художником Жаном-Пьером Леско.

Весомым доказательством того, что теневой театр не исчер­пал своих творческих возможнос­тей, были спектакли знаменитого Ричарда Бредшоу (Австралия) на Международном фестивале теат­ров кукол в Москве в 1976 году. Бредшоу создал своеобразный, неповторимый театр, в котором он и актёр, и режиссёр, и автор, и кукольный конструктор. Его куклы - это плоские комбинированные фигурки из картона и цветного пластика. В представлении обычно участвует более ста кукол - чёрных и цветных. В спектаклях, показан­ных в Москве, остроумно и тонко подмечены человеческие типы и характеры. Виртуозная техника кукловождения изумляла зрите­лей: как ему удается - одному! -с таким блеском управлять одно­временно несколькими персо­нажами. Бредшоу долго хранил от постороннего глаза секреты своей техники. Но для поклонников его искусства в нашей стране эта тайна перестала существовать, когда Центральное телевидение весной 1988 года посвятило три вечера циклу передач о выда-


ющихся современных мастерах театра кукол разных стран (ве­дущим этих передач был Зиновий Гердт). В последней, третьей, серии цикла - «Мир театра кукол» - был представлен только Ричард Бредшоу с его теневыми мини­атюрами. И здесь (возможно -впервые) телекамера заглянула за экран теневого театра, и мы увидели, как это делает Бредшоу. Стало ясно, что в принципе это техника китайского теневого те­атра, но приспособленная для работы одного кукловода. Дли­тельность каждой из миниатюр Бредшоу - одна-две минуты.

V истоков искусства силуэта

В глубокой древности, при мер­цающем свете костра первобытный человек замечал, как по стенам пещеры метались тени, то стано­вясь огромными, зловещими, то исчезая. Тени возникали в лунную ночь и солнечный день. Достаточно было обвести контуры на земле или стене, как появлялся силуэт.


ГЛАВА I


 


Не случайно с возникновением пер­вых силуэтных изображений антич­ные легенды связывают зарожде­ние живописи. Чтобы помнить о том, кто уехал, или о том, кто умер, по обрисованной тени вылепляли портрет или делали тень как бы живой. По древнегреческой леген­де, создательницей первого си­луэта была дочь царя Дибутада, которая обвела на стене тень воз­любленного. В древнейших рисун­ках, как и в рисунках маленьких де­тей, нет тени. Постепенно в истории живописи появляются попытки по­казать объем предметов (оттенить) и дать изображение в перспективе (для этого тоже нужна тень).

В Древней Греции еще в VI в. до новой эры в вазовой росписи использовались профильные фи­гуры: сначала черные на красном фоне, а потом красные на черном. Однако искусство силуэта в его


настоящем виде подлинное свое рождение получило во Франции в первой половине XVIII века и очень быстро распространилось по всей Европе. Во Франции же утвердилось и само название «си­луэт». Происходит оно от фамилии «главного контролера над финан­сами» при дворе Людовика XV -Этьена Силуэта (1709-1767). Этот расчетливый финансист, разуме­ется, никогда не изобретал силуэ­та - это было сделано задолго до него; не он даже ввел на него моду

- это тоже было значительно рань­
ше. Правда, он иногда ради отдыха
и удовольствия вырезал из черной
бумаги маленькие фигурки, но
мало ли было в то время любите­
лей, делавших это не хуже его?
Следовательно, не благодаря его
заслугам в этой области искусства
силуэту было присвоено его имя.

