Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теневой театр вчера и сегодня↑ Стр 1 из 16Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Лыкова И.А., Шипунова В.А. ТЕНЕВОЙ ТЕАТР ВЧЕРА И СЕГОДНЯ или КАК ПРИУЧИТЬ ТЕНЬ? Образовательная область «Художественное творчество» Учебно-методическое пособие Соответствует ФГТ Рекомендовано Учёным советом ФГАОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» Учёным советом ФГНУ «Институт художественного образования» Российской академии образования
Издательский дом «ЦВЕТНОЙ МИР» Москва 2012
Лыкова И.А., Шипунова В.А. Теневой театр вчера и сегодня, или Как приручить тень? (Образовательная область «Художественное творчество»). Учебно-методическое пособие. М.: ИД «Цветной мир», 2012. - 96 с, иллюстрации, фотографии. ISBN 978-5-4310-0083-6 Помните, как в детстве вы сплетали из пальцев затейливые фигуры, и на стене появлялись «живые» существа: собака, лошадка, сказочный дракон, змея, птица? А вот вы вечером в лесу рассматриваете тени деревьев на снегу - это словно какой-то другой мир, живой и самый настоящий, только туда никак нельзя попасть. Мир теней, полный тайных смыслов и загадочный, живет рядом с нами, неотделимый от нас и такой недоступный. Может быть как желание разгадать его загадку и родился театр теней? Ведь на время представления мы получаем пропуск в чудесный мир. Движение тени мгновенно откликается в душе, рождает в ней совершенно особые мысли и чувства. Каждый словно встречается с самим собой, с безмолвным голосом своего сердца. Выразительные средства теневого театра скупы и сдержанны, но наше воображение мгновенно дорисовывает всё недостающее. И помогает лучше узнать себя, свой внутренний мир. Игра Света и Тени - вечная тема для философов, художников и поэтов, но в театре теней эти две противоположности становятся рабочим материалом и оказываются почти прирученными. Фотографии, представленные на страницах 3, 5, 6, 7, 8, 10,11, 29, 31, 32, 33,34, 35,36,37, 38,39,42, 55, 56, 57,61,62, 69,70, 71, 72,78, 79,80,81 сделаны Анатолием Бартковским в Московском детском теневом театре. Сердечно благодарим художественного руководителя театра Александра Крупенина за неоценимую помощь в организации фотосъёмки и интервью. На стр. 40,44,45,46 представлены оригинальные фотографии из семейного архива Ильи Эпельбаума и Майи Краснопольской. Выражаем искреннюю признательность семейному дуэту за эти материалы и интервью. На стр. 13, 14,15, 63 опубликованы фотографии индонезийских кукол, экспонировавшихся на выставке в Музее декоративно-прикладного народного искусства (Москва). Рады нашему сотрудничеству. На стр. 4, 5,12,15,16,18,19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 63 представлены уникальные материалы из фотоархива издательского дома «Цветной мир». От всей души благодарим артдиректора Анатолия Бартковского за самоотверженную помощь и поддержку в подготовке этой книги. ISBN 978-5-4310-0083-6 . D .Охраняется Законом об авторском праве. Воспроизведение этой книги или любой ее части, включая оформление, преследуется в СУДебн0М ПОРЯДК6- © Лыкова И.А., Шипунова В.А., авторы, 2012 © 000 Издательский дом «Цветной мир», 2012
ВВЕДЕНИЕ Глава I. Театр Теней и Света ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ Специфика теневого театра, его эстетика и тематика варьируются в зависимости от культурных традиций. Для теневого театра характерно обращение к эпосу и фольклору, а значит - бережное сохранение традиционных сюжетов. Различия в происхождении сюжетов могут быть связаны с тем, что стили и культурные особенности теневых спектаклей отличаются в разных странах. Например, китайские спектакли теней, как правило, отображают исторические события; в основе индийских пьес - сюжеты религиозного содержания, основанные на эпосах (таких как Махабхарата и Рамаяна); в то время как турецкие пьесы -это комедийные представления. ГЛАВА I 5 В Китае, Индии, Турции, Камбодже, Индонезии и других странах Азии, а позднее и в Европе развитие театра теней шло своими путями, хотя имело и нечто общее, роднящее