Первоначально слово «силуэт» имело ясно выраженный ирониче­ский смысл. Дело в том, что, ста­раясь поправить расстроенные фи­нансы, Э. Силуэт не только провел реформу по сокращению пенсий и уничтожению податных приви­легий, но и предложил сократить личные расходы короля и двора. В результате таких мероприятий незадачливый министр, потеряв поддержку высшего общества, вы­нужден был уйти в отставку и стал предметом всеобщих насмешек. Тогда ему осталось одно утешение

- вырезать из черной бумаги свои
любимые картинки. Тогдашние ост­
рословы стали с этого времени
называть именем Силуэта то, что
было, по их мнению, слишком про-


ТЕНЕВОЙ ТЕАТР


стым, скромным, мизерным. За лаконичными черно-белыми изоб­ражениями, которые казались не­сколько бедноватыми по сравне­нию с нарядными яркими живо­писными полотнами или даже ак­варелями, это название укрепилось окончательно и даже дошло до на­ших дней.

Во второй половине XVIII сто­летия в России работали два си­луэтиста, обладавшие европейской славой: Ф. Сидо и Ф. Антинг, ис­полнявшие великое множество си­луэтных портретов своих совре­менников. Одно из первых силу­этных изображений принадлежит крупнейшему русскому скульптору Ф. И. Шубину (1740-1805) - это портрет неизвестной молодой жен­щины, выполненный черной тушью на золотом фоне.

Техника исполнения силуэтов была различна: их рисовали тушью, вырезали из бумаги, иногда гра­вировали на дереве, а с начала XX века и на линолеуме. Большей частью силуэты вырезали из чер­ной бумаги маленькими острыми ножницами и накладывали на до­ску, стекло или цветную бумагу. В XIX веке для оживления силуэтов, придания им большей выразитель­ности художники начали оставлять внутри черной плоскости белые пустые места. Это были небольшие прорези различной формы, кото­рые могли передать в силуэте вол­нение морской стихии или блеск солнечных лучей, кружево осенней листвы или легкость падающих снежинок... Все это обогащало воз­можности силуэта и делало его


одним из своеобразных видов гра­фического искусства.

В Историческом музее Москвы и в частных собраниях сохранилось огромное множество силуэтов, свидетельствующих о широком распространении этого вида ис­кусства в России.И действительно, многие семьи мечтали иметь порт­реты близких людей. Но заказать живописный портрет имели воз­можность лишь богатые вельможи. Силуэтные же портреты были сравнительно недороги. Силуэты играли ту же роль, что и возникшая позже фотография. Когда еще не изобрели фотографию, профиль, обведенный на бумаге по тени, считали самым точным изображе­нием человека (в отличие от жи­вописного портрета, куда художник всегда мог привнести свое отно­шение к личности). Существовало искусство угадывания характера по профилю.


 


ГЛАВА I



 


Театр ручных теней


Театр ручных теней - один из са­мых простых видов теневого теат­ра. Для его оборудования и про­ведения нужны самые обычные предметы: настольная лампа и экран - большой лист белой бу­маги или ткань (простыня). Если в комнате светлые стены, представ­ление теневого театра можно по­казывать прямо на стене.

Актёр - человек, показываю­щий театр ручных теней, разме­щается между зрителями и экра­ном. Если комната небольшая и зрители сидят на низких стульях, артист тоже садится. Если комна­та большая и зрители находятся далеко, артист может стоять. Глав­ное, чтобы зрители хорошо виде­ли теневые силуэты на экране и при этом не очень высоко подни­мали голову.

Лампу нужно поставить на вы­соту рук человека, показывающе­го спектакль (на стол, стул или стопку книг), и загородить шир­мой, чтобы свет не падал в глаза зрителям.

Важно знать! Чем ближе к лам­пе располагаются руки артиста, тем крупнее тень на экране. Од­нако чем меньше силуэт, тем он чётче и выразительнее. Нужно порепетировать.

Для теневого спектакля совер­шенно не обязательно дожидать­ся темноты. Театр ручных теней


можно устроить и при дневном ос­вещении. Для этого нужно смас­терить экран из бумажной кальки или тонкой папиросной бумаги, наклеив её на раму - деревянную (пластиковую) или самодельную картонную. Такой экран нужно раз­местить против окна (на столе), сесть сбоку за экраном и показы­вать теневые силуэты.