всех - это были самые популярные, истинно народные театры, которые на протяжении веков воспитывали людей, формировали мировоззрение и эстетический вкус, влияли на поведение и поступки людей. Индия:танцующие боги Искусство театра теней стало популярным в Индии в XVI столетии, особенно в период правления Буда Редди. Индийские куклы - самые большие в театральном мире, и представления теневого театра часто происходят возле храма Шива, бога - покровителя кукол. Согласно фольклору, в те времена, когда игрушки традиционно вырезали цельными из одного бруска дерева, жил мастер, который делал необычных кукол из отдельных деталей. Однажды в магазин этого мастера зашёл бог Шива с женой -богиней Парвати. Парвати, взглянув на кукол, была настолько очарована, что попросила мужа разрешить их духам вселиться в кукол, чтобы они могли потанцевать. После того как боги насладились зрелищем и устали, они забрали свои души и ушли. Мастер же, который с интересом наблюдал за происходящим, захотел вновь заставить кукол танцевать. Он перевязал их части и смог управлять куклами с помощью нитей. Представления театра теней обычно проходили ночью с заката до рассвета. Широкую поляну хорошо утрамбовывали и на бамбуковых шестах ставили огромный экран. За экраном разжигали костер из скорлупы кокосовых орехов. По другую сторону, где-нибудь под манговым деревом, располагались многочисленные зрители. Перед экраном садился рассказчик, и жители деревушки, затаив дыхание, слушали его рассказ о жизни богов и подвигах героев народного эпоса «Рамаяны» и «Ма-хабхараты». Во время рассказа вдруг начинал бить барабан, потом вступали другие музыкальные инструменты, и на экране появлялись куклы - герои повествования. Казалось, что они приходили к людям из другого мира. Спектакль теневого театра мог продолжаться много ночей подряд. Детей на такие зрелища не пускали. Мало того, мужчины и женщины смотрели представления отдельно. Красота теней по-европейски Театр теней привлек внимание европейцев, которые путешествовали по Азии. В отличие от народных мистерий и Пекинской оперы, театр теней не требовал перевода и был понятен всем! Первые упоминания о теневом театре в Европе относятся кXVII веку. Пожалуй, первой страной Европы, где появился теневой театр, была Италия, откуда сведения о нем стали распространяться все дальше на север. В 1740 году был основан первый теневой театр в Германии, а со временем стали возникать знаменитые «ша-тенбюнен» или «теневые сцены». Французский миссионер Жюль Алод в 1767 году был покорен красотой и необычностью этого театра. Именно он привёз на родину.основные приёмы мастерства. В <Х1776 году китайский театр теней ^Vi появился и в Англии. Великий поэт ^. В. Гете в свое время также про-Х^явил большой интерес к этому ^древнему восточному искусству. Он не только подробно рассказал о китайском театре теней на выставке 1774 года, но и сам устроил такое представление, когда пышно отмечал свой тридцать второй день рождения. Среди многих приглашенных были высокопоставленные лица, знать и придворные. Переняв основной принцип -показ силуэтов через полотно белого экрана, в деталях европейские кукольники довольно далеко отходили от восточных способов демонстрации. Так, если в теневых театрах Азии всегда работают с кожаными куклами и управляют ГЛАВА I ими с помощью тростей, то европейские кукольники заменили дорогую кожу картоном и жестью, даже стали использовать объемных кукол. Существовал также и теневой театр, где действовали живые актёры, которые двигались между полотняным экраном и источником освещения, отчего на экране возникали и перемещались их тени. И всё же результаты были неутешительными - ни актёры, ни постановщики спектаклей еще не понимали специфики представлений теневого театра и чувствовали себя стесненными тем, что следовало находиться слишком близко к экрану. Кроме того, каждое приближение к источнику освещения превращало фигуры в гигантов, не соизмеримых с остальными персонажами спектакля. И здесь произошло то, что нередко бывало и с другими видами искусства: непреодолимые на первый взгляд недостатки удалось превратить в достоинства. Например, приближение к источнику освещения стало одним из трюковых приёмов теневого театра. Кроме того, шло развитие механики управления куклами. Куклы превращались в механические, вместо разнообразных выразительных движений они делали однообразные, повторяющиеся жесты. Например, на экране появлялся музыкант-цимбалист, бивший палочками по цимбалам; выходил точильщик ножей и равномерно нажимал ногой на точильный станок; охотник стрелял из ружья. Владельцы театров большое ■■.. '>;■■ '■ ■