Рисунки в этом пособии помо­гут вам освоить технику показа за­бавных силуэтов разных животных. Порепетируйте, чтобы ваши руки «запомнили» способ сложения и движения. Обязательно порепети­руйте движение, без которого не­мыслимо театральное представ­ление. Зайчик шевелит ушками, петушок кукарекает и трясёт бо­родкой, собака «лает» - открыва­ет и закрывает пасть, а вы издаё­те звуки «ав-ав» или «тяф-тяф».

Для самых первых теневых представлений достаточно одно-го-двух силуэтов и сопровожде­ния показа звукоподражанием. Не забывайте включать в такие «диа­логи» детей.

Пальчик-мальчик,

Где ты был?

С этим братцем -

В лес ходил,

С этим братцем - щи варил,

С этим братцем - кашу ел,

С этим братцем - песни пел.


48ТЕНЕВОЙ ТЕАТР



 

Образы фантазии и ручные тени

Очень важно показать детям взаимосвязь между теневыми силуэтами на стене или экране и образами реальных живых существ, бытовых предметов, игрушек. Чем лучше развито воображение, тем богаче и разнообразнее ассоциации. Можно обводить теневые силуэты мелком (или простым карандашом) и рас­крашивать, дорисовывать по своему замыслу.

ГЛАВА II 49?


Петух


Медведь


 



слон

 


 



теневой театр гл


Театр «живых» теней


Любой теневой спектакль ставится с помощью трёх безусловно не­обходимых элементов - экрана, источника света и теневой фи­гуры.

Подготовить такое оборудова­ние совсем несложно. Для начала посмотрим, как выглядит экран и каковы его разновидности.

Экран и его виды

Из картона или фанеры. Для

изготовления самого простого эк­рана вам понадобится большой лист прочного картона или фанеры и тонкая белая бумага или калька. В картоне (или фанере) нужно вырезать(или выпилить)отверстие любой формы, чтобы получилась своеобразная рамка. Отверстие может быть прямоугольным, квадратным, овальным или полу­круглым - в виде арки. При жела­нии можно вырезать более слож­ную форму, например, абрис пе­щеры, избушки или дворца. Это отверстие нужно затянуть калькой или бумагой - аккуратно приклеить по периметру. Вот и готов насто­ящий экран - сцена для театра те­ней. Осталось лишь установить светильник, разместив его ЗА эк­раном (об этом мы расскажем в разделе «Световое оформление спектаклей»).

За экраном на столе или тум­бочке нужно поставить так назы­ваемую рабочую рамку (см. рису­нок). Такая рамка может быть кар­тонной, деревянной или керами­ческой. На ней крепятся декора­ции: для этого вверху рамки обычно


имеются проволочные крючки, а внизу - паз или два-три паза.

Размер экрана и всего театра, в первую очередь, - коробки и декорационной рамы, зависит от размеров актёров и количества зрителей. Вспомним, что актёрами могут быть различные игрушки, силуэтные и объёмные куклы, бытовые предметы, люди или только их руки.

Вот очень примерные размеры и расстояния: рабочая рамка 25x40 см, от экрана до рабочей рамки 120-130 см, а от рамки до источ­ника света 30-40 см.

Из картонной коробки. Самый популярный вариант экрана для домашнего теневого театра -большая коробка без верхней и задней стенок. Передняя стенка -это натянутая белая ткань (самый простой вариант - простыня). Это и есть экран. Бока коробки можно сделать из двух тёмных занавесок или полотнищ ткани, нижний край которых прикрепляется к полу канцелярскими кнопками так, чтобы на ткани не было складок. Ширмы по бокам нужны для того, чтобы удержать свет в пределах коробки. Осветительный прибор помещается внутри коробки (обычно - на полу) и направляется на экран.