значение придавали свету. Они ловко манипулировали разноцветным освещением экрана (ставили перед светильником разные цветные стекла-фильтры); придумывали разные трюки с неожиданными превращениями, морскими бурями, восходам и-заходам и солнца и прочими постановочными эффектами. О техническом устройстве французских теневых театров писал французский историк Шарль Маньен: «Механический приём их чрезвычайно прост. На том месте, где в театре висит занавес, натягивают белую материю или хорошо помасленную бумагу. На расстоянии семи-восьми шагов позади экрана ставят светильник. Если между фонарем и экраном провести плоские фигуры, вырезанные из картона или кожи, тень от них появится на экране и её увидят зрители. Скрытая рука кукловода управляет маленькими фигурками с помощью тросточек. Это, как можно заметить, не скульптура, а движущаяся картина». Теневые представления французских кукольников носили сугубо развлекательный характер. Их репертуар состоял из отдельных трюковых сценок, пьес-сказок, в которых были чудесные превращения, сражения, природные явления, катастрофы, жанровые картинки. Сохранившиеся афиши красноречиво говорят о содержании постановок теневого театра: «Лазурный небосвод, занимающаяся заря, появление лучей восходящего солнца», «Буря, гром, град на море и поги- бающие корабли», «Маг, совершающий чудесные превращения», «Канатоходцы», «Говорящие стулья», «Золушка», «Мальчик-с-пальчик», «Опрокинутый кабриолет», «Сценка на рынке», «Охота на уток». Одна из наиболее популярных сценок, вошедшая с небольшими вариациями в спектакли почти всех теневых театров, - «Сломанный мост». В ней показывали мост с разрушенной посредине аркой; его ловко чинил рабочий-каменщик. На противоположном берегу появлялся путешественник; он останавливался, озадаченный, и спрашивал каменщика, можно ли перейти реку вброд. Каменщик, посмеиваясь, отвечал, что утки переходят её запросто; рассерженный путешественник находил лодочника, переправлялся на другой берег, подкрадывался к каменщику сзади и расправлялся с ним за насмешки. 18 ТЕНЕВОЙ ТЕАТР Популярна была сценка «Похищение Прозерпины». В греческой мифологии Прозерпина - супруга мрачного Аида, владыки царства теней. Её пытались похитить друзья Тесей и Пейрифой. Но похищение не удалось. Аид предложил друзьям, проникнувшим в его царство, сесть на волшебный трон. Когда же они это сделали, то мгновенно приросли к трону и не смогли сдвинуться с места. Вторая половина XVIII века -это время расцвета теневого театра в Европе. Слава о некоторых из них дошла и до наших дней. Широко известны знаменитый театр Амбруаза, основанный в 1775 году в Лондоне и гастролировавший по всей Европе, и теневой театр ДоменикаСерафэна, который был любимым зрелищем парижан конца XVIII - начала XIX века. Многие из европейских теневых театров приезжали на гастроли в Россию (к примеру, театр Амбруаза гастролировал в 1776 году). В Петербурге и Москве с 1783 по 1788 годы давал представления теневой театр Иосифа Киоза и К", рекламировавший свои спектакли таким образом: «Будут показаны многие удивительные перемены и проспекты городов, деревень, морей, строений и улиц; также на море морская буря с грозою, молнией и дождем, так что от оной корабли разбиваются, товары выбрасываются и тонут ко дну... Потом восходят куклы, кои танцуют на разные увлекательные манеры, так что каждый, смотря на их движения и каприолы, удивится и, сравнивая их с настоящими фигурантами, отдаст оным преимущество».
Значительным явлением в области теневого театра в Европе был, без сомнения, знаменитый театр «Ша нуар» («Черный кот»), созданный Анри Ривьером (полное имя -Бенжамен Жан Ан-ри Ривьер, годы жизни 1864-1897). Его театр теней в течение десяти лет - с 1887 по 1897 - привлекал широкую публику и получал самые блестящие отзывы газет и журналов. Началось это... с «пустяков». Как-то раз художник Анри Ривьер в одном парижском кабаре, пока шансонье исполнял свой номер, стал показывать через салфетку вырезанных им из картона человечков, иллюстрируя содержание песенки. Это импровизированное представление имело настолько бурный успех, что Анри Ривьер ре- ГЛАВА I шил всерьёз заняться искусством тени. Так возниктеневой театр «Ша нуар». В этом театре, кроме самого Ривьера, работали крупные художники Каран дАш, Анри Сомм и др. За десять лет театр выпустил тридцать девять спектаклей, и к большинству из них силуэты, декорации и персонажей рисовал сам Анри Ривьер. Фигуры вырезались из цинка. Театр имел сложную машинерию, которую изобретал и без конца совершенствовал сам великий Ривьер - директор театра, художник, изобретатель, режиссер, артист. За экраном работало 10-12 рабочих, быстро и бесшумно подавая по рельсам декорации к беспрерывно сменяющимся картинам. Пьесы в семь-десять картин в репертуаре «Ша нуар» встречались довольно редко. Чаще в одной пьесе бывало двадцать и даже более картин. Такие спектакли, как «Искушение святого Антония», «Завоевание Алжира» и «Во тьме времен», имели по сорок картин каждая. Наряду с исключительными художественными качествами теневых силуэтов, театр Анри Ривьера славился уникальной светотехникой. Самые замечательные и неожиданные эффекты достигались при помощи игры света. Ривьер сам изготавливал цветные стёкла разных оттенков. Количество таких стёкол для одного спектакля иногда достигало ста! и более. Была устроена сложная световая аппаратура для смены различной подсветки экрана. Рабочий, ведающий освещением, имел под рукой до семидесяти бечёвок, направленных к разным частям осветительной аппаратуры. Сюжеты спектаклей были самыми разнообразными. Среди них попадались бытовые комедии, шаржи, пародии, политическая сатира, баллады на темы из рыцарских времен, представления на библейские темы. Известный французский писатель Жюль Леметр так отзывался о творчестве Анри Ривьера: «Он как хороший художник обладает точностью обобщения, чувством жизни, изобилием художественной выдумки и соединяет с этим величественное мечтательное воображение настоящего поэта. Его силуэты пейзажей, зданий, толпы, групп и отдельных лиц, рисующиеся на феерически изменчивых небесах, являются шедеврами. Они мгновенны, как вспышки бенгальских огней, и мимолетны, как тени. Они красочны, грациозны и волнующи». 20 ТЕНЕВОЙ ТЕАТР Но, случилось так, что в том же Париже и в те же годы родилось новое увлекательное зрелище -кинематограф. На какое-то время он полностью переключил на себя интерес и внимание публики. Но искусство теневого театра не забылось художниками и кукольниками. Один из наиболее интересных современных теневых театров создан художником Жаном-Пьером Леско. Весомым доказательством того, что теневой театр не исчерпал своих творческих возможностей, были спектакли знаменитого Ричарда Бредшоу (Австралия) на Международном фестивале театров кукол в Москве в 1976 году. Бредшоу создал своеобразный, неповторимый театр, в котором он и актёр, и режиссёр, и автор, и кукольный конструктор. Его куклы - это плоские комбинированные фигурки из картона и цветного пластика. В представлении обычно участвует более ста кукол - чёрных и цветных. В спектаклях, показанных в Москве, остроумно и тонко подмечены человеческие типы и характеры. Виртуозная техника кукловождения изумляла зрителей: как ему удается - одному! -с таким блеском управлять одновременно несколькими персонажами. Бредшоу долго хранил от постороннего глаза секреты своей техники. Но для поклонников его искусства в нашей стране эта тайна перестала существовать, когда Центральное телевидение весной 1988 года посвятило три вечера циклу передач о выда- ющихся современных мастерах театра кукол разных стран (ведущим этих передач был Зиновий Гердт). В последней, третьей, серии цикла - «Мир театра кукол» - был представлен только Ричард Бредшоу с его теневыми миниатюрами. И здесь (возможно -впервые) телекамера заглянула за экран теневого театра, и мы увидели, как это делает Бредшоу. Стало ясно, что в принципе это техника китайского теневого театра, но приспособленная для работы одного кукловода. Длительность каждой из миниатюр Бредшоу - одна-две минуты. V истоков искусства силуэта В глубокой древности, при мерцающем свете костра первобытный человек замечал, как по стенам пещеры метались тени, то становясь огромными, зловещими, то исчезая. Тени возникали в лунную ночь и солнечный день. Достаточно было обвести контуры на земле или стене, как появлялся силуэт. ГЛАВА I