В дверном проёме. Экран теневого театра можно оборудо­вать в дверном проёме любой комнаты. В открытой двери, на вы­соте примерно 1,2 метра от пола, прикрепляется планка. На полмет­ра выше размещается ещё одна планка. К этим планкам во всю


ГЛАВА II


Светодинамические эффекты

Расскажем о самых простых спо­собах изображения «живого» огня и «текущей» воды в теневом спек­такле. Огонь изображается с по­мощью нескольких остроконечных ленточек ярко-красного цвета. Их


 


 



ТЕНЕВОЙ ТЕАТР



 


 


 

ГЛАВА 71

прикрепляют к нужной части деко­ративной детали (печка, камин, ко­стер) и направляют на них сильную струю воздуха от вентилятора. Кро­ме того, эти ленточки можно осве­тить специальной красной подсвет­кой. Но в теневом театре красные ленточки не всегда могут быть хо­рошо видны через плотный экран. Есть другой способ. Там, где должен гореть огонь, в тёмной ча­сти декорации вырезают силуэт пламени, разделённый на отдель­ные участки. Каждый из этих уча­стков заклеивают кусочком цвет­ного целлофана - красного, жёл­того, оранжевого. Позади этого силуэта помещают картонный круг с такими же прорезями и так же заклеенный кусочками целлофана. Вращая круг, достигаюм эффекта пламени, струящегося вверх. Для огня также добавляют подсветку,


но так, чтобы не засвечивать остальную декорацию. Чтобы пре­одолеть неподвижность изобра­жения пламени, между вращаю­щимся диском и декорацией по­мещают кусочек картона, на кото­ром вырезан такой же силуэт, что и на декорации. Двигая этот картон влево и вправо, изменяют форму огня. Почти так же получают эф­фект текущей воды. Только на этот раз декорация изображает поток воды, а целлофан для заклейки ис­пользуют зеленовато-голубых то­нов. На деревянные рамки (без верхней рейки) наклеивают полосы папиросной бумаги, верхний край которых вырезан в виде волн. Рам­ки на нитках раскачиваются, не за­девая друг друга, возле самого эк­рана. Часть экрана, где изображе­ны волны, подсвечивают голубым цветом.


 



Неподвижную луну можно по­казать при помощи проектора, на­рисовав ее на диапозитиве, изоб­ражающем небесный фон. Чтобы луна двигалась по небу, её можно нарисовать на другом диапозитиве, закрасив всё небо черным лаком, или же на листе бумаги чёрного цвета сделать прорезь луны. Если двигать этот второй диапозитив во втором проекторе, луна будет «плыть по небу».

Классический световой прибор для имитации эффектов состоит из шара или цилиндра, насажен­ного на ось с рукояткой. В качестве шара обычно используют старый глобус, мяч или склеивают шар из папье-маше. На шар или цилиндр наклеивают мелкие кусочки зер­кала. Его устанавливают справа или слева от рабочей рамки и на­правляют на него сбоку свет от


фильмоскопа, проекционного фо­наря или подсветки. При вращении шара сверху вниз экран покроется множеством световых «зайчиков», создающих впечатление снегопада. Основной источник света при этом должен быть голубым или синим. Иллюзия снегопада будет более полной, если не просто осветить шар, а спроецировать на него «снежный» диапозитив. Изготов­ляется он таким образом: на ку­сочке стекла (по размеру диапо­зитива), покрытом черным лаком или тушью, с помощью иглы вы­царапываются точки и звездочки. Диски помещают перед вторым проектором на своей подставке. В нужный момент проектор вклю­чают и приводят диски в движение, вращая медленнее для изображе­ния снегопада, для дождя - побы­стрее. Диапозитив с косыми тон-


 


72 ТЕНЕВОЙ ТЕАТР


кими белыми линиями на чёрном фоне поможет создать иллюзию проливного дождя. Движение шара - сверху вниз. Основной цвет под­светки - синий.