Не случайно с возникновением первых силуэтных изображений античные легенды связывают зарождение живописи. Чтобы помнить о том, кто уехал, или о том, кто умер, по обрисованной тени вылепляли портрет или делали тень как бы живой. По древнегреческой легенде, создательницей первого силуэта была дочь царя Дибутада, которая обвела на стене тень возлюбленного. В древнейших рисунках, как и в рисунках маленьких детей, нет тени. Постепенно в истории живописи появляются попытки показать объем предметов (оттенить) и дать изображение в перспективе (для этого тоже нужна тень). В Древней Греции еще в VI в. до новой эры в вазовой росписи использовались профильные фигуры: сначала черные на красном фоне, а потом красные на черном. Однако искусство силуэта в его настоящем виде подлинное свое рождение получило во Франции в первой половине XVIII века и очень быстро распространилось по всей Европе. Во Франции же утвердилось и само название «силуэт». Происходит оно от фамилии «главного контролера над финансами» при дворе Людовика XV -Этьена Силуэта (1709-1767). Этот расчетливый финансист, разумеется, никогда не изобретал силуэта - это было сделано задолго до него; не он даже ввел на него моду - это тоже было значительно рань Первоначально слово «силуэт» имело ясно выраженный иронический смысл. Дело в том, что, стараясь поправить расстроенные финансы, Э. Силуэт не только провел реформу по сокращению пенсий и уничтожению податных привилегий, но и предложил сократить личные расходы короля и двора. В результате таких мероприятий незадачливый министр, потеряв поддержку высшего общества, вынужден был уйти в отставку и стал предметом всеобщих насмешек. Тогда ему осталось одно утешение - вырезать из черной бумаги свои ТЕНЕВОЙ ТЕАТР стым, скромным, мизерным. За лаконичными черно-белыми изображениями, которые казались несколько бедноватыми по сравнению с нарядными яркими живописными полотнами или даже акварелями, это название укрепилось окончательно и даже дошло до наших дней. Во второй половине XVIII столетия в России работали два силуэтиста, обладавшие европейской славой: Ф. Сидо и Ф. Антинг, исполнявшие великое множество силуэтных портретов своих современников. Одно из первых силуэтных изображений принадлежит крупнейшему русскому скульптору Ф. И. Шубину (1740-1805) - это портрет неизвестной молодой женщины, выполненный черной тушью на золотом фоне. Техника исполнения силуэтов была различна: их рисовали тушью, вырезали из бумаги, иногда гравировали на дереве, а с начала XX века и на линолеуме. Большей частью силуэты вырезали из черной бумаги маленькими острыми ножницами и накладывали на доску, стекло или цветную бумагу. В XIX веке для оживления силуэтов, придания им большей выразительности художники начали оставлять внутри черной плоскости белые пустые места. Это были небольшие прорези различной формы, которые могли передать в силуэте волнение морской стихии или блеск солнечных лучей, кружево осенней листвы или легкость падающих снежинок... Все это обогащало возможности силуэта и делало его одним из своеобразных видов графического искусства. В Историческом музее Москвы и в частных собраниях сохранилось огромное множество силуэтов, свидетельствующих о широком распространении этого вида искусства в России.И действительно, многие семьи мечтали иметь портреты близких людей. Но заказать живописный портрет имели возможность лишь богатые вельможи. Силуэтные же портреты были сравнительно недороги. Силуэты играли ту же роль, что и возникшая позже фотография. Когда еще не изобрели фотографию, профиль, обведенный на бумаге по тени, считали самым точным изображением человека (в отличие от живописного портрета, куда художник всегда мог привнести свое отношение к личности). Существовало искусство угадывания характера по профилю.
ГЛАВА I
Театр ручных теней Театр ручных теней - один из самых простых видов теневого театра. Для его оборудования и проведения нужны самые обычные предметы: настольная лампа и экран - большой лист белой бумаги или ткань (простыня). Если в комнате светлые стены, представление теневого театра можно показывать прямо на стене. Актёр - человек, показывающий театр ручных теней, размещается между зрителями и экраном. Если комната небольшая и зрители сидят на низких стульях, артист тоже садится. Если комната большая и зрители находятся далеко, артист может стоять. Главное, чтобы зрители хорошо видели теневые силуэты на экране и при этом не очень высоко поднимали голову. Лампу нужно поставить на высоту рук человека, показывающего спектакль (на стол, стул или стопку книг), и загородить ширмой, чтобы свет не падал в глаза зрителям. Важно знать! Чем ближе к лампе располагаются руки артиста, тем крупнее тень на экране. Однако чем меньше силуэт, тем он чётче и выразительнее. Нужно порепетировать. Для теневого спектакля совершенно не обязательно дожидаться темноты. Театр ручных теней можно устроить и при дневном освещении. Для этого нужно смастерить экран из бумажной кальки или тонкой папиросной бумаги, наклеив её на раму - деревянную (пластиковую) или самодельную картонную. Такой экран нужно разместить против окна (на столе), сесть сбоку за экраном и показывать теневые силуэты. Рисунки в этом пособии помогут вам освоить технику показа забавных силуэтов разных животных. Порепетируйте, чтобы ваши руки «запомнили» способ сложения и движения. Обязательно порепетируйте движение, без которого немыслимо театральное представление. Зайчик шевелит ушками, петушок кукарекает и трясёт бородкой, собака «лает» - открывает и закрывает пасть, а вы издаёте звуки «ав-ав» или «тяф-тяф». Для самых первых теневых представлений достаточно одно-го-двух силуэтов и сопровождения показа звукоподражанием. Не забывайте включать в такие «диалоги» детей. Пальчик-мальчик, Где ты был? С этим братцем - В лес ходил, С этим братцем - щи варил, С этим братцем - кашу ел, С этим братцем - песни пел. 48ТЕНЕВОЙ ТЕАТР
Очень важно показать детям взаимосвязь между теневыми силуэтами на стене или экране и образами реальных живых существ, бытовых предметов, игрушек. Чем лучше развито воображение, тем богаче и разнообразнее ассоциации. Можно обводить теневые силуэты мелком (или простым карандашом) и раскрашивать, дорисовывать по своему замыслу. ГЛАВА II 49? Петух Медведь
теневой театр гл Театр «живых» теней Любой теневой спектакль ставится с помощью трёх безусловно необходимых элементов - экрана, источника света и теневой фигуры. Подготовить такое оборудование совсем несложно. Для начала посмотрим, как выглядит экран и каковы его разновидности. Экран и его виды Из картона или фанеры. Для изготовления самого простого экрана вам понадобится большой лист прочного картона или фанеры и тонкая белая бумага или калька. В картоне (или фанере) нужно вырезать(или выпилить)отверстие любой формы, чтобы получилась своеобразная рамка. Отверстие может быть прямоугольным, квадратным, овальным или полукруглым - в виде арки. При желании можно вырезать более сложную форму, например, абрис пещеры, избушки или дворца. Это отверстие нужно затянуть калькой или бумагой - аккуратно приклеить по периметру. Вот и готов настоящий экран - сцена для театра теней. Осталось лишь установить светильник, разместив его ЗА экраном (об этом мы расскажем в разделе «Световое оформление спектаклей»). За экраном на столе или тумбочке нужно поставить так называемую рабочую рамку (см. рисунок). Такая рамка может быть картонной, деревянной или керамической. На ней крепятся декорации: для этого вверху рамки обычно имеются проволочные крючки, а внизу - паз или два-три паза. Размер экрана и всего театра, в первую очередь, - коробки и декорационной рамы, зависит от размеров актёров и количества зрителей. Вспомним, что актёрами могут быть различные игрушки, силуэтные и объёмные куклы, бытовые предметы, люди или только их руки. Вот очень примерные размеры и расстояния: рабочая рамка 25x40 см, от экрана до рабочей рамки 120-130 см, а от рамки до источника света 30-40 см. Из картонной коробки. Самый популярный вариант экрана для домашнего теневого театра -большая коробка без верхней и задней стенок. Передняя стенка -это натянутая белая ткань (самый простой вариант - простыня). Это и есть экран. Бока коробки можно сделать из двух тёмных занавесок или полотнищ ткани, нижний край которых прикрепляется к полу канцелярскими кнопками так, чтобы на ткани не было складок. Ширмы по бокам нужны для того, чтобы удержать свет в пределах коробки. Осветительный прибор помещается внутри коробки (обычно - на полу) и направляется на экран. В дверном проёме. Экран теневого театра можно оборудовать в дверном проёме любой комнаты. В открытой двери, на высоте примерно 1,2 метра от пола, прикрепляется планка. На полметра выше размещается ещё одна планка. К этим планкам во всю ГЛАВА II Светодинамические эффекты Расскажем о самых простых способах изображения «живого» огня и «текущей» воды в теневом спектакле. Огонь изображается с помощью нескольких остроконечных ленточек ярко-красного цвета. Их
ТЕНЕВОЙ ТЕАТР
прикрепляют к нужной части декоративной детали (печка, камин, костер) и направляют на них сильную струю воздуха от вентилятора. Кроме того, эти ленточки можно осветить специальной красной подсветкой. Но в теневом театре красные ленточки не всегда могут быть хорошо видны через плотный экран. Есть другой способ. Там, где должен гореть огонь, в тёмной части декорации вырезают силуэт пламени, разделённый на отдельные участки. Каждый из этих участков заклеивают кусочком цветного целлофана - красного, жёлтого, оранжевого. Позади этого силуэта помещают картонный круг с такими же прорезями и так же заклеенный кусочками целлофана. Вращая круг, достигаюм эффекта пламени, струящегося вверх. Для огня также добавляют подсветку, но так, чтобы не засвечивать остальную декорацию. Чтобы преодолеть неподвижность изображения пламени, между вращающимся диском и декорацией помещают кусочек картона, на котором вырезан такой же силуэт, что и на декорации. Двигая этот картон влево и вправо, изменяют форму огня. Почти так же получают эффект текущей воды. Только на этот раз декорация изображает поток воды, а целлофан для заклейки используют зеленовато-голубых тонов. На деревянные рамки (без верхней рейки) наклеивают полосы папиросной бумаги, верхний край которых вырезан в виде волн. Рамки на нитках раскачиваются, не задевая друг друга, возле самого экрана. Часть экрана, где изображены волны, подсвечивают голубым цветом.
Неподвижную луну можно показать при помощи проектора, нарисовав ее на диапозитиве, изображающем небесный фон. Чтобы луна двигалась по небу, её можно нарисовать на другом диапозитиве, закрасив всё небо черным лаком, или же на листе бумаги чёрного цвета сделать прорезь луны. Если двигать этот второй диапозитив во втором проекторе, луна будет «плыть по небу». Классический световой прибор для имитации эффектов состоит из шара или цилиндра, насаженного на ось с рукояткой. В качестве шара обычно используют старый глобус, мяч или склеивают шар из папье-маше. На шар или цилиндр наклеивают мелкие кусочки зеркала. Его устанавливают справа или слева от рабочей рамки и направляют на него сбоку свет от фильмоскопа, проекционного фонаря или подсветки. При вращении шара сверху вниз экран покроется множеством световых «зайчиков», создающих впечатление снегопада. Основной источник света при этом должен быть голубым или синим. Иллюзия снегопада будет более полной, если не просто осветить шар, а спроецировать на него «снежный» диапозитив. Изготовляется он таким образом: на кусочке стекла (по размеру диапозитива), покрытом черным лаком или тушью, с помощью иглы выцарапываются точки и звездочки. Диски помещают перед вторым проектором на своей подставке. В нужный момент проектор включают и приводят диски в движение, вращая медленнее для изображения снегопада, для дождя - побыстрее. Диапозитив с косыми тон-