Для изображения фейерверка и салюта используют тот же «снеж­ный» диапозитив, но его прозрач­ные места окрашивают цветной тушью или декоративным лаком для ногтей. Шар или цилиндр в этом случае следует вращать снизу вверх. Для показа салюта, фейер­верка, всевозможных сказочных превращений можно использовать поляроидные пленки. В проекцион­ный аппарат вместо диапозитива закладывают три-четыре листа смятого бесцветного целлофана и кусочек поляроидной пленки. Дру­гой кусочек плёнки вращают перед объективом аппарата. На экране появляются фантастические пере­ливы всех цветов радуги как в чу­десном калейдоскопе.

Трюки и трансформации

Игра теневой фигуры с предметом является в теневом театре своего рода трюком. Это, впрочем, отно­сится только к фигурам, управляе­мым снизу при помощи ниток. Фи­гуры, управляемые по китайскому способу, играют с предметом очень просто: рука теневой фигуры при­касается к предмету, а второй ак­тер, прикрепив трость к предмету, управляет его движением, строго согласовывая это с движениями руки фигуры. При таком способе фигура может даже жонглировать. Теневой фигуре, управляемой нитками, играть с предметом го-


раздо сложнее. Поэтому не следует брать для постановки такие пьесы, в которых много физических дей­ствий с предметами. И всё-таки ни в одном спектакле не обойтись без того, чтобы персонаж не брал в руки ту или иную вещь. Взять предмет на глазах у зрителей те­невая фигура, конечно, не может. Поэтому обычно используют две фигуры, изображающие одного и того же героя: одну с предметом в руках, другую без него. Иногда можно сделать для одной и той же фигуры две правые руки или две левые (с предметом или без него).

Трюковых фигур в теневом спектакле может быть любое ко­личество. Вот лишь несколько при­меров.

Неожиданная деталь. К тене­вой фигуре можно приставить лю­бую деталь, и будет казаться, что она изменилась самым неверо­ятным образом. Например, надо, чтоб у лысого человека внезапно выросли волосы на голове. Деталь, изображающая волосы, прикреп­ляется на тонкой проволочке и по­дается из-за фигуры, перпенди­кулярно к её плоскости. Когда во­лосы доносят до головы, их быстро поворачивают параллельно плос­кости экрана и прижимают к фи­гуре. Если это проделать быстро и чисто, эффект будет поразитель­ным.

Повороты головы. Теневая фигура не может поворачиваться вокруг своей вертикальной оси, т.е. переходить из положения, когда она смотрит вправо, в положение, когда она смотрит влево. Таким


ГЛАВА II


поворотом она показала бы, что не имеет объема. Но иногда вполне достаточно сделать фигуре голову, которая может поворачиваться вправо и влево. Сама фигура при этом своего положения не меняет (корпус изображён анфас). Трюк с поворачивающейся в профиль головой подготавливают так. Вместо головы к корпусу прикреп­ляют кусок картона, изображающий два затылка, повернутых в разные стороны. К этому куску картона посредине приклеивают другой, изображающий профиль данного персонажа. Приклеивают при помощи мягкой тряпочки, чтобы его можно было отгибать в разные стороны. С помощью тонкой рейки этот профиль поворачивают то вправо, то влево, поочередно закрывая то один, то другой затылок, сливая в общий рисунок с другим, открытым в данный момент.

Больше-меньше и другие фокусы. Теневые фигурки умеют очень легко увеличиваться или уменьшаться, превращаться, со­вершать многие действия, а не только перемещаться в простран­стве. В теневом театре ничего не стоит, например, дрессировщику диких зверей самому превратиться во льва. Вырезаются две фигуры; в данном случае это человек и лев. Они по вертикали соединены между собой. Когда одна из фигур располагается параллельно экрану, вторая становится перпендику­лярно к нему и, следовательно, не видна зрителям. Быстрый поворот стержня - и фигуры меняются


местами. Человек таинственным образом исчезает, а на его месте оказывается лев. Таким же образом тонкий



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 3430; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.192.89 (0.022 с.)