72 ТЕНЕВОЙ ТЕАТР кими белыми линиями на чёрном фоне поможет создать иллюзию проливного дождя. Движение шара - сверху вниз. Основной цвет подсветки - синий. Для изображения фейерверка и салюта используют тот же «снежный» диапозитив, но его прозрачные места окрашивают цветной тушью или декоративным лаком для ногтей. Шар или цилиндр в этом случае следует вращать снизу вверх. Для показа салюта, фейерверка, всевозможных сказочных превращений можно использовать поляроидные пленки. В проекционный аппарат вместо диапозитива закладывают три-четыре листа смятого бесцветного целлофана и кусочек поляроидной пленки. Другой кусочек плёнки вращают перед объективом аппарата. На экране появляются фантастические переливы всех цветов радуги как в чудесном калейдоскопе. Трюки и трансформации Игра теневой фигуры с предметом является в теневом театре своего рода трюком. Это, впрочем, относится только к фигурам, управляемым снизу при помощи ниток. Фигуры, управляемые по китайскому способу, играют с предметом очень просто: рука теневой фигуры прикасается к предмету, а второй актер, прикрепив трость к предмету, управляет его движением, строго согласовывая это с движениями руки фигуры. При таком способе фигура может даже жонглировать. Теневой фигуре, управляемой нитками, играть с предметом го- раздо сложнее. Поэтому не следует брать для постановки такие пьесы, в которых много физических действий с предметами. И всё-таки ни в одном спектакле не обойтись без того, чтобы персонаж не брал в руки ту или иную вещь. Взять предмет на глазах у зрителей теневая фигура, конечно, не может. Поэтому обычно используют две фигуры, изображающие одного и того же героя: одну с предметом в руках, другую без него. Иногда можно сделать для одной и той же фигуры две правые руки или две левые (с предметом или без него). Трюковых фигур в теневом спектакле может быть любое количество. Вот лишь несколько примеров. Неожиданная деталь. К теневой фигуре можно приставить любую деталь, и будет казаться, что она изменилась самым невероятным образом. Например, надо, чтоб у лысого человека внезапно выросли волосы на голове. Деталь, изображающая волосы, прикрепляется на тонкой проволочке и подается из-за фигуры, перпендикулярно к её плоскости. Когда волосы доносят до головы, их быстро поворачивают параллельно плоскости экрана и прижимают к фигуре. Если это проделать быстро и чисто, эффект будет поразительным. Повороты головы. Теневая фигура не может поворачиваться вокруг своей вертикальной оси, т.е. переходить из положения, когда она смотрит вправо, в положение, когда она смотрит влево. Таким ГЛАВА II поворотом она показала бы, что не имеет объема. Но иногда вполне достаточно сделать фигуре голову, которая может поворачиваться вправо и влево. Сама фигура при этом своего положения не меняет (корпус изображён анфас). Трюк с поворачивающейся в профиль головой подготавливают так. Вместо головы к корпусу прикрепляют кусок картона, изображающий два затылка, повернутых в разные стороны. К этому куску картона посредине приклеивают другой, изображающий профиль данного персонажа. Приклеивают при помощи мягкой тряпочки, чтобы его можно было отгибать в разные стороны. С помощью тонкой рейки этот профиль поворачивают то вправо, то влево, поочередно закрывая то один, то другой затылок, сливая в общий рисунок с другим, открытым в данный момент. Больше-меньше и другие фокусы. Теневые фигурки умеют очень легко увеличиваться или уменьшаться, превращаться, совершать многие действия, а не только перемещаться в пространстве. В теневом театре ничего не стоит, например, дрессировщику диких зверей самому превратиться во льва. Вырезаются две фигуры; в данном случае это человек и лев. Они по вертикали соединены между собой. Когда одна из фигур располагается параллельно экрану, вторая становится перпендикулярно к нему и, следовательно, не видна зрителям. Быстрый поворот стержня - и фигуры меняются местами. Человек таинственным образом исчезает, а на его месте оказывается лев. Таким же образом тонкий
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 3430; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.192.89 (0.022 с.) |